Понятие культуры его историческое развитие. Сущность культуры законы ее развития. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и

Культура - это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.

I этап развития мировой культуры - культура первобытного общества или архаическая культура - с момента появления человека -2,5 млн. лет назад - до IV тыс. до нашей эры

II этап развития мировой культуры - культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры - V век нашей эры

III этап развития мировой культуры - культура средних веков - с V века н.э. - до сер. ХVII века

IV этап развития мировой культуры - культура нового времени - с сер. ХVII - 1917 г.

V этап развития мировой культуры - культура новейшего времени - 1917 г .- до наших дней.

Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

Культура первобытного общества и древнего мира. Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век — переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III — II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже — для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.


Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной . Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура — появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род - объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 - 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека - homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство , которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери - прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно - власть матери) - эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно - слово, сказание, предание). Мифология - совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм — форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм — форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов, талисманов).

III. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV. Анимизм — форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного.

Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:

· Одно из первых табу касалось инцеста — брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды . Одним из важнейших из них был обряд инициации — посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция ». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.

ВВЕДЕНИЕ. Вопросы теории культуры.

1. Культура как предмет изучения.

3. Основные этапы развития мировой культуры.

Культурология – это относительно новая научная дисциплина гуманитарного профиля, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» - наука. Таким образом, дословно культурология переводится на русский язык как наука о культуре.

Как самостоятельная наука культурология выделилась в середине XX века. Она является интегративной наукой, так как ее базисом служит множество наук, в рамках которых исследуются определенные явления культуры: философия, история, антропология, этнография, психология и т.д. Следует заметить, что до выделения культурологии в специальную отрасль научного знания культура исследовалась этими конкретными науками.

Термин «культурология» в качестве синонима науки о культуре начал использовать американский ученый, антрополог Лесли Уайт (1900 – 1975). Культурология – это наука, которая объединяет разнообразные аспекты изучения культуры в целостную систему. Важной задачей культурологии является познание сущности культуры, выявление законов, механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, о культуре народов планеты (в том числе и особенностях украинской культуры) на разных этапах истории.

Следует помнить, что культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели. Поэтому учебно-воспитательное значение курса чрезвычайно высоко.



Культура является одной из важнейших характеристик общества. Она пронизывает все сферы жизни человека и определяет образ жизни общества и отдельной личности. Процессы глобализации, которые происходят в современном мире, требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, интенсификации обмена культурными ценностями между различными народами, а, с другой – умения выйти за рамки традиций и стереотипов.

Знакомство с основами культурологии позволяет студенческой молодежи не только адаптироваться к существующим условиям, но и помогает развивать свои творческие способности. Наука о культуре формирует представления о культурно-историческом процессе, особенностях культурных эпох, духовных ценностях и приоритетах народов мира. Курс культурологии знакомит с культурой Украины в различные исторические периоды. Изучение культурологии обогащает духовный мир студентов, способствует формированию умения понимать произведения искусства, Позволяет воспринимать культуру как неотъемлемую часть развития и становления личности.

В рамках нашего курса мы изучаем два аспекта культурологии: теорию культуры и историю мировой (зарубежной) и украинской культуры.

Поскольку культурология - молодая наука, многие ее понятия вызывают споры и не имеют однозначной трактовки. Это касается и термина «культура».

2. Определение культуры, ее структура и функции.

Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Существует выражение, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).

Понятие «культура» является центральным в культурологии. В настоящее время в употреблении этого термина имеется много смыслов и значений. Чтобы определить, что такое культура, следует выяснить, как развивались представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона (106 – 43 г.г. до н. э.) и происходит от латинского "culturе", производимое от слова «colere», что означало возделывание, обработку почвы, то есть занятие сельским хозяйством. Цицерон этот термин перенес на человека, подразумевая его воспитание и образование, т.е. своего рода "возделывание человека", в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д

В Толковом словаре В. Даля сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное.

До 17 века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он использовался только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался, например, совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. Термин «культура» стал активно использоваться деятелями эпохи Просвещения в противовес термину «природа». В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В дальнейшем с культурой стали связывать все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Одно из первых определений культуры принадлежит английскому ученому, этнографу Э. Тайлору (1832-1917). В своей работе «Первобытная культура» он подчеркнул: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Исходным пунктом является положение о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления создаются людьми. Создавая культуру, люди строят новую, «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от латинского arte – искусственно и factus – сделанный). Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы мышления.

Для более глубокого познания культуры, необходимо разобраться в том, что составляет ее сущность. В культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры: деятельностный, ценностный, технологический.

В основу ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных за всю историю человечества. При таком понимании возможна трактовка культуры как « склада» или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком, а сам человек как бы выпадает из культуры.

Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе, рассматривая культуру как способ жизнедеятельности человека. Дается, например, такое определение: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование самого человека.

При технологическом подходе указывается на то, что культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

В широком смысле – культура – совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.

С этой точки зрения культуру принято делить на материальную и духовную.

Материальная культура – это результат материальной деятельности людей. К материальной культуре принадлежат способы производства, его технология, орудия труда, жилище, одежда, быт, и т.д. Именно материальная культура создает уровень жизни общества, характер материальных потребностей и их удовлетворение.

Материальная культура характеризует процесс взаимодействия человека с природой и процесс собственного воспроизводства. В процесс воспроизводства человека входят составной частью семейно-брачные отношения и физическая культура. В понятие физической культуры объединяют культивирование физических возможностей человека, гармонизацию его физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы многолики и включают в себя различные виды спорта, гимнастики. К культуре физического развития следует отнести и все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять и восстанавливать возможности человеческого организма. Материальная культура в современных терминах науки получила название «искусственная среда».

Духовная культура – результат духовной деятельности людей. Она включает в себя науку и искусство, литературу и религию, мифологию и философию, образование, мораль и право. Духовная культура поясняет отношения человека к себе, к другим людям, к окружающему миру. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Духовная культура объединяет различные виды деятельности человека: проективный, познавательный, ценностный, коммуникативный.

Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существуют изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.

Особой областью культуры является художественная культура. Являясь духовной в своей основе, она имеет, как правило, изобразительный характер. Таким образом, художественная культура – это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Например, архитектура очень близка к технике, а, с другой стороны – к духовной культуре.

Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).

В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.

Нормы – это стандарты поведения.

Ценности – это способность вещей или явлений удовлетворять потребности человека или общеста. В определенном наборе ценностей проявлется отношение к жизни, представления человека о том, что является наиболее важным и значимым. В соответствии со сферами общественной жизни выделяют ценности материальные и духовные, утилитаристские и социально-политические. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценок людей, то ценности могут оказаться подлинными, вечными, а могут оказаться и временными, мнимыми. Подумайте, какие ценности можно назвать общечеловеческими или вечными.

В зависимости от носителя, культура разделяется на национальную и мировую. Национальная культура - это продукт деятельности одного народа. Особенностью функционирования культуры является самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур.

Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культура может быть рассмотрена с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе.

Функции культуры :

1) познавательная (состоит в том, что культура дает людям возможность познать свою историю, опыт, возможности).

2) регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения).

3) коммуникативная (культура формирует условия и средства человеческого общения, обеспечивает связь между поколениями).

4) интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)

5) воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность). Процесс вовлечения человека в общественную жизнь, усвоение им культуры общества называют социализацией личности .

Таким образом, изучение культурологии, основ мировой и украинской культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека, профессионала высокого уровня.

Основные этапы развития мировой культуры.

Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.

I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура с момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры

II этап развития мировой культуры – культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры

III этап развития мировой культуры – культура средних веков - с V века н.э. – до сер. ХVII века

IV этап развития мировой культуры – культура нового времени - с сер. ХVII – 1917 г.

V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени 1917 г .– до наших дней.

Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры -- содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, его способности и деятельности. Культура всегда -- творение человека. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Не может быть культура “до” или “вне” человека, как не может быть человека “до” и “вне” культуры; культура, как отмечалось, -- сущностное, родовое свойство человека, который сам есть феномен культуры.

Способности человека понимаемые как реализация естественных задатков в процессе собственного жизненного пути -- источник всех свершений культуры. Все созданное людьми, все продукты их деятельности могут рассматриваться как объективация этих способностей. Ценности же культуры есть опредмеченные деятельностью способности людей. Потенциально содержащиеся в них миры, возможно, актуализируются, осуществляются посредством культуры. Мир культуры, представленный как ценность, есть наличный мир развернутых человеческих способностей, опредмеченной деятельности.

Культура, с одной стороны, является аккумулятором общественно значимого опыта, накопленного народами в ходе исторического развития, с другой, -- связана с целеполаганием, то есть постановкой социально значимых целей и интенций их достижения. Поэтому культура включает институты, учреждения и механизмы, обеспечивающие, во-первых, сохранность, во-вторых, преемственность базовых ее элементов и образцов, в-третьих, формирование и “творение” новых ценностей и моделей.

Уровень культуры общества, в конечном счете, детерминируется социально-экономическим бытием (базисом). Это измерение культуры, будучи сущностным, определяющим, не является единственным: в культуре одного уровня наблюдается огромное разнообразие культур. Преобразование культуры, сколь бы не было оно медленным, происходит путем “взрыва”, в результате которого старая культура преодолевается. Преодоление это, однако, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается преемственность в культуре.

Основа социальной динамики -- смена традиций, то есть ломка, преодоление культуры. Сложный сам по себе, не поддающийся однозначной трактовке, этот процесс направляется мощными стимулами, лежащими вне культуры. В то же время это внешнее воздействие проявляется в работе внутренних механизмов, и культурная динамика катализирует процесс смены социальных идеалов, представляющих собой высшие слои культуры.

Не будучи абсолютно самостоятельной, культура в той мере, в какой она обладает атрибутами внутренней автономии, развивается из определенной исходной клеточки. Если понимать культуру как одну из детерминант общественного развития, то тогда в основу понятия “культура” полагается опыт -- фиксированная сторона труда, практики, своего рода “застывшая практика”, структура и условие реализации того или иного способа деятельности.

Элементарная социально санкционированная форма фиксации общезначимого опыта -- культурная норма. Она лежит в основе культуры, ее стабильность -- условие бытия культуры как таковой. Культурная норма фиксирует устойчивые исходные моменты, связанные с трансляцией социального опыта в процедурах примера, показа и языковой символики. Ненормативное поведение подлежит культурным санкциям. С нормой связана своя система понятий, отражающих реальное бытие культуры и составляющих фундаментальное звено культурной системы -- привычка, обычай, этикет, церемония (церемониал), ритуал.

Центральное звено культуры -- традиция, представляющая собой форму социального наследования, моментами которой из выше приведенного ряда являются обычай и обряд. В категории традиции фиксируются моменты стабильности, устойчивости каждой конкретной культуры -- то, что делает культуру каждый раз тождественной себе и без чего лишается смысла понятие культурной преемственности. Отказ от традиций есть, по сути, смена культурных ориентиров, смена культур. (Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М., 1995. С. 108, 109, 114, 116, 118)

Любой факт культуры представляет собой единство материального и идеального, духовного бытия и отношения, объективного существования и субъективного осмысления и полагания. Культура включает в себя как предметные и иные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Культура есть то, что возникает вследствие порыва человека из тьмы материального мира к свету метафизического существования. Культура -- свет и дух, природа -- материя и тьма. В культуре человек избавляется от страха собственной смерти, им проживаются такие сроки, такие жизни, что смерть теряет значение личной катастрофы. Более того, именно культура придает его недолгому пребыванию в материальном мире духовное содержание. “Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит”, -- строками А. Пушкина можно ответить на неотвратимость смерти./3/ (Мильдон В.И. Природа и культура // Вопросы философии. 1996, № 12. С. 67, 73).

Материальная культура несет в себе духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, равно как и духовная культура существует в осуществленной, опредмеченной форме -- в предмете, знаке, образе, символе -- или обладает материальным носителем. В материальной культуре выделяют следующие сферы, они связаны:

  • - с практически-преобразовательной деятельностью людей -- средства воспроизводства и сообщения, орудия труда, жилище, технические сооружения, все то, что является искусственной средой или средой обитания, а также производственные технологии и специфические формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал людей, их технические знания;
  • - с производством и воспроизводством общественной жизни -- социальные институты, системы власти, здравоохранения, образования, воспитания, отдыха, досуга;
  • - с производством и воспроизводством самого человека -- традиции, нормы, ценности, идеалы, освоение и адаптация предшествующего или иного опыта.

Духовная культура охватывает сферы сознания, духовного производства -- познание, нравственность, воспитание и образование, а также философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию. Составной частью духовной культуры является мир ценностного знания, позволяющий человеку ориентироваться в мире в целом и в обществе, в котором он живет. Духовные ценности являются тем экзистенциональным базисом, на котором человек строит свое бытие и отношения с другими людьми. Трактовка культуры как системы ценностей позволяет “отграничить” культуру от природы и одновременно не отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, и в то же время не снимается важная проблема соотношения культуры и общества.

К духовной культуре относится сфера творчества, благодаря которому создаются новые артефакты духовного производства, никогда не существовавшие прежде и обретшие свое бытие и его конкретные формы в ходе созидательной деятельности творца. Культура, понимаемая как ценность и способ деятельности, есть не замкнутая, а открытая система. В основе ее развития лежат открытые, “взламывающие”, корректирующие алгоритмы. Культура -- диалектическое единство традиции и новации, сохранения и преодоления, порожденной и порождающей деятельности. Развивающаяся культура невозможна без творчества, без порождающей новое созидательной (креативной) активности.

Здесь, правда, возникает антиномия традиции, понимаемой как передача опыта. Суть ее состоит в том, что, с одной стороны, смысл традиции -- в неизменности, консерватизме, неподвижности, с другой, -- передача, трансляция -- это всегда процесс. Разрешение этой антиномии видится в обращении к категории “форма”. Традиция -- форма, которой передается культурное содержание. Между тем традиция содержательна. Не меняющееся, по сути, содержание традиции облекается в постоянно видоизменяющуюся форму.

Материальная и духовная культура находятся в органичном единстве друг с другом, разграничение же их носит функциональный характер. Так элементы материальной культуры являются результатом воплощения определенных идей, материализации знания (мост через реку, океанский лайнер, космический аппарат, высотное здание, компьютер), а духовная культура объективируется с помощью материальных средств (картина, фильм, музыкальное произведение, спектакль, скульптура).

В обществе культура выполняет следующие функции, выступая в качестве:

а) типа социальной памяти

Культура сохраняет предшествующий опыт. Она связана с историей, предполагается непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Современная культура -- результат огромного пути, который насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур, становясь потенциально достоянием всех людей. Ценности и символы культуры приходят, как правило, из глубины веков и, видоизменяя свое значение, передаются будущим состояниям культуры. Следовательно, культура исторична и трансисторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому -- реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии и к прогнозам будущего./4/ (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 4-9)

б) формы трансляции социального опыта

Культура характеризует обновляющееся бытие социума и человека, выступая в качестве живой и самовозобновляющейся “субстанции”, основаниями которой являются алгоритм, код, матрица, канон, эталон, норма, традиция и т.д. Каждое поколение осваивает как предметный мир культуры, способы и навыки технологического отношения к природе, так и культурные ценности, образцы поведения. Культура, “донося голоса” прошлого, предстает, таким образом, формой передачи социального опыта, причем во всех его этнических и национальных проявлениях.

в) способа социализации человека

Культура как устойчивая традиция социальной деятельности человека позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид выступает в качестве носителя культурных норм и образцов. В этом смысле культура предстает и как продукт, и как детерминанта социального развития. Культура, обеспечивая сохранение и перенос духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности -- повседневность, политику, экономику, искусство, спорт -- представляет собой фактически способ социализации субъекта, поскольку содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека. В ситуации трудного выбора именно культура позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагировать на социальные требования, осознавать их моральный, эстетический, политический или иной смысл, принимать адекватные решения.

Возможны и другие классификации функций культуры. Различные исследователи выделяют, в частности, преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, нормативную (и другие функции).

Плюралистический характер бытийствования культур породил проблему их типологий. Важнейшей из них является та, которая фиксирует уходящие в глубь веков различия между крупными культурными совокупностями, прежде всего западной и восточной культурами. Сравнение их происходит по проблеме отношения, во-первых, к человеческой личности, во-вторых, к возможностям разума, в-третьих, к социально-политической активности. Если в Европе культивировалась личность человека как образ и подобие Творца, то восточная культура основывалась преимущественно на идее ложности индивидуальных форм социальной и духовной жизни, отказа от личного “Я” в пользу коллективного и обезличенного целого. Особенностью европейской культуры был акцент на рациональный и прагматической составляющих познания, в то время как Восток рассматривал их ниже интроспективно-интуитивных и этических измерений и потому глубоко разработал совокупность медитативных техник и приемов самовнушения. В отличие от европейской культуры, ориентированной на активное социальное проектирование и действие, восточная культура основана на принципе “недеяния”, согласно которому человек не должен нарушать установившееся в природе и обществе положение вещей, а действия его в лучшем случае могут быть ограниченно “встроенными” в этот порядок. Следует отметить, что в последние десятилетия по этим и другим вопросам наблюдается не только расхождение, но и сближение западной и восточной культур. На Западе усилилось внимание к социальному, коллективному (корпоративному) целому, к достижениям восточной медитативной психологии, принципу “недеяния”. В свою очередь в странах восточной культуры “прорастают” ценности демократии и либерализма, очевиден интерес к индивидуально-личностным формам бытия, усиливаются рациональные начала в познании (наука), просматривается тенденция к усвоению идеи активного вмешательства в социальную жизнь.

Другой вариант типологии культур -- выделение массовой и элитарной культур. Массовая культура -- феномен, охватывающий многообразные и разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с научно-технической революцией, развитием коммуникационных и репродуктивных систем, глобализацией информационного обмена и пространства. Основными характеристиками массовой культуры являются -- массовое производство культурных образцов, массовое их потребление. Массовая культура внутренне противоречива. В условиях зрелой рыночной экономики артефакты массовой культуры функционируют и как потребительский товар, и как культурные ценности. Как товар они должны продаваться и приносить прибыль, поэтому многие из них формируют вульгарные потребности и мифологемы, потакают неразвитым вкусам, способствуют стандартизации и унификации личности. Вместе с тем массовая культура рассматривается как в целом удовлетворительная форма демократизации общества, средство подъема культурного уровня широких масс, возможность приобщения к мировым шедеврам и осознания связи со всем человечеством и его проблемами.

Актуализируя и опредмечивая социально-психологические ожидания значительных масс людей, массовая культура удовлетворяет их потребности в эмоциональной разрядке и компенсации, общении, досуге, развлечениях, игре. Поточный характер производства и стандартизация продукции сопровождаются процессом формирования субкультур (возрастных, профессиональных, этнических и др.) со свойственными им и специально создаваемыми образцами массовой культуры. Это -- особый вид индустрии с острой конкуренцией, своими продюсерами, режиссерами, менеджерами, маркетингом, специалистами по рекламе и работе со средствами массовой информации и т.п. Установка на общие стандарты потребления, на моду с ее законами подражания, внушения и заражения, на сиюминутный успех и сенсационность дополняются мифотворческими механизмами массовой культуры, перерабатывающей практически все ключевые символы предшествующей и современной культуры.

Массовая культура -- феномен XX века, однако, корни ее обнаруживаются на более ранних стадиях -- лубок, частушки, бульварная пресса, оперетта, карикатура. Содержательно она весьма разнообразна -- от примитивного кича (комиксы, “мыльные оперы”, “блатные песни”, электронные сочинения, “желтая пресса”) до сложных насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, “интеллектуальный детектив”, поп-арт) -- и балансирует между вульгарным и изощренным, примитивным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным. Особой разновидностью массовой культуры является культура тоталитарных обществ, в которых государство присваивает культуротворческие функции и подчиняет их политическим и идеологическим задачам, формируя обязательные для всех поведенческие стереотипы, насаждая конформизм./5/ (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 345).

Элитарная культура -- совокупность специфических форм, создаваемых в сферах искусства, литературы, моды, а также предметов индивидуального производства и потребления, роскоши, продуцируемых в расчете на то, что они будут востребованы и поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и материальными средствами, называемой в силу этого “элитой” общества. Основные идеи, связанные с элитарной культурой, сформулированы в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а в XX веке разработаны О. Шпенглером, Х. Ортегой-и-Гассетом, Т. Адорно, Г. Маркузе. Элитарная культура характеризуется ими как возможность для избранных натур, осознавших единство друг с другом, противостоять аморфной толпе, “массе” и тем самым “омассовляющим” тенденциям в культуре. Однако из-за отсутствия четких критериев, позволяющих судить об адекватности понимания артефактов элитарной культуры, оказывается невозможным провести разграничение “элиты” и “массы”. Как правило, то, что получало название “элитарной культуры”, оказывалось лишь временной и преходящей формой духовного и эстетического самоутверждения тех или иных социальных групп, которая довольно быстро отбрасывалась за ненадобностью, превращаясь при этом в объект освоения далекими от элиты, относительно широкими слоями общества.

Таким образом, массовая и элитарная культуры не имеют четко выраженных границ, они представляют собой части целого -- единого социокультурного процесса.

Неотъемлемой частью культуры является контркультура -- совокупность феноменов и социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, находящихся в оппозиции к господствующим образцам. Основные идеи контркультуры сформулированы в 60-70 гг. в работах американских исследователей Т. Роззака и Ч. Рейча. Сводятся они к следующему:

  • - отрицание индивидуально-личностного начала западной культуры;
  • - культивирование безличного, коллективно-анонимного начала;
  • - возражение против принципа самотождественности человеческого “Я”;
  • - отказ от традиционно-христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы; неприятие протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности;
  • - возведение в культ бесцельного времяпрепровождения.

Ведущими разновидностями контркультуры являются молодежная контркультура и андерграунд.

Молодежная контркультура рассматривается как форма протеста против отчуждения и бездушия цивилизации на ее индустриальной, постиндустриальной, а теперь и информационной стадиях. В качестве альтернативы образу жизни и системе ценностей отцов молодежь 70-х гг. создала движения хиппи, панков и другие, обратилась к изучению восточных религиозных, эзотерических учений, демонстрировала вызывающее поведение. Наряду с этим молодежная контркультура обратила внимание общества на целый ряд реальных вопросов -- выживание человечества, глобальные проблемы современности, способствовала созданию движения “зеленых” и т.д.

Андерграунд -- подпольная культура (искусство), характеризующаяся нежеланием ее творцов гнаться за коммерческим успехом, преследованием их со стороны власти. Эта культура имеется во всех странах мира, но особенно характерна для тех из них, которые отличаются тоталитарными и авторитарными формами правления.

Важнейшей проблемой культуры является ее противостояние диктату товарно-денежных отношений. Коммерциализация культуры, с одной стороны, позволяет многим талантливым творцам добиваться успеха и обрести условия жизни, соответствующие их способностям и усилиям. С другой стороны, она не позволяет массе столь же талантливых людей надеяться на успех и признание при жизни в силу отсутствия спроса на их творения на рынке. Лишь немногие учреждения культуры и творцы могут противостоять диктату рынка. Их существование определяется степенью устойчивости культурной традиции в том или ином обществе, отношением государства и власти к проблемам культуры и культурной идентификации страны, деятельностью подвижников и энтузиастов, разных кругов населения, заинтересованных в том, чтобы подрастающие поколения входили в мир подлинной, а не суррогатной коммерческой культуры.

В определенных условиях культура может стать проблемой национальной безопасности страны, этнической самоидентификации отдельных народов, прежде всего малочисленных. Довольно остро в наши дни стоит вопрос сохранения культурного многообразия на планете, особенно перед лицом тотального нашествия образцов западной массовой культуры. (ЖУРНАЛ "ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО" Избранные статьи: 2000 г. Т.2 вып. 2(3). О.А. Митрошенков Культура и цивилизация (материалы лекции)).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру. Данная работа лишь вкратце представляет анализ культуры как социального феномена, приоткрывая то многообразие проблем, которое обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение общества.

В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с «культурой» по частоте употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодёжь, эстетические проблемы или политику, занимаемся ли мы археологией или этнографией и т.д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает свой оттенок. Цель работы рассмотреть такое понятие как культура. Задачи работы:

1. Культура и природа;

2. Религия как форма культуры;

3. Развитие культуры в период второй промышленной революции.

1. Культура и природа

Крупнейший американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) указывал на триединую природу человека как биологического, социального и культурного существа. Именно культурная компонента и делает человека человеком. Благодаря и в результате социокультурной творческой деятельности человек выделился из Природы и закрепил это свое отделение.

«Культура» в современном социогуманитарном знании - открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889-1968) культура есть «надприродное» явление.

Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура.

Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением.

Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д.

И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Сознание является источником внеприродного и в действительности делает надинстинктивное в жизни людей. Всё, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено и «отягощено» сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей - везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д.

Культура не противостоит природе, в ней содержатся определённые природные «отпечатки», связанные с особенностями географических условий, доминирующего темпа темперамента. Следовательно, будучи отличной от природы, культура, в особенности на ранних этапах её становления, в какой-то мере учитывает природные факторы, но не противостоит им.

2. Религия как форма культуры

Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Это - форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты это - форма сознания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.

Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами.

Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность - непостижимый абсолют. Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.

Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения». Религия возникла тысячелетия назад, но до сих пор для многих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд. Приближается время, когда голодные будут накормлены, когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.

Тезис о многообразии форм религиозного дискурса, его зависимости от культурного окружения фактически прокладывает дорогу межконфессиональному диалогу, плюрализму и веротерпимости. В многообразии религиозных картин мира проступает никогда не завершенный абрис непостижимого.

Наше развитие идет в таком направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психологическая инстанция включает его в число своих заповедей. Путем такого превращения человек приобщается к нравственности и социальности. Но большинство людей повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения, то есть только там, где нарушение запрета грозит наказанием. И в том и в другом случае, важную роль играет религия. Религия черпает силы в чувстве одиночества человека во Вселенной - чувстве, которое она способна внушить. Вначале одиночество достигалось тем, что вселенную подчиняли нашему собственному понятию блага; единение с Богом было легким делом, потому что Бог был любовью.

Но крушение традиционной религии заставило усомниться, можем ли мы довериться этому способу единения. Необходимо найти такое единение, когда мы ничего не просим у мира и опираемся только на себя. Оно возможно в беспристрастном поклонении и всеобщей любви, которые игнорируют различие добра и зла и даны всем в равной мере. Чтобы освободить религию от догм, надо воздержаться от требований соответствия мира нашим стандартам. Таким образом, опыт истории подводит нас к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не путем развития науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа - но установлением над всемирной федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной, высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства неэтична по своему существу.

Распространено мнение, будто религия реакционная. Но говорить о реакционности религии безотносительно к ее формам-то же, что доказывать реакционность искусства вообще или философии вообще. Реакционных форм религии можно встретить сколько угодно, но это не имеет отношения к той рождающейся религии итога, которой посвящена данная книга. Ибо в нашем столетии не было и нет более прогрессивных целей, более прогрессивных методов, чем те, что связаны воедино с этой религией.

Старые религии не могли добиться существенного уменьшения социального зла, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В 18 веке пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Это связано также и с тем, что к тому времени начали появляться недостававшие для этого материальные средства. Но старые религии не сумели этого понять, не пожелали возглавить процесс социального преобразования, и в этом их тягчайшая вина. Религия дискредитировала себя своей вековой беспомощностью. Преобразование общества стало осуществляться чисто механическими средствами при полном отказе от духовной стороны того же процесса.

Мне кажется во «внеисповедальном» состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам, богоискателям типа В. Соловьева, С. Булгакова, Л. Толстого и других, Православной же церковью их учения характеризуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая «новая религиозность». Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.

И всё же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливались как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определённой мере акцентировало внимание на существовании противоречий между ними и земной социальной реальностью.

Основываясь на подобной трактовке гуманизма представители различных религиозных организаций верующие и неверующие могут вести плодотворный диалог о предназначении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизнедеятельности.

3. Развитие культуры в период второй промышленной революции

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.

По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.

Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки «Руслан и Людмила» публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют «Золотым веком» русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества.

В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А.С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха.

Поэт завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости…»

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н.В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли «Вечера на хуторе близ Деканьки». Первая печатная форма «Ревизора» появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М.Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение «Смерть Поэта», ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

Заключение

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Однако такое определение не много могло бы дать, например, инопланетянину для понимания смысла этого слова. Ну и Бог с ними, с инопланетянами наша задача другая. Куда лучше другое определение, данное французским культурологом де Бенуа: «Культура это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен».

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа.

Список литературы

1. Введение в культурологию - М.: Просвещение, 2003. - 561 с.

2. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 2002. - 56 с.

3. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 2002.-83 с.

4. Кочетов А.И. Буддизм. М.: Наука, 2000.-45 с.

5. Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-468 с.

6. Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-349 с.

7. Научный атеизм М., Политиздат, 2000.-98 с.

8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. (Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. - М. Политиздат, 2001.-128 с.

Подобные документы

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Формирование национальной культуры. Генезис массовой культуры. Универсальность средств массовой коммуникации. Обогащение и развитие духовного мира человека. Глобальные средства распространения основных продуктов культуры. Эволюция социальных идеалов.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Общая характеристика социально–экономических условий и особенностей развития духовной культуры народов Центральной Азии. Влияние русской культуры на развитие народов Центральной Азии. Развитие просвещения, печати, духовной культуры киргизского народа.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2010

    Развитие античной культуры в рамках истории "вечного Рима" как типа европейской рациональной культуры. Антропоцентризм греческой культуры. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Пластические искусства и архитектура в Древнем Риме.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Морфология (структура) культуры. Функции и типы культуры. Культура и цивилизации. Понятие религии и ее ранние формы. Серебряный век русской культуры.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2006

    Многообразие структуры современной культуры: типы, виды и формы культуры. Носители традиционной народной и элитарной культуры. Современная массовая культура. Особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида современной культуры.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Взаимосвязь культуры и общества. Анализ основных подходов к пониманию культуры и ее функций. Социальные функции культуры. Совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культурные различия и взаимопонимание между людьми.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Социологическое понимание, сущность, место и значение культуры. Элементы культуры народа в организации личности и общества. Функции культуры: адаптивная, коммуникативная, интегративная, информационная, познавательная, социализирующая, эвристическая.

Культура -- от латинского cultura, его основные значения -- «возделывание», «обрабатывание», «уход». Термин "культура" появился в Древнем Риме. Соответственно, «культура» -- это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., a cultor -- возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод.

В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. Но классифицируя в соответствии со сложившимся словоупотреблением различные области культуры, следует учитывать то обстоятельство, что культура -- это не только различные области действительности, но и действительность человека в этих областях, глобальная сфера человеческой жизни. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понятие культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в глобальный мир человеческой повседневности. Культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т. п.

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ В АНТИЧНОСТИ

Следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя "зачатки" культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне их общественного и духовного развития.

Человек обожествлял природные силы и стихии, наделял природу человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий.

В Древнем риме термин "культура" означал целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработку земли, земледельческий труд.

В своем первоначальном значении термин "культура" был близок к современному слову "агрокультура". Со временем его значение расширяется. Процесс культурного преобразования стал связываться не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром.

Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков.

Средства такого совершенствования античные мыслители видели прежде всего в философии, науке и искусстве. В этом значении термин "культура" впервые был применен Цицероном.

ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

На смену античности приходит эпоха средневековья

(5 - 14 вв. в Западной Европе). Античное общество основывалось на рабовладельческом, средневековое - на феодальном способе производства. Феодализм базировался на натуральном хозяйстве и личной зависимости крестьян от феодалов. В конце 5 в.н.э. культура античности разлагается. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности - например, язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее. Огромная империя распадается на множество варварских королевств, враждующих между собой. Единственной силой, объединяющей народы Европы, оказалась религия - христианство. В конце 4 в.н.э. из гонимой христианство превратилось в официальную религию Римской империи.

Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре. В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма. Провиденциализм - это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением. Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие "культ". Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.

ВКЛАД МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ 14-16 вв. Важные изменения происходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают идеи гуманизма. В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.

КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА

В XVII веке позиции религии ослабевают, возрастает роль науки, происходит первая научная революция. Получает развитие экспериментальное естествознание. У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон. Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры - книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека. Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес английский философ Т.Гоббс. Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются : происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права). Согласно Гоббсу, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Поскольку человек руководствуется в своих поступках эгоизмом, не считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Важнейшей культурной ценностью он считает язык.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просветители рассматривали проблемы истории культуры, закономерностей ее развития, роли в преобразовании общества и формировании человека. Предметом анализа просветителей стали такие виды духовной культуры, как религия, наука, искусство, философия, мораль. Много новых идей и концепций просветители разработали в области политической и правовой культуры. Это теория общественного договора, концепция правового государства, принцип разделения властей, идея о "естественных" правах человека, понятие просвещенного абсолютизма. "Назад к природе" - с таким призывом обращается Руссо к своим современникам.

КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия - это важный этап в истории мировой философской мысли, который охватывает почти целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для немецкой классики.

Основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Канта теснейшим образом связаны с проблемой человека. Кант понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.

В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры :

  • 1. культура умения - навыки, умение пользоваться определенными вещами дл я достижения необходимых целей;
  • 2. культура общения - развитие задатков цивилизованности;
  • 3. моральность - развитие нравственных качеств человека.

Применяя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и стройной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Развитие культуры во всем многообразии ее проявлений впервые предстало как закономерный целостный процесс.

Культура предстает у Гегеля как реализация мирового разума, воплощение его творческой силы.

Материальная культура - это воплощение мышления в предметно-чувственных формах. Например, дом - воплощенный в камне замысел архитектора, машина - воплощенная в технике мысль инженера.

Духовную культуру Гегель рассматривает как совокупную духовную деятельность человека. Проблемы духовной культуры анализируются им в учении об абсолютном духе. Ступенями развития абсолютного духа и соответственно важнейшими видами духовной культуры у Гегеля выступают искусство, религия и философия.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

В произведениях Маркса и Энгельса можно встретить предельно широкое толкование культуры как качественной характеристики общества. Вехи в развитии культуры они связывают с развитием производительных сил, социальных связей, практической деятельности (овладение огнём, изобретение лука, формирование речи).

Важную роль в развитии культуры сыграло общественное разделение труда. Первоначально духовное производство было непосредственно вплетено в материальную деятельность.

Процесс отделения умственного труда от физического был вызван исторической необходимостью. Потребовалось наличие такого социального слоя людей, которые были бы освобождены от повседневной изнурительной работы и могли всецело посвятить себя управленческой, научной и художественной деятельности.

Закономерности развития культуры:

  • 1. Линия развития экономики и линия развития тех или иных видов духовной культуры могут не совпадать. Эта закономерность проанализирована Марксом на примере искусства. Он отмечал, что в эпохи, экономически менее развитые, может создаваться искусство более значительное и великое, чем в последующие, более развитые. А некоторые формы искусства возможны только на низкой ступени развития общества.
  • 2. Каждый вид культуры имеет свою внутреннюю логику развития.
  • 3. С этим связана другая важная закономерность развития культуры - взаимосвязь, взаимодействие различных видов культуры. Все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис.
  • 4. Относительная самостоятельность в развитии культуры проявляется и в том, что существует культурное наследование, преемственность. Преемственность заключается в использовании достижений предшествующих поколений, прошлых исторических эпох.

Маркс и Энгельс применяют к историческому анализу культуры формационный подход.

Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон. В основе ОЭФ лежит способ производства материальных благ. Маркс выделяет пять ОЭФ и соответственно пять формационных типов культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Социализм - это первая стадия коммунизма. Последовательная смена формационных типов культуры образует поступательную, прогрессивную линию развития культуры. При переходе от одного формационного типа культуры к другому сохраняется преемственность: одни элементы культуры отбрасываются как устаревшие (идеология), другие входят в новую культуру почти в неизменном виде (язык, средства труда), третьи критически перерабатываются, исходя из интересов пришедших к власти классов (право), четвёртые создаются заново (формы собственности, политическая система).