Праздник троицы в какой день. Троица: история и суть праздника. Другие названия дня

В последние годы среди россиян заметно возрос интерес к православным праздникам. В такие дни принято ходить в церковь, накрывать праздничный стол для своих близких, а в некоторых случаях принимать участие в народных гуляниях, длящихся до самого вечера. Особенно почитается в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из самых важных праздников в году еще у наших предков, которые называли его "Зелеными святками". В дальнейшем древние традиции наложились на православные, что еще более прочно закрепило их в памяти народа.

Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю, сегодня мы расскажем о них и обо всем, что связано с этим важным для каждого православного днем. Удивительно, но многие россияне до сих пор с трудом представляют, откуда пришел к нам этот праздник, а также в чем заключается его главный смысл. Давайте разбираться вместе.

Троица: что за праздник и значение

День Святой Троицы все христиане в мире празднуют с большим размахом. Он относится к списку самых главных православных праздников, поэтому помимо особенных церковных служб проводятся и всевозможные народные гуляния, во время которых люди должны веселиться от всей души.

Часто этот день еще называют "Пятидесятницей". Примечательно, что современные церковные традиции очень тесно переплетаются с обычаями восточных славян, которые тоже широко отмечали этот день. Так что за праздник Троица? Значение его для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошел Святой Дух и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе человечества.

Православие

История праздника Троицы начинается в те времена, когда христианство еще только начинало зарождаться. Считается, что в один знаменательный день на апостолов снизошел Святой Дух, спустившийся с небес в виде языков пламени и наделивший апостолов невероятной силой. Она дала им возможность нести благую весть по всему миру и вести проповеди о Христе любому, кто готов слышать о Спасителе.

Считается, что именно этот день является днем основания Церкви на земле. К тому же праздник символизирует тот факт, что Бог един в трех лицах. Эта истина является одной из самых сложных для понимания в православии. Не каждый верующий может с первых дней осознать, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух существуют в единстве и творят добро на земле, озаряя всех живущих божественной благодатью.

Интересно, что основы того, как отмечают праздник Троицы, заложили сами апостолы. Они ежегодно устраивали пышные торжества по этому поводу и завещали всем своим последователям ни в коем случае не пропускать этот день.

Языческие корни праздника

Мы уже упоминали, что история праздника Троицы уходит вглубь веков, когда христианство еще не пришло на Русь. Первая неделя лета считалась периодом, когда живительные природные силы полностью побеждают тьму и зло. В это время окончательно устанавливалась жаркая погода, что знаменовало приход лучших месяцев в жизни славян, когда можно было забыть о долгой и холодной зиме, уносящей множество душ с собой.

Именно этот глубокий смысл породил ряд обычаев праздника Троицы, которые соблюдаются и до сих пор. Конечно, большинство наших соотечественников уже и не помнят, почему требуется делать так или иначе, но все же четко придерживаются установленных обычаев и ритуалов. О них мы тоже обязательно расскажем в следующих разделах статьи.

Дата праздника

Ежегодно все православные обсуждают, какого числа праздник Троицы будет отмечаться в этом году. Ведь, как и многие другие церковные праздники, он имеет плавающую дату. Она напрямую зависит от того, на какой день выпадает Пасха.

Дело в том, что Троица наступает на пятидесятый день после этого светлого и великого для всех христиан праздника. Непременным условием является день недели - это всегда воскресенье. Для того, чтобы лучше ориентироваться в датах православных праздников, многие приобретают церковный календарь, где указаны все важные для христиан дни.

Какого числа праздник Троицы праздновался в текущем году? Он выпал на четвертое июня, а в 2018 году мы станем отмечать его двадцать седьмого мая. Каждый раз этот день сопровождается обилием мероприятий, которые проводят городские власти. Ведь каждый градоначальник стремится сделать все, чтобы его жители по-настоящему отдохнули во время народных гуляний. Но не стоит забывать и о традициях праздника Троицы, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.

Когда праздник стали отмечать на Руси?

Примечательно, что лишь спустя триста лет после крещения Руси Троица стала великим праздником. Долгое время традиции праздника Троицы никак не закреплялись и не становились родными и привычными. Но благодаря усилиям Сергия Радонежского этот день постепенно стал одним из самых значимых в году.

С четырнадцатого века Троица отмечалась повсеместно, а еще спустя некоторое время народ совместил языческие и православные традиции, сформировав своеобразные ритуалы на Троицу, которые соблюдаются до сих пор. О них хочется поговорить более подробно.

Православные традиции

Богослужение на Троицу считается одним из самых торжественных. Праздник начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в первый день, она состоит из литургии и вечерни, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что все служители церкви облачаются в зеленые одежды и читают молитвы, стоя на коленях. Обязательными считаются во время богослужения на Троицу традиционные молитвы за Церковь, спасение всех христиан и упокоение душ умерших. Они читаются все три дня.

Подчиняясь древней традиции праздника Троицы, храмы по всей стране украшаются ветками березы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.

Обряды

Обычаи праздника Троицы сформировались еще в языческий период. Особенно любим он был у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями.

Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и ее обновления. Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Не мог обойтись праздник без упоминания всех умерших, а особенно тех, кто погиб от утопления.

Во всех деревнях и селах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в березовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодежи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный свет и приход теплых дней, - яичницей. После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую березу и начинали ее украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Обычно она состояла из того, что было взято из дома. Но каждая мать старалась дать своему чаду что-то вкусное и особенное, ведь принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника.

В субботу было принято вспоминать умерших родственников, а в воскресенье всей семьей необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику зелеными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь отправлялись в лес снимать с березы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приему пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.

Традиции

Православный праздник Троица имеет очень много традиций, пришедших из глубины веков. К примеру, после выхода из церкви народ собирал траву, попавшую под ноги, и листья с деревьев во дворе храма. Траву часто мешали с сеном, чтобы скот был здоров, либо заваривали в качестве целебного напитка для членов семьи. А вот из листьев и веток плели венки и фигурки. Их считали оберегами для дома и вешали в разных его частях.

Для украшения своего жилища и храмов традиционно используется береза. Часто ее сравнивают с рождественской елкой, без которой не мыслится праздник. Однако в разных частях России добавляются и ветви других деревьев. Это вполне допустимо, главное, чтобы они были в достаточном количестве. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца.

Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьезно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей.

Молодежные народные гуляния на Троицу тоже имели свое назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь.

Хозяйки пекли на Троицу для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить трапезу под березой.

Запреты

Современные люди довольно плохо представляют список запретов, характерный для праздника Троицы. Что можно и что нельзя делать в этот день, чтобы не спугнуть удачу? Эти секреты мы вам сейчас раскроем:

  • В народе существовал запрет на работу в самые главные три дня Троицы. Особенно воспрещались любые работы на земле, но вот приготовление пищи всячески поощрялось.
  • Ни в коем случае нельзя делать в этот праздничный день метлы из березовых веток.
  • В течение недели нельзя ремонтировать заборы, согласно поверью, это способствует рождению домашних животных с уродствами.
  • Строжайший запрет существовал на купания в озерах и реках. Считалось, что в дни Троицы на сушу выходят русалки и всякая водная нечисть. Она завлекает к себе молодых людей и забирает их навсегда. Поэтому они сторонились берега рек и озер, для защиты на них зажигались костры, а на головы парней надевались венки с веточками полыни.

Народные приметы

Славяне придумали массу примет, которым на Троицу придавалось большое значение. К примеру, сны в ночь на праздник считались вещими. Поэтому они были большой удачей для всей семьи. Многие хозяйки собирали в Троицу лечебные травы, в этот день они наполнялись силой и оказывались наиболее полезными.

Если вы хотите в этот праздник поставить себе оберег от несчастий и невзгод, то уделите внимание нищим. Пройдитесь и раздайте им мелочь, подобное действие станет лучшей защитой для вас и ваших близких.

Дождь на Троицу означает богатый урожай грибов, к тому же после праздника можно было уже не ждать похолодания и наслаждаться по-настоящему летним теплом.

Праздник в современном мире

Как отмечают праздник Троицы сегодня? Конечно же так, чтобы полностью погрузиться в эту невероятную атмосферу, которую трудно с чем-то перепутать и сравнить. Естественно, что в городах уже давно не соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для Троицы, и передают их своим детям. Поэтому деревенский праздник всегда настолько отличается от того, что проводится в городе.

Однако и здесь народ отмечает Троицу с размахом. Естественно, что утро каждого христианина начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.

А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые хозяйки предпочитают наготовить восхитительный стол и созвать в свой дом гостей. Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины, яйца, выкрашенные в зеленый цвет, и вино. Чаще всего оно бывает красным, однако допускается и белый напиток.

Если вы не хотите весь день проводить дома, то отправляйтесь на улицы города. Там наверняка будет много интересного и веселого. Обычно в честь Троицы устраиваются народные гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют в конкурсах, покупают поделки и вкуснейшие пироги. Девушки и женщины наряжаются в самые красивые наряды, а мужчины состязаются в силе и ловкости. Праздник длится до самого вечера, но молодежь не расходится до рассвета. Ведь Троица считается праздником силы и молодости, а также любви. Конечно, если верить народным поверьям и традициям.

ТРОИЦА (церковный праздник) ТРОИЦА (церковный праздник)

ТРО́ИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) , празднуемый в 50-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)) . В православной церкви - великий двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) . На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 веке праздником Троицы в католической церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.
Содержание праздника
Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились святого духа и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Святого духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином боге достигло ясности и полноты. Событие Сошествия святого духа на апостолов считается началом христианской церкви.
История праздника
По преданию, праздник Сошествия святого духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О крещении, гл. 19). О Пятидесятнице как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (см. ОРИГЕН) (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3-5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) , Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов - об обычае крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) в церкви Воскресения, двух Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (в Мартириуме и на Сионе) и литии (см. ЛИТИЯ) на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.
Богослужебное празднование
От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ) . В Уставе Великой Константинопольской церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) .
Особую торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим (см. ВАСИЛИЙ Великий) были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой с Литургией.
Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) . На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник - праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу. В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.
.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ТРОИЦА (церковный праздник)" в других словарях:

    ТРОИЦА - (церковный праздник). Из ст. сл. яз. В ст. сл. яз. является калькой греч. trias … Этимологический словарь Ситникова

    Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… … Словарь синонимов

    Праздник Крещения Господня в Католической церкви - В 2011 г. праздник Крещения Господня в Католической церкви пришелся на 9 января. В этот день, следуя традиции, инициированной Иоанном Павлом II, Папа Бенедикт XVI окрестил в Сикстинской Капелле (Часовне) Ватикана 21 младенца детей сотрудников… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия

    КРЕЩЕНИЕ Господне (Богоявление (см. БОГОЯВЛЕНИЕ)) (греч. Theophaneia или Epiphaneia), христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. В Православной Церкви входит в число великих Господских двунадесятых… … Энциклопедический словарь

    Православный церковный календарь - система счета времени, употребляемая правосл. церковью для определения последовательности церк. праздников (см. Праздники Православной церкви) и постов (см. Посты в православии) годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. С… … Религии народов современной России

    12 важнейших православных церковных праздников: 25 декабря(7 января) Рождество Христово, 6(19) января Крещение Господне (Богоявление), 2(15) февраля Сретение, 25 марта(7 апреля) Благовещение, за неделю до Пасхи Вход Господень в Иерусалим… … Энциклопедический словарь

    1. ПЯТИДЕСЯТНИЦА см. Пятидесятник. 2. ПЯТИДЕСЯТНИЦА, ы; ж. Одно из названий праздника христианской церкви, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи (первый день этого праздника называют днём Пресвятой Троицы или Троица, а второй днём Святого… … Энциклопедический словарь

    А; м. [от греч. eikōn изображение, образ и stasis стояние, место стояния] В православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь. Реставрация иконостаса. / Шутл. О большом количестве орденов, медалей, значков, навешанных на чью л. грудь.… … Энциклопедический словарь

    - (от анти... и лат. trinitas троица), приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства догмат Троицы. * * * АНТИТРИНИТАРИИ АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. anti против и лат. trinitas троица), приверженцы… … Энциклопедический словарь

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи.

Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле. День Святой Троицы всегда было принято праздновать торжественно, с особым почтением. Перед воскресеньем отмечают вселенскую родительскую субботу. Принято поминать тех, кого не смогли похоронить по христианским обычаям, кто умер не своей смертью. В храмах проходят ночные службы.

А после утреннего песнопения в воскресенье принято ходить в гости, ездить на природу к водоемам. Угощать в этот день Троицким караваем. Он символизирует единство семьи. Еще одна традиция – перед праздником убирают дом и сжигают все ненужные вещи. Обязательно надо украсить все зелеными березовыми, дубовыми или кленовыми ветками, цветами.

В народной традиции Троицей называется и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник), а в целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежании засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон.

Другие названия дня

Троица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (белгород., воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки (сиб.), Цветная Пасха, «Зелена неділя» (укр.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Тройца» (белорус.), «Сёмуха»(белорус.), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень» (белорус.), Турица (галиц.), «Zielone Świątki» (пол.), «Palinocki» (подляш., пол.), «Sobótki» (ю.-пол.), «Letnice» (чеш.) — Летница, «Zielený svátki» (чеш.), «Zielené sviatky» (словац.), «Svatégo Ducha» (словац.), «Turice» (словац.) — Турица, Петдесетница (болг.), Света Троица (болг.), Духовден (болг.), Духови (серб.), Троjице (серб.), Богородица Русалија (серб.), Duhovi (хорв.), Bincosti (словен.).


Е. А. Киселёва. «Невесты. Троицын день». 1907.

Обряды восточных славян


Суходольский П. А. Троицын день. 1884


Троицын день в новгородской деревне


Кулачные бои у Царёва городища на Троицу. Нач. XX в.

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик,Троицкую субботу, Троицын день. Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды. В целом праздники назывались «Зелёными святками». Иногда Зелёными святками называли только Семик, а местами — Троицкую неделю. В Прикамье три дня считались праздничными:
Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.
Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV в. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX веку полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком, в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье. В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево», «встреча русалок»). В старину когда?]"этот праздник отмечался на протяжении шести дней — с четверга по вторник (см. Зелёные святки, Русальная неделя).

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы». Основными составляющими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации,поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли.

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье — старинные белые, в понедельник — сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон — так называемые «невестины смотрины».

В селе Ураково Красненского района Белгородской области парни дарили своей невесте трость сделанную из дерева свидины («разновидность клёна»). Вот как описывают старожилы ее изготовление: «Палочку срезают, кору с неё снимают. Ножиком наскребают махор такой, что его и в пригоршню не возьмёшь. Каждый парень дарил своей девушке трость. А девушки придя домой разукрашивали её разными цветами. Девушки ходили с такими тростями по улице и пели песни. Такие трости делали еще наши прапрадедушки».

На Троицу пели песню «Камыш — трава, ключевая вода» (с. Роговатое), а под неё ребята «звенели» (били) в косы.

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника, 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.


Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях. 2008

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды. Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка — символа девичества.

В Белоруссии одна из самых уважаемых на селе женщин, хорошо знающая обряд, собирала девушек, желавших вступить в девичью компанию, участвовать в девичьих посиделках с парнями и принять хозяйственные обязанности взрослого члена семьи. Какого-то определенного возраста не было, но мнение родителей обязательно учитывалось. В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. Там же проводили ритуальную трапезу — жарили яичницу.

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу — только девушки, а на Петров день — девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская, Орловская, Курская, Костромская, Тульская, Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки».

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего. «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года.

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение, Семик, Троицу, Духов день или Петра-Павла.

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть, накануне Петровского поста).

Считалось, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство
«дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки.


Гадание девушек в Троицын день. Малороссия, 1860

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы». Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она осмысливалась как последний день разгула русалок, в других — как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые, которых называли «дяды». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

В Верхне-Омской волости Томской губернии у сибиряков были свои понятия о праздничных днях Троицы: 1-й день Троицы считался «для Леса» и назывался «лесным» (воскресенье), 2-й день создан «для Земли» (понедельник), 3-й день был предназначен «для Воды» (вторник) и включал соответствующие запреты на стирку, полив и пр.

В белорусском Полесье на Троицкой неделе обливают друг друга водой (белор.Абливаха на траецкай неделе, у святках, абливалися вадой, шчоб дошч шоў). Также поступали и в Воронежской области: «Обливались водой. Это делали для того, чтобы пошёл дождь».

Сохранились описания украинского обычая середины XIX века «Водить Тополю» (на украинском тополь женского рода — то́поля ). Девушки выбирали самую статную из своих подруг, привязывали ей поднятые вверх руки к палке, обильно украшали венками, бусами, лентами, красочными платками и водили по селу и полям, где колосилось жито с припевами:

Стояла тополя край чистого поля;
Стій, тополонько! Не развивайсь,
Буйному вітроньку не піддавайсь!

Когда девушки заходили на двор, «тополя» низко кланялась хозяевам, а хозяева угощали девушек. «Тополе» же давали подарки или деньги «на ленты». Пожелание «Тополи» считались пророческими, а встретить её считалось к счастью.

Троицын день у русских


К Троице (Сергей Коровин, 1902 год)

У русских День Святой Троицы (чаще просто Тро́ица ) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы (см.Семик, Русальная неделя). Всубботу перед Троицей происходило одно из важнейших в годупоминовение усопших предков.

На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.

Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.

Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

и у Сергея Есенина:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…

В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.

Поговорки и приметы

«Троица с кормом». «Трійця трьома святами багата: квітами, травами й рум"яним літом» (укр.). «Бог Троицу любит» (сиб.). «Троица — три дня строится» (сиб.). «От Троицы до Успения хороводов не водят». «Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья». «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок» (воронеж.). «На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца — сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества». «На Троице дождь — много грибов». «Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей». «На Зелянец вясны канец»(белорус.). «На Зелянец — хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). «Семик и Троица одно и тоже» (воронеж., белгород.). «Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает» (воронеж.). «Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят».

Совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день - в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа). В Троицын день, после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.

Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. Именно в этот день, Бог показал человеку тот путь, по которому он должен идти. Бог открыл людям свой замысел о человеке и открыл свои заповеди.

Пятидесятница – это праздник природы, праздник радостного будущего, и то, что случилось в этот день, говорит о мире Божьем и о раскрытие воли Божьей, о человеке. Победа добра над злом. Сошествие Святого Духа на троих учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека. Еще в апостольское время установилось празднование Дня сошествия Святого Духа, но праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.

Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В Апостольских постановлениях заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святого Духа». И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и ныне употребляет Церковь. В христианской истории событие, произошедшие в праздник Пятидесятницы, рассматривалось как рождение церкви, под которой понимают собрание избранных Богом людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать Его дело в мире и в Царстве Небесном.

Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее "побеждался страх ненавистной розни мира сего". В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников, живших обычно в уединении. Начавшись с обители Сергия Радонежского, почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси. С середины 14 века праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днем.

В церковном календаре праздник Троицы считается великим, он неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкая суббота), отмечаемой накануне, и с последующим понедельником - днем Святого Духа. По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только .

Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе. Церковь считает, что зеленая ветка - это символ возобновленной весны и, вместе с тем, символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого. В честь этого праздника священники нередко облачаются в фелони зеленного цвета, а церковная утварь украшается светло-зелеными тканями и лентами. На Троицу, также как на Рождество, Сретенье, Пасху, в церкви изготавливают и освящают свечи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
09.06.2019 -
10.06.2019 -
11.06.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |