Природа побуждает человека к развитию. Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Контрольная работа

Экология и здоровье человека

Введение

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть одну из самых актуальных философских проблем - проблему экологии и здоровья человечества в целом, так как здоровье человека во многом определяется состоянием окружающей среды.

Сегодня человечество оказалось перед выбором - стать более цивилизованным, нравственным, более разумным, либо погубить себя. Мы видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия, запустению подвергаются цветущие прежде земли - все это естественным образом отражается на здоровье людей. Осознав остроту ситуации, человечество начинает понимать, что кризис, последствия которого будут гибельными для жизни на Земле, становится все более реальным.

В орбиту человеческой деятельности вовлекается расширяющийся спектр процессов и явлений природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы. Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Цель контрольной заключается в изучение экологии и здоровья человека.

выяснить взаимодействие человечества и природы;

рассмотреть философский аспект экологии и здоровья человека;

описать роль философии в решении экологических проблем.

1. Взаимодействие человечества и природы

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на человечество, так и человечество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.

Природа влияет на развитие человечества и как его среда обитания. Климатические условия жизни человека, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь и здоровье человечества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человечеством самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека.

Влияние природы на человечество всегда носит глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений - эти явления природы универсальны, они одинаково воздействуют на всех.

Человечество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человечества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, а также необходимостью удовлетворения потребностей людей, которые в определенной мере деформируют природный мир.

Человечество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем создает пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. Поэтому каждая новая вершина овладения природой - это по существу начало нового витка во взаимоотношениях человечества и природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, ее связей, тайна ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь - оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам.

2. Философский аспект экологии и здоровья человека

В третье тысячелетие человечество вошло с большим грузом экологических проблем, от решения которых зависит существование жизни и цивилизации на Земле. Современная научно-техническая революция, позволяющая невероятно быстрыми темпами развивать производительные силы, в то же время приводит к неотвратимому разрушению естественной среды обитания человека. Формирование новой модели стабильного, устойчивого развития мирового сообщества нуждается в философском осмыслении разнообразных фактов, характеризующих процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Ресурсоемкость всех сторон жизнедеятельности человека с каждым годом увеличивается. Жизненные процессы все больше приобретают искусственный характер, не требующий от индивидуума больших затрат, однако ведущий к значительно большему использованию природных ресурсов. Питание, сопротивление неблагоприятным природно-климатическим факторам, реализация репродуктивной функции современного человека нуждаются в технике и технологиях, на которые затрачивается огромное количество энергии. При этом потребляются значительные объемы чистой воды и атмосферного воздуха, образуются загрязняющие вещества. Все это делает здоровье человека зависимым от техногенного и гуманитарного уровня развития общества.

Процесс изменения популяционного здоровья отражает историю развития человеческого общества. Индустриализация формирует более современный тип здоровья, характеризующийся снижением смертности и рождаемости, уменьшением детской смертности и одновременно ростом болезней цивилизации.

В исследованиях последних десятилетий довольно полно отражено негативное влияние техногенного загрязнения природной среды на здоровье человека, что ведет к регрессу общественного здоровья. Так, использование электрического света значительно трансформировало последовательность светового воздействия на организм человека в течение суток. Внедрение различных механизмов в жизнедеятельность человека практически полностью изменило характер его двигательной активности. При этом не только уменьшился объем движений, но и поменялось содержание и последовательность физических нагрузок, формировавших опорно-двигательную систему в процессе индивидуального развития человека, что способствует распространению заболеваний этой системы.

Необходимо отметить, что широкое распространение патологических состояний постоянно увеличивает популяцию людей, которые нуждаются в коррекции своих психофизиологических возможностей. В то же время в человеческой экосистеме социальные механизмы сохранения и поддержания здоровья определяются условиями жизнедеятельности населения и уровнем медико-профилактической помощи, который зависит от уровня общественного развития, экономики и культуры.

Биологические свойства организма человека определяются базовыми законами функционирования систем. Неблагоприятное влияние экологических условий на организм вызывает крайнее напряжение механизмов адаптации, способствует развитию процессов дезадаптации, которые могут проявляться ослаблением организма, вести к развитию болезней, заканчивающихся преждевременной инвалидизацией.

Несмотря на развитие медицинской науки и техники, разработку новых лекарственных препаратов и методов лечения, формируется стойкая тенденция к ухудшению механизмов адаптации современного человека. Растет число генетически заболеваний, врожденных патологий, все больше людей нуждаются в различных видах протезирования, увеличивается потребность в заместительной терапии. То есть современное человечество мало внимания уделяет изучению и сохранению биологических основ организма человека, а также сохранению той среды, которая сформировала его как биологический вид. Такое невнимание может привести к потере биологических механизмов эволюции вида и к замене их искусственными.

В настоящее время развитие медицинской науки и практики идет по пути замещения природных функций организма высокими медицинскими и фармацевтическими технологиями. С точки зрения развития новых знаний, это прогресс. В то же время с позиций общественных усилий и природных ресурсов, затраченных на сохранение и восстановление здоровья, это регресс. Получается замкнутый круг: чем выше уровень развития технологий, тем больше потребляется природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, и большее количество людей нуждается в высокотехнологичной лечебной и профилактической помощи, что требует наращивания мощности по производству средств, искусственно поддерживающих здоровье людей. Постепенно социальные механизмы сохранения здоровья могут полностью заменить природные возможности организма, и наряду с нехваткой продуктов питания будет ощущаться нехватка лекарств и медицинского оборудования, необходимых для сохранения и поддержания здоровья.

Развитие современной цивилизации, дальнейшая интеллектуализация человечества будут зависеть от культуры, воспитания и уровня образованности всех членов общества, от понимания неразрывного единства человека, природы и общества.

Нарушение законов природы всегда наказуемо. Человек, родившийся на Земле, не знает других способов существования, кроме как потреблять ресурсы окружающей его природы. И каждый человек имеет право на свою часть этих ресурсов. Сегодня необходимо сохранять то, что принадлежит нам по праву, - ту часть экологии, которая является экологией человека. В противном случае мировое сообщество потеряет самое главное - свое будущее и возможность устойчивого развития.

. Роль философии в решении экологических проблем

Современному миру для решения сложнейших проблем необходимы наука и техника, а также он нуждается в науке философия, которая способствует решению вечных вопросов. К таким вечным вопросам относится вопрос о единстве человека и природы.

Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. «Экологический вопрос» для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.

Проблема единства человека и природы проходит через всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает ее своими методами - через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.

Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, так как она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.

Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией.

Первый круг проблем связан с осознанием противоречий между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться.

Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения.

Философия, как наука, призвана соединить все множество разноплановых подходов к экологической проблеме, всю совокупность ее аспектов и оснований. Философия осуществляет этот теоретический синтез, решая в то же время задачу методологического поиска.

Философское осмысление экологической ситуации может помочь формированию общеметодологических принципов анализа и решения проблем.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выхода из сложившегося положения. Экологические движения, поиски новой нравственности, педагогические эксперименты, движение за новую телесность (питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) - все это ростки новой альтернативной мировой культуры.

Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Это предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения, с другой - интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. И именно в этом большую роль играет философия и социальная экология.

Заключение

В данной контрольной работе я пришла к следующим выводам. Основной причиной экологических проблем и здоровья человечества является резкое возрастание человеческой нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов. В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают умирать.

Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в экологическом смысле. Экологически решения являются в то же время и социально - позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

Философские аспекты взаимоотношений человека и природы, определение места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности. Способ существования здорового человечества и природы, в идеале должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на человечество и человечества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основным принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы.

Философия может помочь в решении проблем экологии и здоровья человека в различных направлениях, так как она стимулирует формирование нового общественного сознания, способствует односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.

Сохранение природы (а тем самым и человечества) должно проявляться в форме самосохранения. Необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.

Список литературы

1.Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.

2.Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. // Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: МНЭПУ, 1997. - 205 с.

Барулин, В.С. Социальная философия: / В.С. Барулин. - М.: Центр, 1995. - 436 с.

Канке В.А., Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, Высшая школа, 2001. -288 с.

Лавриенко В.М. Философия: учебник / В.М. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Омега - Л, 2001. - 453 с.

Марков Ю.Г., Социальная экология. Взаимодействия общества и природы: 2-ое изд. - Новосибирск: Сиб. унев. Изд-во, 2004. - 544 с.

Миронова В.В. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. - М.: НОРМА, 2005. - 628 с.

Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 337 с.

Спиркин, А.Г. Философия: учебное пособие для вузов / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2002. - 736 с.

Http://www.rosdiplom.ru/library/

Http://sibac.info/index.php/

Москва - 2010

План

Введение

1.Проблемы выживания человечества

2.Взаимоотнашения общества и природы

3.Проблемы взаимоотношений общество и природы

4.Роль философии в решении экологических проблем

Заключение

Ведение

Тема моего реферата – «Общество и природа: проблемы взаимосвязи». Об актуальности данной темы в наши дни говорить не приходится. Экологическое неблагополучие всей Земли приобрела особою остроту и представляет реальную угрозу биологическим основам здоровья и жизнедеятельности населения. В своей работе я постараюсь показать проблемы взаимосвязи человека и природы.

1. Проблемы выживания человечества.

Сегодня человечество оказалось перед выбором - стать более цивилизованным, нравственным, просто более разумным, либо погубить и себя и жизнь на планете.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательства. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т. д.

Еще вчера человечество по праву гордилось своими научно-техническими достижениями. Они казались несомненными - мы освоили атомную энергию, шагнули в космос, приблизились к разгадке тайн жизни. Но сегодня гордость сменилась тревогой за состояние биосферы, разрушающейся из-за неразумного использования людьми мощных сил, полученных благодаря развитию науки и техники. Мы с беспокойством видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия, запустению подвергаются цветущие прежде земли.

Осознав остроту ситуации, человечество начинает понимать, что кризис последствия, которого будут гибельными для жизни на Земле, становится все более реальным.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой – необходимое условие существования человека и общества. Развития любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете, - в существование Вселенной.

Сегодня даже угроза применения ядерного оружия кажется не столь неотвратимой, как угроза приближающейся экологической катастрофы. Крайне опасно загрязнение окружающей среды, ведущее к медленному, но почти необратимому разрушению биосферы.

Изменение климата, кислотные дожди, загрязнение океанов, рек, пресноводных водоемов, истощение озонового слоя, гибель тропических лесов, отчуждение огромных территорий в результате промышленных аварий - приобретают первостепенную важность для всех людей на Земле.

Наша страна близка к тому, чтобы вскоре стать зоной сплошного экологического неблагополучия. Бедственное положение Арала, загрязнение Байкала, умирание Волги - вот примеры разразившихся экологических катастроф.

Неразумность и некомпетентность человека уже привели к трагедии Чернобыля, сравнимой по масштабам с последствиями применения ядерного оружия. Но хозяйственная система, которая, как Молох, разрушает все на своем пути, подминает под себя и самого человека, должна быть взята под разумный контроль.

В последнее время, в связи с переживаемыми страной определенными экономическими трудностями, начинает преобладать мнение, что сейчас следует подождать с развертыванием экологических программ, что мы поспешили, закрыв многие отравлявшие окружающую среду предприятия, этим мы якобы усугубили и без того плачевное экономическое положение в стране. Это очень опасное суждение. Сегодня даже бедственное состояние экономики не может быть препятствием для борьбы за охрану природной среды.

Дж. Мартин, признавал, что “сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать нанесенный ей ущерб”, тем не менее считает, что хотя “эта проблема создана технологией, и, однако, единственное ее решение - не сдерживать технологию, а всячески развивать ее”. Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, - считает он, - значит обречь мир на невиданные лишения… Необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой.

Человек утратил единство с природой. Перед лицом трагической ситуации человек делает выбор. Он должен искать утраченную гармонию.

2. Взаимоотношения общества и природы .

Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т. п. На этой основе развивалась охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенное их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности. Применялись все более сложные способы обработки почвы, промышленные способы обработки шкур животных. Развивались деревообрабатывающее производство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна, шелка, хлопка и кожи, а также производства дорог, зданий, всевозможных сооружений. Словом, по мере развития производственных сил – орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей – все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которого удовлетворялось все большее количество их потребностей.

Однако увеличивая свою власть над природой, люди попадали во все большую зависимость от неё. Эта зависимость особенно усилилась с развитием промышленного производства. Перейдя к массовому применению паровых машин и двигателей внутреннего сгорания, люди попали в прямую зависимость от наличия в их странах полезных ископаемых, прежде всего угля и нефти. В дальнейшем все большее потребление электроэнергии в промышленных, бытовых и иных целях многократно увеличило зависимость людей от наличия так называемых энергоносителей – угля, нефти, газа, водных и других источников энергии.

В этом заключается противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в тоже время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идет прежде всего о материальном обеспечении развития общества и его культуры.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь общества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений - эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются не только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой - это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке - новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными - в перспективе - последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Описание работы

Тема моего реферата – «Общество и природа: проблемы взаимосвязи». Об актуальности данной темы в наши дни говорить не приходится. Экологическое неблагополучие всей Земли приобрела особою остроту и представляет реальную угрозу биологическим основам здоровья и жизнедеятельности населения. В своей работе я постараюсь показать проблемы взаимосвязи человека и природы.

Введение
1.Проблемы выживания человечества
2.Взаимоотнашения общества и природы
3.Проблемы взаимоотношений общество и природы
4.Роль философии в решении экологических проблем
Заключение


Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить.
Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных подземных воздействий: это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория по преобразованию солнечной энергии через зеленый покров планеты. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а, будучи самоорганизующейся, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования происходили уже не раз и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы - все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых.

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Для человека положительные моменты освоения и преобразования природных источников как составных частей естественной среды обитания неоспоримы. В результате этой деятельности человек смог не только выжить как биологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его от других живых существ - способность производить орудия труда, создавать и накапливать материальную и духовную культуру, целенаправленно преобразовывать окружающую среду.

Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на взятии у природы материала в непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы быть разумным существом, если бы не смог создать нечто свое, искусственное, чего не было до сих пор в природе. В результате им была создана искусственная среда обитания - все то, что специально сделано человеком: разнообразие предметов материальной и духовной культуры, преобразование ландшафта, а также выведение в результате селекции и одомашнивания растения и животные.

С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе хоть на минуту человеческое общество без крупных городов, дорог, предприятий, домов, автомобилей. Все это создано человеком и является творением его рук, результатом деятельности его разума.
Делая полезное для себя, человек губительно действует на окружающую его природу: загрязнение атмосферы, отравление рек и озер, кислотные дожди, все увеличивающиеся отходы производства, в особенности использованных радиоактивных веществ. На сегодняшний день одной из актуальных проблем нашего общества стало взаимоотношение человека и природы.



Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания.(Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы)

Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля - общий дом всего человечества; явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Многогранно воздействие и общества на внешнюю природу. Общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Геополитика – теория, опирающаяся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов.

Разрабатывали в основном ученые Западной Европы. (введена Р. Челленом – 1916 г.)

Согласно положениям геополитики политика государства во многом определяется различными географическими факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.). История человеческого общества толкуется как борьба государств, которые воюют за жизненное пространство подобно биологическим организмам.

Геополитика обращается к географии, чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику обще­ства. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе. Основные понятия геополитики : «жизненное пространство и географическое положение».

38. Понятие "общественно-экономическая формация". Формация и цивилизация.

Общепринятое понятие «общество» является неточным, поэтому в философию введена категория

(ОЭФ), которая выражает определенную ступень в развитии общества с учетом ее своеобразия. В основе ОЭФ лежит вполне определенный способ производства материальных благ, состояние науки, искусства, все многообразие духовной сферы, семейно-бытовые отношения.

ОЭФ дает объективный критерий для разграничения различных ступеней общественного развития, для выделения того общего, повторяющегося в истории. через что проходят разные народы, находящиеся на одной ступени общественного развития.

Например: при всех различиях между США и Испанией их относят к одной ОЭФ тк производство основано на частной собственности, носит товарный характер, механизировано и автоматизировано. используется труд наемных рабочих, строится правовое государство н гражданское общество.

ОЭФ позволяет дать периодизацию истории человечества, показывает, как происходит смена одной ОЭФ другой, дает возможность предвидеть возможные изменения, которые ожидают общество в будущем при переходе к следующей ступени развития

Понятие ОЭФ отражает системный характер общественного устройства. Каждая ОЭФ - это не набор случайных явлений, а целостная социальная система взаимообусловленных общественных процессов. Объединяющим элементом выступает способ производства материальных благ: Именно он определяет не только «лицо» общество, но и смену одной ОЭФ другой.

Развитие производительных сил общества вызывает к жизни новый тип производственных отношений. К.Маркс назвал этот процесс законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Основными элементами ОЭФ выступают базис и надстройка . Кроме того, в структуру формации входят отношения между общностями людей - народностями, нациями, социальными группами, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни
Для выявления периодов в историческом развитии человечества в последнее время все чаще стали употреблять понятие «цивилизация». Цивилизация (с лат. - гражданский) употребляется в трех смыслах. Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; современную мировую культуру; слово означает также третью ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в 18-19 веках, в истории выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово «цивилизация» вместо слова «формация».

Каждая оэф характеризуется своим типом производственных отношений, составляющих базис общества. Над базисом возвышается надстройка в виде политических, правовых, художественных, нравственных, религиозных идей и соответствующих им институтов и организаций. В надстройку также входят разнообразные идеологические отношения. В целом надстройка отражает собственный базис. Например, если в обществе утверждается идея о разнообразных формах собственности или о равенстве всех наций и народностей, то это означает, что соответствующие государственные структуры, партии, общественные организации, воспринимая или отвергая данные идеи, воздействуют на людей, формируя, прежде всего определенное отношение к ним, и склоняют к соответствующим действиям.
Базис определяет надстройку Каков базис, такова и надстройка Так, нормы права (как было показано) закрепляют существующие в обществе формы собственности в виде законов.
Надстройка она обладает относительной самостоятельностью и стремится воздействовать на базис. Разные элементы надстройки не одинаково связаны с базисом. Так, более близкими являются политические и правовые идеи и учреждения). Другие элементы (философия, искусство, религия) сами испытывают на себе давление политическом идеологии и отдалены от производственных отношений. Надстройка может ускорять развитие базиса, может ему соответствовать или отставать.
В надстройку включаются не все явления духовной жизни, а, прежде всего официальная идеология, выраженная законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее основная функция - охрана существующего политического строя.