Р. фукс биография. Человек, которого не было


ФУКС (СОЛОВЬЕВ) РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЬЕВИЧ (р. 13.08.1937 г.) – продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним – Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня, так и устное творчество вообще), коллекционер, родился в городе Луга Ленинградской области. Пережил блокаду.
В начале 1960-х годов Рудольф Фукс окончил вечернее отделение Кораблестроительного института, перед этим некоторое время работал в лаборатории «Русские самоцветы». Жил в коммунальной квартире на Ропшинской улице, где и были записаны первые гитарные концерты Аркадия Северного.
Рудольф Фукс работал в «Ленпроекте», на ряду с этим занимался распространением магнитофонных записей и самодельных пластинок («музыка на костях»), работал с Русланом Богословским (Р.Б. изготавливал в Ленинграде подпольно дефицитные виниловые пластинки отечественных и зарубежных исполнителей), записывал у себя дома бардов, в том числе и Евгения Клячкин.
В 1962 году через Николая Брауна, сына поэта Николая Брауна, познакомился с Аркадием Северным на почве общего интереса к творчеству И.С. Баркова, в процессе знакомства выяснилось, что Аркадий Северный (тогда еще Звездин) знает и любит блатные песни. Была сделана запись песен в исполнении Аркадия на магнитофон «Днепр» под гитару.
В 1963 Рудольф Фукс с помощью Бориса Тайгина и Виктора Смирнова (звукорежиссер) сделал одну из первых записей Аркадия Северного на фирме Руслана Богословского (сам Богословский в это время находился в заключении) под сопровождение оркестра из двух баянов и саксофона. Там же, на записи, родился псевдоним – Северный, который предложил Виктор Смирнов.
В 1965 году за свою подпольную деятельность получает срок. Отбыв два года на зоне в Выборге, выходит по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. В конце 1960-х годов Фукс знакомит Аркадия Северного с С.И. Маклаковым, и в 1975-76 годах, несмотря на некоторые «коммерческие и идейные» разногласия с ним, принимает участие в организации записей А. Северного с ансамблем «Братья Жемчужные» в помещении «Ленпроекта», где и работает. Организовывает записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам также сочиняет песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев.
В 1972 году Рудольф Фукс пишет для Северного сценарии концертов под общим названием «Программы для Госконцерта» (два выпуска) и некоторые другие, которые принесли известность певцу.
В том же 1972 году Фукс меняет фамилию на Соловьева. В 1974 году Фукс является инициатором записи А. Северного с ансамблем «Четыре брата и лопата» под управлением Александра Резника, это практически первая работа Северного с оркестром в стереозвуке. С этим же оркестром записаны такие концерты, как: «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».
В конце 1970-х Рудольф Фукс участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле «Ленпроекта» – «Сакс и струны», а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" (руководитель – Г. Ордановский). С этой группой пытался записывать и Аркадия Северного.
18 июня 1979 г. Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев) по израильской визе покидает СССР. Эмигрировал в США, вывез с собою большое количество записей А. Северного и других русских шансонье, которые были изданы компанией «Kismet», с 1938 года специализирующейся на издании русского и советского фольклора.
Выпускает в США самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов русской эмиграции.
В 1980-х годах в США Фукс продюсировал выходы альбомов автора и исполнителя Виктора Слесарева (Чинова), одного из ярких представителей матерной эмигрантской песни. Так же записывал старых эмигрантов, делал записи А. Галича, выпустил 8 дисков Владимира Высоцкого. Фукс под псевдонимом «Рувим Рублев» продолжает и поэтическую деятельность – пишет и публикует свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец".
В 1980-х годах Рудольф Соловьев (Фукс) стал владельцем компании «Kismet», по инициативе которой в 1990 году в СССР вышла первая официальная пластинка «Памяти Аркадия Северного» на основе альбома «Колода карт». Предисловие к этой пластинке написал сам Фукс за псевдонимом «Р. Рублев». Так же, совместно с компанией «Русский диск» переиздал пять альбомов ансамбля «Братья Жемчужные», записанные в 1970-х и 1990-х годах.
В 2001 году продюсировал творчество исполнителя блатного шансонье – Валерия Вьюжного. Другие его проекты - группы Gogol Bordello и Black mama - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай". Песни, написанные Р. Фуксом: «Бандит», «Без двадцати восемь», «В Одессе я родился», «Я родился на границе», «Про коня Билли», «Вы хочете песен, их есть у меня» (текст), «Гимн менестрелей», «Дождь идет», «Кафе “Ориенталь”», «Красавица моя» (текст), «Люблю я сорок градусов», «Мекки-нож» (текст), «Не лезьте, граждане, в поэты», «Прошли года», «Ромашки и рюмашки», «Семь-сорок» (текст), «Сингарелла» (текст), «Скокарь», «Хиляем как-то с Левою» (текст).
В настоящее время проживает в Нью-Йорке, но регулярно бывает в России.
®Михаил Дюков

Изд-во «Деком», серия «Русские шансонье», 2010 год.

«Старый добрый Йозель»

«Но Йозель сострижет больную мозоль, И кой-кому намнет еще бока, И вспомнит он тогда про тетю Хаю, И ей подставит ножку, А пока…» Р.Фукс

Среди написанных мною песенок есть одна особенно популярная — «Старый добрый Йозель», который никак не сострижет свою любимую мозоль. Именно Йозель, а не Йозеф, как стали потом петь. Так звали дядю моей жены. И мозоль у него была, и все об нее спотыкались. Вот я про это и сочинил песню. А изначально я знал с детства только припев: «С добрым утром, тетя Хая, вам пластинка из Шанхая».

Северный спел эту песню про Йозеля, а потом, слышу — кто-то к этой песне дописал еще куплеты, и поют ее в ресторанах. Недавно, в Нью-Йорке, я решил замкнуть эту тему, и дописал еще один куплет, где Йозель попал на Брайтон. Хотя, может быть, кто-то еще и продолжит... Песня действительно стала народной. Однако вместо славы и гонораров «добрый Йозель» однажды доставил мне немало хлопот. Подставил, гад, ножку.

За год до моего приезда в Нью-Йорк один молодой, эмигрант из Риги, талантливый гитарист и большой, надо заметить, профессионал записал и издал кассету своих любимых песен, где, в числе прочих вещей, спел мою, переиначив только, «Йозеля» на «Йозефа».

Альбом пользовался успехом на Брайтоне, и вскоре мне тоже довелось услышать свою песню в версии этого рижанина. (Я специально не называю его фамилии, пусть он будет просто Р. Кто в теме, и так поймет, а зря трепать имя человека по прошествии стольких лет – не хочу. Каждый из нас допускает в жизни промахи и необдуманные поступки, к тому же сегодня Р. уже нет в живых.)

Исполнение его мне понравилось, но кроме эстетического наслаждения хотелось получить и заслуженный, как мне казалось, авторский гонорар. С таким вопросом я однажды и подошел к певцу. Беседы у нас, к сожалению, не получилось. Он и слышать ничего не захотел о моих притязаниях на хит.

Тогда, в качестве компенсации, я стал тиражировать эту кассету и продавать ее у себя в «Кисмете».

Прослышав об этом, Р. натравил на меня русскую мафию.

Весенним погожим деньком ко мне в магазин, как снег на голову, свалился небезызвестный на Брайтон-Бич гангстер Евсей Агрон* «со товарищи».

С того момента я лишился покоя. Прессинг, избиение, угрозы – весь арсенал бандитских методов пришлось испытать на себе. За прилавком в магазине я стоял, сжимая в правой руке пистолет, а левой доставая пластинки клиентам. Так они меня достали, что был готов, буквально, на все. Житья от криминалов не было абсолютно: поджидали у квартиры, запугивали, вымогали деньги…

Длился этот кошмар целый месяц, за который я весь осунулся, побледнел, лишился, как пишут в романах, сна и покоя. Главное — я абсолютно не знал, как бороться с мафиозным беспределом, реально опасался за себя и своих близких.

Евсей Агрон, по кличке Агроном, славился своей жестокостью. Как написал в книге «Красная мафия» американский журналист Роберт Фридман: «Однажды Агрон до смерти забил своего оппонента стрекалом для скота».

В общем, вы можете представить себе, что это был за человек и сколь «приятны» и «волнующи» были для меня эти встречи.

Район Нью-Йорка, где располагался «Кисмет», — торговый. Там повсюду ресторанчики, бары, магазинчики, лавочки…

В соседнем здании находился винный бутик, принадлежавший старому итальянцу по имени Фред. Мы были в приятельских отношениях.

Видя, что ко мне каждый божий день приезжают люди, чей род занятий не вызывает вопросов, Фред после очередного наезда, сопровождавшегося неизменными криками, угрозами и порчей имущества, поинтересовался о происходящем.

Я честно рассказал ему про ситуацию с уже не казавшимся мне «добрым» «Йозелем».

— Что? Русская мафия хозяйничает в Нью-Йорке? – возмутился старик. – Дай-ка мне телефон этого Р. Ведь это он заварил всю кашу?

— Не надо, Фред, — стал отговаривать я пенсионера. – Разберусь как-нибудь…

Но он настаивал, и я продиктовал номер.

Со следующего дня, наезды прекратились. Совсем. Как корова языком слизнула.

Тишина. Ни звонков, ни засад у квартиры...

Проходит день, другой, третий… Все спокойно.

Неожиданно от знакомого узнаю, что Р. еще неделю назад, бросив все (работу, квартиру, машину) и даже не попрощавшись с женой, уехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.

Высчитываю – получается он сбежал в тот самый день, когда я дал его телефон Фреду.

Что за чудеса? Выходит, старик-итальянец одним звонком решил все мои проблемы?

Других объяснений волшебному избавлению от мафии я не нашел, и отправился поблагодарить своего благодетеля.

Заглядываю в магазинчик, прохожу между рядами красивых бутылок к прилавку, за которым стоит невозмутимый Фред, и говорю: «Спасибо огромное за помощь, дружище, ты – мой спаситель. Даже не знаю, как мне выразить тебе мою признательность…»

Фред смотрит на меня и делает вид, что совершенно не понимает, о чем речь. Только я снова пытаюсь заикнуться о своей благодарности, он тут же обрывает:

— Руди, о чем ты? Смотри, погода какая замечательная! А, хочешь вина? Мне буквально вчера привезли шикарное «бужеле» из Парижа? Заходи по-соседски, пропустим по стаканчику!..

Стою, переминаюсь и не пойму, как реагировать. Тут итальянец выходит из-за кассы, приобнимает меня за плечи и ведет неспеша к выходу из своего магазинчика. За шаг до двери он мягко развернул меня и отворил крошечный чуланчик, приютившийся справа от входа. Внутри громоздились какие-то хозяйственные инструменты: молотки, стамески, коробки с гвоздями, швабра…

Я рассеянно кинул взгляд на весь этот хлам, решив, что старик просто выжил из ума, как вдруг краем глаза зацепился за что-то странное, диссонирующее, с содержимым кладовки. В углу, небрежно прислоненным к стене, стоял длинный, с чудовищно огромным диском автомат «Томпсон», каким гангстеры времен «Сухого закона» с успехом улаживали любые спорные вопросы. Хитро зыркнув на мою ошалевшую физиономию, Фред спокойно произнес:

— Мы соседи, Руди, и должны помогать друг другу. Если тебе когда-нибудь понадобится что-то из инвентаря, который ты здесь видишь, обращайся!

Пораженный, я горячо пожал ему руку, и отправился к себе.

Больше подобного, слава Богу, не случалось, но могущество легендарной «Коза Ностры» я имел возможность ощутить на деле.

Евсей Агрон – эмигрировал в США из Ленинграда в начале 70-х, сколотил на Брайтон-Бич мощную преступную группировку, занимавшуюся вымогательством и аферами.


Первая виниловая пластинка А.Северного, изданная фирмой Кисмет в 1980 году. Обложка конверта.


С клубом русских бардов в Нью-Йорке. Крайний слева - Зиновий Шершер, за ним - Татьяна Лебединская, сотрудники фирмы -Кисмет- Я - второй справа

В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев.


Русский шансон невозможно представить себе без так называемых уличных, блатных, тюремных и т.п. песен.

В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев. Он родился в 1937 году в Ленинграде. Сталинский режим, репрессии, обычное послевоенной детство - шпана, проходные дворы, чердаки, подвалы и, конечно, неподцензурные песни, глубоко западающие в душу, тексты, которых Фукс начал записывать в отдельную тетрадь.

Блатные песни пели в те годы в кругу самых надежных друзей, иначе - срок немалый.

В начале 60-х годов в СССР появляются первые бытовые магнитофоны, много контрабандных пластинок (например, цыгане Валя и Алеша Дмитриевичи, цыганка Маня, цыганка Рая, оперные певцы Иван Ребров, Борис Рубашкин, классический джаз, Хейли, Пресли, Армстронг). Тогда же появляются первые барды - Визбор, Окуджава, Высоцкий и др. Качество записи оставляет желать лучшего, но люди слушают и хотят слушать.

К концу 60-х годов Р. Фукс собрал огромную коллекцию магнитофонных записей, текстов песен и множество пластинок. Мое знакомство с Фуксом состоялось осенью 1971 года. Невысокого роста, в очках, Фукс был очень живым и энергичным. Каким-то образом все музыкальные новинки, доходящие до Ленинграда, попадали сначала к Фуксу. Он часто говорил, что собрал очень много, что блатные песни - это народный фольклор, что надо бы это оставить для потомков. Потом у него появилась идея найти хорошего исполнителя и записать все имеющееся в хорошем качестве. Осенью 1972 года он нашел исполнителя песен - это был Аркадий Дмитриевич Звездин, который к этому времени уже имел псевдоним Северный.

Первый домашний концерт Северного состоялся у Толмачева по сценарию, написанному Р. Фуксом. Концерт продолжительностью 1 час состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.

Концерт имел потрясающий успех. Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское исполнение, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали своеобразный колорит концерту, и он молниеносно разошелся среди любителей звукозаписей. Это вдохновило Фукса на создание следующего сценария, который он записал у себя дома на Ропшинской улице в конце 1972 или в начале 1973 года.

Далее выходит концерт, в котором отредактированные Фуксом рассказы о "московском дне" чередуются с блатными песнями. Талант сценариста позволил Фуксу отредактировать рассказы и песни таким образом, что получилось единое целое. Северный для исполнения этого концерта пришел к Фуксу со своим младшим братом Михаилом (только что освободившимся из тюрьмы), который подпевает Северному в песне "Не дождаться мне, видно, свободы...".

Следующий концерт был без сценария и состоял из 18 песен. Потом следует концерт со сценарием: "У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: дорогой Аркадий Палыч, пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей Вашего редкого таланта. Мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую фамилию Северный тем, что мало поете песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе, а о мачехе-Воркуте Вам и вспоминать не хочется. Мы, к

онечно, понимаем, воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Как не вернуть тех лет, в которых счастья не было и нет, как выколото у меня на груди. Ваш друг, известный в прошлом Костя-капитан".

Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить свою ошибку. Специально для вас, - поет "Ох, волюшка..."

Концерт из 9 песен, между которыми пояснения и короткие рассказы из жизни заключенных, воров и блатных.

Вскоре Фукс выпускает концерт "О шансонье". Он начинался так: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я думаю, что в этот раз мы могли бы поговорить о песенках "шансон" или, как их еще называют в народе, "шансонетках", а так же попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что такое "шансонет"? Этот вопрос, конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио", и на который они бодро ответили: "Что такое "Шансонетка"? Это девушка, у которой совсем нету шансов!" У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Да еще какие! И они этими шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века на русской эстраде возник особый жанр песен - "шансонет", а их исполнители стали называться "шансонетками". Этот жанр включал в себя исполнение цыганских романсов и бытовых песен на русском языке. До наших дней дошли не многие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс "Избушка"... После исполнения "Избушки" Северный вперемешку с исполнением песен рассказывает о Варе Паниной, Леньке Пантелееве, танце "Канкан" и о знаменитом Василии Гущинском.

В конце 1974 - начале 1975 года выходит концерт из 16 песен, где много посвящений: Клячкину, Высоцкому, Окуджаве, Рахлину, Александру Галичу. В середине 70-х (примерно 1975 год) выходит концерт, посвященный истокам блатной песни. Во вступлении Северный сказал: "Нам, любителям и собирателям так называемого блатного жанра и старых русских каторжных и тюремных песен, часто больно и досадно, когда слышно, как ругают этот жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На примере нижеследующих песен мне хотелось бы показать, что многие блатные песни произошли из народных и многие писались русскими поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", которая была написана русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным, 150-летие которого недавно отмечала вся страна. Родился он в 1824 году, умер в 1861 году".

Последний записанный Фуксом концерт из 21 песни и 17 анекдотов был 7 ноября 1975 года по случаю двухлетия его дочери и длился полтора часа.

Всенародную славу А. Северному как "королю блатной песни" принесли приведенные выше 5 концертов со сценариями, написанными Фуксом. Являясь одновременно сценаристом, режиссером и постановщиком, Р. Фукс создал свой театр - театр блатной песни, единственным артистом которого был А. Северный. Среди любителей магнитофонных записей начался настоящий бум. Все искали новых песен в исполнении А. Северного, несмотря на то, что уже было очень много песен таких бардов, как В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава и других.

Будучи сам бардом (Рувим Рублев), Р. Фукс написал массу песен как для репертуара А. Северного, так впоследствии и для репертуара "Братьев Жемчужных" с разными исполнителями.

Вот далеко не полный список песен, написанных Рувимом Рублевым:

1) "Гимн менестрелей",

2) "Вы хочете песен",

3)"Скокарь",

4) "Хиляем как-то с Левою",

5)"Не лезьте, граждане в по

6) "Прошли года",

7) "Кафе "Ориенталь",

8) "Люблю я 40 градусов",

9) "7,40"(текст),

10) "Без двадцати восемь"(текст),

11) "Красавица моя"(текст),

12) "Дождь идет"(текст),

13) "Мекки-нож"(текст),

14) "Ромашки и рюмашки" (текст) и т.д.

К середине 1974 года относятся первые попытки сделать блатные песни с оркестром в стереозаписи. Выходит концерт "Магаданцы". Потом в декабре 1974 года первый концерт "Братьев Жемчужных", который делал С. Маклаков. В начале 1975 года выходит второй концерт "Братьев Жемчужных" с участием Аркадия Северного и далее третий и четвертый концерты, которые также делал С. Маклаков.

Видимо, в самом конце 1974 или начале 1975 года Р. Фуксом и С. Маклаковым был сделан концерт, "посвященный 85-летию со дня рождения Вертинского". Ведущим концерта был А. Северный, а первая песня "Гимн менестрелей" была написана Р. Фуксом.

Осенью 1975 года Толмачев познакомил меня с Дмитрием Михайловичем Калятиным, в семье которого жил и Аркадий Дмитриевич Северный. Хлебосольность и доброжелательность хозяев были необычайными. Аркадий Дмитриевич - живой, обаятельный и остроумный - всегда был душой компании. Иногда пел, но немного. Он мне рассказал, что дочке 4 годика, и так получилось, что и дома он не был 4 года. Из квартиры его давно выписали, и он ходил к судебному исполнителю, чтобы восстановится, но это ему не удалось. Поражала его необычайная худоба. Он был болен страшной болезнью - алкоголизмом. Я предложил Аркадию Дмитриевичу попробовать полечиться. Он согласился. В марте 1976 года его положили в больницу имени Бехтерева на алкогольное отделение. Накануне Дмитрий Михайлович пришел в ординаторскую этого отделения с магнитофоном и проиграл врачам несколько вещей в исполнении Аркадия, в том числе "Черную моль" из второго "одесского концерта", который сделал Р. Фукс. К сожалению Аркадий Дмитриевич не смог удержаться - запил, не пройдя полного курса лечения, и был досрочно выписан из больницы.

В 80-е годы за границей оказалось много советских бардов (В. Токарев, А. Корабельников, В. Шульман и др.) и эстрадных исполнителей (М. Гулько, Л. Успенская, М. Шуфутинский и др.). Пластинки, выпущенные ими, дошли и до нас. Значительная, если не большая, часть песен этих исполнителей взята из репертуара А. Северного и "Братьев Жемчужных". И в России в связи с перестройкой и гласностью стали выходить сборники блатных песен под различными названиями.

Даже при беглом просмотре этих сборников видно, что большая часть текстов взята из репертуара А. Северного, "Братьев Жемчужных", "Черноморской чайки" и других менее известных самодеятельных ансамблей ("Магаданцы", "Альбиносы", "Крестные отцы", "Святые братья", "Аэлита", "Светофор" и т.п.), с которыми выступал А. Северный. Многие песни кочуют из одного сборника в другой.

В заключении хочеться отметить, что безудержная энергия Р. Фукса принесла свои плоды: эмигрировав в США в 1979 году, он устроился в фирму Kismet, через некоторое время ее откупил и сейчас является хозяином этой фирмы. Сергей Иванович Маклаков (давший второй виток блатным песням под оркестр в стереозаписи) недавно отметил свое 70-летие и прекрасно выглядит, бодр и весел.

К сожалению, нет с нами Г.П. Толмачева, Д.М. Калятина, Н.Г. Рыжкова, Г.С. Нахамкина, имевших прямое отношение к записям блатных песен. Последняя моя встреча с А.Д. Звездиным-Северным была в середине апреля 1980 года в морге больницы имени Мечникова и в крематории

В минувший понедельник Петербургский клуб "Винил Стори" отмечал 75-летие одного из своих креативных создателей Рудольфа Фукса .
Легендарный человек с конца пятидесятых годов занимался популяризацией "стиляжной" заграничной музыки, как в Ленинграде, так и во всём СССР. Рудик, как его называют множество поколений, имел студию звукозаписи и аппаратуру для их тиражирования на пластиковых рентгеноплёнках. "Музыка на костях", которую помнят многие из старших поколений.
Им во времена совка, вне данного совка, устраивались выпуски дисков самых различных тогдашних придерживавшихся совком звёзд. И В. Высоцкого, и "Машины Времени" и т.п.

Но главное место в творческой душе Фукса всегда занимала неформальная песня.
Будучи сам автором-исполнителем, он поднял и подарил миру легендарного шансонье 60-70-х Аркадия Звездина, Известного нам, как Аркадий Северный.
Тридцать три года Рудик живет в Нью-Йорке. Но в Петербурге бывает часто, подолгу и очень активно.
Итак, юбилей.




На Петроградской стороне, на углу реки Карповки и Аптекарского проспекта есть здание. Там сеййчас какой-то бизнес-центр, найт-клаб и т.п.
Это здание прославлено давним советским фильмом "Иду на грозу", как институт, где происходили все политико-научные интриги.
Но суть не в этом здании. Это просто привязка к местности.


Справа притулось строение чуть меньше. Вот с такой вывеской.

Торжественное открытие клуба 21-го сентября. Но уже сегодня идет выход на проектные мощности по насыщению гостей пищей телесной и духовной.
Попечитель клуба Рудольф Фукс осматривает объект, готовясь к мероприятию.


Процесс пошёл. Хозяин клуба приветствует юбиляра и гостей.

Ретро-откат. Юбиляр исполняет свои песни.

Вечер проходил в режиме нон-стоп концерта. На сцене побывали практически все гости. И все исполняли песни, стихи. Под свой аккомпанемент, под "минусовки".
Постараюсь выложить записи выступавших артистов, когда они появятся в Ютюбе.

Ну и сам не удержался. В части светлой памяти Аркадия Северного.
К гитаре, кстати, не прикасался 17 лет.
Жалко, что запись телефонная....

И создатель образа знаменитой "блатной" легенды 70-х. Организатор и распространитель записей многих авторов-исполнителей. Известный музыкальный коллекционер. Автор стихов и песен ставших народными.

В 1979 году выехал из СССР. Президент Нью Йоркской фирмы звукозаписи «Кисмет».

В 2010 году вышла в свет книга Р. Фукса «Песни на "рёбрах", Высоцкий , Северный, Пресли и другие».

Веб-сайт — http://www.blat.dp.ua/rf/index.htm

Рудольф Фукс родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области . В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института и коллекционировал записи рок-н-ролла. Сотрудничал с подпольной фирмой звукозаписи Руслана Богословского. Второй страстью Р. Ф. была блатная музыка. В 1962—1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, придумал псевдоним "Северный" и сделал первые записи блатных песен в его исполнении. С 1965-го два года провел на зоне под Выборгом и вышел по . Работал в институте "Ленпроект", и организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе — А. Лобановского и Е. Клячкина, сам также сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "Не лезьте, граждане, в поэты", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. В 1972 году написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые исполнил Аркадий Северный. Фукс сочинил немало песен, которые после исполнения Северным становятся народными. 18 июня 1979 года по израильской визе покидает СССР. Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, работает в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. Вскоре он выкупает этот бизнес и становится президентом "Кисмета". Много славных дел сделано на этом посту, вот самые эпохальные — самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил — писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец".

Давид ГЕНКИН

Рудольф Фукс: «Хочу сохранить для грядущих поколений прожитую мною музыкальную эпоху»

Поэт, продюсер и бизнесмен создал уникальный Музей грамзаписи

«Чем только не занимаются люди! - утверждали авторы знаменитого романа «Золотой теленок» Илья Ильф и Евгений Петров . - Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред».

Коллекцию начал собирать еще в молодости

Но всегда были люди, которые свободно перемещаются между двумя этими мирами, как бы образуя своеобразный мостик. К их числу относится и создатель Музея грамзаписи Рудольф Фукс. Он же Рувим Рублев , он же Рудольф Соловьев . Поэт, музыкант и литератор. «Цеховик», занимавшийся в пятидесятые-шестидесятые годы выпуском пластинок с запрещенным в СССР песнями, среди которых было немало и так называемых блатных. Говоря современным языком, продюсер, открывший необычайно талантливого исполнителя Александра Северного. Зек, отбывавший наказание в Выборгском замке. Эмигрант, сумевший стать в США удачливым бизнесменом - владельцем студии грамзаписи. Он был знаком с Владимиром Высоцким , Михаилом Шемякиным , Полом Маккартни, фактически вернул нам творчество Петра Лещенко , Вадима Козина , Алеши Димитриевича (знаменитого Цыгана Алеши).

…Небольшая квартира в доме на юго-западе Петербурга . Здесь и размещается музей, экспонаты которого Фукс собирал на протяжении десятилетий. Огромное количество пластинок, в том числе и виниловых, гитары, портреты известных и не очень известных исполнителей, радиолы, приемники, проигрыватели, звукозаписывающая аппаратура. Некоторые экземпляры были изготовлены шестьдесят и более лет назад.

Такое устройство сейчас можно увидеть только в музее. Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Для меня вещи, связанные с музыкой, имеют душу. Я их никогда не выбрасываю, - говорит создатель музея. - Коллекцию собирал на протяжении почти все своей долгой жизни. Что-то покупал на толкучках, что-то выменивал, что-то дарили друзья. Кстати, экспозицию, которую вы видите, я называю «Музей для друзей».

Среди экспонатов есть агрегат, который удивит даже немолодого посетителя музея. Это - самодельный рекордер. С его помощью пятьдесят и более лет назад делались «пластинки на ребрах». При их изготовлении использовались рентгеновские пленки, отсюда и такое название.

Мы хотели собираться, танцевать, слушать современную музыку - рок-н-ролл, джаз, буги -вуги. - вспоминает Фукс. - Но она фактически была под запретом. Различными путями - на барахолках, у ходивших в загранку моряков - я, тогда студент Кораблестроительного института, добывал нужные пластинки, а затем тиражировал. Не скрою, что продавал их через друзей. Но деньги сами по себе меня не интересовали. Они были нужны мне лишь для компенсации затрат.

Пластинки на ребрах. Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Рудольф вспоминает забавный случай. Уже в двадцать первом веке на одной из петербургских толкучек к нему подошел пожилой мужчина. «Вас случайно не Рудольф зовут?», - спросил он. «Рудольф», - ответил я. «Много-много лет назад на Петроградской стороне, возле магазина «Мелодия», я купил у вас пару пластинок…»

Кик и можно было ожидать, предприимчивость и изобретательность довели молодого Рудика до цугундера. Он уже давно находился в поле зрения «компетентных органов», однако осудили его вовсе не за подпольную коммерцию. При обыске в коммуналке, где жил Фукс, нашли бланки из институтского отдела кадров. Уже закончив вуз, молодой человек использовал их для покупки по льготным ценам железнодорожных билетов. И получил срок по статье, карающей за подделку документов. Наказание отбывал в Выборгском замке, где продолжал нести культуру в массы: заведовал библиотекой. А параллельно учился играть на гитаре и изучал песенный фольклор.

Кстати, всю конфискованную при аресте коллекцию дисков должны были передать в Институт театра, музыки и кинематографии. Однако освободившись, Фукс не смог там ее найти. «Я думаю, что люди в погонах все диски забрали себе», - считает Рудольф.

Человек, которого не было

…Этого исполнителя, которого иногда даже сравнивают с Владимиром Высоцким, известный историк Лев Лурье назвал «человеком, которого не было». Действительно, за свою очень короткую жизнь Аркадий Северный, как его называли, Король блатной песни, не дал ни одного концерта в прямом смысле этого слова. Его мало кто знал в лицо. Но записи его песен звучали из окон, а имя было хорошо известно поклонникам шансона. Первооткрывателем этого самородка, его продюсером был Рудолью Фукс.


Аркадий Северный - человек, которого не было. Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Огромный портрет Северного, образец голоса, звукозаписи песен в исполнении певца - все это, естественно, есть среди экспонатов Музея для друзей.

Наше знакомство произошло случайно, - вспоминает продюсер. - У нас были общие друзья, и по их рекомендации Аркадий, его настоящая фамилия Звездин, пришел ко мне за какой-то книгой. Увидев на стене гитару, взял ее в руки и запел. Я сразу понял: у парня большой талант.

После этого Фукс стал организовывать записи песен в исполнении Северного. Чаше всего в Ленпроекте, где Рудольф тогда работал. Аркадий пел в сопровождении ансамбля, составленного из профессиональных музыкантов. Записи мгновенно разлетались по стране. Ими заслушивались и уголовники, и крупные ученые, и весьма высокопоставленные работники…

Популярность, которую обрел Аркадий Северный, в конце концов и стала одной из причин его преждевременной смерти. Певца стали приглашать на вечеринки, на которые собирались представители советской элиты, в кабаки, где гуляли криминальные авторитеты. За каждое выступление платили по тысячи рублей - в то время полугодовая зарплата квалифицированного инженера. Не стойкий к мирским соблазнам исполнитель все деньги пропивал вместе с кружившимися вокруг него «друзьями». Постепенно он превратился в хронического алкоголика.

В апреле 1980 года Северный вернулся в Ленинград из Москвы с очередного «ночника» в полуобморочном состоянии. Его поместили в больницу, где он на другой день скончался от кровоизлияния в мозг.

Мечта осуществилась в эмиграции

В последние месяцы жизни певца Рудольф уже ничем не мог ему помочь. Эмигрировавший к тому времени в США продюсер опубликовал некролог в русскоязычной газете, а затем выпустил пластинку памяти Короля.

Рудольф, а что вас побудило или вынудило покинуть Родину?

У меня была мечта - сделать то, что не делала фирма «Мелодия». А именно - познакомить соотечественников с творчеством фактически запрещенных в СССР певцов . И мне это удалось. За океаном я выпустил пластинки с песнями Петра Лещенко, Вадима Козина, Александра Галича . Доказал, в первую очередь самому себе, что человек, занимавшийся подпольной коммерцией в Советском Союзе, может выжить и на Западе.

Оказавшись в Нью-Йорке , Рудольф под разными псевдонимами, один из них Рувим Рублев, начал печататься в газете «Новое русское слово». Однажды забрел в магазин, принадлежащей основанной эмигрантами первой волны фирме «Кисмет», которая выпускала и реализовывала пластинки с русской музыкой. Узнав биографию Фукса, престарелая владелица предложила ему купить фирму. Деньги на первый взнос дал преуспевающий бизнесмен российского происхождения, ценитель музыкального искусства. И уже вскоре появился диск «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто ». Пластинка имела бешеный успех в США и Канаде , ею заслушивались и в СССР, куда она попадала по «неофициальным каналам». Дело пошло…

В начале нынешнего века «Кисмет», по сути, прекратил свое существование. Ведь сейчас, включив компьютер, можно послушать абсолютно любую музыку. И Рудольф Фукс, который попеременно живет в Петербурге и Нью-Йорке, занимается другими проектами. Пишет стихи, песни, сценарии, работает в кинодокументалистике. Но главное - это Музей для друзей.

Справка «КП»

Фирму «Кисмет» организовали военный музыкант Тифлисского гарнизона Дмитрий Корниенко и его жена княгиня Анна Менавде. После революции они эмигрировали в Константинополь , куда последовали и музыканты оркестра. Выступали в ресторанах и кабаре, где их заметил американский дипломат, предложивший супругам переехать в США.

Кстати

Как утверждают хорошо осведомленные люди, пластинки, выпущенные в США Рудольфом Фуксом, хранил у себя дома и любил слушать генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов .

Смотрите фотогалерею: В Петербурге работает музей грампластинок, основанный Рудольфом Фуксом

Ссылки

  • Фукс (Соловьёв) Рудольф Израильевия (р. 13.08.1937 г.) - продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним - Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня... www.russhanson.org/ispolnit/fuks.html
  • Аркадий Северный — слушать онлайн на Яндекс.Музыке

Примечания

АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ (настоящее имя — Арка́дий Дми́триевич Зве́здин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой...

Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс . Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия — «Северный».

В начале 70-х годов судьба вновь свела Аркадия Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решил возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре пришёл к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита».

Рудольф Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновленный успехом, Фукс осуществил запись ещё ... Википедия

ВЫБОРГ, г., райцентр в Ленингр. обл. Порт в Финском заливе. Ж.-д. уз. 72 т. ж. (1977). Маш-ние и металлообр., лёгк., пищ. пром-сть. Дом-музей В. И. Ленина. Осн. в 12 в. новгородцами, с 1293 швед. крепость, с 1710 в России, в 1918—40 в Финляндии . Замок 13 в.

ЛУГА ,г. (с 1777). райцентр в Ленинградской обл., на р. Луга. Ж.-д. уз. З-ды; абразивный, литейно-механич.; хим., лёгкая, пищ. пром-сть. Награждена орд. Отеч. войны 1-й степ. (1977).

РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock n roll - rock and roll, букв. — качайся и крутись), модный американский танец 1950-х гг. Коммерциализированная модификация негритянского ритм-энд-блюза. На основе рок-н-ролла возник целый ряд новых танцевальных жанров, кроме того, он является одним из основных истоков современной рок-музыки. Музыкальный размер 4/4.

Большой энциклопедический словарь

ЭЛВИС АРОН ПРЕСЛИ (англ. Elvis Aaron Presley; 8 января 1935 — 16 августа 1977) — американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. Его известность настолько широка, что многие называют его просто по имени — "Элвис".
С Элвисом Пресли также ассоциируется устойчивое словосочетание "Король рок-н-ролла" (в Америке зачастую просто "Король" — англ. The King). Находится на третьем месте среди величайших исполнителей и вокалистов по версии журнала Rolling Stone. Является одним из самых продаваемых исполнителей, продав по всему миру 1 миллиард копий альбомов, уступив только Beatles.

На страницу Фукс — 20 век. Однофамильцы