Рисунки для создания гравюр легкие. Творческое занятие: гравюра для детей. Обзор готовых наборов и руководство по домашнему творчеству в этой технике

Для знакомства со стилем “гравюра” и приобретением первого опыта можно воспользоваться набором для творчества, которое так и называется “Гравюра”. Такие наборы можно купить как в магазинах с художественными отделами, так и в интернет-магазинах. Модели для работ предлагаются различной сложности, есть простые небольшие картинки, но есть и достаточно сложные и тонкие по исполнению картины. Рекомендуемый возраст художника-гравировщика указан на упаковке. При этом такое занятие может увлечь как школьника, так и вполне взрослого человека. На картинке, представленной для примера, указан возраст от 3-х лет. Но детям в младшем возрасте нужно работать обязательно под присмотром взрослых.

2 шаг

Заготовка для гравюры выглядит как плотный лист металлизированной бумаги, покрытой тонированным слоем, на которую нанесены контуры будущего рисунка. Металлизированная бумага бывает разных цветов: серебро, золото или радуга (переливающиеся цвета).

3 шаг

В набор входит и инструмент для выполнения работ – штихель. Этим инструментом делают насечки на верхнем темном слое, через который в результате проявляется слой металлизированный. Штихель похож на ручку, только стержень у нее металлический. Для безопасности на острие надевается колпачок, когда штихелем не работают. Если работа выполняется детьми, то нужно обязательно контролировать обращение со штихилем, чтобы не было травм.

4 шаг

Для выполнения гравюры следует нанести все нарисованные штрихи, сняв в этих местах тонированный слой. Штихель может выполнять тонкие насечки или насечки пошире, в зависимости от того, какой стороной вы его повернете. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

С какого возраста можно знакомить детей с гравюрой?

Гравюра вполне доступна даже для маленьких детей , рекомендуется начинать знакомство с 3 лет. В этом возрасте у малыша уже есть некоторые навыки рисования, а также первые художественные представления. В таком возрасте рекомендовано создание гравюры только в сотворчестве с взрослым, который сможет раскрыть ребенку всю прелесть данного вида искусства, показать, как правильно создавать изображения.


Вообще же гравюра интересна и более старшим детям , и взрослым людям . Это обусловлено тем, что рисунок может быть разным по величине и сложности. Если приобретаются готовые наборы, то важно обращать внимание на рекомендованный производителем возраст, указанный на упаковке.

Чтобы создать гравюру , можно использовать 2 способа. Первый - подготовка основы самостоятельно. Для этого необходимо подобрать плотный лист бумаги, а лучше - картон, ведь с ним работать удобнее. Для работы также понадобятся акварельные краски, гуашь, восковые карандаши, свеча, палочка (штихель), кисти и емкость для воды. Основа закрашивается акварельными красками. Можно взять только один цвет. Но гораздо интереснее получаются рисунки, если основа цветная. Полосы можно проводить произвольно. После того, как основа высохла, ее нужно хорошо натереть свечой. Важно не наносить слишком толстого слоя, но и не оставлять пробелов. Далее нужно закрасить восковой слой черной гуашью. Иногда нужно наложить несколько слоев краски, лучше брать не слишком жидкую гуашь. Только после того, как все слои высохли, можно приступать к собственно созданию гравюры. Палочкой с заостренным концом или специальным штихелем нужно начать процарапывать темный слой так, чтобы был виден цветной. Для закрашивания основы можно использовать восковые карандаши. Тогда нанесение воскового слоя свечой не нужно.


Конечно, данный способ подготовки основы довольно трудоемок. Он подходит для малыша с принципом создания подобных изображений. Ребенок может свободно процарапывать основу. И не беда, если красивого изображения в первые разы не получится.


Если же хочется создать самостоятельно настоящий шедевр, то стоит обратить внимание на уже готовый набор для гравюры. В него входит основа и штихель. На основу на темный слой обычно уже нанесены контуры будущего цветного изображения. Изготовить гравюру с помощью такого набора довольно просто - нужно лишь усердно и аккуратно процарапывать верхний слой по указанным линиям. Можно делать это вместе с ребенком, процарапывая по очереди или одновременно в разных местах основы.


Готовые работы смотрятся очень интересно и вполне могут стать украшением интерьера. Их можно помещать в рамку, большие вешать на стену, а маленькие - ставить на письменный стол.

Творческие занятия - неотъемлемая составляющая воспитания и обучения ребенка. Существует множество видов художественного искусства, творить в рамках которых могут дети любого возраста. Например, гравюра для детей - это техника, осваивать которую можно начинать уже с трех лет. Но интересно подобное творчество будет также подросткам и родителям.

Гравюра как вид визуального искусства

Очень часто данную творческую технику ставят в один ряд с изобразительным искусством. И действительно, общего у этих разновидностей творчества достаточно. Поделка в технике гравюры предполагает удаление защитного слоя с использованием специального инструмента - шпателя или пера. Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для создания подобного шедевра. Альтернативный вариант - сделать поделку от и до своими руками. Рассмотрим подробно данную технику и постараемся понять, чем же полезна гравюра для детей?

Готовые наборы для творчества фабричного производства

Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка. Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых - более сложные. Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей - рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.

Изготовление гравюры с использованием свечи

При желании сделать набор для творчества ничуть не хуже, чем в магазине, можно своими руками в домашних условиях. Для этого возьмите картонную картинку, можно использовать, к примеру, страничку из разорванной книги. Вырежьте основу подходящего размера. Далее натрите ее обычной свечой или куском парафина. Слой должен получиться ровным и однородным. После чего покройте заготовку толстым слоем гуаши без добавления воды. Оставьте сушиться на несколько часов. После чего ваша гравюра для детей готова, можно приступать к творчеству. Предложите ребенку очистить всю картинку или какие-то отдельные ее элементы. Можно взять также и обычный кусок картона, раскрасить его произвольно красками, после чего покрыть воском и гуашью. На такой гравюре удобней рисовать картинки, не счищая краску полностью.

Как сделать гравюру своими руками без воска или парафина?

Если у вас дома не нашлось свечи, расстраиваться не стоит. Возьмите картон или лист плотной бумаги и Хорошо покрасьте основу этими карандашиками, а сверху, так же как и в первом способе, нанесите гуашь и высушите. Еще один вариант предполагает использование готовой картинки и пленки. Подойдут обычные фасовочные пакеты, папки-файлы или упаковочный тонкий пластик. Приклейте к основе кусок пленки клеем-карандашом, сверху нанесите гуашь и просушите. Изготовление гравюр возможно и из глянцевых картинок. И это один из самых простых способов. Возьмите страницу из журнала, обложку от раскраски или какую-то другую глянцевую картинку. Нанесите прямо на нее гуашь и после полного высыхания приступайте к творчеству. Дошкольникам рекомендуется при создании гравюры использовать тонкие инструменты и стараться держать их как карандаш или ручку - это поможет адаптировать руку к письму.

Польза от данного вида творчества

Детские гравюры - это интересные и очень полезные поделки. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Если вы используете покупной набор, малыш учится обводить и проводить правильные линии. Многим детям нравятся самодельные основы для гравирования, на которых отсутствует разметка. При работе с таким материалом каждый раз приходится угадывать, что скрыто под краской и где ее следует стереть. Интересно и произвольное рисование на основе для создания гравюры с разноцветным фоном. Пробуйте творить вместе с ребенком, используя и готовые наборы, и самодельные. Помните о том, что законченная поделка может стать замечательным украшением интерьера или отличным подарком на праздник кому-то из родственников.

Творчество для детей - это безграничные возможности самовыражения и развития. Никогда не забывайте об этом и старайтесь регулярно делать разнообразные декоративные поделки с дочерью или сыном.

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Крупнее пиджачок:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?


Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И деталь:

Марк Твен:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

Гравюра на картоне появилась относительно недавно, сумев завоевать симпатии многих художников, в том числе и начинающих. Этот вид относится к высокой печати, т. к. пропечатываемые элементы образуются после выбирания резаками пробельных элементов, которые не будут касаться бумаги.

Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:

  • надфили (можно заменить шилом, иглой);
  • картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
  • картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
  • резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
  • калька;
  • копировальная бумага;
  • оргстекло;
  • тушь (не обязательно);
  • масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.

Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.

Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

  1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
  2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
  3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
  4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
    • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
    • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
  1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
  2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
  3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.

Важно! При использовании масляной краски поверхности, взаимодействующие с ней, нужно грунтовать. Для других красок этого можно не делать.

  1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
  2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
  3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
  4. Дать изображению высохнуть.

Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

Этапы выполнения гравюры на картоне

Оформление работы

Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка - это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.

Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту - никаких швов. Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться - пяти. Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.

Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.

Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво. Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака. В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.

Вывод

Гравюра на картоне - простой вид высокой печати, легко исполняемый в домашних условиях. Но для полного раскрытия техники и получения достойного результата стоит использовать если не профессиональные, то хотя бы качественные материалы. Картон лучше брать плотный, не «съедающий» краску. Бумагу для оттиска предпочтительно применять акварельную (использовать глянцевую сторону) или чертежную. Тогда работа над гравюрой принесет море удовольствия и порадует прекрасным результатом.