С первых фраз в вересаев. Русский язык. Все метафоры делятся на две группы

  • (4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека - жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.

  • (5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7) Даже Диккенс.

  • (8) Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.

  • (9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10) А что такое современный мистицизм в литературе? (11) Это «Вий» или «Портрет».

  • (12) Школе исторического романтизма в её современном виде предшествовал «Тарас Бульба». (13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время подлинный романтизм.

  • (14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мёртвые души».

  • (15) Художественному бытописанию - «Старосветские помещики», «Коляска».

  • (16) Детектив? (17) Это - «Игроки».

  • (18) Водевиль? (19) Это - «Женитьба».

  • (20) Эссе? (21) Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд».

  • (22) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы

  • не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе.

  • (По С. Залыгину)

    • «С. Залыгин показывает безграничность сделанного Гоголем, используя приём беглого перечисления литературных направлений, в которых работал писатель. Динамику и ритм рассуждению придают (предложения 12-15, 16, 17, 18, 19, 20,21), (15-21). Чтобы привлечь внимание читателя,

    • Создать ощущение свободной беседы, автор использует приём

    • (таблица Менделеева – таблица человеческих образов»), скрытое обращение к читателю (предложение 8), мнение мнимого оппонента (предложение 13). Кроме вышеперечисленного предложенный текст несёт в себе точную информацию об особенностях творчества великого мастера. Этот серьёзный настрой на исследование создаёт чёткая структура доводов, достоверность приводимых примеров, использование

    • (персонифицирует, литературное направление, художественно-социологическое исследование, мистицизм, романтизм и т.п.)».

    • Список терминов: 1) сравнения; 2) эпитеты; 3) неполные предложения; 4) метафоры; 5) ряды однородных членов; 6) синтаксический параллелизм; 7) фразеологизмы; 8) морфемный повтор; 9) литературоведческие термины


    • 9. Прочитайте текст и выполните задание В8

    • (1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые – гораздо старее научной биологии. (2) Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

    • (4) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться.

    • (7) А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «…Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким,- пишет известный генетик ХХ века Феодосий Добжанский. – (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

    • (10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример – жизнь М.В. Ломоносова.

    • (12) Менее известна жизнь Д.И.Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет.

    • (16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова И.А. Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги…

    • (18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата.(20)Только это».

    • (По Л. Серовой)


    • «Стиль текста определяет те языковые средства, которые использует автор, чтобы доказать свою точку зрения. («генотип», «индивидуальный геном», «задатки») и (предложение 10: «… поднимались до высот знания и мастерства») позволяют автору усилить эмоциональное звучание своих раздумий. Как способ доказательства в тексте используется

    • (предложения 8,9,19, 20). («разумеется», казалось бы» (предложения 9,10) помогают лучше выразить отношение автора к проблеме, поставленной в тексте».

    • Список терминов:

    • 1) сравнительный оборот 5) термины

    • 2) метафора 6) вводные слова

    • 3) фразеологизм 7) экспрессивная разговорная лексика

    • 4) ирония 8) цитирование

    • 9) риторический вопрос


    • Прочитайте текст и выполните задание В8

    • (1)Трудное и запутанное дело – писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.

    • (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда – товарищи-писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

    • (14)Нужно в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

    • (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

    • (16) – Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

    • (20) – Много ли тогда напишешь?

    • (21) – И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно.(23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

    • (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

    • (По В. Вересаеву)


    • «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг волнующей его проблемы. Размышляя о настоящем писателе, автор во втором предложении использует

    • («не наблюдать, а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель не будет вести себя именно так, то «свежий росточек таланта на глазах желтеет, сохнет».

    • Эта усиливает впечатление от прочитанного.

    • (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

    • Список терминов: 1) контекстные антонимы; 2) сравнительный оборот;

    • 3) фразеологизм; 4) анафора; 5) развёрнутая метафора; 6) общественно-политическая лексика; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) цитирование; 9) ряды однородных членов


    Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) Санкт-Петербург: «Тригон», 2009.

    • Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

      «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А)_____ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп — (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

      Список терминов:

      1) контекстные антонимы

      2) сравнительный оборот

      3) фразеологизм

      4) анафора

      5) развёрнутая метафора

      6) общественно-политическая лексика

      7) вопросно-ответная форма изложения

      8) цитирование

      9) ряды однородных членов

      Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

      A Б В Г

      (1)Трудное и запутанное дело - писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

      (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

      (14)Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.

      (15)- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

      (16)- Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

      (20)- Много ли тогда напишешь?

      (21)- И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

      (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

      (По В. Вересаеву*)

      * Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) , прозаик, литературовед, критик. Центральная тема творчества - раскрытие идейных исканий русской интеллигенции.

      Пояснение (см. также Правило ниже).

      Заполним пропуски.

      «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует контекстные антонимы («не наблюдать, ...а жить» - контекстные антонимы (конструкция «не, ... а» указывает на противопоставление)). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп, развёрнутая метафора , усиливает впечатление от прочитанного («...свежий росточек таланта желтеет, сохнет» - развернутая метафора (помимо использования простой метафоры талант-росточек, в тексте свойства и действия таланта согласуются со свойствами и действиями ростка). Вопросно-ответная форма изложения (предложения 15-23 наблюдается вопросно-ответная форма изложения: автор задает себе вопрос и сам на него отвечает) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как ряды однородных членов (предложения 11, 13: в 11 - «товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей», в 13 - «выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал»») помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

      Ответ: 1579.

      Ответ: 1579

      Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности

      АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

      Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

      При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

      26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

      Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

      В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

      1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

      К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

      грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

      Эпитеты могут также выражаться:

      -существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

      -наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

      -деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

      -местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

      Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

      -причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

      2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

      Горят аулы, нет у них защиты.

      Врагом сыны отечества разбиты,

      И зарево, как вечный метеор ,

      Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

      Сравнения выражаются различными способами:

      Формой творительного падежа существительных:

      Соловьем залетным Юность пролетела,

      Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

      Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

      Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

      Как хищный зверь , в смиренную обитель

      Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

      При помощи слов подобный, похожий, это:

      На глаза осторожной кошки

      Похожи твои глаза (А. Ахматова);

      При помощи сравнительных придаточных предложений:

      Закружилась листва золотая

      В розоватой воде на пруду,

      Точно бабочек легкая стая

      С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

      3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

      Все метафоры делятся на две группы:

      1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

      2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

      И меркнет звезд алмазный трепет

      В безбольном холоде зари (М. Волошин);

      Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

      И очи синие, бездонные

      Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

      Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

      4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

      Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

      5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

      Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

      Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

      Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

      6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

      С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

      С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

      7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

      А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

      8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

      И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

      9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

      И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

      10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

      26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

      Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

      11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

      Синонимы могут быть контекстными.

      12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

      Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

      Ложь бывает доброй или злой ,

      Сердобольной или беспощадной,

      Ложь бывает ловкой и нескладной,

      Осмотрительной и безоглядной,

      Упоительной и безотрадной.

      13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

      Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

      1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

      2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

      14. Стилистически окрашенная лексика

      Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

      1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

      а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

      б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

      2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

      а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

      б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

      15. Лексика ограниченного употребления

      Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

      Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

      Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

      Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

      Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

      Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

      26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

      Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

      16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

      Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

      17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

      То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

      Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

      18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

      Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

      О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

      19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

      Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

      Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

      Лениво дышит полдень мглистый,

      Лениво катится река.

      И в тверди пламенной и чистой

      Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

      Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

      Хоть не вечен человек,

      То, что вечно, - человечно.

      Что такое день иль век

      Перед тем, что бесконечно?

      Хоть не вечен человек,

      То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

      Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

      Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

      Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

      Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

      Повалился он на холодный снег,

      На холодный снег, будто сосенка,

      Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

      20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

      Гляжу на будущность с боязнью,

      Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

      Я был вам звенящей струной,

      Я был вам цветущей весной,

      Но вы не хотели цветов,

      И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

      Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

      21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

      Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

      Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

      22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

      23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

      Швед, русский - колет, рубит, режет.

      Бой барабанный, клики, скрежет.

      Гром пушек, топот, ржанье, стон,

      И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

      В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

      Зато и внук,и правнук, и праправнук

      Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

      24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

      Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

      25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

      Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

      Вчера еще в глаза глядел,

      А ныне - все косится в сторону,

      Вчера еще до птиц сидел,

      Все жаворонки нынче - вороны!

      Я глупая, а ты умен,

      Живой, а я остолбенелая.

      О вопль женщин всех времен:

      «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

      26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

      Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

      Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

      Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

      Принес он смертную смолу

      Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

      27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

      Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

      Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

      28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

      29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

      Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

      -восклицательные предложения ;

      - диалог, скрытый диалог;

      -вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

      -ряды однородных членов;

      -цитирование;

      -вводные слова и конструкции

      -Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

      В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

      Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.



      Вопрос№24

      Про-чи-тай-те фраг-мент ре-цен-зии. В нём рас-смат-ри-ва-ют-ся язы-ко-вые осо-бен-но-сти тек-ста. Не-ко-то-рые тер-ми-ны, ис-поль-зо-ван-ные в ре-цен-зии, про-пу-ще-ны. Вставь-те на места про-пус-ков цифры, со-от-вет-ству-ю-щие но-ме-ру тер-ми-на из спис-ка.

      «С пер-вых фраз В. Ве-ре-са-ев вво-дит чи-та-те-лей в круг про-бле-мы.Раз-мыш-ляя о на-сто-я-щем пи-са-те-ле, он во вто-ром пред-ло-же-нии ис-поль-зу-ет (А)_____ («не на-блю-дать, ...а жить»). Автор подчёрки-ва-ет, что если пи-са-тель будет вести себя по-дру-го-му, то «...све-жий ро-сто-чек та-лан-та жел-те-ет, сох-нет». Этот троп — (Б)_____ уси-ли-ва-ет впе-чат-ле-ние от про-чи-тан-но-го. (В)_____ (пред-ло-же-ния 15—23) де-ла-ет текст живым. Такое син-так-си-че-ское сред-ство, как (Г)_____ (пред-ло-же-ния 11, 13) по-мо-га-ют ав-то-ру убе-дить чи-та-те-ля в пра-виль-но-сти вы-ска-зан-но-го те-зи-са».

      Спи-сок тер-ми-нов:

      • 1) кон-текст-ные ан-то-ни-мы
      • 2) срав-ни-тель-ный обо-рот
      • 3) фра-зео-ло-гизм
      • 4) ана-фо-ра
      • 5) развёрну-тая ме-та-фо-ра
      • 6) об-ще-ствен-но-по-ли-ти-че-ская лек-си-ка
      • 7) во-прос-но-от-вет-ная форма из-ло-же-ния
      • 8) ци-ти-ро-ва-ние
      • 9) ряды од-но-род-ных чле-нов

      За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

      A Б В Г

      (1)Труд-ное и за-пу-тан-ное дело — пи-са-тель-ство. (2)Пи-са-тель дол-жен не на-блю-дать жизнь, а жить в жизни, на-блю-дая её не сна-ру-жи, а из-нут-ри. (3)Между тем обыч-ная ис-то-рия жизни пи-са-те-ля та-ко-ва: уда-лась ему вещь, об-ра-тил на себя вни-ма-ние — и бро-са-ет преж-нюю ра-бо-ту, и ста-но-вит-ся про-фес-си-о-на-лом. (4)И вот че-ло-век са-дит-ся пи-сать не тогда, когда ему что-то нужно ска-зать, а тогда, когда нужно пла-тить за квар-ти-ру, шить жене паль-то. (5)И на гла-зах све-жий ро-сто-чек та-лан-та жел-те-ет, сох-нет. (6)И нет уж пи-са-те-ля. (7)На-чи-на-ю-щий пи-са-тель, если он ува-жа-ет свой та-лант и до-ро-жит им, не дол-жен «жить» ли-те-ра-ту-рой. (8)Чем угод-но до-бы-вай сред-ства к жизни, толь-ко не пи-са-тель-ством. (9)Придёт время, и то же пи-са-тель-ство самотёком нач-нет кор-мить тебя про-из-ве-де-ни-я-ми, на-пи-сан-ны-ми рань-ше.

      (10)Не го-во-рю уж об этом, но пи-са-тель, ста-но-вясь про-фес-си-о-на-лом, сам вы-ры-ва-ет себя из жизни. (11)Обыч-ная те-перь для него среда — то-ва-ри-щи пи-са-те-ли, за-се-да-ния сек-ций, ре-сто-ран-чи-ки, клуб пи-са-те-лей. (12)Варка в соб-ствен-ном соку. (13)А потом куда-ни-будь вы-ез-жа-ет, ходит с блок-но-том и «на-би-ра-ет ма-те-ри-ал».

      (14)Нужно в жизни жить, ра-бо-тать — ин-же-не-ром, вра-чом, пе-да-го-гом, ра-бо-чим.

      (15)— Хо-ро-шо, а когда же тогда пи-сать? — спро-си-те вы.

      (16)— Когда? (17)После ра-бо-ты. (18)В дни от-ды-ха. (19)В месяц от-пус-ка, — от-ве-чу я.

      (20)— Много ли тогда на-пи-шешь?

      (21)— И очень хо-ро-шо, что не-мно-го. (22)Всё, что тогда на-пи-шет-ся, будет пол-но-цен-но, нужно. (23)А так, по со-ве-сти ска-зать, взять почти у каж-до-го пи-са-те-ля пол-ное со-бра-ние его со-чи-не-ний — много ли по-те-ря-ет ли-те-ра-ту-ра, если вы-бро-сить из неё три чет-вер-ти на-пи-сан-но-го?

      (24)Я за-ме-чал на себе в на-ча-ле ли-те-ра-тур-ной ра-бо-ты: каж-дый успех сни-жа-ет тре-бо-ва-тель-ность к себе, с каж-дым успе-хом на-чи-на-ешь пи-сать «легко». (25)И как в это время бы-ва-ет по-ле-зен же-сто-кий щел-чок — отказ ре-дак-ции, су-ро-вая встре-ча кри-ти-ки!.. (26)Про-си-те, то-ва-ри-щи, судь-бу, чтоб она была к вам по-стро-же и по-злее. (27)И тогда мы на-вер-ня-ка узна-ем на-сто-я-ще-го пи-са-те-ля.

      (По В. Ве-ре-са-е-ву*)

      * Ви-кен-тий Ви-кен-тье-е-ич Ве-ре-са-ев (1867—1945) , про-за-ик, ли-те-ра-ту-ро-вед, кри-тик. Цен-траль-ная тема твор-че-ства — рас-кры-тие идей-ных ис-ка-ний рус-ской ин-тел-ли-ген-ции.

      Лексические средства (тропы)

      Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

      1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

      Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

      2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

      Ожог на земле. Ситец неба голубой.

      3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

      Время бежит. Угрюмый лес.

      4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

      Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

      5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

      Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

      6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

      Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

      7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

      Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

      8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

      В двух шагах отсюда.

      9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

      Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

      10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

      Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

      11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

      Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

      12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

      13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

      ...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

      Лексические средства (не являются тропами)

      Лексические средства основаны на значении слов.

      1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

      Прыгать на задних лапках.

      2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

      Ветер, ветер на всём белом свете.

      3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

      Предположение, догадка, гипотеза.

      4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

      Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

      5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

      Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

      6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

      Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

      7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

      Где циркуль зодчего , палитра и резец
      Ученой прихоти твоей повиновались

      Синтаксические средства

      Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

      1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

      Он, как слон в посудной лавке.

      2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

      Мы села — в пепел, грады — в прах,
      В мечи — серпы и плуги.

      3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

      Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

      4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

      И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

      5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

      Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

      6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

      Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

      7. Анафора - повтор начальных слов.

      Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

      8. Эпифора - повтор конечных слов.

      9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

      Глупый осудит, а умный рассудит.

      10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

      Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

      11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

      Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

      12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

      Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

      13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

      Ночь. Улица. Фонарь

      Для данного вопроса нет пояснения

      Раздел VIII. Вопросы к тексту

      №1

      Прочитайте текст.

      (1) 3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

      (3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

      (8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

      (13) К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

      (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

      (По В. Солоухину)

      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте прописка, пишите цифру 0.

      В8. «В первых двух предложениях текста использована __________.

      Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». _______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки к океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. _________, употреблённые в тексте (предложения 8, 13, 14), подчёркивают, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении _________ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

      Список терминов:

      1. эпитет
      2. литота
      3. вводные слова и вставные конструкции
      4. ирония
      5. развёрнутая метафора
      6. парцелляция
      7. диалектизм
      8. однородные члены предложения

      Ответ:

      №2

      Прочитайте текст.

      (1) Трудное и запутанное дело - писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

      (10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

      (14) Нужно в жизни жить, работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.

      (15) - Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

      (16) - Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, - отвечу я.

      (20) - Много ли тогда напишешь?

      (21) - И очень хорошо, что немного. (22) Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

      (24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

      (По В. Вересаеву)

      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

      В8 «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг волнующей его проблемы. Размышляя о настоящем писателе, автор во втором предложении использует __________ («не наблюдать, а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель не будет вести себя именно так, то «свежий росточек таланта на глазах желтеет, сохнет». Эта _________ усиливает впечатление от прочитанного. __________ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как ______________ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

      Список терминов:

      1. контекстные антонимы
      2. сравнительный оборот
      3. фразеологизм
      4. анафора
      5. развернутая метафора
      6. общественно-политическая лексика
      7. вопросно-ответная форма изложения
      8. цитирование
      9. ряды однородных членов

      Ответ:

      №3

      Прочитайте текст.

      (По В. Белову)

      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

      В8. «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как ___________ («неброской, неяркой, скромной» - предложение 1; «ярких, выразительных» - предложение 2). ___________ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение,автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как ____________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как ____________ (предложения 3, 20)».

      Список терминов:

      1. сравнительный оборот
      2. эпитеты
      3. фразеологизм
      4. контекстные синонимы
      5. анафора
      6. парцелляция
      7. вопросно-ответная форма изложения
      8. ряды однородных членов
      9. риторические восклицания

      Ответ:

      №4

      Прочитайте текст.

      (1) С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2) Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

      (З) Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4) Эта смена происходит порою буквально в считаные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5) Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б) Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7) Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8) Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9) Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10) Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11) У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12) Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13) А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14) Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15) Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16) Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.

      (17) А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18) Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19) Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

      (21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

      (По В. Белову)

      С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

      Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

      Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

      Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

      Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

      Ответ:

      Приблизительный вариант сочинения.

      Как часто мы не замечаем красоту северных пейзажей! В. Белов с упоением описывает яркие, выразительные, контрастные краски Севера России, природу которого «с чьей-то легкой руки» называют «неброской, неяркой и скромной».

      В центре внимания автора находятся разнообразные северные пейзажи, которые калейдоскопически сменяют друг друга. Природа полна оттенков, которые ассоциируются с различными состояниями, запахами, настроениями. В. Белов подчеркивает, что смена времен года, дня и ночи, холода и тепла отражается в пейзаже, который помимо богатой цветовой палитры приобретает и запах, и звук, и вкус.

      Я согласна с автором: невозможно не заметить «бесконечно меняющиеся картины мира», не удивиться обилию красок, тонов и полутонов, найти названия всем состояниям природы, если ты видишь, слышишь ее, воспринимаешь бесконечные ее богатства.

      Художники, писатели, поэты не раз обращались к изображению северных красот, которые поражают жителя средних широт своей необычностью. Так, В. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» обращает внимание на то, как буйство красок сменяется невзрачными пейзажами, которые содержат такое количество полутонов, что им нельзя дать названия, можно только описать через свои ассоциации.

      В неброском, скромном порой можно увидеть удивительное многообразие.

      Задание 25.

      Художественно-изобразительные средства.

      1. «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: (А)_____ («купель зрелости» в предложении 24), (Б)_____ (« пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), (В)_____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного (Г)_____ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.»

      Список терминов:

      1) анафора

      2) метафора

      3) гипербола

      4) профессиональная лексика

      5) парцелляция

      6) лексический повтор

      7) противопоставление

      8) эпитеты

      9) контекстные синонимы

      (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.

      1. «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.

      Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А)_____ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп - (Б)_____ усиливает впечатление от прочитанного. (В)_____ (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

      Список терминов:

      1) контекстные антонимы

      2) сравнительный оборот

      3) фразеологизм

      4) анафора

      5) развёрнутая метафора

      6) общественно-политическая лексика

      8) цитирование

      9) ряды однородных членов

      (11)Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

      (15)- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.

      (16)- Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я.

      (20)- Много ли тогда напишешь?

      (21)- И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

      1. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

      Список терминов:

      1) эпитет

      2) диалектизм

      3) лексический повтор

      5) литота

      6) парцелляция

      7) просторечное слово

      8) фразеологизм

      9) риторическое восклицание

      (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

      (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный».

      1. «Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как (А)_____ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные (Б)_____ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы,поставленной автором, находится в предложениях 7-12. (В)_____ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также (Г)_____ («конечно», «в первую очередь»)».

      Список терминов:

      1) сравнительный оборот

      2) литота

      3) контекстные антонимы

      4) ряды однородных членов

      5) олицетворение

      6) сопоставление

      7) вводные слова и конструкции

      8) просторечная лексика

      9) риторическое обращение

      (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

      (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте...

      (7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

      (13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть?

      (17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

      1. «Обращаясь к одной из актуальных проблем современности, В. Лакшин вспоминает детство. Он размышляет о книге, применяя такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложение 8), (Б)_____ (предложение 9), и такое лексическое средство, как (В)_____ в предложении 22. Автор обращает внимание читателей на роль классической литературы, используя такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ в предложениях 36-37».

      Список терминов:

      1) эпитет

      2) антонимы

      3) восклицательное предложение

      4) диалектизм

      5) метафора

      6) парцелляция

      7) цитирование

      8) разговорная лексика

      9) ряд однородных членов

      (8)Какой великой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость - на марки, на рогатки, да на что угодно. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги

      (Зб)Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось.

      1. «Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как (А)_____ (предложение 13), (Б)_____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как (В)_____ (предложения 21-22), и такого синтаксического средства, как (Г)_____ (например, предложение 6).

      Список терминов:

      1) развёрнутая метафора

      2) цитирование

      3) ирония

      4) лексический повтор

      5) эпитеты

      6) литота

      7) жаргонизм

      8) сравнительный оборот

      9) риторический вопрос

      (13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика».

      (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово.

      1. «С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

      Список терминов:

      1) сравнительный оборот

      2) литота

      3) эпитет

      4) ирония

      5) метафора

      6) парцелляция

      7) вопросно-ответная форма изложения

      8) экспрессивный повтор

      9) восклицательные предложения

      (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

      (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

      1. «Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

      Список терминов:

      1) сравнительный оборот

      2) литота

      3) антонимы

      4) ирония

      5) просторечная лексика

      6) ряды однородных членов

      7) вопросно-ответная форма изложения

      8) общественно-политическая лексика

      9) риторический вопрос

      10) восклицательные предложения

      (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.

      (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

      1. Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например, (А)_____ ("«сладкий плод» учения" в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как (Б)_____ («формирование в нас личности, именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности (В)_____ («в отношении к людям, обществу, государству» в предложении 6), а также (Г)_____ («погубив много жизни на разные забавы» в предложении 15, предложение 16)».

      Список терминов:

      1) метафора

      2) диалектизмы

      3) лексический повтор

      4) ряд однородных членов

      5) литота

      6) парцелляция

      7) просторечное слово

      8) цитирование

      9) риторическое обращение

      (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью.

      (15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

      (16)Грустно думать, что напрасно

      Была нам молодость дана!

      1. «Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как (А)_____ (предложения 27 - 29, 37 - 39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте (Б)_____ («враньё»). Такой приём, как (В)_____ («можно спокойно прожить» в предложении 31 - «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как (Г)_____ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».

      Список терминов:

      1) метафора

      2) диалектизм

      3) лексический повтор

      4) ряды однородных членов

      5) эпитеты

      6) парцелляция

      7) просторечное слово

      8) вопросно-ответная форма изложения

      9) противопоставление

      (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают - и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.

      (31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян.

      (37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет.