Салтыков щедрин почему двойная фамилия. Салтыков михаил евграфович - прозаик, публицист, критик. литературный псевдоним - щедрин. Что делал на Вятке Салтыков

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся с такими терминами, как:

  • ГРОТЕСК
  • САРКАЗМ
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК
  • АЛЛЕГОРИЯ
  • ГИПЕРБОЛА
  • ФАНТАСТИКА
  • ИРОНИЯ
  • АБСУРД
  • САТИРА
  • КАНЦЕЛЯРИЗМЫ
  • СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Даны инсцентровки отрывков из сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Литературная игра

7 класс

(по произведениям М.Е. С-Щедрина)

Игру подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Амбросова Ю.Б.

2011

учебный год

Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном государстве…»

7 класс

2 команды

Д/З для команд:

  1. Подготовить небольшое сообщение по биографии писателя:

1-ой команде «Я вырос на лоне крепостного права»

2-ой команде «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

Ход игры

Вступительное слово

Представление жюри

Первый тур

Сообщение команды №1 «Я вырос на лоне крепостного права»

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчётливой, доходящей до скупости.

Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.

Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнажённом виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. («Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой».)

Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем Царскосельский лицей.

Сообщение команды №2 «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызывало в русском обществе определённые ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 – 1801), известная под именем Солтычиха, замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казне, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять псевдоним.

Интересна версия и о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрин».

Второй тур

Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина»

Учитель: Сказки Михаила Евграфовича Щедрина особенные – сатирические, так как высмеивают пороки современного автору общества. Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует различные сатирические приёмы.

Определите, о каких приёмах идёт речь (слайды):

  • Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального? (гротеск)
  • Канцелярские речевые штампы, употребляемые в речи? (канцеляризмы)
  • Едкое выражение насмешки? (сарказм)
  • Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? (сатира)
  • Особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому? (аллегория)
  • Нелепость, бессмыслица? (абсурд)
  • Сильное преувеличение? (гипербола)
  • Способ изображения действительности в нереальном виде? (фантастика)
  • Устойчивые сочетания слов, характерные для сказки? (сказочные формулы)
  • Способ выражения насмешки? (ирония)

Раздать словарики командам!!! (напечатать)

Учитель: Пользуясь литературоведческим словарём, определите, какой литературоведческий приём лежит в основе следующих высказываний:

  • «Набрал сейчас мужчина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру была готова. Этой верёвкой привязали генералы мужчину к дереву, чтоб на убёг» (Аллегория)
  • «… мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» (Гипербола)
  • «… Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» (Фантастика)
  • «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» (Гротеск)
  • «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились», «Сколько набрались страху генералы во время путь от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужчину за тунеядство – этого ни в сказке сказать, ни пером описать» (Сказочные формулы)
  • «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися» (Ирония)
  • «Примите уверение в совершённом моем почтении и преданности» (Канцеляризмы)
  • « …да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки)

1 команда

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами)

Генерал 1. Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове…(оглядывается, и оба вскакивают.)

Генералы (вместе). Господи! Да что же это такое! Где мы?

Генерал 1. Что же мы будем, однако, делать? Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

Генерал 2. Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдёмся; может быть, что-нибудь найдём.

Генерал 1. Помните, ваше превосходительство, как наш начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся, вертятся, разобраться не могут.)

Генерал 1. Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! (Расходятся)

Генерал 2. Господи! Еды-то! Еды-то! Меня уже тошнить начинает от голода! (Подходит к другому генералу). Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Генерал 1. Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Генерал 2. Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

Генерал 1. Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают.

Генерал 2. Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?

Генерал 1. Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

Генерал 2 (со вздохом). Хороши также перчатки бывают, когда долго ношены!

Генерал 1. Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться.

Генерал 2. Как так?

Генерал 1. Да так-с. Собственные соки будто бы производят другие соки, и так далее, покуда, наконец, соки совсем прекратятся.

Генерал 2. Что же тогда?

Генерал 1. Тогда надо бы пищу какую-нибудь принять…

Генерал 2. Тьфу!..

Третий тур

Отгадай кроссворд

(раздаётся командам – отгадываем и отдаём жюри)

По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Слуга дикого помещика.
  2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?
  3. Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
  4. Газета, которую читал дикий помещик.
  5. Пища дикого помещика.
  6. Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
  7. Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
  8. Друг дикого помещика.
  9. какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте?
  10. За что ругали генералы мужичину?
  11. Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища?
  12. В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
  13. Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
  14. Чем дикий помещик угощал своих детей?

Четвёртый тур

Интервью у литературных героев

Задание. От каждой команды выходит один игрок (капитан) и отвечает на вопросы ведущего от лица героя одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы представителю команды 1

Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина? (Примерный ответ. Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой-то регистратуре/ там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю.)
  2. Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове? (Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.)
  3. После долгих и мучительных поисков из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову? (Надо найти мужика.)
  4. Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение? (Выслали ему рюмку водки да пятак серебра.)

Вопросы представителю команды 2

Помещик – «Дикий помещик»

  1. Будьте любезны представиться. (Российский дворянин Урус-Кучум-Кильбибаев.)
  2. Каков ваш жизненный девиз. Откуда вы его почерпнули? («Старайся!» - из газеты «Весть».)
  3. В своём саду вы мечтали выращивать без мужика груши, сливы, абрикосы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле? (Репейник.)
  4. Что сделалось с вами после того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье? (Примерный ответ. (С большим трудом меня изловили, затем высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал мне надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив надзору Сеньки, уехал. А я раскладываю гран-пасьянс, тоску по прежней своей жизни в лесах, умываюсь по принуждения и по временам рычу.)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки «Дикий помещик»)

(На стуле сидит помещик и читает газету «Весть».)

Помещик. Господи! Всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! А ну как он у меня всё добро приест? Загляну-ка я в газету «Весть», как в сём случае поступить должно?

Одно только слово написано, а золотое это слово «Старайся!». Надо стараться, чтоб всё по правилу было. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас же, по правилу, в суп; дворец ли крестьянин нарубить по секрету соберётся – сейчас же эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

Вот и услышал бого молитву мою слёзную, сиротску – не стало в моих владениях мужика. А воздух стал какой чистый!

Заведу театр у себя, напишу актёру Садовскому: приезжай, любезный друг, и актёрок с собой привози!

(Входит актёр Садовский)

Садовский. Куда же ты крестьян своих девал? Кто будет ставит театр? И занавес поднимать некому!

Помещик. А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!

Садовский. Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?

Помещик. Да я уж и то сколько дней немытым хожу!

Садовский. Стало быть шампиньоны на лице растить собрался? Ну, прощай, брат! Глупый ты помещик!

Помещик (в одиночестве). Что это я всё гран-пасьянс да гран-пасьянс раскладываю! Попробую-ка я с генералами впятером пульку-другую сыграть!

(Входят генералы.)

Генералы. Господа! Воздух-то какой чистый!

Помещик. А оттого это, что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!

Генералы. Ах, как это хорошо! Стало быть теперь у вас этого холопьего запаха не будет?

Помещик . Нисколько. Должно быть, вам, господа генералы, закусить захотелось?

Генералы . Не худо бы, господин помещик! Что это такое?

(Генералы рассматривают леденцы и пряники, которые лежат на подносе.)

Помещик . А вот закусите, чем бог послал!

Генералы . Нам бы говядинки! Говядинки бы нам!

Помещик . Ну, говядинки у меня про вас нет., господа генералы, потому что с тех пор, как меня бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена.

Генералы . Да ведь жрёшь же ты что-нибудь сам-то?

Помещик. Сырьём кой-каким питаюсь, да вот пряники ещё покуда есть…

Генералы . Однако, брат, глупый же ты помещик! А ещё гостей приглашаешь!

Пятый тур

«Что такое? Что такой?»

(викторина)

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

  1. Что имели отставные генералы на Подъяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку и пенсию.)
  2. Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (Ночные рубашки и орден на шее .)
  3. Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде?
  4. Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (Сапог и перчатки .)
  5. Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? (Громаднейший мужичина.)
  6. Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (Посудину-ладью, на которой модно океан0море переплыть .)
  7. Кто приезжал в гости к дикому помещику? (Актёр Садовский, генералы-помещики.)
  8. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев»? (Медведя Михаила Ивановича .)
  9. Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран-пасьянсом .)
  10. Кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (Капитан-исправник .)

Поведение итогов

Награждение команд

Задания для команд

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном государстве…»

(по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина)

  1. Внимательно прочитать сказки «Дикий помещик» и « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».
  2. Составить литературоведческий словарь из данных терминов:

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

  1. Выбрать команду из 7 человек – лучших знатоков сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин (Салтыков) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков; псевд. Н. Щедрин) , русский писатель-сатирик, публицист. В 1868-1884 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Николаем Алексеевичем Некрасовым).Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857㬻 "Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883㭐).

В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

Почему будущий писатель постоянно нуждался в деньгах и как стал советником губернского правления, читайте в нашем краеведческом блоге.

Заглянуть почти на два века назад меня сподвигли работы Евгения Петряева. Это учёный-краевед, военный врач и кандидат биологических наук, который в 1956 году был переведён в наш город на должность начальника НИИ эпидемиологии из Читы. Он до конца своих дней жил в Кирове, изучал историю Вятки и был организатором Герценовских, Салтыковских и Гриновских чтений. Я думаю, что про Петряевские чтения многие слышали. Их учредили в честь Евгения Дмитриевича через год после его смерти в 1988 году. А также многим известен дом на Театральной площади, прямо напротив памятника Шаляпину, в котором жил учёный.

Петряев изучал глубоко и подробно творчество Салтыкова-Щедрина, особенно период жизни будущего писателя на Вятке.

Что делал на Вятке Салтыков?

Этой весной исполняется ровно 169 лет, как Михаил, тогда ещё просто Салтыков, въехал на тройке почтовых лошадей в наш город. Молодой начинающий писатель был снят с должности в канцелярии военного министерства в Петербурге и сослан в Вятку за первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело». В литературных трудах речь шла о «маленьких людях», которые погибали в борьбе с сильными. Николай I прочитал повести и усмотрел в них революционные идеи, которые в то время уже потрясали всю Европу. Михаила Салтыкова сняли с должности и отправили в Вятку под надзор губернатора.

В нашем городе 22-летнего юношу поселили в доме на ул. Вознесенской. Больше семи лет прожил здесь Михаил Салтыков. Теперь на улице Ленина, 97 есть дом-музей писателя.

Своему брату Михаил Евграфович писал из Вятки о том, что всё кругом очень мрачно и тревожно.

Я живу один, на холостом положении, занимаю довольно сносную квартиру, но до сих пор не завёл себе ни порядочной мебели, ни экипажа. Все прочие, имеющие равные со мной места, уже давно обзавелись всем этим, но у меня, видно, таланта нет на это; потому что как я нуждался в Петербурге, так и здесь нуждаюсь постоянно, - сообщал писатель брату

Через два года после прибытия в наш город Салтыков стал советником губернского правления. Занимался отводом земель и лесов, исполнением судебных приговоров, взысканием недоимок. Вёл статистику, ревизии. Разбирал жалобы, прошения и приговоры.

Об истории с дочерью вятского вице-губернатора тоже многие знают. Салтыков полюбил 12-летнюю Елизавету Болтину и решил подождать, пока девочка подрастёт. Дождался 16-летия возлюбленной. Родители девушки дали согласие на брак. А вот мать Салтыкова была против женитьбы сына на бесприданнице Елизавете. Сейчас брак в 16 лет с трудом можно себе представить, но в случае Салтыкова-Щедрина он оказался не простым, но крепким. Елизавета и Михаил прожили вместе долгую жизнь, у них родилась дочь, которую назвали Елизаветой в честь матери.

Любопытный факт : дочь классика дважды выходила замуж. Второй раз за итальянца, который был представителем американской компании в России и продавал субмарины Российскому военно-морскому флоту.


Почему, собственно, Крутогорск?

В доме на Вознесенской улице были сделаны первые наброски «Губернских очерков». Они представляли собой картины характерных безобразий и идиотизма провинциальной жизни. Есть в них положительные персонажи. Это, преимущественно, простые люди и крестьяне. В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин называет Вятку Крутогорском. Вероятно, из-за холмов, на которых располагался город. Специально привожу здесь внушительную цитату из произведения, чтобы вам было понятно, какие чувства испытывал писатель, когда покидал город.

Я оставляю Крутогорск окончательно: предо мною растворяются двери новой жизни, той полной жизни, о которой я мечтал, к которой устремлялся всеми силами души своей... И между тем внутри меня совершается странное явление! Я слышу, я чувствую, что какое-то неизъяснимое, тайное горе сосёт мое сердце; я чувствую это и припадаю головой к кибитке, а слёзы, невольные слёзы, так и бегут, так и льются из глаз… Я огорчен, я подавлен и уничтожен, я положительно не знаю, куда деваться от снедающей меня тоски... Все тёмные горести, все утраченные надежды, все душевные недуги, всё, что так болезненно назревало в моём сердце, всё это мгновенно встаёт передо мною... Мне кажется, что меня тяжело оскорбили, что внезапно погибло всё, что я любил, чем был счастлив, что я неожиданно очутился один, совершенно один, отторгнутый от всего живого… «Ужели я в Крутогорске оставил часть самого себя?» - спрашиваю я себя мысленно. Но текущие по щекам слёзы, но вырывающиеся из груди вздохи красноречивее слов отвечают на этот вопрос! Да! Не мог же я жить даром столько лет, не мог же не оставить после себя никакого следа! Потому что и бессознательная былинка – и та не живёт даром, и та своею жизнью, хоть незаметно, но непременно воздействует на окружающую природу...

Щедрин из Вятки - версия Евгения Петряева

Учёный-краевед Евгений Петряев считал, что Салтыков-Щедрин как писатель родился именно в Вятке.

Вскоре после отъезда из нашего города цикл очерков вышел в свет. Их напечатали под псевдонимом отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина. Михаил Салтыков не забыл печальный опыт выпуска повести «Запутанное дело» и решил не рисковать.

Есть несколько версий, как к фамилии Салтыков добавилась вторая - Щедрин. Некоторые историки утверждают, что псевдоним появился во время службы в Вятке после рабочей поездки в Казанскую губернию, где Салтыков встретил купца-старовера Щедрина, который запомнился ему. Вторая фамилия могла быть задумана именно после этой встречи.

Евгений Петряев считает, что вторая фамилия могла прийти в голову писателю после встречи с подследственным Т. Т. Щедриным. В Кирове в доме-музее осталась репродукция страницы следственного дела 1855 года, на которой впервые рядом оказались подписи чиновника Салтыкова и подследственного Щедрина.

После того, как Салтыков-Щедрин уехал из Вятки, в доме на Вознесенской размещалась почтовая станция. В советское время здесь квартировали 3-4 семьи, а с 1968 года был устроен музей писателя.

Использованы материалы: статьи газеты «Кировская правда», Е. Петряев «М. Е. Салтыков-Щедрин в Вятке»

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни предполагает страстную тоску о здоровье. Ф.М. Достоевский

Творчество публициста, критика, писателя, редактора журнала "Отечественные записки" Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Появление в русской литературе сатирика такого масштаба стало возможным только благодаря вере в преображающую силу литературы (которую сам писатель называл "солью русской жизни"), и такая вера действительно господствовала в российском обществе второй половины 19 века.

Настоящая фамилия писателя - Салтыков . Псевдонимом " Николай Щедрин " он подписывал свои ранние произведения (от имени Н. Щедрина велось повествование в "Губернских очерках"). Поэтому, став знаменитым именно как Щедрин, стал подписываться двойной фамилией. Будущий писатель, вице-губернатор Тверской и Рязанской губерний родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) в семье потомственного дворянина и успешного чиновника Евграфа Васильевича Салтыкова и дочери московского дворянина Ольги Михайловны Забелиной. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной художник Павел Соколов, а в десятилетнем возрасте будущего сатирика отдали в Московский дворянский институт. Как один из лучших учеников в 1838 году был определён на обучение за казённый счёт в самое престижное учебное заведение своего времени - Царскосельский лицей (тот самый, в котором учился Пушкин). Лицей будущий писатель закончил в 1844 году по второму разряду (с получением чина десятого класса - так же, как и Пушкин) и был определён на государственную службу в канцелярию военного министра. В лицейские годы начал писать стихи, однако качество этих стихов было крайне низким, и писатель впоследствии не любил о них вспоминать.

Литературную известность Салтыкову принесла повесть "Запутанное дело" (1848), написанная под влиянием "Петербургских повестей" Гоголя и романа "Бедные люди" Достоевского. Размышления героя повести о России как об "обширном и обильном государстве", где человек "мрёт себе с голоду в обильном государстве" сыграли роковую роль в судьбе автора: именно в 1848 году произошла третья революция во Франции, что повлекло за собой усиление цензуры в России. За вольномыслие и "вредное направление" писатель был сослан на канцелярскую службу в Вятку, где провёл почти 8 лет.

В 1856 году Салтыков-Щедрин женился на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной, вернулся в Петербург и, став чиновником для особых поручений при министре внутренних дел, был командирован в Тверскую губернию. На государственной службе Салтыков-Щедрин активно боролся со злоупотреблениями чиновников, за что получил прозвище "вице-Робеспьер". В этом же году были опубликованы его "Губернские очерки" , написанные под впечатлением от вятской ссылки и принесшие ему настоящую литературную славу.

С 1862 по 1864 гг. сотрудничает с некрасовским "Современником" и ведёт в нём рубрику "Наша общественная жизнь". После закрытия "Современника" и перехода Некрасова в журнал "Отечественные записки" становится одним из его соредакторов. Вплоть до 1868 года писатель находится на государственной службе в Пензенской, Тульской и Рязанской губерниях. И только работа в журнале "Отечественные записки" заставляет его покинуть чиновничью работу и поселиться в Петербурге. В редакции журнала Салтыков-Щедрин проработает до самого закрытия "Отечественных записок" в 1884 году.

В 1869 году писатель публикует одно из самых значительных своих произведений - повесть "История одного города" . Это произведение, построенное на гиперболе и гротеске, сатирически освещает российскую историю под видом истории вымышленного города Глупова. При этом сам автор подчёркивал, что его интересует не история, а настоящее. Обобщая вековые слабости и пороки росийского общественного сознания, Салтыков-Щедрин показывает неприглядные стороны государственной жизни.

В первой части книги даётся общий очерк глуповской истории - по сути, пародия на "Повесть временных лет" в части рассказа о начале русской государственности . Во второй - описание деятельности наиболее выдающихся градоначальников. Собственно, история Глупова сводится к постоянной и бессмысленной смене правителей при полной покорности народа , в сознании которого начальники отличаются друг от друга только способами сечения (наказания): только одни секут без разбора, вторые объясняют порку требованиями цивилизации, а третьи умело добиваются от глуповцев желания быть посечёнными.

Образы правителей города в высшей степени карикатурны. Например, Дементий Брудастый (Органчик) успешно управлял городом, имея в голове вместо мозга механизм, воспроизводивший две фразы "Разорю!" и "Не потерплю!" - управлял до тех пор, пока механизм не сломался. Шесть правительниц затем подкупают солдат ради недолгого властвования, а две из них в буквальном смысле съедают друг друга, будучи посаженными в клетку, и в истории этих шести градоначальниц легко угадываются дворцовые перевороты 18 века (в действительности не шесть, а четыре императрицы 18 века пришли к власти путём переворота: Анна Леопольдовна, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая). Градоначальник Угрюм-Бурчеев напоминает Аракчеева и мечтает вместо Глупова построить город Непреклонск, ради чего составляет "систематический бред" по организации казарменной жизни глуповцев, которым предстоит ходить строем и синхронно выполнять бессмысленную работу. Спасает глуповцев и их город от уничтожения только таинственное исчезновение градоначальника, который однажды просто растворился в воздухе. История Угрюм-Бурчеева - первый в русской литературе опыт антиутопии .

С 1875 по 1880 годы Салтыков-Щедрин работает над романом "Господа Головлёвы" . Первоначально это был не роман, а серия рассказов, посвящённой хронике жизни одной семьи. Идею написать роман подсказал автору И.С. Тургенев, прочитавший в 1875 году рассказ "Семейный суд": "«Семейный суд» мне очень понравился, и я с нетерпением ожидаю продолжения - описания подвигов «Иудушки » ". Рекомендация Тургенева была услышана. Вскоре в печати появился рассказ "По-родственному", а через три месяца - рассказ "Семейные итоги". В 1876 году Салтыков-Щедрин осознал, что история семьи Головлёвых приобретает черты самостоятельного произведения. Но только в 1880 году, когда была написана история гибели Иудушки Головлёва, отдельные рассказы были отредактированы и стали главами романа. В качестве прототипов персонажей романа выступили члены семьи самого писателя. В частности, в образе Арины Петровны отразились черты матери Салтыкова-Щедрина Ольги Михайловны Забелиной-Салтыковой, женщины властной, жёсткой, не терпевшей неповиновения. Сам автор был втянут в судебную тяжбу со своми братом Дмитрием, черты которого воплощены в образе Порфирия-Иудушки (по свидетельству А.Я. Панаевой, ещё в 60-е гг. Салтыков-Щедрин называл брата Дмитрия Иудушкой).

Сама композиция романа подчинена раскрытию идейного содержания: каждая глава завершается смертью одного из членов семьи. Шаг за шагом писатель прослеживают постепенную деградацию - сначала духовную, а затем и физическую - семьи Головлёвых. Распад семьи позволяет Порфирию Владимировичу всё большее состояние сосредоточить в своих руках. Однако следом за историей распада семьи начинается рассказ об истории распада личности: оставшийся в одиночестве, дошедший до пределов падения, погрязший в пошлости и пустословии Порфирий бесславно умирает. Найденный "закоченевший труп головлёвского барина", казалось бы, ставит точку в истории семьи. Однако в финале произведения мы узнаём о некой родственнице, давно наблюдавшей за гибелью головлёвского рода и ожидавшей заполучить их наследство...

С 1882 по 1886 гг. Салтыков-Щедрин пишет "Сказки для детей изрядного возраста" . В этот цикл вошло 32 произведения, продолжающих традиции, заложенные в "Истории одного города": в гротескно-фантастической форме писатель воссоздаёт сатирическую картину современности. Тематическое содержание сказок разнообразно:

1) обличение самодержавия ("Медведь на воеводстве");

2) обличение помещиков и чиновников ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил");

3) обличение трусости и пассивности ("Премудрый пискарь", "Либерал", "Карась-идеалист");

4) положение угнетённого народа ("Коняга");

5) правдоискательство ("Путём-дорогою", "Ворон-челобитчик").

Художественными особенностями сказок являются афористичность языка и сочетание реальности с фантастикой.

В последние годы Салтыков-Щедрин работал над романом "Пошехонская старина", который завершил за три месяца до смерти. Писатель скончался 10 мая 1889 года в Петербурге.

д.р.: 1745-04-17

русский живописец, художник-пейзажист

Версия 1. Что означает фамилия Щедрин

Щедра, Щедрина - оспина, рябинка. Людей со следами оспы, рябых было немало встарь, ведь лечить эту болезнь не умели.
Щедрин Феодосии Федорович (1751-1825) - скульптор, представитель классицизма, мастер монументальной скульптуры: группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Ему принадлежат также портреты и мифологические статуи.

д.р.: 1932-12-16

советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель

Версия 2. История происхождения фамилии Щедрин

Шадра, шедра или щедра - рябой, покрытый оспинками. От ’щедра’ было и прилагательное ’щедровитый’, то есть рябоватый. Поговорки утешали: ’Щедровит, да не болит’ (то есть здоров); ’Щедровит, да миловид, а хоть гладок, да гадок’. В стихотворении Некрасова ’Сват и жених’ сват так расхваливает невесту: Марья, знаешь, шедровита, Да хозяйка домовита. Писатель М. Е. Салтыков, как вспоминает его сын, избрал псевдоним Щедрин по совету жены как производное от слова ’щедрый’, так как в своих сочинениях он был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. Возможно, на выбор псевдонима повлияло и то, что среди салтыковских крестьян было несколько семей с фамилией Щедрины. Но от ’щедрый’ было бы Щедров. (Ф).

Версия 3

Щедра, щедрина, щедринка – след от оспы. Щедристым, щедрывым называли человека, ставшего после болезни рябым. Особым недостатком это не считалось, говорили: «Щедровит, да миловид, а и гладок, да гадок», но прозвище, конечно, прилипало намертво, оттуда и фамилии Щедрин, Щедринин, Щедров, Щедровитый, Щедровский.

Версия 5

Фамилия Щедрин происходит от прозвища Щедра, которое не имеет отношения к слову «щедрость»: Щедрой в старину называли человека с оспинами на лице. Таким образом, эта фамилия служит указанием не на характер, а на внешность предка. Щедра, со временем получил фамилию Щедрин.

Среди наиболее известных однофамильцев - Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791 - 1830), русский живописец-пейзажист, один из основоположников русского реалистического пейзажа.

Известные люди с фамилией Щедрин