«Смешон или страшен Молчалин?» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. ). Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") Чем страшен молчалин горе от ума

Появление в начале 19-го века комедии Грибоедова «Горе от ума» открыло новую веху в истории русской литературы. Все созданные писателем персонажи имеют не только литературное, но и общественное значение. Герои комедии разделены на два лагеря: «век минувший» и «век нынешний», но есть и такие, которых некуда отнести. Например, Молчалин Алексей Степаныч , он еще не дворянин с барскими замашками, но уже активно метит на это место. Для него самое главное добиться какого-нибудь выгодного чина, а уж каким путем, это вопрос второстепенный.

Молчалин готов врать, предавать, льстить, заискивать и прибегать к любым хитростям, лишь бы достичь желаемого. Тип таких людей стал одним из самых распространенных на Руси после Отечественной войны 1812 года. Обществом все еще управляли представители «века минувшего», гордо называвшие себя патриотами своей страны и при этом употреблявшие в речи иностранные словечки и носившие одежду по выкройкам от франузских модисток. Другим недостатком людей так называемого «фамусовского общества» было пренебрежение учением и образованием. Люди, занимавшие самые высокие чины, могли быть абсолютны безграмотными и невежественными.

Однако на смену этому поколению зарождалось новое течение активистов, которые несли с собой «свет ученья», любовь к отечеству и свободу крестьянам. Этих людей автор отнес к «веку нынешнему», так как в них он видел надежду на лучшее будущее и зарождение справедливого общества. К сожалению, пока существовали такие характеры как Молчалин, «век минувший» мог спокойно развиваться и процветать. Этот герой нечасто высказывает свое мнение, ведет себя довольно покорно и дружелюбно, и только очень умный и проницательный человек может заметить, что кроется за этой маской. Таким разоблачителем для него стал А. А. Чацкий , но его не хотели слушать.

Достаточно увидеть неподдельное отчаяние Софьи в миг, когда она узнала, что горячо любимый ею Молчалин ухаживал за ней только из-за возможности подняться по служебной лестнице. После этой сцены совершенно очевидно, что такие типажи не смешны, какими они могут показаться, когда льстят при каждой возможности и пытаются прислуживать даже собачке дворянской масти, а страшны и опасны. В действительности, изображая Молчалина, автор хотел показать обобщающий образ мелкого чиновника, унижающего себя перед высокими должностными лицами, чтобы продвинуться по службе. Как видим, такой образ не только смешон со стороны, но и трагикомичен.

Его поступок по отношению к Софье оказался самым подлым и с точки зрения читателя заслуживает смеха и презрения. В конце произведения мы узнаем, что он тайно влюблен в Лизу , а сам все это время ухаживал за дочкой хозяина, в надежде завоевать ее сердце и получить повышение. Не заслуживает уважения и его последующее действие, когда он пытается отпираться и отрицать сказанное, дабы не потерять расположения Софьи. Одним словом, этот герой сплошь представлен порочным и подлым. На мой взгляд, он опасен и далеко не безобиден. Такие, как он, быстро «возрождаются» и вновь приступают к реализации своих планов, поэтому они скорее страшны, чем смешны.

Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.

Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?

Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.

Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.

Влюбленная Софья отмечает, что он

Уступчив, скромен, тих,

В лицо ни тени беспокойства

И на душе поступков никаких.

Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность - его главные таланты.

И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:

Конечно, нет в нем этого ума…

Имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.

Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.

Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, открывая свою жизненную позицию:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуго его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, во избежание зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество - вот главное в его философии.

Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.

Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.

Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует

Вам не дались чины, по службе неуспех? -

С иронией спрашивает он, А вот и совет:

Ну, право, чтобы вам в Москве служить И награжденья брать, и весело пожить?

Молчалин не только не влюблен - он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладнокровно отвечает:

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели - хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.

И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.

Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.

Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят, И достижение жизненной цели станет ещё сладостней.

Молчалин - антитеза Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины - смирение и покой.

Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изворотливый, удивительно живучий тип перед нами. Оглянитесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет современных молчалиных?!


А.С.Молчалин-один из главных героев комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Секретарь Фамусова, живущий у него в доме, не дворянин по происхождению, является типичным представителем Фамусовского общества и полной противоположностью А.А.Чацкого.

Главная и единственная цель Молчалина-карьера, ради которой он готов на всё:на прислуживание, угождение всем, унижение, обман.

За своё прислуживание он получил чин асессора и три награждения.Другим представителем Фамусовского общества нравятся его скромность, покорность и желание всем угодить, поэтому Молчалин находится в дружеских отношениях с окружающими людьми.

Молчалин очень гордится своими "умеренностью и аккуратностью", достижениями в карьере и хвастается ими при удобном случае.

Молчалин держит при себе и никогда не высказывает своё личное мнение, он объясняет это тем, что "в его лета не должно сметь своё суждение иметь, в чинах он небольших".Молчалин труслив, боится опозориться в обществе, ведь "злые языки страшнее пистолета".

В произведении Молчалин также является соперником Чацкого в любовном треугольнике с Софьей.Девушка искренне любит секретаря за его "застенчивость, стыдливость, доброту".

Чацкий никак не может понять, почему такая умная и образованная девушка, как Софья, полюбила пустого льстеца Молчалина.

Но действительно ли Молчалин также искренне любит Софью, как она его?Он открывает своё истинное лицо лишь в конце произведения, когда остаётся наедине с Лизой.Молчалин признаётся служанке, что он на самом деле любит её, а притворяется влюблённым в Софью только ради личной выгоды.

Низкий подлый обман Молчалина и становится причиной "мильона терзаний" Чацкого и Софьи.Сначала он кажется смешным, но когда понимаешь, что Молчалин ради своей выгоды готов пойти на любые подлые поступки и обманы, что ему всё равно на чувства других людей, он становится страшен.Такие люди, как Молчалин, есть во все времена, и наше время, к сожалению, не исключение.

В начале XIX века Грибоедовым была написана комедия, которая открыла новый этап в истории русской литературы. Все персонажи «Горе от ума» имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Особой находкой русского драматурга стало создание образа Молчалина. Этот герой сочетает в себе все отрицательные качества социально-психологического типа, который и сегодня весьма распространен в России. Смешон или страшен Молчалин?

Рабское угодничество

Подобный тип персонажа стал довольно распространенным в русской литературе. Но впервые с ним читатели и театральные зрители познакомились именно благодаря комедии Грибоедова. Писатель смог обобщать все то, что наблюдал в обществе. С его легкой руки в литературную критику вошли такие понятия, как «фамусовщина», «молчалинство». Они не близки по значению, но в комедии «Горе от ума» связаны друг с другом.

Молчалин - человек маленький. Но в отличие от пушкинского типа он не смиряется со своим социальным положением и готов идти на все, дабы подняться в обществе. Отец прививал ему рабское угодничество как средство, с помощью которого можно добиться своей цели. Смешон или страшен Молчалин? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, кажется очевидным. Секретарь Фамусова может вызвать лишь презрение и иронию. Именно так его воспринимает читатель. Смешным и жалким он предстал в глазах и главного героя комедии. Но нет однозначного ответа на вопрос: «Смешон или страшен Молчалин?» Сочинение, посвященное персонажам Грибоедова, требует более глубокого прочтения произведения. Потому как лишь после размышлений и некоторого анализа приходит в голову, что не так уж безобиден этот герой.

Карьеризм

Смешон или страшен Молчалин? Сочинение Грибоедова - это не просто комедия, в которой автор талантливо высмеял пороки московского общества. В нем также писатель поднял вопрос о том, какие чувства вызывает человек, стремящийся к карьерному взлету. Ошибкой Чацкого стало заблуждение относительно секретаря Фамусова. Молчалин - человек «бессловесный», но способен добиться «степеней известных». В его стремлении сделать карьеру нет ничего предосудительного, если бы не полное равнодушие ко всему, что происходит вокруг.

Один из критиков заметил, что Молчалин, решив однажды сделать карьеру, пошел по пути, с которого уж никогда не свернет. Даже если будет умирать его мать, любимая женщина позовет на помощь, а весь мир станет ему плевать в лицо, он не отступит. Вопрос о том, смешон или страшен Молчалин, исходя из этой точки зрения, предполагает однозначный ответ. Циничных карьеристов следует опасаться. Их угоднические манеры - не повод для иронии. Ведь если такому Молчалину удастся обмануть окружающих, рано или поздно он покажет свое истинное лицо. И лик его будет страшен.

Подлость

Чацкому противопоставлен фамусовский мир. Нельзя сказать, что Молчалин является частью общества своего наставника. Он пока лишь стремится им стать. Но противостояние главного героя и секретаря Фамусова особенно бросается в глаза потому как люди эти принадлежат к одной возрастной категории. Но каждый из них выбрал свой путь в этом мире. Один стал бунтарем и правдоискателем. Другой предпочел отмаливаться и выжидать удачного момента, когда ему удастся всё-таки получить то, о чем он так долго мечтает. Смешон или страшен Молчалин? Может ли змея, которая притаилась и в любой момент готова укусить, вызвать смех? Ответ на эти вопросы очевиден. Их поможет раскрыть сочинение на тему «Смешон или страшен Молчалин».

Лакейство

Молчалин не осознает, как можно, будучи мелким чиновником, иметь свою точку зрения. Его лакейство и желание угодить принимают порою комические формы. Но готов расхваливать гладкую шерстку собаки знатной дамы, играть роль влюбленного перед Софьей, осуждать и критиковать Чацкого. Сочинение на тему «Смешон или страшен Молчалин» - это анализ персонажа, сопоставление его с другими героями, а также размышление о том, кем смог бы стать подобный человек, если бы его обман не был вовремя обнаружен.

Жалчайшее создание

Как уже было сказано, Чацкий при первой встрече с Молчалиным крайне заблуждался. В его глазах этот человек был ничтожеством и жалким созданием. Такое отношение к молчалиным было характерно для грибоедовского времени. Популярным стал тип молодого передового дворянина, который, располагая высокими идеалами и блестящим образованием, сможет когда-нибудь изменить русское общество. Противопоставлением такому типажу служил старый аристократический мир. Молчалины находились в тени. И в этом заключалась опасность, на которую указывает автор комедии «Горе от ума». Смешон или страшен Молчалин? Ответ на этот вопрос ясен, стоит лишь немного пофантазировать. Что бы было, если бы секретарю удалось добиться руки Софьи, попасть в круг Фамусова? Наверняка общество, которое было столь неприятно Чацкому, в конечном счете оказалось бы не таким опасным, как этот молчаливый, исключительно льстивый молодой человек.

Неуязвимость

Созданный им самим образ смиренника умиляет Софью. Начитавшись французских романов, она готова верить в его чистые помыслы и высокие чувства между людьми, принадлежащими к разным социальным мирам. Но маска мгновенно слетает с Молчалина, лишь только перед ним появляется человек, которые ниже по статусу. Истинное лицо этого персонажа можно видеть в тех действиях, где он общается с Лизой. О том, что собой представляет секретарь Фамусова, становится ясно и из его разговоров с Чацким. В глазах Молчалина главный герой - неудачник, а значит, он достоин лишь презрения.

Не стоит полагать, что разоблачение Молчалина приведет к тому, что он исчезнет с общественной сцены. Покинуть ее может только «сумасшедший» Чацкий. «Смешон или страшен Молчалин?» - сочинение-рассуждение, которое требует понимания исторической роли героев Грибоедова. На первый взгляд - неудачливый карьерист. В действительности - чрезвычайно неуязвимый подлец. Рано или поздно он добьется своей цели. И, возможно, страшен не так Молчалин, как то время, в котором комфортно себя чувствуют льстецы и карьеристы, и в котором правду принимают за безумие.

Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» открыла новый этап в развитии русской литературы. Все созданные драматургом характеры имеют не только историко-литературное, но и общечеловеческое значение. Одной из безусловных находок автора стал образ Молчалина. Этот персонаж вобрал в себя черты социально-психологического типа, которому, к сожалению, суждена была долгая жизнь на Руси.

Тип Молчалина - один из самых распространенных в русской литературе. Но первая встреча с этим образом происходит в пьесе «Горе от ума». Заслуга автора - создание литературного типа Молчалина, который стал крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника - секретаря Фамусова - автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав «молчалинство» с «фамусовщиной». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и «на-гражденья брать и весело пожить». Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин - мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора, и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.

Позднее Д. Писарев писал: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», - и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С.Грибоедов поднимает проблему «века нынешнего» и «века минувшего». Эти герои - люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин - ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь «бессловесных», которые достигнут «степеней известных» (путь Молчалина).

Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство - готовность до гроба угождать всякому, кто «кормит и поит, а иногда и чином одарит». Он, если надо, может принять и вид любовника «в угодность дочери такого человека». И уж, конечно, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким.

Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием, Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правило того круга, к которому он приближен.

в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием, Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правило того круга, к которому он приближен. «Умеренность и аккуратность», «не сочинитель я», «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других» - вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.

Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, его истинной роли. Для него Молчалин - ничтожество, «жалчайшее создание». Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.

При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. «Герой ее романа» «и вкрадчив и умен», он «за других себя забыть готов», «уступчив, скромен, тих». Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин - лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? «Пригретый» Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три на-гражденья», зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Молчалин не брезгует ничем:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет...

Он свято выполняет завет отца «угождать всем людям без изъятья». Лесть - главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Молчалин убежден, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь». Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий - неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, за Чацким вынуждены признать, что «Молчалины блаженствуют на свете».

А между тем уже наступало время молчалиных, эпоха молчалинства. Это время правления Николая I, время чинов и чиновников. И именно тогда приходит ненависть к молчаливым. Она пришла, когда выяснилось, что они-то и есть вечно молодые старички российской истории.

сть вечно молодые старички российской истории. Ведь Чацкий сошел со сцены - Молчалин остался. Онегин прошел - Молчалин остался. Печорин погиб - Молчалин остался. Ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Молчалин же остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть - они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением, так как их достоинство было в чужом авторитете. И уже в 1833 году К. А. Полевой писал: «… осмотритесь: вы окружены молчалиными».

Молчалиных нельзя недооценивать, потому что они не так безобидны и смешны в своем угодничестве, как это кажется на первый взгляд. Время показало, что Молчалин живуч и неуязвим. Может быть, страшен не столько сам герой, сколько ситуация, при которой Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, при которой выигрывают приспособленцы? В конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган. Но надолго ли? Такие, как он, «возрождаются» быстро, и это печально. Подобные люди не раскаиваются, потому что не осознают глубины своего падения. Вот что страшно...

Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят: «Чувствителен, весел и остер» (Лиза), «пересмеять умеет всех» (Софья). Мы знаем, что Чацкий – «Андрея Ильича покойного сынок», потому вырос в доме Фамусова, который был другом его отца. «С Софьей вместе мы росли, воспитаны». Он на «три года вдаль уехал», как говорит Софья, «ума искать». Ведь Чацкий, даже по признанию Фамусова, «словно пишет, переводит».

Алексей Степанович Молчалин – секретарь в доме Фамусова, который напоминает ему:

Безродного пригрел и ввел в свое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари.

В Москву переведен через мое содействие,

И, будь не я, коптел бы ты в Твери.

Сам Молчалин признается Лизе:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья,

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Очень уж этот «завет» напоминает наказ отца Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя. Молчалин все время «с бумагами-с» («один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой», – как сказал Фамусов). Молчалин видит в себе «два-с таланта»: «умеренность и аккуратность». Он внешне скромен, почтителен, особенно с теми, от кого зависит его карьера. Ведь он с тех пор, как «числится по архивам, три награжденья получил». Думается, его умение услаждать влиятельным людям сыграли здесь не последнюю роль. Ведь садится же он со стариками играть в карты, когда вся молодежь танцует, гладит собачку влиятельной родственницы Фамусова Хлестовой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц,

Не более наперстка.

Я гладил все его,

Как шелковая шерстка.

В ответ он слышит желанное: «Спасибо, мой родной».

Чацкий независим в суждениях и поступках. Он – «враг исканий», не требует «ни мест, ни повышений в чин», угодничать никогда не будет, искать связей тоже. Молчалин ему советует съездить для покровительства к некой Татьяне Юрьевнеи слышит язвительное: «Я езжу к женщинам, да только не за этим».

и слышит язвительное: «Я езжу к женщинам, да только не за этим». Молчалин прислуживается, а Чацкий служит и говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин поражен, когда узнает, что у Чацкого были связи с министрами, которые тот порвал. Молчалин говорит:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь. …

Ведь надобно зависеть от других.

– Зачем же надобно?

– В чинах мы небольших.

Чацкий возражает:

Помилуйте! Мы с вами не ребяты!

Зачем же мнения чужие только святы?!

Чацкий борется с низкопоклонством, потерей национального достоинства. Он возмущен, что «рождены мы все перенимать», что какой-то «французик из Бордо», который ехал «в Россию, к варварам, со страхом и слезами, приехав, «нашел, что ласкам нет конца: ни звука бы в Отечестве с друзьями». Его возмущают «отечества отцы», которых ему ставят в пример. Чацкий знает, что они «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве». Чацкий гневно говорит о помещике, распродавшем свой крепостной балет, о другом аристократе, который обменял своих верных слуг на борзых собак.

Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека». Он не любит Софью, а лишь подло притворяется. С Лизой он откровенен до цинизма и готов купить за безделушки ее благосклонность.

Чацкий любит Софью глубоко и искренне. Вернувшись из-за границы, он, даже не заезжая домой, стремится увидеть любимую: «Чуть свет – уж на ногах! И я – у ваших ног!» Ему непонятна холодность Софьи, которая его избегает. В своем чувстве Чацкий готов обвинить Софью в том, в чем она не виновата: «Зачем меня надеждой завлекли?!» Так начинается драма Чацкого: горе от любви, которая заставляет его злее смотреть на все, что и раньше казалось ему безобразным. Но если в начале комедии он говорит достаточно беззлобно:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

В конце пьесы, когда этот злополучный день подходит к концу, он говорит:

С кем был? Куда меня закинула судьба?

Все гонят, все клянут, мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых…

Чацкий испытывает «мильон терзаний». Не случайно именно так назвал статью о комедии И. А. Гончаров, который сказал, что Чацкий – застрельщик и всегда жертва, верно заметивший, что Чацкий сломлен количеством силы фамусовского общества, нанося ей удар качеством силы новой.

Ему трудно представить себе, что Молчалин мил Софье: «Молчалин прежде был так глуп… Мельчайшее созданье! Уж разве поумнел?» И все же он понимает:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Чацкого объявляют сумасшедшим. Так, начиная с Чаадаева и вплоть до XX в. Расправлялись с инакомыслящими, с неугодными, с неудобными для властей людьми. В чем же признаки «безумия» Чацкого? Он всегда говорит правду, которую неприятно слышать о себе.

иятно слышать о себе. Никто из гостей в глубине души не верит в «безумие» Чацкого. Видя в нем умного человека, раздражение постепенно перекидывается на всех. Так всегда и получается на Руси: умный человек оказывается сумасшедшим.

Чацкий хорошо чувствует безобразное в человеке, способен дать меткую характеристику: о Скалозубе – «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», о Молчалине – «всегда на цыпочках и не богат словами».

Горе от любви и горе от ума, то есть от честности, смелости, независимости – всего, что принято называть передовыми взглядами, сливаются воедино. Вот почему, потрясенный тем, что он услышал перед отъездом из дома Фамусова, Чацкий говорит:

Не образумлюсь… Виноват…

И слушаю – не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят;

Растерян мыслями, чего-то ожидаю…

Чацкий уходит из дома Фамусова, веря, что найдет «оскорбленному чувству уголок». Герцен считал, что дорога Чацких через Сенатскую площадь в рудники Сибири, видел в нем будущего декабриста.

Комедия Грибоедова была вместе с запрещенными стихами Пушкина найдена во время следствия у декабристов, видевших в Чацком выразителя их взглядов и идей.