Ссора до добра не доводит


О том, как избежать ссоры и как её погасить, если она уже началась, рассказывает психолог, психо­физиолог и БОС-те­рапевт Центра психо­соматической медицины и психотерапии «Алвиан» Галина Андерсон.

Истоки проблемы

Конфликт или ссора – это всегда столкновение интересов сторон: супругов, родственников, друзей, коллег, начальника и подчинённого. Ссора никогда не происходит внезапно: как правило, противоречия накапливаются в течение долгого времени, а потом какая-то последняя капля вызывает взрыв негативных эмоций и вводит человека в аффект. В таком состоянии отключаются все рациональные мысли и представления о том, что последствия этой ссоры могут быть ещё хуже, чем сама ссора. Человек начинает выплёскивать на своего партнёра всё, что у него накопилось, причём чаще всего делает это крайне необдуманно в обвинениях и претензиях. Если обвинения становятся взаимными, это ещё больше усугубляет ситуацию, и обиженные люди расходятся по своим углам, оставаясь непонятыми, так и не добившись своей цели. Может быть и так, что причиной эмоционального взрыва становится ощущение внутреннего неблагополучия, которое абсолютно не связано с тем человеком, которому просто не повезло в определённый момент попасть вам под горячую руку, и тогда обида будет ещё сильнее.

Токсичный коллега. Правила бесконфликтного сосуществования на работе Ссора никогда не бывает конструктивной, поэтому назревающий конфликт лучше не доводить до апогея и стараться урегулировать разногласия по мере их появления, пока накал страстей не достиг высоких температур. Для этого необходимо приложить определённые усилия.

Совет первый. Постарайтесь понять, что вы хотите получить в результате ссоры и какую конечную цель вы преследуете.

Для этого необходимо осознать свои желания, мысли и чувства.

О чём вы думаете?

Какие потребности скрываются за вашими желаниями?

Чего вы хотите добиться от партнёра и чего именно вам добиться от него не получается?

Чаще всего эти потребности общие для обеих сторон конфликта: потребности в уважении, внимании, любви, в возможности чувствовать себя свободным, а не подчинённым давлению другого человека.

Совет второй. Постарайтесь спокойно донести до партнёра свои ожидания, желания или требования так, чтобы он понял, что конкретно вы от него хотите получить.

Если ваш партнёр будет знать, что вы хотите от него получить, то он, возможно, сможет дать вам это без всякой ссоры.

Совет третий. Не вспоминайте прошлые ссоры и обиды.

В каждой ссоре говорите только о том, что произошло сегодня, и не вспоминайте то, что было год назад и какие обиды, претензии и недовольства накопились у вас за всю жизнь.

Сам дурак? Как правильно реагировать на критику Совет четвёртый. Обязательно выслушайте партнёра и постарайтесь понять его чувства, желания и потребности.

Очень часто за взаимными претензиями скрываются неудовлетворённые глубинные общечеловеческие потребности, поэтому важно понять, каковы потребности вашего партнёра и что вы можете сделать для их удовлетворения. Помните, что за внешним негодованием или раздражением партнёра может скрываться внутренняя обида на то, что его не хотят выслушать или понять.

Совет пятый. Научитесь прояснять противоречия в процессе их появления, чтобы не доводить их до столкновения интересов.

Для этого прежде всего нужно на­учиться понимать свои собственные интересы и интересы партнёра, а также согласовывать их. Это непросто, но такой подход – самый эффективный способ разрешения конфликтов и ссор. Он станет залогом того, чтобы в будущем ссоры не повторялись.

А если всё-таки поссорились?

Если ссоры избежать не удалось, постарайтесь сделать её менее разрушительной. Поведение человека в ссоре – это проявление сильных негативных эмоций, которые накопились за долгое время. Смягчить конфликтную ситуацию поможет следующий алгоритм.

Шаг первый: постарайтесь признать свои негативные эмоции и снизить их накал.

Очень важно научиться понимать, что именно вы чувствуете в момент ссоры: вы злитесь, расстроены, возмущены? Нужно признать свои эмоции и постараться направить свою негативную энергию на конструктивные действия, то есть чётко сформулировать свои эмоции, мысли, претензии и пожелания, чтобы можно было спокойно высказать их партнёру.

Как правильно себя вести, если человек настроен агрессивно? Шаг второй: донесите свои эмоции до партнёра, не обвиняя и не оскорбляя его.

Важно высказать партнёру свои эмоции и претензии правильно. Не следует обвинять его в том, что это он в чём-то виноват или сделал что-то не так, – говорите только о себе, что вы думаете и чувствуете: «Я расстроен», «Я рассержен», «Мне не нравится твоё поведение», «Меня не устраивает ваш тон разговора». Такое выражение эмоций показывает, что ссора – это «ничего личного»: вы можете уважать оппонента как личность, но какие-то его действия вам не нравятся, и вы ему об этом говорите. Очень важно вести себя при этом как можно спокойнее. Для этого не спешите сразу высказывать всё, что у вас накопилось: возьмите паузу и сделайте 5–10 глубоких вдохов и выдохов – это поможет снизить накал эмоций.

Шаг третий: признайте чувства и эмоции партнёра.

Обязательно скажите партнёру о том, что вы признаёте его чувства: «Я понимаю, что ты сердишься, разгневан, недоволен» и т. п. В этом случае ему станет легче: он поймёт, что его хотя бы услышали.

Шаг четвёртый: предложите конструктивное разрешение спорной ситуации.

Скажите партнёру, что бы вы хотели от него получить и что вы предлагаете сделать, но говорите только о себе: «Мне бы хотелось, чтобы мы обсудили этот вопрос», «Я бы хотел, чтобы мы сделали то-то».

Простые мудрости. Как жить, чтобы не жалеть? Шаг пятый: дайте высказаться парт­нёру и внимательно выслушайте его.

Такое поведение очень помогает в затянувшихся конфликтах. Если люди регулярно ссорятся, а во время ссоры только обвиняют, но не слушают друг друга, то их ссоры становятся просто выплеском эмоций. В этом случае проблема не решается, а всего лишь откладывается до следующей ссоры.

Шаг шестой: пригласите партнёра за стол переговоров, чтобы вместе обсудить проблему.

Однако это должно быть именно обсуждение, а не предъявление ультиматума. Во время переговоров следите за своим поведением: гасите свои негативные эмоции, доносите свои претензии в максимально спокойном тоне и высказывайте свои предложения, но при этом обязательно дайте высказаться партнёру и проявите готовность его выслушать. Такое внимательное и уважительное отношение поможет вскрыть и понять те глубинные потребности, которые часто бывают главной причиной ссор и конфликтов.

Когда накал эмоций снизится, вы сможете спокойно обсудить возможные решения проблемы и найти выход из конфликтной ситуации. При этом очень важно не настаивать на том, чтобы решение было именно таким, каким его видите вы, это тупиковый путь: один человек выиграл и добился своего, а второй проиграл. В этом случае ссора может разгореться с новой силой. В обсуждении важно сотрудничество – в этом случае вы сможете прийти к компромиссу и найти решение, приемлемое для обеих сторон.

По сообщению сайта

жен. свара, несогласие, раздор, побранка, (перебранка), размолвка, вражда, козлы, нелады, разлад, неприязнь, розни, вздоры; ·противоп. мир, лад, дружба, согласие. Ссоры да розни, свары да козни. Куда ни придет, ссору заведет. Он со всеми в ссоре. Мы с ним в ссоре, не кланяемся. Всякую ссору мировою запивают. Ссора до добра не доводит. Ссора в своей семье до первого взгляду. Детки за игрушки, матки (за них) в ссору.
См. также ссаривать и сор. Ссорный, ко ссоре относящийся. Ссорливый, сварливый, бранчивый, вздорный. -вость, свойство это. Ссорить кого с кем, поселять раздор, быть причиною чьей ссоры, несогласий, размолвки. -ся с кем, считаться, браниться, вздорить, свариться, рознить, враждовать. Не дай Бог ссориться, да не дай Бог и мириться! Поссорились из-за пустяков. Вся семья перессорилась. Проссорились весь вечер. Рассорились и разошлись. Ссоренье ср. действие по гл., ссора. Ссорщик, -щица, кто ссорит других или вообще возбуждает, подстрекает ссоры. А к тюрьме присылает он, Василей, ведомых воров и ушников и ссорщиков, Акты.

В процессе взаимоотношений между людьми часто возникают какие-либо противоречия, которые приводят к конфликту или даже к ссоре.

Истоки проблемы

Конфликт или ссора – это всегда столкновение интересов сторон: супругов, родственников, друзей, коллег, начальника и подчиненного. Ссора никогда не происходит внезапно: как правило, противоречия накапливаются в течение долгого времени, а потом какая-то последняя капля вызывает взрыв негативных эмоций и вводит человека в аффект. В таком состоянии отключаются все рациональные мысли и представления о том, что последствия этой ссоры могут быть еще хуже, чем сама ссора. Человек начинает выплескивать на своего партнера все, что у него накопилось, причем чаще всего делает это крайне необдуманно в обвинениях и претензиях. Если обвинения становятся взаимными, это еще больше усугубляет ситуацию, и обиженные люди расходятся по своим углам, оставаясь непонятыми, так и не добившись своей цели. Может быть и так, что причиной эмоционального взрыва становится ощущение внутреннего неблагополучия, которое абсолютно не связано с тем человеком, которому просто не повезло в определенный момент попасть вам под горячую руку, и тогда обида будет еще сильнее.

Ссора никогда не бывает конструктивной, поэтому назревающий конфликт лучше не доводить до апогея и стараться урегулировать разногласия по мере их появления, пока накал страстей не достиг высоких температур. Для этого необходимо приложить определенные усилия.

Совет первый. Постарайтесь понять, что вы хотите получить в результате ссоры и какую конечную цель вы преследуете.

Для этого необходимо осознать свои желания, мысли и чувства.

О чем вы думаете?

Какие потребности скрываются за вашими желаниями?

Чего вы хотите добиться от партнера и чего именно вам добиться от него не получается?

Чаще всего эти потребности общие для обеих сторон конфликта: потребности в уважении, внимании, любви, в возможности чувствовать себя свободным, а не подчиненным давлению другого человека.

Совет второй. Постарайтесь спокойно донести до партнера свои ожидания, желания или требования так, чтобы он понял, что конкретно вы от него хотите получить.

Если ваш партнер будет знать, что вы хотите от него получить, то он, возможно, сможет дать вам это без всякой ссоры.

Совет третий. Не вспоминайте прошлые ссоры и обиды.

В каждой ссоре говорите только о том, что произошло сегодня, и не вспоминайте то, что было год назад и какие обиды, претензии и недовольства накопились у вас за всю жизнь.

Совет четвертый. Обязательно выслушайте партнера и постарайтесь понять его чувства, желания и потребности.

Очень часто за взаимными претензиями скрываются неудовлетворенные глубинные общечеловеческие потребности, поэтому важно понять, каковы потребности вашего партнера и что вы можете сделать для их удовлетворения. Помните, что за внешним негодованием или раздражением партнера может скрываться внутренняя обида на то, что его не хотят выслушать или понять.

Совет пятый. Научитесь прояснять противоречия в процессе их появления, чтобы не доводить их до столкновения интересов.

Для этого, прежде всего, нужно на¬учиться понимать свои собственные интересы и интересы партнера, а также согласовывать их. Это непросто, но такой подход – самый эффективный способ разрешения конфликтов и ссор. Он станет залогом того, чтобы в будущем ссоры не повторялись.

А если все-таки поссорились?

Если ссоры избежать не удалось, постарайтесь сделать ее менее разрушительной. Поведение человека в ссоре – это проявление сильных негативных эмоций, которые накопились за долгое время. Смягчить конфликтную ситуацию поможет следующий алгоритм.

Шаг первый: постарайтесь признать свои негативные эмоции и снизить их накал.

Очень важно научиться понимать, что именно вы чувствуете в момент ссоры: вы злитесь, расстроены, возмущены? Нужно признать свои эмоции и постараться направить свою негативную энергию на конструктивные действия, то есть четко сформулировать свои эмоции, мысли, претензии и пожелания, чтобы можно было спокойно высказать их партнеру.

Шаг второй: донесите свои эмоции до партнера, не обвиняя и не оскорбляя его.

Важно высказать партнеру свои эмоции и претензии правильно. Не следует обвинять его в том, что это он в чем-то виноват или сделал что-то не так, – говорите только о себе, что вы думаете и чувствуете: «Я расстроен», «Я рассержен», «Мне не нравится твое поведение», «Меня не устраивает ваш тон разговора». Такое выражение эмоций показывает, что ссора – это «ничего личного»: вы можете уважать оппонента как личность, но какие-то его действия вам не нравятся, и вы ему об этом говорите. Очень важно вести себя при этом как можно спокойнее. Для этого не спешите сразу высказывать все, что у вас накопилось: возьмите паузу и сделайте 5–10 глубоких вдохов и выдохов – это поможет снизить накал эмоций.

Шаг третий: признайте чувства и эмоции партнера.

Обязательно скажите партнеру о том, что вы признаете его чувства: «Я понимаю, что ты сердишься, разгневан, недоволен» и т. п. В этом случае ему станет легче: он поймет, что его хотя бы услышали.

Шаг четвертый: предложите конструктивное разрешение спорной ситуации.

Скажите партнеру, что бы вы хотели от него получить и что вы предлагаете сделать, но говорите только о себе: «Мне бы хотелось, чтобы мы обсудили этот вопрос», «Я бы хотел, чтобы мы сделали то-то».

Шаг пятый: дайте высказаться парт¬неру и внимательно выслушайте его.

Такое поведение очень помогает в затянувшихся конфликтах. Если люди регулярно ссорятся, а во время ссоры только обвиняют, но не слушают друг друга, то их ссоры становятся просто выплеском эмоций. В этом случае проблема не решается, а всего лишь откладывается до следующей ссоры.

Шаг шестой: пригласите партнера за стол переговоров, чтобы вместе обсудить проблему.

Однако это должно быть именно обсуждение, а не предъявление ультиматума. Во время переговоров следите за своим поведением: гасите свои негативные эмоции, доносите свои претензии в максимально спокойном тоне и высказывайте свои предложения, но при этом обязательно дайте высказаться партнеру и проявите готовность его выслушать. Такое внимательное и уважительное отношение поможет вскрыть и понять те глубинные потребности, которые часто бывают главной причиной ссор и конфликтов.

Когда накал эмоций снизится, вы сможете спокойно обсудить возможные решения проблемы и найти выход из конфликтной ситуации. При этом очень важно не настаивать на том, чтобы решение было именно таким, каким его видите вы, это тупиковый путь: один человек выиграл и добился своего, а второй проиграл. В этом случае ссора может разгореться с новой силой. В обсуждении важно сотрудничество – в этом случае вы сможете прийти к компромиссу и найти решение, приемлемое для обеих сторон.

Ссора до добра не доводит.
См. ССОРА - БРАНЬ - ДРАКА

  • - См. ГОРЕ - ОБИДА От хлеба хлеба не ищут. См....
  • - См. ПОИСК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - говорится взрослыми детям, к-рые получили травму или разбили что-л., играя...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - От корма кони не рыщут, . Ср. От добра добра не ищут, отвечал один управляющий благотворительным учреждением на вопрос: вышел ли бы он в отставку с двойной против законного содержания пенсией. *** Афоризмы...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Отъ добра добра не ищутъ. Отъ корма кони не рыщутъ, отъ добра добра не ищутъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ кто, что. ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЁТ кто, что. Разг. Экспрес...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Дешевое на дорогое наведет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ложь доводит до правды...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - От слова да за нож. См. МИР - ССОРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. И смех наводит на...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЕМЬЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Ссора до добра не доводит." в книгах

автора Циттлау Йорг

Питие доводит до врача: как тропические муравьи справляются с наводнениями

Из книги Странности эволюции 2 [Ошибки и неудачи в природе] автора Циттлау Йорг

Питие доводит до врача: как тропические муравьи справляются с наводнениями Представьте себе: у вас есть дом на берегу реки, и вдруг река выходит из берегов. Что вы будете делать? Наверное, попробуете устроить что-нибудь вроде дамбы из мешков с песком. Перенесете в

Ссора

Из книги Жизнь и удивительные приключения Нурбея Гулиа - профессора механики автора Никонов Александр Петрович

Ссора Гуляли мы с Ирой и по Новому Афону, на сей раз уже вдвоем. Я водил ее известными мне тропами, в первую очередь, в келью Симона Кананита - апостола Христа. Это того Симона, на свадьбе которого Иисус воду превратил в вино. Симон после казни Христа бежал от

Ссора

Из книги Путешествие в Индию автора Гама Васко да

Ссора Утром сочинили новое письмо, и Монсаид опять повез его в город. К вечеру пришел ответ. Повелитель Каликута сообщил, что он приказал поставить у лавки стражу и велел ей, чтобы она держала моплахов на почтительном расстоянии. Далее он писал, что продаст португальцам

Глава первая ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

Из книги Чекисты рассказывают. Книга 3-я автора Шмелев Олег

Глава первая ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ Капитан греческого пассажирского теплохода «Одиссей» господин Ксиадис встал в этот день ровно в два часа ночи по Гринвичу. Сквозь жалюзи в каюту пробивались первые красноватые лучи. Предстоял сложный день.Капитан перевел циферблат

Елена Жарикова Мои глазки, ваши брови – все доводит до любови

Из книги Школа жизни. Честная книга: любовь – друзья – учителя – жесть (сборник) автора Быков Дмитрий Львович

Елена Жарикова Мои глазки, ваши брови – все доводит до любови Мои первые серьезные влюбленности начались еще в младших классах средней школы № 4 поселка Горячегорск (Шарыповский район Красноярского края) – классе эдак втором, а было это, если точно, в 1979 году. Примерно с

Мотовство до добра не доводит

Из книги Как пережить конец света и остаться в живых автора Роулз Джеймс Уэсли

Мотовство до добра не доводит Следует подумать, что делать с добытой дичью. Вероятно, сейчас вы выбрасываете жир, почки, языки и кишки. Некоторые охотники пренебрегают даже сердцем и печенью убитого животного. Однако в условиях выживания такое расточительство

Предисловие научных редакторов До чего же доводит любовь к потребителю!

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

Предисловие научных редакторов До чего же доводит любовь к потребителю! Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Песнь песней Есть такие люди, которым не сидится на месте. Им все время надо бежать куда-то вперед. Таковы и авторы этой книги Дж. Вумек и Д.

Лучшее – враг хорошего, или От добра добра не ищут

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Лучшее – враг хорошего, или От добра добра не ищут Иногда E не может остановиться. Он добивается совершенства, пока затраты на совершенствование не превысят его ценность. В итоге вместо того, чтобы улучшить положение, он лишь портит дело. Наступает момент, когда нужно

Первая слабость иррационала – иррационал не доводит начатое до конца

Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

Первая слабость иррационала – иррационал не доводит начатое до конца Итак, у вас есть море замечательных идей. Вы выбираете одну из них и вдохновляетесь ею, в вас просто бурлят энергия и желание поскорее приступить к работе. Новое занятие наполняет вашу жизнь смыслом, оно

[Лекция 5], часы 9, 10 Мнимая антиномия добра и зла. Ее снятие. Общий корень добра и зла. Победа добра и его сущность

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

[Лекция 5], часы 9, 10 Мнимая антиномия добра и зла. Ее снятие. Общий корень добра и зла. Победа добра и его сущность Антиномия добра и злаа) Остановимся теперь на второй основной антиномии этики. Она касается возможности и невозможности добра и зла и слагается в двух

МАРИЯ СТЮАРТ ДОВОДИТ ФРАНЦИСКА II ДО СМЕРТИ ОТ ИЗНУРЕНИЯ

Из книги От Анны де Боже до Мари Туше автора Бретон Ги

Еще немного о перекрестках, или спешка до добра не доводит

Из книги «Пособие» для инспектора ГИБДД. Как грамотно «обуть» водителя на дороге. автора Грачев Андрей Сергеевич

Еще немного о перекрестках, или спешка до добра не доводит В свое время непосредственно с моим участием проводился Всероссийский Эксперимент. Были опрошены наугад сто водителей, которые - внимание! - Правил дорожного движения не нарушали! Им предложили назвать, за что

Голод доводит до Творца

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Голод доводит до Творца Вопрос: Почему считается, что из хорошего ощущения человеку трудно связаться с Творцом? Чем чувство благодарности Творцу во время хорошего ощущения хуже моей к Нему просьбы, смешанной с проклятием за то, что дал мне плохое?Ответ: Поиск причины

Уйду в монахи, или «До чего доводит слушание мантр» Тайбэй, май 2005

Из книги IT-storii. Записки айтишника автора Кузин Андрей Вячеславович

Уйду в монахи, или «До чего доводит слушание мантр» Тайбэй, май 2005 Называется «съездил в ASUS к Алексу», а подвели, в буквальном смысле, «под монастырь». Буддизм – лидирующая местная религия. Именно из «Фонда Будды» вещает местный буддийский телеканал, создаются