«Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика. Презентация - обзор зарубежной литературы первой половины хх века Зарубежная литература обзор

Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его

индивидуального творчества. «Гомеровский вопрос» дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.

«Илиадой » поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В двадцати четырех песнях «Илиады» рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны.

В поэме «Илиада» две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.

События «Одиссеи » отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.

Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.

На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.

Второй сюжетный мотив «Одиссеи» связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.

Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.

В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей – женихов своей жены, которая его радостно встречает.

Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.

Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.

Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово «трагедия» означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.

В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.

Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии «Орестея», состоявшей из трёх частей «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.

В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:

Софокл (496-406) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии «Царь Эдип» герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии «Эдип в Колоне».

В трагедии «Антигона» возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии «Антигона» не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.

Книги зарубежных авторов представлены в отделе абонемента научной книги достаточно широко. Среди них немало номинантов и лауреатов различных престижных литературных премий – Гонкуровской премии (Д. Фонкинос «Шарлотта»), премии Ясная Поляна (Д. Фоер «Вот Я», Э. Клайн «Девочки», Т. Моррисон «Боже, храни мое дитя»), Букеровской премии (О. Мошфег «Эйлин»).



О наиболее интересных изданиях последних лет рассказала
библиотекарь отдела абонемента научной книги Анна Ивановна Пронина

Среди новинок можно отметить книги, посвященные теме Великой Отечественной войны и Холокоста: Д. Фонкинос «Шарлотта», Х. Кралль «Портрет с пулей в челюсти», К. Ханна «Соловей». Проблемы взросления и взаимоотношений в семье раскрываются в романах С. Инг «Все, чего я не сказала», Ф. Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», Д. Кудзее «Школьные дни Иисуса». Мир подростков, созданные коммуны-секты и атмосфера шестидесятых продемонстрированы в дебютном романе «Девочки» молодой американской писательницы Э. Клайн. К мистическому жанру относится сборник «Чудеса и фантазии», который отражает «сказочную» грань творчества кавалерственной дамы ордена Британской империи А. Байетт.



В волшебном мире принцесса может уйти из своей сказки,
а джинн переносит теннисиста Бориса Беккера с телеэкрана в гостиничный номер


В течение года читатели смогут познакомиться с новыми изданиями
на книжной выставке, организованной в отделе абонемента научной книги


Обзор «Новинки зарубежной литературы»


Байетт, Антония Сьюзен. Чудеса и фантазии: [рассказы, повести: 16+] / А. С. Байетт; [пер. с англ. С. Бранда и др.]. – Москва: Иностранка: Азбука-Аттикус, 2017. – 541, с.

Бакман, Фредрик. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения: / Ф. Бакман; [пер. со швед. К. Коваленко]. – Москва: Синдбад, 2018. – 475, с.

Кралль, Ханна. Портрет с пулей в челюсти и другие истории = Portret z kula w szczece i inne historie: / Х. Кралль; [пер. с пол. А. Бондаренко]. - Москва: АСТ Corpus, 2017. – 380, с.

Кутзее, Джон Максвелл (1940-). Школьные дни Иисуса: [роман: 16+] / Дж. М. Кутзее; [пер. с англ. Ш. Мартыновой]. – Москва: Э, 2017. – 317, с.

Макдональд, Хелен. "Я" значит "ястреб" : / Х. Макдональд; [пер. с англ. Н. М. Жутовской]. – Москва: АСТ, 2017. – 350 с.

Моррисон, Тони. Боже, храни мое дитя: [роман: 18+] / Т. Моррисон; [пер. с англ. И. А. Тогоевой]. – Москва: Э, 2017. – 313, с.

Селеста Инг. Все, чего я не сказала / С. Инг; [пер. с англ. А. Грызуновой]. – Москва: Фантом Пресс, 2017. – 318, с.

Фоер, Джонатан Сафран. Вот я: [роман: 18+] / Д. С. Фоер; [пер. с англ. Н. Мезина]. – Москва: Э, 2018. – 604 с.

Фонкинос, Давид. Шарлотта: [роман: 16+] / Д. Фонкинос; [пер. с фр. И. Волевич]. – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2016. – 189, с.

Ханна, Кристин. Соловей: [роман: ] / К. Ханна; [пер. с англ. М. Александровой]. – Москва: Фантом Пресс, 2017. – 446, с.

Зарубежная литература 20 века, исследуя феномен человека, объединяет различные художественные стили и философские решения. Американский писатель Д. Д. Сэлинджер (р. 1919) в повести «Над пропастью во ржи » (1951) исследует феномен отчуждения молодого человека. Холден Колфилд, столкнувшись с реальностью, испытывает душевную драму. Герой потрясен неискренностью людей, ввергнут в состояние внутреннего хаоса. Спасение он видит в непорочном мире детства и мечтает спасать детей от падения в мир пошлой обыденности взрослых.

Тематически произведение Сэлинджера соотносится с романом Генриха Белля (1917—1985) «Глазами клоуна » (1963). Одинокий и разуверившийся в возможности человеческого взаимопонимания Ганс Шнир решается на шутовской протест. В финале романа он, отчаявшийся в возможности найти понимание окружающих, садится на ступеньки боннского вокзала, кладет перед собой шляпу и поет веселые куплеты. Бунт против мира осознается как трагическая клоунада человека, не нашедшего себя в мире эгоистической буржуазной морали.

Иная смысловая тональность характеризует повесть Э. Хемингуэя «Старик и море » (1952). В центре повести-притчи находится фигура старого рыбака Сантьяго. Автор подчеркивает, что это не обыкновенный старик, это человек, живущий по законам особого этического кодекса, противопоставляющего героизм настроениям отчаяния и уныния: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения». Концентрированным выражением оптимизма звучит гуманистическая формула автора: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Казалось бы, повесть завершается поражением героя: акулы съели пойманную им рыбу, но в плане философского обобщения финал демонстрирует идею непобедимости человека, его способности преодолеть любые трудности.

Эта тема важна в послевоенной литературе, когда усилились настроения пессимизма и многие писатели, представляющие экзистенциалистское направление , подчеркивали тщетность человеческих усилий преодолеть диктат мировой трагедии. Хемингуэй доказывает тезис: жизнь — это борьба, тем самым утверждая безграничные возможности личности.

Особое место в зарубежной литературе 20 века занимает образ книги и многочисленные мотивы, с ним связанные. Время оставляет людям летописи, легенды, книги, творения человеческого духа. Время стирает летописи, легенды, книги... Драматический поиск приводит к постижению истины, системы доказательств устаревают, некогда насущные проблемы уступают место новым, и те вскоре уходят в прошлое. Понимание и приятие бытия сменяется мистическим ужасом перед ним.

Однако есть нечто, что позволяет человеку утверждаться в устойчивости духовных ценностей, воскрешать целые эпохи и многообразие индивидуальных жизненных проявлений. Это книга. Книга, воплощенная память, являет историю мысли и чувства, устраняет границу между прошлым и будущим, обращает человека к абсолютным истинам, устремляет его к бессмертию. Преодоление страха смерти — импульс к творчеству. Самобытность и преемственность — основные формы воплощения культуры и человека, стремящегося познать тайну бытия и человека через идею, образ, слово.

Истина может быть открыта логическим путем, а может и случайно быть постигнута с помощью духовной интуиции. Книга объединяет логику и интуицию, она усложняет реальность, наделяет ее фантасмагорическим, с точки зрения обыденного сознания, характером.

В новелле классика японской литературы Акутагавы Рюноскэ (1892—1927) «Чаща » представлены разнообразные варианты расшифровки таинственного происшествия. В горах произошло убийство, свидетели и подозреваемые дают показания, выдвигаются гипотезы, убийца признается в содеянном. Сюжет формально завершен и, казалось бы, в произведении пора ставить точку, но автор дописывает новеллу двумя главками: «Что рассказала женщина на исповеди в храме Киёмидзу», в которой она сознается в убийстве мужа, и «Что сказал устами прорицательницы дух убитого», где читатель узнает, что человек сам себя лишил жизни. Кто говорит правду, неизвестно.

Где же ключ к разгадке? Логика причинно-следственных отношений оказывается неэффективной для интерпретации притчи, код смысла вынесен за пределы частного литературного текста и обращен к культурной памяти, по X. Л. Борхесу, «саду расходящихся тропок», где каждая знаменует свое направление в комментировании тайны, дает свою версию Жизни, ключ к пониманию Смерти.

Центральная тема романа Габриэля Гарсиа Маркеса (р. 1928) «Сто лет одиночества » (1966)— отсутствие границ между жизнью и смертью. Мифологическая идея проницаемости бытия в небытие становится общим законом существования.

Маркес обыгрывает классический сюжет одиночества человека, наделяет его символическим значением вселенского отчуждения: сто лет одиночества. Мироздание - Макондо - дом - комната - цепь аллегорий, символических значений, комментирующих мотив безграничной ностальгии культуры по гармоническому упорядоченному космосу, стоически безразличному к смерти. Герои Маркеса могут уходить из жизни и пребывать в небытии до тех пор, пока в них не возникнет необходимость.

Сюжет Маркеса строго обусловлен историей семьи, тематически сближается с «родовыми» сагами Голсуорси и Золя. Отличие колумбийского писателя от предшественников заключается не в насыщенности произведения фольклорными элементами, а прежде всего в особой организации художественного времени. Оно может развиваться в прошлом и будущем, создавая ощущение непрерывности, постоянно вторгается в длящуюся историю, предсказывает судьбы.

Феномен устранения границ между миром живых и мертвых связан с темой памяти, впервые обозначенной в романе «разными мрачными пророчествами насчет будущего потомства».

Манускрипт, который необходимо перевести с латыни, - это цепь уже произошедших событий и в то же время пророчество - форма предсказания будущего, оно исходит из прошлого, которое будет жить до тех пор, пока осознается движение жизни. Человеческий род исчерпывается прочтением текста. Финальный ураган материализует метафору «конец книги», переносится на мир людей, уравнивая последнее слово книги с последним вздохом человека.

«Сто лет одиночества» завершается сценой урагана, тематически связанной с пожаром в финале романа У. Эко «Имя розы». Пожар в библиотеке, мире знаков и мыслительного опыта, в романтической интерпретации может означать трагедию памяти. Допустимо и иное истолкование. Борхес в одном из программных произведений «Вавилонская библиотека » описывает вселенское хранилище книг, «которые написаны, пишутся или будут написаны. Здесь представлены знаки, пригодные для создания произведений искусства, книги, ожидающие своих интерпретаторов... ».

Автор далек от мистификации, он обосновывает собственную гипотезу — все книги уже давно написаны, и новые тексты — не что иное, как результаты многократного повтора конфликтов, мотивов, художественных формул, слов. И невозможно обойти библиотеку, безграничную и всеобъемлющую, открытую для самых разнообразных ассоциаций. Борхес утверждает, что культура может быть воспроизведена в любых объемах, так как любой текст порождает огромное число моделей, могущих воспроизводиться до бесконечности. Однако писатель далек от оптимистической убежденности в вечности литературы.

Для Маркеса, как и Борхеса, категории рода, памяти — нечто большее, чем индивидуальная история. Писатели соотносят ее с циклами существования — рождение, рост, гибель, но указывают различия в динамике и перспективах развития: культура не подвержена распаду, она функционирует за счет постоянного приращения смыслов, старые значения не умирают, а укрупняются и могут быть постигнуты исключительно как воплощения надличностных величин. У представительницы иной культурной традиции Маргарет Митчелл в романе «Унесенные ветром» размышления главной героини Скарлет О’Хары основаны на лейтмотиве — «это очень сложно понять... я подумаю обо всем этом завтра». Ее частная эмоция не в состоянии постигнуть событие, которое может быть интерпретировано лишь в контексте родового мышления, максимальное воплощение которого представлено в романе Маркеса.

Сгоревшая библиотека У. Эко, стертое с лица земли Макондо Г. Г. Маркеса могут быть прочитаны как универсальная модель мироздания: было много людей, миров, чувств, они умерли, оставив о себе память в словах и книгах.

Человечество оставляет о себе память. Наследник романтической традиции М. Булгаков утверждал: «Рукописи не горят». Конец XX века дает иной комментарий этой проблемы: чтобы сохраниться, культурный опыт должен приобрести надвременной, надличностный характер. Если этого не произойдет, то «рукописи» начнут гореть. В притче «Сон Колриджа» Борхес доказывает следующую мысль: есть сюжет, пребывающий в поисках окончательного воплощения, — он снится монгольскому императору в XIII веке, Колриджу и Стивенсону в XIX столетии... И он будет сниться до тех пор, пока не найдет своего завершения; в цикличности, бесконечности протекания жизни-культуры не может быть финала. Человек отражается в потомках, книга — в книгах. Бесконечна цепь повторений. Эта концепция несет явное влияние эстетики постмодернизма.

Зарубежная литература

Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его индивидуального творчества. Гомеровский вопрос дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.

Илиадой поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В двадцати четырех песнях Илиады рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны.

В поэме Илиада две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.

События Одиссеи отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.

Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.

На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.

Второй сюжетный мотив Одиссеи связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.

Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.

В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей женихов своей жены, которая его радостно встречает.

Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.

Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.

Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово трагедия означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.

В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.

Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии Орестея, состоявшей из трёх частей Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды, он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.

В трагедии Прометей прикованный Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:

Софокл (496-4 06) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии Царь Эдип герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии Эдип в Колоне.

В трагедии Антигона возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии Антигона не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.

Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.

Еврипид (480-406) - младший из трагических поэтов, автор 92 произведений, из которых до нас дошло 17 трагедий. Лучшие переводы принадлежат Ин. Анненскому.

Еврипид был последователем философии софистов, утверждавших, что объективный истины не существует, так как только человек является мерой всех вещей. Драматург демонстрирует права человека на поступки, которые ужасают окружающих, но они вытекают из его внутренней логики. Современникам его герои представлялись слишком изнеженными, а героини чересчур жестокими. Действительно, Медея в одноименной трагедии беспощадно мстит той, кого Ясон назвал своей невестой. Медея убивает собственных детей, потому что хочет, чтобы её страдания стали трагедией отца её детей. Она защищает своё достоинство, точно так же как в трагедии Ипполит Федра мстит пасынку только за то, что он не считает любовь священным чувством, соединяющим людей. Героини Еврипида в буквальном смысле роковые женщины, над ними довлеет рок и влечёт их к гибели. В этом смысле он солидарен с Софоклом, но по сравнению с автором Царя Эдипа Еврипид гораздо больше внимания уделяет психологическим нюансам, мастерски передавая диалектику чувств. Так, например, в трагедии Ифигения в Авлиде богиня Артемида требует, чтобы Агамемнон принёс в жертву свою дочь, иначе греческие корабли, скопившиеся близ портового города Авлида, никогда не достигнут стен Трои. Ифигения вместе с матерью Клитемнестрой вызвана в Авлиду якобы для бракосочетания с Ахиллесом. Она счастлива. Но узнав, что её ждет не свадьба, а мрачный Аид, она в отчаянии молит отца пожалеть её. Проходит время, и Ифигения по-иному воспринимает выпавший ей жребий.

Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные при

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ЛИТЕРАТУРА

Раздел: Литература второй половины XX века

Тема: Обзор зарубежной литературы XX века

Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1

Купино

    Пояснительная записка

    Учебно-методическая характеристика занятия

    Хронологическая карта занятия

    Ход занятия

    Раздаточный материал

    Дополнительный материал

    Материалы для текущего контроля

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении зарубежной литературы XX века.

В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.

В результате изучения темы Обзор зарубежной литературы XX века

Студент должен:

знать/понимать :

Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века

Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

уметь :

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Сопоставлять литературные произведения;

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Участия в диалоге или дискуссии;

Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: Обзор зарубежной литературы XX века

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели занятия:

1. Образовательная: знать/пониматьосновные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

2. Развивающая : формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

3. Воспитательная : раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Междисциплинарная интеграция: история

Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, выставка книг

Перечень литературы:

Основная:

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная:

Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2008

Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 1997

Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

Интернет ресурсы:

-

Сеть творческих учителей

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

    Организационный момент : приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.

    Мотивация учебной деятельности

Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.

3. Актуализация опорных знаний

- чтение творческой работы по творчеству А.В. Вампилова

4. Усвоение новых знаний

Лекция- беседа (презентация) –

Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. И реализм, и романтизм из 19 века шагнули в 20, так и идут параллельно, изменяясь во времени и пространстве, приобретая новые черты. Романтизм и реализм – продуктивные творческие методы, они создают целые художественные системы.

Важнейшим для литературы 20 века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь 20 век планету сотрясали кровопролитные войны.

Из блестящей плеяды европейских и американских писателей 20 века яркими звездами выделяются произведения У.Голдинга и Э. Хемингуэя.

Уильям Голдинг тоже лауреат Нобелевской премии, полученной им в 1983 году за «романы, которые с ясностью реалистического повествования помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире».

Голдинг- английский писатель, перепробовавший множество профессий, был актером и режиссером, школьным учителем, матросом и морским офицером во время Второй мировой войны, но литература взяла верх. Однажды ему в голову пришла идея написать книгу о детях на необитаемом острове. Так появился роман «Повелитель мух». Роман сразу стал бестселлером, а Голдинг- знаменитым.

Творчество Голдинга включает 12 романов, несколько пьес, книгу очерков о Египте, много эссе и журнальных статей. В 1955 году он был избран в Королевское общество литературы, а в 1966 году посвящен в рыцари.

В своих произведениях Голдинг всесторонне исследует человека и показывает, что в самом человеке с самого рождения заложены разрушительные силы, что нечего пенять на любые обстоятельства – человечество поражено страшной болезнью – любовью к власти и насилию.

Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими пере­живаниями. Он участник первой мировой войны 1914-1918 го­дов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыба­чил в Атлантическом океане и изведал счастье "большой охо­ты" в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и воспри­имчив, честен, бескомпромиссен и мужественен, трудолюбив и работоспособен.

Это был неповторимый и талантливый человек, перешаг­нувший через пространства и свое время.

Э.Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 г. в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди- труженники. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносли­вость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспи­тал в сыне наблюдательность и уважение к природе.

Писать Хемингуэй начал рано. С 18 лет он старательно овладел основами журналистского мастерства. Стремится в Европу. полыхающую пожарами первой мировой.23 мая 1918 года счастливый молодой журналист, преисполненный здоро­вья и молодости, уверенный в себе, отплывает в составе сани­тарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые дни военной службы юноша увидел ужасы и траге­дию.9 июля ночью он был ранен.За несколько операций из не­го извлекут 227 осколков и заменят перебитую чашечку мета­ллической. К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над всем человеческим в че­ловеке. Хемингуэй возненавидел войну. Но именно война сфо­рмировала Хемингуэя-писателя, определив одну из основных тем его творчества - антивоенную.

Стиль писателя был обусловлен сложностью того време­ни, в которое он жил. В его лучших произведениях с необыкновенной глубиной отражены ведущие тенденции эпохи, показа­ны определенные условия существования, созданы типы все­мирно-литературного значения .

- Вспомните, какими событиями от­мечена история 20 столетия?

История 20 века отмечена глубочайшими потрясениями: 2 мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, революция, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых наро­дов, создание атомного и водородного оружия, полоса "холод­ной войны",распад колониальной системы, поражение социа­листической системы, наметившийся с 1980 года решительной поворот в сторону мирного сосуществования, начавшееся об­щее движение многих государств в русле демократии и ре­форм.

Социальные конфликты развертывались на фоне вели­чайших открытий в области науки, медицине, кибернетике и др. Все это существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования и получило сложное, неоднозначное отражение в культуре и искусстве, которые ха­рактеризуются исключительным многообразием индивидуаль­ностей, богатством художественных стилей, новаторскими по­исками в области формы, средств выражения, содержания.

Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал в журнале "Эс­квайр" очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловле в Гольфстриме. Этот подлинный случай и стал основой для по­вести "Старик и море".Но только через 14 лет Э.Хемингуэй берется за перо. В сентябре 1952 года повесть была напеча­тана.

5. Физкультминутка

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

Обратимся к повести, которая принесла писателю Нобе­левскую премию в литературе.

Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольф­стриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик те­перь самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя разбитого полка.

Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе.

Композиционно повесть условно можно поделить на 3 ча­сти. К первой относятся диалоги старика Сантьяго и мальчика Манолина. Вторая описывает будни рыбака, его тяжелый и опасный труд, социальную незащищенность. Третьей частью можно считать возвращение на берег старика и его беседы с мальчиком.

Главный герой - старик Сантьяго. Сантьяго в Испании и во всех испаноязычных странах - очень популярное имя. Есть города Сантьяго в Испании, Чили, Панаме, этим же именем наз­ваны некоторые острова. провинции. Думается, что всем этим писатель придает уже значимость своему герою.

"Я необыкновенный старик" - говорит он о себе. И мы должны доказать это.

Описание внешности вызывает на первый взгляд жа­лость к его старости немощности: "худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричне­выми пятнами неопасного кожаного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пят­на спускались по щекам до бечевой, когда он вытаскивал круп­ную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже мертвой безводной пустыне".Но это описание заканчивается оптимистично:"Все у него было ста­рое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Это он научил мальчика рыбачить, и мальчик очень любил старика. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, вы­строенной из крепких трилистников королевской пальмы.

Старик одинок и беден - "в хижине были кровать, стол и стул и в земляном полу выемка, чтобы стряпать пищу на дре­весном угле. Жена давно умерла Его обычная трапеза - мис­ка желтого риса с рыбой.

Старик беседует с мальчиком о рыбалке, о том, что ему обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях. Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, длинные золотистые её берега и белые отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снят­ся более ни драки. ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег."

Так заканчивается 1 часть произведения (стр. 220).

На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик опять помогает ему снести парус, снасти, подготовить лодку.

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море.

Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, кото­рая "дарит великие милости".Любит он и птиц, и рыб, обитаю­щих в бездонной зеленой толще.

Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по те­чению. Старик мысленно общается с птицами, рыбами. Привык­ший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.

- Продолжите мой рассказ, под­твердите текстом .

( Ответом могут быть слова - "...Переливающиеся радугой пузыри необычайно красивы...когда пойдет по-настоящему большая рыба" (стр.226).

Ну вот начинается серьезный лов, и все его внимание со­средотачивается на леске, ее состоянии. Он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец, один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине моря марлин стал пожирать сардин.

Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой ) .

Анализируя повесть вслед за автором, мы познаем все больше о главном герое. И его портрет дополняют многие де­тали.

Нам известно, что этот человек - хороший навигатор, бы­валый рыбак, знавший некогда удачу и счастье большого уло­ва. Он вспоминает Африканское побережье,"большую рыбу", львов, а также экзотические эпизоды периода своей молодос­ти (стр.238/241).Труд рыбака для старика "дело чести, славы, доблести и геройства". Труд для него все. Это и подвиг, и обще­ние с природой, без которой он не может жить, и источник раз­думий над смыслом жизни, и спортивно-игровой азарт, и про­фессиональное мастерство.

Сантьяго - сильный и волевой человек. Он с гордостью вспоминает, как в молодые годы одолел в спортивном состя­зании Негра-гиганта и заслужил прозвище "чемпион". Старик обладает способностью самовнушения, самоуспокоения и це­леустремленности. Так, например, увлекшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя: "Не отвлекайся. Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы не со­вершить какую-нибудь глупость".

- Дополните и подтвердите текстом эти качества героя.

Старика постоянно влечет чувство необходимости ви­деть рядом с собой мальчика, ощущать его поддержку: "Жаль, что со мной нет мальчика, он бы мне помог...".Тут у читателя может возникнуть мысль об одиночестве героя. Но автор соз­дал образ так, что его нужно рассматривать во взаимосвязи: старик и мальчик, старик и рыбаки, старик и море. Таким обра­зом, в произведении раскрываются вечные темы: человек и природа, человек и человек.

Даже название многозначно."Старик и море" - это чело­век и природа, величие человека перед лицом могучей стихии.

"...Старик поглядел вдаль и понял, как он теперь одинок. Но он видел разноцветные солнечные лучи, преломляющиеся в темной глубине, натянутую, уходящую вниз бичеву и стран­ное колыхание морской глади. Облака кучились, предвещая пассат, и, глядя вперед, он заметил над водою стаю диких уток, резко очерченных в небе: вот стая рассыпалась, потом опять обрисовалась еще четче, и старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок" (стр.237)

Проводя много дней в океане, он не чувствует себя оди­ноким то рядом с маленькой птичкой, то под звездами вселен­ной.Сантьяго ощущает себя частью природы.

С возрастом у старика, как и у многих пожилых людей, по­является желание общаться, порой он ведет разговор с нежи­выми предметами. Старик находит собеседника даже в таком создании природы, как рыба.

Сантьяго обладает способностью к поэтическому груст­но-нежному воспроизведению своих воспоминаний. Так.гово­ря об убитой некогда красивой рыбе, он обобщает: "Ни разу в море я не видел ничего печальнее...Мальчику тоже стало гру­стно мы попросили у самки прощение и быстро разделали её тушу".

Много в повести парадоксальных по содержанию, афори­стических по форме высказываний. Так, например, Сантьяго все время обращается к пойманной рыбе. Одно из таких высказываний: "Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расста­нусь, пока не умру".

Видит бог, мне и самому не легче".

Поэтичность натуры старика можем представить по сле­дующей цитате:"Рыба - она тоже мне друг, - сказал он. - Я ни­когда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды".

Хемингуэй отвлекает читателя от его будничных мыслей. Подтверждением является отрывок (стр.243/244).

"Было темно: в сентябре темнота всегда наступает внеза­пно...до слов:"Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев..."

Мы можем заметить основу языческих верований в соз­нании Сантьяго. Он человек, не верующий в христианского бо­га, но готовый из благодарности даже помолиться, лишь бы удалось доставить большую рыбу к берегу:"Лучше, старик, сам забудь о страхе и побольше верь в свои силы", - сказал он.

Трое суток напряженной борьбы заставляют человека стать находчивым и изворотливым.

Измотанный непокорной и сильной рыбой, рыбак пытает­ся склонить её к капитуляции:"Послушай, рыба! - сказал ей старик. - Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?"И дальше читаем:"Ты губишь меня, ры­ба, - думал старик. - Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойно­го и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убъёт".

И рыба, словно услышав рыбака, смирилась и сдалась. Довольный победой, Сантьяго привязал её к борту лодки и на какое-то мгновение расслабился: ещё немного, и он направит ло­дку к берегу. Но недолго длилась радость. Рыбацкое суденыш­ко окружили акулы. Они почуяли добычу и стали рвать на час­ти рыбу, которую Сантьяго добыл таким тяжким трудом. И вновь началось единоборство.

Зачитывается отрывок

" В полночь он сражался с акулами снова...до слов - Теперь она шла легко, и старик ни о чем не думал и ничего не чув­ствовал". Но и это не сломило старика. Сантьяго стоек в своих несчастьях.

"Но человек не для того создан, чтобы терпеть пораже­ния, - сказал он. - Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Это главные слова всей повести, которые можно считать хрестоматийными.

То есть жизнь - это постоянная борьба. Только в борьбе, требующей невероятного напряжения, огромных физических и нравственных сил, мыслящее существо ощущает себя чело­веком.

"Кто же тебя победил, старик? - спросил он себя. - Никто" - ответил он. - "Просто я слишком далеко ушел в море".

Он непобедим. Он победил рыбу, победил себя, свою ста­рость, слабость своих рук, свою боль. Старик вышел победителем.

Когда он входил в бухту, все уже спали. Усталый напра­вляется Сантьяго домой. На мгновение он остановился и, огля­нувшись, увидел в свете уличного фонаря, как высоко вздыма­ется за кормой лодки огромный хвост рыбы. Он увидел белую обнаженную линию её позвоночника и темную тень головы с выдающимся вперед мечом.

Третья часть произведения представляет собой разговор мальчика и Сантьяго (стр.267)."Теперь мы опять будем рыба­чить вместе..."

Повесть заканчивается умиротворенной нотой.

"Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы" - эмблема мо­щи, силы, непобедимости. Это было лучшее, что он видел в жи­зни.

Этот образ счастья и непобедимости проходит через всю повесть, так она и заканчивается. Писатель и в последних стро­ках не оставляет своего героя в одиночестве. Более того - при­сутствие Манолина символизирует смену поколений. продолжение жизни. Думается, что Сантьяго - это воплощение жизне­нных позиций самого Хемингуэя. То, как живет этот человек, как мыслит, чувствует, действует, заставляет задуматься о принци­пах человеческого существования.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:

- подобрать публикации в современной прессе о произведениях, получивших положительные отклики в печати, подготовить сообщение

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия .

1. Заключительное слово преподавателя .

Мировая литература – это величайшее достояние человечества. И для того, чтобы стать настоящей личностью, необходимо впитывать в себя это богатство, щедро завещанное нам многими эпохами и писателями – инженерами человеческих душ.

2. Комментарийоценок, поставленных в течение занятия

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

« Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика

Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя – противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего. Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.