В чем заключается символический смысл драмы островского "гроза". В чем смысл названия пьесы "Гроза" Островского

Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Н. Островский - крупнейший драматург второй половины 19 века. "Гроза” - одно из его ярчайших произведений. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе.Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое название для своей пьесы.
В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза-- это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы - конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня -- Катерина -- не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “...Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, - говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, - так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно -- назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе - грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина - замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

"Гроза" явилась вершиной творчества А.Н. Островского. В плане художественной выразительности "Грозу" можно сравнить с другими крупными и значительными произведениями русской и мировой литературы.
У больших художников порой возникает желание при создании своего основного произведения как бы выйти за рамки обозначенной темы. Так, например, когда Гоголь работал над "Мертвыми душами", ему хотелось изобразить "всю Русь, хотя бы с одного боку". Это ни что иное, как попытка выйти за границы узкой темы. Точно также и в "Грозе" Островский, быть может, невольно обратился к вопросу, который по своей сути выходит далеко за рамки изображаемых событий.
Драматург обратился к вопросу о том, как вести себя человеку в "грозовых" условиях, как ему быть, если он чувствует в себе присутствие ярких душевных сил, если ему хочется приобщиться к чему-то чистому, совершенному, тем более, когда он наделен характером и не терпит унижения. Как ему жить в этом мире, где господствуют жестокие нравы, ложь и покорность? Вот вопрос, поставленный Островским. Он, как мы знаем, не нашел на него ответа, и это не его вина. Но заслуга Островского как драматурга в том, что он показал драму трагического несоответствия душевной чистоты, совести, красоты с тяжелой силой человеческого самодурства, лжи и нравственного притеснения.
В пьесе все подчинено раскрытию этой драмы не как частного случая, а как события, имеющего глубокий нравственный, психологический и общественный смысл.
Символично название пьесы - "Гроза". Это прежде всего гроза внутри человеческих общественных отношений. Один идет против другого, а все - против одного. В этом обществе господствует закон джунглей - каждый сам за себя. Никому в принципе нет дела до того, что творится вокруг. Люди начинают интересоваться окружающим только в том случае, если происходящее так или иначе касается их самих.
Практически на глазах всего бульвара Кабаниха ругается с сыном и невесткой, кричит на всю улицу, несправедливо обвиняя их чуть ли не во всех смертных грехах. И никому совершенно нет до этого дела. В доме Тихона всем заправляет его мать, а сам он ни ступить, ни молвить против нее не смеет. Практически такая же ситуация наблюдается в доме Дикого, который тиранит не только своих родных, но и наемных работников. Поэтому символ грозы приобретает здесь второе значение - это еще и гроза семейной жизни. В самом деле, жизнь Катерины в доме мужа наполнена ощущением приближающейся катастрофы. Еще до того, как она познакомилась с Борисом, Катерина чувствовала, что недолго задержится на этом свете, что и ее коснутся раскаты грозы, что над ее головой сгущаются тучи.
Наконец, третий смысл названия пьесы. Гроза - это еще и символ наказания за неправедное, с частным нарушением моральных законов, житие. Кроме того, это наказание Катерине за свершенный ею грех. Ведь, что там ни говори, но измена супружескому долгу всегда считалась на Руси грехом. А Катерина к тому же еще и очень религиозна. Поэтому она очень мучится своим поступком, что и составляет подлинную и неразрешимую драму.
Конечно, нам вполне понятен порыв молодой женщины, попытка яркой личности прорваться к светлому началу. Катерина пытается найти себя в любви к Борису и через это состояние ощутить хотя бы кусочек счастья. Но эта попытка сильной личности отстоять себя приводит к греху.
Утеснение со стороны жестокой человеческой среды порождает у даровитых натур желание преодолеть притеснение, отстоять свое право на счастье. Однако пути к его достижению оказываются ложными. В таком положении как раз и очутилась Катерина.
Ключ к разгадке характера Катерины, а с ним и символа грозы дает нам седьмое явление первого действия. Здесь еще совершается экспозиция, самая завязка драмы.
Вспомним знаменитый монолог Катерины ("Почему люди не летают...") и весь дальнейший разговор с Варварой. Этот эпизод раскрывает Катерину как натуру поэтическую, прекрасную, которая никак не согласуется с окружающим миром. И мы понимаем, что такую возвышенную душу так или иначе ждет беда. Возникает как бы предощущение грозы. Это ощущение укрепляется в нас после встречи Катерины с выжившей из ума барыней.
Катерина и без того осознает всю греховность своей любви, а тут еще эта сумасшедшая начинает обвинять ее в человеческом беспутстве, в опошлении красоты... Конечно, мы понимаем, что ее слова не относятся именно к Катерине, и раньше эта сцена воспринималась как характеристика темной, невежественной среды. Но при этом затмевался и символический смысл слов старухи.
Красота как средство удовлетворения личных интересов не только грех, но и разрушение человека. Такая красота бездуховна и приводит к трагической развязке.
Что касается Катерины, то она воспринимает старуху как олицетворение темной стороны судьбы. И потому девушка принимает решение покончить с собой, прежде чем ее постигнет расплата. Она хотела очиститься, а очищение она видела в приближении к Богу.
Может показаться странным, что Катерина отважилась на подобный поступок - ведь самоубийство не меньший грех, чем измена. Но мне кажется, что душа, любящая и много страдавшая в этой жизни, заслуживает прощения. И оказалось, что своим решительным движением, стремлением идти на судилище, героиня частично искупила свой грех.
Отсюда еще один смысл названия: гроза - это не только наказание, это и очищение. Ведь после грозы воздух становится свежее, земля чище. А значит, и порыв Катерины не остался незамеченным. Возможно, кого-то из жителей Калинова он заставит задуматься. А вместе с ними и нас.


Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервой показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе "Гроза"писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность "Домостроя", пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, отношения "старого", угнетающего, и "молодого", безгласного.

Главная мысль "Грозы"содержится в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо существовать в обществе, где господствуют "жестокие нравы", где царит "Домострой", где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название "Гроза"можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действо, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название "Гроза"подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в "темном царстве"появился "луч света"- Катерина - леди, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все "постыло". Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над "старым"миром сгущались уже давнехонько. Домострой потерял свое изначальное важность. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может достичь компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен выйти в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения постоянно есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен высказать о своем протесте, то "темному царству"на самом деле осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грешок и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что "смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами:"В конце концов, религиозность, боязнь возмез - дня за грешок одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из обитателей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все "шито д% крыто было". Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна существовать. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все "постыло", она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая леди полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действо происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека в
озможности проявления са

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана во время серьезных реформаторских изменений в России и вышла в свет в 1859 году. Как и в любом литературном произведении, смысл заглавия пьесы «Гроза» заключает в себе тему и идею всей работы. А следовательно, требует подробного рассмотрения и анализа.

Что такое пьеса?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос, в чем смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо дать определение жанру этого произведения. Итак, пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Отличительными особенностями этого будут:

  • Построение всего сюжета на диалогах и монологах героев.
  • Подразделение на части, которые называются актами или действиями, и сцены.
  • Ремарки автора, описывающие обстановку и костюмы персонажей. А также действия героев.

Своеобразие драмы «Гроза»

Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза» напрямую связан с жанровым своеобразием произведения. Дело в том, что литературоведы до сих пор не могут прийти к соглашению, чем является «Гроза» - драмой или трагедией.

Трагизм пьесы связан с образом Катерины, которая противопоставлена всем другим персонажам. Девушка резко отличается от окружающих ее людей, она светлая и мечтательная личность. Ее конфликт с миром заранее предопределен, безжалостный и темный - он способен лишь разрушать и уничтожать.

Драматическая сторона пьесы проявляется в социальном аспекте - каждый герой имеет свое общественное положение, которое обуславливает его поступки и характер. Таким образом, поставить точку и отнести пьесу к одному из жанров не представляется возможным.

Конфликт пьесы

Прежде чем определить смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо разобраться с основным конфликтом этого произведения.

Начнем с того, что в драме не один конфликт, а несколько. И первый, на который всегда обращала внимание критика, - социальный. С этой точки зрения Катерина предстает воплощением народа, который возмущен и не может больше сносить тиранию и самодурство власть имущих, представительницей которых выступает Кабаниха. Другой конфликт, также связанный с противостоянием Кабанихи и Катерины, - конфликт поколений.

Но основное и самое важное противоборство в пьесе - борьба Катерины с собой. Внутренний конфликт гораздо глубже внешних и несет в себе глубочайший смысл. Девушка борется с запретной любовью. Не умея лицемерить, она оказывается под ударом общественности. И в итоге ей ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.

Образ Катерины

Смысл заглавия пьесы «Гроза» напрямую связан с образом главной героини. Катерина стала необычным женским персонажем для Островского. На фоне предыдущих героинь писателя она выделяется своей тонким мироощущением, цельностью личности. Она поэтическая и мечтательная натура со светлой душой и возвышенными стремлениями. Описание счастливой жизни для нее выглядит так: вышивание, посещение храма и молитвы, общение с богомолками и чудесные сны о золотых храмах и чудесных садах. Этим писатель подчеркивает, что для Катерины превыше материальных.

Образ девушки тесно переплетен с образом птицы и мотивом полета. Желание Катерины улететь вводит в повествование тему заточения и неволи. А вместе с ними и тему смерти, ведь душа может освободиться и взлететь, только утратив телесную оболочку.

У Катерины сильный характер, ее чувство достоинства очень велико. Ей очень тяжко жить под одной крышей с Кабанихой. Ведь там царят попреки, деспотия и самодурство со стороны хозяйки, а также глупость, бесхарактерность и покорность остальных обитателей.

Тоска, охватывающая Катерину в доме Марфы Игнатьевны, смешивается с желанием девушки познать настоящую любовь. К Тихону героиня не может испытывать этого чувства, так как он слабохарактерный, глупый, духовно бедный. Влюбиться Катерина может только в человека достойного, доброго, отличающегося от окружающих. И девушке кажется, что она находит такого в Борисе Григорьевиче. Именно с момента начала встреч с молодым человеком начинается внутренний конфликт героини. Она разрывается между своими чувствами и долгом перед мужем.

Но Катерина обманывается, Борис - заурядный человек, который не способен отважиться на то, чтобы спасти девушку. Катерина, осознавая, что не может простить себя и дальше жить в окружающем ее мраке, принимает решение покончить с собой. Именно с этим эпизодом связан смысл заглавия пьесы Островского «Гроза», который более подробно и детально мы рассмотрим ниже.

Смысл названия пьесы

В названии драмы скрыт огромный смысл. Впервые это слово произносит Тихон, когда перед отъездом прощается с женой. Герой сравнивает с нависающей грозой Кабаниху и радуется, что избавится от ее нападок хоть на короткий срок. Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»», можно сказать, что это олицетворяет может быть вызван как самодурством окружающих, так и высшими силами. И охватывает всех героев произведения. Даже Катерина подвержена ему, так как страшится высшего наказания за свою измену мужу. Девушку даже смерть не пугает так, как возможная кара за грехи.

Все развитие действий в пьесе похоже на предгрозовое время, которое непременно закончится бурей. Именно в страхе, который нарастает по мере приближения стихии, и заключается смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение лучше дополнить описаниями тех сцен в пьесе, где персонажи наиболее ярко проявляют испуг.

Вывод

Произведение было принято критикой с большим восторгом и имело множество толкований конфликтов, главной темы и образа Катерины. Также символической загадкой стал смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение, предусмотренное школьной программой, лишний раз подтверждает, что интерес к этому неоднозначному творению Островского до сих пор не ослаб.

Пьесу "Гроза" Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название "Гроза". Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление - герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних - это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих - это "голос свыше", который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее - это кара небесная, "рука Господня", которая должна покарать ее за измену мужу: "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет Его всеми помыслами лукавыми". Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в "геенне огненной" за свое греховное чувство.

Для механика Кулигина гроза - грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над "громом", который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю". Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.

Для Тихона гроза - это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: "Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет".

Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза - это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. "Здесь страшнее!" - говорит Борис, убегая с места моления всего города.

Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.

Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" образ Катерины трактовал как "стихийный протест, доведенный до конца", а самоубийство - как силу вольнолюбивого характера: "горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет".

Я считаю, что пьеса Островского "Гроза" была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.