В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль. А. с. пушкин. капитанская дочка. вопросы и задания к главе iv Что защищал гринев на дуэли

«НЕ ПОДЕЛИЛИ БАБУ?» ИЛИ «ЧЕСТЬ ДЕВУШКИ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»?!

Петр Соколов Портрет А.С.Пушкина 1836 г.
Иллюстрации к повести "Капитанская дочка"

Спустя несколько десятков лет после школы помню тему сочинения по повести Пушкина «Капитанская дочка», которую я писал «Сравнительный анализ образов Гринева и Швабрина». Тогда я восторгался первым и обличал второго! Тема дуэли позволит мне сейчас посмотреть, насколько изменилось мое отношение к этим героям, или, по-прежнему, я буду одного восхвалять, а второго презирать.

История самой дуэли проста:

Гринев познакомился со Швабриным в Белогорской крепости, где проходил службу. Швабрин был переведен в эту крепость за убийство на дуэли одного поручика (!). А еще Гринев влюбился в дочку местного капитана - Машеньку. Однако Швабрин сам испытывает нежные чувства к Маше, поэтому говорит Гриневу о ней всякие гадости. Тот в конце концов вспыливает и оскорбляет Швабрина, после чего они дерутся на дуэли, на которой Швабрин тяжело ранит Гринева.

А теперь дуэлянты:

ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ГРИНЕВ

Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и бедной дворянки, Петр рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта.
Еще совсем юного Петра Андреевича суровый отец отправил служить отчизне. Причем служить не так, как это было принято среди дворян того времени - в Петербурге, среди светской знати, балов, бильярда и дюжин шампанского, а служить по-настоящему - в богом забытой Белогорской крепости, что на границе киргизских степей.
Здесь он знакомится и дерется на дуэли со Швабриным, здесь влюбляется в Машу Миронову. Ну, и после этого начинается история о том, как Гринев и Маша переживают смутные времена - пугачевщину. История о любви, разлуке, предательстве и торжестве справедливости.
Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачеву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Подобное сочетание гордой независимости, неподкупной верности долгу, чести и способности совершать безумные, своевольные поступки Пушкин особенно ценил в старинном русском дворянстве.

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ШВАБРИН

Кадр из фильма "Русский бунт"

Дворянин, антагонист Гринева.
Швабрин смугл, некрасив собою, оживлен. Служит в Белогорской крепости пятый год, сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика).
Швабрин, несомненно, образованнее Гринева; он был даже знаком с В. К. Тредьяковским.
Известно, что Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке по сути – месть, а дворянин, мстящий женщине, - подлец.
Во время ночной дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги. Формально это удар в грудь, но по существу - в спину соперника, который не собирается бежать, - подлый удар.
Позже Швабрин пишет тайный донос родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной).
Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи.
Кончает Швабрин тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника.
Написал все это, и в очередной раз подумал – какой негодяй!

А теперь слово Пушкину!

ГЛАВА IV. ПОЕДИНОК.


В.Ле Кампион Иллюстрация к повести "Капитанская дочка" 1952 г.

Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Княжнин.

"Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник!" - продолжал
Швабрин, час от часу более раздражая меня; - "но послушай дружеского совета:
коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками".
- Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.
"С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к
тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег".
Кровь моя закипела.
- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с
трудом удерживая свое негодование.
"А потому", - отвечал он с адской усмешкою, - "что знаю по опыту ее
нрав и обычай".
- Ты лжешь, мерзавец! - вскричал я в бешенстве, - ты лжешь самым
бесстыдным образом.
Швабрин переменился в лице. "Это тебе так не пройдет"- сказал он,
стиснув мне руку.
- "Вы мне дадите сатисфакцию".
- Изволь; когда хочешь! - отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я
готов был растерзать его.
Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу, и застал его с иголкою в руках:
по препоручению комендантши, он нанизывал грибы для сушенья на зиму. "А,
Петр Андреич!" - сказал он увидя меня; - "добро пожаловать! Как это вас бог
принес? по какому делу, смею спросить?" Я в коротких словах объяснил ему,
что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть
моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня
свой единственный глаз. "Вы изволите говорить" - сказал он мне, - "что
хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем?
Так ли? смею спросить".
- Точно так.
"Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем
побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы
его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и
разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего
ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем
Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что
это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?"
Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при
своем намерении. "Как вам угодно" - сказал Иван Игнатьич: - "делайте, как
разумеете. Да зачем же мне тут быть свидетелем? К какой стати? Люди дерутся,
что за невидальщина, смею спросить? Слава богу, ходил я под шведа и под
турку: всего насмотрелся".
Я кое-как стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич
никак не мог меня понять. "Воля ваша" - сказал он. - "Коли уж мне и
вмешаться в это дело, так разве пойти к Ивану Кузмичу да донести ему по
долгу службы, что в фортеции умышляется злодействие противное казенному
интересу: не благоугодно ли будет господину коменданту принять надлежащие
меры..."
Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать
коменданту; насилу его уговорил; он дал мне слово, и я решился от него
отступиться.
Вечер провел я, по обыкновению своему, у коменданта. Я старался
казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и
избегнуть докучных вопросов; но признаюсь, я не имел того хладнокровия,
которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении. В
этот вечер я расположен был к нежности и к умилению. Марья Ивановна
нравилась мне более обыкновенного. Мысль, что, может быть, вижу ее в
последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное. Швабрин
явился тут же. Я отвел его в сторону и уведомил его о своем разговоре с
Иваном Игнатьичем. "Зачем нам секунданты" - сказал он мне сухо: - "без них
обойдемся". Мы условились драться за скирдами, что находились подле
крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. Мы
разговаривали, повидимому, так дружелюбно, что Иван Игнатьич от радости
проболтался. "Давно бы так" - сказал он мне с довольным видом; - "худой мир
лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров".
"Что, что, Иван Игнатьич?" - сказала комендантша, которая в углу гадала
в карты: - "я не вслушалась".
Иван Игнатьич, заметив во мне знаки неудовольствия и вспомня свое
обещание, смутился и не знал, что отвечать. Швабрин подоспел к нему на
помощь.
"Иван Игнатьич" - сказал он - "одобряет нашу мировую".
- А с кем это, мой батюшка, ты ссорился? "
"Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем".
- За что так?
"За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна".
- Нашли за что ссориться! за песенку!... да как же это случилось?
"Да вот как: Петр Андреич сочинил недавно песню и сегодня запел ее при
мне, а я затянул мою, любимую:
Капитанская дочь,
Не ходи гулять в полночь.
Вышла разладица. Петр Андреич было и рассердился; но потом рассудил,
что всяк волен петь, что кому угодно. Тем и дело кончилось".
Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило; но никто, кроме меня, не
понял грубых его обиняков; по крайней мере, никто не обратил на них
внимания. От песенок разговор обратился к стихотворцам, и комендант заметил,
что все они люди беспутные и горькие пьяницы, и дружески советовал мне
оставить стихотворство, как дело службе противное и ни к чему доброму не
доводящее.
Присутствие Швабрина было мне несносно. Я скоро простился с комендантом
и с его семейством; пришед домой, осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец,
и лег спать, приказав Савельичу разбудить меня в седьмом часу.
На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая
моего противника. Вскоре и он явился. "Нас могут застать" - сказал он мне; -
"надобно поспешить". Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили
шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять
инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою;
солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном
Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.
Мы вошли в комендантской дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив
торжественно "привел!" Нас встретила Василиса Егоровна. "Ах, мои батюшки! На
что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван
Кузмич, сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда
ваши шпаги, подавайте, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр
Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей
Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не
верует; а ты-то что? туда же лезешь?"
Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и приговаривал: "А слышь
ты, Василиса Егоровна правду говорит. Поединки формально запрещены в
воинском артикуле". Между тем Палашка взяла у нас наши шпаги и отнесла в
чулан. Я не мог не засмеяться. Швабрин сохранил свою важность. "При всем
моем уважении к вам" - сказал он ей хладнокровно - "не могу не заметить, что
напрасно вы изволите беспокоиться, подвергая нас вашему суду. Предоставьте
это Ивану Кузмичу: это его дело". - Ах! мой батюшка! - возразила
комендантша; - да разве муж и жена не един дух и едина плоть? Иван Кузмич!
Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у
них дурь-то прошла; да пусть отец Герасим наложит на них эпитимию, чтоб
молили у бога прощения, да каялись перед людьми.
Иван Кузмич не знал, на что решиться. Марья Ивановна была чрезвычайно
бледна. Мало-по-малу буря утихла; комендантша успокоилась, и заставила нас
друг друга поцаловать. Палашка принесла нам наши шпаги. Мы вышли от
коменданта повидимому примиренные. Иван Игнатьич нас сопровождал. - Как вам
не стыдно было - сказал я ему сердито - доносить на нас коменданту после
того, как дали мне слово того не делать? - "Как бог свят, я Ивану Кузмичу
того не говорил" - отвечал он;- "Василиса Егоровна выведала вс? от меня. Она
всем и распорядилась без ведома коменданта. Впрочем, слава богу, что вс? так
кончилось". С этим словом он повернул домой, а Швабрин и я остались наедине.
- Наше дело этим кончиться не может - сказал я ему. "Конечно", - отвечал
Швабрин; - "вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за
нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет
притворяться. До свидания!" - И мы расстались, как ни в чем не бывали.
Возвратясь к коменданту, я по обыкновению своему подсел к Марье
Ивановне. Ивана Кузмича не было дома; Василиса Егоровна занята была
хозяйством. Мы разговаривали вполголоса. Марья Ивановна с нежностию
выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным.
"Я так и обмерла" - сказала она, - "когда сказали нам, что вы намерены
биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю
верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но
и совестию и благополучием тех, которые... Но я уверена, что не вы зачинщик
ссоры. Верно виноват Алексей Иваныч".
- А почему же вы так думаете, Марья Ивановна? "
"Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне
противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не
нравилась. Это меня беспокоило бы страх".
- А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему или нет?
Марья Ивановна заикнулась и покраснела. "Мне кажется" - сказала она, -
"я думаю, что нравлюсь".
- Почему же вам так кажется?
"Потому что он за меня сватался".
- Сватался! Он за вас сватался? Когда же? "
"В прошлом году. Месяца два до вашего приезда".
- И вы не пошли?
"Как изволите видеть. Алексей Иваныч конечно человек умный, и хорошей
фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при
всех с ним поцаловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!"
Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял
упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу
взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. Слова, подавшие
повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой
и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. Желание наказать
дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал
ожидать удобного случая.
Я дожидался не долго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз
перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо,
взял шпагу и к нему вышел. "Зачем откладывать?" - сказал мне Швабрин: - "за
нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает". Мы отправились,
молча. Спустясь по крутой тропинки, мы остановились у самой реки и обнажили
шпаги.

С.Герасимов "Поединок" (иллюстрация к "Капитанской дочке")

Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре,
бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и
воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.
Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что
Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в
самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся, и
увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке....... В это самое
время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился
чувств.

А.Иткин "Я упал и лишился чувств"
В.Сысков "Я упал и лишился чувств" 1984 г.

Материалы с сайтов:
800 литературных персонажей

А.С. Пушкин очень любил историю. Он занимался ею чуть ли не профессионально. И не случайно, что он не прошел мимо темы «пугачевского бунта». Описывая эту тему и тему роли человека в течении исторических процессов, автор не мог не отобразить конфликт между человеком чести и его антиподом.

В повести «Капитанская дочка» вершиной этого конфликта стала дуэль Гринева и Швабрина. Оба молодые офицеры и дворяне. Швабрин правда постарше. Оба служат в «забытой богом» небольшой крепости, стоящей на границе степи. Правда попали они туда по разным причинам. Гринев по воле отца, но добровольно, а Швабрин отправлен в «ссылку» за неблаговидные поступки. Гринев честен со всеми, но добр и мягок только с хорошими людьми. Он чист душой. Не просто так он сразу стал для семейства Мироновых «родным», а Маша так сразу влюбилась в него. Швабрин же коварен, завистлив и злобен по натуре. Для него нет ничего святого.

Формальным поводом для дуэли стали оскорбительные слова и тон Швабрина по отношению к Маше. Но суть происходящего конечно же куда глубже. Гринев в подобной ситуации защитил бы любую девушку. Он действовал не во имя своей люби, а из благородных побуждений – во имя справедливости. Совсем другой мотив был у Швабрина.

Он чувствует, что Гринев очень опасен для его планов в отношении Марии и сознательно провоцирует его. Он задумал убийство, считая Гринева неопытным фехтовальщиком.

Сама дуэль в повести «Капитанская дочка» разбита на два эпизода. Первая часть ее не состоялась, а вторая, состоявшаяся часть, это поединок у реки. Первая дуэль была прервана офицером крепости едва начавшись. Кто-то увидел или услышал о намерении двух офицеров и доложил по команде. Иван Игнатьевич, сопровождаемый пятью солдатами-инвалидами, отконвоировал нарушителей к коменданту крепости. Их отругали, пытались примирить и даже заставили расцеловаться. Но конфликт не был исчерпан. Соперники примирились только на словах. На самом же деле договорились о продолжении дуэли. Уже таясь и скрываясь, они пришли на речку, где и продолжили дуэль. Швабрин не ожидал, что Гринев так хорошо обучен бою на клинках и стал понемногу отступать к реке. Но ему помог случай. Слуга Гринева Савельич, обеспокоенный отсутствием хозяина и нехорошими предчувствиями, разыскал его на берегу реки и отвлек. Отвлек всего-то на мгновенье. Но коварному Швабрину этого хватило, он ткнул острием шпаги в правую часть груди Гринева. Тот упал и несколько дней не приходил в сознание. Но рана оказалась не тяжелой и вскоре он поднимается «на ноги».

Как показала практика, в том числе и с самим автором повести, дуэль не разрешает никаких проблем. И победителями в них часто становятся не благородные и достойные люди, а проходимцы и ловкачи. Также вышло и с описываемой дуэлью. Гринев понимает, что Швабрин «кривит» душой, прося у него прощения. Но все же прощает и прощает искренне. Он ничего бы не сделал ему, если бы Швабрин не продолжал бы тиранить Машу. А Швабрин лишь затаил свою завить и злость. И еще не раз пытался, напрямую или через посредников, убить Гринева или нанести ему существенный ущерб. Гринев не раз за свою короткую жизнь ради сохранения своих принципов шел на смерть. Швабрин же свои принципы применял только для достижения своих корыстных целей и шкурных интересов. История и А.С. Пушкин наглядно показали кто из участников этих дуэлей прав.

Сочинение Дуэль Гринева и Швабрина

Описывая в своих произведениях исторические события, Пушкин глубоко изучал факты, вникал в суть происходящего, и лишь после этого придавал их художественную окраску. Одним из таких произведений в его творчестве является повесть «Капитанская дочка». В этой повести Пушкин касается событий «пугачевского бунта».

Лейтмотивом произведения проходит конфликт между двумя офицерами, Гриневым и Швабриным. Оба они дворяне, служат на отдаленной границе. Один из них служит по своей доброй воле, преданно и верно, второй же попал сюда в виде наказания, и это во многом разнит персонажей повести. Разница характеров этих молодых людей наглядно показывает становление личности в экстремальных ситуациях, манеру поведения, вырабатывает точку зрения.

Причиной конфликта между двумя офицерами явилось непочтительное отношение и грубые высказывания Швабрина в адрес дочери коменданта, Маши. Гринев, искренний и честный молодой человек, стал на защиту достоинства любимой девушки. На самом деле, все немного глубже. Из поведения и характеристики Гринева становится ясным, что он так поступил бы в любом случае, даже если бы это была не Маша, а какая – либо другая девушка. В отличие от Швабрина, в нем нет подлости и лицемерия. Для Швабрина же, дуэль является поводом безнаказанного убийства сильного соперника. Швабрин был уверен в своем превосходстве владения шпагой, и когда он почувствовал перед собой умелого противника, он нанес удар Гриневу исподтишка, воспользовавшись его мимолетным отвлечением на призыв слуги.

Весь этот конфликт показывает сущность человеческой души. Как ведет себя человек в малом, того стоит ожидать от него и в более великом. Так получилось и в этой повести. Гринев до конца остался честным человеком, смелым, решительным офицером. Он несколько раз идёт на верную смерть, но не предаёт своих принципов, отстаивая честь и справедливость. В Швабрине дуэль с Гринёвым выявляет все его низменные пороки, и, хотя он вышел победителем в том поединке, он проиграл в жизни. В сложившейся ситуации с Пугачёвым, он с лёгкостью предал своих друзей, сослуживцев, предал Родину, а значит, морально человек потерял и себя.

Дуэль Гринёва и Швабрина в повести Пушкина – это поединок между противоборствующих взглядов. На примере двух офицеров, Пушкин с максимальной точностью смог передать атмосферу того смутного времени Пугачёвского бунта.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Недоросль Фонвизина

    Одной из героинь данного произведения является жестокая женщина помешица, которая била и унижала крестьян, а также своего слабохарактерного мужа, никого не любящая, кроме своего сыночка

  • Сочинение История из моего детства

    Детство – это самый беззаботный период в жизни человека. Именно в этот период мы больше всего верим в сказку, волшебство. И именно тогда с нами происходит больше интересных и забавных историй.

  • Cочинение Компьютер - плюсы и минусы - друг или враг

    В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.

  • Я родился и живу в красивой и свободной стране. Моя родина богата лесами, полями и реками. Живут в Белоруси хорошие добрые люди. Детей воспитывают и растят в любви и уважении к старшим.

  • Почему Мертвые души Гоголя называют поэмой?

    Вопрос Почему Мертвые души- поэма? появился и волнует читателей с момента выпуска произведения в 1842 году.

Крутяк! 2

Два молодых офицера Гринев и Швабрин (повесть Пушкина «Капитанская дочка) дерутся на дуэли. Один защищает честь любимой, другой же оскорбленное самолюбие. В дальнейшем события развиваются так, что Швабрин становится предателем, Гринев остается верным слову и долгу.

А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» рассказывает не только о восстании Пугачева в России, а и о людях, которые оказались в гуще события. Писатель хочет, чтобы читатели поняли, что такое человеческое достоинство, жизнь, честь.

В центре повести два офицера – Гринев и Швабрин, служащие в Белогорской крепости.Их знакомство началось с момента приезда Петра Гринева на службу. Однако дружеские отношения быстро оборвались. Между ними встала Маша Миронова. Из-за не и состоялась дуэль между Гриневым и Швабриным, только один из них намеревался защитить честь оскорбленной девушки, другой же задумал убийство…

В первый раз поединок не состоялся, но Швабрин был готов на все, чтобы избавиться от Гринева, потому что Петру симпатизировала Маша. Оказывается, Швабрин когда-то сватался к ней, капитанской дочке, но получил отказ. Бывалый офицер не привык, чтобы ему отказывали. Затаив обиду, он бросает обвинения в адрес девушки в присутствии Гринева. Молодой офицер подчиняется своему сердцу, в котором живут законы дворянской чести. Петр поступает благородно и хочет защитить честь девушки.

Швабрин же в жизни хитрее. Дождавшись повторного удобного момента, вызывает Петра на берег реки, не думая, что встретит достойного противника. Неизвестно, как закончился бы поединок, только Гринев обернулся на крик Савельича. Этим и воспользовался Швабрин, чтобы ранить в плечо соперника.

Повествование следует дальше, жизнь преподносит новое испытание героям. Швабрин мстит Гриневу и пишет письмо его родителям. Но и эту мелкую подлость можно было бы забыть, а вот предательство не отмывается ничем. Когда крепость была занята Пугачевым, Гринев переходит на сторону восставших, ведь некоторое время можно чувствовать себя в безопасности. В грязь втоптаны офицерская честь и дворянское имя.

Петр Гринев остается верен себе до конца. Не думая о последствиях, честно говорит «государю», что один раз присягал императрице, и этой присяге будет верен до конца своей жизни. Честность помогла Гриневу. Офицера отпускают, но оставить Машу Миронову Швабрину он не мог, поэтому вновь обращается к Пугачеву с просьбой отпустить капитанскую дочку.

О чем же дальнейшее повествование? О человеческих судьбах, о наказании за предательство, о чести и совести. И опять выигрывает Гринев, верный присяге. Швабрин же предстает человеком без чести, для которого собственная жизнь главнее всего.

Ещё больше сочинений на тему: «Дуэль Гринева и Швабрина»

Гринев и Швабрин – две разные личности. Но есть между ними что-то общее. Оба молоды, оба офицеры, оба дворяне.

В детстве Гринев играл с дворовыми мальчишками в чехарду. Отец отказался отправлять юного сына служить в Петербург, а написал письмо своему старому другу под Оренбург. Швабрин оказался в Белогорской крепости из-за дуэли. Он уже служил в Питере и испробовал всю красоту жизни. В крепости Швабрин высмеивает семью коменданта, а Гринев полюбил и не издевается над их нехитрой жизнью. Швабрин рассказывал о дочери коменданта как о «совершенной дурочке». Он скрыл, как он безуспешно ее добивался. Причиной дуэли стала не только песня Гринева, но и из-за того, что он не вытерпел насмешек над Марьей Ивановной и о семье Мироновых. Гринев мог отказаться от дуэли и донести на Швабрина жалобу, но он пошел на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин и не мог предположить, что молодой юноша окажет такое сильное сопротивление. Увидев, что соперник отвлекся, он нанес ему разящий удар в грудь. Гринев не колебался, когда пришла весть, что Пугачев идет на Белогорскую крепость. Швабрин же сразу улизнул к мятежникам и попытался погубить его при казнях в крепости. Только вмешательство Савельича спасло юноше жизнь. Швабрин был полным эгоистом, и его интерес к Маше Мироновой был также эгоистичным, Гринев же напротив, хотел освободить возлюбленную от злодея. В этом ему помог Пугачев, ему понравилась открытость и честность Петруши. Он простил Швабрина и отпустил Петра с Марьей Ивановной. После этого через несколько лет Гринев женился на Маше и они жили у родителей в Симбирске.

По-моему, Пушкин не зря использует пословицу «Береги честь «. Пройдя через ряд испытаний, Гринев вырос из дворового мальчишки в достойного и честного офицера-дворянина. А Швабрин как был, таким и остался: эгоистом,способным на подлые и низкие поступки.

Источник: litra.ru

Гринев и Швабрин – два героя пушкинского романа, посвященного событиям страшной эпохи Пугачевского восстания. Оба офицеры, молодые люди, дворяне. Но судьбы их складываются совершенно по-разному. В чем причина этого?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо рассматривать поступки и характеры героев, в каких условиях сформировались они как личности. Гринев рос в провинции, в имении отца. Сразу оттуда его отправили служить под Оренбург в Белогорскую крепость. Отец не захотел, чтобы сын служил в гвардии и жил в светском обществе. Он воспитывал в сыне честного человека, знающего, что такое долг и военная дисциплина. Швабрина перевели в крепость за дуэль, то есть он уже служил в гвардии и знает светскую жизнь. Поэтому Алексей Иванович презирает простых людей, как капитан Миронов и его жена. Он говорит Гриневу, что рад увидеть «человеческое лицо», показывая этим свое отношение к жителям крепости. Он остроумен, но любит злословить, он неискренен. Машу, капитанскую дочь, он представил Гриневу «совершенною дурочкой», скрывая, что сам неудачно к ней сватался. Гринев не сразу в этом разобрался, и серьезный конфликт между героями произошел во время чтения Гриневым своей «песенки». Песенка, которую высмеял Швабрин, – это только повод к дуэли. Причина ее в том, что Швабрин грязно оклеветал Машу, и Гринев не мог не заступиться за честь девушки. На дуэли Гринев был ранен в ту минуту, когда его окликнул Савельич и он отвернулся. Швабрин привык действовать исподтишка. Из ревности он пишет жалобу отцу Гринева, чтобы его перевели куда-нибудь из крепости. «Скрытая неприязнь» к удачливому сопернику у Швабрина осталась надолго.

Во время взятия Белогорской крепости войсками Пугачева Гринев был готов отдать жизнь, но не присягать самозванцу. От гибели его спасла счастливая случайность. Швабрин тут же перешел на сторону восставших, забыв о своем долге офицера. Оставшись комендантом крепости, он пытается шантажом и угрозами принудить Марью Ивановну стать его женой. Гринев по первому зову Марьи Ивановны едет к ней на помощь, рискуя жизнью. Пугачев готов сыграть свадьбу Гринева и Маши, но, услышав это, Швабрин тут же сообщает, что Маша – дочь казненного капитана Миронова. Гринев готов заплатить жизнью за свободу Маши, но просит Пугачева не требовать от него того, что «противно чести его и христианской совести». У Швабрина нет ни совести, ни чести. Когда его схватили при разгроме пугачевцев, он опять оклеветал Гринева, чтобы оправдаться самому и не дать сопернику быть счастливым.

История Швабрина – редкое исключение, но такие люди, воспитанные в традициях высшего света, способны на низкие поступки. Гринев – честный русский офицер, верный своей любви и чувству долга.

«Капитанская дочка» – произведение А. С. Пушкина о чести, достоинстве и, конечно же, любви. Одна из ярких сцен произведения - дуэль Гринева и Швабрина.

Причины дуэли

Алексей Швабрин был инициатором дуэли. Но его истинные мотивы заключались не в том, что Петр задел его честь, а в том, что он хотел избавиться от Петра, как можно скорее сделать так, чтобы Гринев покинул крепость. Он видел зарождающиеся чувства между Машей и Петром. Но основная причина для дуэли - вовсе не любовь или ревность, не задетая честь, а тщеславие, расчетливость, мстительность Швабрина. Он хотел наказать девушку, которая ответила ему отказом на предложение руки и сердца. Поэтому повод для дуэли оказался совершенно надуманным - Гринев сочинил небольшую любовную песенку, а Швабрин зацепился за имя в нем. Он наговорил Гриневу о Маше гадостей, но Петр понял, что это клевета, и назвал Швабрина мерзавцев. Таким образом, Швабрин сам стал инициатором ситуации, в которой дуэль оказалась неизбежна.

Неудавшаяся попытка

С первого раза провести дуэль не удалось. На дуэли обязан быть секундант. Но Иван Игнатьич, которого попросил об этом Гринев, отказался. Он мотивировал это тем, что Швабрина не жалко. а вот его подлость очевидна, а может случиться так, что Гринев пострадает. Старый поручик не хотел участвовать в том, что могло принести несчастье. Он настоятельно рекомендовал Гриневу отказаться от этой затеи.

В то утро, когда дуэлянты встретились, готовые к сражению, поручик явился на место дуэли с пятью инвалидами. Шпаги были отняты и спрятаны. Василиса Егоровна отчитала Гринева и Швабрина. У всех создалось впечатление, что конфликт исчерпан.

Но вскоре Маша рассказала ему о том, что раньше Швабрин сватался к ней, но он ей неприятен, и она отказала ему. Тогда для Гринева открылись истинные мотивы нападок Швабрина. Его решение участвовать в дуэли стало еще тверже.

Ход дуэли

Но поединок Гринева и Швабрина все-таки состоялся. Швабрин был настроен решительно. Он улучил момент, когда Гринев был один дома, за ним никто не следил. Швабрин был уверен, что Гринев не опытен в вопросах битвы на шпагах, но уроки французского учителя не прошли зря. Петр орудовал шпагой смело и уверенно. К тому же Гринев превосходил Швабрина по молодости и здоровью, и когда Швабрин уже устал, Петр был еще полон сил и энергии. У Петра были все шансы победить, но внезапно его окликнул Савельич. Петр обернулся, а Швабрин воспользовался возможность и подло нанес удар «в спину», когда противник был беззащитен и отвлечен.

Петр пролежал несколько дней без сознания, но очнувшись все же простил Швабрина. А вот Алексей не проявил достоинства, и откровенно донес отцу Пети на то, то случилось в крепости. Отец был разъярен и потребовал перевести сына как можно дальше от Белгорода.

Швабрин уже давно зарекомендовал себя как подлый, невоспитанный человек с некрасивым и бесчестным поведением. Гринев никогда не был выдающимся борцом за справедливость, но все же его поступки говорят о том, что для него важна честь собственная и честь любимой девушки, что он не трус не бежит от обстоятельств.

Таким образом, в произведении «Капитанская дочка» поднимаются вопросы чести и достоинства. А. С. Пушкин на ярком контрасте характера и поведения персонажей показывает, что для одних честь и любовь значат много, а для других это лишь пустые слова.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Дуэль Гринева и Швабрина», кратко описать ход событий, причины и исход дуэли, показать, насколько по-разному относятся к понятию «честь» и «достоинство» такие персонажи, как Швабрин и Гринев.

Тест по произведению

Крутяк! 7

анонс:

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены два противоположных характера: благородный Пётр Гринёв и бесчестный Алексей Швабрин. История их взаимоотношений является одним из главных сюжетных стержней «Капитанской дочки» и подробно раскрывает проблему защиты чести в романе.

сочинение:

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» посвящен проблеме защиты и сохранения чести. Для раскрытия этой темы автором изображаются два противоположных характера: молодой офицер Пётр Гринев и сосланный в Белогорскую крепость за дуэль Алексей Швабрин.

Юный Пётр Гринёв предстает в романе как инфантильный, плохо образованный дворянин, не готовый к взрослой жизни, но всячески желающий в эту взрослую жизнь вырваться. Время, проведенное в Белогорской крепости и в боях под Оренбургом, меняет его характер и судьбу. Он не только развивает все свои лучшие дворянские качества, но и находит настоящую любовь, в результате оставаясь честным человеком.

В противоположность ему, Алексея Швабрина автор с самого начала изображает человеком, явно переступившим грань между честью и бесчестием. По словам Василисы Егоровны, Алексей Иваныч «за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». Пушкин наделяет своего героя не только дурным характером и склонностью к бесчестным поступкам, но и символически рисует портрет человека с «лицом смуглым и отменно некрасивым», но вместе с тем «чрезмерно живым».

Возможно, именно живость Швабрина и привлекает Гринева. Молодой дворянин тоже очень интересен Швабрину, для которого Белогорская крепость – это ссылка, гиблое место, в котором он не видит людей. Интерес Швабрина к Гринёву объясняется желанием «увидеть наконец человеческое лицо» после пяти лет нахождения в беспросветной степной глуши. Гринев чувствует к Швабрину симпатию и проводит с ним очень много времени, но постепенно им всё больше начинают овладевать чувства к Марии Мироновой. Это не только отдаляет Гринева от Швабрина, но и провоцирует дуэль между ними. Гринёв желает отомстить Швабрину за клевету на свою возлюбленную, которой Швабрин мстит за то, что она отвергла его.

Во время всех последующих событий Швабрин всё больше проявляет своё бесчестие и в результате превращается в окончательного негодяя. В нём просыпаются все самые противные Гринёву черты: клеветник, изменник, насильно желающий женить на себе Марию. Он и Гринёв уже давно не друзья и даже не боевые товарищи, Швабрин не просто становится омерзителен Гринёву, в пугачёвском восстании они становятся по разные стороны. Даже вступая в сношения с Пугачёвым, Гринёв не может пойти до конца, он не может предать свою дворянскую честь. Для Швабрина честь изначально не столь важна, поэтому ему ничего не стоит перебежать на другую сторону, а затем клеветать на честного Гринёва.

Гринёв и Швабрин – две противоположности, которые расходятся так же быстро, как и притягиваются. Эти герои выбирают разные пути, но развязка всё же оказывается удачной именно для честного Гринёва, помилованного императрицей и прожившего долгую счастливую жизнь, в отличие от Швабрина, безвестно пропавшего под звон цепей в тюремных коридорах.

Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»:

Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».

Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.

Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга».

Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.

Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.

У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

Источник: mysoch.ru

Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев.

Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение.

Портрет Швабрина таков: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе.

Не сумев добиться любви Маши Мироновой, он не только стремится встать на ее пути к счастью, но и пытается с помощью угроз и силы принудить девушку выйти за него замуж. Спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачеву, а когда это раскрывается и он предстает перед судом, то лжесвидетельствует против Гринева, чтобы хоть так отомстить ему за все свои неудачи.

В образе Петра Гринева нашли воплощение все лучшие черты дворянского сословия. Он честен, храбр, мужественен, справедлив, умеет держать свое слово, любит отечество и предан своему долгу. Больше всего молодой человек располагает к себе искренностью и прямодушием. Ему чужды чванство и лизоблюдство. Сумев завоевать любовь Марьи Ивановны, Гринев раскрывается не только как нежный и преданный поклонник. Превыше всего он ставит ее честь, ее имя, и готов не только отстаивать их со шпагой в руке, но и отправиться ради Маши в ссылку.

Своими положительными качествами характера Гринев покорил даже разбойника Пугачева, который помог ему освободить Машу из рук Швабрина и хотел быть посаженным отцом на их свадьбе.

Я уверена, что и в наше время многие хотели бы быть похожими на Петра Гринева, в то время как со Швабриным не хотелось бы повстречаться никогда.

Источник: www.ukrlib.com

Алексей Иванович Швабрин - персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».

Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина - лже-император Пугачев, Маша Миронова - ее мать Василиса Егоровна, - что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.

Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина - Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.

У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.

И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела - царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.

Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии - очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.

Швабрин же - человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин - заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.

Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же - от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.

Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями - дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.

Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…

Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» - так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.

Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
пока не упал в бездну…