Академия имени вагановой официальный. Репетиторы из Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Вступительные испытания на программу СПО

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой - старейшая балетная школа России. Первая в нашей стране и одна из лучших профессиональных школ мира. В мае 2018 года отмечается юбилей - 280 лет со дня ее основания. За это время Академия внесла бесценный вклад в мировое хореографическое образование, сумела сохранить и развить традиции, накопленные поколениями танцовщиков и педагогов, завоевала признание миллионов поклонников балета. В июне 2018 года пройдут юбилейные мероприятия в Петербурге и Москве: в Мариинском театре, Большом театре и на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Почти три века в Академии развивается искрометное мастерство танца, воплощенное в уникальной методике преподавания. Первые студенты Академии - двенадцать девочек и мальчиков стали путеводными звездами для многих поколений известных танцовщиков. Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Марина Семенова, Галина Уланова, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Светлана Захарова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина - это выпускники Академии, прославившие и прославляющие Русский Балет во всем Мире три века подряд.

Сейчас в Академии преподают знаменитые балерины и танцовщики, а у руля стоят звезды с мировой славой. Возглавляет школу премьер Большого театра, народный артист России, лауреат Государственных премий Николай Цискаридзе, ученик великих мастеров хореографии – Петра Пестова, Марины Семеновой и Галины Улановой. Первый проректор, художественный руководитель Академии – прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Жанна Аюпова – воспитанница легендарной Нинель Кургапкиной, любимой ученицы Вагановой.

Необыкновенный адрес, удивительная улица – Театральная, ныне улица Зодчего Росси, 2. Это благословенное место неразрывно связано с великой русской культурой, со всем, что существует в музыкальном, драматическом, танцевальном искусстве – всё началось отсюда.

Наша память и любовь к прошлому – великая сила. Она возрождает былое и делает его участником нашей жизни. Балетная школа была создана в 1738 году, а в начале XIX века с 1836 года обосновалась в здании на Театральной улице. В этом году у нас юбилей – 280 лет со дня рождения Школы.

Так получилось в моей жизни, что реально я никак не был связан с Академией, но одновременно оказался связан с ней до мистики. Все педагоги, которые в моей жизни сыграли решающую роль, имели отношение к улице Зодчего Росси: и те, кто преподавал мне в Тбилиси, и те, кто учил меня в Московском хореографическом училище и в Большом театре.

Мне выпала в жизни возможность и высокая честь войти в здание Академии не просто учеником, а руководителем. Но руководителем очень молодым, который по большому счету конечно должен был этой профессии учиться. Для меня этот момент важен: я пришел сюда получать абсолютно новую профессию, имея три образования – танцовщика, педагога, юриста. Так главную свою профессию руководителя мне пришлось осваивать в легендарном здании на Зодчего Росси. Для меня эти стены стали родными.

Моя любимая фраза, которую постоянно повторяю, сказана К.М. Сергеевым: наша школа – это «замок Спящей красавицы на берегу Лебединого озера». Если вы внимательно посмотрите на строй колонн на зданиях нашей улицы, то увидите потрясающую шеренгу, которую когда-то Лев Иванов поставил в сцене лебединой картины в балете «Лебединое озеро». Архитектура зданий созвучна с его балетным построением, с балетным изяществом. Я счастлив, что на мою долю выпало ректорство с 275-летнего юбилея Академии до 280-летнего.

Николай ЦИСКАРИДЗЕ,

Народный артист России,

Ректор Академии Русского Балета им. Вагановой

Ректор Николай Максимович Цискаридзе Расположение Санкт-Петербург Юридический адрес 191023 г.Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси , д. 2 Сайт vaganovaacademy.ru Награды Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510261420016 (ЕГРОКН)
объект № 7810525000 (БД Викигида)

С 2011 года преподаватели академии проводят в городе Миккели в Финляндии международные курсы балетного мастерства . В 2016 году открыт филиал Академии русского балета во Владивостоке , где работает Приморская сцена Мариинского театра .

С 1991 года Академия выпускает «Вестник АРБ», с 2016 года выпускает журнал молодой балетной критики «Каданс» (главный редактор - Анастасия Клобукова). Также Академия публикует труды по методике и истории петербургского балета.

Структура образования

Академия даёт подготовительное, среднее и высшее профессиональное образование в области искусства хореографии. Предметы по квалификации «артист балета» включают в себя классический , характерный, историко-бытовой , дуэтно-классический и современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие. Дети также изучают сольфеджио и основы игры на музыкальном инструменте, историю музыки, театра, изобразительного и хореографического искусства, историю и культуру Санкт-Петербурга, анатомию и физиологию человека. Общеобразовательные предметы основного образования преподаются с учётом профиля учебного заведения . Сценическая практика проходит как в школьном театре имени Александра Ширяева , так и на сцене Мариинского театра .

В середине 2000-х годов исполнительский факультет был разбит на две ступени: бакалавриат и магистратура. В [ ] году была основана аспирантура. Кроме исполнителей, академия даёт высшее образование педагогам, балетмейстерам, балетоведам и концертмейстерам балета.

Руководство

Художественными руководителями училища (с 1991 года - Академии русского балета) были такие видные деятели петербургского балета, как Николай Ивановский , Игорь Бельский , Алтынай Асылмуратова (2000-2013).

Начиная с 2004 года ректором академии, выполняющим хозяйственные функции, была Вера Дорофеева . 28 октября 2013 года было объявлено, что на этой должности её сменит солист Большого театра Николай Цискаридзе , одновременно художественным руководителем школы назначалась солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина . 4 ноября 2013 года педагоги академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры РФ с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе на должность ректора и Ульяны Лопаткиной на должность художественного руководителя .

В начале декабря 2013 года первым проректором и художественным руководителем академии стала её выпускница, балерина Жанна Аюпова . Николай Цискаридзе, несмотря на протесты, остался на должности и. о. ректора. В 2014 году он был избран ректором учебного заведения.

Выпускники

Музей

В 1957 году по инициативе М. Х. Франгопуло был основан школьный музей в коллекции которого находятся книжные раритеты, картины, афиши, фотографии, театральные костюмы и балетные туфли, принадлежавшие знаменитым выпускникам, и прочие экспонаты, связанные с историей петербургского балета. Коллекция музея насчитывает более 15 тысяч экспонатов . В настоящее время функционирует как Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования , доступ к коллекции которого возможен только для учащихся и сотрудников академии.

Церковь

Примечания

  1. , с. 325.
  2. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990, С. 33.
15 января 2015, 21:42

"Балет - это не техника, это душа!" - Анна Павлова.

Академия русского балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой - балетная школа в Санкт-Петербурге, является одной из старейших балетных школ мира. Основала ее в мае 1738 года сама императрица Анна Иоанновна как "ТанцО вальная Ея Императорского Величества школа" и с тех пор Академия держит планку одной из лучших.

Инициатором и первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде . Изначально в специально оборудованных комнатах Зимнего дворца у него в учениках числилось 12 девочек и мальчиков – детей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времен нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет.

Жан-Батист Ланде

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно в стенах нынешней Вагановской Академии. Именно там работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров), который подготовил труппу к приезду прославленного француза Дидло. Сам Шарль-Луи Дидло , основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского (там в то время как раз складывалась новая система театрального пуантного классического танца в корне отличавшаяся от русской, близкой к системе бального и бытового танца). Дидло требовал от учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Нельзя не отметить, что постановки Вальберха были слабее балетов Дидло, и он это понимал. В них пантомима преобладала над танцем, довольно слабой была хореографическая партитура. Дидло в балете демонстрировал изящество танца, совершенство форм; Вальберх ратовал за содержательность, яркие живые образы. В то время, как Дидло "царствовал" в балетном Петербурге, Вальберх занимался реорганизацией балетной школы в Москве.

Иван Иванович Вальберх

Более того, на рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы балетного училища. Продолжительность освоения программы занимала семь лет. Установились принципы приема на обучение танцу (неизменное ограничение возраста приема и требование особых природных данных) и аттестации учащихся (ежегодный конкурсный перевод из класса в класс).

Выдающиеся русские поэты (Пушкин, Грибоедов и Державин) в своих стихах воспевали балеты Дидло и его балерин. Французский балетмейстер усилил роль корде6алета, связь танца и пантомимы, утвердил приоритет женского танца. В первой трети XIX века русский балет достиг творческой зрелости, сложилась национальная школа, для которой стали характерными жизненность, глубокая содержательность, виртуозная техника. Авдотья Истомина - ученица Дидло - была одной из первых балетных танцовщиц, которые встали на пуанты.

Шарль-Луи Дидло

В 1851 году в Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма). Он проработал в России около 8 лет.

Позже преподавать в училище начал Мариус Петипа (связанный с ним период получил название "эпохи Петипа"), швед Христиан Иогансон и итальянец Энрико Чекетти , благодаря которому возник интерес к мужскому танцу, а также множество других великолепных педагогов.

Мариус Петипа

Определяющее воздействие на развитие методики в училище оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа , приехавшего в Петербург в 1847 году также по приглашению Дирекции Императорских театров. Вся вторая половина XIX столетия – это эпоха М. Петипа. Великий балетмейстер создал множество оригинальных спектаклей, сохранил и обогатил балеты своих предшественников.

Каждый балетмейстер привносил в русский балет черты своей национальной школы – французской, итальянской, шведской. И балетное училище все эти знания "впитывало".

Балетная техника: французская, русская (Агриппины Вагановой), итальянская (Энрико Чекетти)

С 1921 года преподавать в Петербургском театральном училище стала его выпускница, ученица Христиана Иогансона, оставившая сцену Мариинского театра - Агриппина Ваганова . Видя работу блестящих мастеров классического балета, Ваганова и сама становится адептом строгой академической школы.

Сопоставляя, критически отбирая все наиболее близкое, себе из того, что довелось ей узнать за годы своей учебы и работы в Мариинском театре, Ваганова постепенно сформировала свои художественные и педагогические принципы, которые легли в основу ее педагогической системы, ее, "вагановского", педагогического метода. Основу его составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. В 1934 году А. Ваганова выпустила книгу "Основы классического танца", которая выдержала 4 издания и переведена на многие языки. В ней она систематизировала весь педагогический опыт своих предшественников и свой, раскрыла творческие принципы и методы, достижения всего русского классического балета. Кроме того, она дала анализ приемов и форм классического танца, разобрала отдельные танцевальные па, позы, термины. Большое внимание Ваганова уделяла постановке корпуса. Без хорошо поставленной спины, устойчивости невозможно профессиональное мастерство.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года - Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой

Агриппина Ваганова


... в роли Эсмеральды

Академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова , блиставшая в Париже на дягилевских "Русских сезонах", познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Анна Павлова

Анна Павлова и Вацлав Нижинский

Ленинградская хореографическая школа (Вагановская Академия) во время Второй Мировой войны

Интересный факт: воспитанники Ленинградского хореографического училища и артисты Кировского театра (ныне Мариинский театр) были эвакуированы в Пермь и поселок Нижняя Курья, где их выступления проходили на сцене Пермского академического театра оперы и балета. Юным ученикам тогда приходилось репетировать в холодном зале, вылезая из валенок, чтобы повторить движение за преподавателем на ледяном полу, а артистам, выступавшим на передовой, рискуя своей жизнью, приходилось танцевать для бойцов на неровном дне деревянных кузовов грузовиков. Также в годы войны "сверху" было дано распоряжение давать всем воспитанникам талоны на 600 граммов хле6а, как рабочим, а не детские маленькие порции.

Нашла для сравнения чудесные гифки из Лебединого озера (эпизод умирающего лебедя) с Анной Павловой

Майей Плисецкой

Ульяной Лопаткиной

Светланой Захаровой

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.

Владимир Пономарев в балете "Баядерка"

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете "Щелкунчик"

Галина Уланова в балете "Спящая красавица"

Рудольф Нуреев (слева) с преподавателями Академии и своей партнершей

Михаил Барышников - студент Академии, 1962

ученицы Академии им. Вагановой, 1970

1970-е годы

молоденькая Диана Вишнева

мальчик на первом плане - Владимир Шкляров



Музей истории хореографии при Академии

Русская школа и по сей день по праву обладает статусом одной из самых авторитетных в мире. Гармоничная система преподавания до сих пор считается самым логичным и тонким научным исследованием о природе танца и вытекающей из этой природы технике.

Учащиеся Академии любовно называют свою альма-матер "балетным Оксфордом" . Занятия проводятся шесть дней в неделю по 10 -12 часов в день. В Академию отбирают детей, перешедших в 5-й класс общеобразовательной школы, абсолютно здоровых, приветствуются дети, прошедшие подготовительные курсы. Прием проходит в три тура: на первом туре оцениваются внешность, профессиональные данные (подъем, шаг, выворотность, гибкость, прыжок), второй тур является всесторонним медицинским осмотром, третий тур - повторная оценка профессиональной пригодности в сочетании с чувством ритма, музыкальностью, выразительностью. После 7 лет обучения студент получает диплом о среднем специальном образовании “артист балета” с правом работы, более одаренные и перспективные студенты имеют возможность обучаться в Академии еще 2 года и получить степень бакалавра искусств. Как и все школьники, учащиеся изучают общеобразовательные дисциплины, а также историю балета и костюма, изучают балетную музыку, в старших классах - актерское мастерство. И самое главное - танец. Классический и историко-бытовой, характерный и дуэтный. Начальное профессиональное обучение бесплатно, лучшие студенты обеспечиваются стипендией. Воспитанников занимают в эпизодических ролях и массовках спектаклей Мариинского театра.

Бонус! Анна Павлова и ее умирающий лебедь

П.С. считается, что из Академии в Петербурге, выпускаются лучшие балерины, а из Москвы - лучшие балетные танцовщики))

Академия русского балета имени А.Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Основала ее в 1738 году сама императрица Анна Иоанновна и с тех пор академия держит планку одной из лучших.

​Первым педагогом ««Танцо́вальной Ея Императорского Величества школы» стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде . Изначально у него в учениках числилось 12 девочек и мальчиков – детей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времен нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет.

От каждой школы – все лучшее

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно в стенах вагановской академии.

Академия русского балета имени А. Я. Вагановой Фото: Commons.wikimedia.org

Именно там работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров) , который подготовил труппу к приезду прославленного француза Дидло. Сам Шарль Луи Дидло, основатель современной методики классического танца , преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского (там в то время как раз складывалась новая система театрального пуантного классического танца). Более того, на рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы Академии. Выдающиеся русские поэты (например, Пушкин и Державин) в своих стихах воспевали балеты Дидло и его балерин.

Также в Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма) .

Позже преподавать в училище начал Мариус Петипа (связанный с ним период получил название «эпохи Петипа») и итальянец Энрико Чекетти , благодаря которому возник интерес к мужскому танцу, а также множество других великолепных педагогов.

Каждый балетмейстер привносил в русский балет черты своей национальной школы – французской, итальянской, шведской. И Академия все эти знания «впитывала».

Выдающиеся выпускники

Вагановскую академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова , блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Певица Екатерина Семенчук (в центре) и учащиеся Академии Русского балета имени Вагановой во время смены декораций на торжественном гала-концерте, посвященном открытию «Новой сцены» Государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой , Феи Балабиной , Наталии Дудинской , Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской , Вацлава Нижинского , Михаила Барышникова , Ульяны Лопаткиной .

Место в современном мире

Сейчас в России существует несколько хореографических училищ, где преподают балет. Например, Башкирское хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева или Пермский Государственный хореографический колледж. Но они так или иначе связаны с Академией русского балета им. А. Я.Вагановой – например, во время Великой Отечественной войны вагановскую школу (кстати, вместе с Мариинкой) эвакуировали в Пермь. Как только блокаду с Ленинграда сняли, труппы вернулись домой, но пермяки решили основать собственное хореографическое училище (тем более, что часть педагогов захотела остаться в их городе). А Башкирский вуз был назван в честь знаменитого выпускника «вагановки».

Сейчас русская школа классического балета считается если не лучшей, то одной из лучших в мире, и во многом эта заслуга принадлежит Академии Вагановой. Ее выпускники выступали не только в нашей стране, но и за рубежом, а иностранцы, видя популярность российских танцоров, брали себе русские псевдонимы (так, британец Патрик Хили-Кей стал Антоном Долиным , а Хильда Маннингс – Лидией Соколовой ).

Своими основными богатствами Академия русского балета до сих пор считает традиции, интеграцию (российский и зарубежный балет взаимно обогащают друг друга), высокое качество, этичность и уникальность.

Гала-концерт в честь открытия нового сезона Мариинского театра. На фото: студенты Академии Русского балета им. Вагановой Фото: www.globallookpress.com

До Олимпиады в Сочи остаются считанные дни. И факел с Олимпийским огнем продолжает свое торжественное шествие по бескрайним просторам страны. В минувшие выходные добрался он и до Санкт-Петербурга.
На одном из этапов эстафету подхватил Министр Культуры России Владимир Ростиславович Мединский. Уже вечером министр был замечен в ложе Михайловского театра на юбилейном вечере. А сегодня днем состоялись назначения, которые, безусловно, стали знаковыми для людей интересующихся искусством вообще и балетом в частности.
Итак, ректором Академии русского балета имени Вагановой (АРБ) назначен - премьер и педагог Большого театра Николай Цискаридзе. Художественным руководителем - прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Художественный совет академии предложили возглавить Ирине Александровне Колпаковой.
Прежде чем прокомментировать назначения хотелось бы в нескольких словах остановиться на истории хореографического училища им. А.Я. Вагановой. АРБ - старейшее балетное учебное заведение России. В декабре прошлого года широко отмечалось 275-летие его основания. Из стен училища на улице Зодчего Росси в разные годы выпускались выдающиеся танцовщики, которые прославили не только Российский, но и мировой балет. Среди них: Анна Павлова, Вацлав Нежинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Джорж Баланчин. Преподавать в училище считали за честь многие прославленные хореографы. И тут нельзя не упомянуть об Агриппине Яковлевне Вагановой, которая выстроила собственную систему подготовки и обучения танцовщиков.
В последнее время академию лихорадило. Широко обсуждалось противостояние ректора Веры Дорофеевой с худруком и гендиректором Мариинского театра Валерием Гергиевым. Театр был недоволен качеством образования в академии. А училище, в свою очередь, тем, что ее собирались объединить с Мариинкой. Плюс к этому у Веры Дорофеевой заканчивался контракт с училищем и нужно было что-то решать. Думаю, что последние решения руководства Большого и Николая Цискаридзе также сыграли немалую роль.
Подвергать сомнению компетентность и профессиональность Николая Цискаридзе, Ульяны Лопаткиной и Ирины Колпаковой - по крайне мере глупо. Но возникают все-таки небольшие опасения.
Хватит ли свободного времени и сил, с учетом напряженного рабочего графика, для полноценной работы у Николая Цискаридзе? Сможет ли он перебраться из столицы в Питер или будет в училище наездами? И можно ли говорить, как о свершившемся факте, об окончательном расставании с Большим.
Ульяна Лопаткина уже заявила, что не намерена прекращать свою артистическую карьеру. А значит хватит ли у нее времени и сил для полноценного руководства академией? С учетом многочисленных репетиций, спектаклей и гастролей.
Ирина Колпакова. Недавно по "Культуре" прошла серия передач с ее участием - смотрел с удовольствием на этого светлого человека. Ученица Вагановой, как много она могла бы дать училищу! Но и тут не все так однозначно. Ирине Александровне - 80 лет, к тому же она живет и работает в США. А расстояние в часах на самолете от Америки до России такое же, как и от Питера до Москвы на поезде.
Подведем черту под всем выше сказанным. Очень бы хотелось, чтобы ситуация в АРБ нормализовалась. На смену руководства уйдет, и это понятно, какое-то время. Однако, не хотелось бы, чтобы оно прошло впустую. В любом случае останавливать учебный процесс нельзя. А значит приступать к своим обязанностям надо незамедлительно. Кроме того хотелось бы, чтобы во главе училища встал человек, для которого интересы АРБ были бы превыше всего остального.