Аннотация к произведению паутинка пришвин. Михаил пришвин - биография, информация, личная жизнь. Личная жизнь Михаила Пришвина

Текстовая часть публикации

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе «Пришвин- певец русской природы» Подготовила учитель начальных классов МОУ - СОШ с. Даниловка Тимакова Т.В.
Литературное чтение (урок-проект) Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс, часть вторая IV четверть Тема: Пришвин-певец русской природы. Цель: расширить знакомство с творчеством М.М.Пришвина и раскрыть смысл его произведений. Задачи:
Образовательные:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина; б) создать условия для усвоения предметного материала и возможность применять его в нестандартных ситуациях; в) использовать дополнительные источники информации; г) совершенствовать навыки выразительного чтения и краткого пересказа; д) повторять изученные произведения с целью повышения уровня начитанности.
Развивающие:
а) развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения; б) развивать творческую активность учащихся, фантазию.
Воспитательные:
а) развивать навыки сотрудничества в малых одновозрастных группах; б) формировать умения видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое; в) воспитывать бережное отношение к природе;
г) создать условия для развития патриотических качеств личности.
Оборудование:
портрет писателя; рисунки учащихся; модели - схемы титульных листов; значки - обозначения жанра и темы произведения; аудиозапись: «Звуки природы», «У моей России длинные реснички», «Физминутка»; корзина с предметами: косточка, кусок черного хлеба, гриб сыроежка, одуванчик, утенок, матрёшка, гречка; презентация к уроку; заготовка для создания раскладной книги; книги М. Пришвина для выставки; реферат «Биография М.М. Пришвина»; справка о наличии книг в сельской и школьной библиотеках; текст песни «У моей России длинные реснички»; лепестки цветов для написания сочинения; родственные слова к слову Родина; учебник «Литературное чтение». Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 3 класс, часть вторая; толковые словари русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова; экспонаты старинных письменных принадлежностей из школьного музея для оформления уголка кабинета М. Пришвина.

Ход урока

1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья! На урок пришла к вам я! Поудобнее садитесь, Не крутитесь, не вертитесь, Все внимательно читайте, И, прошу вас, отвечайте! (звучит музыка) на доске выставка рисунков учащихся.
(слайд 2-5)
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года Это все вокруг - природа!
(6 слайд)

2. Вводная беседа.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о природе, о том что нужно учиться понимать природу, видеть обычное, замечать необычайное, наслаждаться её красотой…) Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. С древних времен человек учился наблюдать и понимать язык природы. Землепашец определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других определяли сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди определяли погоду и предсказывали стихийные бедствия.
Природа являлась источником вдохновения, воспевалась в картинах талантливых художников, поэтов, писателей. Сочными яркими красками играет картина В.Д. Поленова «Золотая осень». В ней так много солнечного света, что мы ощущаем тепло погожего осеннего денька.
(слайд 7)
Глядя на картину И. Левитана, так и хочется оказаться в этой удивительной роще и насладиться ароматами теплого, веселого леса.
(слайд 8)
Стихи А.С. Пушкина, Ю. Лермонтова, Ф. Тютчева и других поэтов также проникнуты любовью к природе. Таких художников и поэтов называли «певцами русской природы».
3.Выступление участников проекта со справочным материалом и работа со

словарями.

Певец
1. Человек, который умеет, любит петь, а также вообще тот, кто поет. Лесные певцы (перен.: о птицах). 2. Артист-вокалист. Оперный певец. 3. перен.. Человек, который воспевает кого-нибудь или что-нибудь. (обычно о поэте) (книжн.). П. родной природы. II ж. певунья, -и (к 1 знач.) и певица, -ы (к 1 и 2 знач.). II прил. певческий, -ая, -ое (ко 2 знач.). П. голос. Певческая партия. -Назовите фамилии известных вам детских писателей, которые создавали произведения о природе.
(Слайд 9)

Работа со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля в группах.
-Почему их называют писателями – натуралистами? Что означает слово «натуралист»? (натуралист - от слова натура- природа, натуралист- человек, который занимается изучением природы) Вывод: человека, который не только наблюдает за природой, но и красочно описывает явления природы, жизнь растений и животных, называют писателем- натуралистом. -Какому писателю мы посвятим наш урок? (М.М. Пришвину)
4.Формулирование темы и цели проекта.
Проблемный вопрос:
-Ребята, можно ли М.Пришвина назвать «певцом русской природы»? (ответы детей) - Сформулируйте тему урока! (М.М. Пришвин – «певец русской природы»).
(слайд 10)
- Сегодня необычный урок- проект. Мы обобщим знания о жизни и творчестве замечательного писателя, проведем некоторые исследования, поработаем над созданием книги, ответим на поставленный вопрос: докажем или опровергнем данное высказывание.
5. Защита проектов.
-Перед вами чистые страницы книги. Придумайте для неё название. - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы книга стала популярной и пользовалась спросом? (нужно поместить в нее интересные статьи, оформить красивыми рисунками, разместить в книге полезную информацию) -Что вы предлагаете разместить на первой странице? Почему? (На первой страничке нашей книги расположим портрет писателя, выполненный учащимся 3 класса Гриценюком Игорем, потому что портрет красивый и читатель сразу заинтересуется тем, что находится на следующей странице…).
а) Выступление 1 группы участников проекта.
1 группа подготовила биографический очерк о жизни и творчестве писателя. а) Родился Михаил Михайлович Пришвин в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии 4 февраля 1873года в обедневшей купеческой семье. Жилось семье трудно - мать осталась вдовой с шестью детьми. Однако Пришвина Мария Ивановна выправила ситуацию, работала не покладая рук, и дала всем детям высшее образование.
(Иванникова Оксана)
б) Окончив Тюменское реальное училище, Михаил поступил в Рижский политехникум на агронома. В 1900 году Пришвин уехал в Германию, где
получил высшее экономическое образование. После окончания университета Пришвин возвратился в Россию и некоторое время работал агрономом.
(Чернова Мария)
в) В годы первой мировой войны Пришвин находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем работал учителем, краеведом, журналистом.
(Локтев Игорь)
г) Еще с детства Михаил Пришвин любил путешествовать. Поездка в экспедицию принесла огромный успех будущему певцу русской природы. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучал северные земли. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. С детства он любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.
(Шмыгалева Алена)
д) Во время своего первого путешествия на север в 1905 году Михаил Михайлович Пришвин пользовался фотоаппаратом. Он говорил о себе: «Я художник, который не умеет рисовать». Пришвин иллюстрировал фотографиями свои репортажи, рассказы о людях и природе, создал циклы пейзажных снимков: «Капли», «Весна света», «Паутинка». Кстати, первые фотоаппараты, которыми пользовался писатель, весили до 30 кг.
(Слайд 11-12)

(Гриценюк Данил)
е) В 1928 году ему удается купить собственный фотоаппарат. Это немецкая «Лейка» - большая редкость по тем временам. Быт писателя был прост, а фотооборудование самое дорогое и передовое. «1930 год, 2 сентября. До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорее бы опять светозарное утро»
(слайд 13)

(Костин Геннадий)
ж) В Московской области Одинцовского района в деревне Дунино находится музей - усадьба Михаила Пришвина. В этом уютном деревянном доме писатель
прожил восемь последних самых счастливых и плодотворных лет. В его комнатах находятся мебель, вещи и предметы, которыми пользовался писатель. Здесь можно увидеть письменный стол с пишущей машинкой, портфель- путешественник, круглые очки, фотопринадлежности.
(Иванникова Татьяна)

(слайд 14-15)

Вывод:
-Как отнесется читатель к данной информации о жизни и творчестве писателя? -О каком любимом занятии писателя можно узнать из его биографии? - Где чаще всего любил находиться М.Пришвин? -Можно ли Пришвина назвать «певцом русской природы»? - Какие сведения о писателе, по вашему мнению, окажутся читателю наиболее интересными? Помещаем биографию М.Пришвина на следующей странице нашей книги. 2 группа учащихся подготовила выставку книг М. Пришвина, которые можно взять в школьной и сельской библиотеках.
б) Выступление 2 группы участников проекта.

(слайды 16-20)
а) Переходя из класса в класс, мы постоянно знакомимся с произведениями Пришвина, которые включены в школьную программу. Нам стало интересно узнать, сколько рассказов написал Пришвин, о чем они, кто главные герои на страницах его сочинений, где можно найти нужную книгу.
(Киреев Сергей)
б) Мы посетили сельскую и школьную библиотеки, выбрали книги Михаила Михайловича Пришвина, переписали названия книг, в которые входят его очерки, статьи и рассказы и сделали вывод, что у Пришвина много произведений. Оказывается, он писал не только для детей, но и для взрослых.
(Костин Сергей)
в) Самые первые его книги о природе рождаются после первого путешествия на север «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». В них
присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалоги не только люди, но и животные.
(Затенков Николай)
г) - «Птицы и звери, деревья и травы. Есть у них свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди…» - писал Михаил Михайлович. Книги Пришвина - пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей.
(Соболевская Елизавета)
д) Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей».
(Пауль Валерия)
е) Мы составили справку о том, какие книги М. Пришвина есть в сельской и школьной библиотеке. Организовали выставку наиболее интересных книг.
(Мельков Данила)

(слайд 21)

Вывод:
- Какой вывод о Пришвине сможет сделать читатель, прочитав данную статью? -Можно ли Пришвина назвать «певцом русской природы»? -Какую пользу читателю принесет эта справка о произведениях М.Пришвина? (Поможет найти нужную книгу в сельской или школьной библиотеках). Помещаем в книгу справку о произведениях М. Пришвина.
6. Физминутка
.
7. Применение нестандартных ситуаций

а) Игра «Угадай-ка»
Вспомним прочитанные произведения М. Пришвина. Вы должны по предмету определить название произведения, жанр, назвать героев, кратко рассказать содержание. (Каждая пара достает из корзины по одному предмету).
1) косточка - «Выскочка» - М.Пришвин 2) кусок черного хлеба - «Лисичкин хлеб» - М.Пришвин 3) рисунок одуванчика - «Золотой луг» - М.Пришвин 4) утенок - «Ребята и утята» - М.Пришвин 5) гриб сыроежка - «Старый гриб» - М.Пришвин 6) матрешка - «Матрешка в картошке» - М.Пришвин 7) гречка - «Говорящий грач» - М.Пришвин
б) Работа в парах.

(Слайд 22)
- Ребята, чтобы читателю было легче ориентироваться в предложенных для чтения книгах, вам предстоит изготовить модели обложек, написать аннотацию к прочитанному произведению (по выбору) по плану: 1. 2. 3. 4. 5.
Проверка.
Помещаем сборник аннотаций на следующую страницу книги.
Вывод
: Можно ли М Пришвина назвать «певцом русской природы»? Почему? (Пришвин воспевает не только природу, он учит детей понимать её, наблюдать за ней, совершать добрые поступки и тогда природа откроет свои тайны…) Подтвердить ваши суждения можно словами замечательного писателя Эдуарда Шима, который сказал о М. Пришвине: «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми»
8. Физминутка.

9. Исследовательская деятельность.
Проблемный вопрос.
-С какой целью М. Пришвин писал свои произведения? Чему учат произведения М.Пришвина?
а) Коллективная работа с текстом.
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем одно из произведений. (« Моя Родина») Выразительное чтение по цепочке по одному предложению. -Чьи рисунки наиболее точно иллюстрируют произведение? Почему? (Все. На каждом рисунке изображена природа. Природа-это и есть Родина) -Помещаем в книгу рассказ «Моя Родина» и рисунки.
б
Выступление участников проекта со справочным материалом.
-Как, по-другому, называется небольшой рассказ о Родине? (Рассказ такого вида является очерком. Очерк- это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.) Определение очерка печатаем на следующей странице книги.
в
Работа в группах.
-Чему учит нас Пришвин? (Любить природу – значит любить Родину) - Попробуйте доказать, используя очерк «Моя Родина», что М.Пришвин не только раскрывает красоту родной природы, но и учит любить, воспитывает бережное отношение к ней. Задание для 1 группы. -Какие главные слова объединил автор в очерке « Моя Родина»? Задание для 2 группы. - Подобрать родственные слова к слову Родина. Проверка. (Слайд25) 1 группа. 2группа мама Родина солнце род природа рождение жизнь природа Родина родители
кладовая солнца родство родимый родственник родной родинка родительский отроду
Вывод
: Все эти слова не могут существовать друг без друга. Слова первого столбика употребляются в единственном числе. У каждого только одна мама, жизнь, природа, Родина и т.д. Поэтому их нужно беречь. Слова второго столбика доказывают родственную связь с природой. Занесем эти слова на следующую страницу книги.
10.Обобщение и систематизация знаний.

а) Художественный пересказ
-Какие главные слова автор хотел донести до читателя, чтобы он помнил их всю жизнь? (обращение к молодым друзьям) Представители от каждой группы под звуки природы расскажут это обращение. «Мои молодые друзья!» Следующая страница книги - обращение к молодым друзьям.
б) Минутка творчества
написать мини-сочинение «Что значит для меня слово Родина». Выборочная проверка.
11.Подведение итогов проекта.
Какие страницы содержит книга «Пришвин- певец русской природы»? Почему Пришвина называют «певцом русской природы»? (потому что Пришвин любит природу, внимательно к ней относится, слышит шелест каждой травинки, звон ручейка, понимает язык птиц и зверей, одним словом, он любит русскую природу и свою Родину Россию) -Чему учат нас произведения М. Пришвина?
(наблюдать за природой, видеть необычное в обычном, быть добрыми, трудолюбивыми, любить природу. Именно с любви к природе начинается любовь к Родине. Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины…) -Почему произведения Пришвина актуальны в наше время? (В мире много жестоких людей. Они думают только о богатстве. Они вырубают леса, загрязняют водоемы, отравляют воздух, разжигают войны. Эти люди забыли, что человек- часть природы. Если они уничтожат природу, то уничтожат сами себя. А Пришвин учит нас быть хозяевами природы. Настоящий хозяин не может навредить окружающим. Он любит природу. Если человек любит природу, значит он добрый. Добрый человек решает проблемы мирным путем. Никогда не допустит войны.) -Молодцы, ребята! Сегодня вы были настоящими исследователями и провели огромную работу по составлению книги. Как вы думаете, чем полезна наша книга? (В ней собрано много информации о жизни и творчестве М. Пришвина) Завершим наш урок песней «У моей России длинные реснички»
Д/З (по выбору)
: Продолжить сбор информации для книги: подобрать пословицы на тему «о Родине»; написать сочинение: «Моя Родина»; составить кроссворд.
Литература Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо,2005 Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., учебник «Литературное чтение». 3 класс, часть вторая; Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: изд-во Оникс, 2010 Интернет-ссылки: Основные этапы урока Цель Задачи Время реализации Организационный Подготовить учащихся к общению Обеспечить положительный психологический микроклимат на уроке 1 Вводная беседа Заинтересовать учащихся, подготовить к совместной деятельности Использование ИКТ Погружение в тему 2 Работа с дополнительными источниками Повышать уровень начитанности Использовать дополнительные источники информации; 2
информации Формулирование темы и цели проекта Активизировать познавательную деятельность учащихся Постановка проблемных вопросов 1 Защита проектов Повышать уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, Развивать навыки сотрудничества в малых группах. 9 Физминутки Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения, психоэмоциональная разрядка школьников, Провести физминутки под ритмичную музыку. 3 Применение изучаемого материала в нестандартных ситуациях Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения. Преподнести задания в игровой форме, организовать работу учащихся в парах, использовать деятельностный метод 8 Исследовательская деятельность Развивать наблюдательность, внимание, умение вычленять нужную информацию, делать выводы Многократное чтение текста с разными целями, использование межпредметных связей организовать работу в группах 10 Обобщение и систематизация знаний Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение и фантазию Создать новые условия для самовыражения учащихся 5 Подведение итогов проекта Стимулировать учащихся к дальнейшей работе с произведениями Создание ситуации успеха, поощрение учащихся за результат плодотворного совместного труда 3 Д/З Активизировать познавательную деятельность учащихся Предложить домашнее задание творческого характера по выбору, учитывая интересы школьников. 1 Оборудование: портрет писателя; рисунки учащихся; модели - схемы титульных листов; значки - обозначения жанра и темы произведения;
аудиозапись: «Звуки природы», «У моей России длинные реснички», «Физминутка»; корзина с предметами: косточка, кусок черного хлеба, гриб -сыроежка, одуванчик, утенок, матрёшка, гречка; презентация к уроку; заготовка для создания раскладной книги; книги Пришвина для выставки; реферат « Биография М.М. Пришвина»; справка о наличии книг в сельской и школьной библиотеках; текст песни «У моей России длинные реснички»; бумажные лепестки цветов для написания сочинения; родственные слова к слову Родина; толковые словари русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова; учебник «Литературное чтение». Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 3 класс, часть вторая; экспонаты старинных письменных принадлежностей из школьного музея для оформления уголка кабинета М. Пришвина. Аннотация Данный урок литературного чтения в 3 классе является 7 уроком по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Проведен в нестандартной форме как урок-проект. Выбранная структура урока была рациональной для решения поставленных задач, которые соответствуют содержанию образовательной программы. Использовались элементы технологии, сотрудничества, развивающего проблемного обучения, деятельностного подхода к учебному процессу, здоровьесбережения, использование ИКТ. Технология проектного обучения позволила раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Создание коллективного проекта объединило сильных и слабых учащихся. На уроке были применены игровые моменты, которые способствовали активизации мыслительной и познавательной деятельности.

М. Пришвин – писатель, который посвятил свою жизнь изучению природы и наблюдению за ее красотой. Он никогда не обделял своим вниманием даже самую незначительную и мелкую частичку природы.

В своем рассказе «Паутинка» он ведет речь именно о, казалось бы, совершенно неважной и многими прохожими не замеченной, но необходимой в природе маленькой ее части.

Однажды, в погожий солнечный день автор зашёл в лес. Солнце светило даже в лесу. Неожиданно он заметил яркие огненные стрелки, которые пролетали через просеку. Пришвин очень удивился увиденному. Он внимательно присмотрелся к этому интересному явлению, и понял, что это маленькие паутинки на солнце так красиво вспыхивают ярким светом.

Автор сразу же подумал о том, что он разрывал своим туловищем множество паутинок, пока не заметил их. Но, он успокоил себя тем, что делал это по незнанию. Когда же к одной из них прицепилась чешуйка от сосны, человек заметил паутинку и остановился. Замеченную маленькую паутинку автор бережно обошел, чтобы не порвать ее.

Весь маленький рассказ пронизан большой любовью и уважением к творениям природы. Даже самая простая паутинка имеет право лететь и не быть порванной. Автор настолько красочно описывает то, как она выглядит, чтобы показать незамеченную многими красоту природы. Придя в лес, не надо чувствовать себя властелином природы, а лучше - ее гостем. Когда вы приходите к кому-нибудь в гости, вы не ломаете и не топчите чужое имущество. Значит, не надо в лесу уничтожать кусты, молодые деревья, которые так и не вырастут, если вы наступите на них и сломаете.

На примере паутинки, которую несет порыв ветра, автор показывает, как это красиво. Свет солнца превращает незаметную паутинку в яркие огненные стрелы. И, если внимательно оглянуться вокруг себя, можно увидеть много прекрасного в ранее не замеченном нами. Необходимо беречь природу и уважительно к ней относится. Каждый может увидеть свою «паутинку» и не уничтожить, а сохранить ее.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

    Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным

  • Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.

  • Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.

    В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

Главный герой рассказа Пришвина «Золотой луг» — мальчик, приехавший на лето в деревню. Мальчик вместе с братом полюбили играть с одуванчиками, сдувая с них пушинки в лицо друг другу. Дети не считали этот цветок каким-то необыкновенным, пока мальчик не сделал одно открытие.

Перед домом в деревне, где летом жил мальчик с семьей, был луг, заросший одуванчиками. Когда одуванчики цвели, весь луг становился желтым, и люди называли его золотым.

Но однажды рано утром, уходя на рыбалку, мальчик обратил внимание, что золотой луг стал зеленым. Когда же мальчик возвращался днем с рыбалки, луг опять был золотым. Такое превращение заинтересовало мальчика, и когда к вечеру луг опять стал зеленым, он пошел узнать, в чем же дело. Рассмотрев внимательно один из одуванчиков, мальчик увидел, что цветок сжал свои лепестки, подобно тому, как человек сжимает пальцы. От этого луг и стал зеленым. А когда взошло солнце, лепестки одуванчиков снова раскрылись.

Так мальчик узнал, что одуванчики, как и люди, тоже готовятся ко сну, закрывая на ночь свои лепестки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Золотой луг» заключается в том, что в ночное время все живое в природе отдыхает. Поэтому и детям следует вовремя ложиться спать, чтобы за ночь отдохнуть от дневных забот.

Рассказ Пришвина учит быть внимательным и наблюдательным, изучать окружающую нас природу.

В рассказе «Золотой луг» мне понравился главный герой, мальчик, который самостоятельно сумел сделать важное для себя открытие – он узнал, что цветы тоже на ночь ложатся спать.

Какие пословицы подходят к рассказу «Золотой луг»?

Лето - золотая пора, не теряй ни минуты зря.
На выдумку природа торовата.
Одуванчик в солнечный день с утра закрывается - к дождю; если пасмурно, а цветы одуванчика открыты - дождя не будет.

Михаил Михайлович Пришвин. Родился 4 февраля 1873 года в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - умер 16 января 1954 года в Москве. Русский советский писатель, прозаик.

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии.

Дед Дмитрий Иванович Пришвин был преуспевавшим елецким купцом.

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова).

Отец - Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873). После семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Отец проигрался в карты и ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться.

Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме.

За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ.

Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и , а также с и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).

В конечном итоге Пришвин принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине.

Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога».

В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его.

Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками.

В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца».

В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники» , которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество.

Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни.

Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

Михаил Пришвин - фотограф

Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство».

В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира".

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Михаил Пришвин (документальный фильм)

В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

В честь писателя названы: пик Пришвина (43°46′ с. ш. 40°15′ в. д.HGЯO) высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро; мыс Пришвина на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде; улицы Пришвина в Донецке, Киеве, Липецке, Москве и Орле.

2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.

4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник.

Личная жизнь Михаила Пришвина:

Дважды был женат.

Первая жена - смоленская крестьянка Ефросинья Павловна (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

Вторая жена - Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). Поженились в 1940 году. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

Библиография Михаила Пришвина:

"В краю непуганых птиц" (1907; сборник очерков);
"За волшебным колобком" (1908; сборник очерков);
"У стен града невидимого" (1909; сборник);
"Адам и Ева" (1910; очерк);
"Черный араб" (1910; очерк);
"Славны бубны" (1913);
"Башмаки" (1923);
"Родники Берендея" (1925-1926);
"Жень-шень" (первое название - "Корень жизни", 1933; повесть);
"Календарь природы" (1935; фенологические записки);
"Весна света" (1938; рассказ);
"Неодетая весна" (1940; повесть);
"Лесная капель" (1940; лирико-философская книга дневниковых записей);
"Фацелия" (1940; поэма в прозе);
"Мои тетрадки" (1940; рассказ);
"Дедушкин валенок" (первая публикация - 1941, в журнале "Октябрь"; цикл рассказов);
"Лесная капель" (1943; цикл миниатюр);
"Рассказы о ленинградских детях" (1943);
"Кладовая солнца" (1945; повесть, "сказка-быль");
"Повесть нашего времени" (1946);
"Неодетая весна" (повесть);
"Корабельная чаща" (1954; повесть-сказка);
"Осударева дорога" (публикация - 1957; роман-сказка);
"Кащеева цепь" (1923-1954, публикация - 1960; автобиографический роман).

Экранизации произведений Михаила Пришвина:

1935 - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
1978 - «Ветер странствий»


Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой. И все же, Константин Паустовский называл его певцом природы. Писатель много путешествует, познает окружающий мир, себя, людей и запечатлевает это все для современников и будущего поколения… Даже в своих фотоснимках М. Пришвин оставляет место пейзажам. В его объектив попадает все, что его остановило и восхитило во время прогулок: одуванчики, которые вот-вот разлетятся, капельки росы на веточке, паутина с замысловатыми узорами…
В рассказе «Паутина» писатель продолжает делиться своими наблюдениями за природой с читателями. В таком небольшом рассказе заключается огромный смысл. Это можно понять уже с первых прочитанных строк, которые пронизаны невероятной жизнеутверждающей силой и неиссякаемой радостью бытия: «Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес».
Михаил Пришвин пишет об одной из своей прогулок по лесу, которая поменяла его сознание. Лес, птицы, деревья, ветерок, солнышко — все это так привычно, и в то же время, не совсем, если посмотреть на них глазами автора рассказа. Он подмечает, что некоторые деревья наклонились друг к другу, словно переговариваются между собой, что осинки «лепетали», а папоротники «важно раскачивались». Таким образом, писатель одухотворяет природу, придавая ей черты, присущие человеку….
Продолжая дальше свой путь, он замечает, как ветер отрывает желтые иголочки с елочек, и те разлетаются в разные стороны, а некоторые из них, вдруг удивительным образом, повисают в воздухе. Это необыкновенное явление охватывает все внимание любознательного писателя. Рассмотрев поближе, он понимает, что такие «стрелки» висят на невидимых паутинках, которых очень много в просеке, но будучи невидимыми, то возможно разрушены писателем, пока он ходил.
Этот момент натолкнул писателя на размышления о том, какая роль человека в природе и какие у них взаимоотношения? Был ли он жесток, когда разрывал хрупкие паутинки, если при этом мог просто их не заметить? Был ли милостив, когда смог спасти ту единственную паутинку, которую увидел? Насколько сильным физически бывает человек по сравнению с хрупкими творениями природы…. Он вел себя хозяином, когда разрушал тот невидимый
труд паучков. Однако, человек должен быть учеником в лесу, поскольку природа — это его учитель. К такому выводу приходит Михаил Пришвин в своем рассказе «Паутинка».