Авиационно транспортное училище гражданской авиации. Аэронавигация центральной волги. Отделение тех. эксплуатирования двигателей и летательных аппаратов

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
- 25.02.05 Управление движением воздушного транспорта
- 43.02.06 Сервис на транспорте (воздушный транспорт)

Контактные лица

Директор - Халин Виктор Владимирович
Заместитель директора авиационно-транспортного колледжа по учебной работе - Коломейцева Яна Вадимовна
Заместитель директора по работе с персоналом и режиму - Косовский Леонид Алексеевич

Историческая справка:

История учебного заведения началась с 23 февраля 1972 года, когда по инициативе и при поддержке Министра ГА СССР Б.П. Бугаева было принято решение о создании Ленинградского авиационно-технического училища (ЛАТУ) ГА. С 2009 г. училище является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и носит название Авиационно-транспортный колледж. Авиационно-транспортный колледж - крупнейшее учебное заведение среднего профессионального образования, готовящее специалистов в сфере воздушного транспорта, гражданской авиации.

В 2017 году колледж отпраздновал свой 45-летний юбилей. За эти годы было подготовлено более 20 000 дипломированных специалистов отрасли, которые работают во всех уголках нашей Родины и за ее пределами. Преподавательский состав колледжа состоит из высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы в отрасли. Дисциплины по специальным предметам ведут люди с опытом работы пилотами гражданской авиации, бортпроводниками, диспетчерами, тем самым передают все свои знания и опыт работы подрастающей смене. Колледж имеет достаточную материально-техническую базу. Курсантам, обучающимся за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляется место в общежитии, трехразовое питание в столовой колледжа. Тренажерный центр АТК осуществляет профессиональную подготовку курсантов в форме практических занятий на диспетчерских тренажерах. Также колледж оборудован лабораторией авиационной безопасности, учебным аэропортом. В колледже имеется учебный тренажер салона воздушного судна, где курсанты обучаются практическим навыкам по обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, а также современные оборудованные классы по обучению курсантов на различных системах бронирования.

Социальные сети

ВКонтакте

Информация по специализациям

Училище готовит специалистов по следующим СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

100112 «Сервис на транспорте (на воздушном транспорте)». Квалификация — специалист по сервису на транспорте (воздушном).

160502 «Управление движением воздушного транспорта». Квалификация: «Диспетчер».

190701 «Организация перевозок и управление движением на воздушном транспорте». Квалификация: «Техник».

А также по следующим специализациям:

100112.01 «Обслуживание на борту воздушного судна» (за плату).

100112.02 «Авиационная безопасность на воздушном транспорте».

100112.03 «Лицензирование и сертификация авиационных работ, перевозок и услуг».

100112.04 «Бронирование и продажа воздушных перевозок и услуг»

100112.05 «Коммерческая деятельность авиакомпаний и аэропортов»

100112 «Сервис на транспорте (на воздушном транспорте)»

Квалификация: «Специалист по сервису на транспорте» (воздушном) Форма обучения: дневная и заочная. Нормативный срок обучения на дневном отделении 1 год 10 месяцев, на заочном 2 года 10 месяцев

Производит подготовку специалистов по обслуживанию пассажиров в агентствах и аэропортах, которые осуществляют мероприятия по рациональному и эффективному использованию воздушных судов, организуют перевозки пассажиров, багажа, почты, грузов и высококачественное обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры на внутренних и международных воздушных линиях.

Специалист по сервису может работать на следующих должностях:

— Диспетчер службы организации пассажирских и грузовых перевозок на внутренних и международных воздушных линиях;
— Диспетчер по организации продажи и бронирования мест на внутренних и международных воздушных линиях, владеющий навыками работы на компьютерных системах бронирования;

Специализация по специальности 100112 предусматривает выделение в учебном плане специальной подготовки объемом 250 — 300 часов для ознакомления выпускников с конкретными участками работы в подразделениях гражданской авиации.

В настоящее время в колледже имеются следующие специализации:

100112. 01 «Обслуживание на борту воздушного судна» (за плату)

— по организации обслуживания пассажиров в процессе выполнения воздушного рейса, которое включает в себя:
— встречу пассажиров и размещение их в пассажирском салоне;
— информирование пассажиров о маршруте полета, погоде, технических данных о воздушном судне, его компоновке, размещение пассажирского оборудования и т. п.
— информирование пассажиров о правилах применения аварийно-спасательных средств, имеющихся на борту воздушного судна;
— организацию питания и торговли на борту воздушного судна;
— оказание (при необходимости) доврачебной медицинской помощи пассажирам, а также пассажирам с детьми;
— организацию культурного досуга в полете.
— своевременное и грамотные действия в экстремальных условиях

Обучение по специализации 100112.01. осуществляется только по дневной форме обучения на контрактной основе с платой за обучение в размере, который оговаривается при заключении контракта.

100112. 02 «Авиационная безопасность на воздушном транспорте»

Специалист службы авиационной безопасности обеспечивает комплекс мер, предусматривающих безопасность при воздушной перевозке, в том числе:

— охрану аэропортов, воздушных судов и других объектов гражданской авиации, связанных с обслуживанием пассажиров;
— осмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов;
— предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушного судна или иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Специалист службы авиационной безопасности может работать на следующих должностях;

— специалист группы досмотра службы авиационной безопасности;
— инспектор службы авиационной безопасности;
— специалист службы авиационной безопасности (по охране аэропорта, воздушных судов и других объектов гражданской авиации).

100112. 03. «Лицензирование и сертификация авиационных работ, перевозок и услуг»

Данная специализация связанна с деятельностью по осуществлению государственной политики в области:

— обеспечения безопасности полетов и соблюдение установленных экологических норм при эксплуатации воздушных судов;
— развития рынка авиационных работ, перевозок и услуг, выполняемых в интересах потребителей и государства для наиболее полного удовлетворения их потребностей и обслуживание на высоком уровне;
— создание условий здоровой конкуренции на рынке авиаперевозок, выполняемых работ и представляемых видов обслуживания и услуг в интересах потребителя.

Специалист по лицензированию и сертификации авиационных работ, перевозок и услуг может работать в авиапредприятиях, и в межрегиональных управлениях ГСГА МТ РФ на следующих должностях:

— специалист по лицензированию и сертификации авиационных работ, перевозок и услуг на внутренних и международных линиях;

В процессе обучения специалист по лицензированию и сертификации авиационных работ, перевозок услуг приобретает навыки по бронированию и продаже перевозок с применением компьютерных систем бронирования.

100112. 04 «Бронирование и продажа воздушных перевозок и услуг»

Специалист данной специализации осуществляет бронирование воздушных перевозок на рейсы авиакомпаний с использованием компьютерных систем различных модификаций, производит расчет тарифов перевозки пассажиров и оформление авиабилетов, осуществляет бронирование мест в гостиницах и прокат автомобилей, получает информацию о таможенных, визовых, паспортах, медицинских формальностях во всех странах мира.

Обучение проводится в учебных классах компьютерных систем бронирования, подключенных к компьютерным центрам за рубежом.

Специалист по сервису на транспорте (воздушном) по данной специализации может работать на следующих должностях:

— диспетчер-тарификатор туристической фирмы, агентства, авиакомпании по продаже воздушных перевозок и услуг;
— менеджер туристической фирмы по воздушным перевозкам;
— диспетчер службы организации пассажирских и грузовых перевозок на внутренних и международных линиях.

100112. 05 «Коммерческая деятельность авиакомпаний и аэропортов»

Сфера деятельности: анализ учет коммерческой деятельности авиационных подразделений, применение транспортных тарифов и порядок взаиморасчетов между авиакомпаниями.

Специальность: 160502 «Управление движением воздушного транспорта»

Основной задачей специалиста УВД является четкое руководство воздушным движением, обеспечивающее безопасность и регулярность полетов. От работы диспетчера каждую минуту зависят жизни пассажиров и экипажей воздушных судов, находящихся в зоне его ответственности. Поэтому профессия диспетчера является одной из наиболее престижных профессий во всем мире.

Для диспетчера УВД важны такие качества, как устойчивость, распределение и легкость переключения внимания. Диспетчер УВД должен обладать обширным и знаниями, в том числе — руководящих документов и в совершенстве владеть деловым английским языком. Все эти знания обретаются в процессе обучения по специальности «Управление движением воздушного транспорта».

Окончившие обучение по специальности 2402 получают квалификацию:

Диспетчер и диплом о среднем специальном образовании. Формы обучения — дневная и заочная. Срок обучения 2 года 10 месяцев.

Авиация - это не только удобство перевозки, высокотехнологичный транспорт и путешествия по всему миру; это призвание. В современных российских авиапредприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. Времена, когда в училищах и институтах не хватало преподавателей и техники, давно позади. Сегодня каждый может получить всестороннее образование в сфере авиации, обучаясь на современных самолетах и тренажерах. Каждое учебное заведение, кроме того, оснащено лабораториями, мастерскими и современными аудиториями. Институты гражданской авиации и летные училища имеются во многих регионах России. Рассмотрим их подробнее.

Чтобы получить высшее образование в авиационной сфере, следует поступать в высшее летное училище гражданской авиации или соответствующий институт гражданской авиации. В России их немало. Наиболее престижные вузы расположены в следующих городах:

  • Ульяновск;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Самара;
  • Казань;
  • Челябинск.

Сегодня программы обучения в вузах включают проверенные годами методики и современные европейские технологии преподавания. В списке предметов, с которыми предстоит столкнуться будущим выпускникам, находятся общие и гуманитарные дисциплины, иностранные языки, физическая подготовка, а также узкопрофильные предметы.

Ульяновский институт гражданской авиации (УИ ГА) - один из наиболее престижных вузов страны.

Получить образование здесь могут будущие специалисты, бакалавры, аспиранты. Здесь обучаются как на очной форме в течение 5 лет, так и на заочной (5,5 лет). Студенты, уже имеющие за плечами среднее специальное авиационное образование или высшее образование, обучаются на сокращенной форме. В институте представлен широкий спектр специальностей, включающий пилотирование, техническое обслуживание, управление полетами и менеджмент, а также обеспечение безопасности. Курсантам предоставляется питание и общежитие; в институте функционирует военная кафедра. Филиалами УИ ГА являются несколько училищ, расположенных в Сасово, Омске и Красном Куте.

Ульяновский институт гражданской авиации (УИ ГА)

Московский авиационный институт (МАИ) - это крупный научно-исследовательский вуз. Здесь происходит не только обучение студентов, но и конструирование и разработка новейших достижений авиационной и ракетно-космической сферы. Обучаться можно платно или бесплатно на очной и заочной форме. Для абитуриентов организованы курсы специальной подготовки к поступлению.

Факультеты МАИ включают не только специализированные дисциплины и направления: здесь имеются возможности для обучения социальному инжинирингу, иностранным языкам, прикладной математике и физике. Остальные факультеты выпускают специалистов в сфере радиоэлектроники, управления, информатики, авиационных компонентов и т. д. Для иногородних студентов создано общежитие. Военная кафедра в вузе также присутствует.

Московский авиационный институт (МАИ)

Государственный технологический институт им. Циолковского, или МАТИ, занимается обучением студентов разработке и эксплуатации техники для космонавтики, а также гуманитарным направлениям. В текущий момент вуз объединяется с МАИ. Формы получения образования соответствуют предыдущим институтам, имеются курсы подготовки для школьников и выпускников, военная кафедра.

Государственный аэрокосмический университет в Самаре имеет статус исследовательского учебного заведения. Здесь обучаются будущие конструкторы летательных аппаратов и их компонентов, инженеры и технологи, специалисты в области печати, экономики, энергетики и пр. У вуза имеется филиал, расположенный в городе Тольятти. В университете имеется возможность получения заочного образования, а также функционируют подготовительные курсы.

В Санкт-Петербурге расположено сразу два маститых университета, один из которых посвящен, в основном, аэрокосмическому приборостроению, а второй - гражданской авиации. Списки факультетов и специальностей здесь схожи с подобными вузами страны.

Стоимость платного обучения зависит от конкретного института и факультета. В МАИ, к примеру, первый курс учебы обойдется в минимум 144 000 рублей на очном отделении и 59 000 рублей на заочном. В Петербурге очное обучение стоит от 2000 у. е. и от 1000 у. е. стоит заочное.

Самарский государственный аэрокосмический университет

Как поступить в авиационный вуз

Правила поступления в авиационные институты и университеты в некоторых аспектах похожи на поступление в гражданские заведения. Абитуриенты сдают ЕГЭ по нужным предметам (чаще всего это русский язык, математика и физика). Кроме этого требуется прохождение летной медкомиссии, в рамках которой производится детальное обследование состояния здоровья будущего студента. Пройти отбор возможно только при пройденной комиссии и успешном психологическом собеседовании.

При одинаковых баллах претенденты отбираются на основании успехов в сдаче профильных предметов. Не прошедшие на бюджет абитуриенты могут подать заявление на платную учебу. Обучаться в вузах могут и девушки, однако их часто не принимают на обучение пилотированию летательных аппаратов.

Льготы при поступлении могут предоставляться сиротам и представителям социально незащищенных слоев населения. Широко распространена практика целевого направления, кода предприятие предоставляет абитуриенту гарантию трудоустройства по окончании вуза.

Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации

Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:

  • Красный Кут;
  • Омск;
  • Бугуруслан;
  • Сасово.

Омский летно-технический колледж, Краснокутское училище и училище города Сасово входят в состав филиалов Ульяновского института ГА, а Бугурусланское училище функционирует под управлением Санкт-Петебургского института ГА. Такие слияния учебных заведений помогают выпускникам училищ поступить на сокращенной основе в институты или же устроиться на работу в ведущие российские компании и предприятия.

Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.

В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские - все для теоретических и практических занятий.

Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов . Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище - школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.

Омский летно-технический колледж

В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся - за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.

В Сасово также проводится подготовка пилотов гражданской авиации и техников информационного оборудования. Ранее это училище считалось особенно престижным из-за близости к столице. Сегодняшнее его состояние также неплохое: училище хорошо оснащено всем необходимым. Обучаться можно платно и бесплатно.

Все училища России в сфере авиации, помимо общего курса обучения курсантов, предоставляют платные услуги. Это может быть переподготовка кадров, различные курсы, включающие преподавание английского языка. Каждое из них оборудовано столовой и пищеблоком; курсанты трижды в день питаются на безвозмездной основе. Кроме того, колледжи оборудованы актовыми залами, спорткомплексами с разнообразными залами и секциями, общежитиями.

Курсанты на территории училищ обязаны соблюдать строгий распорядок дня и правила поведения, покидать территорию в установленное время на определенный период, соответствовать требованиям в учебе и быту. Сиротам и социально-незащищенным курсантам предоставляется материальная помощь, соцстипендия, пособия на покупку необходимых для учебы вещей. Учащиеся бюджетных отделений получают стипендию.

Сасовское летное училище

Правила поступления в средне-специальные учебные заведения однообразны. В первую очередь, учитывается средний балл аттестата после 9 или 11 классов. Среди них особую важность имеют математика, физика, русский и иностранный язык именно в таком порядке. В случае спорных ситуаций оценки по этим предметам станут решающим фактором поступления. Проходные баллы в каждом колледже могут отличаться. Высокие они в Сасово, Омске и немного ниже в Красном Куте и Бугуруслане.

Не менее важным фактором того, как поступить в летное училище России, является психологическое собеседование и врачебная комиссия. Сроки ее проведения строго установлены, так как длительность каждой из справок может быть различной. Прохождение комиссии осуществляется платно. Обычно ее можно пройти либо в самом учебном заведении, либо в другом приспособленном для этого медучреждении. Исследования включают комплексный осмотр врачей: стоматолога, психиатра, нарколога, венеролога, рентгенолога, хирурга и пр. Кроме того, сдаются анализы крови, мочи, кала, делается рентген, ЭКГ и т. д. Успешное прохождение комиссии - одно из важнейших условий зачисления в любое авиационное училище.

Для поступления как в колледж, так и в вуз России требуется само заявление абитуриента, документы, удостоверяющие его личность, аттестат, результаты ЕГЭ при высшем образовании. Кроме этого, понадобится страховое удостоверение, военный билет и медицинский полис.

Трудоустройство после окончания институтов и училищ

Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.

Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.

В феврале 1972 года в связи с инициативой и поддержкой Министра гражданской авиации Советского Союза Бугаева Б.П. и при активном участии Б.Е. Панюкова, члена коллегии МГА Советского Союза, приняли решение, которое было оформлено приказом номер 61 Министра от 23.02.1972 о создании Ленинградского технического авиационного училища гражданской авиации (ЛАТУ ГА), и старте приготовления специальности «Организация авиационных перевозок», которой назначили квалификацию «техник-технолог». Открытие училища подразумевало начало занятий и набор курсантов с 1 сентября 1972 года. В такие сжатые сроки нужно было спроектировать принципиально новые учебные программы, на тот момент в учебных заведениях по гражданской авиации аналогов такой программе не было.

Необходимо также было подготовить общежитие, учебные аудитории на 150 курсантов, столовую, спортивный зал.

Тем не менее, главные трудности были впереди, так как профили приготовления курсантов училища и слушателей ВАУ не совпадали и все специализированные учебные классы, кабинеты и лаборатории необходимо было оборудовать заново. К этой трудной и объемной работе с началом учебного года приступил коллектив училища, а также студенты.

Дабы охватить все стороны приготовления авиационного персонала, которые связаны с непосредственным обслуживанием клиентуры и пассажиров не только в воздухе, но и на земле изучался вопрос приготовления бортпроводников. Впервые в гражданской авиации Советского Союза в 1976 году на основе училища было организовано приготовление бортпроводников.

Училище в конце 80-х годов двадцатого века, впрочем, как и весь сектор гражданской авиации, столкнулось с некоторыми трудностями: с распределением выпускников, финансированием, ликвидацией военного цикла по приготовлению офицеров запаса ВОСО, организацией практики.

В училище в 1994 году начато приготовление по специальности «Управление перемещением воздушного транспорта».

Учитывая высокое качество учебно-методической работы и положительный опыт работы, в 1995 году училище переименовали приказом номер ДВ-98 от 18.09.1995 Департамента воздушного транспорта и Министерства Транспорта России, в транспортно-авиационный колледж гражданской авиации (СПАТК гражданской авиации).

Колледж в 1997 году стал разработчиком образовательного Государственного стандарта (ГОС) по специальности 2401 «Управление на воздушном транспорте и организация перевозок» и по специальности 2402 «Управление перемещением воздушного транспорта». Такие образовательные стандарты обязательны для всех специальных средних заведений отрасли, которые ведут подготовку по этим специальностям. Сложившаяся практика показала, что нужно реализовывать много более широкий охват авиационных специалистов, то есть вводить специализации по данным направлениям работы авиационного персонала.

В колледже в 1997 году началось приготовление по специальности «Сервис на транспорте». Обучение происходило по следующим специализациям:

Обслуживание на борту воздушного судна пассажиров;

На воздушном транспорте авиационная безопасность;

Сертификация и лицензирование авиационных работ, услуг и перевозок;

Продажа и бронирование воздушных услуг и перевозок;

Коммерческая деятельность аэропортов и авиакомпаний.

Колледж в 2001 году, одним из первых учебных заведений данной отрасли, прошел аккредитацию государством на право ведения деятельности в сфере образования. При этом, аттестационная государственная комиссия заметила высокую корреляцию оценок, выставленных преподавателями колледжа при контрольных опросах по определенным учебным дисциплинам, с оценками, которые выставили по этим же дисциплинам эксперты аттестационной государственной комиссии.

В 2003 году открыли специальность «Гостиничный сервис».

По распоряжению номер А70-324 Росавиации (Федерального агентства на воздушном транспорте), Министерства транспорта Российской Федерации от 01.12.2005 колледж переименовали в Санкт-Петербургское транспортно-авиационное училище гражданской авиации имени главного маршала авиации Новикова Александра Александровича. В учебном корпусе установили мемориальную доску с барельефом Новикова А.А. и памятной надписью.