Что находилось в театре при петре 1. Создание публичных театров, библиотек, музеев (кунсткамеры). А что же с театром

», в составе которого был и сам Петр под именем Петра Михайловича. В Амстердаме (Голландия) он видит балет «Купидон», в Лондоне - трагедию Н. Ли «Королевы-соперницы или Смерть Александра Великого» (с участием первого актера труппы Беттертона). В Вене Пётр посещает итальянскую оперу и большой маскарад. Всё это убеждает его в особенной художественной силе воздействия театра и его исключительном значении для общества. Поэтому Петр решает создать театр в России.

В 1702 г. в Москву прибыла англо-немецкая группа из 8 актеров под руководством Иогана Кунста. Спектакли проходили в доме адмирала Лефорта, в Немецкой слободе. Актеры играли на немецком языке. Такой театр оказался театром для избранных. Петр же хотел организовать русский общедоступный театр, понятный широкому кругу зрителей, поэтому в учение к Кунсту было решено отдать 10 человек русских ребят, «неважно из каких сословий сыщутся». Так открылась вторая актерская школа.

Тогда же была начата постройка первого публичного театра в Москве, в Кремле, слева от Никольских ворот. Дьяки из Посольского приказа пытались этому помешать. Тогда Петр распорядился построить «комедийную хоромину» на Красной площади. Дьяки противились и этому, попутно они пытались дискредитировать и Кунста. Они предлагали поставить «комедийную хоромину» на Неглинной улице. Но воля Петра была непреклонна. Здание вмещало несколько сот зрителей, но а этом «зале» никогда не было аншлага. Публика ходила в театр неохотно. Не помогал и указ о том, чтобы не взимать пошлины с лиц, ходивших по городу в ночное время.

Причиной непопулярности театра была его оторванность от русской жизни, что проявилось в репертуаре. Это были пьесы третьестепенных немецких драматургов XVIII в., лишенные глубокого идейного содержания, малодейственные с напыщенной риторикой. А пьесы Кальдерона , Мольера шли в переводах-переделках, далеких от оригинала. Спектакли часто шли на немецком языке. А переводные пьесы были не на современном разговорном языке, а на языке, близком к церковнославянскому, что тоже затрудняло понимание.

В 1703 г. Кунст умер, его труппа была отпущена домой.

С 1704 г. во главе театрального дела становится Отто Фюрст (Артемий Фиршт); под его руководством играют две труппы - русская и немецкая. В немецкой труппе играют женщины-актрисы.

В русской труппе известны некоторые имена актеров - Федор Буслаев, Семен Смирнов, Никита Кондратов и др.


Русские актеры жаловались, что Фюрст их ничему не научил и не мог научить, так как «иноземец не знает их русского поведения». Однако за эти жалобы актеров наказывали.

Само театральное дело постепенно приходит в упадок, спектакли перестают собирать публику. И в 1706 г. предприятие Фюрста закрывается.

Создавая в России театр, Петр намеривался осуществить следующие цели:

1. Театр должен был пропагандировать его реформаторскую и политическую деятельность;

2. Театр должен был содействовать ознакомлению русского общества с европейской культурой, т.е. выполнять культурно-просветительские функции.

Но ни с одной из этих задач театр не справился. Немецким актерам были чужды политические задачи русского царя. В их репертуаре не было пьес на библейские сюжеты, к чему до этого были приучены русские зрители. Театр играл исключительно светские пьесы - переделки комедий Мольера, английских, испанских, французских драматургов. Задумывалось, что эти пьесы познакомят русскую публику с новинками европейской драматургии.

Книжное дело в России того времени было развито слабо, грамотных людей было недостаточно, и театр в этих условиях должен был служить средством популяризации художественной литературы, а также воспитывать в зрителе высокие чувства, изящество в их проявлении, деликатность в общении и т.д. Но и эту культурно-просветительную задачу театр тоже не выполнил, потому что оригиналы пьес произвольно сокращались и упрощались, на первый план выдвигались сцены сражений, убийств, казней. Зрителю нередко приходилось догадываться о том, что происходит на сцене, - так извращалось сокращенное содержание пьес.

16 мая 1703 г. под стенами только что взятой шведской крепости Ниеншанц был заложен Петром Санкт-Петербург, начинается строительства новой столицы русского государства. В 1707 г. сюда переезжает царский двор. А с 1712 г. Санкт-Петербург становится официально столицей России, и сюда переезжают все государственные учреждения.

А что же с театром?

Еще одна попытка использовать немецких комедиантов для создания публичного театра была сделана Петром в Петербурге в 1719-1722 гг. Здесь давала спектакли труппа Манна. Но и эта попытка не удалась по тем же причинам, что и московская.

В Москве же само театральное здание («комедийная хоромина») с 1707 по 1713 гг. уже находилось в полуразрушенном виде, и в 1713 г. его окончательно сносят. Но сестра Петра 1 Наталья Алексеевна приказывает «всё театральное уборство» перевезти к себе во дворец, в село Преображенское. Сюда же пришла и русская актерская труппа, и спектакли были продолжены.

В 1714 г. Наталья Алексеевна переезжает в Петербург, в свой дворец на берегу Невы, а рядом с ним она приказывает соорудить театр. Труппу составили 10 русских актеров (из села Преображенского), никогда не бывавших за границей. Репертуар этого театра составляли пьесы духовного содержания и пьесы, переделанные из переводных светских романов. Несколько пьес было написано самой Натальей Алексеевной. Этот репертуар - важное звено между переводным репертуаром при Грегори-Кунсте-Фюрсте и будущим русским репертуаром - пьесами Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского, Озерова.

В Москве театральное дело не прекратилось. Его продолжает царица Прасковья Федоровна (вдова Иоанна Алексеевича, брата Петра) и ее старшая дочь Екатерина Иоанновна. Под их руководством организуются спектакли в селе Измайлове, во дворце Прасковьи Федоровны. Здесь выступали первые русские крепостные актеры и придворные любители, в том числе «благородные дамы и девицы», то есть первые русские актрисы. Это был полупубличный - полупридворный театр, оказавшийся предшественником будущих великосветских спектаклей. Он прекратил свое существование со смертью Прасковьи Федоровны (1723).

Со смертью Петра (1725 г.) государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается на долгое время. Но интерес к театру уже не пропадает.

Эпоха Петра I в театральном отношении несравнима ни с каким предыдущим периодом. Царь Петр был первым, кто оценил театр как отличное средство пропаганды, агитации и воспитания зрителей. Все , связанные с театром, были направлены на реализацию именно этой идеи.

По замыслу царя-модернизатора, русский театр не мог больше служить возвеличиванию церкви. Царь предназначил театру стать трибуной, с которой провозглашались бы самые передовые идеи эпохи, славились победы и достижения русского оружия. , хотя и обмирщались постепенно, внося в свой репертуар бытовые сцены, для достижения этой цели не подходили.

Необходим был новый театр: новая труппа, новая сцена. Это не мог быть придворный театр, где представления адресовались узкому кругу лиц.

Однако русскому театру при Петре I предстояло стать общедоступным.

Комедиальная храмина – первый такой театр в России для всех. Так назывался платный общедоступный театр петровского периода, возведённый в 1702 году прямо на Красной площади.

  • Этот русский театр 18 века вмещал до четырёхсот зрителей.
  • Он был превосходно оснащен технически. Сценические эффекты воспроизводились с применением специальных механизмов, сцена имела «завесы», кулисы, задники. Всё было разрисовано с учетом перспективы.
  • Золота и серебра на бутафорию и сценические костюмы не жалели.
  • Поскольку посещение театра было платным, посетители должны были заплатить 10,6,5 или 3 копейки, в соответствии с разрядом. Им выдавались ярлыки на толстой бумаге, которые были первыми входными билетами.

Первый русский общедоступный театр Петра I просуществовал всего 4 года (1702-1706) и был закрыт, поскольку не оправдал надежд императора. В 1720 году царь повторил свою попытку в Петербурге, но и эта попытка не оказалась успешной.

Немецкие подвижники Петра в театральном деле

Иоганн Христиан Кунст

Возможно, что причиной недовольства царя результатами своих театральных реформ стало то, что не было у императора в этой сфере единомышленников, способных поддержать и развить его идеи. Поручение об организации театральной труппы было дано царем Посольскому приказу. Только благодаря одному из служащих Яну Сплавскому, который имел отношение к театральному (кукольному) искусству, вопрос был решен.

  • В 1702 году был заключен договор с Иоганном Кунстом. Это был руководитель немецкой странствующей группы, которая, в составе 9 человек, прибыла в Москву. Труппа Кунста выступала сначала во дворце Лефорта, который находился в Немецкой слободе, а позже в Комедиальной храмине.
  • В 1703 году Кунст умер, и его актеры уехали на родину. К сожалению, ему не нашлось достойного последователя.

Несмотря на все усилия императора, выступления труппы не пользовались большим успехом. Их репертуар и немецкий язык были непонятны русскому зрителю. Даже если они и пытались воспроизвести пьесы в переводе, акцент и воспроизведение слов, вышедших из употребления, мешали восприятию.

Театральная драматургия России начала 18 века

Основной проблемой небольшого интереса к театральным постановкам был репертуар немецкой труппы. В 1702 году царём было дано поручение всё тому же Кунсту написать и сыграть «триумфальную комедию», которая бы посвящалась взятию русскими войсками крепости Орешек. Ни у Кунста, ни его последователя Отто Фирста не хватило сил исполнить царёв наказ.

Петр I же, обладавший отменным вкусом, по воспоминаниям министра Бассевича, пообещал даже награду за «трогательную пьесу» и «весёлый фарс без шутовства». К сожалению, его идеям не суждено было в ту пору воплотиться.

Элементы театра, возникшие в петровскую эпоху

  • Общедоступный платный театр. Хотя Комедиальная храмина и прекратила своё существование достаточно быстро, она стала прообразом современных театров. Театр был хорошо технически оснащен, художественно оформлен.
  • Актриса. Первой женщиной-актрисой на русской сцене стала Анна Кунст (супруга Иоганна Кунста). До этого женщины в русском театре не играли.
  • Театральная школа. Верный своей идеи не только привносить всё прогрессивное с Запада в Россию, но и обучать русских западным премудростям, Петр I с августа 1702 года повелел произвести первый набор в театральную школу, которой тоже должен был руководить И. Кунст.
  • Музыкальный оркестр. Для нужд сопровождения спектаклей по просьбе Кунста из Гамбурга был выписан оркестр, состоящий из 11 музыкантов, которые обеспечивали музыкальное сопровождение спектаклей.
  • Певицы. В 1704 году для нужд театральной труппы были приглашены две певицы, исполняющие песни в спектаклях. Ими стали девица Иоганна Вилинг с сестрой.

После кратковременного расцвета театрального искусства в России при царе Алексее Михайловиче и работ Иоганна-Готфрида Грегори наступило время забвения театра, продолжавшееся более 25 лет. Царь Петр I, при первой же возможности, постарался возобновить театральное дело своего отца. Во время своего заграничного путешествия, в Вене, Амстердаме, Лондоне, Петр посещал театры, в том числе постановки итальянской оперы, и прекрасно понимал важность театральных представлений для культурной жизни европейского общества, которое он строил в России.

Как некогда полковник Николай фон Стаден, так теперь служащий Посольского приказа капитан Ян Сплавский был коммандирован заграницу с поручением навербовать группу актёров и музыкантов. В 1701 году в Данциге (Гданьске) Сплавский познакомился с антрепренёром одной из театральных трупп Иоганном-Христианом Кунстом, но первая попытка оказалась неудачной, актёры в последний момент отказались ехать. На следующий год Сплавский и его помощник Сергей Ляпунов всё же заключили контракт с Кунстом, обязанности которого состояли в том, чтобы "Его Царское Величество всеми вымыслами и потехами увеселять и для того всегда бодрым, трезвым и готовым быть", и привёзли его в Россию в июне 1702 года. Вместе с Кунстом приехала его жена - Анна Кунст, первая актриса на русской сцене, и 7 человек актёров.

По прибытии Кунсту была присвоена должность "Его Царского Величества комедиальный правитель" и он, после жалобы на своих сопровождающих о том, что они не дали ему времени набрать актёров, которые "искусны в поючих действах" (т.е. в операх), приступил к постройке в Москве театра. Ответственным за театральное дело был назначен боярин Фёдор Алексеевич Головин, начальник Посольского приказа. Для театра было выбрано место на Красной площади, поначалу дьяки Посольского приказа, в чьём ведении находилась постройка, не проявили особого рвения и всячески отнекивались от выполнения этой работы, но после окрика Петра театр был постороен за 2 месяца и был готов к концу 1702 года. Обстановка внутри была по тому времени шикарная, костюмы роскошные. Театр был общественным и вмещал до 400 зрителей, представления давались дважды в неделю - понедельник и четверг и, по царскому указу, в эти дни ворота в городе и в кремле не запирались пока не заканчивался спектакль. Стоимость мест составляла 3,5,6,10 копеек, посетить его мог каждый.

Для того, чтобы спектакли проходили на русском языке, была организована театральная школа, куда были направлены 10 "русских робят всяких чинов, к этому делу годных". Вслед за первыми актёрами, из Гамбурга были выписаны 7 музыкантов и производился дальнейший набор и комплектование оркестра, а также обучение русских музыкантов. Известно, что для организации оперы Кунст требовал дополнительных расходов на декорации и механизмы, однако точного доказательства, что в этом театре проводилась полноценная опера, нет. Тем не менее, многие поставленные Кунстом пьесы включали в себя арии, хоры и оркестровое сопровождение.

Однако Кунсту недолго пришлось управлять театром, в 1703 году он умер и труппа была распущена, остались только его вдова и один из актёров, которым было поручено продолжать его дело, и театральная школа. В 1704 нашёлся новый руководитель театра Отто Фирст, который не имел ничего общего с театром, а был золотых дел мастером и хорошо знал русский язык. Под его началом с 1705 года все постановки стали только на русском языке. Но он был слабым управляющим, на него жаловались актёры и ученики школы за разгульную жизнь и незнание русского быта.

Московский театр с первых лет существования стал опускаться, основной причиной явился переезд царского двора в новую столицу Санкт-Петербург. В 1707 году театр закрылся и всё его имущество было перевезено в Преображенское, так сказать, русское драматическое искусство вернулось к своим корням - на место первого театра Иоганна Грегори. Театр из публичного стал частным театром сначала царевны Натальи Алексеевны, а после отъезда её в Санкт-Петербург был перевезён в Измайлово для вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны и там просуществовал до 1723 года. По примеру членов царской семьи, а некоторые ещё раньше, бояре и дворяне организовывали свои крепостные театры, в которых помимо крестьян также выступали и работали приезжие из Европы артисты.

Однако потребность в общественном театре в Москве оставалась и попытка возродить его была предпринята начальником Московского госпиталя на Яузе доктором Бидло (Быдловым). Он всеми силами старался переманить в свою хирургическую школу учеников славяно-латинской академии и это ему удавалось. В число средств входило и театральное искусство, до которого были охочи студенты академии, ведь в их традиции входили "школьные действия". Представления в этом театре давались по праздникам, репертуар был академический с пением и музыкой, т.е. своего рода оперы, а также ставились светские сюжеты, в том числе работы Иоганна Грегори. Театр просуществовал как минимум до 1742 года и был открыт для публики.

В это время в Петербурге Петр I уделял гораздо меньше внимания театру, заботы о том, как сделать Российское государство сильнее, а русский народ беднее, практически не оставляли времени для утех, да и здоровье начало ухудшаться. Однако театральная жизнь пышно развивалась и здесь, его младшая сестра Наталья Алексеевна была страстной театралкой и привезла с собой театральную труппу из Москвы, в которой также выступали заезжие артисты. Пётр, со своей стороны, был недоволен современным репертуаром, он требовал от актёров коротких пьес, которые имели бы не более трёх действий и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке, и распорядился вместо немцев нанимать поляков и чехов (в том числе с целью экономии), однако заботы о правлении отвлекли от его благого намерения. В 1723 году в Петербург прибыла группа из Германии под управлением некоего Манна, которому покровительствовала Екатерина I. Театр размещался где-то на Мойке и, по словам современника, труппа состояла "из весьма дурных комедиантов, которые однако в зрителях не имели недостатку".

Точно не доказано входили ли в репертуар театров Петровского времени полноценные оперы, зато установлен несомненный факт существования рукописного либретто оперы "Дафна" - отголоска первой в мире оперы, поставленной Джулио Каччини и Якопо Пери, и широко разошедшейся по Европе, либретто было переведено с итальянского на польский, с польского на русский в начале 18-го века. Неизвестно, исполнялась ли "Дафна" на сцене.

К новой жизни театр возродился во времена правления императрицы Анны Иоановны, которая почти 20 лет провела в Курляндии и очень любила развлекаться. Её царствование ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, в том числе на театр. В годы её правления в России прошла первая опера, жанр полюбился зрителями и закрепился на русской сцене - начался итальянский период истории оперы в России.

Ещё с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки.

В 1702 году Пётр I построил в Москве на Красной площади близ Никольских ворот Кремля первый в России публичный общедоступный театр, который просуществовал до 1706 или 1707 года и назывался «Комедиальная храмина». Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами.. Театр предназначался для выступлений иностранных (в первую очередь немецких) лицедеев. Это была труппа И. Кунста, который вскоре организовал и первую русской труппу и первую в России драматическую школу. Затем его сменил тоже немецкий антрепренёр О. Фюрст (по другим написаниям Отто Фиршт). При нём и ещё в течение последующих лет на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итальянская опера с балетом Ф.Арайи, немецкие труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская - под руководством Сериньи и др. B 1704 году русские актёры показали в театре три пьесы на родном языке. Однако надо учесть, что эти зрелища больше напоминали рыночный балаган. Под истинными театрами понимали действа иноземных комедиантов.

РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

8 февраля 1673 на масленице состоялось новое зрелище – балет на сюжет истории Орфея и Эвридики. Искусству балета актеров обучал инженер Николай Лим. К лету (с 15 мая по 16 июня) немецкие актеры были заменены русскими. История сохранила их имена – Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др., – поскольку они подписались под письменным обращением к царю. «Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович! Пожалуй нас холопей своих, вели государь нам свое великого государя жалованье на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам холопем твоим будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть. Царь государь смилуйся, пожалуй». Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому из своих комедиантов.

Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. Роль Эсфири в Артаксерксовом действе играл сын Блюментроста. И иноземцы и русские актеры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21 сентября 1672 во дворе дома Грегори в Немецкой слободе. Обучать русских и иностранных учеников оказалось сложным, и во второй половине 1675 начали работать две театральные школы: при польском дворе – для иноземцев, в Мещанской слободе – для русских. Репертуар театра: Артаксерксово действо (1672), Комедия о Товии-младшем (1673), Иудифь (1674), Темир-Аксаково действо (1675), Малая прохладная комедия об Иосифе (1675), Комедия о Давыде с Голиафом (1676), Комедия о Бахусе с Венусом (1676) и др.

16 февраля 1675 Грегори умер. Его приемником стал Юрий Гютнер, от него руководство перешло к Блюментросту и бакалавру Ивану Волошенинову. Позднее, по рекомендации смоленского воеводы князя Голицына, руководителем стал учитель латинского языка Стефан Чижинский.

В 1676 Алексей Михайлович умер. Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев был сослан. 15 декабря 1677 последовал царский указ: «Над аптекарским приказом палаты, которые заняты были на комедию, очистить и что в тех палатах было, органы и перспективы всякие комедийные припасы; все свезть во двор Никиты Ивановича Романова».

Еще в 19 в. И.Е.Забелин отмечал сходство сюжета Комедии об Эсфири с судьбой Натальи Кирилловны Нарышкиной. Пьеса защищала воспитателя царицы боярина Матвеева от дворцового боярина Хитрово. В записках сына Матвеева есть подтверждение этой версии. Боярин Хитрово одним из первых содействовал ликвидации театра и театральной школы и был в числе тех, которые оглашали царский указ о закрытии театра.

Одним из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон Полоцкий Его пьесы отличались от школьных близостью к жизни и отсутствием аллегорических образов и представляли собой лирические произведения. Царя привлекли возможности политической пропаганды в «декламациях», он пригласил ученого монаха в Москву. Полоцкий становится учителем в Заиконоспасской школе, а также начинает обучать царских детей. Он организовал типографию и составил проект московской Славяно-греко-латинской академии. Под его влиянием сам царь пробовал писать стихи. Именно его пьесами начинался русский национальный литературный театр. В пьесе Беседы пастушеские на смену простой монологической декламации пришел настоящий развитый диалог, сделана попытка разработать образы пастухов: один простоват, другой смышлен и т.д. Но персонажи еще не имели собственных имен и не получили законченных очертаний. Комедия притча о блудном сыне развивала евангельское сказание. Пьеса О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных являлась переделкой Пещного действа. Из биографии Симеона Полоцкого известно, что при царе Федоре Алексеевиче он продолжал писать декламации, которые исполнялись его учениками, что означало продолжение существования придворного театра Алексея Михайловича. Другие историки утверждают, что театр перестал существовать и был возрожден в начале петровской эпохи, поскольку был ориентирован на очень ограниченный круг придворных.

Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние спектакли этого театра. Вступив на престол и начав огромную работу по европеизации России, Петр I не мог не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических и социальных идей.

Петровский театр.

С конца 17 в. в Европе вошли в моду маскарады, которые нравились молодому Петру I. В 1698 он, переодевшись в костюм фрисландского крестьянина, участвовал в венском маскараде. Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. В 1698–1699 в Москве работала труппа кукольного театра, которую возглавлял Ян Сплавский и которому Петр в 1701 поручил пригласить из-за границы комедиантов. В 1702 в Россию приезжает труппа Иоганна Кунста (Куншта), 6 августа 1702 боярин Головин оглашает царский указ «О строительстве комедиального дана в Кремле городе». К концу года на Красной площади с левой стороны от Никольских ворот была построена «комедиальная, деревянная храмина, а в ней театрум, и хоры и лавки и двери и окна, и внутри ее потолок подбит и кровля покрыта, а снаружи обита тесом». Пока строилось здание, спектакли шли в Немецкой слободе в доме генерала Лефорта, где был сооружен театр. Главным недостатком труппы Кунста было то, что актеры не знали русского языка и этим ограничивали круг своих зрителей, что никак не устраивало Петра, т.к. общенародного веселья не получалось. В театре Кунста было восемь человек. Под их руководством была открыта русская театральная школа. На святки 1702 состоялось открытие «комедиальной храмины». По документам известно, что 23 декабря 1702 играли спектакль уже на русском языке. Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими. «Хоромина» на Красной площади имела длину 18, в ширину 10 сажен (36 × 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение сцены было на высочайшем для того времени уровне. В конце 1703 Кунст умер, а управление театром и школой взяла на себя его вдова Анна и актер Бендлер. Справиться с труппой они не смогли, и в марте 1704 их заменил Артемий Фиршт (Отто Фюрст). Однако проблемы оставались прежние: немцев большинство зрителей не понимало, а русские ученики не могли удовлетворить вкусы публики. В 1706 театр закрылся. Из репертуара театра Кунста – Фюрста сохранились пьесы: Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Сафонизбы, королевы Нумидийския; Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его; Принц Пикель-Гяринг, или Жоделет, самый свой тюрьмовый заключник; Комедия о Франтаписе, короле Эпирском, и Мирандоне, сыне его и о прочих. Сохранились некоторые имена русских артистов русской труппы: Федор Буславев, Семен Смирнов, Никита Кондратов, Василий Теленков (по прозвищу Шмага-пьяный) и др. Театр был платный. За места платили от 3 до 10 копеек. Рядом были построены избы для людей, приезжающих издалека. В зимние и летние вечера театр собирал 400–500 зрителей, а осенью и весной около 50. Все это не удовлетворяло Петра. В 1707 «за именным Великого Государя указом», «комедиальную храмину» на Красной площади стали разбирать. Театральная репутация за этим местом сохранится: при Анне Ивановне здесь будут сооружать новый «комедийный дом».

В 1720 Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он приказывает «нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить по-славянски или по-чешски. В Петербурге инициатива создании театра принадлежит и Наталье Алексеевне. В конце 1723 приехала группа Манна, но спектакли игрались на немецком языке. Петр часто посещает их спектакли, но труппа не оправдывает его ожиданий. Петр «пообещал однажды награду комедиантам, если они сочинят пьесу трогательную, без этой любви, всюду вклеиваемой, которая ему уже надоела: и веселый фарс без шутовства». Даже поощрение не имело результатов. Актерский состав труппы был слаб, а репертуар старомоден. В этот период важную роль играл городской демократический театр учеников московского госпиталя во главе с доктором Бидло. Он принимал к себе учеников московской Славяно-греко-латинской академии. В 1719–1722 из академии в медицинскую школу перешло 108 учеников. Они принесли с собой опыт участия в школьных спектаклях академии. Театр помещался в сарае. Его посещали как русские, так и иностранцы, бывал на спектаклях и сам Петр. Репертуар госпитального театра был разнообразным, но еще были очень сильны традиции школьного театра. Последние сведения об этом театре относятся к 1740-м годам.

При Петре I начало спектаклям в Сибири было положено митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским. В рукописной летописи под 1727 сказано: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, когда должно на комедии зрителем собиратца, тогда он владыко в соборные колокола на сбор благовеем производил, а театры были между Соборною и сергиевского церквами и взвозу, куда народ собирался». Нововведение митрополита Филофея продолжили его приемники, некоторые из них были питомцами Киевской академии.

Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. С его смертью государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается. Придворный театр переживал полосу застоя до вступления на престол Анны Ивановны, когда произошло заметное оживление театральной жизни при дворе. К ее коронации прибудут итальянские комедианты, актер Томазо Ристори и композитор Рейнгард Кейзер, в 1737 в Зимнем дворце построят театральный зал и сцену.

Анна Иоанновна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки, иллюминации и театрализованные шествия. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжающая традиции «оседлых» скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи. Самым известным театрализованным праздником стала «курьезная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740.


Похожая информация.


1.Введение. Общественное, государственное и культурное развитие России, начавшееся еще в XVII веке и подготовленное всем ходом истории, заметно ускорилось в связи с преобразованиями Петра I. Оно знаменовало наступление нового исторического периода. В трудах по истории русского театра эпоха Петра I часто объединяется со временем царствования Алексея Михайловича.В одних случаях как московский театр при царях Петре и Алексее, в других покрывается более широким хронологическим понятием старинного театра, старинного спектакля.

Между тем различия в этих двух периодах гораздо больше чем сходства. И в театральном отношении петровская эпоха стоит особняком, так же как и во всех других.Дело не только в том, что у профессионального театра петровской поры нет непосредственной связи с первым профессиональным театром при Алексее Михайловиче их разделяет интервал в двадцать пять лет, за время которого исчезают все следы первой театральной затеи и людские, и материальные.

Новый профессиональный театр возникает на совершенно других принципах и общественно политических, и художественных, и организационных.Некоторое время полагали, что после смерти Алексея Михайловича, спектакли продолжались в доме царевны Софьи, женщины энергичной, умной и для своего времени достаточно образованной. Однако еще трудами Морозова была выяснена апокрифичность этих сведений, хотя интерес к театру у царевны Софьи, возможно, был по крайней мере, ее фаворит князь Голицин, человек ярко выраженной западнической складки, имел в своей библиотеке четыре письменных книги о строении комедии, как это точно устанавливается по описи.

Но практически придворного театра уже не было. Петр вел активную наступательную борьбу против засилья религиозной средневековой идеологии и насаждал новую, светскую. Это ярко отразилось на общем характере и содержании искусств и литературы.Оплотом старой идеологии была церковь Петр подчинил ее государству, отменил патриаршество, создал синод, состоящий из представителей высшего духовенства на царском жалованье и возглавляемый чиновником.

Петр отменил литургические драмы, подчеркивавшие превосходство духовной власти над светской и содействовавшие возвеличению церкви. Он заложил основание светского образования, решительно ломал патриархальны быт, насаждая ассамблеи, а с ними европейское обхождение, европейские танцы, и пр. Встречая сопротивление новизне, Петр вводил ее насильно.Результаты деятельности Петра в различных областях сказались в разное время, в театре, например, в полной мере лишь в середине XVIII века. 2.Петровские потехи Для популяризации своих преобразований Петр прибегал к самым разнообразным средствам, но особенно серьезное значение предавал методам наглядного, зрелищного воздействия.

Именно в этом стоит видеть причину широкого насаждения им потех торжественных въездов, уличных маскарадов, пародийных обрядов, иллюминаций и т.п а также обращения к театру.

Остановимся прежде всего на так называемых потехах, в которых агитационно-политическая роль зрелища выступила особенно отчетливо. Первым опытом организации такого зрелища явилась огненная потеха, устроенная на Красном пруду в Москве на масленице 1697 года по случаю взятия Азова. Здесь были впервые применены эмблемы, затем обычно вводившиеся в панегирические театральные представления Московской академии.Когда после победы над шведами и основания Петербурга Петр вернулся в Москву, ему устроили торжественную встречу. Соорудили несколько триумфальных ворот.

Одни из них были сооружены учительным собранием Славяно-греко-латинской академии и украшены картинами использовавшимися также в академических панегирических театральных действах. На триумфальных воротах, устроенных в 1704 году в ознаменовании окончательного освобождения Ижорской земли, изображались более изощренные и замысловатые аллегорические картины.Полтавская победа также получила отражение в аллегорических картинах, и в их создании принимала ближайшее участие та же Московская славяно-греко-латинская академия.

Академические поэты писали хвалебные оды на воротах, находившихся близь академии и украшенных при непосредственном участии академических педагогов, фигурировало множество эмблем с соответствующими надписями. Ученики академии в белоснежных одеждах с венками на головах и ветвями вышли навстречу торжественной процессии с пением кантов.Использованием панегириков и кантов сближало триумфальные церемонии с декламациями XVII века, а изысканные аллегории продолжали схоластические традиции школьного театра. С теоретическим обоснованием необходимости аллегорических изображения на триумфальных воротах выступил в 1704 году перфект Московской академии Иосиф Туробойский.

Целью сооружения триумфальных ворот, по его словам, является политичная, си есть гражданская похвала труждающимся о целях сохранения отечества своего.Далее он ссылается на обычай всех христианских стран чествовать победителей, обращаясь для сплетения похвального венца равно к божественному писанию, мирским историям, поэтическому вымыслу.

В 1710 году тот же автор в связи с торжествами по случаю полтавской победы напечатал подробное описание и разъяснение триумфальных аллегорий под заглавием Политиколепная Апофиосис достохвальные храбрости всероссийского Геркулеса.Под именем российского Геркулеса разумелся Петр I, а полтавская победа именовалась преславной викторией над химеро-подобными дивами Гордынею, рекше Неправдою и хищением свейским.

И. Туробоский в своих сечинениях старался пояснить зрителям систему символов, эмблем и аллегорий, так как, очевидно, сами авторы сознавали, что не все аллегорические изображения общедоступны.Старинный народный обычай святочного и масленичного ряжения Петр использовал в целях политической агитации в грандиозных уличных маскарадах. Особенно выдающимся был Московский маскарад 1722 года по случаю Ништадского мира, петербургский маскарад по тому же поводу в 1723 году и, наконец, масленичные маскарады 1723 и 1724 годов.

Маскарадные процессии бывали сухопутными пешими и ездовыми и водными. Они насчитывали до тысячи основных участников которые группировались по тематическому признаку. Впереди каждой группы шли мужчины, позади женщины в каждой группе выделялись своя центральная фигура, все остальные составляли свиту. Фигуры имели традиционный характер и переходили из маскарада в маскарад.Костюмировка была как театральной, бутафорской, так и близкой к исторической и этнографической подлинности.

Одно маскарадные фигуры нередко заимствовались из мифологии Бахус, Нептун, Сатир и пр. Другую группу маскарадных образов 1720 х годов составляли исторические персонажи.Герцог Голштинский на одном из маскарадов представлял римского полководца Сципиона Африканского в великолепном парчовом римском костюме, кругом обложенным серебряными галунами, в каске с высоким пером, в римской обуви и с предводительским жезлом в руке Можно полагать, что вообще традиционные персонажи маскарадов частью заимствовались из репертуара современного петербургского театра, откуда брались и маскарадные костюмы.

Третью группу составляли этнографические персонажи китайцы, японцы, индейцы, татары, армяне, турки, поляки и т.д. Участники маскарадов этой поры рядились также в костюмы крестьян, матросов, рудокопов, солдат, виноградарей. Рядились также животными и птицами медведями, журавлями.Все маскированные должны были строго выдерживать свои роли и во время процессии вести себя соответственно маске.

Главные участники маскарада располагались в лодках, гондолах, раковинах, на тронах однажды была сооружена даже точная копия линейного корабля Фердемакера с полной оснасткой, пушками, каютами. Все это передвигали лошади, волы, свиньи, собаки и даже ученые медведи. Роль и значение маскарадов петровской поры не ограничивались внешней развлекательностью.Пышные торжества были средством политической агитации. 3.Школьный театр.

Однако более эффективным средством общественного воспитания Петр считал театр. Бассевич, один из современников, близких к Петру, писал Царь находил, что в большом городе зрелища полезны. Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но орие-тировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как пе-тровский театр должен был вести политическую пропаганду в широ-ких слоях городского населения. Это обусловило создание общедосту-пного театра.Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков.

Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра школьный и светский в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Продолжает развиваться и устная народная драма.

Установлено, что спектакли игрались еще в ранние годы петровского царствования, например в Измайлове в 1696 году, в академии в 1699 году. В1698 году устраивались кукольные представления Яном Сплавским.О спектакле в Измайлове 14 января 1697 года сохранились свидетельства современ-ников Слова смехотворные в шутки и дела богонеугодные чини-лись. При этом Преображенской избы подьячий Иван Герасимов ска-зывал, что он-де, Иван, был назван в той камедие то есть в одной из пьес. Георгием и тому де они смеялись же. Вероятно, речь идет о спектаклях 1696 года, входивших в празднества по поводу взятия Азова. Пьесы светского театра петровского времени пересыщены действием, интрига в них крайне запутана, героические эпизоды пере-межаются с грубокомическими сценами. Усиливается, углубляется об-мирщение пьес школьного театра, Они Правда, еще не порывают с библейским и житийным содержанием, но в то же время наполняются элементами современности широкой волной в них входят символиче-ские, исторические и мифологические образы.

Однако между задачами, которые Петр ставил перед светским теат-ром, и живой театральной практикой оказалось большое расхождение.

Немецкие труппы не могли играть на понятном для городских масс языке, не могли давать программных публицистических спектаклей.Русский театр в основном был представлен театром школьным.

Эстетические пути которого к этому времени резко отошли от тра-диций Симеона Полоцкого. С точностью установить, когда начались спектакли в Московской славяно-греко-латинской академии, пока невозможно. Но можно пред-полагать.Что они вошли в учебный план академии вскоре же после ее открытия. Поводом к возникновению спектаклей было столкновение православной церкви с католической, собственно с находившимися в Москве иезуитами, которые устраивали у себя в школе спектакли на религиозные темы. В ответ на это Лефорт дал спектакль, направлен-ный против католиков 1699 г По сведениям иезуитов, вероятно пристрастных, академические спектакли не отличались большими художественными достоинствами так как ничего особенного из этого не выходило, то и обратились к иноземным актерам. История театра начала 18 века посчастливилось в том отношении, что старейшая дошедшая до нас драма 1701 года снабжена подробней-шими ремарками и перечнем исполнителей.

Это позволяет с достаточ-ной ясностью воссоздать картину спектакля Московской академии то-го времени.

Школьная драма того времени воспроизводила душевные переживания и психологические колебания человека. Вместо бога, ко-торого школьный театр обычно не выводил на сцене перед зрителями появляется Суд божий. Постановка пьесы требовала довольно сложных сценических приспособлений. Пьеса называлась Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным.Аллегорические персонажи Сластолюбие, Истина, Воздаяние и другие были наделены атрибутами, которые традиционно сопутство-вали этим фигурам в живописи.

Другим образцом школьной драматургии начала 18 века того же жанра является драма Дмитрия Ростовского Кающийся грешник. Она интересна тем, что входила в репертуар ярославского театра Ф. Волкова, а в 1752 году была исполнена ярославцами при дворе.Хрис-тианско-религиозная назидательность, широкое введение аллегориче-ских персонажей, сложное техническое оформление роднят эту пьесу с предыдущей.

Наряду с пьесами типа моралите русский школьный театр знал большое число пасхальных пьес, рождественских драм-мистерий. В рождественских драмах заметно влияние народных драм вертепа, игрищ, прослеживается и связь с бытом. Заслуживает внимания Комедия на рождество Христово 1702 г. приписываемая Дмитрию Ростовскому.В ней развивается легендарный сюжет рождественской драма звучит пророчество о Христе, идет сцена пастухов, которым является ангел далее сцены Ирода с волхвами, идущими поклоняться Христу сцена волхвов Ирод дает приказ на избиение младенцев и, наконец, Ирод в мучениях умирает.

Эти эпизоды были обрамлены аллегорическими сценами.Имеются в пьесе и обычные для светской драмы того времени тронные речи. Итак, библейские сюжеты в школьной драме подверглись своеоб-разной обработке, постепенно обмирщались, вбирая в себя бытовой материал Особую группу пьес школьного театра начала 18 века составляли панегирические драмы в них политические намеки на восхваления Петра оттесняли на второй план религиозную основу сюжета.

Таковы, например Страшное изображение второго пришествия господня 1702 г в котором осуждалась политика польского короля Августа или Торжество мира православного 1703 г в котором победа российского Марса - Петра над Злосчастием - шведами. 11 июня 1702 года Стефан Яворский писал по этому поводу начальнику Посольского приказа Головину Ныне в честь верховных и в похвалу милостивейшего нашего монарха в Московской академии уготавливаются диалоги в действо же сим производиться когда народное, или вашего к нам желаемого прибытия ожидати.

В феврале 1705 года была поставлена пьеса Свобождение Ливонии и Ингерменляндии, написанная в честь завоевания Прибалтики в 1703 1704 годах. Торжественным аллегорическим действом Божие уничижителей гордых уничижение была ознаменована февраль 1710 года в Московской академии полтавская победа. В основу ее положено библейское придание о победе Давида над Голиафом.В пьесе появлялись хромая Швеция намек на хромоту Карла XII, раненого перед полтавским сражением в ногу и Измена аллегорическое воплощение Мазепы.

Пьеса состояла из двух частей первая показывала единых гордых, вторая противников или изменников Каждой части предшествовала пантомима.Аллегория становилась ясна зрителям особенно во второй части, в которой действо развертывалось в двух планах на сцене в драматическом представлении возмущение Авсессалома против отца своего Давида, победителя Голиафа и на прозрачном экране через умбры то есть на теневых картинах.

В этих картинах зритель видел, как орел российский льва хрома со львяты ловит львята половил пособием божиим, лев хром беже. Пьеса завершалась по обычаю школьной драмы особым эпилогом. В антрактах спектакля разыгрывались интермедии, но содержание их, к сожалению, не известно. Пьесы такого рода по своей поэтике не отличались от современной им панегирической литературы в целом и от потех.Для этой драматургии характерно широкое применение аллегорий и обилие схоластических приукрашений.

Такие персонажи, как Самоволье, Гордыня, Отмщение, Идолослужение, Ярость, Правда, Мир, Суд и им подобные, вплетались в действие, чередуясь с библейскими образами Иисус, Давид. Историческими личностями Александр, Помпей и мифологическими образами Марс, Фортуна. Мысль автора с трудом угадывалась в поэтических и риторических нагромождениях. Действующие лица и сценические положения переходили из одного произведения в другое.И сами пьесы страдали однообразием.

Тексты панегирических школьных действ начала XVIII века не сохранились, но до нас дошли их развернутые программы, написанные высокопарным, архаизированным языком. Феофан Прокопович Этим произведениям противостоит драма одного из сподвижников Петра Феофана Прокоповича. Феофан Прокопович 1681 - 1736 был выдающимся оратором, поэтом, знатоком античной культуры.Сын обедневшего купца, он получил блестящее образование в Киево-Могилянской академии и в учебных заведениях Западной Европы.

В биографии Прокоповича есть некоторые черты сближающие его с Симеоном Полоцким. Оба они учились в Киевской академии, закончили свое образование на Западе и не раз подвергались за это нападкам со стороны реакционного православного духовенства. Эстетические взгляды Прокоповича нашли яркое выражение в курсе пиитики, который он читал в Киевской академии с 1704 года. Он сознательно отступал от схоластической эстетики, возражал против злоупотребления аллегориями и мифологией.Прокопович говорил Христианский поэт не должен выводить языческих богов или богинь для какого нибудь дела бога нашего или для обозначения добродетели героев он не должен вместо мудрости говорить Паллада вместо огня Вулкан.

Прокопович резко осуждал излюбленные формалистические приемы версификации, построенной на анаграммах, параллельных стихах, стихотворное эхо. Он боролся против авторов, сочинявших стихи в форме яйца, кубика, пирамиды, звезды, круга и т.п называл подобные произведения пустяками, ребяческими игрушками, которыми мог забавляться грубый век. Прокопович обращался к сочинениям Аристотеля, Сенеки Плавта, Теренция, и других античных авторов.

Знаком он был и с произведениями французских классицистов. Так, Прокопович читал в польском переводе Сида Корнеля и Андромаху Расина. Важную роль отводил Прокопович поэтическому художественному вымыслу.Взявшие событие писал он в своей Пиитике поэт не допытывается, как оно произошло, но рассмотревши оное, излагает каким образом могло бы совершиться Создает ли поэт целое событие или только способ его происхождения, он главным образом и единственно должен наблюдать чтобы в определенных и единичных личностях изображались добродетели или пороки общее.

Описывает поэт подвиг известных лиц, это делает и историк он историк излагает их так, как они были поэт, как они должны были быть. Замечателен патриотический призыв Прокоповича к писателям, драматургам и ора-торам обращаться к темам отечественной истории, чтобы узнали,на-конец, враги наши, что не бесплодны доблестию наше отечество и на-ша вера. Эстетические принципы Прокоповича получили яркое воплощение в созданной им трагедокомедии Владимир.Это лучшая из всех школьных драм. В пьесе соблюдены единства действий и места. Нов-шеством был и самый жанр пьесы Трагедокомедия Владимир тесно связана с ораторской деятель-ностью Феофана Прокоповича, и в частности с его Словом на день святого Владимира.

Произнесенного незадолго до его написания пьесы.Владимир- иносказательное произведение.

Под борьбой Вла-димира с язычниками подразумевалась борьба Петра с представите-лями церковной реакции. Прокопович вкладывает в уста апостола Ан-дрея предсказание о победе России над Швецией. В драме Феофана Прокоповича с большой силой написаны сцены, полные глубоких размышлений, нежной лирики и вдохновенной патетики.Для суждения о действенности и остроте сатиры Прокоповича показателен следующий факт враг Феофана Маркел Радышевский писал в доносе, что Феофан Прокопович российских выводит под именами жериволов, называет их лицемерами и идольскими жрецами Реакционное духовенство негодовало, узнав себя в персонажах траге-докомедии.

Немало нового внес Прокопович и в разработку силлабиче-ского стиха, которым написана его пьеса. Необходимо отметить.Что школьный театр не только создавал но-вый репертуар, но и пытался приспособить к своим нуждам пьесы вре-мен Алексея Михайловича, невзирая на их стилистическое отличие. Комедия о Юдифи была возобновлена по-видимому, Стефаном Яворским на сцене школьного театра в Московской славяно-греко-латинской академии как отклик на полтавскую победу, о чем свидетельствует пролог о посрамлении гордости шведского короля Карла ХII и почти полным уничтожением его войск под Полтавой.

Школьный театр, узаконенный Духовным регламентом. Еще в Пет-ровскую эпоху, стал распространяться и в провинции, даже в Сибири.В1702 году в Тобольск был назначен митрополит Филофей Лещинс-кий, охотник до театральных представлений славные и богатые комедии делал.

Школьный театр выработал строго нормативную теорию драматургии и исполнительного искусства. В своей основе они были едины для школьного театра всех стран. Основоположниками поэтики являлись известные иезуиты Понтан и Скалигер. Что же касается искусства исполнения, то оно следовало искусству ораторскому и восходило к Квинтилиану его правила излагались в риториках. Этика исполнения была нормативной.Так в гневе должен был звучать глас острый, жестокий, часто усекаемый, то есть не гром-кий, медленный и ослабевающий в страхе слова произносить следо-вало тихо, на низком голосе и прерывисто, словно заикаясь в веселом состоянии- произносить пространно, приятно, мягко, весело, в меру громко, прерывая речь восклицаниями.

Жесты должны соответство-вать словам в гневе и ревности им надлежало быть обильными и быстрыми, брови насуплены, все тело выпрямлено и напряжено при этом жестами злоупотреблять не следовало, чтобы не уподобиться су-машедшему или пьяному.

В печали и умилении жестов должно быть мало, и им полагалось быть замедленными, голове - смиренно склонен-ной, временами должны были появляться слезы. В страхе телу полагалось быть сжатым, бровям приподнятыми, словно вопрос. Для выражения радости и любви жест должен быть свободным, выражение глаз и всего лица светлым, улыбающимся, однако скромным, не уподобляясь ладье, колеблемой ветром пальцев ломать или сжимать не следовало.Говоря о нижестоящих, следовало руку снизить, о вышестоящих руку поднять, о находящихся вблизи - руку подтянуть.

Мимика лица основное выразительное средство она главным образом и передает движения сердца. К изложенной теории драматического искусства следует добавить рассуждение об актере деятеля Виленской школы Сарбеевского возможно, он был известен и в Москве.Трагедия особенно в последних актах в 4-м и 5-м Трагический актер в котурнах должен выступать совершенно особою походкой с приподнятой осанкой, с известными, несколько возбужденными движениями груди и всего тела голос должен быть особенно звучным, полным, сильным каждое слово должно произноситься выразительно, изящно, царственно.

Актер комический в низких башмаках должен выступать обыкновенною походкой, говорить обыкновенным тоном, с умеренными телодвижениями, голосом большею частотою не напряженным, но обыкновенным.Мим актер интермедии к непринужденности беседы прибавляет еще вольность в походке и телодвижении и в высшей степени разнообразен, разнуздан и забавен Школьный театр предавал огромное значение оформлению спектакля, главным образом декорациям.

Представление, по словам Сарбевского, должно воссоздавать действия не только словами и речью, но также жестами, интонацией, движениями по сцене, выражением настроений, наконец, при помощи музыки, машин и обстановки Если все это создается или регулируется искусством, то это же применимо и к освещению, при каком делается спектакль, так как соответственно разнообразным требованиям, в зависимости от настроений то печальных, то приятных, искусственный свет можно усиливать и уменьшать.

Школьный театр оказал большое влияние на развитие русского городского драматического театра XVIII века. Русский общедоступный театр. Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя.Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В 1698 1699 годах в Москве находилась труппа актеров - кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. Кукольники давали представления не только в столице, но и в провинции.Известно, что в сентябре 1700 года некоторые из них были посланы для показания камедиалных штук на Украину а Ян Сплавский в волжские города, включая Астрахань. И вот в 1701 году царь дает тому же Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов.

В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших не-мецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунс-том и непосредственно связанной с известным реформатором немец-кого театра Фельтеном. Соглашение было достигнуто, но труппа побоялась ехать в Россию. Пришлось за актерами посылать вторично.На этот раз, летом 1702 года, Кунст и его актерам в количество восьми человек прибыли в Москву.

Согласно заключенному договору Кунст обязывался верно служить его царскому величеству. Покуда велись переговоры с труппой, долго обсуждался вопрос о том, где и как устроить театральное здание. Предполагалось оборудо-ватьпод театр старое помещение во дворце над аптекой. Временно же под спектакли был приспособлен большой зал в Лефортовом доме в Немецкой слободе. В конце 1702 г. постройка комедийной хоромины на Красной площади была завершена.Она имела в длину 18 , а в ширину 10 сажен 36 х 20 м, освещалась сальными свечами.

Техническое оснащение было по тому времени роскошным много декораций, машин, костюмов. Так как в намерения Петра входило создание общедоступного театра на русском языке, то Кунсту 12 октября того же 1702 года отдали в обучение русских юношей в числе десяти человек из подъячих и купеческих детей. Затем их было набрано уже двадцать.При этом указывалось, чтобы их учили со всяким прилежанием и по-спешением, чтоб им те комедии выучить в скорых числах.В том же году один из современников писал, что русские уже дали несколько небольших представлений в доме в Немецкой слободе.

По документам известно, что какая-то комедия шла 23 декабря 1702 года. Так начал свое существование русский общедоступный театр. Спектакли шли дважды в неделю, немецкие представления чередовались с русскими.Это продолжалось в течении года с лишним, то есть до смерти Кунста 1703, когда немецкая труппа в основном была отпущена на родину, вдове Кунста и актеру Бендлеру поручили продожить обучение русских актеров. Однако они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и в марте следующего 1704 года во главе театрального дела становиться Отто Фюрст Фиршт, по специальности золотых дел мастер.

Но и он не сумел справиться с делом. Между Фурстом и его русскими учениками постоянно возникали недоразумения.Ученики, по существу, ратовали за национальный театр, и поэтому жаловались на своего принципала, что он-де русского поведения не знает, нерадив в кумплиментах и за недознанием в речах актеры действуют не в твердости.

За весь 1704 год поставлено было всего три комедии. Актеры просили выбрать руководителя театра из их собственной среды и продолжать дело на новых началах, иными словами, хотели освободиться от иностранной опеки.Но Фюрст оставался во главе дела вплоть до 1707 года. Чтобы увеличить число зрителей, в 1705 году был опубликован указ Комедии на русском и немецком языках действовать, и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть.

Тем не менее на спектакли ходило мало народу иной раз в зал, предназначенный для 450 человек, собиралось лишь 25 зрителей. К 1707 году представления полностью прекратились.Причины неудачи театра Кунста Фюрста и его кратковременное существование, несмотря на поддержку Петра и правительства объясняются тем что спектакли не удовлетворяли зрителя. Деятельность двух видов театров начала 18 века школьного и светского общедоступного не прошли бесследно в истории театрального дела в России.

На смену закрывшемуся общедоступному театру в столицах стали один за другим возникать театры для различных слоев населения. В 1707 году начались русские спектакли в селе Преображенском у сестры царя Натальи Алексеевны, в 1713 году в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича Просковьи Федоровны. Костюмы с театра на Красной площади были отосланы в село Преображенское, туда же переслали и пьесы Кунстовского репертуара. У царевны Натальи образовалась целая театральная библиотека.Театра при дворе царицы Прасковьи Федоровны Функционировал с 1713 года. Организовывала его и руководила им ее дочь Екатерина Ивановна.

Спектакли, на которые допускалась публика шли на русском языке, но репертуар театра установить нельзя. После смерти сестры царя Петербургский театр еще долгое время функционировал.В 1720 году Петр сделал новую попытку пригласить в Россию из-за границы труппу актеров, владеющих одним из славянских языков, в надежде что они скорее усвоят русский язык, Он приказал нанять из Праги компанию комедиантов. В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна, которую Петр мог видеть за границей.

Труппа дает насколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В этот день объявляется спектакль в присутствии царской семьи, в связи с чем Манн удваивает даже цены. Однако, когда зрители съезжаются, они узнают, что по случаю первого апреля спектакля не будет.Так, театральной шуткой Петр пользуется для того, чтобы популяризировать реформу календаря.

В1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр, уже в центре, близ Адми-ралтейства. Сам Петр не раз посещал театр Манна, в связи с чем для него соорудили типа царской ложи. Однако задач, которые Петр ставит перед театром эта труппа тоже не может разрешить. По указанию современников, Петр даже специально пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу.По сути дела в России объявляется первый драматургический конкурс.

Актерская труппа не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публичный театр, на этот раз уже в новой столице. Заключение. Самому Петру не удалось создать постоянного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не дают нужных результатов. Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра.При Петре I перед театром вполне отчетливо ставится политическая и художественная задачи- служить делу государственного строительст-ва России.

В эту пору складывается ранняя русская драматургия-часть новой светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения широких масс правда далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный.В петровскую эпоху появляются в России первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы.

Некоторые время после смерти Петра 1 русский театр продолжает развиваться в формах любительского театра, театра городских низов. Но и здесь осваивается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национального русского театра.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

5. ТЕАР ПРИ ПЕТРЕ 1.

Петровский театр.

С конца 17 в. в Европе вошли в моду маскарады, которые нравились молодому Петру I . В 1698 он, переодевшись в костюм фрисландского крестьянина, участвовал в венском маскараде. Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр , но не для избранных, а открытый для всех. В 1698–1699 в Москве работала труппа кукольного театра, которую возглавлял Ян Сплавский и которому Петр в 1701 поручил пригласить из-за границы комедиантов. В 1702 в Россию приезжает труппа Иоганна Кунста (Куншта), 6 августа 1702 боярин Головин оглашает царский указ «О строительстве комедиального дома в Кремле городе». К концу года на Красной площади с левой стороны от Никольских ворот была построена «комедиальная, деревянная храмина , а в ней театрум, и хоры и лавки и двери и окна, и внутри ее потолок подбит и кровля покрыта, а снаружи обита тесом ». Пока строилось здание, спектакли шли в Немецкой слободе в доме генерала Лефорта, где был сооружен театр . Главным недостатком труппы Кунста было то, что актеры не знали русского языка и этим ограничивали круг своих зрителей, что никак не устраивало Петра, т.к. общенародного веселья не получалось. В театре Кунста было восемь человек. Под их руководством была открыта русская театральная школа . На святки 1702 состоялось открытие «комедиальной храмины». По документам известно, что 23 декабря 1702 играли спектакль уже на русском языке. Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими . «Хоромина» на Красной площади имела длину 18, в ширину 10 сажен (36 × 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение сцены было на высочайшем для того времени уровне. В конце 1703 Кунст умер, а управление театром и школой взяла на себя его вдова Анна и актер Бендлер. Справиться с труппой они не смогли, и в марте 1704 их заменил Артемий Фиршт (Отто Фюрст). Однако проблемы оставались прежние: немцев большинство зрителей не понимало, а русские ученики не могли удовлетворить вкусы публики . В 1706 театр закрылся. Из репертуара театра Кунста – Фюрста сохранились пьесы: Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Сафонизбы, королевы Нумидийския; Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его; Принц Пикель-Гяринг, или Жоделет, самый свой тюрьмовый заключник; Комедия о Франтаписе, короле Эпирском, и Мирандоне, сыне его и о прочих. Сохранились некоторые имена русских артистов русской труппы: Федор Буславев, Семен Смирнов, Никита Кондратов, Василий Теленков (по прозвищу Шмага-пьяный) и др. Театр был платный. За места платили от 3 до 10 копеек. Рядом были построены избы для людей, приезжающих издалека. В зимние и летние вечера театр собирал 400–500 зрителей, а осенью и весной около 50. Все это не удовлетворяло Петра. В 1707 «за именным Великого Государя указом», «комедиальную храмину» на Красной площади стали разбирать. Театральная репутация за этим местом сохранится: при Анне Иоановне здесь будут сооружать новый «комедийный дом».

В 1720 Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он приказывает нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить по-славянски или по-чешски. В Петербурге инициатива создании театра принадлежит и Наталье Алексеевне. В конце 1723 приехала труппа Манна, но спектакли игрались на немецком языке. Петр часто посещает их спектакли, но труппа не оправдывает его ожиданий. Петр «пообещал однажды награду комедиантам, если они сочинят пьесу трогательную, без этой любви, всюду вклеиваемой, которая ему уже надоела: и веселый фарс без шутовства». Даже поощрение не имело результатов. Актерский состав труппы был слаб, а репертуар старомоден. В этот период важную роль играл городской демократический театр учеников московского госпиталя во главе с доктором Бидло. Он принимал к себе учеников московской Славяно-греко-латинской академии. В 1719–1722 из академии в медицинскую школу перешло 108 учеников. Они принесли с собой опыт участия в школьных спектаклях академии. Театр помещался в сарае. Его посещали как русские, так и иностранцы, бывал на спектаклях и сам Петр. Репертуар госпитального театра был разнообразным, но еще были очень сильны традиции школьного театра. Последние сведения об этом театре относятся к 1740-м годам.

При Петре I начало спектаклям в Сибири было положено митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским. В рукописной летописи под 1727 сказано: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, когда должно на комедии зрителем собиратца, тогда он владыко в соборные колокола на сбор благовеем производил, а театры были между Соборною и сергиевского церквами и взвозу, куда народ собирался». Нововведение митрополита Филофея продолжили его приемники, некоторые из них были питомцами Киевской академии.

Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. С его смертью государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается.

Придворный театр переживал полосу застоя до вступления на престол Анны Иоановны , когда произошло заметное оживление театральной жизни при дворе. К ее коронации прибудут итальянские комедианты, актер Томазо Ристори и композитор Рейнгард Кейзер , в 1737 в Зимнем дворце построят театральный зал и сцену.

Анна Иоанновна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки, иллюминации и театрализованные шествия. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжающая традиции «оседлых» скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи. Самым известным театрализованным праздником стала «курьезная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740.