Что такое аннотация к сказке и как ее написать. Виды аннотаций с примерами Готовая аннотация художественного произведения

Со школьной скамьи мы сталкиваемся с термином «аннотация», но многие люди, даже в зрелом возрасте, так и не знают точного значения этого слова. Так что такое аннотация?

Аннотация - это краткое содержание основного смысла источника (книги, журнала, статьи). Основная задача аннотации - описать материал, указать на его достоинства и особенности. Благодаря аннотации, можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге или статье.

Виды аннотации

Каждый читатель, взяв в руки книгу и прочитав описание, с первой страницы может определить, какая она - научная или художественная. Всё это благодаря аннотации.

По сути и функциям аннотации делят на справочные и рекомендательные:

  • Справочная или информативная (описательная). Эта аннотация описывает главную тему текста, сообщает информацию, но не даёт конкретной оценки.
  • Рекомендательная. Такая аннотация даёт оценку первоисточника для определённой категории людей, конкретного возраста и других особенностей читателя.

По потребительскому назначению аннотации делятся на общие и специализированные.

  • Общая аннотация пишется для широкого круга потребителей.
  • Специализированная аннотация несёт справочную информацию и рассчитана на узкий круг специалистов.

Существуют обзорные аннотации, которые содержат в себе общее описание нескольких источников. Так же есть библиографические и издательские аннотации.

Библиографическая и издательская аннотации

Библиографическая аннотация находится на обороте титульной страницы книги. Она содержит сведения о назначении, жанре произведения, и времени создания. Эта аннотация содержит библиографические сведения и имеет большую ценность для сотрудников библиотеки (излагает необходимые сведения о книге и упрощает поиск). Её оформляют по всем правилам ГОСТа во время издания книги.

Издательская аннотация является обыкновенной рекламой и находится на задней обложке. Её задача - заинтриговать потенциального читателя, что бы он приобрёл книгу. Но в первую очередь, это описание должно заинтересовать издателя. Ведь только от него зависит, выйдет издание в печать или нет.

Правила написания аннотации для художественной книги

Так, что такое аннотация и как её написать? В издательском деле, слово «аннотация» приравнивается к рекламе. Ведь цель издательской аннотации - продать книгу. Если она написана правильно, читатель обязательно захочет приобрести издание.

При написании аннотации в первую очередь следует отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитана книга. Если издание рассчитано на людей без литературных изысков, то предложения, составляющие аннотацию, должны быть краткими. Читателю нужно пообещать, что при прочтении книги он получит простое удовольствие, которое ему не хватает в обычной жизни - смех, слёзы, страх.


Если книга рассчитана на людей с изысканным вкусом, то акцент следует делать на эстетическом удовольствии от прочтения произведения и подачи качественной информации.

  • Где происходят описываемые действия.
  • Кто является главным героем происходящего.
  • Отличительные черты героя.
  • Сюжет (очень кратко, аннотация не должна быть объёмной).
  • Заключение.
  • Интересная информация об авторе.

Основные принципы написания интересной аннотации

Аннотация должна быть написана по принципу рекламного текста - кратко, ярко, впечатляюще. Ведь то, что означает слово аннотация, в данном случае, является рекламой книги. Основные качества текста, которые привлекают читателей:

  • Лёгкость . Текст аннотации должен отвечать на главный вопрос: О чём данная книга? Как бы ни хотелось расписать всё красочно и подробно, этого не стоит делать. Чем проще - тем лучше.
  • Внезапность . В описании должен быть намёк на что-то неожиданное: оригинальная идея, загадочная фраза, смелая шутка. Ведь если аннотация книги будет совпадать с той информацией, которой читатель уже владеет, он может проигнорировать этот экземпляр. Но если взгляд выхватит что-то неожиданное, то он точно захочет приобрести издание.
  • Конкретика . В аннотации должны быть затронуты конкретные действия, эмоции, проблемы. Даже если в книге упомянуто абстрактные темы, описать их следует более приземлено.
  • Убедительность . Если в описании книги будут вставлены подробности, о которых может знать только специалист, читатель воспримет издание как достойное внимания.
  • Эмоциональность . Опишите одного героя книги, а не несколько персонажей. Людям свойственно симпатизировать конкретному человеку.
  • История . Аннотацию следует писать, как очень маленький рассказ. Описать крошечную историю, с элементами неожиданности, взрывом эмоций и в которую хочется верить.

Если написать аннотацию, соответствующую всем критериям, получится очень интересная история, о которой захочется узнать более подробно.

Аннотация научной работы

Если в художественной литературе аннотация является рекламой книги, то, что значит аннотация в научной работе?

Написание аннотации к научной работе является показателем не только грамотного оформления, но и признаком того, что автор умеет систематизировать информацию.

Аннотация к научной работе выполняет следующие действия:

  • Позволяет ознакомиться с основным содержанием работы.
  • Помогает понять, есть ли смысл полностью изучать статью.
  • Позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.

В аннотацию включены характеристики основной темы (исследования), задачи и результаты научной работы. В описании сказано, что нового несёт данная статья и чем она отличается от подобных работ. Правильно составленная аннотация, облегчит работу редактора и позволит быстрее напечатать и выпустить материал.


После аннотации составляются основные ключевые слова статьи, которые способствуют поисковой системе определить тему статьи.

В аннотации содержится не только суть статьи, но и результаты проведённых исследований, поэтому написать её может только автор, в отличие от описания к художественной литературе. Существует несколько правил, для правильного написания аннотации:

  • При написании использовать научный язык, но понятный для широкого круга людей.
  • Все характеристики излагать кратко и чётко.
  • Не отступать от требований, которые предъявляются к данным видам работ (содержание, объём).

Правильно составленная аннотация к тексту, является гарантией того, что читатель обязательно захочет ознакомиться с первоисточником, будь то научное издание или художественная литература.

Вспомните любой книжный магазин…

Вы «перебираете» взглядом сотни книг. Но в руки берёте лишь несколько экземпляров. А после изучения краткого содержания - останавливаете свой выбор на одной.

Всего одна книга, которая преодолела сумасшедшую конкуренцию.

В этом и заключается сила аннотаций. Они служат своеобразным «говорящим фильтром», который подсказывает - какой текст заслуживает внимания, какую книгу приобрести, какое издание будет интересным.

Как сделать так, чтобы этот «фильтр» продвигал именно ваши статьи?

Гораздо легче, чем вы думаете. Нужно создавать такие аннотации, которые будут притягивать внимание читателей, увлекать и стимулировать их к изучению конкретной книги или статьи.

Улавливаете?

Необходимо полностью изменить свой взгляд на аннотации. Навсегда убрать из своего представления скучные, пустые и безжизненные маленькие тексты «ни о чём и обо всём подряд».

Вот этим мы с вами и займёмся - шаг за шагом разберём их «по косточкам» и научимся с первых строк захватывать внимание читателей.

Аннотация - это реклама вашего текста

Тем не менее, краткое содержание является определённой рекламой текста или книги. От него зависит, захочет ли читатель потратить своё драгоценное время на изучение материала, или он отдаст предпочтение другой публикации.

Аннотация презентует текст. Её задача - УБЕДИТЬ человека прочитать его незамедлительно от начала и до конца.

И хорошо, если она будет эффективной. В противном случае - аннотация может оставить действительно полезный, интересный и нужный конкретной группе людей материал без внимания. А вас - у разбитого корыта.

Итак, мы определились, что аннотации являются своего рода рекламой для текста или книги.

Тогда, почему бы для их составления не применить те же техники и приёмы убеждения, которые используются при написании рекламного текста.

Попробуем?

12 приёмов для захватывания внимания

1. Сегментирование

Избавляйтесь от любой «размытости» при обращении. Старайтесь максимально чётко обозначать аудиторию. Кому будет интересна книга или статья? Кто после её прочтения получит максимальную выгоду?

Хороший пример:

Она будет интересна владельцам сайтов, блогов, ведущим e mail -рассылок, пользователям социальных сетей (из аннотации к книге «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»).

Испортим хороший пример:

Она будет интересна всем активным пользователям сети Интернет и владельцам web -ресурсов, которые хотят свободно ориентироваться в мире создания продающего контента .

2. Конкретика

Конкретика всегда побеждает обобщённые сведения и делает любое рекламное сообщение чётким и правдоподобным. Используйте конкретику в написании аннотаций (не говорите «цветок», если можно сказать «роза»). Пусть читатель загорится желанием прочитать текст.

Сравните:

В этой статье гениальный Дэвид Огилви раскрывает 7 секретов написания эффективных заголовков.

В этой статье знаменитый американский предприниматель и копирайтер рассказывает о создании эффективных заголовков .

3. Уникальность

Хватит копировать и подражать: «Его книгу читают, значит, нужно так же составить аннотацию к своей ».

Если все аннотации станут похожими друг на друга, тогда выбор читателя превратится в «игру в рулетку». Вы считаете себя везучим человеком? Как часто такой выбор будет останавливаться на ваших «творениях»?

Будьте уникальными, и читатель это оценит. Посмотрите, как составляют аннотации ваши конкуренты, и предложите своё решение.

Например:

В книге собрана коллекция специальных приёмов и техник ____.

Добавляем своей «индивидуальности»:

В книге собрана уникальная коллекция сверхсекретных приёмов и техник ____, о которых Вы ещё никогда не слышали .

4. Быстрый результат

Не заставляйте читателя долго ждать. Природа такова, что все мы предпочитаем видеть результат незамедлительно (быстро, почти мгновенно). В общем, чем скорее будет виден итог, тем круче.

Какой вариант лучше:

Уже после изучения первых трёх абзацев, Вы сможете на деле проверить ____.

Впоследствии Вы сможете увидеть более чёткую картину и на деле испытать ____.

Надеемся, основная мысль понятна.

5. Сладкая горькая истина

Бывает и так, что книга мало чем «выделяется из толпы». Вот трудно за что-то зацепиться.

Как быть?

Можно, конечно, преувеличить, приукрасить и даже где-то солгать. Но это риск. Сперва вы обманываете читателей. Затем - разочаровываете их. А потом и раздражаете, вызывая синдром недоверия к вам в дальнейшем.

Что делать?

Говорить правду, которую можно «одеть» в привлекательную форму:

Да, эти приёмы и методы давно известны. Но о них сегодня всё чаще забывают. А ведь такие «уловки» до сих пор безотказно работают в сфере продаж B 2 B .

6. Простые слова

Обратите внимание на ассоциации, которые вызывают некоторые слова (симпозиум, воспользоваться, проанализировать и т.д.). Это может быть негатив, трудоёмкость, сложность.

Перед тем, как написать то или иное слово, подумайте - можно ли сказать проще, короче и позитивнее (второй возможности у вас не будет).

Для сравнения:

В статье собраны основные высказывания главных ведущих симпозиума ____, воспользовавшись этим материалом Вы ____.

В этой статье собраны главные мысли и тезисы ведущих семинара ____. Применив их на практике, Вы сможете ____ .

7. Прочь любые сомнения

Избавляйтесь от различных сомнений, неуверенности и колебаний. Только спокойное утверждение, без навязчивости и суеты.

Представьте «неуверенную в себе» аннотацию:

Скорее всего, эта книга будет полезна тем, кто занимается продажами. Наверное, она сможет помочь и тем, кто ____ .

8. Динамика и активность

Активнее, господа, активнее! Старайтесь подбирать энергичные слова и выражения, не забывайте про динамику. Скучные и пассивные аннотации читать никто не будет (впрочем, прочитать могут, но на большее не рассчитывайте).

Сравните:

В статье представлены 78 специальных приёмов и тактик. Они используются для ____.

В статье Вы найдёте 78 приёмов и тактик. Их можно применять для ____.

Направление вы уловили.

9. Выгоды

Старайтесь не просто указывать характеристики или описывать статью, а называть конкретные выгоды от прочтения. Что получит читатель после изучения статьи/книги? Что это ему даст?

Например:

Вы получаете в свои руки мощный инструмент, который заставит Ваши тексты продавать и приносить прибыль.

Вы сможете уберечь себя от 9 ошибок, которые совершает сегодня каждый второй маркетолог.

Полученные знания Вы сможете легко адаптировать к любому интернет-магазину, сделав его максимально рентабельным .

10. Призыв к действию

Нет, здесь не нужно кричать и призывать в стиле «напишите нам», «купите», «закажите», «позвоните прямо сейчас» («Купите эту книгу прямо сейчас, и уже через месяц вы станете ____ »).

Подходите деликатнее, приложите всё своё обаяние:

Узнайте, какие 8 главных приёмов убеждения использовал в своей работе Джозеф Шугерман.

Всё, что Вам для этого нужно - внимательно изучить ____ и внедрить их в свой бизнес.

11. Используйте провокации

Цель аннотации - вызвать у читателя нужные эмоции, заставить его выбрать именно ваш труд. А для этого, как говорится, все средства хороши. Можно немного и «пошалить» (совсем чуть-чуть).

Давайте посмотрим, как добиться поставленной цели, используя провокации:

Вам нужны простые читатели или солидные клиенты, которые готовы платить за товар хорошие деньги?

В книге есть 1000 и 1 совет для тех, кто хочет писать, как Джоан Роулинг.

12. Эмоции под контролем

Контролируйте эмоциональный поток, когда составляете аннотацию к тексту или книге. Иначе материал превратится в пустословие («Это невероятно информативная книга для молодых мамочек, она увлекает с первых же строк »).

Определяйте золотую середину между бездушием и эмоциями. Поверьте, сухие ветки грызть никто не захочет («В статье есть 27 приёмов убеждения, их могут использовать в своей работе менеджеры по продажам» ).

Выжимаем до последней капли

Представьте такую аннотацию:

«Здесь Вы найдёте лучшие советы по мытью окон. Они тщательно отбирались самыми авторитетными клининговыми агентствами. Советы, которые Вы узнаете, могли бы внести значительный вклад в развитие оконной индустрии ».

Без конкретики, эмоций, фактов, интриги, убедительности, выгод.

Здесь нет НИЧЕГО.

Вот такие аннотации - это прямая дорога к огромному слою пыли на ваших книгах и текстах.

Поэтому…

Используйте для написания аннотаций приёмы, которые мы рассмотрели. Не все сразу, а выборочно. Кратко, заманчиво, доступно и понятно передавайте главный смысл («смысловой концентрат»).

Это не сложно, если подойти к задаче серьёзно и обдуманно.

Надеемся, с нашей помощью у вас получится написать хорошую аннотацию, которая обязательно заработает позитивную оценку от аудитории.

Удачи и громких побед вашим аннотациям!

Приветствую на блоге! Нужно написать краткую аннотацию к статье? Как раз сегодня подробно посмотрим, как это сделать. Рассмотрим примеры, небольшой план, а также несколько полезных рекомендаций. К примеру, уже знаете, какой рекомендуемый объем текста?

Открывая книгу, первое, что видит человек – это аннотация к ней. Под этим словом подразумевается краткое, но емкое и содержательное описание издания. Встретить ее можно не только в учебниках или научной литературе. Она может быть написана к рефератам, курсовым, диссертациям и другим научным и художественным публикациям.

Зачем она нужна?

Она представляет собой краткую характеристику всей статьи, дает представление о ее содержимом. Основная цель этой части работы – заинтересовать читателя, побудить его к более детальному ознакомлению с ней.

При создании краткой характеристики своей работы встает непростая задача. Потребуется в нескольких фразах максимально точно и интересно выразить основную мысль текста, заинтриговать читателя. Нельзя приуменьшать роль аннотации и относиться халатно к ее созданию. От нее напрямую зависит количество людей, захотевших прочитать ее от начала до конца.

Чтобы привлечь как можно больше читателей желательно знать, как правильно написать аннотацию к статье. Для многих не только начинающих, но и опытных авторов это не такая уж простая задача.

Основные нюансы при создании аннотации

Аннотация должна максимально четко передавать ключевую мысль статьи и основные тезисы, ее особенности и актуальность.

Она обязательно должна быть размещена перед статьей или в ее начале.

Она должна быть написана максимально лаконично и только по существу. В нее не следует включать цитаты.

Успех статьи существенно зависит от правильного написания аннотации к ней. Существует несколько правил, которых желательно придерживаться при ее создании.

  • В краткой характеристике к тексту необходимо указать целевую аудиторию, для которой он предназначен.
  • должен полностью соответствовать основному содержимому.
  • В ней необходимо указать какие проблемы затрагиваются автором, и к каким выводам он пришел в конечном итоге.
  • Приветствуется присутствие в ней таких слов, как, к примеру, рассматривается или исследуется.

Правильно составить аннотацию поможет примерный план:

  • Автор, наименование работы.
  • Кому она может быть интересна.
  • В этой статье рассмотрено…
  • Особенности работы…
  • Автор считает, уделяет внимание…
  • Сделаны следующие выводы…
  1. В первую очередь, нужно максимально точно выделить и сформулировать ключевую мысль работы. Необходимо взять только наиболее важные моменты и отразить их в тексте характеристики.
  2. Аннотация должна быть написана понятным языком, без специфических, узких выражений и определений. Она должна легко читаться и восприниматься на слух.
  3. Будет правильно включить в текст описания ключевые слова для поиска статьи. Их рекомендуется размещать в середине описания.
  4. Крайне нежелательно размещать в аннотации таблицы, списки и другие элементы оформления.
  5. Не нужно писать в резюме общие фразы, не имеющие никакой смысловой нагрузки. В правильно сформулированной характеристике каждое слово должно быть нацелено на привлечение читателей.
  6. Использование некоторых стандартных фраз вполне допустимо при написании резюме, например, «Целью статьи является исследование…», «Автор уделяет особое внимание…» и другие.
  7. Итоги работы необходимо описать максимально информативно и точно.

Пример правильного написания аннотации к статье:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях ».

Любые «мастера пера», включая , желают, чтобы их статьи прочитало как можно больше людей. Для этого может быть недостаточно просто написать интересную, выдающуюся работу. Желательно сделать действительно емкую, информативную и интригующую аннотацию. Только в этом случае авторский труд получит больше шансов на успех.

Еще не задумывались о нормальном ? Направление деятельности весьма перспективное. Если оно интересно и пока не хватает профессиональных знаний в сфере деятельности , то у меня есть отличная новость.

Я нашел хорошие курсы, посвященные заработку на копирайтинге. Подробнее о них можете узнать тут .

Хотите узнать секреты и подробности различных способов заработка в интернете? Если да, то я вас поздравляю, вы уже нашли действительно классный проект - этот блог. Он посвящен преимущественно финансам и работе в сети. Оставайтесь на связи. Помимо уже опубликованной информации, будет еще много интересного. Подписывайтесь. Добавляйте Workip в закладки для быстрого доступа в последующем. До связи.

Вероятно, потому, что сами авторы не всегда могут однозначно сказать, что в их книге самое-самое интересное. Что в ней удалось, а что – лучше не выставлять на главную страницу. 🙂 И это понятно – автору дорого каждое слово, каждая буковка в истории, потому что они выстраданы долгой и не всегда приятной работой.

Что тут поможет? Только от прочитавших книгу (бета-тестеров, редакторов и просто обычных читателей). Прислушайтесь, что говорят о вашей истории другие – что им нравится, что они называют удачей. Об этом в аннотации и говорите в первую очередь.

Что такое аннотация и зачем она нужна

Аннотацией называют короткий пересказ книги, публикуемый на второй или третьей странице вместе с выходными данными. Иногда тот же текст помещают и на задней обложке.

Что это значит?

Хорошая аннотация – не только короткий пересказ книги. Не только информация о сюжете или герое. В первую очередь, хорошая аннотация должна “ловить” читателя на крючок интереса . Если вы заинтригуете читателя, то он – ваш. Можно еще очаровать или посулить захватывающие приключения, но для этого уже требуется особое мастерство.

Что должно быть в аннотации

1. – вкратце, чтобы очертить место действия. И обязательно укажите , чтобы не сбивать с толку читателей.

2088 год. Земная цивилизация продолжает колониальную космическую политику.

2. Конфликт, проблема и интрига произведения – также вкратце. Чем интересна ситуация? Из чего складывается? Что влияет на ее развитие?

Пока люди исследуют неизвестные планеты, пришельцы с Сириуса решают захватить Землю, чтобы использовать ее богатые ресурсы.

3. Главный . Кто такой? Почему он важен для решения проблемы и как влияет на интригу?

Вася Васечкин, разведчик, десять лет работавший на Сириусе, расшифровывает послание пришельцев и стремится убедить правительство Земли в опасности.

4. Препятствия, которые должен преодолеть главный герой, его задачи и цели.

Но правительство Земли Васе не верит, и герой решает отправиться инкогнито на Сириус, чтобы собрать доказательства грядущей войны.

5. «Обоснуй». Мотивы главного героя, связанные с проблемой.

Будучи разведчиком, Вася знает о наступательном оружии врага и обороноспособности Земли. И понимает, что войны надо избежать, иначе пришельцы уничтожат Землю.

6. Завлекательные намеки – как именно герой будет решать проблему, какие еще препятствия встретятся на его пути?

Герой летит на Сириус, однако о его планах становится известно врагу, а на борту звездолета оказывается предатель. Доберется ли Вася до своей цели? Спасет ли он любимую планету от коварных захватчиков?

Да, и при этом объем аннотации не должен превышать пяти-шести коротких предложений. А значит – очень важно отфильтровать . Никаких пустых лишних фраз и никакой «воды». Просто краткими внятными тезисами изложите суть повествования.

У вас должен получиться абзац – в крайнем случае, два – с кратким изложением завязки вашей истории и портретом главного героя.

И еще важно четко понять: какую информацию можно открыть, а о какой – лишь намекнуть, интригуя. Ловите читателей на «крючки» любопытства.

Тонкости при составлении аннотаций

1. Даже если вы уверены в гениальности своей истории, не стоит говорить об этом в аннотациях. Пусть читатель сам сделает вывод 🙂

2. Не используйте в качестве аннотаций отрывок из романа, особенно фантастического. Непонятный мир и странные события скорее собьют с толку и вызовут недоумение, чем заинтригуют.

3. Помните: чем проще и доступнее написана аннотация, тем шире читательская аудитория для книги. Привлекайте читателя простотой и ясностью. И интригой, конечно!

И не забывайте: аннотация – это вашего произведения. Многие покупают книги, благодаря удачной и завлекательной аннотации. Отнеситесь к ее написанию серьезно. И это обязательно принесет свои плоды.

Заключение: в чем минус непродуманных аннотаций-«отписок»?

Прежде чем купить книгу, потенциальный читатель обычно внимательно изучает или хотя бы проглядывает аннотацию. И от ее содержания напрямую зависит – купит он ваше произведение или нет. И чем сильнее аннотация «цепляет», чем сильнее возбуждает интерес, тем выше шансы книги на продажу.

А может ли непродуманная аннотация привлечь внимание?

Думается, что нет.

Потенциальный читатель и так, по сути, покупает кота в мешке, не зная ни содержания книги, ни вас как автора. Значит, в ваших же интересах в том, что книга – достойна и внимания, и, собственно говоря, покупки.

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Урок 21

Класс 8А

Дата

Тема: Развитие речи. Составление аннотации к прочитанной книге

Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;

Задачи: - формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;

воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование : индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

диагностические карточки; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап.

Целеполагание.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

К а лендарь, я н варь, и н ей, ш о ссе, с т олица, н а тюрморт, о ц енка, б и ография, р я бина.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

Кто написал без ошибок?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

Определите тему урока.

Запишите название темы в тетрадь

Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).

III. Работа по теме урока.

1 ) Мотивация необходимости знаний по данной теме.

Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда Вы станете грамотными читателями.

2) Подготовка к восприятию нового материала .

Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.

Предположите, что означает слово «аннотация».

(Аннотация – короткая характеристика книги.)

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению.

Ка догадались, что это аннотация?

Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

4) Аналитическое чтение аннотации.

Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)

1

ДЕНИС ФОНВИЗИН

Аннотации к книге

«Недоросль» - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество. Крепостное право давно отменено, а вот невежество... «Не хочу учиться, хочу жениться», - заявляет недоросль по имени Митрофанушка, сын помещиков Простаковых. Воспитание превращает подростка в жестокое и ленивое существо. «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» - скорее не вопрос, а горькое сожаление о судьбе России. И все было бы печально, если бы... не было так смешно!

2

Одиннадцатилетний мальчик-сирота Гарри Поттер живет в семье своей тетки и даже не подозревает, что он - настоящий волшебник. Но однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри Поттера изменяется навсегда. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства, выясняет правду о загадочной смерти своих родителей, а в результате ему удается раскрыть секрет философского камня.

3

Сказочная повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен об удивительной девочке Пеппи Длинныйчулок, которая обладает исполинской силой. Ей ничего не стоит пронести лошадь и побороть силача с мировым именем. Но главное - Пеппи умеет дружить. Если кто-то нуждается в ее бескорыстном участии, она, не задумываясь, придет на помощь.

Слово учителя:

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме.

Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

При написании дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации для получения своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники.

Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Внимание! Текст аннотации не стандартизирован в отличие от библиографического описания. Аннотация отражает:

Тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник) и задачи, поставленные автором.

Структуру, тему и предмет аннотируемого произведения, основные положения и выводы автора.

Характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание.

IV . Физминутка для глаз.

6) Составление аннотации к любимой книге.

В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:

1. Писатель….. рассказывает о ……..

2. Удивительные события происходят в книге………

3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

Но вы можете самостоятельно составить план своей анотации.

V. Итог урока

С каким понятием мы сегодня познакомились?

1. Аннотация – это …

а) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.

2. Какие сведения может содержать аннотация?

б) иллюстрации к произведению;

в) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

д) тема книги.

VI. Рефлексия.

Что Вам понравилось на уроке?

Что оказалось трудным?

VII. Домашнее задание.

Написать