Деловые переговоры: виды, правила и примеры проведения. Правила ведения переговоров и деловых встреч

Подготовка к переговорам

Условно процесс подготовки к переговорам подразделяется на два этапа: организационная подготовка и содержательная подготовка. Эти два этапа тесно взаимосвязаны, так как характер предстоящих переговоров обусловливает организационные моменты. Например, в зависимости от содержания переговоров определяется необходимость привлечения экспертов. Однако и организационные вопросы оказывают влияние на содержательную сторону: плохо подготовленные переговоры ведут к осложнениям в их ходе и даже срыву.

Организационная подготовка предполагает:

Определение места и времени встречи;

Формирование делегации и назначение ее главы;

Проведение анализа проблемы и диагностики ситуации;

Проведение «внутренних переговоров»;

Определение переговорной позиции и возможных вариантов решения проблемы;

Формулирование предложений и их аргументация;

Подготовка инструкций участникам переговоров, а также документов и материалов.

Место проведения переговоров

Этот вопрос имеет под собой психологическую основу. Проводя переговоры на "своей территории", вы имеете следующие преимущества:

· вы можете контролировать ситуацию и оказывать на нее воздействие путем выбора места проведения переговоров: какая это будет комната?, как она будет оформлена? и т. п. Сфера "влияния" на противоположную сторону часто может быть расширена и за счет выбора для нее гостиницы (далеко ли она от места проведения переговоров?, как они добираются туда?), составления культурной программы;

· дома люди чувствуют себя более уверенно, комфортно - помогает обстановка в целом.

· по данным некоторых исследований, хозяева имеют тенденцию говорить на переговорах больше и в итоге добиваются лучших для себя результатов;

· при проведении встречи следуют тем правилам протокола и вежливости, которые приняты в стране ее проведения. Это облегчает процесс общения принимающей стороне. Причем чем больше культурные различия, тем этот фактор является более значимым.

Однако существует ряд моментов, которые осложняют процесс переговоров для принимающей стороны:

· будучи дома, вы не можете отложить решение, сославшись на отсутствие информации под рукой;

· если ваш партнер приехал издалека, у вас может возникнуть ощущение некоего обязательства перед ним;

· организационные моменты встречи могут отвлекать вас от работы, создавать чувство беспокойства.

Кроме "своей территории" или "территории другой стороны", может быть выбрана нейтральная территория встречи. В дипломатической и политической практике она часто выбирается в случае, если у участников конфликтные отношения. В бизнесе такой выбор может быть обусловлен не только конфликтом, но и тем, что вы и ваш партнер одновременно посещаете какой-либо город или страну с деловой поездкой, например, участвуете в выставке.

Время проведения переговоров

При определении сроков следует прежде всего исходить из деловых соображений:

· когда вам нужно данное соглашение;

· когда вы будете готовы к переговорам.

Значимыми могут оказаться и другие параметры. Многие фирмы избегают крупных встреч под конец года, когда подводятся итоги и делаются финансовые отчеты (обратите внимание, что в ряде стран финансовый и календарный года могут не совпадать). В этот период сотрудники слишком заняты. Иногда по этим же причинам деловые встречи не планируются на конец месяца или конец квартала.

Начинать переговоры лучше с утра, потому что к концу дня и вы, и ваш партнер будете уставшими. Кроме того, начало встречи в первой половине дня дает вам возможность вместе пообедать и в неформальной обстановке обсудить итоги переговоров или преодолеть сложности, если они возникли.

Если же переговоры проходят в течение двух и более дней, то они могут начаться и после обеда в первый день. В этом случае на вечер можно запланировать ужин с партнерами, который поможет закрепить знакомство.

Если ваши партнеры по переговорам приезжают из другого города или из другой страны в конце недели, например, в пятницу, вы должны организовать культурную программу на выходные дни. Вам будет легче найти общий язык после совместной поездки за город или посещения театра.

В свою очередь и вы, как правило, можете рассчитывать на ответные знаки внимания в ходе дальнейших контактов с этими партнерами.

Формирование делегации

Формирование делегации предполагает определение ее состава:

· количественного (сколько человек будет участвовать в переговорах);

· персонального (кто конкретно примет участие в переговорах).

Во многом формирование делегации обусловливается характером переговоров, их спецификой.

При формировании количественного состава обычно принято исходить из примерно равного состава делегаций и одинакового уровня представительства.

Следует иметь в виду, что слишком большая численность делегации создает проблемы ее руководителю. Он будет вынужден решать множество организационных вопросов, что отвлекает от основной задачи - проведения переговоров.

Главой делегации должен быть человек, ориентирующийся в трех группах проблем:

· предмет переговоров (например, если переговоры ведутся по поводу строительства, глава делегации должен быть ориентирован в них);

· экономические и юридические аспекты соглашения, которое предполагается заключить;

· технология ведения переговоров.

Если сложно подобрать сотрудника, который был бы специалистом по всем трем группам проблем, допускается, что глава делегации хорошо знает первую и вторую группу проблем, при этом знаком с последней и владеет технологией ведения переговоров.

В состав делегации могут быть включены эксперты, которые способны оперативно дать содержательную, правовую или экономическую оценку предложениям партнера.

С самого начала следует определить функции каждого члена делегации (кто и за что отвечает). Нецелесообразно включать тех, функции которых неопределенны или сведены к минимуму. Это плохо воспринимается как другими членами своей делегации (у них возникают вопросы о несправедливой "загруженности" одних и "безделии" других), так и партнерами по переговорам, которым непонятно, зачем те или иные лица из "команды" партнера находятся в составе делегации.

· проведение анализа проблемы и диагностики ситуации - исходный пункт подготовки к переговорам. Важно для успеха переговоров провести анализ интересов как своих, так и партнера, а не начинать с формулирования собственной позиции;

· при подготовке необходимо согласовать все вопросы внутри своей делегации, а также с тем, кто так или иначе будет задействован в выполнении возможных договоренностей (например, смежные организации), т. е. провести "внутренние переговоры";

· необходимо проработать несколько возможных вариантов решения - это позволит вам на переговорах быть более гибким, не принося в жертву свои интересы;

· предложения должны быть целостны и не противоречить друг другу. Обычно заранее готовятся аргументы по наиболее значимым пунктам позиции, и они также не должны быть противоречивыми;

· заканчивается подготовка инструкциями участникам переговоров (общее направление действий) и подбором необходимых документов (например, законодательных норм, норм налоговых отчислений, справочных материалов по ценам).

Правила поведения на переговорах

Приходить на переговоры следует в точно назначенное время. Другая сторона может отказаться от проведения переговоров, если вы опоздали. В любом случае это негативно может сказаться на вашем имидже, а также самом ходе переговоров.

Если переговоры проходят в офисе одного из участников, его сотрудники (референт или помощник) встречает гостей у входа.

При первой встрече, если участники не знакомы, необходимо представиться. Первым представляется глава принимающей делегации, затем - глава приехавшей. После этого главы делегаций представляют своих сотрудников. Здесь также первой должна быть представлена принимающая делегация. Порядок представлений делегаций - "по убывающей", т. е. сначала представляют тех, кто занимает более высокое положение. Участники могут обменяться визитными карточками. При большом количественном составе делегаций такой обмен затруднен, поэтому необязателен. В этом случае до начала переговоров каждому участнику вручается список делегаций, по возможности с указанием полных имен и должностей.

Делегации рассаживаются так, чтобы члены каждой делегации, занимающие примерно равное положение, были напротив друг друга. Первым садится за стол переговоров глава принимающей стороны. В ходе переговоров ему принадлежит инициатива. Он начинает беседу, следит, чтобы не было пауз в ходе переговоров, которые могут быть восприняты как сигнал к их окончанию.

На переговорах не принято перебивать выступление партнеров. После выступления можно задать уточняющие вопросы. Если все-таки есть необходимость уточнить какую-либо деталь в ходе выступления, необходимо извиниться, а свое высказывание сделать максимально кратким и конкретным.

В ходе переговоров широко практикуется передача главой делегации слова для выступления другим членам своей делегации, экспертам и советникам.

Во время переговоров могут быть поданы чай или кофе. Другой вариант - объявить перерыв для кофе. Он обычно используется и при достаточно длительных переговорах, а также если нужно обменяться "неофициальными" мнениями, "разрядить атмосферу", просто немного отдохнуть.

В ходе переговоров делегации могут образовывать экспертные рабочие группы для переработки отдельных проблем. Эти группы из состава входящих в делегации специалистов, как правило, удаляются в отдельную комнату, согласовывают возможное решение или пункт в итоговом документе и доводят результаты работы до глав делегаций.

Принимающая сторона, как правило, следит за тем, чтобы на столе переговоров были карандаши или ручки, блокноты или просто чистая бумага. Если делегации большие по составу и помещение велико, то необходимо позаботиться о звукоусилении.

Как правило, с иностранцами заранее согласовывается вопрос о рабочем языке переговоров. Если предусматривается синхронный перевод, то следует подумать о рабочем месте для переводчика - специальной кабине. При последовательном переводе переводчик каждой стороны сидит слева от главы всей делегации или же сразу за ним и чуть левее.

Представление полномочий

Важным моментом на любых переговорах является представление и предъявление полномочий. Это особенно важно, если ваши партнеры еще не знакомы с вами. Такая процедура те только укрепляет доверие к словам собеседника, но и дает вам и вашим новым партнерам возможность четче обозначить предмет предстоящей дискуссии.

В самом простом случае это может быть письмо-доверенность руководителя вашей фирмы, заверяющего, что вам поручено провести переговоры на определенную тему. В таком документе нелишне упомянуть, что вам доверено подписать (или только согласовать) совместный документ. Если в тексте соглашения, которое вам поручено подготовить, есть ссылка на Положение о вашей организации или на ее Устав, то у вас должна быть с собой их копия для передачи другой стороне.

Руководитель фирмы для подтверждения своих полномочий может вручить рекомендательные письма от своих банкиров или деловых партнеров, известных другой стороне. Своего рода свидетельством полномочий может служить рассказ о вашей фирме или организации, сопровождающийся передачей копии аудиторского отчета, статьей о вашей организации, опубликованной в авторитетном журнале или газете.

В свою очередь и вы, принимая ранее не известных вам партнеров, вправе поинтересоваться их полномочиями, в ходе беседы задать вопрос об их партнерах, банкирах, о том, есть ли у них право подписывать совместные документы. В некоторых случаях такие вопросы лучше поручить задать своему юристу или лицу, отвечающему в вашей делегации за оформление документов (это может быть сделано в ходе подготовки переговоров или беседы в кулуарах).

Особую роль играет оформление полномочий при межгосударственных отношениях. Так, при выезде на международную конференцию, для главы и членов делегации полномочия оформляются на специальном бланке и сдаются перед началом этого форума в комитет по проверке полномочий, учреждаемый на конференции.

Технология ведения переговоров

Этапы подачи позиции

Этапы подачи позиции, или ведения переговоров, подразумевают последовательность решения следующих задач:

· взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;

· их обсуждение (в том числе выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов, предложений, их обоснование);

· согласование интересов и выработка договоренностей.

Наличие первого этапа предполагает, что прежде, чем стороны приступят к выработке договоренностей, они выяснят и обсудят точки зрения друг друга. На этом же этапе происходит выработка "общего языка" с партнером по переговорам, в том числе и уточнение понятий.

На втором этапе участники пытаются в наиболее полной форме реализовать свои интересы. Этот этап приобретает особое значение при конфликтных отношениях сторон и может занимать основное время переговоров.

При ориентации сторон на решение проблемы путем переговоров, главный результат второго этапа будет состоять в выявлении рамок возможной договоренности. В этом случае стороны переходят к заключительному этапу - согласованию интересов и выработке договоренностей. Он может включать в себя две фазы: сначала выработка общей формулы, затем - согласование деталей.

Очевидно, что выделенные этапы следуют не строго друг за другом. Участники переговоров могут вернуться к предыдущему этапу, однако общая последовательность указанных задач должна сохраняться. В противном случае переговоры могут оказаться слишком затянутыми или даже сорванными.

Лекция 11 Проведение переговоров с деловыми партнерами (продолжение)

Чтобы установить позитивные взаимоотношения с партнерами, важно придерживаться не только правовых основ. Один из секретов успеха – ведение переговоров с соблюдением установленных обычаев и правил. Все эти нормы делового этикета вырабатывались на протяжении многих лет. И пренебрегать ими в среде деловых людей и дипломатов не принято.

Каждый человек время от времени участвует в переговорах – ходит на собеседования при поиске работы, заключает договоры, продает товары или договаривается об оказании услуги. Задача переговоров – обменяться мнениями и добиться запланированного результата.

Независимо от того, на каком уровне ведутся переговоры, будь то обсуждение рабочих вопросов начальника с подчиненным, встреча партнеров по бизнесу или даже глав государств, в деловом этикете предусмотрено три основных этапа ведения переговоров:

  • подготовка;
  • переговорный процесс;
  • достижение согласия.

Подготовка переговоров

Успех переговорного процесса в значительной мере определяется его подготовкой.

К ней относятся как организационные, так и содержательные составляющие. Поскольку спорные ситуации нередко возникают и в бытовой, и в деловой, и в межгосударственной сфере, вопросы соблюдения этикета всегда остаются актуальными. Нарушение установленных норм влечет негативные последствия.

Для того чтобы не допустить ошибок, стоит учитывать, что этикет деловых встреч и переговоров требует от участников переговоров вежливости и тактичности, соблюдения дресс-кода, а также положительного настроя и доброжелательности. Инициативу должна проявлять принимающая сторона. Начало беседы, заполнение неловких пауз, общее руководство беседой – ее прерогатива. К гостям необходимо относится как к партнерам, а не врагам.

Определение места и времени

Деловой этикет требует, что дата и точное время переговоров было оговорено ее участниками заранее. Согласовав их с партнером, нельзя опаздывать. Это создает негативный имидж и демонстрирует неуважительное отношение. Если избежать опоздания по каким-либо причинам избежать не удалось, необходимо принести извинения.

Назначать рабочие переговоры рано утром или в позднее время, а также во время обеденного перерыва не стоит. Лучшим выбором считается первая половина дня. Кроме того, серьезные деловые встречи обычно не назначают в последние недели года, когда многие заняты подведением итогов работы и финансовыми вопросами. Место встречи, например, в неофициальной обстановке или в переговорной офиса, выбирается таким образом, чтобы оно отражало общую концепцию.

Сбор и анализ данных, необходимых для переговоров

Подготовка к переговорам требует всестороннего изучения их темы.

По этикету количество участников встречи с каждой из сторон, а также их статус должны быть соразмерными. Каждая делегация должна иметь главу – человека, который принимает окончательные решения.

В преддверии встречи стоит продумать, какие информационные материалы могут оказаться полезными, так чтобы важная информация в печатном виде всегда была под рукой у каждого участника. Проекты договоров также необходимо готовить заблаговременно.

Составление плана переговоров, определение цели

Этикет деловых переговоров предусматривает не только решение организационных моментов, но и проработку содержательной стороны.

Прежде всего, необходим тщательный отбор сведений, определение основных проблем и путей достижения соглашений. Готовясь к переговорам, целесообразно составить список интересов обеих сторон, распределяя их от самых важных до менее существенных.

Стоит выбрать наиболее подходящий вариант ведения переговорного процесса, а также план действий на случай неудачи. Это повышает шансы продолжить обсуждение проблемы в будущем.

Наконец, в ходе подготовки надо определить проблемы, постараться разобраться в них. Например, готовить новую сделку можно долго, однако решение о ее заключении необходимо принимать быстро и немедленно реализовывать. План деловой встречи должен максимально охватывать актуальные вопросы, не ограничиваясь установлением времени и места переговоров.

Ведение переговоров

Ведение деловых переговоров укладывается в следующую схему:

  1. начало встречи;
  2. обмен сведениями;
  3. аргументация и контраргументация;
  4. поиск и принятия решения;
  5. завершающая часть.

Успешность этого процесса определяется умением собеседников задавать вопросы и слышать ответы , а также соблюдением норм делового этикета. Все участники встречи должны быть точны, честны, корректны и тактичны.

Представление и рассадка гостей

Все члены принимающей стороны к назначенному времени обязательно собираются в подготовленном для переговорного процесса помещении. За встречу гостей обычно отвечают сотрудники, не принимающие участия в мероприятии.

Первым приветствует собравшихся и представляется глава принимающей делегации, затем – руководитель делегации гостей. Затем хозяин предлагает всем занять места. Он же первым делает это. Остальные участники рассаживаются, ориентируясь на расставленные таблички. Чаще всего оба располагаются напротив друг друга, в центре. Представители каждой делегации размещаются вдоль своей стороны длинного стола.

После того, как все переговорщики заняли места, лидер принимающей стороны может начать представление своей команды. После этого, согласно деловому этикету, очередь переходит к главе гостей.

Если на встрече присутствует менее десяти участников, происходит обмен . Каждый вручает свою карточку тому, кто размещается напротив.

Определение списка вопросов и формирование повестки дня

Начало и ведение беседы – обязанность руководителя принимающей стороны. Его же задача – недопущение затянувшихся пауз, которые могут быть неверно истолкованы как сигнал к завершению беседы.

По этикету, приступать к обсуждению проблемы с места в карьер не следует. Сначала принято обмениваться фразами на отвлеченную тематику. Например, можно отметить уже имеющийся опыт плодотворного сотрудничества или хотя бы поговорить о погоде. А таких тем, как религия, национальные вопросы, спортивные предпочтения, лучше не касаться. Они могут стать причиной разногласий. Затем глава хозяев переходит к основной теме переговоров, может давать слово другим участникам, экспертам.

Деловой этикет предусматривает протоколирование встречи . Для этого применяются или запись на диктофон. Но для ее ведения необходимо проинформировать обе стороны и получить их одобрение.

Обсуждение спорных вопросов

Переговорные процессы не всегда заканчиваются успешно, интересы участников часто не совпадают. Стороны могут не прийти к согласию относительно основной темы обсуждения или же частных предложений и тезисов. В этом случае договариваются о следующем раунде переговоров, чтобы взять паузу и продолжить поиск вариантов решения по каждой задаче.

При возникновении спорных вопросов этикет требует сохранять и спокойствие.

Завершение переговоров

В конце встречи необходимо немного разрядить атмосферу. После завершения официальной части мероприятия руководитель принимающей стороны может предложить снять пиджаки. Но инициатива окончания переговоров должна оставаться за лидером гостей.

Достижение соглашений на встрече

Обсуждая то или иное решение проблемы, участники переговорного процесса стремятся к достижению конкретных результатов. Любые договора и соглашения могут приниматься только в рамках так называемого переговорного пространства. Это те допустимые решения, на которые могут согласиться оппоненты.

Достижение соглашений может осуществляться на основе принятия решений следующих типов:

  • компромиссного – предполагающего взаимные уступки;
  • асимметричного – при котором уступки одной стороны существенно превосходят уступки оппонентов;
  • принципиально нового – максимально устраивающего обе стороны.

Подводим резюме встречи

Деловые встречи, как правило, завершаются принятием того или иного решения. Этикет переговоров требует, чтобы оно было закреплено документально. Уполномоченные представители обеих сторон подписывают итоговые документы и получают свои экземпляры.

По итогам встречи обязательно составляется письменный отчет . Его можно отправлять партнерам для утверждения.

Все достигнутые соглашения должны соблюдаться, независимо от того, были ли они устными или письменными. Важнейшее правило делового этикета – держать данное слово.

Анализ итогов переговоров

Переговоры считаются завершенными только тогда, когда их результат полноценно проанализирован, предприняты все меры для выполнения соглашений, а также сделаны выводы, которые помогут подготовиться к следующим мероприятиям.

Анализ проводится для того, чтобы сравнить цель переговоров и их конечный результат , определить те действия, которые вытекают из результатов.

Чтобы достичь взаимопонимания с , важно четко соблюдать общепринятые нормы делового этикета, а также знать национальные черты и психологию поведения. Для этого, готовясь к мероприятию, необходимо ознакомиться с культурой страны, откуда приезжают гости.

Например, переговоры с иностранными партнерами из требуют максимально прямого диалога, намеки они воспринимают как нечестность или неуверенность. В этикете молчание часто ценится выше, чем сказанное слово. Поэтому японцы оставляют предложения недосказанными до тех пор, пока точно не убедятся, как их воспримет собеседник.

Прочитав эту статью, вы узнаете

  • На каких принципах строятся эффективные деловые переговоры
  • Секреты и полезные приемы ведения деловых переговоров
  • Деловые встречи по технике СПИН

Деловые переговоры предполагают достижение определенных целей встречи настоящих или потенциальных бизнес-партнеров. По итогам переговоров компании планируют достичь взаимной договоренности по рассматриваемому вопросу и прийти к общему решению. Уметь вести деловые переговоры стоит каждому человеку, чья деятельность связана с общением с клиентами и деловыми партнерами, поскольку очень часто приходится выдерживать конфронтацию, которая обязательно возникает при противоречивых интересах, сохранив при этом дружелюбные отношения.

Для достижения таких возможностей переговоров необходимо уметь: решать проблемы; налаживать межличностного взаимодействия; управлять эмоциями.

Пошаговая инструкция проведения деловых переговоров

Вне зависимости от используемой техники ведения деловых переговоров, обязательно требуется соответствующая подготовка.

«Внутренняя» подготовка

1. Опишите собственные цели, которые вы хотели бы достичь по итогам переговоров. Необходимо письменно зафиксировать цель, к которой стремитесь, и реальность достижения этой цели. Основой подготовки становится изучение имеющейся корреспонденции, сопоставимых предложений и пр. Значительная информационная подготовка становится серьезным фундаментом для предстоящих переговоров. Для постановки целей важно понимать, что переговоры часто завершаются компромиссом. Поэтому еще перед самими переговорами следует на него настраиваться.

То есть, задать еще перед переговорами нижние и верхние планки постановки целей – цель-необходимость и цель-желание.

> ;

Деловые переговоры по технике СПИН

Ситуационные вопросы – имеют косвенное отношение к предложенному продукту. Например, «Какое оборудование использует ваше предприятие?», «Как долго эксплуатируется?».

Проблемные вопросы – выявление потребности оппонента.

Извлекающие вопросы – позволяют понять удовлетворение выявленными потребностями для клиента. Благодаря этому будет воспринимать ваше предложение с большим интересом: «Насколько оправданы затраты для обучения операторов при такой текучке кадров?».

Направляющие вопросы позволяют обеспечить логический переход от обсуждения потребностей клиента к обсуждению товара либо услуги: «Важно ли решить эту проблему?».

2. Определитесь с повесткой дня. Она будет основой для проводимых переговоров. Следует сформировать повестку дня, разместив на столе на видном месте. Так вы сможете показать себя как хорошо подготовленный партнер, понимающий свои цели.

3. Проанализируйте цели партнера по переговорам. При деловых переговорах часто требуется разъяснение своих требований и приведение аргументов в их защиту. При рассмотрении позиции другой стороны важно разглядеть движущие мотивы поведения оппонентов.

4. Определите реальные полномочия своего оппонента. Участников переговоров можно разделить по следующим типам:

  • принимающий решения. Именно он определяет решение своей стороны по переговорам;
  • тот, кто оказывает влияние;
  • тот, кто применяет решение. Будет реализовывать достигнутые результаты переговоров. Аргументируется оценкой выгоды от принятого решения;
  • устанавливающий контакт. Всегда есть люди, которые расчищают дорогу к цели. Они часто предоставляют рекомендации по дальнейшим действиям.

5. Постарайтесь выявить интересы оппонента. Если вы сможете определить интересы другой стороны перед проведением переговоров и оценить процент несовпадения с нашими интересами, то вы лучше поймете другую сторону. Когда оппонент увидит, что вы его понимаете, он будет готов идти вам на встречу.

«Внешняя» подготовка деловых переговоров

1. Установите время начала, длительность и место переговоров. Принимающая сторона всегда получает психологическое преимущество. Поэтому место проведения переговоров имеет важное значение.

Психологическое преимущество также получают не инициаторы деловых переговоры, а те, кто получает предложение о них. Поэтому предоставьте партнерам возможность назвать время переговоров.

О переговорах договариваются не позднее, чем за два-три дня. Нужно при этом заранее уточнить вопросы, которые будут на обсуждении, уточнить и продолжительность встречи. На данном этапе встречи договариваются о материалах, которые необходимо обсудить, уточняются устные декларации и итоговые документы.

2. Согласование численности делегации. Определяется численность присутствующих делегаций по принципу равенства между сторонами. Согласовывать численность представителей следует заранее. От правила равенства можно отклониться лишь при обстоятельствах, в которых заранее убедите своих партнеров. Чем меньше участников переговоров, тем проходить они будут быстрее. А вот слишком многочисленные делегации часто так и не могут прийти к соглашению.

3. Выберите язык переговоров. Важное условие, если присутствовать на переговорах будет иностранная сторона. Уступки в данном вопросе неуместны. Необходимо подобрать вариант, подходящий обеим сторонам.

4. Подготовьте помещение для организации деловых переговоров. Для переговоров используется специально приспособленное помещение. Желательно, чтобы перед каждым участником встречи была табличка с именем, отчеством и фамилией, названием его компании. Если в делегации планируется участие более трех человек, рассадите их в алфавитном порядке вокруг квадратного либо круглого стола по часовой стрелке. Жесткие стулья будут способствовать напряженной работе. Необходимо заранее подготовить необходимые для переговоров документы, чтобы затем не пришлось за ними ходить. Следует разместить на двери табличку «Идут переговоры! Просьба не входить!».

5. Организуйте встречу делегации партнеров. По сложившейся практике достаточно, если гостей будет встречать в вестибюле первого этажа ассистент. Удобный вариант во всех отношениях – и для ожидающего, и для приходящих.

Чрезмерно короткое рукопожатие очень сухой ладони говорит собеседнику о безразличии. А вот по слишком влажной ладони можно говорить о волнении и нервозности. Рукопожатие, немного дольше обычного и сопровождаясь улыбкой, говорит о дружеском отношении. Восприниматься задерживание руки будет в качестве назойливости.

Более почетным считается место справа, поэтому встретившему стоит идти слева от прибывшего.

6. Представьте участников переговоров друг другу до их начала. Благодаря этому прибывшие получают возможность сесть возле партнеров, интересующих их. На встрече первым должен представиться глава принимающей делегации, представляя членов своей команды – по убывающей. Далее аналогичное действие делает глава гостевой делегации. Обязательно нужно помнить имена и отчества своих партнеров, используя их в разговоре.

7. Обменяйтесь подарками (сувенирами). Сувениры во время первой встречи вручаются хозяевами. Если сувениры подготовили и гости, то должны подарить следом. Сувенир по своей ценности должен соответствовать рангу членов делегации.

8. Разместите участников переговоров. При встрече с глазу на глаз рекомендуется находиться под углом. При таком расположении конфликты возникают реже по сравнению с ситуацией, если будете находиться друг напротив друга. Хозяин должен быть слева от гостя. При наличии переводчика, он должен быть слева от главы делегации. В противном случае – сзади.

Организацией переговоров полностью занимается инициатор или одна из принимающих сторон, по договоренности.

Проведение деловых переговоров

1. Начало. Обязательным условием становится дисциплина. Запрещено заниматься посторонними делами во время деловых переговоров. Все члены делегации должны придерживаться единой позиции в отношении переговоров.

Начиная обсуждение предмета деловых переговоров, следует выяснить не только заинтересованность оппонента в сотрудничестве, а также степень данной заинтересованности. Не проявляйте излишнюю заинтересованность и торопливость.

2. Согласование темы деловых переговоров. Основываясь на повестке дня, можно быстро понять, какие из пунктов можно основательно рассмотреть, а какие будут освещаться в быстром темпе. После согласования тем для переговоров стороны обычно озвучивают свои позиции.

3. Точка зрения оппонентов. Позиция партнера, выражающая определенный интерес, часто основывается на односторонней оценке проблемы и видимого решения. После представления стороной своего понимания пути достижения целей, другой следует внести коррективы в свою точку зрения в достижении компромисса.

4. Общие интересы. На данном этапе главная цель заключается в получении по возможности большей информации о фактах, которые интересуют стороны, определяя позицию и её прочность. Каждая сторона на основе полученных сведений для себя должна определить, какие возможности у неё есть, в какой мере может и хочет проявлять гибкость в проводимых переговорах.

5. Аргументирование своей точки зрения. Сознательная стратегия у большинства людей заключается в достижении по возможности большего количества выгод для себя. Как донести свое мнению партнеру? Для этого следует приспособиться к интеллектуальному уровню и стилю речи другой стороны. Спросите себя:

  • Как другая сторона смотрит на данную ситуацию?
  • Какой опыт у данной компании в этой сфере?
  • Какие интересы и проблемы этой компании?
  • Какое мнение защищает другая сторона? От чего и кого оно зависит?
Приводим рациональные аргументы

Александр Меренков, Генеральный Директор компании «Северная казна», Екатеринбург

Рассмотрю аргументы, используемые для переговоров с клиентами.

Если можно сравнить нашу цену и предложения конкурентов, детально расписываем, что покупателю будет предоставлено за нашу стоимость. Относиться выгоды для потребителей должны к качеству или сервису страховой услуги, ведь именно они вместе со стоимостью считаются главными факторами выбора.

Сервис – прежде всего, удобство работы со страховщиками. После понимания всех важных для потребителей условий формируем цену рассматриваемого перечня услуг, сравнивая с альтернативными предложениями на рынке. Активно демонстрируем цены не только в цифровом выражении, но также в процентном.

Клиентам порой просто жаль своих денег. В этом случае предлагаем сопоставление затрат на покупку страхового полиса и расходов на ремонт автомобиля. Руководствуемся и разными эмоциональными аргументами.

Только после накопления достаточного объема информации можем применять аргументы для спора со своим партнером. Попасть точно в цель аргументы могут лишь когда с ними должна считаться и другая сторона.

5. Работа с возражениями. Практически во всех переговорах возникают прямые либо завуалированные возражения в отношении озвученных предложений. Чтобы избежать ненужного спора, необходимо открыто проявлять уважение к точке зрения оппонента.

Не стоит пытаться опровергать контраргументы другой стороны. Поскольку это может спровоцировать дополнительное сопротивление. В первую очередь, нужно просто позволить другой стороне высказаться. Ведь за высказыванием всегда есть мотив. Если удастся понять мотив, проанализировать его, удастся убедить партнера за счет его же высказывания.

6. Не обращайте внимание на эмоциональность собеседника. В числе необходимых мер отметим:

  • для налаживания конструктивного диалога нужно выработать широкий спектр эффективных навыков и способов общения – вне зависимости, как оппонент отнесется к этому;
  • если двум сторонам между собой не удается договориться, есть риск, что одна из сторон ответственность за это возложит на другую.

9. Итоги переговоров. Не полагайтесь на память. Уже во время переговоров необходимо вести протокол. Для поддержания сосредоточенности во время переговоров записывать нужно не только детали обсуждения, но также главные аспекты – к примеру, обещания или обязательства со стороны оппонента.

Для достижения соглашения предстоит выяснить:

  • Что удалось достичь?
  • На чем планируем остановиться;
  • С чем обе стороны согласны?
  • Какие будут следующие шаги

Нужно сформулировать конкретное предложение, прямо спросить партнера, устраивает ли его предложения, готов ли принять его? В зависимости от обстоятельств, нужно спросить:

  • Что еще остается открытым?
  • Что еще мешает достижению согласия?
  • Чего еще опасаетесь?

Следует при необходимости сделать определенные уступки партнеру для позитивного настроя для достижения соглашения.

Завершением всех переговоров должны быть такие договоренности между сторонами:

  • описание текущей ситуации, какая она есть;
  • привлечение экспертов;
  • вынесение решения;
  • передача решения на рассмотрение другой инстанции;
  • заключение соглашения.

Перед выражением окончательного согласия рекомендуется задать ряд вопросов:

  • Были ли достаточно учтены и использованы все существующие возможности?
  • Было ли достигнуто решение поставленной проблемы?
  • Учитывались ли правовые, финансовые, организационные последствия, последствия личного порядка с учетом предложенного решения?
  • Что препятствует либо способствует практической реализации соглашения?

Для закрепления всех аспектов соглашения рекомендуется использование «принципа четырех глаз». Предполагается, что требуется учет иерархии и связей в социальной системе, к которой относятся наши действия и полномочия на переговорах.

При составлении соглашения учтите следующие обстоятельства:

  • возможности обойти соглашение каждой из сторон;
  • условия, которые лишают соглашение силы;
  • санкции в случае нарушения достигнутого соглашения;
  • контроль соблюдения соглашения;
  • детали процедуры досрочного расторжения соглашения;
  • процедура продления соглашения;
  • возможные ходы в ситуации, когда изменение ситуации может привести к невыгодности соглашения для одной из сторон;
  • имидж соглашения, производимое им впечатление;
  • процедура изменения соглашения в случае модификации соответствующих условий.

4 техники ведения переговоров

Владимир Козлов, кандидат психологических наук, преподаватель программы МВА в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ

Маленькие ходы. Базовая техника переговоров – следить за изменением своей степени влияния на собеседника. С этой целью делаются маленькие ходы, следя за реакцией оппонента.

Костюм переговорщика. Не могут быть какие-то универсальные правила, которые идеально хорошо подойдут для всех. Оптимальной будет техника переговоров, соответствующая индивидуальному имиджу, особенностям поведения и мышления своего оппонента.

Силовое плечо. Эффективная техника деловых переговоров будет лишь при условии сопоставления силовых плеч сторон – при их возможности влиять на решение оппонента.

Внутренний наблюдатель. Можно изменить ход переговоров только при условии постоянного наблюдения за оппонентом, с пониманием используемой им модели для построения разговора (манипулятивных, деловых либо силовых переговоров). Если на вас психологически давят, а вы продолжаете честно искать компромиссное решение для всех, восприниматься такие попытки будут как слабость. Поэтому нужно постоянно использовать методику внутреннего наблюдателя.

21 совет для успешного проведения деловых переговоров

  1. Вестись переговоры должны руководителями делегаций.
  2. Основательное изучение своих партнеров перед переговорами.
  3. Если сразу согласиться с предложенной ценой, у оппонента складывается впечатление, словно он продешевил. Из-за этого позиция другой стороны может быть изменена.
  4. Главным правилом компромисса становится – перед разрезанием пирога его следует увеличить. Поэтому при более широких рамках обсуждения, тем у сторон больше возможностей компенсации своих уступок при решении основной проблемы.
  5. При переговорах допускаются лишь знаки, которые понятны всем присутствующим.
  6. Членам делегаций во время переговоров выходить нельзя. Исключением становятся лишь случаи, когда человек нуждается в медицинской помощи.
  7. Руки членов делегации при переговорах должны находиться на столе. Когда руки спрятаны, это создает напряжение ситуации. Если руки спокойно лежат на столе, это говорит о спокойствии. Сцепленные пальцы являются признаком обороны и защиты.
  8. Можно курить на переговорах только при двух условиях – при наличии пепельниц на столах и при разрешении со стороны присутствующих в помещении дам.
  9. Неотъемлемой частью современного делового обихода стали записи во время переговоров. Поэтому даже негативно воспринимаются люди, которые ничего не записывают. Следовательно, хотя бы для формальности стоит делать какие-то записи во время переговоров.
  10. Хозяева обязаны предлагать кофе и чай лишь в случае затягиваются переговоров, когда необходимо взбодриться. В остальных случаях – это не обязанность, а право хозяев.
  11. Кофе и чай сначала разносятся для гостей по иерархии – гостям начиная с руководителя, затем разносятся своим.
  12. Признак хорошего тона – отказаться от вопросов, относящихся к коммерческой тайне предприятия.
  13. Лучше не ссылаться на тот факт, что вас кто-то обманул. В противном случае срабатывает эффект неудачника – может пострадать ваш имидж.
  14. Заметив просчет партнера, ему следует сказать об этом. Честный поступок будет повышать ваш имидж, с укреплением взаимоотношений между сторонами.
  15. Непроизвольные действия в виде поигрывания галстуком, ручкой или салфеткой, на переговорах не приняты, поскольку часто отвлекают и раздражают окружающих.
  16. Когда в блокноте рисуете узоры, это мешает слушать. Ведь нельзя одновременно делать разные дела с одинаковой эффективностью.
  17. Мало кому нравится дружеское похлопывание по плечу.
  18. После заключения соглашения утрачивают силу устные договоренности между сторонами, которые не были зафиксированы в письменном договоре.
  19. Равносильны письменному договору устные договоренности будут при условии их заключения с первым лицом.
  20. Гостям, прибывающим на проведение переговоров, обязательно должна быть организована развлекательная программа: походы на концерты, в театры, в ресторан, изучение архитектуры, достопримечательностей региона и пр.
  21. В чужой стране приглашают хозяева. В своей стране – уже инициатор переговоров. Отсутствие приглашений часто свидетельствует о потере интереса к партнеру. Платит обычно приглашающая сторона.

Типичные ошибки в деловых переговорах

Полное игнорирование подготовки. Опасное решение, поскольку из-за недостатка информации можете просто лишиться почвы под ногами. При выявлении факта вашей некомпетентности и неготовности по определенному вопросу, оппонент утратит часть уважения и будет знать о безоружности вашей позиции;

Выбирают равновесие сил. Существует определенное негласное правило, по которому заинтересован в большей степени тот, кто готов приехать. Возможен такой расклад лишь при условии, если данная встреча вам необходима. Однако равновесию сил будет способствовать выбор нейтрального места.

Сразу переходят к делу. Не следует сразу начинать «известиями», быстро переходя к главному, хотя и легкомысленные темы тоже не подойдут.

Инициативу берем в свои руки. Такой вариант проще для организаторов переговоров, особенно на своей территории. Однако ситуация может быть исправлена. Например, возможна ситуация, когда слово предоставлено, но никто не решается заговорить. Подобные секунды многое решают. Ведь перебивать собеседника грубо. Лучше дайте оппонентам рассказать про свой бизнес – это безопасно. Но не позволяйте разговорчивому собеседнику усыпить вашу бдительность.

Психическая атака и гипноз. С этими методами тоже можно слишком перемудрить и пережать, Ошибочно будет пытаться сбить собеседника с позиции, пытаясь запутать графиками, таблицами, впечатляя работой со сложной мультимедийной техникой. Работа с гипнозом и практиками НЛП просто не обсуждается – слишком высок шанс разрушить свою репутацию.

Не лишайте оппонента «пищи» для глаз, осязания, рук и обоняния и обоняния. В переговорную следует заказать закуски и кофе. Чем больше будет задействовано органов чувств другой стороны, тем впечатление будет сильнее.

Неуверенная позиция. Шаткость позиции выявляется, когда вам предстоит выбирать между расчетом и здравым смыслом и даже жалостью.

Переход на личности либо попытки перейти на личное «поле» противника при общении.

Максимализм во время переговоров. Колоссальная ошибка – позволить оппонентам понять, что считаете их за идиотов, которые не могут вести свою игру и распознавать вашу. Следствием максимализма на деловых переговорах часто становятся поражения и срывы. Несомненно, важна уверенность в своей позиции. Но у оппонента не должно быть возможности понять, что единственной задачей вашей позиции является план стать полным победителем. В случае жесткой установки на максимум оппонент легко определит такие планы

Излишняя самоуверенность. Парадоксально, но допускаются наиболее нелепые ошибки сторонами, которые регулярно проводят деловые переговоры по долгу своей службы. Они из-за чрезмерной самоуверенности решают проигнорировать важность сбора информации, ставят оппонентов в заведомо неудобную позицию, полностью и без компромиссов придерживаясь своей линии и всегда удивляясь неудачам. Хотя порой и побеждают – ведь, как мы и говорили, четко отработанной и универсальной схемы для всех деловых переговоров быть не может.

Справка

Владимир Козлов, кандидат психологических наук, преподаватель программы МВА в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ. Ведет активную работу по индивидуальной подготовке представителей топ-менеджмента компаний по своей теме, участвует в практических переговорах, представляя интересы персон или экономических субъектов. В числе его заказчиков более 100 компаний, среди которых: Роснефть, ТНК-ВР, Сибнефть, Юкос, Ernst&Yang, РОСНО, Росгосстрах, Согаз, BDO Юникон, Ростелеком, Мегафон, Вымпелком, МТС, Nokia, Intel, Связной, IBS и многие другие.

Наталья Григоренко, Региональный директор компании DHL Express в Центральном регионе России, Москва. Окончила биологический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, в 2010-м – Высшую школу бизнеса при МГУ им. М.В. Ломоносова по совместной с EuropeanBusinessSchool программе MBA «Логистика и управление цепями поставок». В компании DHL Express работает с 2000 года.

Александр Меренков окончил Свердловский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело», квалификация «Врач-хирург». Проводит авторские тренинги: «Технология продаж», «Переговоры без поражения», «Управление рабо-чим временем», «Корпоративная культура», «Технологии групповой работы», «Создание и управление агентской сетью», «Управление филиальной сетью», «Компас менеджера», «Стратегическое управление», «Управление маркетингом», «Стратегическое планирование и бюджетирование», «Корпоративное управление».




Деловые переговоры – форма делового общения. Цель их проведения – достигнуть соглашения между теми, кто в них участвует. Ведение деловых переговоров необходимо для обсуждения проблем, поиска их решений, способных удовлетворить все стороны переговорного процесса. Современный деловой человек должен знать все нюансы и особенности их проведения, чтобы успешно развивать свой бизнес.

Функции деловых переговоров:

  • Информационная – в процессе общения может происходить только обмен информацией;
  • Коммуникативная – наладка новых отношений, деловых связей;
  • Контроль, координирование действий – при налаженных деловых связях партнеры чаще просто уточняют некоторые моменты;
  • Регулятивная – решение возникающих проблем, для прекращения спорных ситуаций.

Как вести переговоры?

Проведение деловых переговоров , цель которых – заключить выгодное для всех сторон соглашение – непростой процесс. Он состоит из нескольких этапов. И каждый этап имеет свои особенности.

Подготовка

От этой стадии зависит 90 процентов успеха. На подготовительном этапе необходимо:

Определить проблему, найти тех, кто сможет решить ее:

  • Понять интересы всех сторон, четко сформулировать план, программу деловой беседы;
  • При необходимости подобрать представителей делегации;
  • Организовать встречу, учесть все организационные моменты, связанные с подготовкой к переговорному процессу.

Прояснение

Выдвижение предложений

Позволяет разрешить спорные ситуации, нередко возникающие при деловом разговоре. На данной стадии происходит обмен предложениями, стороны определяют, в чем у них возникли непонимания.

Торги

Стороны стремятся достичь желаемой цели путем уступок, обмена того, что имеет различную цену, ценность для каждой стороны.

Принятие решений

Финальная стадия – закрепление договоренностей

Требует обязательной фиксации достигнутого соглашения, чтобы избежать отказа сторон от решения, которое было принято на переговорах.

Виды и формы деловых переговоров

Деловые переговоры – это устная беседа при личном участии заинтересованных сторон. Она может быть 2-сторонней или многосторонней. Эти виды деловых переговоров могут проводиться в форме спора, дискуссии, убеждающей, а также конструктивной или инструктивной беседы. В свою очередь, многосторонний деловой разговор может организовываться еще и в форме совещания, заседания, беседы за так называемым «круглым столом», презентации.

Наиболее часто встречаемые формы деловых переговоров

  • Конструктивная беседа

Стороны обмениваются мнениями. Процесс взаимный. Каждая из сторон принимает на вооружение все высказанные соображения, позиции, факты, независимо от того, кто является их автором.

  • Инструктивная беседа

Передача информации с одной стороны. Как правило, в форме наставления, инструкции. Цель – заставить другую сторону прийти к желаемому соглашению.

  • Убеждающая беседа

Склонение собеседника к желаемой цели путем убеждения с использованием логических рассуждений, имеющих вес аргументов, серьезных для решения конкретной проблемы фактов.

  • Спор

Другими словами такую форму деловых переговоров можно назвать словесным состязанием. Каждая из сторон старается отстоять свое мнение.

  • Дискуссия

Разновидность спора, но более мягкого, так как при дискуссии отстаивание позиции происходит на основе аргументов, доказательства, проверенных фактов.

Также различаются следующие виды деловых переговоров:


Правила и особенности деловых переговоров

Правила делового поведения на переговорах, если говорить о культурном аспекте, специфичны, на что влияют определенные факторы. Пример – правила могут зависеть от норм поведения участников переговорного процесса, обусловленных их национальной, гражданской принадлежностью. Так, правила ведения переговоров среди бизнесменов западных государств не всегда совместимы с «установками», принятыми в азиатских странах. Поэтому, если необходимо достигнуть соглашения с иностранным партнером, главным правилом проведения деловых переговоров является учет культурных, национальных и других особенностей той страны, гражданином которой является ваш партнер.

Основные правила деловых переговоров

Сбор информации

Необходимо собрать информацию не только о партнере, его цели, мотивации, но и проработать содержание будущей беседы. Это правило необходимо соблюсти на подготовительной стадии переговорного процесса.

Составление плана переговоров

Такое правило упрощает процесс ведения делового разговора, а также позволяет иметь под рукой пути решения конфликтных ситуаций, если таковые возникнут.

Контроль среды

Важно правильно выбирать место для организации деловых переговоров. На правильность выбора влияет условия, длительность переговорного процесса, другие факторы. Интересный факт! Практика показывает, что тот, кто занимается организацией встречи, добивается на переговорах большего успеха.

Сдержанность при высказываниях противоположной стороной

Не отвергайте мысли, идеи оппонента сразу же, как он их высказал. Рекомендуется записывать их, анализировать, и, взяв инициативу в свои руки, обсудить мнения, идеи оппонента с ним.

Важно! Обсуждение легких вопросов необходимо провести в начале деловых переговоров. Это позволяет создать благоприятную деловую атмосферу для решения более сложных проблем.

Особенности деловых переговоров зависят от тактики их ведения.

  • Ультимативная тактика предполагает жесткое ведение переговоров, когда одна из сторон сразу выкладывает свое решение. Результат – или оппонент согласится, или уйдет. Минус – возможная потеря потенциального партнера.
  • Тактика эмоциональных качель, когда используются приемы, позволяющие менять настроение оппонента. Высказываются то обвинения, то приятные слова. Подобное поведение мешает противоположной стороне сосредоточиться на своем предложении. Результат – оппонент соглашается на предложение при условии, что является психологически неустойчивым человеком.
  • Ультиматум, который предъявляется в конце беседы. Представляет собой симбиоз двух вышеперечисленных тактик. Сначала общение, потом резкий ультиматум. Результат – ослабленный оппонент соглашается на предложение.
  • Метод навязывания, когда из сторон преследует цель – сломать сценарий переговоров и навязать свое видение деловой беседы.
  • Быстрый ход переговоров. Оппонент настроен на определенную продолжительность переговорного процесса, к примеру, на 40 минут. А другая сторона сразу же заявляет, что переговоры продлятся всего 15 минут. И она остается в выигрыше, так как подготовка переговоров была проведена ею с расчетом на 15-минутный срок, а оппонент готовился к 40-минутному разговору.

Профессиональная этика деловых разговоров

Деловая профессиональная этика переговоров включает множество правил, которые обязательны для соблюдения деловыми людьми. В их перечень входят нормы этики деловой культуры. Последняя представляет собой культуру бизнеса, выражающуюся в методе самоорганизации, который направлен на эффективность извлечения прибыли от осуществляемой экономической деятельности. С деловой культурой неразрывно связан этикет деловых переговоров, нормы которого касаются:

  • Особенностей организации деловой встречи;
  • Поведения участников переговоров;
  • Выбора одежды и аксессуаров;
  • Ритуалов употребления алкогольных напитков;
  • Речи, жестов и многого другого.

Тренинги «Деловые переговоры»

Как научиться правильно и грамотно вести переговорный процесс? В этом могут помочь проводимые нашей компанией эффективные , которые позволяют изучить эту область деловой активности и применить полученные знания на практике. Перечень тренингов достаточен, чтобы освоить технику проведения успешных переговорных процессов, узнать о нормах деловой культуры и этикета.

Деловые переговоры – это обсуждения с целью заключения соглашения, выработки стратегии, общей линии поведения или, хотя бы, с целью выяснения позиции сторон.

Любые переговоры имеют свои особенности, зависящие от сферы деятельности, значимости обсуждаемых вопросов, от целей, которые ставят перед собой участники. Однако можно отметить и много общего, присущего всем видам переговоров, т.е. выделить основные .

1.Стратегическая установка.

По стратегической установке все деловые переговоры можно разделить на конфронтационные и партнерские . В первом случае предполагается противостояние сторон, стремление склонить противника к невыгодным для него решениям, полное его подавление. Партнерская установка направлена на выработку взаимовыгодных решений, то есть наиболее приемлемых для той и другой стороны в данной ситуации. «При правильном ведении переговоров побеждает каждый участник… выигрывают все», – формулирует свою главную идею известный американский специалист по ведению переговоров Джеральд Ниренберг. Такой подход является самым продуктивным.

2.Подготовительный период.

Хорошая подготовка к переговорам – залог их успешного проведения. Отработать необходимо как организационную, так и содержательную стороны переговоров. Определить место и время их проведения, оборудовать помещение, составить программу, решить, кто примет в них участие, кто возглавит вашу команду. Однако особое внимание должно быть уделено содержанию предстоящей встречи. Необходимо досконально проанализировать проблему, изучить состояние дел, сформулировать цели и задачи переговоров, выработать общую позицию команды, подобрать убедительные аргументы, найти возможные варианты решения, подготовить предложения и составить проекты документов. Эти домашние заготовки позволят добиться большей четкости и точности высказываний при обсуждении.

Для успешных переговоров необходимо собрать как можно больше информации не только о предмете обсуждения, но и о людях, участвующих в переговорах. Целесообразно поинтересоваться прошлым оппонента, навести справки о его настоящей деятельности, успехах и неудачах, личных вкусах и слабостях, выяснить, что является важным для партнера по переговорам, каковы его ценностные ориентиры, жизненные цели.

Компетентность в обсуждаемых вопросах, достоверная и объективная информация помогут добиться нужных результатов.

3. Основные структурные элементы переговоров.

  • приветствие и представление сторон друг другу;
  • изложение проблем и цели переговоров;
  • диалог участников (обсуждение, уточнение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов);
  • подведение итогов и принятие решений;
  • завершение переговоров.

В ходе диалога главное заключается в том, чтобы соблюсти баланс интересов сторон.

Решения, принимаемые в результате переговоров, чаще всего бывает трех типов:

  • компромиссное – на основе взаимных уступок;
  • ассиметричное, когда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой;
  • принципиально новое решение, т.е. снятие основных противоречий.

4.Тактические приемы, используемые в процессе ведения переговоров.

Уход, когда предлагается отложить рассмотрение вопроса, перенести его на другое время, чтобы подтолкнуть оппонента к принятию нужного решения.

Затяжка . Одна из сторон по различным соображениям пытается затянуть переговоры.

Выжидание . Участники переговоров стараются выслушать все аргументы оппонентов, а затем уже сформулировать собственную позицию.

Выражение согласия . Оппонент стремится подчеркнуть свое согласие с уже выраженным мнением партнера по переговорам.

Выражение несогласия . Оппонент дистанцируется от мнения партнера.

Выражение частичного согласия . Когда вначале выражается согласие, а затем высказывается своя не совпадающая с мнением оппонента точка зрения (по принципу: «да, но…»).

Пакетирование. Несколько вопросов предлагается рассматривать в виде «пакета», куда включены предложения, с которыми оппонент согласен и те, что вызывают у него возражения, т.е. обсуждаются сразу комплекс вопросов. Чаще всего такие «пакеты» используются в рамках торга. Пакет может представлять собой и размен уступок оппонентов друг другу при совместном решении проблемы.

Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов. Более легкие вопросы рекомендуется обсудить в начале переговоров.

Возражение партнеру . Указание на слабые стороны позиции оппонента: недостаточность полномочий, противоречивость высказываний и требований, отсутствие альтернативных вариантов, его нервозность, возбужденное состояние и др.

Выдвижение требований в последнюю минуту . Когда все вопросы уже решены, один из участников переговоров выдвигает новые требования. Если другая сторона стремится сохранить достигнутое, то она может пойти на уступки.

Оптимистическое завершение. В конце переговоров вопросы ставятся таким образом, чтобы партнер обязательно ответил «да». Это при любом раскладе создает впечатление благоприятного завершения переговоров.

Конечно, приведенные правила ведения деловых переговоров - это всего лишь набор наиболее часто возникающих при переговорах ситуаций. Любые конкретные переговоры могут значительно от них отклоняться.