Дмитрий бертман личная жизнь голубой. Дмитрий Бертман: “Чувствовал, что стану предателем, если уеду из России”. — В какие театры вы ходили - в Большой, наверное

Его оперные постановки вызывают восторг и бурные рукоплескания у огромной армии поклонников не только в нашей стране, но и за ее пределами. На сцене своего любимого театра «Геликон-Опера» он срежиссировал уже более ста спектаклей. Дмитрий Бертман на протяжении всей своей сознательной жизни проявляет неподдельный интерес к оперному искусству, при этом он не страдает «звездной болезнью», став настоящим экспертом в вышеуказанном жанре. Ему посчастливилось сотрудничать с настоящими корифеями оперной сцены: Еленой Образцовой, Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем. Сегодня Дмитрий Бертман продолжает много работать, а именно: ставить спектакли и всеми доступными средствами продвигать оперное искусство в массы. И это у него хорошо получается. Что же в первую очередь интересует тех, для кого крупной величиной в искусстве является Дмитрий Бертман?

Биография и личная жизнь маэстро, естественно. Рассмотрим эти аспекты его жизни подробнее.

Годы детства и юности

Дмитрий Бертман - уроженец Москвы. Он появился на свет 31 октября 1967 года. Примечателен тот факт, что свой первый спектакль создатель «Геликон-Оперы» посмотрел в возрасте 2,5 лет. Это была сказка, поставленная на сцене столичного ТЮЗа.

Прививать любовь к искусству в раннем возрасте стала его мать. Причем не только к лицедейству, но и к музыке. Она регулярно ходила с маленьким Димой в Большой зал консерватории, где они слушали концерт Рихтера. Спустя некоторое время мальчик уже наслаждался творчеством Елены Образцовой и Нины Архиповой.

Юный Дмитрий рос в творческой атмосфере, в том смысле, что в коммунальную квартиру, а потом и в «хрущевку», где он жил с родителями, часто приходили люди, связанные с искусством.

Отец будущего режиссера не был профессиональным музыкантом, но он прекрасно играл на виолончели, скрипке и фортепьяно. У себя дома Дмитрий Бертман, будучи подростком, часто слушал пластинку «Евгений Онегин» с Ростроповичем и Вишневской. Он и предположить не мог, что, повзрослев, станет режиссировать спектакли с композитором Геннадием Рождественским и звездой оперной сцены Еленой Образцовой. Не мог заранее знать Дмитрий Бертман, что и именитая обладательница колоратурного меццо-сопрано Зара Долуханова, будучи уже немолодой, пополнит армию поклонников его творчества.

Выбор профессии очевиден

Естественно, после окончания школы молодой человек уже твердо знал, что свяжет свою жизнь с искусством. В 1984-м Дмитрий Бертман, биография которого представляет огромный интерес для ценителей оперы, станет студентом ГИТИСа им. Луначарского (сегодня - Российская Академия театрального искусства). Юноша выбрал специальность «Режиссер музтеатра». У Бертмана были именитые и талантливые педагоги. Один из них - это Георгий Ансимов, который на протяжении многих лет руководил театром Московской оперетты. Он был строгим, но справедливым наставником.

Другой, не менее опытный педагог - это Борис Покровский, который длительное время работал в Большом театре в качестве режиссера. Следует сказать о вкладе по превращению Дмитрия Бертмана в творческую личность, который внес Матвей Ошеровский. Это он будет учить молодого человека в аспирантуре.

Одесский театр

Когда Дмитрий Бертман, личная жизнь которого связана исключительно с искусством, получит заветный диплом, за его плечами уже будет целый ряд музыкальных и драматических работ в провинциальных театрах. Но значимой вехой в карьере режиссера станет Одесский театр. Он до сих пор помнит свою первую репетицию в этом храме Мельпомены, когда на сцену сразу вышло не менее ста человек, игравших в хоре. Однако местные зрители далеко не сразу оценили талант Бертмана. Но теплая атмосфера, которая сложилась в Одесском театре, помогла начинающему режиссеру справиться с трудностями в профессии. Дмитрий дебютировал со спектаклем «Выборы президента», художественным оформлением которого занимались его будущие партнеры - Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный. Затем был спектакль «Золотая паутина». Но с постановкой возникли сложности. Дело в том, что труппа Одесского театра существенно поредела, уйдя работать с режиссером Ю. Гришпуном в другой храм Мельпомены. Бертман, параллельно с кадровым» вопросом, должен был решать проблему декораций. Один из актеров вызвался ему помочь, предложив сделать на сцене лес.

Он откуда-то раздобыл сырье, из которого удалось изготовить большую часть декораций. Спектакль был спасен, и долгожданная премьера все-таки состоялась.

«Геликон»

Сам режиссер Дмитрий Бертман заявляет, что какой-то специальной цели создавать театр у него не было. Просто поставили один спектакль с «гитисовцами», затем другой. А спустя некоторое время решили, что разрывать сложившийся творческий альянс было бы глупо. И не последнюю роль в этом порыве сыграли посиделки с яствами и напитками, которые устраивали «коллеги по цеху» после удачной и плодотворной работы. Но оставался вопрос с названием. Решили воспользоваться словарем. Попалось слово «Геликон». Оказалось, что такое название носит гора в Древней Греции. Именно там бог Аполлон проводил время со своими музами. Так театр стал называться «Геликоном». Огромную лепту в его создание внес дирижер Кирилл Тихонов. Он буквально ночевал в театре. Маэстро безвозмездно передавал весь свой бесценный опыт молодым артистам. Музыкант был знаком с Вишневским и Ростроповичем, которые впоследствии стали почетными гостями в «Геликон-Опере».

Другого не надо...

Дмитрий Бертман считает театр главным достижением в своей жизни. Вокруг него сложился сплоченный и дружный коллектив актеров, которые преданы своей профессии на все сто процентов. «Кальмания», «Риголетто», «Фаус», «Князь Игорь» - это лишь малая толика из объемнейшего репертуара «Геликона», на сцене которого маэстро поставил более ста спектаклей. Одного «Онегина» маэстро ставил на протяжении шестнадцати лет. Но помимо решения профессиональных задач, режиссер думает о проблемах организационного характера. Например, он содействует актерам в получении жилья, поскольку квартирный вопрос в его труппе стоит очень остро. Дмитрий Бертман длительное время хотел реализовать на практике идею реконструкции здания, в котором находится его детище.

Режиссер предан своему театру на все сто процентов. Маэстро не променял бы свой «Геликон» ни на какой другой храм Мельпомены. Но если бы Дмитрий не создал его в свое время, то, вероятнее всего, предпочел бы работать в Большом театре. Его время от времени приглашают ставить спектакли, но на других сценах. Да только, как это ни пафосно прозвучит, Дмитрий Бертман ни за какие сокровища не оставит свое детище. Он даже отказывал зарубежным руководителям театров.

Маэстро уже много лет преподает в Оперной студии, расположенной в швейцарском городе Берне. В родном вузе он заведует кафедрой режиссуры и актерского мастерства.

Регалии и награды

Заслуги Дмитрия Бертмана в области театрального искусства были отмечены как в нашей стране, так и за ее пределами. За создание уникального театра он удостоился почетного статуса заслуженного деятеля искусств, который присвоил ему первый российский президент Борис Ельцин.

Кроме этого, режиссер получил престижную награду, инициатором которой стал уже президент Франции Жак Ширак. Дмитрию Бертману вручили орден «Академических пальм», который стала олицетворением его заслуг в культуре вышеуказанной страны. Сам маэстро заявляет, что когда он въезжает на территорию Пятой республики, французы отдают ему честь. Следует отметить, что Бертман очень часто бывает с гастрольными турами в стране, являющейся законодательницей моды. Он существенно расширил театральный репертуар Франции.

Причем Дмитрий Бертман может похвастать тем, что театр «Геликон» - едва ли не единственный, который удостоился чести выступать на Елисейских полях. Именно здесь с большим успехом прошли спектакли «Кармен» и «Сказки Гофмана».

Проекты в России

Следует несколько слов сказать и о подарке, который Дмитрий Бертман со своей труппой подготовил к юбилею города на Неве. Спектакль под названием «Петр Первый» прошел на ура. Причем в его организации помогли коллеги режиссера из Франции.

Но это еще не все успехи маэстро. В городе Калининграде Дмитрий Бертман инициировал создание музыкального театра, за что и получил награду «Мальтийский крест». Сегодня этот храм Мельпомены пользуется большой популярностью у зрителя. Также за вклад в мировую культуру Дмитрий Александрович удостоился почетного титула графа Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Рыцарей Родоса и Мальты экуменических.

Хобби и увлечения

Дмитрий Бертман - человек, который, как и другие творческие личности, имеет собственные увлечения. Одно из них - это классическая музыка. Его любимые композиторы - Моцарт и Чайковский. Другое хобби маэстро - это чтение художественной литературы. Режиссер располагает обширной домашней библиотекой. Также у маэстро есть слабость к предметам старины и картинам известных художников. В частности, в его домашнем арсенале имеются эксклюзивные часы, которые Дмитрий Бертман приобрел в Швеции во время гастролей в Королевской опере. А еще в коллекции режиссера присутствуют огромные напольные часы темного цвета, полностью идентичные тем, которые использовались в авторском спектакле «Пиковая дама».

Также интерьер его дома украшают портреты известных людей, жизнь которых была связана с музыкой и театром. А еще в его квартире стоит старинный буфет, который достался от бабушки. Маэстро гордится этой раритетной вещью.

Семья

Естественно, многих интересует вопрос о том, какую жизнь ведет вне профессии Дмитрий Бертман. Жена, дети режиссера - кто они? На самом деле у маэстро нет супруги и отпрысков. Все дело в том, что его семья - это театр, без которого он не представляет жизни.

Участие в телевизионном проекте

Режиссер принимает участие в телевизионных проектах, чтобы хоть на несколько шагов приблизить народ к искусству. Речь идет, в частности, о «Большой опере». Этот конкурс оперных вокалистов вот уже на протяжении нескольких сезонов транслируется на канале «Культура». При этом режиссер является почетным членом жюри в проекте.

«Ожидалось, что рейтинги конкурса будут невысокими. Но к счастью, предположения не оправдались. Проект помог выявить такое количество талантов, что можно с уверенностью сказать - в нашей стране еще не все потеряно», - заявил Дмитрий Бертман. «Большая опера», по мнению режиссера, - нужный и своевременный конкурс, популярность которого будет только расти.


Дмитрий Александрович БЕРТМАН родился в Москве. В 1984 году поступил в ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства) на факультет музыкального театра, по специальности: режиссер музыкального театра на курс Народного артиста СССР, профессора Г. П. Ансимова. Во время учебы в ГИТИСе, Д. А. Бертман начал свою творческую деятельность, поставив спектакли в Москве, Твери, Одессе в профессиональных театрах. В 1990 году двадцатитрехлетний Д. А. Бертман организует новый оперный театр Москвы - «Геликон-опера», который с 1993 года становится Государственным. Театр становится популярным в Москве, часто гастролирует по стране и за рубежом. Многие произведения поставлены Дмитрием Бертманом впервые как в нашей стране, так и в мире. Спектакли, поставленные Дмитрием Бертманом, с успехом идут на международных фестивалях («Русалка» - Уэксфордский оперный фестиваль (Ирландия) 1997; «Так поступают все…» - Людвигсбург (Германия) 1999; «Летучая мышь» с М. Ростроповичем – Эвиан (Франция) 2000; «Леди Макбет Мценского уезда» - Фестиваль в Сантандере (Испания) 2001; «Аида» - Фестиваль Верди в Страсбурге (Франция) 2001; «Сказки Гофмана», «Лулу» - Фестиваль в Сантандере (Испания) (2002); «Сказки Гофмана», «Лулу» - Фестиваль в Переладе (Испания) (2002); на престижных сценах мира: Salzburg Festspilhouse Qween Elisabeth Hall (London), Theater Shans Elisse (Paris), Montpellier Opera Berlioz. С 1994 года по настоящее время Дмитрий Бертман ведет мастер-класс в Бернской оперной студии (Швейцария), где преподает для будущих оперных певцов театральную технику Станиславского, М. Чехова, Ф. Шаляпина. Также проводит Мастер-класс в Московской государственной консерватории.

C 1996 года является художественным руководителем курса режиссуры музыкального театра в Российской Академии Театрального искусства им.Луначарского. В 2001году состоялся его первый выпуск. В настоящее время Дмитрий Александрович является художественным руководителем курса актеров и режиссеров музыкального театра РАТИ.

В 1998 году Дмитрий удостоен звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Четырежды Лауреат Национальной премии «Золотая маска» по номинации «Лучший режиссер музыкального театра» («Кармен»1997, «Царская невеста» 1998, «Леди Макбет Мценского уезда» 2000). Театр под руководством Бертмана удостоен Национальной премии «Золотая маска» по номинации «Лучший спектакль в опере» («Леди Макбет Мценского уезда» 2000), по номинации «Новация» («Голоса незримого» 1999), по номинации «Лучшая оперная актриса» (Наталья Загоринская «Кармен» 1997, Анна Казакова «Леди Макбет Мценского уезда» 2000), по номинации «Лучший дирижер в опере» (Владимир Понькин «Леди Макбет Мценского уезда» 2000), по номинации «Лучший дирижер в опере» (Владимир Понькин «Лулу» 2002). В 2000 году театр «Геликон» стал Лауреатом «Московского оперного фестиваля» к 400-летию оперы по номинации «Лучший спектакль», а Дмитрий Бертман – Лауреатом по номинации «Лучший режиссер» («Сказки Гофмана»).

С 2000 года Дмитрий Бертман является главным режиссером Акции «Звезды мира – детям», осущетвляемой совместно с Монсеррат Кабалье.

С 2003 года Дмитрий Бертман – зав. кафедрой Музыкального театра РАТИ, профессор, доцент (ученое звание)

В 2003 году Дмитрий Бертман удостоен национального французского ордена «Академические Пальмы» в ранге Офицера, за вклад в развитие искусства и культуры.

В декабре 2003 года был награжден Мальтийским орденом за вклад в развитие мировой культуры «Суверенный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Рыцарей Родоса и Мальты экуменических». Одновременно с орденом, Дмитрию Бертману был пожалован титул «конде» - т. е. «граф».

Родился 31 октября 1967 года в Москве. В 1984 году поступил в ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства), где получил специальность режиссера музыкального театра. В 1990 году Дмитрий Бертман создал в Москве музыкальный театр «Геликон-Опера», который в 1993 году получил статус государственного и вскоре выдвинулся в ряд крупнейших оперных театров России. С 1994 года по настоящее время Дмитрий Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). Проводит мастер-классы в Московской государственной консерватории им. П. И Чайковского. С 1996 года является художественным руководителем курса режиссуры музыкального театра в РАТИ (бывший ГИТИС), а с 1998 – и курса актёров музыкального театра. В 1998 году Дмитрий Бертман удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». В 2003 году он возглавил кафедру музыкального театра РАТИ. С 2000 года Дмитрий Бертман является главным режиссёром акции «Звёзды мира – детям», осуществляемой совместно с Монтсеррат Кабалье. В 1997–2000 годах трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра». В 2003 году за заслуги в сфере культуры и искусства Дмитрий Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая пальмовая ветвь». Указом Президента России в 2005 г. Дмитрию Бертману присвоено звание Народного артиста России. В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство», а в марте 2006 года Бертман был награждён орденом Михаила Ломоносова за заслуги перед Отечеством в области культуры и науки.

Создатель театра «Геликон-опера» - человек очень открытый и гостеприимный. Он охотно показал свою квартиру на Арбате и рассказал немало интересных историй.

Сергей Козловский

Кремовые стены, цветы, огромная библиотека, фотографии знаменитых музыкантов, ноты и шикарный белый рояль посреди гостиной — творческого человека видно сразу. Хозяин только что вернулся из Нью-Йорка, но, несмотря на разницу во времени, держится бодро, угощает нас чаем и проводит экскурсию по своим владениям. Из каждой заграничной поездки Дмитрий Александрович старается привезти какой-нибудь сувенир на память. По его мнению, дом должен собираться из таких вот милых сердцу вещиц и воспоминаний. И тогда находиться в нем будет комфортно и уютно.

Дмитрий Александрович, чем вам приглянулось это место и как давно вы здесь живете?
Дмитрий Бертман:
«Да уже лет семнадцать… Знаете, в этом доме жил Александр Блок, но это я выяснил позже. Я искал какое-то жилье в центре, поближе к театру. У меня умерла бабушка, оставив мне в наследство небольшую хрущевку на „Речном вокзале“. И у меня была своя однушка в районе „Парка культуры“. Я продал обе квартиры и начал рассматривать варианты. Это был второй. Увидев этот дом, я понял, что нашел то, что искал. Почему-то сразу почувствовал позитивную энергетику. В квартире не так много света, да я и не поклонник комнатных растений, но регулярно собираю урожай гранатов и мандаринов. (Смеется.) Это была коммуналка, здесь жили четыре семьи, все очень хорошие люди. Вообще же главной мотивацией стал кондитерский магазин рядом — я люблю сладкое. Расселил людей, переоборудовал четырехкомнатную квартиру в трешку и сделал ремонт. За семнадцать лет здесь мало что изменилось, только стены подкрасил. Этот кухонный гарнитур, между прочим, отечественного производства, но до сих пор выглядит как новый».
Наверное, это потому, что вы на гастролях все время. Интерьером занимались дизайнеры?
Дмитрий: «Нет. Тут работали строители-украинцы, которым я сам все и нарисовал. Мне пришлось увеличить площадь кухни — она была крохотной, хотелось просторную гостиную, библиотеку, куда можно было бы поместить все мои книги. Все это я получил и чувствую себя в своем доме очень удобно».

Это дом старой постройки?
Дмитрий:
«Да, дореволюционной, а после войны возвели еще три этажа. Тогда трудились на совесть. Строение хорошее, добротное, толстые стены, высокие потолки. Мне нравится. Потом, приятно греет душу тот факт, что здесь жил Александр Блок. Об этом ничего не написано, но еще остались бабушки, которые помнят поэта. Кстати, дом стоял в планах на снос, и риелтор, который продавал мне квартиру, об этом предупредил. Но я решил рискнуть. И не прогадал: его оставили».


Наверное, тот факт, что дом является историческим наследием, натолкнул вас на мысль оформить гостиную в стиле прошлого века?
Дмитрий:
«Нет, наверное, дело все-таки во вкусе и в личных пристрастиях. Уже тогда была мода на хай-тек, который я ужасно не люблю. Это наводит на воспоминания об отелях, где я и так провожу много времени. (Театр «Геликон-опера» дает концерты по всей Европе, выступает в Китае, Ливане, США, участвует в таких фестивалях, как Зальцбургский, Французского радио в Монпелье, в Равенне и др. — Прим. авт.) Поэтому мне хотелось что-то поуютнее. Дом все-таки должен быть «забарахлен», там должны находиться вещи с историей, связанные с какими-то приятными памятными встречами. Мне немного жаль тех людей, которые покупают инсталляции в дизайнерских магазинах. Значит, у них нет картины, которая бы пришла «естественным путем».

У вас вещи с историей?
Дмитрий:
«Конечно. Куда ни ткни — везде история. Вот, например, висит металлическая тарелка. Мне преподнесли ее артисты после премьеры спектакля „Князь Игорь“ в Стамбуле. Это эксклюзивная вещь ручной работы, ее делал мастер. Там даже имеется гравировка. А вот эту посудину мне подарил бывший мэр Лужков. А это вообще моя первая тарелка, из нее я ел, когда был малышом. Старинный буфет достался мне от бабушки. Она его раньше открывала, там вот эти стопочки хранились. Буфет — важнейшее изобретение человечества, туда столько всего вмещается! А на первый взгляд кажется очень компактным. Вот эти часы я купил в Швеции, когда ставил в Королевской опере в Стокгольме свой первый спектакль — оперу „Евгений Онегин“. С черными напольными часами связаны другие воспоминания. Я приобрел их для постановки „Пиковой дамы“ — там действие происходило за игорным столом. Часы были частью композиции».


А как у вас появились эти старинные кресла?
Дмитрий:
«О! Эта фамильная ценность лежала в сарае на даче в ужасном состоянии. Никто не относился к креслам как к предметам антиквариата. Считали, что это просто старье, которое нужно сбагрить на дачу. А я, будучи во Франции, зашел в Версальский музей и увидел там точно такие же кресла, один в один. Думаю: «Надо же, а они у нас в сарае пылятся». Приехал, разыскал реставраторов и вернул креслам первоначальный вид. Это же настоящее дерево. Большое зеркало тоже старинное. Раньше оно стояло на даче на комоде. Мой дедушка покрасил рамку половой краской, пришлось счищать эту «красоту».

Во Франции вы ставили спектакли?
Дмитрий:
«У меня очень многое связано с Парижем. Франция дала „Геликону“ международное признание, каждый год мы ездим туда на гастроли. Моя „Кармен“ шла на французских сценах около двухсот раз. Париж подарил мне встречу с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Мы вместе ставили „Летучую мышь“ в Эвиане».


Я обратила внимание на ноты с его автографом…
Дмитрий:
«Да. И посмотрите на дату — с двадцать девятого на тридцатое. Мы репетировали ночью».


Белый рояль — украшение вашей гостиной. Как он к вам попал?
Дмитрий:
«Представьте себе, с этим тоже связана любопытная история. Я по первому образованию пианист, окончил музыкальную школу. И первое мое пианино — „Заря“. Я его очень любил. Хотя папа, который занимался со мной, пугал меня скрипящей педалью. Если я плохо играл, он на нее нажимал и говорил, что инструмент на меня злится. А когда мы переехали жить на другую квартиру, инструмент разбили рабочие при перевозке. Тогда я купил себе рояль марки „Шредер“. В свое время композитор Сергей Рахманинов выбрал его для любовницы Федора Шаляпина. Она была директором детской библиотеки в Москве и при этом любила музицировать. А я приобрел его у дочери этой дамы. Это был огромный черный рояль, очень красивый, я пытался на нем заниматься, но ничего не получалось. Там была простая механика (профессионалы понимают). Так что с непослушным инструментом в конечном счете пришлось расстаться. А рояль марки „Зайлер“, который вы видите сейчас, преподнесла мне в дар сама хозяйка, фрау Зайлер. Мадам — страшная фанатка нашего театра. Путешествуя по миру, она посещала все наши концерты. Останавливалась и в Москве, здесь у нее тоже свой бизнес. Как-то раз я пригласил ее домой. Мы сидели, пили чай, разговаривали, и тут она подошла к стене и сделала фотографию, я даже не понял зачем. Поймав мой недоуменный взгляд, фрау Зайлер заметила: „Не волнуйтесь, я просто настраиваю свой фотоаппарат“. А через некоторое время мне позвонили и сказали, что пришла посылка из Германии. Я был в отъезде, сказал: „Оставьте внизу, у консьержа“. Говорят: „Нельзя, слишком большая“. Когда открыли ящик, выяснилось, что там прекрасный рояль, под цвет обоев моей комнаты. Это мадам Зайлер преподнесла мне такой подарок. Позже она сама позвонила и попросила, чтобы к инструменту пока не прикасались — для первой настройки приедет мастер из Германии. Это прекрасный инструмент, я на нем играю до сих пор. Когда приходят друзья, мы поем».


Камин для создания камерной обстановки тоже очень кстати…
Дмитрий:
«Иметь в доме камин было моей детской мечтой. Хотя он не дровяной, а электрический, все равно, сидя рядом с ним, будто ощущаешь тепло. Становится очень уютно. Рядом с камином стоит большая свеча. Когда я ее покупал, то спросил продавца: „Как долго она будет гореть?“ Он посмеялся: „На вашу жизнь хватит“. Раньше я ее часто зажигал, а теперь берегу».

У вас в лучших традициях старины на стене висит парадный портрет хозяина дома…
Дмитрий:
«Этот портрет я привез из Ливана. На самом деле на нем изображен вовсе не я, а какой-то неизвестный. Хотя друзья говорят, что определенное сходство между нами просматривается. Мой портрет (правда, детский) тоже имеется. Его когда-то написал художник Дмитрий Иконников и подарил мне семь лет назад. Картины у меня подбираются спонтанно, не под дизайн квартиры. Картина — это ведь такая энергетика мощнейшая! Не понимаю, как можно на то место, где должен находиться „передатчик энергии“, вешать какую-то лажу из ИКЕА? Нет, я считаю, дом должен сформироваться».


У вас есть здесь любимое место?
Дмитрий:
«Наверное, библиотека. Я люблю читать, у меня много раритетных книг. Сейчас же все что угодно можно скачать из Интернета. Но перелистывать страницы книги — это совсем другое ощущение. Здесь же я храню ноты, клавиры. У меня немало старинных. Когда-то, будучи студентом, я покупал их в магазине на Неглинной улице за сущие копейки. Это эскизы к моим спектаклям. Фотографии и портреты известных людей, чья жизнь была связана с театром и музыкой, — Константина Станиславского, композитора Дмитрия Шостаковича, певца Федора Шаляпина».

Недаром говорят, что дом — это отражение личности человека.
Дмитрий:
«Да, но дом собирается еще и благодаря тем людям, которые окружают хозяина. Я же не в одиночной камере нахожусь. (Смеется.) У меня много друзей, которые живут на разных континентах. И когда мы встречаемся, каждый привозит в подарок какой-то сувенир. Даже рамочки для фотографий я не сам покупал. Видите, они все разные? Можно было бы приобрести одинаковые, под дизайн. Но не получается. Вот там стоят фарфоровые фигурки Коломбины, Пьеро. Это персонажи из различных спектаклей. Их дарят мне артисты после премьеры, сложилась такая традиция. Точно так же, как вот этих кошек. Я их специально не собираю, клянусь. Просто однажды кто-то подарил мне кошку, потом еще. Потом люди заметили, что у меня стоят эти фигурки, и начали их дарить одну за другой. И сейчас они размножились, их уже целая витрина».


Есть выражение: «Мой дом — моя крепость». Как бы вы охарактеризовали свой дом?
Дмитрий:
«Крепостью его нельзя назвать. Мне особо обороняться не надо. Не от кого. Наоборот, это место, куда приходят мои друзья, коллеги. Дом встреч».

Театральный режиссер Бертман Дмитрий Александрович, создатель уникального театра «Геликон-оперы», известен во всем мире благодаря своим постановкам. Его спектакли отличает легкость, изящество, оригинальность, импровизация и большое уважение к музыкальному материалу.

Оперный вундеркинд

Родился Дмитрий Бертман 31 октября 1967 года в Москве. Уже с детства мама записала его в музыкальную школу в класс фортепьяно и по несколько раз в неделю водила в театры. Дмитрий Бертман, семья которого имела немало знакомств в театральной среде, запомнил свой первый спектакль «Зайка-зазнайка» в ТЮЗе, который он смотрел с большим душевным сопереживанием. А в антракте мама повела его за кулисы и мальчик с удивлением увидел, что Баба Яга - это дядя Володя, часто бывавший в их доме. Дмитрий говорит, что с тех пор он перестал быть обычным зрителем, и теперь понимал, что театр - это условность, игра, и с удовольствием смотрел, как актеры это проделывают.

У маленького Дмитрия была игрушка - макет театра на вращающемся круге, и на нем уже в детстве будущий режиссер разыгрывал свои первые постановки. Уже в пятом классе он знал, что хочет быть только оперным режиссером. Лучшим времяпрепровождением для подростка было тайное посещение репетиций Покровского в Большом театре. Он каждый день ходил в знал все постановки наизусть, помнил всех артистов. Так что уже с детства судьба Дмитрия была предрешена.

Учеба

В 16-летнем возрасте Дмитрий Бертман, биография которого, казалось бы, предопределена, принимает судьбоносное решение - подает заявление в ГИТИС. Хотя до этого собирался поступать в МГУ, ходил туда на подготовительные лекции, а только после этого намеревался идти на режиссерские курсы. Все вокруг твердили, что на режиссерский в 16 лет поступить нереально и приемная комиссия была настроена очень скептически. Но экзамен по экспликации смог убедить профессионалов в безусловном таланте абитуриента. На протяжении всех лет учебы к Бертману было приковано особое внимание, и ему приходилось ежедневно доказывать свое право на существование в профессии.

Уже в годы учебы Дмитрий ищет любую возможность, чтобы поставить спектакли. Он работает в провинциальных театрах Сыктывкара, Одессы, Твери. Ведет кружок самодеятельности в Доме медика, обучая пению в хоре врачей и медсестер, а за это получает репетиционный зал, в котором рождаются первые спектакли будущей знаменитой труппы.

Театр жизни: «Геликон-опера»

Уже на последних курсах института вокруг Дмитрия сложился небольшой коллектив единомышленников, они ставят оперу на четыре человека - «Мавру» И. Стравинского. А после окончания вуза сама собой возникла идея собственного театра. И случилось невиданное - молодой 23-летний человек создает собственный Постепенно у труппы складывается интересный репертуар из произведений композиторов 20-го века. Это были чрезвычайно трудные времена для страны в целом и для театров в особенности. Но Бертман не желал отступать, он с кипучей энергией убеждал спонсоров вложить деньги в записи и постановки. К ним присоединяется хор из 12 человек, что позволяет поставить «Паяцев» Леонкавалло и привлечь более широкую публику.

В 1993 году «Геликон-опера» получает статус государственного театра и начинает активно развиваться. Первоначально труппа составляла 30 штатных единиц, сегодня в театре работает более 300 человек. Публика оценила режиссерские поиски Бертмана и влюбилась в новый необычный театр. Режиссера называли революционером и хулиганом, он ставит классику, но всегда находит новое прочтение, и это очень привлекает зрителей и критику.

Театр держится на харизме Бертмана, он чрезвычайно общительный человек и театр стал скорее клубом любителей его творчества, сюда приходят выдающиеся артисты, знаменитости, политики. Так, например, Валентина Матвиенко смотрела некоторые спектакли по семь раз, приводила множество друзей и официальных делегаций.

Сегодня репертуар «Геликон-оперы» состоит из классики: «Аида», «Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама», «Садко» и современных произведений: «Гершвин-Гала», «Доктор Гааз», «Мультик-опера». На трансляции премьер театра в нью-йоркской Метрополитен-опера невозможно купить билетов, театр активно гастролирует по миру с неизменными аншлагами.

Долгое время театр ютился в чужих помещениях, но благодаря неимоверным и героическим усилиям Дмитрия Бертмана в ноябре 2015 года «Геликон-опера» вселился в собственное здание на Большой Никитской. Теперь у театра есть современная сцена и масса возможностей для дальнейших творческих поисков.

Режиссерские работы

Бертман Дмитрий Александрович кроме «Геликон-оперы» активно работает во многих театрах мира. За 20 с небольшим лет творческой деятельности он поставил около 90 спектаклей в лучших театрах. Среди его находок «Голый король» в Риме, «Фауст» в Таллинне, «Набукко» в Дижоне, «Русалка» в Торонто, «Отелло» в Швеции. Творческий метод Бертмана вызывает колоссальный интерес в мире, его приглашают на фестивали, в жюри конкурсов.

С 1994 года Бертман начинает преподавать за рубежом, а с 1996 года РАТИ ведет собственную мастерскую, заведует кафедрой режиссуры.

Творческие достижения и награды

Главное достижение Дмитрия Бертмана - это невероятно успешный во всем мире современный новаторский оперный театр. В «Геликон-опере» всегда аншлаг, зрители с удовольствием смотрят на творческие находки режиссера. Гастроли театра в Лондоне, Париже, Стокгольме, Нью-Йорке привлекают огромное количество зрителей, критики говорят о формировании новой русской оперы, которую создает Бертман.

Талант Бертмана неоднократно получал заслуженные награды. Он имеет несколько «Золотых масок» как лучший режиссер музыкального театра, дважды удостоен «Гвоздя сезона» - премии театральных деятелей, представлен к нескольким зарубежным наградам и премиям, а также является обладателем ордена Дружбы. В 1998 году Дмитрий Бертман стал заслуженным деятелем искусств РФ, в 2005-м стал народным артистом РФ.

Частная жизнь

Дмитрий Бертман, личная жизнь которого вызывает острый интерес у журналистов, настолько занят работой, что про семью ему, видимо, некогда и подумать. Он очень общителен, в его доме, который отражает кипучий и любознательный характер хозяина, всегда много гостей.

Если есть люди, одержимые работой, то это Дмитрий Бертман, личная жизнь для него - это театр, он много читает, путешествует, посещает спектакли коллег и работает - это и составляет его жизнь.