Эрмитаж леонардо да винчи. Шедевры эрмитажа. Анри Матисс. Танец
В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины.
Это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519). Трудно переоценить значение
этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения -
художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи
воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников,
людей Возрождения - эпохи величайшего прогрессивного переворота. Настойчиво
и неутомимо стремится Леонардо изучить и безошибочно понять реальный,
земной мир - прекрасный мир, окружающий человека; постигнуть закономерность
в жизни природы, уловить оттенки света и цвета предметов и воздуха; усвоить
механику движения и существования человеческого тела - прекраснейшего
создания природы; наконец, заглянуть в душу, во внутренний мир человека
и понять этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью,
подметить жесты и взгляды, раскрывающие душевные движения человека.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в небольшом городке Винчи. С 14 лет
он жил и учился во Флоренции, многосторонняя культурная жизнь которой
помогла развиться его научным и художественным склонностям. Период времени
между 1482 и 1499 г. Леонардо да Винчи провел в Милане, работая как ученый,
изобретатель, скульптор и живописец. В это время его воздействие на современное
итальянское искусство становится очень значительным. В конце жизни Леонардо
уехал во Францию, куда увез с собою любимые свои произведения.
Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две
из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного
наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше
картин Леонардо на эту тему не сохранилось.
Молодой Леонардо да Винчи прежде всего
ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее
красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру,
четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки
одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной
застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком»
характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно
тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над
его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына.
Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает
передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения:
полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается
более всего - на щечке, на руке ребенка,- он прерывает ее легкой полосой
рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке,
украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление
беспредельной дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени
живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих
добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.
Мать кормит ребенка грудью, устремив на
него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной
энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож
на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется
им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств
и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как
добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого
этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом
изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только
один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися,
только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и
в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся
взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил
и умел вызывать.
Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе
уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в
котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают
создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да
Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников
и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.
Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963
В зале № 213 находятся две маленькие картины Боттичелли и два холста кисти Пьетро Перуджино. Этот умбрийский живописец принимал участие в работе над фресками Сикстинской капеллы и больше известен как учитель Рафаэля. Там же висят некоторые работы Филиппино Липпи.
Высокий потолок с кессонами и орнаментальный декор зала 214 служат изысканным фоном для двух полотен Леонардо да Винчи. Это единственные работы великого итальянского живописца в России.
На более ранней из них изображена Мария, которая держит на коленях Иисуса. Картина носит название «Мадонна Бенуа» - по фамилии семьи, продавшей эту полотно Николаю II в 1914 г.
Мадонна Бенуа кисти Леонардо да Винчи из собрания Эрмитажа
Другая картина - «Мадонна Литта». Это более искусная картина, выполненная мастером в зрелые годы. Она изображает Богоматерь, кормящую Иисуса грудью. Следующий зал посвящен непосредственным преемникам Леонардо. Портрет женщины, известный под названием «Флора», принадлежит кисти Франческо Мельци, самого верного ученика Леонардо, на руках у которого он умер.
1. Между двумя сорокаминутными очередями на вход стоит весьма спорная скульптура «Утро или Гёльдерлин» немецкого скульптора Маркуса Люперца.
2. Было логично начать осмотр музея с самых древних экспонатов. Это памятники эпохи палеолита, неолита, энеолита из Восточной Европы и Сибири.
3. Изображение фантастического зверя из Хакасии возрастом более 3,5 тысяч лет.
4. Предметы египетской коллекции.
5.
6.
7. Залу античных статуй недавно вернули первоначальную отделку.
8. Вообще интерьеры музейных комнат Эрмитажа — отдельная тема.
9. Ими можно любоваться не меньше, чем наполняющими их шедеврами.
10.
11.
12.
13. Но вернёмся к античности.
14.
15. Древнеримская стенка саркофага с изображением мифа о Фаэтоне.
16.
17.
18.
19.
20.
21. Статуя Диониса. Ей почти 2 тысячи лет, а она как новая.
22. Ганимед и друг его орёл.
23.
24. Древнегреческая посуда возрастом около 2,5 тыс. лет. И ведь не разбилась за это время! Низкий сосуд внизу называется леканой, и для чего он предназначался — точно никто не знает. Слева стоит свадебный лебет (ваза).
25. Не менее поразительная идеальная сохранность стеклянных изделий.
26. В музее много европейской скульптуры XVI-XVIII веков.
27. Но она не вызывает таких эмоций, как настоящая античная.
28. Интересными оказались залы, посвящённые средневековью.
29. Здесь представлены доспехи и оружие.
30. Доспех для пешего поединка. Обратите внимание на пах.
31. Вместо стоп — утиные лапы.
32. Ружья с тончайшей резьбой.
33. Великолепный арбалет.
34. Замысловатые ручки шпаг.
35.
36. Также весьма занятна резьба по дереву в готическом стиле.
37.
38.
39.
40.
41. «Лютнист» Караваджо.
43. «Даная» Рембрандта, пострадавшая от серной кислоты советского шизофреника. На восстановление ушло 12 лет.
44. В зале Леонардо да Винчи представлены две работы мастера. Первая — Мадонна Бенуа.
45. Вторая — Мадонна Литта. Надо отметить, что обе картины довольно маленькие, установлены на уровне груди в огромных пафосных рамах.
46. В соседнем зале висит картина, копирующая «Джоконду». Это «Донна Нуда», принадлежащая к школе Леонардо да Винчи.
47. Статуя Вольтера, выполненная в 1781 году по заказу Екатерины II.
48. Мозаичный портрет Елизаветы Петровны, выполненный Ломоносовым.
49. Военная галерея 1812 года, оформленная портретами всех генералов русской армии времён разгрома Наполеона.
50. Портрет Паскевича.
51. В конце под сенью, как и подобает — портрет Александра I на коне.
52. Рака для мощей Александра Невского, сделанная из серебра весом полторы тонны. Создана она была во времена Елизаветы Петровны, а в 1922 году передана в Эрмитаж.
53. Фото сделаны летом 2013 года, серебро полностью почернело, поэтому сейчас рака находится на реставрации, а для Александро-Неской лавры планируется изготовить копию.
54. Шедевр горнозаводского искусства — чаша из ревневской яшмы, высеченная в 1826-1843 годах на Колыванской шлифовальной фабрике по рисунку архитектора Мельникова. Её вес — около 20 тонн. От фабрики до реки Чусовой больше 2 тысяч километров её тянули от 120 до 160 лошадей. С Урала до Петербурга её везли водным путём целых полгода.