Генные ключи. Открытие высшей цели, заключенной в вашей ДНК. Чистое сердце Определение: дар миссионера - это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, служить другим духовными дарами, которые у них имеются, в чужой дл

Ряд духовных даров попадает в категорию даров евангельского служения Они используются непосредственно для обращения душ Эти дары, как правило, заметны, и имеющие их люди всегда оказываются на виду, исполняя свое служение В этой главе мы рассмотрим духовные дары евангельского служения, языков и истолкования языков, проницательности или различения духов, а также миссионерский дар Может показаться странным, что в эту категорию включены дары языков и истолкования языков, но из последующего объяснения станет ясно, почему они здесь оказались

Евангелизм: жизненная сила Церкви

Господь поручил Церкви завоевывать души. Если Церковь не приобретает новообращенных, она не сможет долго просуществовать. Елена Уайт указывает на то, что великое поручение Христа обращено ко всем христианам всех времен, которые выполняют работу для Царства, опираясь на свои духовные дары. Это поручение охватывает все расы, национальности и классы общества, упраздняет всякие национальные разграничения и предрассудки, собирает верующих в одну Церковь, сопровождается знамениями и чудесами, подтверждающими веру, открывает двери для неисчерпаемых богатств Неба и не основывается на законах, утвержденных только лишь церковными властями. Если это поручение не выполняется. Церковь становится обособленной, так как поток Божественной энергии не может течь. Церковь обрекает себя на духовную слабость и упадок, любовь охладевает, и вера оскудевает, Бог бывает разочарован’.

Если же евангельские дары используются в общине, то она успешно завоевывает души для Христа.

Великое поручение

Основным мандатом христианской Церкви является великое поручение (Мф. 28:18-20). В нем изложен общий план, включающий численный рост, духовную зрелость и количество служений, выполняемых Церковью. Оно повторено четыре раза в Евангелиях, и каждый раз в нем подчеркиваются разные вещи (Мф. 28:16-20;

Мк. 16:14-20; Лк. 24:44-47; Ин. 20:21).

Некоторые считают, что великое поручение относится только к ранней Церкви. Так считал Мартин Лютер (2) , Жан Кальвин использовал великое поручение в основном для того, чтобы опровергнуть идею Римско-католической Церкви об апостольской преемственности и как аргумент для анабаптистов, отвергавших крещение младенцев, и лишь после этого он добавлял: «Христос желает, чтобы миссия вечного спасения осуществлялась для всех язычников» (3) Когда Уильям Кэри - отец современного миссионерского движения - заявил о своей вере в то, что великое поручение все еще остается в силе (это произошло на конференции служителей в конце 90-х годов 18-го века), его назвали «жалким энтузиастом» «Если Богу будет угодно обратить язычников, - сказали ему, - он сделает это без вашей или моей помощи!» (4)

Адвентисты считают, что великое поручение действительно во все времена (5) Елена Уайт писала. «Сама жизнь Церкви зависит от ее верности в исполнении Господнего поручения» (6) , Хотя великое поручение включает в себя нечто большее, чем количество обращенных, в нем указано, что численный рост - глобальная задача Церкви. Сделать учениками, крестить и научить можно только теплокровных существ В книге Желание веков, на с. 822 Е. Уайт выступила с обобщающим заявлением по поводу великого поручения:

«Поручение Спасителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христа до конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ - дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа».

Что такое евангельская работа?

Евангельская работа - это приобретение новообращенных, и евангельские дары Духа предназначены для выполнения этой задачи. Слово евангелизм происходит от сложного греческого слова евангелизейн, включающего в себя два слова: еу, что значит «добрый», и ангелейн, что значит «разносить новости» или «что-то провозглашать». 132 раза в Новом Завете оно переводится как «евангелие» Слово евангелизо (что значит «евангелизировать») употребляется двадцать семь раз, и в основном его используют Лука и Павел Лука использует его как синоним возвещения благой вести; Павел - для разъяснения миссии Иисуса, пришедшего возвестить «добрую весть».

Греческое слово евангелистес - проповедник доброй вести - встречается только три раза, возможно, из-за того, что такой же титул носили языческие жрецы, и библейские писатели употребляли его неохотно. Филипп (Деян. 21:8) и Тимофей (2 Тим. 4:5) названы евангелистес, а в Еф. 4:11 этим словом назван конкретный духовный дар.

Дар евангелизма

Дар евангелизма уникален. Обладающие этим даром могут вести людей к принятию решений об обращении в веру такими методами, которые для других почти недоступны. Господь вкладывает слова в их уста и ставит их в такие обстоятельства, в которых они встречаются с отзывчивыми людьми, готовыми принять призыв.

Определение: дар евангелизма - это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, делиться Евангелием с неверующими таким образом, чтобы мужчины и женщины становились учениками Христа и ответственными членами тела Христова.

Евангелист глубоко обеспокоен вечным благополучием людей и вечными вопросами. Он смело и уверенно говорит с другими о Господе. Люди с этим даром всегда находятся на передовой церковного служения в поисках душ. Это люди, которые любят стучаться в двери, вступать в разговор с людьми в автобусах и самолетах, посещать людей на дому и изучать с ними Библию, а также спрашивать у людей напрямую, хотят ли они принять Господа.

Всемирные исследования показывают, что духовный дар евангелизма обычно имеют от 5 до 10 процентов активных членов церкви. Почему так мало? Дело в том, что дар евангелизма - особенный дар. Имеющие этот дар развивают у себя навыки умело и тонко вступать в разговор, а также убеждать людей принять решение. Фактически они выполняют работу благовестника (2 Тим. 4:5).

Молчащие 90 процентов

Если дар евангелизма имеют лишь десять процентов членов общины, что же делают остальные 90 процентов? Неужели они ничего не должны делать для завоевания душ? Ни в коем случае. Тут действует принцип:

не все христиане евангелисты, но все христиане - свидетели.

Евангелизм - это особый дар, который ставит человека на передовую линию фронта; они подобны солдатам, непосредственно атакующим вражеские позиции. Свидетельство - это тот навык, который должны приобретать все христиане. Любой может рассказать, что Господь сделал для него или для нее. Любой может выполнять всевозможные задания, так или иначе связанные с ученичеством и приобретением душ для Христа.

Важность евангельского дара

Дар евангелизма - это главное средство, которое использует Святой Дух, чтобы примирять мужчин и женщин с Богом. Он обеспечивает численный рост Церкви и вовлекает людей в процесс ученичества. Вот некоторые показатели наличия этого дара:

Способность выступать перед большими группами людей, свободно беседовать с незнакомыми людьми и с теми, с кем недавно познакомился;

Способность убеждать людей принять Господа или влиять на них;

Ощущение беспокойства при мысли о всех неспасенных людях в нашем мире;

Способность разъяснять духовные истины в обычной беседе с неспасенными людьми и способность выбирать для этого подходящий момент;

Радостная, свободная, естественная и непринужденная беседа с людьми о христианских ценностях,

Неспасенные люди, с которыми вы вступаете в контакт, часто отдают себя Господу в конце разговора с вами

Разновидности евангельской работы

Одна из трудностей, которая у нас - адвентистов седьмого дня - возникает с даром евангелизма, это употребление самого слова евангелизм. Для адвентиста седьмого дня евангелизм почти неизменно ассоциируется с «общественными собраниями». Однако есть разные виды евангельской работы. Один писатель изобразил это в виде следующей таблицы: (7)

Сдержанный

Эмоциональный

Решение

Люди, имеющие духовный дар евангелизма, обычно достигают наибольших успехов на этапе воинствующего, обучающего и общественного евангелизма. В этом случае обучающий евангелизм включает такие формы, как библейские семинары и библейские занятия в небольших группах.

Дар языков

Дар языков, возможно, является наиболее противоречивым из всех даров в основном из-за того, что им часто злоупотребляют, а также из-за ошибочных богословских предпосылок, которыми этот дар окружают. Впервые дар языков проявился в День Пятидесятницы - о чем повествует Библия - и снова оказался в центре внимания христианского мира (по крайней мере в Северной Америке) в наши дни, когда в небольшой церквушке в Лос-Анджелесе в начале века началось возрождение. До этого момента всплески говорения на языках наблюдались в Англии, в церкви Эдварда Ирвинга (8) . В методизме 19-го столетия и в раннем адвентизме (9) также было известно это явление.

Что такое дар языков?

На основании высказывания апостола Павла в 1 Кор. 14:22: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» можно заключить, что языки являются одновременно и евангельским, и чудодейственным даром. Если бы Павел не написал своего пояснения в 1 Кор. 14:13-18, можно было бы легко ответить на вопрос:

«Что такое дар языков?» Это способность передавать Евангелие на иностранных языках.

Проблема возникает из-за того, что Павел как будто бы говорит о какой-то иной форме общения, не имеющей ничего общего с иностранными языками.

Те, кто считает языки в 1 Кор. 14 чем-то отличным от иностранных языков, усвоенных чудесным образом, говорят о молитвенном языке или «небесном», «ангельском» языке (10) В Библейском комментарии адвентистов седьмого дня приводятся аргументы обеих сторон.

В двух недавно изданных адвентистских книгах отстаиваются противоположные взгляды по этому вопросу. В последнее время Герхард Хазел стал утверждать, что языки в Новом Завете — уникальное явление, неизвестное в других религиях «Говорение языками в Коринфе, - пишет он, - это чудодейственное говорение на иностранных языках, которые эти люди специально не учили»». Уильям Е. Ричардсон придерживается другой точки зрения и утверждает, что явление языков не уникально для христианства и что языки в 1 Кор. 14 были фактически даны для личных духовных упражнений (12) .

Роланд Хегстед исследует обе точки зрения и ссылается на мнение специального комитета, созданного Генеральной Конференцией в 1973 г. для изучения харизматического движения. Комитет выдвинул предложения по поводу проведения богослужений в Церкви и предупредил о последствиях беспорядочного поведения во время богослужений, однако воздержался от каких-либо высказываний о природе дара языков в 1 Кор. 14. Эта двусмысленность побудила Хегстеда озаглавить свою главу «Библейский дар языков - это ____ » (вы сами попытайтесь заполнить пропуск) (13) .

Мнение харизмотов

Сторонники пятидесятнических взглядов обычно считают языки знамением для верующих, которое говорит о том, что человек исполнился Святым Духом. Но это прямо противоположно тому, что говорит апостол Павел в 1 Кор. 14:22. А вот что, к примеру, пишет Кеннет Хагин:

«Тогда, как знамение или подтверждение того, что вы исполнились Святым Духом, вам будет дано провещевать на ином языке. Если вы достаточно просты в вере и достаточно мужественны и сильны, то сможете немедленно начать вещать на ином языке» (14) . Пытаясь доказать, что дар языков дается всем христианам как доказательство крещения Святым Духом, Хагин разграничивает дары служения и духовные дары. Дары служения, по его мнению, это пять даров: апостола, учителя, евангелиста, пророка и пастора. Это дары, присутствующие у духовенства или «помазанных». Простые члены церкви не получают этих даров служения. Таких же взглядов на различия между духовенством и мирянами придерживается и Римско-католическая церковь (15) . Однако Хагин совершенно произвольно разграничивает дары служения и духовные дары, не имея при этом никакого библейского основания.

Тем не менее нам все же придется разрешить смысл следующих слов Павла: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками» и «не запрещайте говорить языками». Каким бы ни был дар, проявившийся в коринфской церкви, он был отклонением от истинного дара, хотя, по мнению Павла, и не очень опасным (ст. 19). По крайней мере, в данном случае это отклонение от нормы было признаком христианской незрелости (ст. 20). Все же наиболее распространенным проявлением дара языков, как это видно из истории миссионерской работы, является способность говорить на иностранных языках, специально не изучавшихся, просто потому, что этого требовали обстоятельства, в которых оказывались миссионеры. Господь понимает, что это чудо способно убедить некоторых людей в достоверности Евангелия.

Дар истолкование языков

Дар истолкования языков тесно связан с самим даром языков. Когда дар языков проявляется в общественных местах, он должен сопровождаться истолкованием - в противном случае он будет бесполезен.

Определение: дар истолкования-это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, открывать людям на их родном языке ту весть, которая передается человеком, говорящим на языках.

По всей видимости, истолкование - это нечто большее, чем просто перевод с одного языка на другой; скорее, это функциональный эквивалент дара пророчества. Это способность передавать богодухновенную весть на родном языке так, чтобы люди понимали ее смысл. Этот дар окружен такой же загадочностью, как и дар языков Эти дары проявляются редко, если не обращать внимания на аномалии, имеющие место в пятидесятнических и харизматических кругах. Они сохраняют в себе особенности разных даров, которые призваны убедить неверующих в том, что Дух Божий - это реальная и действенная сила.

Дар проницательности или различение духов

Дар проницательности попал в категорию евангельских даров потому, что он позволяет отличить истину от лжи при изложении Евангелия. Он также называется даром «различения духов» (1 Кор. 12:10). Некоторые все же предпочитают называть его даром проницательности

Определение: дар различения духов - это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, знать наверняка, являются ли в действительности те или иные действия, выдаваемые за проявления Святого Духа, Божественными, человеческими или сатанинскими.

В Первом послании Иоанна 4 1 «духов» рекомендуется испытывать. В каком-то смысле этот дар можно причислить к чудодейственным дарам, поскольку различаемые «духи» часто оказываются сатанинскими. Это необычный дар, и он должен использоваться благоразумно. Он также требует мужества; многие люди, обладающие им, боятся использовать его, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми. В 1 Кор. 14:29, обсуждая вопрос о порядке на богослужениях, Павел советует: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рас-суждают.» Слово «рассуждать» (а в другом переводе «тщательно взвешивать») есть не что иное, как использование одного и того же греческого слова, переведенного в других местах как «проницательность», «способность различать».

Вот некоторые особенности людей, имеющих этот дар.

Обостренная способность замечать непоследовательность;

Склонность указывать на заблуждения в том или ином учении или теории и на способы их устранения;

Глубокая убежденность у людей, обладающих этим даром, которую им непросто заглушить в себе, в том, что слушателям возвещают или навязывают полуправду, искаженную истину либо ложные учения и просят их принять эти учения и жить по ним.

X. М. С. Ричарде, создатель радиопрограммы «Голос пророчества», был известным противником церкви мормонов. Бывало, он рассказывал нам, как однажды раскинул палатку в одном городе, где к нему подошел человек и начал обсуждать религиозные вопросы. Было очевидно, что этому человеку известно, кто такой пастор Ричарде, хотя последний не знал его. Было также очевидно, что он противник той вести, которую Ричарде собирался возвещать на предстоящих собраниях. Внезапно в середине разговора человек остановился и сказал:

«Вы знаете, кто я такой?» Пастор Ричарде рассказывал, что в следующее мгновение у него уже был готов ответ «Да, - сказал он, - вы - епископ такой-то мормонской церкви, и вас прислали сюда специально для того, чтобы мешать проведению этих собраний» Человек был ошарашен. «Как вы узнали об этом?» - спросил он. Пастор Ричарде рассказывал, что просто не мог не воспользоваться этим благоприятным моментом. «Вы знаете, - сказал он, -у меня есть дар различения духов!» Это так напугало мормонского епископа, что он больше не появился на собраниях пастора Ричардса. Хотя пастор Ричарде никогда не претендовал на то, что имеет дар различения духов на протяжении всей жизни, и рассказал нам эту историю скорее как просто историю, но в тот момент Господь и в самом деле дал ему этот дар как свидетельство Своего присутствия и силы для неверующих.

Дар миссионера

Дар миссионерства не упоминается прямо в Священном Писании, но Павел намекает на него в Рим. 1:5: «Чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы». Это говорит о способности трудиться на миссионерском поприще в разных народах с их национальной культурой и обычаями. Не каждый способен на это, и не все призваны к этому.

Определение: дар миссионера - это уникальная способность, которой Бог наделяет некоторых членов Церкви Христовой, служить другим духовными дарами, которые у них имеются, в чужой для них стране и культуре.

Существуют разные виды миссионерской деятельности в зависимости от того, какая проблема стоит перед евангелистом:

Внутренний духовный рост уже существующей общины;

Обращение людей, живущих поблизости, и их присоединение к существующей общине;

Насаждение новых церквей в родной стране;

Проповедь людям, принадлежащим к другим этническим, языковым или культурным общностям.

Люди с даром миссионерства могут успешно осуществлять все вышеперечисленные виды миссионерской работы, хотя чаще всего они трудятся в четвертом качестве и работают за пределами своей родной страны.

Павел являет собой яркий пример человека, имевшего этот дар Рассуждая о своих духовных дарах, он говорит, что был послан ко всем народам (Рим 1.5), был призван служить в первую очередь язычникам (Рим 15.16, Гал. 2.7, 8) и быть учителем язычников (1 Тим 2:7) Возвещать Евангелие язычникам было неслыханным делом во времена Павла, и до конца своей жизни он не переставал изумляться тому, что это все же случилось Он

называл тайной то, что язычники смогли привиться на иудейское древо (Рим. 11:25). С другой стороны, у Петра не было дара миссионерства. Время от времени он проповедовал неиудеям, но его главным призванием было служение своему народу (Гал. 2:7, 8).

Необходимо делать различие между отсутствием дара миссионерства в решении расовых или этнических вопросов и отсутствием братской любви Отсутствие дара миссионерства не может служить оправданием для проявления неприязни к своим ближним, принадлежащим к другим этническим группам. Духовные дары — это действенный инструмент для выполнения важных поручений в деле распространения Царства Божьего. Чтобы иметь успех, эти дары всегда должны действовать в контексте любви. Все христиане призваны любить друг друга Некоторые призваны к тому, чтобы трудиться в других странах и посвятить свою жизнь служению в многокультурной среде. Давайте не будем путать эти два понятия и не позволим духу мира сего производить в нас этнические или культурные предубеждения, которые являются злом и препятствуют продвижению Царства.

Заключение

Дары евангельского служения - это дары, используемые Святым Духом для того, чтобы совершать первичные «набеги» на территорию дьявола и убеждать людей в истине. Они незаменимы в работе Церкви и должны постоянно совершенствоваться и применяться в деле.

Примечания:

1. См. Желание веков, с 818-828.

2. Т.Ф. Торренс. Ле Реформатьер э ла Фин де Темп (Париж-Дилашо и Нистле, 1955 г.)

3. Дейвид Б. Кахун, «Жан Кальвин: миссионер-герой или миссионер-неудачник.? «Пресвитерион, № 1, (весна), с. 16-33.

4. Харольд Р. Кук, Светлые мгновения христианских миссий (Чикаго: Типография Муди, 1967 г.), с. 55.

5. Смотрите Основание веры 11, Церковное руководство адвентистов седьмого дня.

6. Е. Уайт, Желание веков, с. 825.

7. Бобби Клинтон, Духовные дары (Беверлодж, Альберта, Канада: Издательский дом «Горизонте, 1985 г.), с. 151.

8. Об истории этого движения читайте в книге Арнольда Дал-лимора Предтеча харизматического движения (Чикаго:

Типография Муди, 1983 г.) и в книге Лероя Е. Фрума Пророческая вера наших отцов (Вашингтон, Издательство «Ревью энд Геральд«, 1946 г.), т. 3, с. 514-532.

9. Анализ харизматических опытов в адвентизме можно найти в книге Роланда Р. Хегстеда, Стук в ворота, с. ориг. 101-133.

10. Николас Фишер, Понимание языков (Линкольншир, Англия:

Издательство Стэнборо).

11. Герхард Ф. Хазел, Дар языков, с. ориг. 143.

12. Уильям Е. Ричардсон, Говорение на языках (Хагерстаун, Мд.:

Издательство Ревью энд Геральд, 1994 г.), с. 92. 13 Роланд Р. Хегстед, Стук в ворота, с. ориг. 53-77.

14. Кеннет Е. Хагин, Святой Дух и Его дары (Талса, Оклахома:

Библейская церковь РЕМА, 1991 г.), с 42.

15. Информацию о том, что на самом деле означает священство всех верующих, вы сможете найти в книге Рекса Д. Эдвард-са Каждый верующий - служитель (Вашингтон, Служительская Ассоциация Генеральной Конференции, 1995 г.).

тельская Корп Зондерван, 1970 г), с 101, если хотите получить какую-то информацию по этому вопросу Вы сможете найти имя каждого апостола в книге Дж Д. Дугласа, Новый международный словарь христианской Церкви (Гранд Рапиде, Мич Издательство Зондерван, 1974 г) Там же говорится о том, в какие края отправился каждый из них


12- й Генный Ключ, вы увидите его великую силу. Видеть различия означает заведомо знать, что и кто для вас полезен. Энергия тщеславия саморазрушительна до той поры, пока ей не находится правильного применения. Именно в этом лежит Дар Проницательности. Ваше тщеславие как стремление быть лучше или выше других, вы превращаете в искусство, а 12-й Дар глубоко связан с искусством - с музыкой, речью, танцем, драмой и, прежде всего, с Любовью. Любовь 12-го Дара - это не универсальная любовь (как в 25-м Генном Ключе) - это влюбленность. Это человеческая любовь со всеми ее драмами, одержимостью, красотой и опасностями. Тщеславие - это любовь только к самому себе, тогда как проницательность - прежде всего любовь к вещам и людям, которые приносят хорошее самочувствие.

J±j партнер 12-го Дара - 11-й Дар Идеализма, поэтому эти люди - такие же идеалисты, но они «1 понимают, что идеализм требует баланса прагматизма и проницательности; иначе идеал оста- Ш ется всего лишь дутой мечтой. Дар Проницательности выделяет вас из толпы, - тут нет выбора, и поскольку он естественным образом ищет более высокую частоту. Он представляет аспект ДНК, О постоянно стремящийся к чему-то более высокому и чистому, а потому открыто бросающий вы- q зов всему, что находится под влиянием компромисса. Проницательность дает человечеству вкус X более высокого порядка, действующего из-за кулис жизни. Вот почему она так часто проявляется *" в подлинном искусстве. 12-й Дар не стесняется истины, какой бы грязной она ни казалась. Эти люди прекрасно разбираются в еде, музыке и языке. Они могут стать великими художниками, виртуозными музыкантами, поэтами, актерами и наставниками человечества. Их дар в бесстрашном погружении в жизненную драму со способностью пропустить ее через свои вены и выразить в чувствах.

Связанный со щитовидной железой, 12-й Дар содержит великое учение о трансформации и смерти. Все высокое искусство содержит те же коды, что и 12-й Дар - то, что жизнь есть преобразование, а смерть - это символическое перемещение сознания из одного состояния в другое. Эти истины веками зашифровывались в великих трагедиях и комедиях, а благодаря эмоциональной природе человека они воспринимались и передавались далее. Именно система щитовидной железы управляет нашим метаболизмом и оказывает огромное влияние на нашу общую энергетику, настроение и дыхание. Через смех или плач вы вступаете в сакральную область трансформации. Именно через смех и слезы трансцендентное входит в тело, меняя его химию и паттерны дыхания.

Тщеславие и чистота являются зеркалами противоположных концов спектра человеческого сознания. В тщеславии ваше низшее Я в себя влюбляется, а в чистоте в себя влюбляется уже Высшее Я. Можно сказать, что чистота - это когда в Вас влюбляется Бог. И это может произойти только тогда, когда вы войдете в сферу Божественной любви. Ваше поведение, мысли, чувства, сам воздух, которым вы дышите, должны откликаться на одну цель - то, что суфии называют влюбленностью в Возлюбленного. Возлюбленный - это не что-то, находящееся где-то снаружи, - это суть вашей истинной природы, и вы влюбляетесь в свою глубину потому, что все находится именно там.

Те, кто перемахнул через эту пропасть и вошел в сферу 12-й Сиддхи, становятся подобны детям. Своим сердцем они могут чувствовать Божественное за пределами желаний, понятий, и все же это глубоко человеческое сердце с голосом за пределами слов. Окружающие воспринимают их как будто они не от мира сего, хотя они самым естественным образом выражают то, что значит быть человеком. В этом состоянии ничто не может запятнать их чистоты. Тела этих людей могут быть дряхлыми, даже уродливыми, но их сердца поют Истину их естества. Те, в ком проявляется эта сиддхи, часто ведут самую скромную, неприметную жизнь. Они тихо ступают по миру, проживая порою совершенно обыденную жизнь, и все же напоминая всем встретившим их на своем пути, что чистота действительно может существовать в человеческой форме.

Воплощенная в языке чистота становится поэзией. Чистота в мыслях становится сутью. Объединяя язык и мысль, мы получаем главные коды для подъема за пределы ментального уровня. Сами слова, обозначающие каждую из 64 сиддхи, не являются словами в общепринятом смысле - это двери в царство высших частот. Слово «чистота», по сути, является звуковой имитацией определенного уровня вибраций. Другими словами, многократно повторяя слово «чистота» в своем сердце и уме, вы действительно ощутите чистоту собственного сердца. Это не аффирмации. Нельзя просто выполнить технику и почувствовать это. Вы должны быть готовы в своем собственном сердце, - необходимо любить слово и все, что оно означает, чтобы ощутить это чудо. Слова, используемые поэтически и вибрирующие в сердцах, обладают силой проникать сквозь слои страха, окутывающие людские сердца.

Однажды архимандрита Кирилла (Павлова) спросили: «Батюшка, сколько вы знаете старцев?» – «Старцев?.. – задумался тот. – Стариков – знаю, а старцев – нет».

Старец (или старица, если женщина) – это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства. В России историки отмечают несколько периодов расцвета старчества. Так, в XIV веке оно было связано с деятельностью прп. Сергия Радонежского, а в XVIII веке народ чтил прп. Паисия Величковского. В ХIХ и начале XX века старчество процветало во многих церковных центрах. Самые знаменитые из них – Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Саровский и Валаамский монастыри.

К старцам – преподобному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому – съезжались со всей страны.

«Старчество – это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, – говорит заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко, – и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз – в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим Патриархом».

Отсутствие четкой регламентации породило множество проблем и для обыкновенных людей, и для иерархов Церкви. На «звание» старца, не защищенное ни церковным, ни светским правом, постоянно покушаются всевозможные аферисты. Зачастую старцами объявляют себя основатели сект. Слабое знание основ православного вероучения, желание получить немедленный результат без сложной, трудной духовной работы увлекают верующих в псевдоправославный оккультизм.

Профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Ильич Осипов в интервью газете «Известия» от 28 марта 2006 года сказал следующее: «Судить надо не по одному признаку, а лишь по их совокупности. Во-первых, старец, подавая пример христианской жизни, старается удалиться от суеты. Во-вторых, не требует беспрекословного подчинения. Это очень важный для нашего времени признак! В противном случае – это лжедуховник, лидер секты. Большинство людей судят о старцах по литературным образам. Самый знаменитый – созданный Достоевским старец Зосима. Он требовал от Алеши Карамазова подчинения. Но, обратите внимание, мы находим Алешу уже в состоянии послушника Зосимы. А вот как он стал послушником, мы не знаем. Выбор духовного руководителя – процесс, требующий длительного общения, изучения, осторожности. В VI веке Иоанн Лествичник писал об этом: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного человека – на обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели». Даже у великих святых было один-два послушника. В Оптиной пустыни у старца Варсонофия, к которому обращалось множество монахов, священников, мирян, был всего один послушник – Никон (Беляев). У аввы Дорофея (VI век) был один послушник. А у Серафима Саровского – ни одного!»

Настоящий старец, даже если и обладает даром прозрения, не показывает его, скрывает, боясь тщеславия. Старец отличается от лжестарца смирением. Он прячется от людей, никогда не изобразит из себя ни прозорливца, ни чудотворца, бесов на публике изгонять не будет! Не случайно святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в XIX веке о лжестарцах, гоняющихся за славой человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, принимающие на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований».

Старец, конечно, должен быть умным человеком. Великие святые писали о некоторых даже действительно святых, но не имеющих достаточного духовного опыта подвижниках: «Свят, да не искусен». Бывают такие «взрослые дети», которые могут давать неудачные советы. Еще один признак – старцами становились после десятков лет безвестности, как, например, Серафим Саровский. Хотя старчество – понятие не возрастное, думаю, что он должен иметь достаточный духовный опыт, который приобретается едва ли ранее пятидесяти лет.

Старцы могут творить чудеса, хотя тщательно скрывают это. Профессор Осипов рассказывает, как на его глазах совершил чудо скончавшийся в 1963 году игумен Никон (Воробьев). Однажды он поставил к двери хорошо знакомого подростка очень маленького роста и измерил его. И затем стал это делать каждые несколько дней. Мальчик стал расти на глазах. За летние каникулы он так вырос – не менее 15 сантиметров! – и раздвинулся в плечах, что когда 1 сентября вошел в класс, то был встречен изумленными возгласами. Но отец Никон внезапно прекратил это делать. Мальчику же, естественно, хотелось еще подрасти, и он стал просить об этом, на что игумен ему сказал: «Хочешь быть выше Бога?» Позднее выяснилось, что рост мальчика оказался почти равным изображению на Туринской плащанице.

Известно о чудесах Иоанна Кронштадтского. Так, однажды к нему после литургии подошел высокий черный человек, чтобы просить благословения. Но отец Иоанн резко отстранился от него и сказал: «Отойди от меня, по имени твоему и житье твое». Тогда это был еще никому не известный Григорий Распутин.

Но судить о святости человека по совершаемым им чудесам, по мнению профессора Осипова, нельзя. Напротив, по святости человека нужно судить о святости его чудес. Профессор Осипов уверен, что сегодня православному человеку нужно быть в высшей степени осторожным, чтобы не попасть на лжечудеса и не оказаться в беде – и духовной, и даже просто житейской. Не следует искать чудес: это может легко привести к язычеству.

Чудо, когда оно от Бога, дает толчок к правильной духовной жизни. И напротив, лжечудо лишь распаляет воображение человека, создает кратковременный эффект пользы, не принося никаких реальных плодов. Вот, например, замечательный случай, происшедший в жизни одной из духовных дочерей святого подвижника XX века епископа Василия (Преображенского):

«У одной духовной дочери святителя – Евдокии – в полночь сама собой перед образом стала зажигаться лампада. «Видно, это Господь призывает меня вставать на молитву», – подумала она, впрочем, и сомневаясь, принять ли это явление за благодатное или за бесовское, а бесовский дух тщеславия она сердцем уже ощутила. Вот, мол, ты какая молитвенница, тебе и лампаду Сам Господь зажигает.

На следующую ночь Евдокия пригласила свою знакомую Екатерину Дмитриевну. Но и в ее присутствии лампада зажглась. Тогда она пригласила переночевать у себя третью свидетельницу. И в ее присутствии произошло то же самое – в полночь лампада сама собой зажглась. Это окончательно убедило Евдокию принять явление за благодатное…

Выслушав ее, святитель строго сказал:

– Нет, это явление не благодатное, а от врага, а за то, что ты приняла его за благодатное, я налагаю на тебя епитимью – год не приступай к Причащению Святых Таин. А лампада больше зажигаться не будет. Действительно, с этого дня лампада не зажигалась».

Священник Владимир Соколов в своей книге «Младостарчество. Соблазны и причины» отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: «Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно… Такое «послушание» – форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог… Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но эта максималистская открытость сочетается с поразительной наивностью и незащищенностью. Поэтому такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия».

Патриарх Алексий II в статье «О духовничестве» писал следующее: «Подлинный старец, прежде всего благодаря высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные «старцы» (а вернее их будет называть «младостарцами»), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк. 11, 46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве»

Идти ли к старцам?

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, пишет: «Я думаю, если есть такая возможность, то нужно ездить к старцам, только это должны быть настоящие старцы. Не нужно подчиняться легкомысленному любопытству и действовать по принципу: куда народ идет, туда и я пойду. Так не нужно. Но если известно, что есть такой святой человек, то хорошо бы его увидеть».

Есть ли сейчас в России старцы, подобные Серафиму Саровскому или Оптинским старцам?

На этот вопрос, я думаю, никто вам ответить не сможет. Потому что, кто такой преподобный Серафим Саровский, люди поняли через много лет после его кончины. Его канонизировали только через 70 лет. И то по прямой воле Государя Николая II, а Cинод был против канонизации. Вот сейчас, когда весь мир чтит преподобного Серафима, когда столько чудес произошло, теперь мы знаем, кто это такой.

Есть такой образ: чтобы гору увидеть, нужно отойти достаточно далеко, а вблизи она не видна. Находясь вблизи старца, очень часто ты не понимаешь, кто перед тобой.

Известно, что у старцев бывают очень тяжелые келейники или келейницы, которые не понимают, кто перед ними находится. И своих старцев буквально мучают. А потом проходит время и оказывается, вот какой святой был. Бог открывает святость и величие таких подвижников не сразу. Может быть, пройдет время, и мы узнаем, что жили рядом с великим святым – отцом Иоанном Крестьянкиным, например. Или кем-то еще. Но сейчас ответить на этот вопрос невозможно».

Протоиерей Владимир Воробьев говорит: «Могу вам сказать только по своему опыту одно. Я тоже в молодости много слышал о разных старцах и святых. Это были годы советской власти. И вокруг меня никого не было. Долгие годы у меня не было никакого духовника и я не знал, куда пойти. Я был верующим, но я даже не знал, в какой храм пойти. В те времена мы были очень запуганы. И родители нас пугали, говорили: «Будешь сейчас ходить в храм – выгонят из школы, из университета, а может, и посадят». Так что мы боялись, священникам не доверялись, потому что среди них бывали осведомители. Смолоду я стал молиться: «Господи, дай мне духовного отца». И потом еще просил, как я теперь понимаю, очень дерзновенно: «Покажи мне старца, у которого я могу узнать Твою волю. Я хочу поступать по Твоей воле. У кого мне спросить?» И я разделял духовного отца и старца. И молился я так много лет, и только потом, через десятки лет, я понял, что Господь буквально исполнил мою просьбу. У меня был и духовный отец, и был старец, который мне писал: «Такова воля Божия». И не какого-нибудь старца мне Господь дал, а именно такого, какого я просил, который мне волю Божию открывал.

Бог милостив. Если мы будем искать и просить от всего сердца, если мы просим доброго, если мы хотим по-настоящему хорошо поступить, устроить свою жизнь духовно, то Господь обязательно ответит. Может быть, не сразу. Может быть, нужно помолиться, потрудиться. Но не надо в этом сомневаться ни одной минуты. Но если у вас будет такое желание, я глубоко убежден в том, что Господь не оставит без ответа»

Что спросить у старца?

«Любой приходской священник может дать православному вполне квалифицированный ответ на вопрос о вероучении, церковной практике, – говорит отец Михаил Прокопенко. – Но люди ищут старцев. Зачем? Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни, о борьбе со страстями? Ничего подобного. Чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или нет, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать. Плохо то, что в старцах начинают видеть оракулов и экстрасенсов. Это отход от христианской традиции».

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов: «К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует. Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходят с вопросом: как мне победить зависть, злость…»

Когда речь идет о благословении – это решение вопросов каких-то, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь кардинально.

«Когда говорят о старчестве, очень часто говорят, что старец имеет дар рассуждения, и если мы почитаем воспоминания о старцах, то очень часто люди пишут, что, придя к старцу с каким-то вопросом, они очень долго сидели и разговаривали и потом у человека складывается впечатление, что он пришел к этому решению самостоятельно, то есть, может быть, в этом есть величайшее искусство старца: не просто показать путь человеку к правильному решению, а научить его и в дальнейшем подобным, правильным путем принимать такие решения.

Старец, можно так выразиться, делится даром рассуждения, то есть учит человека мыслить и принимать правильные решения, помолиться в первую очередь, для того, чтобы Господь направил на верное решение» (священник Александр Тимонков).

Священник Алексей Скляров: «Одна женщина мне рассказывала, что когда она обратилась к одному авторитетному священнику, которого многие почитают за старца, с тем, чтобы он помог разобраться в ее сложных семейных делах, он немножко ее послушал, потом говорит: «Знаешь, я слушать всего этого не хочу, я тебя научу верить и молиться, а вот в это все вникать: во все ваши дрязги – этого я делать не буду».

И вот это был совет, я думаю, старческий по своей сути, когда старец помогает человеку взглянуть на его ситуацию, которую он пытается «разрулить», как теперь говорят, в плоскости каких-то решений: это сделать, то сделать; а просто увидеть эту ситуацию иным образом, как говорил владыка Антоний Сурожский: «Давайте взглянем на это глазами Бога». И вот это, может быть, самый правильный ход и путь, когда человек отстраняется, научается немножко отстраниться от этого.

А ведь в большинстве случаев ищут именно того, чтобы священник или старец как бы был вовлечен в этот круг мыслей, чувств, страстей, которые здесь, и занял какую-то сторону, например. И тут, в этой же плоскости, в которой человек ее видит, помог бы ее разрешить.

Но вот отец Александр Шмеман в своих дневниках тоже замечательно пишет, что все эти проблемы потому и возникают, что они неразрешимы в этой плоскости, а разрешаются они в тех случаях, когда, так сказать, улавливается вообще другое измерение этой жизни.

Я думаю, по-настоящему старец и духовный человек – это тот, который помогает человеку увидеть проблему немножко в другом ракурсе, не в плоскости, а в каком-то пространстве, духовном, в частности, пространстве. Это, конечно, великое искусство и дар, и дар не случайный, а дар, который дается человеку, ищущему Бога.

В основном, это всегда очень осторожный совет, который надо еще как бы услышать, надо услышать – вот он что-то такое говорит, батюшка, и тут надо очень напрячь свое внимание и почувствовать, куда он склоняется, но это никогда не будет какой-то приказ, никогда не будет какое-то окончательное суждение, ну, кроме, конечно, всем понятных вопросов, это и каждый человек сам понимает».

«Господь нам открывает нашу духовную жизнь настолько, насколько мы можем ее воспринять. И поэтому это действительное настоящее подражание Христу: старец – тот человек, который настолько в своей духовной жизни близко подходит к Христу в отличие от нас, что он начинает смотреть на происходящие вещи уже иными глазами» (священник Даниил Ранне).

«Одна женщина задала старцу простой вопрос: что нужно для счастья? Получила ответ: надо убрать из дома телевизор, а на компьютере только работать, больше уделять внимания близким и обязательно – попавшим в беду, обязательно утром и вечером молиться, часто ходить на исповедь и обязательно рассказывать Богу о всех грехах без утайки, причащаться. Работать с молитвой, по возможности избегать развлечений и избавиться от дурных привычек, опять же с помощью молитвы. И только тогда придет ощущение полноты жизни, а это и есть счастье»

Если бы я был «старцем»… (протоиерей Александр Шмеман)

Если бы я был «старцем», то я бы сказал кандидату, кандидатке, «взыскующим иночества», примерно следующее:

– поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например);

– работая, молись и «стяжай» внутренний мир, не злобствуй, не «ищи своего» (прав, справедливости и т. д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;

– за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не «фондам помощи»;

– ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой»). Этого служения держись и будь – церковно – в полном послушании у настоятеля;

– на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не «использованы твои таланты», помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;

– читай и учись в меру сил – но читай не только «монашескую литературу», а шире;

– если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди – но с «рассуждением» и не часто. Нигде не оставайся больше полутора-двух часов. После этого самая дружеская атмосфера – вредна;

– одевайся абсолютно как все, но скромно. И без «видимых» знаков обособления в «духовную жизнь»;

– будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня «духовных разговоров» и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать – все окажется на пользу…

– не ищи себе «духовного старца» или «руководителя». Если он нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;

– прослужив и проработав таким образом десять лет – никак не меньше, – спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придет – и признаками его будут «радость и мир в Духе Святом».

Прот. А. Шмеман «Дневники. 1973–1983». – М.: «Русский Путь», 2005.

Шерри Диллард

Дар интуиции, или Как развить шестое чувство

Discover Your Psychic Type. Developing and Using Your Natural Intuition

* * *

Моему мужу Кенни и моим детям Айдэн и Марии за терпение, любовь и поддержку.


Предисловие

Скотт любит числа. Он разработчик программного обеспечения, а в свободное время занимается нумерологией. Он очень внимателен к системам и совпадениям определенных чисел, которые появляются в его личных и рабочих делах. Интерес к нумерологии у Скотта возник, когда он начал замечать, что повторяющееся трижды число четыре попадается ему на глаза на протяжении всего дня, в том числе в телефонных номерах, на спидометре его автомобиля и в регистрационных номерах. Он часто просыпается ранним утром и видит все ту же последовательность – 4:44 – на электронных часах. Смотря на эти числа, Скотт чувствует, что его кто-то направляет и что он на верном пути.

Когда Скотт строит планы предстоящей семейной встречи, он ищет ту же самую последовательность четверок. Он анализирует даты, подходящие для этого события, изучает места на карте, возможные адреса гостиниц и парков, а затем ищет число четыре. Найдя это число, Скотт делает пометку. Едва возникает последовательность из трех четверок, он закрывает глаза и представляет себе место, связанное с этими числами. Если его ощущения от визуализации полны позитивной энергии, а картинка получается достаточно яркой, он понимает, что выстроил верный план.

Скотт знает, что число четыре символизирует практичность. «Превосходно, – думает он, – я практичный человек».

Лиза складывает свои футболки и трусики и аккуратно прячет их в чемодан. Она не была на семейной встрече несколько лет и сейчас думает о том, что увидит недавно родившуюся дочку брата и встретится с другими, более дальними родственниками, которые приедут в этом году. Она будет скучать по главе семейства, бабушке Элеоноре, умершей прошлой осенью. Бабушка Элеонора многие годы поддерживала мир в семье. Две тетушки не могли найти между собой общего языка в финансовых делах, из-за этого в семье росла напряженность, чаще происходили ссоры, и только бабушка Элеонора смогла примирить «враждующие стороны». Теперь, когда ее больше нет в живых, Лиза гадает, будет ли хрупкий мир, установленный между двумя женщинами, нарушен во время семейной встречи.

Лиза закрывает глаза, думая о своих тетушках и потенциальном конфликте между двумя из них, и представляет, как они стоят друг перед другом. Обе женщины внутренне напряжены, они ссорятся. Лиза делает глубокий вдох и сосредоточивается на своей любви к ним обеим. Она ясно представляет, как посылает эту любовь своим тетушкам, и вот вокруг них возникает ощущение тепла, привязанности и мира. Лиза обнаружила, что, когда она беспокоится о своих детях или о муже, такая любовная медитация успокаивает ее нервы и помогает облегчить груз проблем, навалившихся на ее семью. Она твердо намерена каждый день из оставшихся до семейной встречи выделять по нескольку минут на то, чтобы послать свою любовь и ощущение гармонии тетушкам.

Билл каждое утро просыпается на рассвете. Ему нравится начинать работать рано утром, пока еще прохладно. Проехав на машине через рощу из кедров и сосен, он входит в ворота парка и обводит его взглядом. Погода прекрасная, и в парке больше людей, чем обычно бывает в это время года. Билл знает, что вскоре услышит смех детей, плещущихся в чистой реке и играющих на зеленых лужайках, и почувствует наполняющий тихое утро аромат бифштексов, пекущихся на гриле. Билл представляет своих предков, гордых индейцев племени чероки, которые когда-то жили на этой земле, наслаждаясь счастьем. Именно поэтому Билл выбрал работу в парке. Он чувствует себя ближе к своему народу и к его наследию, просто зная, что духи предков все еще живут здесь и их не беспокоят бульдозеры и стройка, завладевшие большинством окрестных территорий.

Билл медленно идет к реке и замечает ястреба, сидящего на дереве близ кромки воды. Поворачиваясь, Билл смотрит в сторону каждого из четырех направлений – на север, на юг, на восток и на запад – и просит благословения у Великого Духа. Он находит время поблагодарить Великий Дух за свою жизнь, полную радости и ощущения удовлетворенности. Затем он направляется к хижине хранителя парка, чтобы взять газонокосилку и секатор. На пути – большой павильон для пикника. Проходя мимо него, Билл вспоминает, что вскоре он будет полон родственников, приехавших на встречу друг с другом. Он думает о собственной семье, детях – молодых людях, прокладывающих свою дорогу в этом мире, и старших, гордых своими достижениями и любовью, которой они делятся с другими. Билл чувствует любовь к своей семье и сопричастность к каждому ее члену.

Билл опускает руку в кожаный карман, наполненный хвоей кедра и листьями табака. Он носит их с собой, куда бы ни пошел: хвоя и листья очень пригодятся, как только появится возможность помолиться и попросить благословения у Великого Духа. Сейчас, кажется, как раз подходящее время! Билл опять поворачивается и смотрит в сторону каждого из четырех направлений – на север, на юг, на восток и на запад. Он возносит молитву и предлагает табак предкам и духам холмов, прося ниспослать мир, гармонию и любовь той семье, которая вскоре войдет в павильон.

Кэти трогает прохладную воду большим пальцем ноги. Она видит в воде отражение солнца и облаков и представляет себя высоко в небе, плывущей над деревьями и людьми. Ее двоюродные сестры зовут ее поиграть в прятки. Она бежит прятаться. Ей всего шесть лет, и она достаточно маленькая, чтобы легко проползти под некоторыми кустами и спрятаться как следует. Но, не успев спрятаться, она слышит, как мама зовет ее поесть.

Кэти в возбуждении; ее дедушка, двоюродные браться и сестры, тети и дяди – все здесь. Некоторых из них она едва помнит с прошлого года. Кэти видела дыню, пироги и хот-доги на ярких тарелках и теперь ждет-не дождется, когда можно будет начать есть. Но вместо того чтобы немедленно приняться за еду, семья сначала встает в круг, и все берут друг друга за руки. Говорят, что пришло время произнести молитву в благодарность за каждого из собравшихся и за достаток в жизни. Слезы наворачиваются на глаза некоторых из взрослых, когда они произносят молитву о прабабушке Элеоноре, умершей прошлой осенью. Но Кэти не плачет. Она видит прабабушку Элеонору! Та стоит рядом с прадедушкой, прелестно выглядит, улыбается, и вокруг нее – свет. Кэти тихонько машет прабабушке Элеоноре, и она в ответ подмигивает ей.

Сопутствует ли Скотту удача в выборе места и времени для ежегодной семейной встречи? Является ли простым совпадением то, что с тех пор как он взялся за это, на встрече стало меньше споров и конфликтов? А может, его интерес к числам – всего лишь странное хобби? Способен ли Скотт в действительности получать неизвестную информацию, скрытую в числах и числовых системах?

А Лиза? Она в самом деле чувствует, что ощущают ее тетушки за тысячи километров? Почему она так уверена, что во время семейной встречи между ними возникнет конфликт? Или Лиза просто пессимистка, вот ей и кажется, что все будет хуже, чем может быть на самом деле. Или она и вправду способна посылать любовь и гармонию своим тетушкам и воздействовать таким образом на их чувства и отношения?

Может ли Билл чувствовать присутствие своих предков на тех самых холмах, где когда-то жило их племя? Или он просто великодушный человек, думающий о других? Могут ли его приношения табака Великому Духу и в самом деле дать благо семье, никого из членов которой он никогда не встречал?

У маленькой Кэти просто богатое воображение – или же она в самом деле обладает способностью видеть свою покойную прабабушку и вступать с ней в контакт? А если и так, то сохранит ли она с годами умение контактировать с умершими?

То, что кажется случайным совпадением, может быть, напротив, тщательно спланированной совокупностью наполненных смыслом событий и воздействий. Многие из этих воздействий исходят из нефизических сфер, которые я называю духовными. Духовная (тонкая) и физическая реальности постоянно сообщаются между собой и влияют одна на другую.

Мы интересуемся другими людьми и помогаем друг другу огромным количеством способов. Даже когда нам кажется, что нет никакой реальной возможности оказать такую помощь, мы все равно это делаем. Существует разумная, преисполненная любви энергия – я называю ее Духом, Богом и Божественным Духом, – которой мы можем доверять и с которой способны работать в унисон.

Интуиция - это способность подключаться ко Всеобщему Сознанию, которое видит полную картину происходящего, и получать истинное знание. Интуиция - это собирательное понятие, включающее в себя ясновидение, яснослышание, чувство эмпатии и дар предсказания, поскольку интуитивные знания могут поступать через разные каналы.

Интуитивное знание также может проявляться в виде мыслей и осознаний, внезапно появляющихся в нашем сознании. Это интуитивное знание логически не стыкуется и не вытекает из остальных наших мыслей. Это из разряда: я не могу этого знать, но знаю.

Дар Интуиции есть у каждого человека от рождения, но степень развития этого дара у всех разная.

От чего зависит степень развития Интуиции:

От генетически унаследованных программ: если Ваши предки развивали этот дар и доверяли ему, Вы, скорее всего, интуитивный человек. Если Ваши предки не доверяли этому дару или считали, что Бог несправедлив, предает их и.т.п., то интуиция у Вас может быть сильно заблокирована.

У многих из нас есть исторический страх сойти с ума или быть уничтоженным, если начать ясно слышать голос интуиции.

От уровня духовного развития: если в жизни Вы чаще испытываете любовь и радость, чем обиду, страх и ненависть, то Вам легче слышать голос интуиции и постоянно быть в контакте с ней.

И наоборот: если у Вас накоплено много застарелых тяжелых эмоций: страхов, злобы, обиды, тревоги, ненависть, раздражение и т.п., то вся энергия тратится на поддержание этих энергий, и Ваше тяжелое состояние просто не позволяет Вам услышать голос интуиции.

От мировоззрения: если Вы считаете, что миром правит интеллект, и если что-то не подчиняется логике, то этого не существует, что можно верить только статистике и фактам, то Вы не сможете доверять интуиции, и она замолчит.

От степени использования своего энергетического потенциала: вероятно, Вы слышали, что потенциал мозга человека используется на 3-5 %. Кроме того, обычный человек использует только около 10% своей энергетической системы, поскольку многие каналы заблокированы, а в работе чакр есть существенные искажения. Энергетические блокады ослабляют интуитивные способности. Кроме того, человек постоянно чувствует недостаток энергии.

Заблокирован канал передачи энергии от сердца к мозгу. Это важно, т.к. знание мы получаем через сердце, а не через мозг. Если этот канал заблокирован, знание сердца не воспринимается нашим сознанием.

От степени использования потенциала ДНК. Если Вы не активировали ДНК, то используете его максимум на 20-25%. В наших хромосомах есть «скрытые» части, которые существуют как потенциал. Эти структуры ДНК необходимо активировать, чтобы раскрыть в себе интуицию, способность поддерживать физическое и энергетическое здоровье, способность мгновенно манифестировать изменения реальности, творческие способности, быть постоянно в единстве с Источником Всего Сущего.

Первые практические шаги к активации Интуиции:

Первое, что необходимо сделать для активации интуиции - почиститься от застарелых тяжелых эмоций: страхов, злобы, обиды, тревоги, ненависть, раздражение и т.п. Выражаясь терминами энергетики, необходимо повысить свои вибрации. Вы можете использовать для этого любые доступные Вам духовные технологии - в том числе тетахилинг (thetahealing).

Здесь я приведу 2 метода.

1. Наиболее простой, но мощный метод - это Хоопонопоно.

Он описан Джо Витале в книге «Жизнь Без Ограничений».

Мы очищаем себя, произнося 4 фразы: - Я тебя люблю. - Мне очень жаль. - Прости меня, пожалуйста. - Спасибо.

Мне жаль, что я несознательно, не ведая, оказался частью происходящего, создал его.

Пожалуйста прости меня, ибо я не ведал, что делал, не осознавал, что происходило.

Благодарю тебя, Всевышний, за очищение, за заботу обо мне, потому что одному вам не справиться с этим.

Я люблю тебя — вы воссоединяетесь с Божественным, вы как бы говорите "отведи меня к себе, отведи меня к Всевышнему".

Техника хоопонопоно работает как очищение от тех установок, которые блокируют на подсознательном уровне наше продвижение к счастью и гармонии. «Хо\"о» — «причина», «понопоно» — «улучшение». «Причина» того, что своими мыслями мы создали себе мир-тюрьму — наши же мысли. «Улучшение» — это процесс улучшения этих мыслей в активном «вдумывании», в исцеляющем повторении новых мыслей.

Хоопонопоно для того, чтобы быть в мире с самим собой, чтобы доверять Вселенной вести вас по этой жизни (а доверять - значит ничего не бояться) и, получая и осознавая через вдохновение желания Вселенной, которые она приготовила именно для вас именно на эту жизнь - получать от жизни полное удовольствие (что бы с вами не происходило в любой момент времени).

Вы повторяете эти фразы про себя так часто, как Вам захочется - в любой свободный момент или если Вы в неприятной ситуации, если Вам страшно или больно.

Кроме того, составьте список, перечислите в нем все страхи, присущие Вам, все жизненные ситуации, когда Вам было больно, Вы ненавидели кого-то, боялись кого-то или чего-то.

Вспоминая каждую ситуацию, повторяйте 4 фразы до тех пор, пока не почувствуете принятие ситуации. Затем переходите к следующему пункту списка.

Выделите себе 15-20 минут в день на это упражнение, и Вы удивитесь, как мощно Ваша жизнь и Ваше самочувствие будут улучшаться.

2. Сделайте упражнение «Путь любви»

Составьте список всех людей, на которых Вы когда-либо обижались, злились, ненавидели, раздражались, а также тех, кого Вы когда-либо обидели.

Закройте глаза и сделайте 3-4 глубоких вдоха, произнося про себя: «Я совершенное воплощение божественной любви. Бог есть любовь, а значит, и я есть любовь».

Вызовите в своем воображении образ одного человека из списка. Это может быть член Вашей семьи, друг, подруга, любой другой важный для Вас человек. Представьте, что Вы обнимаете этого человека, произнося «Я люблю тебя». Удерживайте это ощущение любви, позволяя ей заполнить все Ваше существо.

3. Удерживая это ощущение любви, скажите про себя «Я чувствую любовь». Через несколько мгновений произнесите «Я чувствую Бога». Скажите «Спасибо» и позвольте чувству благодарности и признательности наполнить Вас.

4. Оставайтесь в этом состоянии в течение нескольких минут, представляя, как Ваша любовь излучается вовне и охватывает всех людей, мир, Вселенную.

Практикуйте ежедневно и позвольте приятным чудесам войти в Вашу жизнь!