Гласные звуки в слабой позиции таблица. Сильные позиции и слабые позиции гласных и согласных звуков

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звук выступает в своём основном виде, когда он не подвергается позиционно обусловленным изменениям.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

· под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].

· без ударения: [да ма´] -дома´- [да ла´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

· под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо ´ м - [м’ич’о´м]- мячо ´ м - [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

Гласные и согласные звуки
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

Звонкие и глухие согласные звуки
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

Звуки речи и буквы. Алфавит
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

Ударение
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

Произношение гласных
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

Произношение согласных
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

Произношение сочетаний согласных
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

Произношение окончаний -ого -его
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

Произношение заимствованных слов
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.

На конце слова звонкие согласные становятся глухими, оглушаются. Столб мы произносим как стол[п], поход – как похо[т] , гараж – как гара[ш] . То же самое происходит и перед глухими согласными. Сказка читается как ска[с]ка , а лодка – как ло[т]ка.

С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].

В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).

Подберём проверочные слова для наших слов: превратим столб в стол б ик, поход – в похо д ный , лодку – в ло д очку , а просьбу – в про с ить . Вот тогда мы и поймём, какую букву нужно записывать на месте слабой согласной, чтобы сохранить основной принцип русской орфографии – запись настоящей фонемы.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй!

Слабые и сильные позиции есть и у твёрдых и у мягких согласных . По законам русского языка, во многих случаях последующий мягкий согласный заставляет смягчаться предшествующий твёрдый. И твёрдому приходится уступать.

Вот, к примеру, слово мост . Все согласные в нём твёрдые. Но стоит измениться согласному т и превратиться в мягкий, как тут же смягчение распространяется и на соседний [с ] – мо[с’т’]ик . тот же процесс происходит и в парах слов лесной – ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик . Люди по незнанию могут вставлять в этих случаях между двумя мягкими согласными мягкий знак. Делать этого не нужно, поскольку мягкость первого согласного – не настоящая, а приобретённая, «мягкость от соседа».

Бывают случаи, когда в слабых позициях фонемы вообще пропадают . Если рядом оказываются несколько согласных, то средний звук вообще не произносится. Прислушайтесь к словам местный, туристский, голландцы, праздничный . Все ли написанные буквы, отражающие фонемы, реально произносятся? Можно ли подобрать к этим словам такие, в которых фонемы оказались бы в сильной позиции (напоминаем, что главная из них – перед гласной)?

Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный

Порой в словах встречается

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Состав гласных фонем в системе русского языка определяется на основе их смыслоразличительной роли в сильной позиции. Для гласных фонем русского языка абсолютно сильной (и перцептивно, и сигнификативно) является позиция под ударением не между мягкими согласными. Однако в перцептивно слабой позиции фонема не вступает в нейтрализацию с другими фонемами, поэтому для определения состава гласных фонем достаточно учитывать, какая позиция является сигнификативно сильной. Для гласных фонем русского языка это позиция под ударением. В этой позиции различаются шесть гласных: [а] – [о] – [и] – [ы] – [э] – [у]. Но два гласных звука позиционно чередуются: [и]/[ы]. Позиционно чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы. В перцептивно сильной позиции – после и между твёрдыми согласными выступает [ы], однако в начале слова встречается только [и], поэтому его принято считать основным вариантом фонемы, а [ы] только вариацией фонемы <и>. Итак, состав гласных фонем русского языка таков: <а><о>–< и>–< э>–< у> (она [ʌна ], оно[ʌно ], они [ʌн’и ],те – [т’э ], ту – [ту ]).

Сигнификативно слабой для русских фонем является позиция не под ударением. Однако для каждой фонемы это индивидуально. Так, фонема <у> не вступает в нейтрализацию ни с какой другой фонемой. Для <а>, <о> слабыми являются все безударные позиции. В позиции первый предударный слог после мягких согласных вступают в нейтрализацию четыре гласные фонемы <а> –< о> – < э> – < и>: ч[и э ]сы, м[и э ]док, р[и э ]ка, л[и э ]са. Перцептивно слабыми для русских гласных являются позиции: после мягких согласных мят [м’ˑат], перед мягкими согласными мать [маˑт’] и между мягкими согласными мять [м’äт’].

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:

1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а (<з> – <с>);

2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить (<з’> – <’с>);

3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить (<з’>– <’с>).

Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:

1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] (<д>нейтрализуется с<т> в варианте [т]);

2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а (<с’> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]);

3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а (<д> нейтрализуется с <т> варианте [т]).

Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.

По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:

1) Перед гласными <а>, <о>, <и>, <у>, <э>: саду – сяду (<д> – <д’>), нос – нёс (<н> – <н’>), лук – люк (<л> – <л’>), мыл – мил (<м> – <м’>), шест – щель (<ш> –<ш’:>);

2) На конце слова: кон – конь (<н> – <н’>), угол – уголь (<л> – <л’>);

3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько (<р> – <р’>), полка – полька (<л> – <л’>).

Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:

1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить (<з> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]), песнопение – песня (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе (<в> нейтрализуется с <в’> в варианте [в’]);

4) Для зубной <н> – перед передненёбными <ч’> и <ш’:>: кабан – кабанчик (<н> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]), обман – обманщик (<н’> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]).

Особых комментариев требует позиция перед гласной <э>. На протяжении столетий в русском языке действовал закон: согласный, попадая в позицию перед <э>, смягчался. Действительно, в исконно русских словах перед <э> согласный всегда мягкий: лес, река, свет, лето, ветер. Исключение – твёрдые шипящие (шелест, жест), но ведь они исконно были мягкими. Следовательно, позиция перед <э> для согласных была слабой по твёрдости-мягкости. В 20-30 г.г. ХХ века произошли изменения в фонетической системе русского языка. С одной стороны, активно образуются аббревиатуры, которые становятся общеупотребительными словами: НЭП, ДНЕПРОГЭС , ЛЭП . С другой стороны, многие заимствования, переходя в разряд освоенных, минуют стадию фонетической адаптации. Так, к общеупотребительным, без сомнения, относятся слова: антенна, ателье, стенд, теннис, кашне. Согласный перед <э> в этих словах произносится твёрдо. Таким образом, перед <э> в современном русском языке возможны твёрдые и мягкие согласные. Значит, позиция из слабой превратилась в сильную.

Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:

1) Смягчение согласных перед : семья [с’и э м’jа], вьюга [в’jугъ], соловьи [сълʌв’jи], но подъезд [пʌдjэст];

2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].

По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.

Особое положение в системе у заднеязычных согласных. Твёрдые и мягкие заднеязычные согласные позиционно чередуются: мягкие заднеязычные возможны только перед гласными переднего ряда <и>, <э>. В этих позициях не встречаются твёрдые заднеязычные: ру[к]а – ру[к’]и, ру[к’]е; но[г]а – но[г’]и, но[г’]е; сти[х]а – сти[х’]и, о сти[х’]е. Следовательно, твёрдые и мягкие заднеязычные – представители одних фонем. Поскольку в большинстве позиций возможны твёрдые заднеязычные, их считают основными вариантами согласных фонем – <г>, <к>, <х..

Таким образом, состав согласных фонем русского языка таков: <б> – <б’> – <п> – <п’> –<в> – <в’> – <ф> – <ф’> – <д> – <д’> – <т> – <т’> – <з> – <з’> – <с> – <с’> – <м> –<м’> – <н> – <н’> – <л> – <л’> – <р> – <р’> – <ж> – <ж’:> – <ш> – <ш’:> – <ч’> – <ц> – – <г> – <к> – <х> (труба – [труб а], трубя – [труб’ а], тупа – [туп а], тупя – [туп’ а], трава – [трʌв а], травя – [трʌв’ а], графа – [грʌф а], графя – [грʌф’ а], вода – [вʌд а], водя [вʌд’ а], крута – [крут а], крутя – [крут’ а], гроза – [грʌз а], грозя [грʌз’ а], коса – [кʌс а], кося [кʌс’ а], тома – [тʌм а], томя – [тʌм’ а], вина – [в’и э н а], виня – [в’и э н’ а], бела – [б’и э л а], беля - [б’и э л’ а], гора – [гʌр а], горя – [гʌр’ а], дрожа – [дрʌж а], жужжа – [жуж’ :а], спеша – [с’п’и э ш а], треща – [тр’и э ш’ :а], свеча – [с’в’и э ч’ а], моя – [мʌj а], рука – [рук а], нога – [нʌг а], стиха – [с’т’и э х а]).

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.

Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:

1) Выполнить фонетическую транскрипцию;

2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);

3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);

4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.

5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.

Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.

О б р а з е ц.

1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];

2) [п’ьр’и э -п’ис-к-ъ];

3) [п’ ь р’ и э -п’ и с-к-ъ];

+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)

+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)

4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).

5) После проверок переносим запись в фонематическую транскрипцию: <п’эр’эп’иска>.

Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.

Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.

1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?

2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?

4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?

5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?

7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.

8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.

9) Каков состав согласных фонем русского языка?

Практические задания

№1 . Выпишите в рабочую тетрадь определение фонемы. Обоснуйте каждое слово в этом определении.

№2 . Подберите ряды слов, в которых смыслоразличительную функцию выполняют гласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные. Докажите, что смыслоразличительную функцию может выполнять порядок звуковых единиц в слове.

№3. Установите, какие чередования наблюдаются в следующих случаях: а) дом- дома - домовик; б) следы – след; в) подыграть – подпись г) пасти- пастбище; д) зло – злить; е) честь – честный; ж) ходить – хожу; з) морозы – морозить; и) стол – о столе. Какие из этих чередований относятся к фонетическим позиционным? Подберите аналогичные примеры фонетических позиционных и фонетических непозиционных чередований.

№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).

№6 . Докажите, что для чередований [с’]/[ш] и [д‘]/[ж] в парах носить – ношу, ходить – хожу есть исключения и, следовательно, эти чередования относятся к фонетическим непозиционным.

№7 . Покажите, какими разными звуками может быть представлена фонема /з/ (в предлоге без ). Укажите основной вариант данной фонемы, её вариации, варианты.

№8. Затранскрибируйте слова и определите, каким рядом позиционно чередующихся звуков представлены Фонемы <э>, <о>, <а>: бег, бегом, беготня; ход, ходил, ходоки; грозы, гроза, грозовой; злость, мудрость; запись, записать, записывать.

№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?

№10. Подберите примеры, иллюстрирующие нейтрализацию фонем: <б> <п>; <и> <э>; <э> <о>; <д> <д’>.

№11. Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции для гласных фонем: домовик, медонос, золотой, заводной, подписка, рассказ, доброта, юность, копировщик, вата, поле , строгий. Подберите проверки для гласных звуков в слабой позиции. Представителями каких гласных фонем они являются?

№12 . Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости. Подберите фонемные проверки: краб, след, гроз, долог, ястреб, кос (краткое прилагательное), ловкий, кошка, деревяшка, косьба, резьба, вперемежку, подпись, отзвук, отпрыгнуть, бессердечный, беззвучный, рассмешить, разбить.

№13 . Запишите слова в фонетической транскрипции, обозначив сильные и слабые позиции для согласных фонем по твёрдости-мягкости: слон, конь, горка, горько, козлик, песня, вместе, с Витей, гонщик, кабанчик, винтик, разница, съёмный, разветвление . Подберите проверки для фонем в слабой позиции.

№14 . Какие гиперфонемы есть в перечисленных ниже словах: акварель, багровый , левкой, бирюза, жена, склоняться, вдруг, воск, став, свет, везде ?

№15. Приведите примеры слов, в которых есть гиперфонемы: <а/о>; <и/э>; <а/о/э>; <а/о/э/и>; <с/з>; <г/к>; <с’/з’>; <т’/д’>; <с/c’/з/з’>.

№16. Выполните фонематическую транскрипцию слов: молод, летел, показ, прозаик, пробыть, загадка, тихий, кресло, море, подыграть, мыться, керосин , ослеп, снабдить, шкаф, восторг, асфальт, здесь.

№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов

-ость-, -чик-, -от-, -изн- ; в) окончаний имён существительных разных типов склонения, имён прилагательных, личных окончаний глаголов; г) суффикса инфинитива -ть и постфикса -сь возвратных глаголов.

Система и характеристика согласных фонем.

Ученые склоняются считать, что в русском языке 32 согласных фонемы, кроме <г’>, , , <ж’>, <ш’> - вызывают различное отношение <ш’> долг. – употребляется на стыке морфем (разносчик), на стыке звуков (счастье), а сам этот звук очень редок (щука, теща, щит и др.). Не все согласны, что Щ - это фонема. [Ж’] – выступает на стыке морфем (позже), допускается визжать; а сам звук практически не употребляется (вожжи, дрожжи и др.). [Г’], , - (гитара, кислый, хитрый). Грамматика 80 считает [г’], , фонемами. - согласная фонема, сонорная, звонкая, щелевая, среднеязычная, мягкая.

Сильные по звонкости/глухости:

Любая фонема перед гласными;

Перед сонорными;

Перед <в>, <в’>, б ъявление, обв ил);

Слабые позиции по звонкости/глухости:

В абсолютном конце слова (дом);

В середине слова для любого шумного перед шумным (сказ ка);

Сильные по твердости/мягкости:

Для парных по твердости/мягкости в абсолютном конце слова (дрель);

Перед гласными, кроме Э ;

Переднеязычные согласные перед заднезычными твердыми и твердыми губными (дос ка, с бой);

Фонемы <л> и <л’> перед любыми согласными (льна);

Слабые по твердости/мягкости:

Перед Э (дело);

Позиция фонем <н>, <н’> перед <ч>, <щ> (карманчик, обманщик);

Зубные (не боковые) перед мягкими зубными (степь);

Зубные (не боковые, кроме <л’>, <л> ) перед мягкими губными (сбить, отбить);

Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Различаются перцептивные и сигнификативные(от лат. соозначать, различения). Различают сигнификативно сильную и слабую позиции. Сигнификативно сильная позиция – позиция наибольшего различения фонем. Для гласных фонем – позиция ударная, для согласных – позиция перед гласными. Сигнификативно слабая позиция. Для гласных фонем – безударная позиция; для согласных – абсолютной конец слова, в середине слова перед глухими согласными. Перцептивная позиция (от лат. восприятие, идентификация) – отождествляем одно слово с другим. Перцептивно сильная позиция – позиция фонемы, не испытывающей влияния соседних фонем. Для согласных – нет оглушения, озвончение, смягчение, отвердение. Перцептивно слабая – позиция, в которой фонемы испытывают влияние соседних фонем. Для согласных – передвижка; для согласных – оглушение, озвончение, смягчение, отвердение. Различают позиции: сильные и слабые. Сильная фонема – фонема, выступающая в позиции наибольшей дифференциации, т.е. позиция, когда различается большее количество фонем. Слабая фонема – фонема, которая находится в позиции наименьшей дифференциации, т.е. для гласных – безударная позиция; для согласных – абсолютный конец, в середине подвержено изменениям. Абсолютно слабая фонема – фонема, находящаяся в абсолютно слабой позиции. Абсолютно сильная фонема – фонема, находящаяся в абсолютно сильной позиции.



5.Позиционные чередования согласных звуков русского языка: фонетические (согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования, долготе-краткости, согласных с нулем звука) и морфологические. Исторические чередования.

Звук речи – это конкретный звук, реализующийся в конкретных фонетических условиях, зависящих от окружения, речевых особенностей говорящего, речевой ситуации, поэтому следует различать чередование звуков языка, которые вызваны объективными причинами и объясняются законами фонетики и чередования звуков речи, которые носят субъективный характер, часто зависят от воли говорящего.

Чередование звуков РЯ делятся на позиционные и непозиционные.

Позиционные – обусловлены фонетической позицией (вод-вода [во’т]-[в^да], [т]-[д];[о]-[^]. Позиционные чередования могут быть обусловлены не только фонетической позицией)абсолютный конец слова, безударное положение, соседство с другим звуком), но и морфологической позицией.

Непозиционные – не обусловлены фонетической позицией, они связаны с конкретными морфемами (крюк – крючок, друг – дружок, слух – слушок…).

Позиционные чередования делятся на: фонетические и морфологические.

Позиционные чередования.

Фонетические чередования – проявляются в определенной фонетической позиции, они объясняются фонетическими законами (редукция гласных, для согласных – оглушение, озвончение). Фонетические чередования могут быть у гласных и согласных звуков.



Согласные звуки. Различают 5 типов:

1) чередование по звонкости/глухости, такие чередования наблюдаются: в абсолютном конце слова, в середине слова, перед каким-либо согласным. Эти чередования закономерны, объективны. Могут проходить по 2 моделям:

а) позиционная мена перекрещивающегося типа, характерен парным по звонкости/глухости [б]-[п], [в]-[ф]…Например, [дубы]-[б]-[дуп]-[п]-[Б].

б) позиционная мена параллельного типа, характерна непарным согласным по звонкости/глухости. Например, [п’эитух]-[х]-[п’эитуgбы]-[g].

2) чередование по твердости/мягкости – только перед другим мягким согласным – позиционное изменение. Например, [мост]-[с]-[мос’т’ик]-[с’].

3) чередования по месту и способу образования. Например, открыть [^ткрыт’]-отчистить [^ч’ис’т’ит’]-[т]-[ч]. Взрывной-аффриката; зубной-небный;

4) чередование согласных с нулем звука – происходят в группе согласных. Например, [ (с),(т),(л)]-[сл]; [ндск]-[нск]; [т]// с нулем звука;

5) чередование долгих и кратких согласных, происходит в 2-х случаях:

В абсолютном конце слова;

В середине слова перед согласным. Например, группа - много груп ; классный – клас ный; [т- долгий] // [т].

Морфологические. Обусловлены морфологической позицией, а не фонетической. Например: 1) чередование [г] // [ж] перед глагольным суффиксом – И. Флаг- флажить, итог- итожить; 2) перед суффиксом – Н прилагательного. Друг- дружный; тайга- таежный; 3) чередование – согласный в корне 1 и согласных в корне 2 с //СС перед суффиксом – У. Миг- мигнуть; шаг – шагнуть; - называются морфологическими. Их можно считать историческими, т.к. их никак нельзя заменить в настоящее время.

Непозиционные чередования.

Исторические чередования – связаны с конкретной морфемой, их принято обозначать буквами. Всего существует несколько моделей:

1)чередование согласного с согласным с//с.

- х//ш – мех – мешок; слух- слушок;

- г//ж – друг – дружок; подруга – подруженька;

- з//ж – друзья – дружить; коза – кожа;

- с//ш – лес – леший;

2)чередование согласного с 2 согласными с// сс.

- щ//ст – теща – тесть;

- щ//ск – площадь – плоский;

- б//бл – любить – люблю;

- п//пл – купить – куплю;

- м//мл – кормить – кормлю;

- в//вл – травить – травлю;

3)чередование гласного с гласным г//г.

- е//а – лесть – лазить;

- е//о – плести – плётка – плот;

- о//а – слово – слова; сквозь – скважина;

- а (я)//у – тряска – трус; грязь – груз;

Произнесение гласных звуков в потоке речи меняется в зависимости: 1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах); 2) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова); 3) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми), и от некоторых других условий.

В словах [ вал ] и [ вада ] - вода в первом слоге произносится звук [а], но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением, а поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо. В словах [ мал ] и [ м’а л ] - мял гласные звуки стоят под ударением, но и они не одинаковы, так как в слове [ м’а л ] гласный [’а] стоит после мягкого согласного звука [м’] и получает более переднюю артикуляцию. Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков русского языка.

Сильную позицию гласные занимают под ударением: [ мал ], [ мол ], [ мул ], [ м’э л ], [ мыл ], [ м’и л ]. Ударные гласные характеризуются неослабленным произнесением и наиболее отчетливым разграничением. Однако ударные гласные несколько изменяются под влиянием предшествующих согласных. Особенно заметные изменения происходят после мягких согласных; ср.: [ шэс’т’] и [ с’э с’т’]. Поэтому в сочетаниях «мягкий согласный + гласный» проявляются оттенки гласных звуков (фонем) или неосновной вид гласных звуков (фонем). Без существенных изменений, вызванных влиянием соседних звуков, т. е. в своем основном виде, гласные произносятся в начале слова перед твердым согласным под ударением (остров, арка, эхо, ухо, иск) или в качестве самостоятельного слова (звук ы, союз а, предлог у и т. п.).

Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге (вода, весна, переход и т. д.) и в абсолютном начале слова (огород, абрикос, эхолот и т. п.). В других безударных положениях гласные занимают вторую, слабую позицию (пятачок, стулом и др.). В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных звуков в слабых позициях также зависит от качества предшествующего согласного - твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].

Согласные изменяются в потоке речи. Их изменение вызвано положением согласного в слове. Сильную позицию занимают все согласные звуки перед гласными. Именно в этих фонетических условиях различается наибольшее число согласных звуков: дом - том - лом - ком - сом; год - кот - ход и др. В сильных позициях согласные могут изменять свое качество под влиянием последующих гласных. Так, губные гласные огубляют (лабиализируют) предшествующий согласный: в словах там и том согласный [т] произносится не одинаково (во втором слове огубленно). Полнее всего различаются и менее всего изменяются согласные перед гласным [а]: там - дам, мал - мял, сад - рад - чад и др. Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией. Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных. Сильными позициями для шумных согласных, парных по звонкости- глухости, являются: 1) положение перед гласными зуд - суд, жар - шар, гость - кость и т. п., 2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в’] (с последующим гласным) - груб - круп, злой - слой, гнут (глагол) - кнут, зверь - сверь. Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают 1) в конце слова - код [ кот ] - кот [ кот ], луг [ лук ] - лук [ лук ]; 2) перед звонкими и глухими согласными - свадьба [ свад’б ъ ] - пастьба [ паз’д’б а ], пряжка [ п р’ашкъ ] - пешка [ п’эшкъ ] и т.п. В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставляются: на кон- це слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными - шумный звонкий. Категория твердости- мягкости является более характерной, определяющей в русской фонетике. Оппозиции по твердости-мягкости - самый большой соотносительный ряд, он охватывает 30 согласных фонем: Сильными позициями для согласных, парных по твердости-мягкости, являются: 1) положение перед гласными (кроме [э]): к[р]уг - к[р’]юк, [м]ал - [м’]ял, [н]ос - [н’]ёс; 2) положение в конце слова: пло[т] - пло[т’], тро[н] - тро[н’]. Слабую позицию по твердости-мягкости согласные занимают: 1) перед гласными переднего ряда - сено, синий, руке (ср. рука; в исконно русских словах согласные перед мягкие: [п’]ел, [б’]ел, [м’]ера, [в’]ера, [т’]ело, [з’]елень); 2) перед согласными - пастух - пасти [ пас’т’и ], снасть - снять [с’н’а т’] 3) перед фонемой: [п’j ]ю, [б’j ]ю, се[м’j ]я, пла[т’j ]е и др. Непарные твердые фонемы во всех положениях звучат твердо. Непарные мягкие во всех положениях звучат только как мягкие согласные.