Интерьер царских палат 16 века. Государев двор. дворцовые палаты - музеи - история - каталог статей - любовь без условий

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении ин-в. Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты - Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия - своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата - тронный зал русских государей - предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Роскошно убранство "зело чудных палат" - Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото. Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий - компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, - 125 м, высота здания - 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, - Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.

Андреевский зал - главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой - цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева "Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению" 1911 г.: "Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами - гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами - золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают "почти варварское изобилие блеска".

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал " Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России " ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом "За службу и храбрость", высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.

Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.

Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16x16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом "Польза. Честь. Слава"). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Парадная гостиная - это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Личные апартаменты императорской семьи - Собственная половина - не менее богаты, чем парадные помещения. Жилые комнаты расположены в первом этаже. Они вытянуты по главному фасаду и образуют строгую дворцовую анфиладу с окнами на южную сторону. Здесь семь комнат: Столовая, Приёмная (Гостиная) императрицы, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет и Приёмная императора. Большие с высокими потолками комнаты обставлены специально изготовленной для них мебелью и украшены великолепными изделиями из золочёной бронзы, хрусталя и фарфора.

Интерьеры Собственной половины наглядно отражают характерную особенность архитектуры Большого Кремлёвского дворца - его стилевое многообразие. Холодноватая стилизация Столовой с полированным светлым мрамором стен, мраморными вазами-кратерами, скульптурой и напольными светильниками в подражание древнеримским контрастирует с уютом, присущим Гостиной. Мягкие сочетания белого, розового и голубого с золотом, усложнённые волнистые контуры золочёной мебели, изящность и живость лепных и расписных цветочных орнаментов сводов и потолка, хрупкая грация наполняющего комнату фарфора - ваз для цветов, напольных ламп, канделябров - характерные элементы стиля рококо. Невероятно хороша люстра с многочисленными фарфоровыми цветами, вылепленными вручную: своей формой и расцветкой они как будто бросают вызов самой природе.

За Кабинетом находится Будуар. В его оформлении не стремились следовать какому-либо историческому стилю. Комнату обставили и декорировали в духе своего времени. В обивке стен и уютной "стёганой" комфортабельной мебели господствует тонкое колористическое сочетание розового со светлым серо-зелёным и серебристо-пепельным. Главным украшением Будуара является камин, облицованный ярким уральским малахитом. Мелкие пластины малахита так искусно подобраны по цвету и рисунку, что камин кажется высеченным из монолита. Прославленные русские камнерезы создали особую манеру мозаичной работы с малахитом, успешно преодолевая трудности отделки любых округлых поверхностей и гнутых профилей.

Собственная половина Большого Кремлёвского дворца - замечательный музей русского дворцового жилого интерьера, сохранившего облик в почти неизменном виде с 40-х гг. XIX в. Своеобразие этого интерьера состоит в сочетании традиционного и нового, в стремлении уравновесить прекрасное и полезное. Хотя очевидно, что высокое понятие прекрасного порой заменено более земным понятием роскоши и богатства.

Заметки

"Палата покрыта была чистым золотом, украшена многими скульптурами птиц, зверей из драгоценных металлов. Освещалась палата паникадилом в виде льва, держащего в пасти... змею с подвешенными к ней золотыми лампадками".

Арсений Элассонский о Царицыной палате

"...Я был принят царём и поцеловал его руку. Он сидел на возвышении на красивом троне, имея на голове богато украшенную корону и золотой жезл в руке; он был одет в золотую одежду, украшенную драгоценными камнями... Далее вокруг царя сидели его вельможи, богато разодетые в золото и драгоценные каменья".

Антоний Дженкинсон, представитель общества "Московская компания",
о приёме у царя Ивана Грозного (1 557 г.)

Российские ордена почти всегда изготавливались из золота. Первый российский орден - Святого Андрея Первозванного - учредил в 1698 г. Пётр I. Вплоть до 1917 г. он оставался высшей наградой и был восстановлен в 1998 г. Указом Президента Российской Федерации. По старшинству за ним следовали орден Святого князя Владимира 1-й степени (учреждён Екатериной II в 1782 г.) и орден Святого князя Александра Невского (узаконен Екатериной I в 1725 г.). Изготавливали ордена мастера московской Оружейной палаты, а позднее ювелиры Санкт-Петербурга.

Наиболее чтимой российской наградой был военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4 степеней. Он давался лишь офицерам за особые заслуги в военное время, и даже низшая, 4-я степень предоставляла награждённому права потомственного дворянства и возводила его в привилегированное сословие. Полными кавалерами ордена были только генерал-фельдмаршалы М.Б.Барклай-де-Толли, М.И.Кутузов, И.Ф.Паскевич и И. И. Дибич. Для награждения нижних чинов манифестом от 13 февраля 1807 г. ввели Знак отличия военного ордена и медаль "За храбрость", которые с 191 3 г. стали называть Георгиевским крестом и Георгиевской медалью. Их чеканили из серебра и лишь непродолжительное время - кресты 1-й и 2-й степеней и медали - из золота.

Поводом для учреждения ордена Святой Екатерины стал неудачный Прутский поход Петра I против турок. От неминуемого плена царя спасли дипломатические переговоры и драгоценности его жены Екатерины I, использованные для подкупа турецкого главнокомандующего.

Весь текстиль для дворца был изготовлен на московской фабрике Г.Сапожникова. Эти ткани считались лучшими не только в России, но ценились и за рубежом. Фарфор поставлял Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, а мебель -в основном петербургские фирмы Гамбс и Тур.

Борис, Басманов.

Он побежден, какая польза в том?
Мы тщетною победой увенчались.
Он вновь собрал рассеянное войско
И нам со стен Путивля угрожает.
Что делают меж тем герои наши?
Стоят у Кром, где кучка казаков
Смеются им из-под гнилой ограды.
Вот слава! нет, я ими недоволен,
Пошлю тебя начальствовать над ними;
Не род, а ум поставлю в воеводы;
Пускай их спесь о местничестве тужит;
Пора презреть мне ропот знатной черни
И гибельный обычай уничтожить.

Басманов

Ах, государь, стократ благословен
Тот будет день, когда Разрядны книги
С раздорами, с гордыней родословной
Пожрет огонь.

День этот недалек;
Лишь дай сперва смятение народа
Мне усмирить.

Басманов

Что на него смотреть;
Всегда народ к смятенью тайно склонен:
Так борзый конь грызет свои бразды;
На власть отца так отрок негодует;
Но что ж? конем спокойно всадник правит,
И отроком отец повелевает.

Конь иногда сбивает седока,
Сын у отца не вечно в полной воле.
Лишь строгостью мы можем неусыпной
Сдержать народ. Так думал Иоанн,
Смиритель бурь, разумный самодержец,
Так думал и его свирепый внук.
Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро - не скажет он спасибо;
Грабь и казни - тебе не будет хуже.

Входит боярин.

Привели гостей иноплеменных.

Иду принять; Басманов, погоди.
Останься здесь: с тобой еще мне нужно
Поговорить.
(Уходит.)

Басманов

Высокий дух державный.
Дай бог ему с Отрепьевым проклятым
Управиться, и много, много он
Еще добра в России сотворит.
Мысль важная в уме его родилась.
Не надобно ей дать остыть. Какое
Мне поприще откроется, когда
Он сломит рог боярству родовому!
Соперников во брани я не знаю;
У царского престола стану первый...
И может быть... Но что за чудный шум?

Тревога. Бояре, придворные служители в беспорядке бегут, встречаются и
шепчутся.

За лекарем!

Скорее к патриарху.

Царевича, царевича зовет!

Четвертый

Духовника!

Басманов

Что сделалось такое?

Царь занемог.

Царь умирает.

Басманов

На троне он сидел и вдруг упал -
Кровь хлынула из уст и из ушей.

Царя выносят на стуле; все царское семейство, все бояре.

Подите все - оставьте одного
Царевича со мною.

Все удаляются.

Умираю;
Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас
Ты царствовать начнешь... о боже, боже!
Сейчас явлюсь перед тобой - и душу
Мне некогда очистить покаяньем.
Но чувствую - мой сын, ты мне дороже
Душевного спасенья... так и быть!
Я подданным рожден и умереть
Мне подданным во мраке б надлежало;
Но я достиг верховной власти... чем?
Не спрашивай. Довольно: ты невинен,
Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу...
О милый сын, не обольщайся ложно,
Не ослепляй себя ты добровольно -
В дни бурные державу ты приемлешь:
Опасен он, сей чудный самозванец,
Он именем ужасным ополчен...
Я, с давних лет в правленье искушенный,
Мог удержать смятенье и мятеж;
Передо мной они дрожали в страхе;
Возвысить глас измена не дерзала.
Но ты, младой, неопытный властитель,
Как управлять ты будешь под грозой,
Тушить мятеж, опутывать измену?
Но бог велик! Он умудряет юность,
Он слабости дарует силу... слушай:
Советника, во-первых, избери
Надежного, холодных, зрелых лет,
Любимого народом - а в боярах
Почтенного породой или славой -
Хоть Шуйского. Для войска нынче нужен
Искусный вождь: Басманова пошли
И с твердостью снеси боярский ропот.
Ты с малых лет сидел со мною в Думе,
Ты знаешь ход державного правленья;
Не изменяй теченья дел. Привычка -
Душа держав. Я ныне должен был
Восстановить опалы, казни - можешь
Их отменить; тебя благословят,
Как твоего благословляли дядю,
Когда престол он Грозного приял.
Со временем и понемногу снова
Затягивай державные бразды.
Теперь ослабь, из рук не выпуская...
Будь милостив, доступен к иноземцам,
Доверчиво их службу принимай.
Со строгостью храни устав церковный;
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
О милый сын, ты входишь в те лета,
Когда нам кровь волнует женский лик.
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет.
В семье своей будь завсегда главою;
Мать почитай, но властвуй сам собою.
Ты муж и царь; люби свою сестру,
Ты ей один хранитель остаешься.

Феодор
(на коленях)

Нет, нет - живи и царствуй долговечно:
Народ и мы погибли без тебя.

Все кончено - глаза мои темнеют,
Я чувствую могильный хлад...

Входит патриарх, святители, за ними все бояре. Царицу ведут под руки, царевна
рыдает.

Кто там?
А! схима... так! святое постриженье...
Ударил час, в монахи царь идет -
И темный гроб моею будет кельей...
Повремени, владыко патриарх,
Я царь еще: внемлите вы, бояре:
Се тот, кому приказываю царство;
Целуйте крест Феодору... Басманов,
Друзья мои... при гробе вас молю
Ему служить усердием и правдой!
Он так еще и млад и непорочен...
Клянетесь ли?

Клянемся.

Я доволен.
Простите ж мне соблазны и грехи
И вольные и тайные обиды...
Святый отец, приближься, я готов.

Начинается обряд пострижения. Женщин в обмороке выносят.

Палаты бояр Романовых в Зарядье, Москва melanyja wrote in March 10th, 2010

Посещение палат бояр Романовых состоялось во время прогулки по Китай-городу

Каменные палаты были построены в середине XVI века на дворе Никиты Романовича Юрьева, который в 1540-х гг. женился на Варваре Дмитриевне Ховриной (ум.1555) и получил усадьбу в это время.
Никита Романович - брат первой жены царя Ивана IV Анастасии, член Боярской думы (1562), участник Казанского похода и Ливонской войны, был в составе земского правительства, участвовал в международных переговорах, заключении мира с Польшей, по завещанию Ивана Грозного один из опекунов царя Фёдора Иоанновича, однако в том же году заболел (был парализован), скончался в 1586 году в возрасте примерно 58 лет, приняв монашеский постриг с именем Нифонта.
От второго брака с княжной Евдокией Александровной Горбатовой-Шуйской (с 1555, ум. 1581) имел сына Фёдора Романова, будущего Патриарха Филарета и отца царя Михаила Романова.


После воцарения Романовых их двор был передан Знаменскому монастырю, оснванному царем Михаилом Фёдоровичем в 1629 году. в 1857 году палаты были выкуплены в казну и в них организован музей. Проект реставрации палат был подготовлен архитектором Ф.Ф. Рихтером, за образец взят Теремной дворец в Кремле. в 1858 году император Александр II присутствовал на молебне по случаю основания музея. Были найдены некоторые элементы старинной отделки, но основное оформление интерьера было выполнено мастерами XIX века - московские мастера купцов Бутенина и Челнокова, Степанова, Соловьёва, Бирклунда. Кожаные обои XVII века специально для музея были подарены бароном Смолиным. И другие частные лица и коллекционеры вносили подарки. Закупались предметы интерьера в монастырях, личные вещи царей выделены Оружейной палатой.

Музей боярского быта и династии Романовых был открыт в 1859 году, первый смотритель М.Холин. Особые торжества состоялись в 1913 году в честь трёхсотлетия династии.
с 1918 года музей в ведении Наркомпроса, с 1923 года музей открылся вновь как дом боярского быа XVII века. Из музея были изъяты личные вещи Романовых, экспозиция сократилась, отделка переделана, но появились новые вещи из частных собраний. с 1926 года на верхнем этаже устраивались тематические выставки (антирелигиозные, или "боярин-крепостник"), в 1930-е гг. экспозиция была ещё сокращена так как "эмоциональный показ культуры быта господствующего класса может быть вреден", в тоже время работа музея была направлена на привлечение иностранных туристов.
Во время войны здание использовалось сторонними организациями, только в 1951 году проведена реставрация.
В связи со строительством гостиницы Россия палаты планировалось передвинуть, но к счастью, этого не произошло. В 1984-91 гг. проведена научная реставрация с учетом работы Ф.Ф.Рихтера, которая уже была признана первым опытом научной реставрации в России. В ходе последних работ (руковоители А.Векслер. А. Успенская) были восстановлены многие детали XVI-XVII вв., из фондов Исторического музея перенесены ценные экспонаты, в том числе книги. В тоже время некоторые помещения оказались утраченными.

Экспозиция начинается с макета палат и некоторой информации о музее

Подвальное помещение с кладкой XVI века

"Белый подвал", где хранились вещи хозяев палат

поднимаемся на средний этаж

"Крестовая палата" - гостиная, интерьер воссоздан в XIX веке, но частично отделка и предметы XVII века

шкаф конца XVII века и портрет боярина Т.Н.Стрешнева, родственника Романовых

библиотека, книги, изданные в XVII веке

печные изразцы

кабинет боярина

экземпляр Соборного Уложения 1649 года

изразцы

комната "старших сыновей"

также небольшие выставки предметов быта в прихожих

На верхнем этаже комната хозяйки дома, совмещенная с детской

Светёлка - комната девушек

Предметы рукоделия и образцы средневековых тканей

Ткацкий станок

В XIX веке в музее также была опочивальня, молельня, поварня. Сейчас этих интерьеров нет, поварня законсервирована в музейной пристройке (в средневековом русском городе кухня находилась отдельно от жилых помещений).

музейный двор

во дворе надгробия XVII века времен Знаменского монастыря.

Источники:
Г.К.Шуцкая. Е.А.Трегубова. Старый дом на Варварке. Москва, ГИМ, 2007
Биография Никиты Юрьева

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении интерьеров.
Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты - Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия - своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата. Красное крыльцо Грановитая палата. Грановитая палата.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата - тронный зал русских государей - предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Царицына палата (три окна под желтым сводом) Царицына палата (рисунок) Царицына палата (рисунок)

Роскошно убранство "зело чудных палат" - Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото.

Теремной дворец Теремной дворец. Золотое крыльцо Теремной дворец. Вход Теремной дворец. Приемная Теремной дворец. Круглая печка

Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Теремной дворец. Царский кабинет

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий - компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Владимирский зал

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, - 125 м, высота здания - 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, - Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.
Андреевский зал - главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой - цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

Андреевский зал

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева "Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению" 1911 г.: "Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами - гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами - золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают "почти варварское изобилие блеска".

Александровский зал

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал " Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России " ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом "За службу и храбрость", высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Георгиевский зал

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.
Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.
Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16x16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом "Польза. Честь. Слава"). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Владимирский зал. Центральная люстра

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Екатерининский зал

Парадная гостиная - это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Парадная гостиная

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Парадная опочивальня Парадная опочивальня

Теремной дворец. Царская приемная

Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом . Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.

Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.

Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.

Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.

Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».

Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.

Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.

Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).

Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.