Как нарисовать русский народный платок. Художественные техники. Как нарисовать платок карандашом поэтапно

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

Матвеева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по программе «Планета Знаний», автор учебника Н. М. Сокольникова. Данная тема входит в раздел «Мир народного искусства». Материал может быть полезен учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов, которые сами ведут изобразительное искусство, а также педагогам по художественным направлениям внеурочной деятельности.

Тема урока «Павловопосадские платки»

Цель: Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.
Задачи:
- продолжить знакомство с традиционными народными художественными промыслами;
- обучать умению рисовать павловопосадские цветы;
- воспитывать любовь к традиционным народным художественным промыслам.


В результате урока учащиеся должны освоить следующие навыки:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание сопричастности к культуре своего народа,
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
основ эмоционально ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов;
- рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках;
- повторять образцы павловопосадских цветов.
- решать творческую задачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь).
- рисовать угол платка с павловопосадскими узорами (простой карандаш).

- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно – творческой работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- анализировать, из каких деталей состоит объект.
- изучать какие платки и шали носят женщины в крае.
- вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах.
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
- участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять,
отрицать суждение, приводить примеры.
Учебно – методический комплект:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: Астрель.

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация к учению.
Учитель:
Проверьте, всё ли в порядке?
Кисти, краски и тетрадки?
Добрый день, ребята! Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте.
(Звучит песня в исполнении Таисии Повалий «Оренбургский пуховый платок»).
Учитель: Ребята, откройте глаза и скажите, что Вы представили? Какие чувства вызвала у Вас эта песня? О чём она?

II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, предлагаю Вам поработать в группах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
(Повторение правил работы в группе).
Учитель: Внимательно посмотрите на фотографии с изображением разных платков. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
Каждой группе предлагается набор фотографий. Группы делят их по определённым признакам (по цвету, по форме, по рисунку). Далее следует обсуждение.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, хочу обратить Ваше внимание на группу платков одинаковых по своему рисунку.
(Учитель помещает фотографии этой группы на доску).
Учитель: Кто знает, как называются эти платки? Посмотрите ребята, что у меня в руках?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель (накинув на плечи платок):
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павлопосадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!


Учитель: Да, ребята, у меня в руках – павлопосадский платок. И, как Вы, наверное, уже догадались тема сегодняшнего урока: «Павловопосадские платки». Мы продолжаем знакомиться с традиционными народными художественными промыслами. Будем учиться рисовать павловопосадские цветы.
IV. Знакомство с новым материалом.
(Далее можно показать презентацию по данной теме).
Примерный рассказ по теме
Павловские платки своё название получили от названия небольшого города Павловский Посад, который расположен в Московской области. Это один из старейших российских центров, в котором изготовляли платки. В 19 веке в Павлове на ярмарках большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки. Как можно было не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом. Бывают платки с кистями и бахромой, большие и маленькие. Абсолютно всем и платки были к лицу! Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.
Со временем машинное производство стало вытеснять ручное. Набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов. Живописные павловопосадские платки знамениты не только в России, но и во многих странах мира.


Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах. Они придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.
Следует отметить, что павлопосадские набивные платки производятся уже более 200 лет. Они стали неотъемлемой частью культуры России.Традиционные рисунки – это цветы и листья. Цветущие ветви розы и лилии – знак древа жизни, райского сада. Позже появился рисунок «турецкий огурец». Со временем появились и другие мотивы, отвечающие тенденциям современной моды. Рисунок располагается симметрично от центра. Для одного платка используется 18-23 тонов, сочетание цветов гармоничное и правильное, поэтому павлопосадские платки такие яркие и универсальные. Изначально преобладали насыщенные цвета - бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый - обозначающие богатство.
V. Физкультминутка. Танец с платком.
(Дети выполняют движения под музыку).


Работа учебником (с. 84–85 учебника).
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
- Какую форму имеет платок? (Квадратную).
- Чем украшены платки? (Цветами).
- Какими цветами? (Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков).
- Какого цвета фон платков? (Зелёный, синий, красный, белый).


VI.Творческая работа. Закрепление знаний, навыков.
Выполнение практической работы.
1.Демонстрация образцов рисунков.
(Каждому ребёнку раздаётся угол платка из белой бумаги).



2.Выполнение учащимися практической работы.
(Задание в рабочей тетради выполняется гуашью).
(В момент выполнения практической работы можно включить песню в исполнении Ани Лорак «Синий платочек»).
3. Контроль за выполнением практической работы.
VII. Анализ работ учащихся.
Выставка работ.
VIII. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
Учитель: Посигнальте, какое у Вас настроение от урока? Что понравилось? Чему ещё придётся поучиться? Где может пригодиться Вам полученный на уроке материал? Спасибо за урок!




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи.

  • Ознакомить с искусством художественной росписи тканей на примере павловопосадских платков.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.

Прогнозируемые результаты : учащиеся научатся эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

Учебные материалы:

  • ПК, презентация “Павловопосадские платки”,
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс/Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Горяева Н. А. и др.Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского.

У учеников: заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка, платок.

Предварительная подготовка к уроку . Ученики выясняют в общении с мамой и бабушкой, какие платки они особенно любят и почему, приносят в класс платок для праздничной экспозиции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, икакую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).

III. Рассказ учителя.

Учитель. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль” , заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.

Чтение учащимися стихотворений.

Город Павловский Посад
Славен мастерами,
Знают люди: стар и млад
О платках с цветами.
Подарили мне платочек,
Он цветёт, как летний сад.
Оказалось, это чудо
Сделал Павловский Посад.
Как накину я на плечи
Расписную эту шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда-то вдаль.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка.

IV. Демонстрация презентации “Платки из Павловского Посада” сопровождается рассказом учителя.

Показ 1-3-го слайдов.Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад. Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из шерсти, хлопка и шёлка.

Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

Показ 4-го и 5-го слайдов. История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века, спустя полвека с момента основания фабрики.Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, затем купеческого и крестьянского. Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более дешёвых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Показ 6-го слайда. На предприятии сложилась единственная в своем роде павловопосадская школаплаточного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается Художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного рецепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Показ 7-го слайда. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: “манеры” и “цветки”. “Цветки” резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Их изготовление было трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определённую глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски.Изготовление “цветок” и “манер” на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Показ 8-го слайда. На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как "пунц, бордо, золото, салат, оранж, зелёный, бирюза, фиолет". С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов.

Показ 9-го слайда. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!

Показ 10-го и 11-го слайдов. Печатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы - от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски - выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Показ 12-го слайда.С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок достигающих 23-х, которые по своему внешнему виду и качеству превосходят изделия, печатаемые ранее.

Показ 13-го слайда. Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

Показ 14–20-го слайдов. Павлопосадские платки.

Показ 21–25-го слайдов. Женские портреты в платках и шалях.

Показ 26-го слайда. В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

Показ 27-го слайда.Толковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении).

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.

НАБИВНО"Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ"РА.устар. Фабрика, преимущественно текстильная.

Учитель. Что нового узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось, запомнилось? (Ответы детей).

V. Физкультминутка.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сидя на корточках, сомкнув руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

VI. Выставка женских платков.

Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка женских платков разного эмоционального звучания. Дети выходят к доске по рядам с платками своих мам, бабушек или сестёр и демонстрируют их. Ученики, рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности платка (мамин, бабушкин, младшей сестрёнки или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

Учитель. Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка.Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)? (Ответы детей).

Учитель. Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов.В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами).

VII. Работа с учебником с.30 - 33

Чтение текста учебника.

Ответы на вопросы учебника после чтения.

  1. Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива? (Ответы детей).
  2. Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
  3. Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
  4. Кому бы могли предназначаться такие платки? (Ответы детей)

Учитель. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из Мастеров ведущий?

Ученики. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое. А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

VIII. Практическая работа: создание эскиза росписи платка.

Учитель. Ребята, по заданию учебника нарисуйте платок для своей мамы и ещё платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните светлой краской, используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

IX.Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради с.10.

Учитель. Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

На доске устраивается выставка детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.

Использованые материалы.

  1. Неменский Б.М. - Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
  2. http://platki.ru
  3. http://www.kleopatra.ru
  4. http://muztunes.net
  5. http://slovonline.ru
  6. http://www.artgalery.ru
  7. http://kykolnik.dreamwidth.org

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изобразительное искусство Урок составлен на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменского Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 (МБОУ СОШ № 3) Тема урока: «Мамин платок» Учитель: А.М. Бурлакова Класс: 3 – в 2015 год г.Сургут

Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »

По одежде встречают, по уму провожают

Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький. Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе … платочек

Песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Производство было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным.

В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную. Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка». Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска - «цвéтка».

Автоматы позволили разгрузить мастеров набойщиков, но не беспокойтесь, это по прежнему прекрасное качество!

«Солнечное лето» «Южная ночь» Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется цветок - лилия. Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах - это роза. «Вечерний сад»

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка - от крупного по краям к мелкому в центре. По углам - крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами

Три волшебных брата

Мастер Постройки

Определяем центр при помощи диагональных линий. Размещаем узор в центре.

Мастер Изображения

Мастер Украшения Тёплые и холодные цвета.

Ритм- это чередование элементов

План работы: Выбери расположение узора. Выбери изображение на платке. Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора.

Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация используется в 3 классе при изучении темы "Искусство в твоем доме" (программа Неменского). Работа представляет собой видеоряд с изображениями различных книжек-игрушек и призвана акт...

Презентация начинается с показа первых цветов, использованы стихи, показано поэтапное рисование нарциссов....

Презентация к уроку ИЗО по историческим событиям.

На уроке ребятам предлагаеися нарисовать русского богатыря. Перед этим проводится беседа о великих событиях в истории Руси - Ледовое побоище и Куликовская битва. Рассмотрев картины, посвященные...

Под платком обычно подразумевают небольшой кусок ткани прямоугольной формы. Девушки используют его в качестве украшения или одежды. Среди мужчин так же встречаются любители платков, но реже. Существуют такие виды:

  • Русский национальный платок;
  • Косынка – треугольный ситцевый платок;
  • Фушю – тонкий платок из легкой ткани, прикрывающий шею;
  • Муфия – это арабский мужской головной убор;
  • Хиджаб – исламский женский головной платок;
  • Бандана – платок, который одевают на лоб;
  • Кашне – укрывает нижнюю часть лица, включая нос;

В моем примере мы узнаем как рисовать платок, который является частью женской одежды. Это классический вариант, который используют не только в России, но и по всему миру. Различите только в узорах и материале, из которого он изготовлен.

Как нарисовать платок карандашом поэтапно

Шаг первый. Я никогда не рисую вещи в вакууме, то есть отдельно от мира. В моих уроках ты всегда увидишь целостную картину происходящего. Поэтому я рисую набросок девушки, которая будет носить платок. Шаг второй. Делаю разметку лица и показываю элементы одежды. Шаг третий. Прорисовываю платок, в который обернута девушка и узор на нем. Рисую волосы девушке. Шаг четвертый. Надо уделить много времени узорам на платке. Шаг пятый. Если добавить теней и поправить контуры рисунок платка будет выглядеть гораздо красивее и реалистичнее: Советую нарисовать еще другие элементы одежды, например.

З наменитый павловопосадский платок - популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам - как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС

Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС

Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами - «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор

Павловопосадская платочная мануфактура

Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»

Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.

Долгое время фонами для платков служили три цвета - черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные - розовый, зеленый и голубой - появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них - «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив - объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.