Как называется усадьба в парке останкино. Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века. Судьба поместья после Октябрьской революции

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Большой интерес представляет он и как памятник эпохи крепостничества, музей творчества крепостных художников. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Нам известны имена лишь немногих из них. Но и те сведения, которыми мы располагаем, и, конечно, сами собранные ценнейшие коллекции говорят об исключительной их одаренности и самоотверженной любви к искусству. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля.

В конце XVI в. село Останкино (тогда Осташково) принадлежало В.Я. Щелканову. Усадьба состояла из боярских хором, деревянной церкви, пруда перед ней, хозяйственных построек. Уже в те времена здесь были высажены сибирские кедры и дубовая роща, которая частично сохраняется до сих пор [Соловьев, 1958]. С 1611 г., после того как село перешло во владение Черкасских, начинается новый период развития усадьбы. К 1646 г. здесь уже числилось 37 дворов, в том числе 12 из них принадлежало сокольничьим, 9 - псарям, 7 - конюхам и 3 - садовникам. Это говорит о ярко выраженном увеселительном характере усадьбы, который сохранился и в дальнейшем, уже при других владельцах (довольно редкий пример, когда основное назначение усадьбы не меняется на протяжении почти трех веков). Уже в середине XVII в. здесь при новых хоромах был создан сад. В 1683 г. крепостной зодчий П.С. Потехин рядом с прудом строит каменную церковь - замечательный памятник русской архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко, поражающий и сейчас своим праздничным нарядом, легким многокупольным силуэтом, богатством и разнообразием архитектурных форм *. С этих пор по сей день в состав останкинского ансамбля входят три основных компонента: дворец, парк и церковь, которая напоминает нам о самом первом периоде его создания.

* Сведения о садах Останкина содержатся в следующих работах: [Чепурина. 1976; Соловьев, 1958; Елизарова, 1966; Вейнер, 1910; Кланг, 1927; Виноградов, 1929; Михайлов, 1976; Ленская 1982; и др.].

В начале XVIII в. усадьбой владеет князь А.М. Черкасский. Он большую часть времени проводил в новой столице, а позже - в Сибири и мало что мог сделать для украшения усадьбы. К тому же население Останкина сократилось из-за наборов в солдаты и отправки мастеров на стройки в Петербург. Только с 1739 г. А. М. Черкасский вновь смог заняться благоустройством своей любимой подмосковной усадьбы. Останкино становится местом проведения празднеств, охотничьих и других увеселений. Здесь уже тогда давались концерты, балы и «машкерады» для московской знати. Посещение такого праздника считалось большой честью.

Известно, что в состав регулярного сада при дворце входили липовые аллеи, кедровая роща, насаждения дуба, клена, цветники, крытые огибные дороги [Чепурина, 1976]. Рядом в плодовых садах росли яблони, груши, вишня, красная и черная смородина, крыжовник, малина, в парниках выращивали дыни и арбузы, имелось и большое оранжерейное хозяйство, поставлявшее на праздничный стол заморские фрукты.

В 1743 г. дочь А.М. Черкасского выходит замуж за графа П.Б. Шереметева - богатейшего вельможу, сына фельдмаршала - соратника Петра I, владельца другой крупной подмосковной усадьбы, Кусково. Усадьба опять перестраивается, но ее планировка, судя по генеральному плану межевания, составленному в 1766 г., остается предельно простой: дорога из Москвы проходит мимо плотины пруда, за ним церковь и почти квадратной формы регулярный сад, пересеченный крест-накрест и по диагоналям прямыми аллеями. В торце главной аллеи, проложенной в северном направлении от здания церкви,- господский «увеселительный» дом. К саду с севера, запада и юга примыкает лес, а с востока - небольшая слободка дворцовых служащих и мастеровых. Хозяин усадьбы живет постоянно в Кускове, там же предпринимает он и основные строительные работы. Останкино для него главным образом хозяйственная вотчина, здесь в теплицах выращивают лимоны и персики, гранаты и миндаль, фиговые и оливковые деревья. В саду к этому времени уже имелось пять крупных оранжерей, питомник, где выращивался сибирский кедр, цветники.

Основной период формирования ансамбля наступает в конце 1780-х годов, после того как усадьбу наследует Н.П. Шереметев.

Предстоящему расцвету ансамбля Останкино способствовал ряд обстоятельств. Н.П. Шереметев сосредоточил в своих руках несметные богатства, он был владельцем 210 тыс. крепостных, его имения находились в 17 губерниях и насчитывали 825 ООО десятин земли [Лепская, 1982]. В отличие от отца и деда его не увлекает ни военная, ни чиновничья карьера, свободное время он посвящает музыке, театру, изобразительным искусствам. Хозяин имения прекрасно образован, имеет связи с самыми передовыми людьми русского и западного искусства, много путешествует. В Кускове и Останкине он отбирает самых способных крестьянских детей для занятий всевозможными художествами, обучает их пению, танцам, расширяет актерскую труппу. Возможно, что в стремлении Н.П. Шереметева превратить Останкино в лучшую подмосковную усадьбу большую роль играли и причины личного порядка.

Его не устраивает старый «увеселительный» дом; увлеченный театральным искусством, он решает строить здесь специально оборудованный дворец-театр для труппы крепостных актеров. При этом Останкино явно предпочитается роскошному Кускову - усадьбе, которая была благоустроена и украшена его отцом и где лет десять тому назад был также создан театр. По предположению Ю. Шамурина, Н.П. Шереметев предпочел Останкино из-за крепостной актрисы П.И. Ковалевой, которой он был увлечен и которую хотел избавить от лишних унижений, так как в Кускове «все напоминало о ее скромном происхождении и прежней жизни. Еще более вероятно, что «мания строительства», по выражению Екатерины II в письме к Гримму, охватившая русских бар в конце XVIII в., не обошла и Н.П. Шереметева. Кусково было созданием его отца, Петра Борисовича, человека елизаветинского времени; сын, воспитанный на Западе новыми художественными течениями, едва ли удовлетворялся кусковскими затеями...» [Шамурин, 1912. С. 52].

К проектированию своей останкинской резиденции Н.П. Шереметев привлекает лучшие художественные силы, по при этом основные решения принимает он сам, отбирает и оценивает проекты, дает указания авторам, имея в виду свой замысел - создать здесь своеобразный дворец искусств, дворец-театр, дворец-музей, где должны найти место библиотека, научные кабинеты, картинная галерея и в то же время жилые помещения для многочисленных гостей. Сам этот замысел очень характерен для тенденции просветительства, охватившей в эту эпоху часть русского дворянства. Оставаясь на позициях крепостничества, екатерининские вельможи в то же время считали нужным разделять и некоторые взгляды, выраженные передовыми мыслителями, начиная с Ф. Вольтера и Ж.Ж. Руссо. В соответствии с этим Останкино проектировалось в духе нового художественного направления - классицизма с его ориентацией на идеалы гражданственности и просвещения.

После того как Н.П. Шереметева не удовлетворили проекты архитекторов Ф. Казне и Д. Кваренги, он поручает строительство своим крепостным зодчим А.Ф. Миронову и Г.Е. Дикушину, которые ранее строили театр в Кускове. Позже к ним примкнет П.И. Аргунов, тоже крепостной Н.П. Шереметева. К 1792 г. театральный корпус дворца был в основном готов. Строительство продолжалось, и к 1798 г. он был дополнен павильонами, флигелями, проходными галереями и пристройками со стороны парадного двора и парка.

Когда изучаешь сложный, состоящий из многих взаимосвязанных элементов план дворца, то нельзя не отметить теснейшее взаимопроникновение архитектуры и ее внешнего окружения. Пространство парка расчленяет его объем, приобретает некий полуинтерьерный характер между многочисленными выступами-ризалитами. С другой стороны, сами эти выступы, например ротонда в западном крыле здания, имеют вид парковых павильонов. Эта особенность ансамбля была подмечена И.Г. Семеновой [Кусково. Останкино. Архангельское, 1973].

Постройка нового дворца-театра повлекла за собой перепланировку и расширение старого парка. В 1793 г. А.Ф. Миронов составляет проект его центральной части, примыкающей к зданию дворца. Увеселительный сад состоит из обширного партера, боскетов-огородов за ним и двух участков, решенных в пейзажном стиле и примыкающих к западному и восточному флигелям дворца. Несмотря на то что пейзажные участки были распланированы живописно, в «английском вкусе», все же сад в целом сохраняет регулярный характер и большую его часть занимают боскеты с «кухонной зеленью», партер и прямые аллеи в старой, западной части. Зеленый ковер партера, слегка пониженный в центральной части, окаймляется огибной дорожкой-трельяжем. На ее фоне хорошо выделяются беломраморные бюсты-гермы и вазы. За «ковром» располагается открытая площадка круглой формы. В таком решении чувствуется мысль автора создать своего рода зеленый зал, четко выделенный в пространстве сада и примыкающий непосредственно к зданию театра. Очевидно, «зал» предназначался для театральных действий и должен был дополнять небольшой по размерам зал в самом дворце. Да и весь увеселительный сад представляется А.Ф. Миронову композиционным продолжением дворца, органично увязывается с ним, становится как бы зеленым «фойе» театра, кулуарами для прогулок в антрактах. Ось симметрии сада ориентировалась теперь на центр северной лоджии дворца, рисунок боскетов по обе стороны этой оси намечается одинаковым. В то же время пейзажные участки, хотя и расположены по отношению к оси строго симметрично, решены по-разному: в западном предусматривается устроить китайскую рощу с амфитеатром, обращенную к Итальянскому павильону, в восточном рисуется сеть прихотливо изогнутых дорожек и небольших лужаек. Весь придворцовый сад ограничивается валом и рвом с водой, который четко отделяет его от остального парка.

Устройство парка теснейшим образом связано с внутренней планировкой дворца - и это не случайно, ведь к этой задаче А.Ф. Миронов обращается, продолжая работы по интерьерам. В такой же мере, как партер является «продолжением» театрального зала, а китайский амфитеатр дополняет Итальянский павильон (служивший как бы музеем скульптуры), живописно решенная площадка в восточной части сада становится зеленым кулуаром концертного зала в Египетском павильоне. При этом пространственное решение всех этих трех участков строго симметрично и ориентировано на центры соответствующих архитектурных объектов. Таким образом, в придворцовом саду выявляются как бы три оси: одна главная, пересекающая партер и выводящая в глубину парка, и две дополнительные, продолжающие поперечную ось дворца, проходящую через главный корпус, галереи и павильоны. Более того, намечены и дополнительные оси меридионального направления, ориентированные на северные входы в Итальянский и Египетский павильоны и отмеченные входами в каждый из двух малых пейзажных садов.

А.Ф. Миронов стремится по возможности сохранить старый сад с его шпалерами, аллеями и цветниками. Это приводит к тому, что его проект имеет несколько двойственный характер - отдавая дань новомодному увлечению пейзажным стилем, он в то же время не решается отказаться от сложившегося регулярного характера старого сада.

Очевидно, это и послужило причиной того, что Н.П. Шереметев, не удовлетворенный планом А.Ф. Миронова, предложил переделать проект П.И. Аргунову.

П.И. Аргунову принадлежит самая видная роль в создании дворца и парка Останкино. Он родился в 1768 г. в семье крепостного Шереметева талантливого живописца И.П. Аргунова и с детства был погружен в Атмосферу творческой деятельности. В 1788 г. он с семьей переезжает в Москву, учится живописи у отца, а затем архитектуре в школе и мастерской В.И. Баженова. В строительстве останкинского ансамбля он принимает участие начиная с 1793 г., выполняя самые ответственные работы.

Он проектирует и осуществляет художественное оформление ряда павильонов, интерьеров, пристроек, руководит отделочными работами. П.И. Аргунову поручалось также уточнение эскизов других зодчих. Он глубже проник в суть пейзажных приемов паркостроительства, чем его старший товарищ А.Ф. Миронов. Перед тем как обратиться к Останкинскому парку, он, конечно, видел уже новые пейзажные сады в Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, кроме того, он работал в Гатчине, где в эти годы создавались пейзажные композиции вокруг озер.

Проект П.И. Аргунова более соответствует духу времени, в нем решительнее вводятся пейзажные приемы планировки, а регулярные элементы хотя и сохраняются, но уже не играют большой роли.

Рисунок боскетов остался прежним, но теперь вдоль аллей располагались молодые деревья, кустарники, а на их пересечениях - крупные взрослые деревья. Партер окончательно теряет свой регулярный характер и превращается в поляну удлиненной формы, окаймленную «свободными» группами деревьев, кустарниками и крытой дорожкой, которая к этому времени, очевидно, уже была устроена. П.И. Аргунов отказывается от создания китайского амфитеатра у Итальянского павильона, но предлагает «Парнас» посреди лужайки в восточной части сада. Такое решение рассчитано на создание живописной картины со стороны лоджии. В центре сада - освещенная солнцем поляна, она расчленена «кулисами» из лиственниц, дубов и кленов на несколько отстоящих друг от друга зрительных планов, создающих полный эффект глубокой перспективы.

Романтическую ноту в пейзаж вносила руина Миловзор на вершине горки Парнас, а чуть поодаль от нее, ближе ко рву, - беседка «наподобие храма».

Вариант П.И. Аргунова и был принят в 1795 г. к исполнению. Поляну-партер, горку Парнас, величественные статуи, лиственницы можно видеть здесь и сейчас.

Парк Останкино выходил, однако, далеко за пределы придворцовой части. К северу от нее был выкопан большой пруд, берегам которого были приданы «естественные» очертания полуостровов и заливов. Прогулка вокруг пруда, катанье на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Но и это лишь малая часть того романтического пейзажного парка, который был создан в этой усадьбе. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Лес пересекается живописной долиной речки Каменки, на которой в ту пору было устроено шесть больших и малых прудов. Вдоль правого, более возвышенного берега шла прогулочная дорога к р. Яузе, подводившая к наиболее выразительным видовым точкам.

Очевидно, устройству парка Н.П. Шереметев уделяет не меньшее внимание, чем самому дворцу, при этом он берет за образец лучшие примеры. В эти годы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков создают царицынский ансамбль. Даже в неоконченном виде он производит на современников сильное впечатление. Неудивительно, что Н.П. Шереметев велит садовникам «делать дорожки таким образом, как сделаны в саду Царицынском, и быть им двух сортов: одни для пеших, а по другим можно было бы ездить в колясках, и чем более в том английском саду будет сделано дорожек, тем лучше». (Научный архив музея, л. 609. Повеление от 6/VIII 1797 г.).

В сферу планировки попадает в это время обширная территория, включающая села Останкино, Ростокино, Марфино, всю залесенную долину р. Каменки до р. Яузы. В лесном массиве, превращаемом в парк, начинают преобладать такие декоративные лиственные породы, как клен, береза, лишь по берегам Каменки сохраняется первозданная природа - здесь тон задают заросли ивы, ольхи, осины. Н.П. Шереметев вмешивается даже в выбор посадочного материала, предписывает сажать «сирень фиолетовую и белую, калину, черемуху, орешник, мало ольхи, редко рябину, липу, дуб и вяз, осину - не нужно, из плодовых - яблони и вишни для весеннего цветения» [Чепурина, 1976. С. 66-68]. Общее «смотрение» за парком осуществляет А. Агапов.

Открытие театра состоялось в июле 1795 г., когда здесь в присутствии ветеранов русско-турецкой войны был дан спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященный победе доблестных войск А.В. Суворова. К 1797 г. было закончено великолепное оформление интерьеров, приведен в порядок и парк. Увеселительная усадьба П. И. Шереметева стала широко известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Дворец в это время представлял собой 11-образную группу связанных между собой построек, охватывающих с трех сторон пространство главного двора. В панораме ансамбля господствует церковь и стройное, торжественное здание театра с его шестиколонным коринфским портиком и круглым бельведером, увенчанным куполом. Их дополняют галереи, низкие жилые корпуса, ограда парадного двора, украшенная кордегардией со скульптурами кентавров. Позже в центре двора будет установлена скульптура античного покровителя искусств Аполлона, как бы символизирующего смысл всего ансамбля.

С Московской дороги (ныне Шереметевская улица) открывался с холма вид на пруд, рощи и улицу, застроенную домами с богато оформленными фасадами. В той продуманности, с которой решен передний фронт застройки усадьбы, видна особая забота в отношении зрительного восприятия панорамы ансамбля. Так как его строгая симметрия нарушалась зданием церкви, для восстановления зрительного равновесия с противоположной от нее стороны на таком же расстоянии от центральной оси (проходящей по центру дворцового портика) высаживается роща высококронных деревьев, окруженная оградой. Разумеется, виды рассчитывались не только на подъездах. С балкона дворца открывалась обратная панорама. На картине художника Д. Лифона (1799 г.) видно, что точно напротив дворца за прудом центральная ось ансамбля продолжена специальной перспективной просекой, уходящей в сторону Москвы.

Стремление к органическому слиянию дворца с окружающим парком выразилось и в художественной трактовке его интерьеров. Большие окна Египетского и Итальянского павильонов доходили до плоскости пола, и парк как бы «входил» во внутренние помещения. Слиянию интерьеров с зеленью парка способствовала особая цветовая гамма. Так, на фоне светло-палевых стен Египетского павильона выделялась своей интенсивной зеленой раскраской ниша, ведущая в сад, двери украшены золоченой резьбой, которая хорошо гармонирует с осенними тонами. Стены Итальянского павильона были украшены живописным изображением балюстрад и цветочными бордюрами, что создавало иллюзию большого проема, открытого в сад. Крепостные умельцы создали в Останкинском дворце непревзойденные образцы художественной отделки интерьеров - их украшали скульптура, расписные плафоны, наборный паркет, люстры, вазы, зеркала.

Останкинский парк не избежал судьбы большинства пейзажных композиций XVIII в.: он тщательно поддерживался в течение нескольких десятилетий, но к 1830-м годам начал приходить в запустение - «золотая» эпоха дворянских усадеб подходила к концу. Еще в 1810 г. в описи, составленной вскоре после смерти Н.П. Шереметева, указывается, что в оранжереях Останкина имеется 6000 растений, что даже по тем временам было уникальной коллекцией. В дальнейшем на фоне постепенного упадка усадьбы бывали и моменты подъема. Так, в 1856-1858 гг. в саду были проведены восстановительные работы, которыми руководил архитектор М.А. Быковский, создатель марфинского ансамбля.

К концу XIX в. земли усадьбы Останкино начинают застраиваться дачами, экономические нужды заставляют хозяев имения рассматривать его не только как уникальный художественный музей (разумеется, частный, с ограниченным доступом), но и как источник доходов: в оранжереях выращивают цветы на продажу, огороды и дачные участки сдаются в аренду.

Останкинский парк становится местом прогулок горожан, в придворцовый «увеселительный» сад вход был ограничен, но по берегам и в дубравах устраивались многолюдные праздничные гулянья. На полотнах художников XVIII в. изображены жизнерадостные открытые пейзажи дворцового пруда, запрудной рощи, лугов за плотиной, с публикой, представляющей самые различные сословия.

По-настоящему открылись для народа художественные ценности Останкина после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в декабре 1917 г. Комиссия по охране искусства и старины Моссовета берет под свою опеку все ценности ансамбля. В следующем году он становится Государственным музеем творчества крепостных и вскоре после этого открывает двери массам посетителей-трудящихся. Тогда же были определены и границы парка, они включили территорию площадью 55 га, расположенную к северу и западу от дворца.

С 1935 г. музей ведет научную работу по исследованию дворца, его художественного убранства и парка. Это позволило предпринять обмерные, а затем реставрационные работы и восстановить первоначальный облик большинства внутренних помещений и фасад здания. Реставрационные работы коснулись и придворцового «увеселительного» сада, здесь по проекту профессора Е.В. Шервинского в соответствии с планом М.Ф. Миронова 1793 г. был восстановлен партер (1939-1940 гг.).

В настоящее время вся придворцовая часть обособлена от остальной части парка и находится в ведении Министерства культуры РСФСР. Здесь установлен строгий режим охраны, намечаются меры по воссозданию сада - памятника русского пейзажного искусства.

Еще в 1970-е годы Л.Н. Дмитриевой и Н.Е. Чепуриной было проведено натурное обследование, которое показало, что насаждения этой части парка находятся в плохом состоянии. Большинство из 90 дубов, возраст которых более двух веков, суховершинят и находятся в угнетенном состоянии. Исчезла кедровая роща. Внушают опасение две последние сохранившиеся лиственницы, высаженные около партера в 1795 г.,- бесспорно, самые декоративные деревья придворцовой части, чуть ли не единственные живые «сверстницы» дворца. Насаждения липы, клена остролистного, лиственницы сибирской в западной части сада переуплотнены, запущена живая изгородь из акации вокруг партера и т. д. Предстоит трудоемкая и длительная работа по приведению в порядок насаждений, воссозданию элементов сада в соответствии с замыслами М.Ф. Миронова и П.И. Аргунова, организации здесь музейной экспозиции садово-парковой архитектуры конца XVIII в.

Большая часть территории, входящей раньше в состав имения Шереметевых, отведена под Парк культуры и отдыха им. Дзержинского , Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (позже ВДНХ) и Главный ботанический сад АН СССР . С самого начала была поставлена задача обеспечить функциональное единство и территориальную взаимосвязь всех этих трех элементов, составляющих основу большого северного садово-паркового комплекса столицы общей площадью около 1000 га [Вергунов, 1980]. Останкинский дворец ныне уже не может рассматриваться как архитектурная доминанта всей этой зоны - рядом выросли огромные здания общественного назначения: гостиница «Космос», главный и другие крупные павильоны ВДНХ, многоэтажные жилые корпуса, телецентр и т. д. Но он продолжает иметь значение исторического ядра садово-паркового комплекса, причем сейчас это ядро территориально совпадает и с его пространственной доминантой, каковой являемся Останкинская телевизионная башня (видная практически отовсюду).

Конечно, останкинский ансамбль потерял свою обособленность и стал сейчас лишь элементом крупнейшего градостроительного образования. Вокруг него складывается композиционная система совершенно иных масштабов с другими закономерностями зрительного восприятия, что особенно ясно обнаруживается при взгляде на дворец, парк и все их окружение с высоты обзорных площадок телебашни. Вместе с тем становится очевидным то определяющее воздействие, которое оказывают на развитие города входящие в него исторически возникшие архитектурные элементы и парковые массивы. Уходит на юг от дворцового пруда озелененная магистраль, которая, сливаясь с бульварами, старинным парком у ЦДСА, скверами вокруг новых олимпийских сооружений, становится северным зеленым лучом Москвы, достигает ее центральных кварталов. Она проложена вдоль той старой дороги, которая была устроена в конце XVIII в. в связи с постройкой дворца Н.П. Шереметева.

Широкая полоса зелени тянется от дворца и телебашни к проспекту Мира. Здесь сейчас сформирована целая система скверов и бульваров, имеющих мемориальное значение и посвященных триумфу советских исследователей космоса. Дальше к востоку простираются необозримые горизонты Сокольнической рощи и Погоно-Лосиного острова, которые связывают столицу с ее лесопарковым поясом. На севере Останкинский парк сливается с лесным массивом Ботанического сада, садами Выставки достижений народного хозяйства. Сам дворец и Троицкая церковь, примыкающий к ним партер, пруд с огромной высоты башни кажутся игрушками, драгоценными украшениями на сложной «ткани» застройки города. Но именно этот заложенный еще три века назад дворцово-парковый ансамбль и явился исходной точкой, положившей начало развитию всего северного центра столицы, где так удивительно зримо встречаются ее далекое прошлое и будущее.

Добавить рассказ

1 /

1 /

Все памятные места

Москва, парк Останкино

Памятник Добровольцам народного ополчения в останкино

Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Надпись на плите: «1941−1945. Добровольцам 13-й и 6-й дивизий народного ополчения, оборонявшим Москву».
wikimapia >> Памятник «Врата памяти» (Москва)
Памятник «Добровольцам 13-й и 6-й дивизий народного ополчения, оборонявших Москву» - это мемориал, который расположен на входе в Останкинский парк. Мемориал представляет собой мраморные плиты, стоящие вертикально, на которых укреплены бронзовые барельефы, изображающие солдат в касках и с оружием в руках, боевые знамена и огонь. Высота всей композиции составляет около 5,5 метров. Памятник посвящен героям, павшим в боях за Москву во времена Великой Отечественной войны. Ежегодно на День Победы здесь проходит чествование ветеранов и торжественное возложение венков. Особенно радует надпись - не проходить мимо.
TripAdvisor >> Памятник Добровольцам народного ополченияMonument to the People"s Volunteer Corps

Фотография: SmolBattle >> Памятник «Добровольцам 13-й и 6-й дивизий народного ополчения, оборонявших Москву»

Александр Качалин
фото на https://fotki.yandex.ru/users/alek-ka4alin2012

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
  • 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

Первое упоминание Останкино (старорусск. останье - "околица, окраина, стан, изгорода"; останковый - "остаточный, наилучший") относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу, устраивается пруд и закладывает деревянную церковь.

Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Николае Петровиче Шереметеве на рубеже XVIII-XIX веков, который затеял в 1791-1799 годах строительство великолепного дворца-театра. Интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.

Останкинский пруд ещё называют Дворцовым, так как располагается он напротив Останкинского дворца - главного дома существовавшей здесь усадьбы Останкино. Сам пруд обустроен в начале XVII века.

Добираться до Останкинского парка удобно на трамвае (на разворотном кольце сохранилась старенькая диспетчерская станция) или на современном монорельсе.

В 1812 году наполеоновские войска под командованием маршала Нея добрались до Останкина. Летний дворец не годился для постоя войск в холодную зиму, тогда мародёры решили поживиться коллекцией живописных полотен графа Шереметева и похитили 117 из 135 картин. Их дальнейшая судьба неизвестна, то ли осели в частных коллекциях в Европе, то ли погибли при отступлении французов. Ещё одной утратой времён Отечественной войны стали уникальные театральные декорации, костюмы и нотная библиотека, сгоревшие во время пожара в театральном сарае. Собственно дворец не пострадал и является единственным зданием в черте нынешней Москвы, полностью сохранившимся с тех военных времён.

С 1918 графский дворец становится Музеем творчества крепостных, первые посетители побывали в нём 1 мая 1919 года. Тематика музея не случайна: удивительно, но архитекторами (Аргунов, Миронов) и строителями усадьбы, артистами театра, художниками стал крепостной люд. Примой Останкинского театра была дочь кузнеца Прасковья Жемчугова, с которой граф тайно обвенчался. Впрочем, Николая Шереметева нельзя назвать добреньким меценатом. В этой связи вспоминается история из более поздней эпохи - про немецкого промышленника Оскара Шиндлера, который наживался на труде евреев из гетто, но затем спас их от смерти в немецких концлагерях. Шереметев хотя и обучал крепостных театральному искусству, но вольную мало кому давал. Посетители музея вспоминают, что самое сильное впечатление на них произвели не предметы искусства (коих в музейной экспозиции представлено свыше 20 000), а орудия пыток в подвалах.

В последние годы дворец находился в аварийном состоянии. 13 июля 2010 года здесь состоялось последнее публичное мероприятие - финиш ралли ретроавтомобилей "Золотое кольцо" - и вскоре музей закрыли на реконструкцию. Первым этапом работ стало строительство подземного фондохранилища музея, затем произойдёт замена коммуникаций, реставрация стен и потолка.

В 1793 году производится перепланировка парка под руководством крепостного архитектора А. Миронова. Парк площадью 11 гектаров, охватывающий дворец со всех сторон, назывался увеселительным садом и состоял из парадного двора, регулярного парка, английского сада и партера.

Зимой 2011 года из-за обильных снегопадов возникла угроза обрушения кровли, рабочие интенсивно поработали лопатами, чтобы очистить крышу от снега.

В усадьбе Шереметева планируется восстановить несохранившиеся исторические постройки: садовый флигель, кофейную, библиотеку, оранжереи, конюшенный двор, воссоздать парковый ландшафт. На реставрацию Останкинского парка и дворца из городского бюджета выделено 2,5 миллиарда рублей, срок проведения работ - до 2015 года.

Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 году, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг нее кладбища.

18 декабря 2010 года горожане, придерживающиеся националистических взглядов, сначала митинговали возле телецентра, а затем отправились на вечернюю прогулку с файерами в парк Останкино. Променад был прерван появлением омоновцев, которые задержали самых активных участников, а прочих рассеяли по территории парка.

Аполитичные граждане проводят досуг с большей пользой для здоровья - катаются на лыжах и коньках.

А это шансонье Вилли Токарев в Останкинском парке:

Парк Дзержинского в 1953 году:

В 1970-е годы в парке ещё сохранялось несколько скульптур на пруду, Феликс Дзержинский стоял на входе в парк, Ленин - возле аттракционов.

Гуляя по территории ВДНХ, решили свернуть вглубь и прогуляться по парку Останкино. Начали нашу прогулку за павильоном Геология, что рядом с павильоном Космос.

Тут облагородили территорию: разбили парковую зону отдыха, с лавочками и дорожками.


Павильон Нефть (Павильон № 25), странно, что он в таком плачевном состоянии:):)


По соседству заканчивается строительство самого большого в Европе Океанариума. Развлекательный парк по проекту имеет два уровня. В нижнем обустроят сам океанариум и театр. Сверху планируется помещение для дельфинотерапии и заведения общественного питания. Вместимость зрительных залов – 2500 человек, это будет самый крупный океанариум в Европе, более того, в нем предполагается проведение не только развлекательных мероприятий, но и образовательных.



В конце аллеи установлен памятник Мичурину Иван Владимировичу.

Иван Владимирович Мичурин - русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член Академии наук.

Правее от памятника Мичурину И.В. стоит Часовня Василия Великого. Часовня в честь святого Василия Великого была воздвигнута на территории ВВЦ по инициативе его коллектива в рамках мероприятий по встрече 3-го тысячелетия и 2-тысячелетия христианства. Часовня не случайно посвящена Василию Великому. Этот святой, живший в IV в., изучил многие науки. Философ, филолог, юрист, искусствовед, он имел глубокие познания в астрологии, математике, медицине. Сотрудники ВВЦ сочли, что, поскольку Всероссийский выставочный центр объединяет в своей деятельности различные отрасли знаний, Василий Великий осуществляет над деятельностью ВВЦ свое «попечительство».


Весна, красота, пора цветений


В Мичуринском саду зацвела груша


За футбольными полями открылся высотный верёвочный парк


Веревочный парк Sky Town рассчитан как для детей, так и для взрослых. В парке используется профессиональное альпинистское снаряжение. Полный комплекс страховок и элементов безопасности обеспечивает уверенное прохождение маршрута и не сковывает движения, а все крепежи, канаты и тросы сертифицированы.


Цены начинаются от 600 рублей по времени до трёх часов. Ценовая политика билетов разнообразна: есть семейные, для школьников, абонементы


Логично, что спортивный городок и веревочный парк раскинулись по соседству с павильоном № 27 «Физкультура и спорт»


За павильоном "Физкультура и спорт" спускаемся к Каменскому пруду


Тут протекает система прудов Главного ботанического сада и ВДНХ - Каменские пруды, всего их четыре


От прудов поднимаемся и идём по дорожке, это уже территори парка Останкино


Гуляя по дорожке можно увидеть заброшенную башню

В парке есть конюшня и выводной круг


мусорный контейнер с приспособлением для тушения бычков

Территории парка Останкино и ВДНХ то и дело пересекаются, поэтому снова забрели на ВДНХ.


Рядом с Зелёным театром стоит бывший павильон «Виноделие» (строение 137)


Фигуры сказочных персонажей перед домиком


Вернулись снова в парк Останкино, перейдя Окружную аллею

Парковый (Садовый) пруд


Набережная пруда облагорожена, всё чистенько и аккуратненько


На пруду имеется лодочная станция "На вёслах"


Прокат лодки стоит 250 рублей за 30 минут


Около пруда Бельведер


Бельведер слово итальянское (belvedere), то же, что французское bellevue, и значит в русском переводе "прекрасный вид". Это слово вошло впервые в употребление в Италии, где оно означает или постройку, исключительно сооруженную для того, чтобы из нее любоваться красотой вида, или башенку (вышку), возведенную с той же целью над крышей дома или дворца.


Небольшая эстрада


Для удобства посетителей в парке установлены информационно-вспомогательные стенды

АудиоГид по парку

Полиция


На главной аллее находится детская игровая площадка



На входе установлен памятник народному ополчению. Надпись на плите: "1941-1945. Добровольцам 13 и 6 дивизий народного ополчения, оборонявшим Москву".

Не проходи. Остановись.

Ты сердцем подвига коснись.

Навек запомни эти плиты

Навек запомни, тех кто пал

За нас с тобой в бою убитый.


Все лавочки на территории с гербом парка


Центральные ворота в парк Останкино. Кстати, полное название парка стало - "Культурно-спортивный парковый комплекс Останкино


Выйдя из парка пошли отдохнуть на Останкинский пруд


Лавочки для одного



Одним словом, отлично можно провести время гуляя по ВДНХ, парку Останкино или просто сесть у Останкинского пруда, а можно всё и объединить:)).

Не сидите дома, гуляйте по любимому городу!:)


Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.