Как открыть свою художественную галерею. Бизнес-план картинной галереи (с финансовой моделью). План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Художественные галереи в определенной степени похожи на малые предприятия. В большинстве случаев цель галереи - продавать искусство и держать галерею в бизнесе.

Однако это одно дело, когда клиент не возражает против роста цен. Это хорошая новость для коллекционера, когда цены на произведение художника возрастают, так как это означает, что произведение искусства становится более ценным на арт-рынке.

Чтобы открыть художественную галерею, вам понадобятся несколько вещей в начале:

  • Вам понадобятся потенциальные коллекционеры, если это коммерческая галерея
  • Конюшня художников
  • Страсть как для искусства, так и для бизнеса
  • Последовательное видение вашего бренда
  • Как и любой начинающий малый бизнес, разработайте бизнес-план
  • Сайт галереи в отличном месте
  • Достаточный капитал для покрытия нескольких месяцев работы затраты
  • Упорство и терпение

Коллекционеры произведений искусства

Как и при запуске любого малого бизнеса, сначала вы должны знать свой рынок. Многие владельцы галерей начали сначала список потенциальных клиентов. Знание нескольких людей, которых вы можете продавать, поможет вам разобраться с вашим бизнесом.

По мере развития хороших отношений с вашими коллекционерами они познакомят вас с друзьями и коллегами, и это поможет вам создать свою художественную галерею. Поскольку слово из уст растет, так будет и ваше дело.

Если ваша галерея не является коммерческой, а скорее экспериментальной витриной, вам понадобятся альтернативные источники финансирования, такие как художественные гранты.

Артисты

Мир искусства не существовал бы, если бы не художники. Чтобы открыть успешную художественную галерею, вам нужно будет начать с сильного списка художников.

Поскольку искусство очень субъективно, значительная часть вашего отбора основана на личном вкусе и интуиции. Некоторые галереи выбрали своих художников по расположению, теме, стилю или тенденции, чтобы назвать несколько.

Например, в некоторых галереях будут показаны только пейзажные картины или выставляются художники, которые живут в одном городе.

Возможности бесконечны. Однако ключ к успеху - это знание того, что у вас есть конкретные коллекционеры (индивидуальные или корпоративные), на которые вы можете продавать произведения искусства.

Искусство и бизнес-ноу-хау

Кроме того, чтобы быть хорошо осведомленным в управлении малым бизнесом, необходимо также увлечься искусством. Тесный продавец вряд ли успешен в продажах.

Если вы только начинаете, посетите столько художественных галерей, сколько сможете, и поговорите с директорами галереи и продавцом. Еще лучше, сначала позанимайтесь в художественной галерее, чтобы получить из первых рук опыт работы галереи. По мере того, как вы приобретаете необходимые знания для запуска успешной галереи, у вас будет уверенность в создании вашей собственной галереи.

Местоположение

Как и в любом бизнесе, местоположение является ключевым. Если ваша галерея находится в популярной туристической зоне с интенсивной торговлей, у вас будут большие возможности продать работу местных художников. Если ваша галерея находится в арт-центре, то у вас больше шансов привлечь внимание искусства мира cognoscenti.

Некоторые владельцы галерей могут даже отказаться от фактического сайта и поддерживать виртуальную галерею в Интернете.

Капитал

Каждому бизнесу нужны стартовые деньги. Первоначальные затраты включают аренду помещений, необходимое оборудование для ведения бизнеса и экспонирование искусства, найм персонала и другие факторы, которые следует учитывать, включая ежемесячные эксплуатационные расходы.

Сеть

Слово, используемое в мире искусства, является «schmooze» и означает «сеть». Художники, критики, арт-дилеры все должны наладить связи и расширить свои художественные сети.

Посещение галереи и открытие музеев обязательно. Посещение арт-ярмарок и биеннале во время предварительного просмотра презервативов - это окончательное время для общения. У вас есть визитные карточки, каталоги художников и открытки, готовые к раздаче, когда вы ходите по шее. "

Когда один из ваших художников находится на выставке, обязательно рядом с художественными работами, чтобы предоставить дополнительную информацию и организовать посещение студии с этими потенциальными контактами.

Поддержание хороших отношений с искусствоведами, которые могут писать о ваших художниках, также является хорошим способом вызвать интерес к вашей галерее. Поэтому будьте уверены, что вы можете предоставить достаточный текст и изображения критику или журналиста.

Упорство и терпение

Запуск галереи в большинстве случаев требует определенного периода времени, поэтому терпеливость является ключом к построению устойчивого бизнеса.

Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. Руководитель одной из них Евгений Карась рассказывает о том как и кому стоит заниматься этим бизнесом.

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г, тогда появилось и помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м. “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей, культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает Евгений Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

Вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Он также начал тщательно исследовать художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. Сотрудники галереи начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. И в 1995 г. начали приглашать художников поучаствовать в выставочных программах.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое - большое и недорогое помещение, второе - идеи будущих выставок, третье - база данных о художниках и их работах, четвертое - компетентные единомышленники.

Как открыть галерею: кадры

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист - руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

Успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое - нет. С какими авторами ему работать, с какими - нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Вторую по значимости роль Евгений Карась отводит куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. Куратору необходимо художественное образование.
Экспозиционер решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции - это целое искусство, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), на эти должности Евгений Карась взял выпускников Киево-Могилянской академии. Он утверждает, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Штатные сотрудники галереи получают в среднем
от $200 до $500 в месяц.

Как открыть галерею: документы

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Как открыть галерею: работы

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях - инсталляция, медиа- и видеоарт.

У Евгений Карася собственная система оценки художников, которая, впрочем, не претендует на объективность. Он спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника - участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

По мнению галериста, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых - оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, определить лучших художников страны по оценкам специалистов. Система проста: они опрашивают 15 экспертов (галеристов, арт-менеджеров), с просьбой назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просят из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение - 20%. Так формируется внутренний рейтинг.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок.

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал - 50-80 кв.м, офис - 15-20 кв.м, помещение для хранения работ - 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) - 50 кв.м.

Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс., но это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения в центре города, конечно будет очень дорогой. Но можно договориться с местной властью - организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

По материалам газеты Бизнес

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для справки: рынок витражей подразделяется отчётливо на два рынка: рынок настоящих высокохудожественных изделий из цветного стекла, которые изготавливаются мастерами по старым “классическим” и “м...

Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста работают с утра и до вечера, поэтому внимание своим детям они могут уделять только на выходных (хотя нередко даже на это у них не остается сил...

Как заработать 500 тыс. рублей в летний сезон? Купить надувной батут и установить его в людном месте. С такой задачей может справиться даже предприниматель без опыта.

Многие задаются вопросом, как студенту начать свое дело. В этой статье мы собрали 14 идей для предпринимателей, которые еще получают образование.

“Ищите новую нишу”, “неуклонно следуйте своей цели”, делайте “минимум усилий и достигайте максимум результата” - в этой статьей не об этом. Пол Грэхем опровергает классические постулаты успеха.

«Бывает, продаём в месяц пять картин, бывает - двадцать пять»

Елена Абрамова по образованию - искусствовед. Но в отличие от большинства своих коллег по цеху, она не работает в музее, не преподаёт в художественной школе и не делает научную карьеру в профильном вузе. У Елены гораздо более редкая и «штучная» профессия – она галерист. Больше десяти лет назад она открыла свою первую художественную галерею, которая год назад трансформировалась в проект, носящий её имя..

45 лет, галерист из Санкт-Петербурга, основатель . Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, магистратуру факультета свободных искусств СПбГУ. Свою первую галерею основала больше десяти лет назад. Проект Abramova Gallery запустила в 2018 году, в галерее выставляются и продаются произведения современных российских художников, графиков и скульпторов.


Как всё начиналось

Я окончила институт, который в Петербурге традиционно называют Академией художеств. Он готовит не только художников и скульпторов, но считается одним из лучших вузов по подготовке теоретиков искусства. Я училась на факультете истории и теории изобразительного искусства. Тогда я ещё точно не знала, как моя искусствоведческая специализация будет реализована в дальнейшем, но хотела разбираться именно в этой сфере.

После института была возможность преподавать или работать в музее. В то время я ещё не думала о том, что стану галеристом, хотя уже тогда была мечта организовать свой бизнес.

Позже я окончила магистратуру факультета свободных искусств СПбГУ по программе «Арт-критика и кураторские исследования» - так как хотела не только стать экспертом в области современного искусства, но и научиться создавать и реализовывать собственные кураторские проекты.

А ещё до поступления в институт я окончила единственное в мире золотошвейное училище в Торжке, на время переехав туда из Петербурга. Ручная работа мне очень нравилась, казалась романтичной, очень женской и изысканной. Именно золотым шитьём я долгое время зарабатывала на жизнь и учёбу. Эта первая моя специальность до сих пор откликается во мне как любовью к уединению, так и уважением к ручному труду, пониманием того, как сделано то или иное произведение. Конечно, есть большая разница между ремеслом и искусством, но всё же, когда понимаешь процесс ручной работы, это влияет на восприятие работы художников.

И во время учёбы в Академии художеств, и после её окончания я работала. В один из периодов – секретарём Художественного совета по народным промыслам, занималась организацией выставок декоративно-прикладного и народного искусства в России и за рубежом. Эта работа мне очень много дала, научила общению как с творческими, так и с деловыми людьми. И практически всегда - параллельно с основной работой, на которой я была наёмным сотрудником - у меня было своё дело: небольшое швейное или вышивальное производство с двумя-тремя мастерами.

Галерея имени себя

Однажды крупный банк поручил мне подбор корпоративной коллекции – и после этого сформировалась моя репутация как галериста, появилось доверие в отношениях с художниками. Именно этот проект помог мне войти в арт-рынок и реализовать мечту о собственном бизнесе.

Но как только я решилась, грянул кризис 2008 года, и обстоятельства стали очень сложными. Когда у тебя нет тыла и финансовой подушки безопасности, а ты начинаешь бизнес с нуля – это непросто. С другой стороны, если бы у меня не было такой критической ситуации, может, я бы на этот шаг и не решилась. С одной стороны, это риск, а с другой – когда отступать некуда, у тебя нет права не смочь.

Первая галерея, которую я организовала в Петербурге, называлась «ДекАрт». Она просуществовала 10 лет и была достаточно успешной. Прошло время, и я решила развиваться дальше как Abramova Gallery.

Когда я выбирала новое название для галереи, несколько моих постоянных клиентов рекомендовали дать галерее своё имя. Потому что я – эксперт, лицо компании, и они идут ко мне лично за решением своих задач. Я поменяла не только название, но и концепцию, и локацию галереи.

В начале прошлого года я услышала, что в Петербурге открывается центр дизайна «Артплей» - и поняла, что именно здесь я бы хотела продолжить своё развитие. Это многофункциональный центр, здесь всё связано с дизайном интерьера: сюда приходят заказывать дизайн-проекты, выбирать отделочные материалы, мебель, свет… Это центр притяжения людей, которые осмысленно относятся к пространству, в котором живут, и хотят окружать себя предметами, которые бы делали это пространство уникальным.


На начальном этапе в создание уникального пространства галереи, ремонт и аренду я вложила не только собственные средства, но и привлекла заёмные. Конечно, переезд, ремонт нового помещения, оплата аренды двух локаций параллельно на время ремонта потребовали много вложений. За время работы нового пространства я ещё не смогла вернуть те средства, которые вложила, но, надеюсь, что за два-три года проект окупит себя и начнёт приносить прибыль.

В поисках новых им ён

Основная специализация Abramova Gallery - подбор предметов искусства для частных и корпоративных коллекций, интерьеров и деловых подарков. Наш главный интерес – современное российское искусство, у нас представлены живопись, скульптура и графика.

В начале своей деятельности я ориентировалась на петербургских художников, но сейчас мне стало интересно работать и с художниками из других городов. В течение двух лет, предшествующих открытию Abramova Gallery, я ездила по России, искала художников, чтобы сформировать лицо галереи. Раз в полтора-два месяца мы проводим выставки, часто привозим и показываем в Санкт-Петербурге новые имена.

В галерее два больших помещения: одно для выставочных проектов, другое –шоу-рум, в котором собраны работы всех художников, скульпторов, графиков, с которыми мы сотрудничаем, это около 50 авторов.

Я очень тщательно продумывала и планировала интерьер, чтобы работы были в сохранности, чтобы к ним был удобный доступ, чтобы они не мешали друг другу. Сейчас галерея выглядит именно так, как мне всегда хотелось.

Активизировать спрос

В Петербурге много художественных салонов, а галерей современного искусства мало. В чём их отличие - художественный салон продает всё, на чём может заработать. Это может быть не только живопись, а декоративно-прикладное искусство, сувениры, поделки. У салона чаще всего нет никакой специальной концепции – это магазин по продаже художественных произведений.

У художественной галереи есть своё направление и концепция развития: свой круг художников, план их выставок, выпуск искусствоведческих статей и каталогов. Многие галереи имеют свою коллекцию произведений, участвуют в профессиональных событиях в сфере искусства, являются экспертами арт-рынка.

Основная задача - не справиться с конкуренцией, а активизировать спрос. У нас есть очень обеспеченные люди, которые легко могут позволить себе купить картину и целые коллекции, но они либо ориентированы на антиквариат, либо вообще не интересуются искусством.

Очень невелик процент людей, которые готовы вкладывать деньги в современное искусство и у которых в жизни искусство занимает хоть какое-то место. Большинство даже не представляет, что можно прийти в галерею и купить работу художника, который есть в музейных собраниях Эрмитажа, Русского музея, Манежа. Люди удивляются, видя музейные каталоги в галерее и аналогичные работы на стенах. Это то, во что, безусловно, стоит вкладываться, потому что это и инвестиция, и эмоциональный капитал.

Поэтому, когда меня спрашивают про инвестиции в искусство, я делаю акцент не только на деньги, но и на эмоции, на создание среды, в которой ты живёшь. То, как искусство влияет на человека, не менее ценно, чем прибыль, которую можно получить, хотя она тоже будет при правильном выборе произведения искусства.

Что продавать

Для галериста существует две основных проблемы - что продавать и кому продавать. Нужно сформировать свой пул художников, который бы отличался от пула других галерей, воплощал мои эстетические воззрения, моё отношение к искусству. И, естественно, нужен круг клиентов, которые были бы с галереей на одной волне.

Мне нравятся художники, которые существуют в русле изобразительной традиции. Когда мы смотрим на картину и чувствуем состояние, в котором художник её писал, с ним резонируем, картина раскрывается для нас новыми гранями и её эмоциональный заряд не иссякает. Это такие многослойные, многозначные произведения, которые не надоедают и не устаревают. Чаще всего, это художники, которые продолжают традиции модернистской живописи, но в них есть и новизна, и поиск, и откровение, и уникальность.

По какому принципу я выбираю художников для своей галереи? По любви: смотрю на работы и чувствую с ними резонанс, тонкое совпадение, желание познакомиться с их создателем лично... Вот так всё и начинается.

Вообще это сложный вопрос и, можно сказать, больной. Художников у нас много, но действительно хороших – единицы, как и профессионалов в других областях. У многих сейчас к искусству дизайнерский подход. Хотят пятно на стену, очередное украшение для интерьера подобрать. Я же к искусству отношусь как к части духовной жизни человечества в высшем смысле этого слова.

Кому продавать

У галереи три основных направления работы - мы формируем частные и корпоративные коллекции, подбираем искусство в интерьер и для деловых подарков. Отсюда и категории клиентов: частные коллекционеры; компании, которые формируют корпоративные коллекции; дизайнеры или частные заказчики, которые подбирают искусство для своих интерьеров; топ-менеджеры крупных компаний, которым нужны индивидуальные дорогие подарки для своих партнёров.

Если говорить о корпоративных клиентах, это крупный бизнес - банки, производственные и нефтегазовые компании. Если о частных лицах – это предприниматели и топ-менеджеры с доходом от 500 000 в месяц.

Корпоративных клиентов, клиентов, к сожалению, не много. Сейчас не самое лучшее время для бизнеса, поэтому все непрофильные направления сокращаются. Но те компании, которые остались верны своим художественным интересам – самые преданные любители искусства – по-прежнему с нами.

Коллекции пополняются нечасто – тут даже не в регулярности дело. Бывает, что нужно подобрать работу к уже имеющейся коллекции, чтобы она гармонично сочеталась с ней. Когда появится такое произведение – сложно сказать, но процесс подбора, поиска, предложения – идёт непрерывно.

Как мы ищем клиентов? Я стараюсь постоянно расширять круг знакомств, посещать культурные и деловые мероприятия, выставки, лекции. Мы организуем мероприятия и у себя в галерее, сотрудничаем с коллекционерами, искусствоведами, дизайнерами, журналистами.

Как и в большинстве сфер бизнеса, важный источник новых клиентов – рекомендации уже существующих, которые за годы сотрудничества стали друзьями. Случайных встреч почти не бывает. В большинстве случаев новый человек становится постоянным клиентом. На данный момент таких клиентов у нас около 300.

Для продвижения используем стандартный набор: сайт , социальные сети.

Как вс ё работает

Я беру работы у художников на реализацию по договору комиссии и получаю проценты с продажи. В мою работу входит продвижение художника, организация персональной или коллективной выставки, проведение экскурсий, лекций, освещение в СМИ.

Как устанавливается цена на картину? Художник, будучи студентом, оценивает свою работу плюс-минус по себестоимости: складывает цену кистей, красок и куска хлеба, чтобы не голодать, пока он эту картину пишет. Если он написал 10 работ и все их продал в течение года, то цена повышается на 10-20%. Если опять всё купили – опять повышается. Таким образом цена растёт до того момента, пока работы не начнут скапливаться. С этого момента цена замораживается на какое-то время.

На стоимость, естественно, влияет техника, в которой выполнены работы - холст-масло, графика… Есть ещё такой важный фактор, как музейные коллекции. Если у художника картину покупает музей, то цена на него может вырасти в несколько раз, так как это подтверждение его значимости для развития искусства.


Конечно, у нас нет арт-рынка в западном понимании, но всё равно есть общее представление – этот художник стоит 50 тысяч, этот 500 тысяч, а этот ­– миллион. Так что рынок всё равно есть, и его профессиональные участники в нём ориентируются.

Критерий цены на работы того или иного художника существует, так как мы работаем с известными авторами. В разных городах и в разных странах цены на их работы примерно одинаковы, это правило диктует формирующийся в России, но уже давно существующий в других странах арт-рынок. Галереи избегают сотрудничества с теми художниками, которые это правило не соблюдают.

Цены на работы у нас фиксированные, но бывают скидки. Чаще всего это происходит по инициативе автора произведения: нужны деньги на новый проект, например. Как правило, это 10%, не более, и при условии, что сразу покупается много работ. Но, честно говоря, предугадать, как быстро купят работу практически невозможно: часто бывает, что и работа замечательная, и цена адекватная, а она висит и висит. И пока до галереи дойдёт человек, который захочет стать её владельцем – неизвестно.

Иногда бывает всё то же самое, но работа не провисит и часа. Даже не успели на стену разместить – её уже купили. Это вопрос случая и стечения обстоятельств, везения. Я стараюсь формировать этот случай, конечно, знаю, кому предложить ту или иную работу, и кому она подойдёт. Но если я не продаю работу сразу же, она может остаться в галерее на несколько месяцев. Бывает, галерея продаёт в месяц пять картин, бывает - двадцать пять.

Маржинальность этого бизнеса достаточно высока, но при условии, если не вкладывать деньги в развитие и не платить аренду. Но это не наш метод.

Творчество плюс маркетинг

Одна из самых интересных и ответственных вещей в моей работе – организация выставок. Это большая творческая работа, куда входит выбор художника/художников, создание концепции, подготовка текстов, подбор работ, создание экспозиции, приглашение гостей и организация вернисажа.

Это возможность для художника посмотреть на свои произведения со стороны, в новом свете, а для галереи – показать своего автора максимально большому количеству зрителей, привлечь к нему дополнительное внимание, а также способ продвижения себя в информационном пространстве.

На языке бизнеса выставки – маркетинговый инструмент, на который мы, конечно, тратим деньги, но благодаря им повышается узнаваемость художника, следовательно, растут продажи его работ.

Я планирую развивать и новые направления: продвигать российских художников не только в Санкт-Петербурге, но и в мире, представлять у себя проекты из других стран.

Всё сама

Конечно, как и любой начинающий новое дело предприниматель, я совершила ряд ошибок. Основная моя ошибка не финансовая, а организационная: я долгое время не нанимала в галерею сотрудников. Работала одна, плюс у меня была «на подхвате» помощница – студентка без опыта работы.

Все вопросы приходилось решать самостоятельно: я сама вела все проекты, отвечала на звонки, работала с клиентами. Я всё время держала руку на пульсе и боялась, что если сама чего-то не сделаю, всё рухнет. В итоге в какой-то момент у меня началось профессиональное выгорание, проблемы со здоровьем и т.д.

Сейчас я поняла, как важно делегировать полномочия, что никакая деятельность, даже самая интересная, вдохновляющая и развивающая, не должна становиться единственной в жизни, поглощать человека полностью.

В новой галерее я наняла профессионального сотрудника для постоянной работы, привлекаю специалистов на временные проекты. Сейчас в штате Abramova Gallery работают два человека - арт-менеджер и бухгалтер. На аутсорсинге обычно фотограф и дизайнер. На выставочные проекты привлекаю кураторов и консультантов.

Время для себя

Галерея работает с полудня и до позднего вечера. Утро – это моё личное время, которое использую для собственного восстановления и развития: медитирую, читаю, занимаюсь спортом.

Моя работа довольно затратна в энергетическом плане. Когда ко мне приходит посетитель, мне хочется дать ему именно то, за чем люди приходят в музеи, театры и галереи: заряд энергии, поток новых чувств, погружение в мир искусства. Это требует определённого настроя, умения управлять собой и своим состоянием. Для меня очень важно находить время для себя, не быть рабом галереи.

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.