Как природа влияет на душевное состояние человека? Влияние красоты природы на человека Влияние красоты природы на человека


В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. В романе Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, возвращаясь из Отрадного, замечает старый дуб, преображённый и позеленевший с приходом весны. Слушая пение птиц, любуясь красотой природы и удивительным оживлением дуба, Андрей осознает смысл жизни, в нём просыпаются чувства, возвращается способность любить и быть счастливым. Старый дуб, преобразившийся с наступлением весны, стал для героя символом его душевного воскресения. Природа напомнила герою о том, что мир создан для радости и прощения, и Болконский начинает понимать, что жизнь после боли и горя все-таким имеет продолжение. Таким образом, красота природы способна возродить в человеке веру в себя, в счастливое будущее, и он понимает, что надо идти дальше, несмотря на горький опыт утраты и другие трудности.

О том, как красота природы влияет на образ мыслей человека, пишет в своей повести «Белый Бим Чёрное ухо» Г.

Н. Троепольский. Иван Иваныч отправляется в лес с Бимом на охоту. В жёлтом осеннем лесу среди золотых листьев и лучей солнца герой ощущает себя счастливым, чувствует себя частью мира. Он рад удачной охоте, но ему становится жаль убитой птицы. Его душа противится бессмысленному убийству животных. Живой солнечный лес и мёртвая птица – в этом противопоставлении рождается целая трагедия безжалостного отношения человека к братьям своим меньшим. Молчание леса вторит внутреннему голосу Ивана Иваныча, сострадающему всем живым существам. «В осеннем солнечном лесу человек становится чище, »- пишет Троепольский. Так, красота природы способна повлиять на нравственные качества человека, осознание ответственности за свои поступки, вызвать сострадание и привести к душевному очищению.

В школе часто дают творческие задания по самым разным темам, к примеру, "Влияние природы на человека". Сочинение такого уровня встречается в старших классах и на ЕГЭ. Поэтому крайне важно научиться полностью раскрывать эту тему, вне зависимости от того, какой формат нужен: мини-сочинение или подробное изложение.

План

Первое, с чего стоит начать, - план произведения «Влияние природы на человека». Сочинение по этой теме имеет несколько нюансов: помимо творческой стороны задания, где ученик рассуждает, исходя из своего опыта и точки зрения, необходимо указать практические примеры взаимодействия человека и окружающей среды. Например, упомянуть о том, что каждый живущий на планете зависит от природы. План сочинения может иметь такой вид:

  1. Вступление. Влияние природы на человека можно рассматривать с разных точек зрения, главное, во вступлении указать на ту позицию, с которой будет рассмотрена эта тема.
  2. Основная часть. «Влияние природы на человека» - сочинение-рассуждение, имеющее несколько особенностей. Во-первых, тему можно раскрывать как с эмоционально-этической, так и с практической стороны. Во-вторых, эти стороны можно соединить, получив подробное изложение.
  3. Заключение. В последнем абзаце можно будет упомянуть, что не только природа играет весомую роль в жизни человека, но и человек оказывает на нее свое влияние. Исходя из написанного материала, необходимо будет подтвердить главную мысль изложения.

Виды сочинений

От ученика могут потребовать написать мини-сочинение в качестве домашнего задания. Структура плана не будет иметь особых отличий, просто мысли нужно выражать сжато, а от излишних описаний отказаться. Важно помнить, что мини-сочинение предполагает раскрытие темы кратко и по сути. Не нужно метаться от одной точки зрения к другой, чтобы сделать вывод о том, что природа незаменима и неотделима от жизни человека.

Если «Влияние природы на человека» - сочинение ЕГЭ, то здесь можно больше пофантазировать. Это задание предполагает подробное раскрытие темы, поэтому, если есть возможность проследить в сочинении, как природа затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, это нужно обязательно сделать.

О чем писать?

«Влияние природы на человека» - сочинение не из легких, часто ученики, а то и их родители, задаются вопросом о том, о чем можно написать:

  1. Проблемы. Те, кому не дает спокойствия состояние экологии, могут написать о проблемных действиях людей, что разрушают окружающую среду. Как аргумент можно использовать произведение Тургенева «Отцы и дети», Базаров говорит о современном человеке так: «Люди забыли, что природа является храмом, и превратили ее в мастерскую».
  2. Эстетическое и духовное воздействие. Можно написать, как красота природных пейзажей умиротворяет человека, дарует ему уверенность в себе и покой. Провоцирует на творческую деятельность. За основу можно взять работу М. Пришвина «Кладовая солнца» - главные герои понимают красоту окружающего мира и знают его секреты, поэтому природа для них представляется как лучший друг.
  3. Кормилица. Можно рассмотреть вопрос зависимости человека от окружающей среды. «Влияние природы на человек» (сочинение) - это не только задание для творческой деятельности, но и работа, предлагающая задействовать логическое и практическое мышление: если бы природные ресурсы были не такими богатыми, а условия более суровыми - человечество не смогло бы выжить.

Пример мини-сочинения

«Влияние природы на человека» - сочинение по литературе, может отображаться в мини-формате. Для начала необходимо обозначить конкретную тему исследования. Например, рассмотрим позицию произведения «Влияние природы на душу человека», в ней сразу указано, куда должны быть направлены мысли исполнителя:

«Возможно, природа и способна существовать без человеческого вмешательства, но человек без ее даров попросту исчезнет.

Если предположить, что когда-то изобретут химические биокомпоненты, способные заменить все природные вещества, а мир покроется плотным шаром бетонных небосводов, и все будут жить в достатке, то человек вряд ли почувствует себя счастливым. Душу человека не обманешь прочными стенами и комплексом витаминов, она требует умиротворения и эстетического удовольствия. И природа во всем своем великолепии предлагает это человеку совершенно бесплатно. Искристые блики лазурных волн, щебет тысячи птиц, алый отпечаток заката, бескрайний купол звездного неба - все это дает человеку возможность почувствовать себя частью чего-то большего.

Спокойствие, безмятежность и радость жизни. Именно эти эмоции возникают у человека, наблюдающего за природой. Ему хочется творить и созидать. А подобные стремления и ощущения невозможно синтезировать с помощью химических препаратов».

Не только на занятиях по русскому языку, но и на уроках литературы можно столкнуться с темой «Влияние природы на человека». Сочинение по литературе пишется согласно общему принципу. Однако для его правильной подачи и изложения рекомендуется воспользоваться цитатами из литературных произведений или ссылаться на книги и стихи поэтов и писателей.

Можно вспомнить Л. Толстого и его бессмертное творение «Война и мир», особое внимание обратить на сцену встречи князя Болконского с дубом - это будет отличным примером того, как природа влияет на человека, меняя его мысли и настроение, корректируя прошлое и направляя в будущее. Ведь что ни говори, а природа и человек - одно целое.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Бережное отношение и любовь к природе. Именно этому учат нас с рождения. У каждого человека восприятие природы свое. Для одного это просто среда жизнедеятельности, в тоже время для другого - это возможность приобрести гармонию и вдохновение, источник энергии.

Как природа влияет на человека? Вызывает ли она особенное состояние у людей? Почему? Многие авторы в своих произведениях обращаются к природе для раскрытия внутреннего мира героев.

Природа это особый гармоничный мир, который проявляет и показывает все настоящие чувства и эмоции человека. Именно поэтому этот момент находится в центре внимания автора предложенного мне текста, известного русского писателя Г.Н. Троепольского. Он поднимает важную проблему взаимоотношений человека и природы. Наверное, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Ведь все мы являемся частью природы и находим в ней душевный покой.

Образы русской природы вдохновляли многих великих писателей. А.С.Пушкин не раз повторял, что осень- его любимое время года. Он нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение. Она была самым продуктивным периодом в творчестве писателя, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Бесы». Немало описаний природы можно встретить и в романе «Евгений Онегин», написанном автором в наиболее творческий период его жизни, Болдинскую осень. Его любимая героиня Татьяна Ларина чувствует бесконечную близость с природой. Деревья, ручьи, цветы- это ее друзья, которым она доверяет все тайны. Перед отъездом в Москву Татьяна прощается с образом природы:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Природа раскрывает Татьяну, делает ее чувственной и искренней, наделяет богатым духовным миром.

Данная проблема также была затронута Львом Николаевичем Толстым в произведении «Война и мир». Раненный под Аустерлицем князь Андрей наблюдает над собой «высокое небо». И воинский подвиг, и продолжающийся рядом бой, и боль от тяжелого ранения- все отступает на второй план в сознании героя.

Действительно, природа это источник сил и вдохновения. Красота природы развивает у человека чувство любви к родной земле. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.



Могу сделать вывод, что красота природы значительно влияет на настроение и образ мыслей человека. Научиться видеть ее красоту в каждом дне, погрузиться в нее хотя бы на мгновение - дорогого стоит.

Слов.

82. Мой современник… Каков он?

Мой современник, прежде всего, разнообразен. В нём не найти идеалов добра, да и ошибок он избежать не может. Какие же задачи не может решить современный человек? А если и решает, то совершает много ошибок. Многие люди, иногда сами того не подозревая ограничивают свою свободу – и это их главная ошибка. Потому что всё, что дороже любых слов, любых понятий и взглядов – это жизнь и свобода. Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее и современник вынужденно рискует.
Человек нынешнего поколения должен постоянно развиваться. Стоит одному человеку остановиться и всё общество начнёт деградировать. Николенька Иртеньев в произведении Л.Н.Толстого «Юность» пишет «Правила жизни». Он пытается совершить нравственный скачок, но у него не получается и Николенька забывает об этих правилах. Однако совершив большую ошибку в своей жизни, он вновь возвращается к ним, так как осознаёт важность нравственного развития в жизни молодого человека.
Конечно, раньше идеалы были другие. Да и относились к ним серьёзнее. Но и в наше время есть множество своих ценностей. И, пусть немногие современники, стараются соблюдать их вопреки всему. Сейчас молодые люди ведут себя свободнее. Хотя, так ли это? Правда ли что раньше молодёжь была лучше? Я думаю, нет. Просто всё хорошее в жизни запоминается лучше. И это, скорее всего, подходит под это описание.
Так кто же он? Главное отличие жизни современного человека – это осознание важности душевных качеств. А именно это качества он передаёт в своём облике. И не важно, что все они различны.
Мой современник – это, прежде всего, личность. Она индивидуальна и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не стремиться подражать кому – либо, а в первую очередь хочет проявить своё «я».



Слов.

Быть на Земле Человеком.

Ты рожден человеком,
но человеком надо стать.
Настоящий человек выражает
себя в убеждениях и чувствах,
воле и стремлениях, в отношении к людям

и к самому себе, в способности любить и
ненавидеть...
В. В. Сухомлинский
Мы все - люди Земли. Каждый из нас способен мыслить и чувствовать, любить и ненавидеть, верить и лгать. Если Бог создал Человека, дав ему жизнь, то человек стал творцом своей жизни. И сколько людей, столько и разных жизней, судеб. А жизнь человека так коротка, что прожить ее нужно как можно лучше, ярче, интереснее. Если ты замкнешься в себе, в своих чувствах, и самое страшное - будешь жить только для себя, отрекаясь от мирской суеты, не слыша людей, забыв про любовь и доброту, то ты - несчастный человек, который прожил и не узнал жизнь. Никогда не нужно предаваться покою. Человек рожден не для этого. Жизнь - это игра страстей и противоречий. И тот, кто сумеет повести игру, всегда достигнет поставленной цели. Человек рожден, чтоб “гореть”. Да, гореть в огне идей, призывая других к настоящей жизни. Несчастен тот человек, который возненавидел жизнь. И прекрасен тот, кто свободен и дарит эту свободу людям. “Жить для людей” - это не лозунг, это цель, которая должна стать, пусть не для каждого, но для большинства, смыслом жизни. “Не жалей себя - это самая гордая, самая красивая мудрость на земле”. (М. Горький) Я восхищаюсь жизнью великих людей. Имена классиков мировой литературы, художников, актеров, певцов не только вошли в историю, но и оставили свой “след” на Земле, подобно падающей звезде, которая, оставляя за собой святящийся след, дарит восхищение и загадку людям. В. Г. Белинский писал: “Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу... возбуждает деятельность”. У меня и моего поколения все еще впереди. Совсем немного, и мы вступим в новую, незнакомую жизнь. Конечно, каждый пойдет своей дорогой, но не надо забывать, что Земля одна, общая, но забота о ней - забота всего человечества. Каждый должен начать с себя. Что он сделал для людей? Какие “следы” оставил на земле? Для настоящего человека важно умение подчинять волю разуму. Только такие люди пройдут через все испытания, и только они спасут Землю. По словам П. С. Макаренко, “большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставлять себя и отказаться от чего-то, когда это нужно”, нужно стремиться жить красиво и бурно. Любить людей, быть добрым и отзывчивым, мужественным и благородным, любить мать и Родину. Эти истины живучи во все времена. Нас всех учат этому, но далеко не каждый становится настоящим человеком. Надо уметь ценить жизнь. Каждый живет на Земле один раз, и для того жизнь будет долгой, кто станет выше всех предрассудков, поймет ее смысл, и его дела не будут забыты людьми. Невозможно не вспомнить слова А. П. Чехова: “Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю...” Так жить хотел бы каждый, но это зависит от самого человека.

Слов.

Вечный спор добра и зла.

Еще с самого детства, читая сказки на ночь, мы уже слышали про противостояние добра и зла. В самых разных сказках, легендах и историях всегда было добро и зло. И как бы зло ни боролось и ни пыталось победить, но добро всегда побеждало. Мы росли, детские сказки начали сменяться уже более взрослыми рассказами, но и там всегда находилось место противостоянию между чем-то хорошим и чем-то плохим. Но с каждым годом взросления добро все меньше и меньше брало верх над злом. И, возможно, это из-за того, что детские сказки писались с добром, и для детей там было больше добра, или, вполне вероятно, что мир так начал меняться, что зло все больше и больше занимает первые позиции.

Казалось бы, мир становится лучше. Изобретаются новые технология, разрабатываются новейшие процессы, развитие стремится вверх, но с тем самым человечность куда-то исчезает. Люди становятся какими-то бесчувственными, безразличными, грубыми. Они не замечают особой разницы между добром и злом. Многие живут по принципу то, что нужно для меня это хорошо, а все остальное плохо и, вообще, меня не касается. Есть, конечно, и добрые, заботливые, искренние люди. Но их слишком мало и они просто теряются среди подлости, предательства и зла. Противостояние, конечно, есть и будет продолжаться всегда, но добро понемногу начинает терять свои позиции.

Если бы добро жило в каждом человеке, и он мог провести черту между хорошими и плохими вещами, то шансы на победу были бы намного больше. Но иногда складывается такое впечатление, что люди не хотят понимать разницы между добром и злом. Их либо все устраивает, либо они не хотят ничего делать, что бы ни было еще хуже. Но это и есть хуже всего - ничего не делать. Безделье - это первый этап над потерей того доброго и человечного, что у вас есть. Всегда нужно что-то делать, идти вперед и стремится что-то изменить. Только тогда возможна победа над собой и злом в целом мире.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Консультация для педагогов

Составил:

музыкальный руководитель

Бауэр.Л.М

Игрим

2013

«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей… Р.Тагор

Красота мира начинается с красоты души... Красота - это вечность, длящаяся мгновение.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

Знание законов, по которым создаются произведения искусства;

Воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

Развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

Когда мы приобщаем детей к прекрасному, надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.

Поэтому взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

Рассказывая о прекрасном, педагог акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.

Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

Ребенок подражателен, поэтому педагог должен давать только положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1.Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2.Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка: здание, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания.

Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находит». Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

К трем годам ребенок должен отчетливо проявлять эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок надо учить отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

Сначала выделять красивое, обращать внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Впоследствии ребенок сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам малодоступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас, бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу « вечным образцом искусства ». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал : «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» . Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед педагогами.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада, школы и семьи, то оно может задержаться. Поэтому педагог должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А. Сухомлинский говорил: « Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

В чем же красота человека?

Красота человек, зависит оттого, какой человек в жизни. То есть он не зависит от красоты, а от души, какой человек. Если человек красив, но не имеет души, которая очень нужна в наше время. Душа должна быть в людях, как относишься, чем занимаешься. Человеку очень нужна душа в дружбе, чтобы он мог отблагодарить, сделать хорошее людям, Всем...

Как же можно понять каков сам человек? Часто, мы все определяем по одежке, а не по делам.

Наверное, самое главное, что должно быть у человека - любовь, доброта, щедрость. Без этих нравственных характеров обойтись нельзя...

Каждый, каждый, когда мы дарим, здороваемся, что угодно, делаем, мы должны делать это с ДУШОЙ.

Душа-это самое главное, что есть у человека!

Красота человека - это когда у человека красивые черты лица, когда он опрятно и со вкусом одет, когда он хорошо воспитан, когда от беседы с ним ты сам становишься богаче.

Часто бывает, что человек не отличается яркой внешностью, но от общения с этим человеком исходит обаяние, и мы говорим: «Красивый человек!». Красота человека это не только его приятная внешность, но и его интеллект, характер, воспитанность. Красота человека в его всестороннем развитии, не зря говорят, что

"Красота человека - в красоте характера".

Разработчик:

Музыкальный руководитель отделения реабилитации

физическими и умственными

возможностями Л.М.Бауэр

Подпись расшифровка подписи

Согласовано:

Заведующий отделением реабилитации

несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными

возможностями С.А. Никифоренко

подпись расшифровка подписи

Ф.И.О

Дата ознакомления

Роспись