Как узнать, является ли здание культурным наследием. Кто ж его починит? Он же памятник

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - это объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, социальной культуры. Они являются источником информации о зарождении и развитии цивилизации.

Так как памятники истории и культуры представляют историческую ценность для народов России, их владельцы должны обеспечивать их сохранность. В частности, на территории объектов культурного наследия нельзя проводить капитальное строительство, здания и сооружения можно ремонтировать только при условии сохранения их внешнего вида, хозяйственная деятельность также не должна вредить историческому памятнику.

Вокруг объекта культурного наследия всегда есть охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении также устанавливается особый режим использования земель.

Кроме того, владельцы объектов недвижимости, отнесенных к культурному наследию, в случае если это никак не навредит сохранности исторических и культурных памятников, должны обеспечить к ним доступ гражданам России и иностранцам.

2. Как узнать, является ли здание объектом культурного наследия?

Объекты культурного наследия вносятся в реестр объектов культурного наследия. Проверить, внесено ли здание в реестр, можно, изучив список объектов культурного наследия, размещенный на .

Кроме того, на многих памятниках истории и культуры Москвы установлены таблички с QR-кодами. Это проект «Культурные коды Москвы» навигационно-туристического портала .

При наведении на QR-код камеры мобильного устройства пользователь может получить информацию об объекте культурного наследия (историческую справку, фотографии, видео- и аудиоинформацию).

3. Как получить документальное подтверждение того, что сооружение - памятник истории и культуры?

Узнать, является ли объект недвижимости памятником истории и культуры, можно лично, обратившись с заявлением в Департамента культурного наследия ( вам выдадут здесь же). При подаче заявления вас попросят предъявить паспорт. А для заявителей, представляющих интересы юридических организаций, еще и доверенность от организации.

Срок предоставления запрашиваемой информации - до 15 рабочих дней. Срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления. В результате вам выдадут на бумажном носителе:

  • сведения из городского реестра недвижимого культурного наследия в виде выписки из городского реестра недвижимого культурного наследия;
  • сведения из историко-культурного опорного плана города Москвы в виде фрагмента историко-культурного опорного плана города Москвы;
  • сведения о нахождении запрашиваемого объекта в границах установленных территорий, зон охраны или защитных зон объектов культурного наследия в виде информационного письма (в случае если объект недвижимости не относится к объектам, учтенным в городском реестре недвижимого культурного наследия);
  • либо решение об отказе в предоставлении государственной услуги (в случае отказа).

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности.

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности. Однако примеры удачной «адаптации» старых зданий под современный контекст по-прежнему единичны. Как пустить исторические здания в деловой и хозяйственный оборот и замотивировать собственников на заботу и радение? Вопрос этот актуален для всех регионов России. И каждый ищет свой путь.

Объект должен жить

По данным регионального департамента по культурному наследию, в Ульяновской области более 2 тысяч памятников истории, культуры и археологии. На государственной охране стоит порядка 1,5 тысяч памятников культуры и истории и 500 памятников археологии. При этом 80% зданий, признанных объектами культурного наследия, находится в частной собственности. А из оставшихся 20% на областную и муниципальную собственность приходится примерно одинаковое количество - по 10%.

Как использовать эти здания? Что надо сделать, чтобы они сохранялись, реставрировались, и не нарушить при этом их визуальное восприятие и основные характеристики, не повредив тем самым предмет охраны? Вопросы, болезненнее один другого. Две позиции: «не пущать» и «поощрять» - сосуществуют давно и с переменными победами. Однако в последнее время все-таки доминирует точка зрения, что сохранять объект исторического наследия - значит, содержать его и грамотно использовать.

Я за то, чтобы памятник архитектуры жил, и чтобы это здание использовалось. В том числе и для хозяйственных целей. Если здание не используется - оно начинает разрушаться, - говорит директор департамента Шарпудин Хаутиев.

И продолжает:

Меня часто удивляют комментарии в соцсетях, на страницах интернет-изданий, когда пишут: какое имели право продать памятник архитектуры! Памятники истории и культуры - это те же объекты недвижимости. Их можно сдавать в аренду, продавать, дарить, передавать по наследству. Вопрос в другом: как их использовать? Конечно, мы запрещаем размещать в объекте культурного наследия производство: если в здании, которому больше ста лет, поставить станки, вибрация приведет к его постепенному разрушению. Очень осторожно относимся и к объектам, в которых расположены пункты общественного питания. Такие у нас на особом контроле. Но мы не выставляем бизнесу запреты. Мы просто говорим, что можно делать и что нельзя. И обязательно прописываем это в охранных обязательствах.

Однако бизнес весьма осторожен в приобретении зданий, внесенных в реестр объектов исторического и культурного наследия. А современной приметой кризисной экономики становится отказ от этих объектов - со ссылкой на жесткие и финансово емкие охранные регламенты.

Контраргументы Хаутиева - довольно резонны. Любое здание требует ухода и ремонта, его хорошее состояние нужно поддерживать. Но если вы владеете памятником архитектуры, то помимо вас о вашей собственности заботится еще и государство. Оно заинтересовано в том, чтобы эти объекты сохранились, а значит, и в том, чтобы собственник принимал меры по сохранению уникального объекта, которым владеет.

Вопрос - во сколько обходится хорошее состояние здания? И всегда ли нужно держаться до последнего, отстаивая право старинного дома на существование?

Кому он нужен, особый статус

Споры историков, архитекторов, застройщиков и горожан по поводу сохранения исторического облика Симбирска-Ульяновска то утихают, то вспыхивают с новой силой. Перерастая порой в конфликты, победы в которых с переменным успехом достаются каждой из сторон. Выигрывает ли от этого город в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Снесли практически возведенный четырехэтажный жилой дом по соседству с ливчаковским «Теремком», не дали строить отель «Мариотт» рядом с храмом Всех Святых на улице Минаева - это из недавнего. Потеряли целые куски исторических улиц Радищева, Красногвардейской -
из современного, но уже прошлого. Например, там, где стоит областная детская больница, были два исторических здания, которые принадлежали фотографу Горбунову. Многие фамильные фото симбирян и ульяновцев сделаны именно здесь. Что важнее - сохранить эти два домика или построить современную больницу? Едва ли этот вопрос риторический.

Начиная от угла Красногвардейской и заканчивая поворотом на Гончарова, до бульвара Пластова, тоже была рядовая застройка, - рассказывает председатель совета Ульяновского отделения ВООПиК Ольга Свешникова. - Но рядовая не значит плохая. Памятников было два-три, но они были. Главное, что была сохранена строчка. Стоит из этой строчки убрать один-два дома, и сразу теряется смысл сохранения. Так же, как знаменитый «Теремок». Появились пристрои, осталось два-три исторических здания. И что?.. Или возьмите дом, где жил Дмитрий Ульянов. Его поставили на охрану как исторический. Хозяева живут в Казахстане, в Ульяновск приезжают периодически. И продать дом не могут, потому что продажа вместе с нагрузкой - охраной, и содержать не могут, поскольку это большие затраты. Смотришь на дом, весь перекошенный, и думаешь: может, лучше, чтобы его не было?..

А горожане, включая заинтересованных предпринимателей, вспоминают о несостоявшихся пешеходных улицах в современном Ульяновске. Намерение закрыть от транспорта часть улицы Карла Маркса, от перекрестка с улицей Гончарова до Карамзинского сквера, пожалуй, было прожектом. А вот пешеходная улица Федерации могла бы состояться. Первым попыткам осуществить этот проект уже почти 20 лет. В то время на Федерации еще были сохранены многие исторические здания, а бизнес, расположенный здесь, готов был вкладываться как в ремонт фасадов, так и в свое концептуальное развитие - с туристическо-развлекательным уклоном.

Сегодня существует объект регионального значения - достопримечательное место «Ярмарочный квартал». Проект разработан архитектурной мастерской «Симбирскпроект». По сути, достопримечательное место - это один целостный памятник истории и культуры, внутри которого разрешены определенные градостроительные режимы. Однако на этом пока все застопорилось.

Границы есть, режимы определены, но чтобы наполнить все это внутри - нужна как минимум какая-то большая концепция, в разработке которой должны участвовать и музейщики, и архитекторы, и искусствоведы, и арендаторы, - говорит Ольга Свешникова. - Пока этого нет.

Между тем, есть интересный опыт Самары. На Московском урбанистическом форуме в октябре о нем рассказывал Виталий Стадников, экс-главный архитектор этого города, а ныне - замдекана Высшей школы урбанистики:

Мы в свое время создали общественную организацию «Самара для людей» -
чтобы помогать жителям исторической части оформлять землю в собственность, потому что это единственная защита от строительства там каких-то объектов… По сути, созрел механизм создания альтернативных программ развития территорий. Сейчас ведется разработка мастер-плана по исторической части Самары. В результате удалось войти в группу стратегического планирования, а это уже закон города Самары, принятый до 2025 года. И через эту группу так называемого пространственного развития появился механизм проецирования решений, которые разрабатываются альтернативным способом.

Принцип «кнута» и «пряника»

В Ульяновской области есть межведомственная рабочая группа по противодействию незаконной застройке на территории достопримечательных мест.
А по содействию законному включению исторических зданий в современный деловой оборот?..

Конечно, мы прекрасно понимаем, что принцип бизнеса - получение прибыли. Предпринимателям надо снести гнилой одноэтажный дом и построить многоэтажное здание большой площади. «Кнут» для нарушителей есть (серьезные штрафные санкции), но должен быть и «пряник», - заявил на заседании круглого стола «ДО» директор Средневолжского филиала ФГУП «Институт «Спецпроект-
реставрация» Юрий Козлов. - Ведь по факту сейчас порой выгоднее объект угробить, чем проводить ремонтно-реставрационные работы.

С предложением Юрия Козлова - ввести налоговые и прочие льготы для владельцев объектов культурного наследия, если те вкладывают деньги в их сохранение, - солидарны и предприниматели, и историки. Однако, несмотря на то, что федеральному закону об объектах культурного наследия скоро уже 20 лет, внятный механизм преференций так и не разработан.

Таким механизмом вполне могло бы стать государственно-частное партнерство, благо, есть уже и ульяновский региональный закон о ГЧП, и федеральный. Например, концессионное соглашение: предприниматель берет на себя обязанность по восстановлению объекта культурного наследия, а здание предоставляется ему городом (если это муниципальная собственность) в аренду по минимальной фиксированной цене, с учетом всех затрат на ремонт. По окончании срока соглашения здание должно быть возвращено городу. Если стороны не договорятся о продлении договора.

Сегодня о примере таких соглашений рассказывает город Череповец. Не забывая подчеркнуть, что это первые в России концессионные соглашения, которые заключены с целью восстановления объекта культурного наследия. Первые ли? Остается верить на слово.

В Ульяновске по похожей схеме десять лет назад было возвращено к активной жизни здание на улице Гончарова, 50. Реконструировала и реставрировала его компания «Ульяновск-GSM»: и свои условия улучшила, и исторический облик города сохранила. По сей день, когда речь заходит об удачном примере «интеграции» коммерческих структур в историческую среду, большинство владельцев бизнеса и чиновников вспоминают именно этот объект.

Между тем, для объектов федеральной собственности предложен довольно привлекательный механизм. С сентября вступило в силу постановление Правительства РФ, которое дает возможность сдавать требующие реставрации объекты историко-культурного наследия в частные руки на 49 лет за один рубль.

Огромный блок федеральных памятников, тысячи и тысячи, находятся в плачевном состоянии! Теперь же благодаря этому постановлению, если вы отремонтировали, можете делать там, что хотите, можете развивать там бизнес. Сорок девять лет - это два поколения. Практически вечное владение, - заявил на сентябрьском съезде реставраторов в Казани министр культуры России Владимир Мединский.

Впрочем, речь об условной цене: один рубль - это стартовая цена аукциона, в результате которого появится реальная цена аренды. Понятно, что в типовом договоре будут прописаны условия расторжения контракта, если арендатор не выполняет обязательств. Критерии же объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, определены еще одним постановлением правительства.

Но, повторимся, это решение для федеральной собственности. А как быть с региональной и муниципальной?

В Департаменте Ульяновской области по культурному наследию рассказывают, что совместно с администрациями районов прорабатывался вопрос продажи памятников архитектуры по минимальной цене, но с условием, что новые собственники будут вкладывать средства в сохранение этих объектов, подпишут охранные обязательства. Инициатива не прижилась. Прежде всего, потому что такие объекты интересны не в глубинке, а в крупных городах, где на них действительно можно делать бизнес.


По региональным лекалам?

Однако первые меры региональной поддержки уже появились. В 2014 году Правительство Ульяновской области приняло постановление о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с сохранением объектов культурного и исторического наследия регионального значения. На господдержку могут рассчитывать физические лица, общественные, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Для этого надо выполнить ряд условий. Проект реставрации или ремонтных работ должен быть согласован с региональным Министерством искусства и культурной политики. Исполнителем работ должна стать организация, которая имеет соответствующую лицензию Минкульта РФ
(в Ульяновске таковых 15). Требования подрядчика должны быть открыты и понятны (необходимо предоставить смету). Факт оплаты работ надо подтвердить документально. И тогда 50% от стоимости выполненных работ возмещается государством.

Уже оценили эту меру Симбирская митрополия Русской православной церкви и Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области. С физическими лицами - сложнее. Собственниками зданий, признанных объектами исторического наследия, зачастую являются люди пожилые и малообеспеченные. Оплата постфактум для них неприемлема: осилить расходы на проектную документацию, ремонт и реставрацию «по правилам» они просто не в состоянии. Поэтому в 2016 году в регионе планируют подойти к ситуации иначе - не возмещать затраты, а предоставлять средства заранее.

Я больше всего боюсь, что такие объекты по районам обречены на гибель, - говорит Шарпудин Хаутиев. - Поэтому нам очень важно, чтобы люди там жили и сохраняли эти здания.

Живет человек в доме и хочет сохранить его для потомков, - рассуждает Ольга Свешникова. - Например, дом деревянный, с интересным красивым декором, известен и автор проекта. Хозяин своими силами поддерживает его исторический облик. Но стоит поставить здание на охрану, как объект культурного наследия, с собственником заключают охранное обязательство. И отныне обязан он любую ремонто-реставрационную работу проводить через проекты и экспертизы, что требует немалых денег. Я иногда думаю: возможно, это законодательство рассчитано на солидные города в плане исторического наследия -
Санкт-Петербург, Псков, Вологду, Владимир, где выделяются из госбюджета немалые средства на сохранение культурного наследия, в том числе и на реставрацию недвижимых памятников.
У нас по столичным меркам объекты более «скромные», но это наша история, наши памятники, и мы должны их сохранить.

Все, что касается охраны объектов культурного наследия, на законодательном уровне уже принято, считают эксперты. Пора подумать о поддержке тех, кто ими владеет. Нельзя уравнивать все объекты, причисленные к памятникам истории и культуры, а также требования к этим объектам. Ценовые категории зданий, которые находятся в Москве и, скажем, в Сенгилеевском районе Ульяновской области, серьезно разнятся. Достаток людей, которые проживают в этих зданиях, тоже разнится.

Защита и охрана объектов исторического и культурного наследия регулируется Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. К памятникам археологии законодательство относит объекты старше 100 лет. К памятникам архитектуры - здания, которым не менее 40 лет. Памятник истории может быть и моложе 40, если он связан с известной личностью либо носит мемориальный характер.

Для тех, кто живет в селе, эти дома являются обычным местом жительства, и загонять их в тупик жесткими ограничениями и обременениями нельзя, -
считает Шарпудин Хаутиев. - На мой взгляд, здесь в законодательстве большая брешь. К этим людям должен быть иной подход. Надо подумать о серьезных мерах их стимулирования, о том, как им можно помочь. Привлекать к ответственности человека, который живет на одну пенсию, штрафовать его - порой рука не поднимается. Он просто уйдет с этого объекта, ему не нужен такой дом. И что тогда станет со зданием?

Как работать с культурной средой

Есть и еще один вопрос «в тему»: насколько удачны попытки сохранить среду за счет псевдоисторических новоделов? На градостроительных советах часто возникает конфликт мнений по поводу центральной части города. И касается он не столько сохранения исторического наследия, сколько архитектурного облика новых объектов.

Если посмотреть на современную архитектуру, которая пытается претендовать на историчность, - хороших образцов нет. Ни в центре Ульяновска, ни в городе вообще. В стране - есть, а в Ульяновске как-то не случилось, - категоричен зампредседателя Ульяновского отделения Союза архитекторов России Сергей Фролов.

В большой части архитектурного сообщества доминирует мнение, что всякое здание должно соответствовать своему времени. Псевдоисторические новоделы, зачастую, ничего, кроме отторжения, не вызывают.

В России есть достаточно яркие образцы такого «историзма», - замечает Сергей Фролов. - Меня поразила картина в московском Пыхов-Церковном проезде. Неоклассическое здание Михаила Филиппова, с колоннами, балясинами, карнизами - вроде, красиво. Но когда взгляд скользнул вправо на настоящий сталинский ампир - все стало на свои места! Простая, естественная архитектура затмевает современное узорочье - живая классика! Я считаю, современное здание должно говорить современным пластическим языком. Это может быть скромный стеклянный фасад, который оттенит объект исторического наследия. Не надо играть с ним в прятки, нужно иметь свое лицо.

Всем, кто заинтересован в сохранении исторического наследия, надо, прежде всего, работать с культурной средой, с формированием у горожан интереса к памятникам истории и культуры, понимания их ценности и значимости, считают в Союзе архитекторов. К сожалению, у богатых людей пока нет желания блеснуть не просто дорогим красивым домом, а тем, что этот дом с какими-то культурными наслоениями, историческими пластами. Да и бизнес-структуры в массе своей считают размещение в исторических зданиях не плюсом для бизнеса, а обременением.

Надо каким-то образом ввести моду на жизнь в историческом здании, на работу в историческом здании, - говорит Сергей Фролов. - Чтобы человек, обустраивая себе в таком здании офис, не только видел проблемы и обременения, но ощущал приобщение к дворянской культуре или к какому-то пласту исторического наследия. Чтобы это было круто, престижно.

Конечно, процесс этот небыстрый. Но начинать надо с малого. В Ульяновском отделении Союза архитекторов России, например, в октябре прошел цикл лекций по градостроительству. Для всех желающих.
На базе строительного лицея в Ульяновске третий год работает архитектурная школа Сергея Кангро. А экскурсии по архитектурным памятникам Симбирска-Ульяновска, организованные креативным пространством «Квартал» на площадке музейного дворика Дома Гончарова, стали настоящим событием ны-
нешнего лета.

Несколько лет назад на одном из круглых столов «ДО» прозвучало предложение сделать Ульяновску, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга День исторического наследия. Что это такое. Люди, которые находятся в исторических зданиях, понимают престижность этого здания для своего бизнеса. Раз в год открываются двери - неважно, строительная это фирма, казначейство или банк - и всех желающих приглашают на экскурсию. Хозяева рассказывают гостям о своем здании, его истории, о том, как они осуществляют преемственность. День исторического наследия можно обозначить единым днем в городе. Или каждый выбрал бы этот день для себя. Предложение показалось интересным, но День исторического наследия в деловую и культурную жизнь Ульяновска так и не вошел.

Однако жителям города и всем, кто интересуется его историей и архитектурой, стоит знать, что можно посетить любой объект исторического и культурного наследия, который вызывает интерес.
В охранном обязательстве по каждому такому объекту в обязательном порядке прописано: обеспечить беспрепятственный доступ в здание для всех желающих в установленные дни или часы. Делается это для популяризации исторического наследия.

При любом обращении граждан, которые неравнодушны к своей истории, архитектуре, мы согласовываем все действия с собственником и обеспечиваем доступ в здание, которое они хотели бы посетить, - сообщили «ДО» в департаменте по культурному наследию.

Людмила Ильина

Фото: С. Ларин

Примечателен не только тем, что это столица нашей Родины. В нем сохранено множество памятников культурного наследия страны. Уже с 15 века московское зодчество стало выразителем общенациональной культуры. Архитектуру считают "матерью всех искусств", так как она не только отражает этапы их развития, но и является основой для сохранения фресок, резьбы по дереву, живописи и скульптуры. Памятники вобрали в себя многие особенности древнерусского зодчества и творчества иностранных архитекторов. Самые известные из них имеют мировое значение, так как являются историческими объектами и результатом творчества великих зодчих. Памятники архитектуры мира отражают особенности культурного развития разных стран и основные исторические события. Поэтому они охраняются и реставрируются, чтобы сохранить для будущих поколений уникальное наследие.

Памятники архитектуры Москвы

Список объектов культурного наследия, сохранившихся в столице, очень велик. Особенно ими богат исторический центр города, но множество дворцово-парковых ансамблей, монастырей и целых улиц в разных районах Москвы также являются ее достопримечательностями. Какие же объекты могут относиться к памятникам архитектуры:

Отдельные здания и сооружения, чем-то примечательные. Например, особняк Арсения Пашкова, Большой театр или здание мэрии.

Дворцово-парковые ансамбли и архитектурные комплексы, например усадьба "Кусково", кремль в Измайлово, Поклонная гора или парк "Царицыно".

Исторические центры города. В столице это всемирно известный ансамбль Московского Кремля.

Площади, кварталы и улицы. Это Красная и Манежная площадь, Арбат и Садовое кольцо, Воробьевы горы и Чистопрудный бульвар.

Монастыри и храмы, которых в Москве сохранилось множество. Самые известные из них - это Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и Новодевичий монастырь.

Объекты архитектуры, имеющие гражданское, промышленное или военное значение, например Московский метрополитен, ВДНХ или здание ГУМа.

Особенности застройки Москвы

Самая древняя постройка города - Московский Кремль - была заложена в 12 веке на Боровицком холме, в устье реки Неглинной.

И форма его поэтому повторяла очертания этого полуострова. Неспокойная обстановка того времени требовала строительства высоких стен и крепостных валов. Поэтому в ходе расширения территории города создавались все новые укрепления. Так возникли такие памятники архитектуры Москвы, как Китайгородская стена, а на месте других стен появились Бульварное и Садовое кольцо. До 18 века большинство зданий столицы были деревянными, а в последние столетия почти все они были заменены на каменные. Кроме этого, особенностью застройки города были пересекающиеся радиальные магистрали. Сильно изменился облик столицы с приходом советской власти. Планы по модернизации города и созданию широкополосных шоссе потребовали уничтожения многих памятников архитектуры. Только некоторые из них впоследствии были восстановлены. А построено было много высотных зданий, появились современные кварталы однообразной застройки.

Стили в древней архитектуре Москвы

1. Деревянное зодчество.

Все постройки в первые века существования города делались из бревен. Самыми известными из них были церковь Николы, храм Данилы Столпника и сам Московский Кремль. Но ни одна древняя деревянная постройка в городе сейчас не сохранилась.

2. Каменное зодчество 14 - 18 веков.

Первым каменным зданием был Успенский собор на территории Кремля, который не сохранился до наших дней. Во время правления Ивана Калиты начинают перестраивать стены Кремля. И к 16 веку основной архитектурный ансамбль Москвы приобретает почти современный вид: были созданы белокаменные стены, Благовещенский и Архангельский соборы, а также Грановитая палата.

3. Классицизм в архитектуре Москвы 18-19 века.

После пожара большинство сооружений города были перестроены. Участвовало в этом много итальянских зодчих, в строительстве стал преобладать классицизм. Самые известные памятники архитектуры города Москвы этого времени - дом Пашкова, усадьба Останкино и здание Большого театра.

Стили архитектуры Москвы 19-20 веков

1. Московский модерн. Сооружения в этом стиле стали создаваться с конца 19 века. К ним относится особняк Медынцева, усадьба Павловых, Ярославский вокзал, гостиница "Метрополь" и многие другие.

2. Архитектура Москвы в годы советской власти отличалась размахом. С большой скоростью росли новые районы. Самые известные здания того времени - семь сталинских высоток.

3. Современная архитектура Москвы представлена офисными зданиями, деловыми и культурными центрами, построенными в стиле постмодернизма и эклектики. Это, например, торговый центр "Наутилус" или ресторан "Белый лебедь".

Древние памятники архитектуры Москвы

1. Кремль - это самый известный и древний объект культурного наследия столицы. Он пережил многое, был свидетелем расцвета и упадка, революций и войн. На его территории располагается множество соборов и зданий, являющихся тоже памятниками архитектуры: Успенский собор, здание Арсенала и Сената, Колокольня Ивана Великого и знаменитая Спасская башня с курантами. Этот ансамбль относится к и упоминается в любом источнике, где рассматриваются памятники архитектуры мира.

2. Гостиный двор также был создан еще в 15 веке и много раз перестраивался. Сейчас он мало похож на памятник архитектуры, но все равно является известной достопримечательностью Москвы.

3. Красная площадь во всем мире - это символ России.

Этот архитектурный ансамбль - самое посещаемое место в Москве. Из сохранившихся древних построек известны Казанский и Покровский соборы, а также Воскресенские ворота.

Самые известные монастыри и храмы Москвы

Со столицей связана вся культурная и духовная жизнь страны. Множество ее монастырей и храмов известны по всей России, некоторые из них сохранились еще с первых веков существования города. Можно сказать, что это памятники русской архитектуры, дорогие сердцу каждого жителя страны.

Какие же из них самые известные?

Новодевичий монастырь, который кроме того, что является действующим, носит статус Государственного исторического музея.

Донской монастырь - примечателен множеством красивых церквей и живописных башен.

Данилов монастырь - один из самых древних не только в Москве, но и в России.

Очень живописна с яркой оранжевой колокольней и изразцовыми вставками.

Храм Христа Спасителя - известен тем, что восстанавливался в 90-е годы 20 века после полного разрушения.

Храм Василия Блаженного - одна из самых известных достопримечательностей Москвы. Так называют Покровский собор, расположенный на Красной площади. Своими яркими расписными куполами и богатым убранством он привлекает множество туристов.

Ускоренная застройка города и расширение магистралей в 30-70-е годы 20 века привели к тому, что более 400 памятников мирового значения были разрушены. Среди них такие известные сооружения, как церковь Успения на Покровке и Оружейная палата. Был взорван Храм Христа Спасителя, который, правда, впоследствии восстановили. Но множество уникальных зданий было утеряно, например, дом поэта Хомякова или дом Лопухиных. Сильно изменился исторический центр столицы, в частности снесено множество построек на улице Манежной и Большой Якиманке.

Чем примечательна современная Москва

Многие называют современную застройку города безвкусной. Но наряду с безликими многоэтажками можно встретить и довольно оригинальные здания:

Интересен дом-"яйцо" на улице Машкова;

Бизнес-центр "Пульман" на Мясницкой поражает интересным сочетанием стекла и бетона;

Жилой комплекс "Посольский дом" интересен полукруглой формой и диагональными окнами;

Бизнес-центр "Китеж" в форме многопалубного лайнера.

Современная Москва поражает смешением стилей в архитектуре. Сейчас это в основном хай-тек, конструктивизм и модерн. Именно такие здания из стекла и бетона выделяются на улицах города. Но и древние памятники архитектуры Москвы не забыты и привлекают туристов со всего мира.

22 января 2014 года

В исторических центрах крупных городов много зданий имеют статус памятников архитектуры. В то же время, имеется достаточно много желающих приобрести квартиры в подобных домах и на рынке недвижимости представлено большое количество предложений жилья, расположенного в домах, имеющих подобный статус.

Для справки: памятниками архитектуры называют здания и сооружения, имеющие историческую, архитектурную, культурную или иные ценности. Данные объекты находятся под охраной государства. Их снос, реконструкция и работы, повлекшие за собой изменение вида, или качественных характеристик, не допускаются.

В жилом доме – памятнике архитектуры предполагает как большое количество положительных моментов, так и определенные сложности.

Плюсы приобретения квартиры в памятнике архитектуры:

  • Дом будет находиться под охраной государства, а все действия, связанные с его повреждением – пресекаться и наказываться. Это в какой-то мере обеспечивает достаточно высокую сохранность инвестиций в недвижимость.
  • Большинство работ по поддержанию облика здания проводятся без привлечения средств собственников, то есть расходы на содержание общедомового имущества у собственника квартиры в подобном доме, как правило, ниже, нежели у владельца квартиры в типовом доме.
  • Дома, являющиеся памятниками архитектуры, часто расположены в привлекательных местах, имеют высокие инвестиционные показатели и стабильный рост цены. Покупка недвижимости в доме, являющемся памятником архитектуры – отличное вложение средств, вне зависимости от состояния дома.

Естественно, покупка квартиры в доме данного типа предполагает и определенные неудобства. Для кого-то они несущественны, но кому-то могут показаться значительными. На практике, все возможные проблемы решаемы, но требуют затраты времени и средств.

Проблемы покупки квартиры в памятнике архитектуры:

  • Основные требования к владельцу заключаются в сохранении внешнего облика здания и его конструктива и технических характеристик. Это означает, что, например, заменить окна на более современные просто так не удастся: необходимо будет согласовать замену и предоставить разрешительной организации проект, который будет демонстрировать, что новые окна не изменят внешний вид дома. Помимо срока и стоимости согласований придется прибавить расходы на изготовление окон по индивидуальному, часто достаточно сложному заказу.
  • Перепланировка квартиры в памятнике архитектуры очень сложна, а в случае, если она связана с повреждением несущих конструкций – просто невозможна.
  • Относительно памятников архитектуры недопустимы любые действия, связанные с изменением внешнего вида здания: установка оконных решеток, кондиционеров, приемо-передающих антенн, и многого другого, что может доставить владельцу квартиры определенные неудобства.
  • Коммуникационные решения (водопровод, канализация, электропроводка) часто имеют износ, характерный возрасту здания. Их замена и модернизация так же повлечет за собой оформление множества разрешений.

В домах, являющихся памятниками архитектуры, на сегодняшний день явление достаточно распространенное, и купить квартиру в доме такого типа несложно. Приобретать такую недвижимость или нет – выбор покупателя: с одной стороны он имеет возможность выгодного вложения средств и проживания в исторических местах своего города, со всей атмосферой здания и квартиры в частности, с другой – большое количество ограничений.

Как правило, термин "памятник архитектуры" расшифровывается россиянами как исключительно нежилое и даже музейное пространство, но на самом деле в домах с подобным статусом зачастую живут обычные люди. Каким же образом можно добиться для дома статуса "объекта культурного наследия", что он дает и к чему обязывает своих обитателей?

Хочу "жить в памятнике"

Не следует путать понятие "красивый старый дом" и официальный термин "памятник архитектуры". Первые не охраняются законом от перестройки, надстройки и сноса, в отличие от вторых. Поэтому если вы предполагаете спасти свой красивый старый дом от сноса или спасти свой вид из окна от застройки многоэтажками, вам надо придать нужным домам некий охранный статус.

К сожалению, сейчас процедура придания статуса усложнилась для граждан: жильцы вправе только рекомендовать органам охраны культурного наследия - например, в Москве это департамент культурного наследия (Мосгорнаследия) - провести государственную экспертизу (ГИКЭ). При этом дом может годами ее ждать и разрушаться. Тем не менее, с момента согласия органов охраны культурного наследия на проведение экспертизы у дома появляется статус "заявленного памятника". Теперь его нельзя снести без согласования с ведомством, отвечающим в регионе за охрану объектов культурного наследия. Чтобы выяснить все детали процесса можно обратиться за помощью в территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). После проведения экспертизы объекту либо присваивается статус "объекта культурного наследия" (ОКН), либо его переводят в разряд "ценных градоформирующих" (ЦГФО) или прочих объектов. Оспорить решение ГИКЭ нельзя, подавать заявку на повторную экспертизу - бессмысленно.

Как правило, с момента подачи первого заявления до получения результата проходит пара лет. За это время может произойти все, что угодно, но тот факт, что заявление на проведение экспертизы подано и взято в работу, обычно вселяет надежду и служит небольшим щитом и средством обороны в неприятных ситуациях.

Куда податься

Заявления о возможности проведения экспертизы подаются гражданами в Москве в службу "одного окна" Департамента культурного наследия. В других регионах России это может быть управление по государственной охране объектов культурного наследия (как, например, в Твери) или агентство по сохранению историко-культурного наследия области (как, например, в Самаре). С собой надо иметь паспорт и копию заявления (для себя). На вашу копию чиновники поставят печать, что будет означать, что заявление принято.

В шапке заявления обязательно указывается почтовый адрес заявителя.

Не забудьте четко обозначить цель своего обращения: лучше всего тут подойдет фраза "по адресу … мною было обнаружено здание, обладающее признаками объекта культурного наследия".

Далее нужно приложить краткую историческую справку по дому, с упоминанием всех знаменитых людей, бывавших в его стенах, фильмов, в которых он снимался; литературных произведений и исторических событий, в которых играл какую-то роль.

Если с историческими фактами по этому дому у вас плохо, а времени для посещения архива нет, уделите особенное внимание внешнему убранству, подробно описывая необычную форму наличников, медальонов, форму окон. Тут вам поможет самый элементарный словарь архитектурных терминов: правильные термины в нужном месте и в подходящем контексте сделают вашу заявку более весомой. Можно упомянуть, что все дома на вашей улице построены в едином стиле и выглядят как гармоничный ансамбль, разбивать который неправильно.

Пройдитесь по всем помещениям в поисках интересных деталей интерьера: старинной метлахской плитки, чугунных перил, аутентичных дверей и оконных рам. Расспросите соседей, какие перепланировки пережили их квартиры в советскую эпоху: возможно, какая-то из квартир вполне претендует на звание "Музея коммунального быта".

Завершая свой рассказ о доме в заявлении, еще раз повторите о необходимости проведения ГИКЭ и не забудьте написать, что вы "ожидаете письменного ответа по указанному в шапке адресу в установленные законом сроки". Вам должны ответить в течение месяца. Если не отвечают - берите копию с печатью и идите в службу "одного окна" за ответом сами.

И что дальше?

Стоит обратить внимание на то, что статус "памятник архитектуры" не только защищает дом от сноса или каких-либо незаконных перестроек, но и накладывает на его жильцов определенные обязательства. Отныне они уже не имеют право своевольничать в плане ремонта такого здания: как его фасадной части, так и деталей интерьеров.

Прежде чем производить существенные ремонтные работы, жильцам или организациям, которые и хотят осуществить перестройку, нужно предоставлять проекты ремонтных и реставрационных работ на согласование в органы наследия. И только после одобрения проекта можно приступать к работам.

Кстати, каждый ОКН имеет свой "предмет охраны". Это может быть уникальный внешний или внутренний декор здания (лепнина, аутентичные двери, уникальные оконные переплеты) или другие детали, благодаря которым дом получил статус ОКН. При утверждении проекта реставрации чиновники обращают особенное внимание именно на сохранность "предмета охраны". Существует и "цветовой паспорт" дома, где обозначен нужный оттенок краски в случае ремонта фасада.

В случае, если охраняемые части "памятника архитектуры" нуждаются в обновлении или ремонте, то его жильцам нужно обращаться за помощью или разрешением в те же органы охраны культурного наследия.

Анастасия Аладжалова, куратор историко-краеведческого проекта "Москва, которой нет"