Картины мордовских художников. Русская деревня на самобытных картинах, пронизанных позитивом и молодецким задором. Обновленные полотна Ф. Сычкова

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.


Детство родившегося в одном из сел Пензенской губернии Федота Сычкова, большие художественные способности которого были очевидными с малых лет, прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде. Для юноши существовала одна цель — Петербург с его Академией художеств. Чтобы заработать необходимые средства на поездку, подросток работает в иконописной мастерской, пишет фрески в церквях, выполняет живописные портреты по фотографиям.

В 1895 году Ф. Сычков, окончив Рисовальную школу в Санкт-Петербурге, стал вольнослушателем Академии художеств. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны".


Тема жизни крестьян, сельских праздников — основная для художника, хотя писал он много портретов, пейзажей, натюрмортов. Он написал около 600 картин, этюдов и эскизов. Это была летопись его родного края - Мордовии. И, заметьте, его полотна - это взгляд на мир жизнелюбивого человека. Ну. а красота его героинь просто поражает. У него уверенный, свободный рисунок и хорошее цветовая гамма.

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.



Сычков Федот Васильевич (1870-1958) — известный российский художник . Является заслуженным деятелем Мордовской АССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным художником Мордовской АССР.

Ф.В.Сычков родился 13 марта 1870 года в с. Кочелаево, Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рисованием и живописью стал увлекаться ещё в раннем детстве. Во время пребывания в родном селе работал в иконописной мастерской и создавал портреты односельчан по фотографиям. После того, как Федот Васильевич написал картину «Закладка станции Арапово», увидевший её директор рисовальной школы Е. А. Сабанеев посоветовал отправить молодое дарование в Петербург для профессионального обучения живописью.

Федот Васильевич Сычков отправился в Петербург в 1892 году. Здесь он обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в Высшем художественном училище при Академии художеств. Также брал уроки у . Этого обучения и собственного таланта неординарного художника оказалось достаточно для того, чтобы прославить его имя на всю страну. Удивительные по насыщенности и эмоциональности картины и сегодня производят неизгладимое впечатление на зрителя. Он рисовал обычных людей, крестьян, детей, повседневные сцены из жизни людей, сельские праздники и так далее. Эти сюжеты были настолько знакомы и понятны обычному зрителю, что искусство Федота Сычкова стало по-настоящему популярным. Его работы неоднократно участвовали в российских и международных выставках и заслужили немало наград и премий. Великий русский художник умер в Саранске в 1958 году. За свою жизнь он написал более 700 картин и свыше тысячи этюдов.

Сычков Федот Васильевич

Блондинка-кокетка

Возвращение из школы

Возвращение с сенокоса

Девочка, собирающая полевые цветы

Девушка в синем платке

Имя нашего прославленного земляка, талантливого живописца, одного из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства, заслуженного деятеля искусств МАССР и РСФСР, народного художника Мордовии Федота Васильевича Сычкова известно далеко за пределами нашей родины.

Ф.В.Сычков создал в своих полотнах яркие запоминающиеся, убедительные народные образы. Прекрасные своим здоровьем и жизнерадостностью, они утверждают духовную красоту и ценность человека труда, его право на счастье.

Творчество Ф.В.Сычкова отличается редкой цельностью. Симпатии художника раз и навсегда были отданы одной теме-жизни его родного села Кочелаево, в котором он прожил почти всю свою жизнь.

Родное село Кочелаево, живописно раскинувшееся на берегах реки Мокши, никогда не отпускало художника надолго. Учась в Петербурге, Сычков приезжал сюда на каникулы, после путешествия по европейским странам - Италии, Германии, Австрии, Франции- он возвратился в Кочелаево, обосновавшись здесь навсегда. В маленьком доме, стоявшем «на том самом месте и улице, названной Рогожинской», где он появился на свет в марте 1870года, художник прожил долгую жизнь, полную творческих открытий и достижений.

Жизнь художника пролегла через две эпохи. Октябрьскую революцию он встретил уже сложившимся известным художником и в советское время трудился более сорока лет. Русский по национальности, Сычков посвятил свое искусство молодой мордовской республике, внес огромный вклад в становление и развитие ее живописной культуры.

Федот Сычков с детских лет видел нужду, рано лишился отца. Как и все дети кочелаевских крестьян, будущий художник не мог и думать о хорошем образовании. Уделом его была лишь трехклассная земская школа, где он получил первые навыки рисования. Его путь в искусство похож на сотни других, какие прошли выходцы из беднейших слоев общества России конца 19 века. Стать известными людьми, получить образование им удалось ценой величайшего труда и огромного упорства. На этом пути у Сычкова помимо трехклассной земской школы была работа за гроши подмастерьем в артели иконописцев, унижения и первая заказная картина «Закладка станции Арапово», благодаря которой в судьбу талантливого самоучки вмешался местный помещик генерал И.А.Арапов. Он помог способному пареньку поступить в 1892 году в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге.

Ф.Сычков прошел шестилетний курс рисовальной школы за три года и в 1895 году поступил в Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств.

В стенах Академии художеств не только окрепли его профессиональные навыки, сложилось его художественное мировоззрение, но и выявились склонности к определенным жанрам и темам. Наряду с портретом его более всего привлекал бытовой жанр. Главной темой творчества Сычкова становится жизнь деревни.

Большую роль в становлении творчества Сычкова сыграло также искусство. И.Е.Репина и личное общение с ним, о котором художник вспоминал в течение всей своей жизни По окончании Академии (1900г.) Сычков довольно активно участвует на тогдашних петербургских выставках. Имя его завоевывает популярность. Он показывает свои произведения на весенних академических выставках, на выставках «Санкт-Петербургского общества художников» и «Общества русских акварелистов», «Общества имени А.И.Куинджи», на ряде международных выставок и были удостоены различных премий и наград.

Большую роль в формировании художника сыграла поездка за границу, которую супруги Сычковы (Сычков в 1903 году женился на Лидии Васильевне Анкудиновой) предприняли в 1908 году. Цель ее – осмотр лучших музеев Европы,знакомство с шедеврами европейской живописи.

Заграничная поездка дала художнику массу впечатлений и много новых знаний в области живописного искусства Его палитра, как бы вобрав в себя звонкие краски юга,становится ярче и светлее В плане же тематики характер творчества Сычкова не изменился. .Получив мощный духовный заряд, он интенсивно работает, Это самый плодотворный период в творчестве художника, Менее чем за десять лет им создано около полусотни различных произведений, среди которых свыше десяти тематических полотен,таких как «С гор», «Полоскальщицы»(1910), «Деревенская свадьба»(1911) «Девичник», «Трудный переход»(1912) « Катание на масленице»(1914), «Опять на родине», «Водосвятие»(1916) В этот период своего творчества Ф.В.Сычков пользуется большой популярностью в кругах широкой публики.

Октябрьская революция круто изменила привычный уклад жизни Сычкова, нарушила все его планы. Потеряв в голодном, нетопленом Петербурге просторную мастерскую и богатых заказчиков, он возвратился на родину, с которым не порывал связей никогда. В Кочелаеве он вместе с супругой Лидией Васильевной поселился в крытой соломой избе, пристроив к ней мастерскую, занимался хозяйством,обрабатывал свой участок, как и все кочелаевские крестьяне. Ему казалось, что это все временно.Как показали дальнейшие события, Кочелаево стало местом, где супруги Сычковы прожили почти до конца своей жизни.

На родине художник деятельно включился в общественную жизнь края. В 1918 году он участвует в украшении панно и транспарантами праздников уездного города Наровчата и станции Арапово (с 1918 года Ковылкино) У себя в Кочелаеве он оформляет клуб лозунгами плакатами, портретами вождей революции, пишет декорации к спектаклям, поставленным на самодеятельной сцене.

С образованием Мордовской автономии Сычков первый из художников нашей республики создал в искусстве яркий, запоминающийся образ мордовской женщины «За работой подруги», «Школьница-отличница» (1935) «Учительница-мордовка»(1937), «Праздник урожая»,«Трактористки-мордовки»(1938), «Эрзянка»(1952) С каким достоинством, гордостью носят мордовские женщины и девушки свои национальные костюмы, унизанные да увешанные искусными украшениями из бисера, стекляруса, самоцветов и монет. Вокруг шеи всевозможные ожерелья, пестрые, нанизанные и плетеные.И зовутся они по-разному: «къргавакскя», «кърганьберьф» На груди лежит широкий переливчатый воротник-«баяравань кърганя». У пояса несколько кистей потяжелее, набранных из более крупных бусин.На ногах сапоги с равнехонькой гофрировкой повыше щиколотки «сапоги в гармошку» или «сермаф кямот»,вязаные чулки с узорами. На голове цветастый шерстяной платок с кистями,на который еще одевается венок «ашкотф».Вот эту национальную гордость-человека светлого душой,в костюме,который создан трудом поколений, отмечен национальным пониманием красоты, и прославляет живописец. В одном из писем своему коллеге художнику Н.А.Каменьщикову писал: «я не мордвин,а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за двадцать последних лет заинтересовался мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее… Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня наградили почетным званием и дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно.

С середины 30-х годов начинается новый период в творчестве Сычкова. Стремясь быть объективным, он в своих произведениях отражает все новое, положительное после голода и разрухи, что неуклонно входило в жизнь его родного села. Существенную роль в эволюции его творчества сыграла активизация художественной жизни Мордовии. «Создание в 1937 году Союза художников МАССР систематическая организация в Саранске республиканских художественных выставок, активным участником которых был Ф.В.Сычков,- все это не могло не сказаться на работах уже зрелого мастера.В это время он создает целый ряд произведений, повествующих о жизни советской деревни: «Праздник урожая», «Выходной день в колхозе», «Колхозный базар», «Девушка в синем платке», «Катание с гор», «Собираются в гости», «Гринька» и др

Начавшаяся Великая Отечественная война хотя и изменила тематику живописца, но в целом его творчество не контрастирует с предыдущими периодами. Примечательно то, что в этот период художник, отличавшийся необыкновенной трудоспособностью и плодотворностью, очень мало работал. Если в предвоенное время им создавалось в год несколько картин, портретов, то в период войны он написал одно законченное полотно «В фонд обороны», два портрета «Мужской портрет», «Портрет Героя Советского Союза А.Г.Котова», выполнил эскизы картин «Девушки Мордовской АССР изучают военное дело». Главная причина тому - моральное состояние художника, остро переживавшего события войны.

Ф.В.Сычков создал свой запоминающийся тип женской красоты с ярко выраженными национальными чертами. Его идеал не имеет ничего общего с классическим. Его героини покоряют зрителя своей здоровой и крепкой силой людей из народа, утверждают полноту и радость бытия. Созданный художником образ, хотя и опирается на изображение конкретных людей, носит скорее собирательный характер. В нем обаяние цветущей молодости, избыток жизненных сил, бьющая через край энергия, сила и здоровье. Его созданию подчинен весь арсенал выразительных средств, которыми пользуется мастер. Вместо тонких стройных форм у него на холстах плотные, крепко сбитые фигуры, источающие жизненную энергию.

Сычковские красавицы обладают румянцем на полных щеках, милыми и ясными глазами, веселой, белозубой улыбкой. Улыбка - непременная черта героинь художника. Благодаря улыбке они вступают в непосредственный контакт со зрителем.

Женщина- главная героиня не только всех тематических картин Ф.В.Сычкова. Свой законченный тип народной красавицы он создал благодаря многочисленным портретным работам. Именно они явились той лабораторией, где выкристаллизовывались главные черты излюбленного художником образа. Особенно дорог ему был тип девушки жизнерадостной, краснощекой,задорной,сильной, такой как «Плясунья Соня», «Настя за вязаньем», «Жница», «Устинья», «Девушка с капустной рассадой» и др.

Часто мастер пишет парные портреты, в которых соединяет две модели, помещенные то в интерьере («В гостях», «Собираются в гости», «Подружки»), то на открытом воздухе («Праздничный день.Подруги.Зима», «Подружки,Дети», «Приятели»,и др.).

Изображение крестьянских детей - одна из любимых тем Сычкова. В его детских портретах ощущается та традиционная самостоятельность, сызмальства привитая «трудовая хватка», которая до сих пор отличает деревенскую детвору от городских ребят. Он ясно показывает зрителю, что любит своих героев, любуется ими, понимает их своеобразную прелесть.

Отличаясь необыкновенной трудоспособностью Ф.В.Сычков создал за свою долгую жизнь более трехсот законченных произведений, написал более тысячи этюдов, эскизов, которые хранятся В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.В Москве и Санкт-Петербурге, Иванове и Ульяновске, Уфе и Челябинске и других городах страны можно встретить в музеях и частных коллекциях работы Ф.В.Сычкова. Всюду люди восторгаются звонкими красками художника.

И сколько бы не прошло лет, картины Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут дарить людям радость, как дарят уже не одному поколению. Потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота человеческого труда и счастья.

Имя мордовского живописца – Федота Васильевича Сычкова (1870 – 1958) вошло в современную антологию живописи под заголовком “Забытые имена”. Значит, пришла пора вспомнить!

Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав. Сравним сычковскую “Тройку” (трое детишек везут на санках двоих) со знаменитой “Тройкой” Перова, написанной на шестьдесят лет ранее. У Перова – слезы, надрыв, трагедия. У Сычкова – улыбки, шалость, веселье. И это притом, что собственная жизнь Федота Сычкова (особенно на первых порах) была не идиллической. В двенадцать лет будущий художник, родившийся в селе Кочелаево, лишился отца. Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу. Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи. Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет – отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства – намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.

Так началась его трудовая и творческая биография. Сперва - подмастерьем у иконописцев, потом - освоение церковных фресок и выполнение платных портретных работ по представленным фотографиям.Способного паренька заметил местный помещик генерал Арапов. Он был не прочь посодействовать юному дарованию и тем самым себя “приподнять” в глазах земляков, но так ли уж талантлив этот мальчонка? И Арапов поручает Федоту заказ-испытание: исполнить многофигурную композицию на “историческую” тему – “Закладка станции Арапово”. И – чтоб генерал там в рабочем виде показан, как в молодости, в трудах и без регалий.Надо ли говорить, что Сычков охотно взялся за это дело: или грудь в крестах, или голова в кустах. Он изобразил, говоря нынешним языком, “стройку века”, в центре (!) которой катил груженую песком тачку еще молодой “его превосходительство”.Но даже не этот факт восхитил заказчика, обозревавшего многофигурное, полное движения, полотно. Его радовало, что этот вихрастый мальчишка явно чувствует и перспективу, и композицию.С генеральского благословения и поддержки рублем Федот Сычков оказался в Петербурге, где и поступил в Рисовальную школу. Впрочем, генеральских средств на все не хватило, и Сычков снова берет заказы на портреты по фотографиям. Я восхищена талантом и упорством Федота! Ведь несмотря на все лишения, он закончил шестилетний курс школы за 3 года!Следующий этап – поступление в Академию художеств. Хотел к Репину, даже поймал его “за пуговицу” на академической лестнице. Тот – ни в какую: ни одного сидячего места! Впрочем, посоветовал поступить для начала в мастерскую баталистов.- Он тоже хороший профессор – Николай Дмитриевич Кузнецов. И у него места есть, – убеждал Репин.Так и попал Сычков к Н. Д. Кузнецову. А со временем и уходить никуда не захотел. Известный колорист, мастер жанровых картин и портрета, Николай Дмитриевич был в свое время отмечен самим Крамским. Чего уж тут от добра добра искать.Впрочем, Репина, как своего кумира и наставника Сычков никогда не забывал. То в мастерскую к нему заглянет, то решится копию снять с очередной репинской работы. От тех счастливых времен сохранил Сычков деловую записку-автограф Репина, в которой тот разрешал копировать репинский портрет государя, с такой вот, лестной для молодого художника, аргументацией: “Сычков хороший живописец”.В 1900 году Сычков завершил учебу в Академии, получил звание художника, а в дипломе, однако, отказали: нет, мол, документа о полном среднем образовании. А у него-то и начальное не до конца.Так и пошел он по дальнейшей жизни без диплома, но с верой в свой талант и в лучшее будущее. Оптимист он и есть оптимист. Впрочем, успех так и бежал, как собака, по следам его живых и веселых картин, таких как “Троицын день”, “С гор”, “Деревенская карусель”, “Крестьянские дети. Лето”. Кстати, эта последняя, написанная в 1914 году и находившаяся в частном собрании, а потом – в Доме пионеров и школьников Петроградского района г. Ленинграда, в 1973 году поступила в собрание Государственного Русского музея.Увы, далеко не у всех сычковских картин была столь почетная судьба. Многие через посредство родственника Сычкова художника-эмигранта Вещилова уплывали за границу, где оседали, как правило, в частных собраниях, откуда “выбраться”, за малым исключением, уже не могли. К чести Сычкова-художника надо сказать, что далеко не все его картины мирно успокаивались в безвестности в частных собраниях. Было и общественное признание. Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге. Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США). Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме. А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии. Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи. Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.

Федот Васильевич Сычков - талантливый, самобытный художник, которого теперь знают немногие. А в свое время его барышни были не менее популярны в России и за рубежом, чем красавицы Константина Маковского, хотя в жизни и в искусстве пути художников были полярными.

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Но творчество его гораздо шире. Ранний Сычков малоизвестен. Это так называемый "чистый портрет", где модель изображена на нейтральном фоне. А его пейзажи Рима, Венеции, Неаполя? Тоже плохо знакомы публике. Да и просто мордовские пейзажи... Кроме того, Федот Сычков создал очень красивые натюрморты. И соцреализм его не обошёл. Хотя его он писал очень мягко, в своей "сычковской" манере.

Талант Федота Васильевича был неподвластен времени - на девятом десятке он нарисовал самую лучшую картину - "Эрзянка" (1952)

Основным хранителем картин Федора Сычкова является Мордовский республиканский музей Изобразительных искусств им. С. Д Эрьзи. На его сайте - подробная биография и галерея.

Учительница-мордовка. 1937 г.