Когда два казака заодно. Казачьи пословицы и поговорки о коне. Картотека на тему: Картотека Казачьих пословиц и поговорок

Колдун Игнат и люди

Сказочка

4 мая 1912 года к колдуну Игнату пришел в гости протоиерей Арсеникум. Пока Игнат хлопотал с самоваром, доставал пряники, гость сморкался у вешалки, долго снимал калоши, крестился и вздыхал. Потом сел на краешек табурета, достал из-под рясы папку красного картона, раскрыл и развязно сказал Игнату:

– Глянь-ка, чего я понаписал!

– Интересно, – сказал Игнат, беря первый лист, – вслух читать?

– Что ты! – испугано зашипел протоиерей. – Про себя!

«ОТКРОВЕНИЕ СВ. ФЕОКТИСТА»

– «Люди! – сказал св. Феоктист, потрясая узловатым посохом. – Христос явился мне, истинно так. Он велел пойти к вам и извиниться. Ничего не вышло».

– Ха-ха-ха! – засмеялся Игнат, а сам подумал: «Неспроста это». Но виду не подал.

– А есть еще? – спросил он вместо этого.

– Ага! – протоиерей дал Игнату новый листок и тот прочел:

«КАК МИХАИЛ ИВАНЫЧ С УМА СОШЕЛ И УМЕР»

«Куда бы я ни пошел, – подумал Михаил Иваныч, с удивлением садясь на диван, – везде обязательно оказывается хоть один сумасшедший. Но вот, наконец, я в одиночестве…»

«Да и потом, – продолжал Михаил Иваныч, с удивлением поворачиваясь к окну, – где бы я ни оказался, везде обязательно присутствовал хоть один мертвец. Но вот я один, слава богу…»

«Настало время, – сказал себе Михаил Иваныч, с удивлением открывая ставень, – подумать о главном…»

«Нет, точно, неспроста это», – решил Игнат, но виду опять не подал и вместо этого сказал:

– Интересно. Только не очень понятна главная мысль.

– Очень просто, – ответил протоиерей, нахально подмигивая, – дело в том, что смерти предшествует короткое помешательство. Ведь идея смерти непереносима.

«Нет, – подумал Игнат, – что-то он определенно крутит».

– А вот еще, – весело сказал протоиерей, и Игнат прочел:

«РАССКАЗ О ТАРАКАНЕ ЖУ»

Таракан Жу несгибаемо движется навстречу смерти. Вот лежит яд. Нужно остановиться и повернуть в сторону.

Вот льется кипяток. Нужно увернуться и убежать под стол.

«Успел. Смерть впереди», – отмечает таракан Жу.

Вот в небе появляется каблук и, вырастая, несется к земле. Увернуться уже нельзя.

«Смерть», – отмечает таракан Жу.

Игнат поднял голову. Вошли какие-то мужики в овчинах, пряча за спины ржавые большие топоры.

– Дверь отпер… Понятно. То-то я думал – долго ты раздеваешься, – сказал Игнат.

Протоиерей с достоинством расправил бороду.

– Чего вам надо, а? – строго спросил Игнат мужиков.

– Вот, – стесняясь и переминаясь с ноги на ногу, отвечали мужики, – убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает.

«Мир, мир… – с грустью подумал Игнат, растворяясь в воздухе, – мир сам давно убит своими собственными колдунами».

– Тьфу ты, – сплюнул протоиерей и перекрестился. – Опять не вышло…

– Так-то разве убьешь, – сказал кто-то из мужиков, сморкаясь в рукав. – Икону надоть.

И. А. ФЕДОТОВА

ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА

В. О. Пелевин соединяет в одном тексте различные литературные жанры: фантастика, мистика, детектив, боевик и даже киберпанк. Но излюбленным жанром писателя является философская сказка: "Для Пелевина философская сказка - это подходящая форма говорить о серьезных вещах без излишнего морализаторства, пафоса и патетики. Здесь уместны фантазия и юмор, а духовные проблемы и философские вопросы представлены образно и ненавязчиво" .

Началом литературного творчества писателя стало произведение, написанное в том же жанре, - "Колдун Игнат и люди", опубликованное в 1989 году. Интересно, что сам Пелевин определил жанр своего произведения как "сказочка".

В произведении Пелевин использует известный приём - говорящие имена. Имя главного героя - Игнат (от лат. - "огненный"), это имя священномученика Игнатия Богоносца. Вторым действующим лицом является протоиерей Арсеникум, который приходит к колдуну в гости. Арсеникум - это латинское название мышьяка, вредного для организма человека.

Арсеникум приходит к Игнатию не с пустыми руками, он приносит папку "красного картона" (символ крови) и говорит Игнату: "Глянь-ка чего я понаписал". Из этой фразы мы понимаем, что то, что принес протоиерей не имееи для него литературной ценности и предназначено только самому Игнату, потому что то спрашивает: "Вслух читать?". "Что ты! - испуганно зашипел протоиерей,- Про себя!"

Далее мы видим три небольших отрывка: "Откровение св. Феоктиста", "Как Михаил Иваныч сошел с ума и умер", "Рассказ о таракане Жу". По названиям мы видим нисходящую градацию от святого к низшему насекомому. Если разобрать их содержание, то можно заметить, что Арсеникум говорит Игнату о смерти.

Интересны внутренние монологи Игната, отличающиеся от его комментариев. Он думает на протяжении прочтения отрывков: "Неспроста это", "Нет, точно неспроста это", "Нет, что-то он определенно крутит". А сам не подавая вида смеется и говорит: "Интересно", "А есть ещё?".Выходит, что протоиерей пытается намекнуть Игнату на цель своего визита - он пришел его уничтожить. В свою очередь колдун это понимает, но вида не подает. Почему? Дальше мы видим, что к колдуну пришли мужики с "ржавыми топорами" (ржачина - символ запустения, мужики не головорезы, топоры их не для убийства). Стесняясь и переминаясь с ноги на ногу они говорят: "Убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает". Эти слова говорят о миропонимании этих людей. Но тут колдун "растворяется в воздухе" без суеты и страха смерти, которую ему так упрямо навязывает Арсеникум. Пелевин лишь озвучивает нам последние мысли колдуна: "Мир, мир... Мир сам давно убит своими собственными колдунами". Именно тут автор доказывает читателю относительность восприятия человеком мира, невозможность объективности, которая выворачивает любое предположение наизнанку. В этом и состоит смысл философской сказки Пелевина.

Если пространство сказки условно, это дом Игната, то время конкретно, это дата 4 мая 1912 года. Дело в том, что 4 мая - Проклов день, когда принято проклинать нечистую силу. Неслучайно мужики пришли убить колдуна, неслучайно пришел и протоиерей, который видимо был нередким гостем у Игната. ("Дверь отпер...Понятно. То-то я думал - долго ты раздеваешься") Сразу убить колдуна Арсеникум не мог. И мужики не успели этого сделать. "Мир завсегда колдунов убивает", - говорят они. Мир в произведении - это простые люди и протоиерей тоже относится к ним. Но они против колдуна, который как символ ассоциируется с нечистой силой. Почему же тогда сказка называется "Колдун Игнат и люди", ведь и - соединительный союз. Весь смысл в последней мысли колдуна. "Мир давно убит своими собственными колдунами". Поэтому Игнат не противопоставлен людям. Убийство мира уже совершено давно и Игнату нечего бояться. Убийство это метафорическое и рассматривать его можно со всех сторон. Это может быть слепой конфликт людей и религии, которая навязывает мужикам/миру/людям убивать колдунов. А кто колдун, а кто нет решает церковь и здесь её представитель Арсеникум - мышьяк, поражающий разум людей/мира/мужиков. Это может быть конфликт самих людей и их верований. В любом случае Пелевин заставляет задуматься над этим, в этом и состоит задача его философской сказки. Читатель должен решить: что есть зло? Автор помогает ему говорящими именами, отрывками Арсеникума, символами (это прилагательные, которых всего три). И что же в конце? Игнат исчезает. Арсеникум плюёт и крестится, что говорит об остатках язычества. "Опять не вышло", - сетует он. И это подтверждение того, что не первый раз пытаются уничтожить колдуна. Но "миру, уничтоженного своими собственными колдунами", это не под силу. Раздосадованные мужики предполагают: "Так-то разве убьёшь, - икону надоть". Нечистая сила противопоставлена святыне. Выходит, что бороться с помощью зла со злом бесполезно. "Икону надоть", а не ржавые топоры, слова о неминуемой смерти. вот и получается, что мир, убитый своими собственными колдунами пытается убивать словом, оружием зло, безосновательно считающееся злом, ведь ни одного упоминания о плохих деяниях колдуна Игната нет. Именно поэтому сказка названа "Колдун Игнат и люди"

Библиографический список

  1. Гурин, С. Пелевин между буддизмом и христианством [Электронный ресурс] / – URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-gurin/1.html (дата обращения 10.04.2015).
  2. Пелевин, В. Колдун Игнат и люди: Авторский сборник [Текст] / В. Пелевин: Эксмо; М.; 2007, с. 22-24.
Казачьи пословицы и поговорки. «Н»

"На каждый чих не наздоровкаешься.
Начальству с погреба виднее.
На казаке и рогожа пригожа.
Не тот казак, что водою плывет, а тот, что против воды.
Не пил воды Дунайской, не ел каши казацкой.
На безрыбье и рак – рыба.

На Бога надейся, а сам не плошай.
На воде вилами писано.
На войне не без урона.
На воре шапка горит.
На весь мир не спечешь блин.
На вкус и цвет товарища нет.
На голове густо, а в голове пусто.
На казаку не буде знаку.

На кисель шкуру не натянешь.
На людскую глупость есть Божья мудрость.
На людях Илья, а дома свинья.
На ловца и зверь бежит.
Нанялся, как будто продался.
На нем далеко не уедешь: где сядешь, там и слезешь.
На нет и суда нет.

На одного коня две уздечки не надевают.
На суде с богатым, правый будет виноватым.
На сердитых воду возят.
На тебе убоже (нищий, убогий), что нам негоже.
На то казак народился, чтоб Богу и царю пригодился.
На чужбине, словно в домовине (в гробу).
На чужой стороне и орел – ворона.
На чужой стороне поклонишься и бороне.
Научит нужда, коржи с салом есть.

На чужом горбу в рай не въедешь.
На чужой каравай рот не разевай.
На чужой роток не накинешь платок.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Наш атаман не дается в обман.
Нашим салом по вашим мусалам.
Насильно мил не будешь.
На удачу казак на коня садится, наудачу его и конь бьет.
На халяву и уксус сладкий.
Нашла коса на камень.

Не было у бабы хлопот, так купила порося.
Не Богу свечка, не черту кочерга.
Не все Богу любо, что человеку нужно.
Не все то золото, что блестит.
Не было печали, так черти накачали.
Не атаман при булаве, а булава при атамане.
Не в коня корм.
Не всем монахам в игуменах быть.
Не всем казакам в атаманах ходить.

Не по ризе монах.
Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся.
Не узнав горя, не познаешь и радости.
Не все коту масленица, бывают и постные дни.
Не в службу, а в дружбу.
Не говори «гоп», пока не перепрыгнул.
Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
Не до жиру, быть бы живу.
Не давший слово, крепись, а давши держись.
Нет обороны – заклюют и вороны.

Невеста дома сидит – жениха высидит.
Недосол на столе, пересол на голове.
Не журися, казаче, нехай твой ворог плаче.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что кобылу съел.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не знаю шо робыть: чи покинуть, чи любить.
Не каждый конь под пулями бывал.
Не красна хата углами, а красна пирогами.

Не мытьем, так катаньем.
Не нам кроить, не нам и шить.
Не нашего полку, иди себе к волку.
Не поймав Бога за бороду, не прыгай.
Не родись красивою, а родись счастливою.
Не святые горшки лепят.
Не боги горшки обжигают.

Не то зерно, что в полях, а то, что в закромах.
Не то сено что на лугу, а то что в стогу.
Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.
Не тужи маты по чужому дитяти.
Нет друга – ищи, найдешь – береги.
Нет ума, то и не будет.

Нет ума - считай калека.
Нет худа без добра.
Не любуйся, дед, на чужой обед.
Не подмажешь, не поедешь.
Не похвалишь, не продашь.
Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться.
Не рой другому яму: сам в нее попадешь.
Не так страшен черт, как его малюют.
Не хвались квас - не лучше нас.
Не хвались травою, а хвались сеном.
Новая метла по-новому метет.
Нос на семерых рос, а одному достался".

Подготовила Ольга Самойлова