Когда улыбается удача. Индийские сказки, легенды и народные рассказы. Сказки Индии Индийские народные сказки читать

Индийские сказки, эти чудесные плоды народной мудрости и фантазии, восходят к глубокой древности. Еще до нашей эры индийские писатели записывали народные сказки и составляли из них так называемые «сказочные сборники», в которые иногда включали отрывки из литературных произведений, а возможно, и рассказы собственного сочинения. На протяжении веков сказки не только передавались из уст в уста на многоразличных языках Индии, но и переходили из одной книги в другую, нередко подвергаясь литературной обработке. Создавались и записывались новые сказки; в старых сказках сюжет претерпевал различного рода изменения; иногда две или три сказки сливались в одну или же, напротив, одна сказка распадалась на два-три самостоятельных рассказа. Индийские сказочные сборники переводились на языки других народов, и переводчики в свою очередь вносили в текст множество изменений - опускали одно, добавляли другое, переделывали третье.

Как и все живое, индийская сказка на протяжении своей долгой жизни менялась, варьировала форму и сюжет, облачалась во множество разнообразных одеяний, но не утратила ни молодости, ни красоты.

Неисчерпаема индийская сказочная сокровищница, неизмеримо богато и многогранно ее содержание. Заглянем в нее, и перед нами, отраженные в зеркале народного творчества, пройдут представители всех слоев индийского общества - князья и ремесленники, брахманы и воины, купцы и крестьяне, судьи и отшельники. Рядом с людьми мы увидим здесь фантастические существа и животных. Надо, впрочем, сказать, что фантастика не играет большой роли в индийских сказках. Авторы их явно предпочитают рассказывать о мире реальном, а мир животных они используют для маскировки. Животные в сказках, сохраняя свои традиционные свойства (змея - злобу, осел - глупость, лиса - хитрость, и т. п.), служат для обличения человеческих пороков и социальной несправедливости.

Индийские сказки изображают жизнь такой, какая она есть в действительности, но одновременно указывают, какой она должна быть. Как и в реальной жизни, не всегда в сказках порок бывает наказан, не всегда торжествует добродетель. Но сказка всегда говорит, что порок должен быть наказан, что добродетель должна торжествовать. И если в некоторых сказках мы видим, как сильный одолевает слабого, то другие учат побеждать грубую силу разумом и дружеской взаимопомощью. Так, в «Сказках попугая» лягушка, шершень и птички, объединившись, одолели слона.

Остры и выразительны сказки, направленные против правящих классов, богачей-торговцев, брахманов и дервишей. Из сказки «О том, как бадшах узнал себе цену» читатель узнает, что цена монарху - ломаный грош, а в другой сказке «О радже и его визире» - что подданные относятся к нему не лучше, чем он относится к ним. Низложенный народом царь, действующий под маской лягушки, не колеблется погубить своих подданных, призвав на помощь змею; но помощь чужеземцев - обоюдоострое оружие, и свергнутому властителю едва удается спасти свою шкуру.

Царь всецело в руках придворных и не даром старается окружить себя родными и друзьями (сказка «О княжне и Хуме»). Прислушиваясь к совету одной придворной партии, он награждает просителя, по доносу другой - убивает его (сказка «О брахмане, льве, гусе и вороне»).

Очень тонкую, завуалированную сатиру на аристократию мы видим в 8-й главе «Сказок попугая». На первый взгляд кажется, будто выведенный в ней вельможа исключительно самоотверженный человек: он согласился отдать бедняку не только огромное богатство, но и свою жизнь. Однако вельможа этот - государственный казначей, значит он мог свободно распоряжаться казенным золотом, поэтому и щедрость его немногого стоит. Готовность вельможи пожертвовать жизнью также обманчива: он ухитрился не только остаться в живых, но и приобрести еще больше почета и славы.

Следует, однако, отметить, что среди сказок встречаются и такие, в которых воспевается монарх и проповедуются верноподданнические идеи. Такова, например, 4-я глава «Сказок попугая». Правда, весьма сомнительно, что выраженные в ней идеи - плод глубокого убеждения автора. Читая оригинальные или переводные сочинения писателей феодальной Индии, не следует забывать, в каких условиях эти произведения создавались. Авторы их в большинстве были «придворными поэтами» и находились в полной зависимости от государя и его приближенных, получая вознаграждение за свой труд из казны, нередко в форме помесячного жалования. Ясно, что они были вынуждены угождать своим работодателям, в чьих руках находилось их благосостояние да и сама жизнь.

Тем не менее мы видим во многих сказках и замаскированную и даже неприкрытую сатиру на властителей и придворную знать. Не раз встречается в них образ обманутого и побежденного царя, порой выступающего в маске тигра или «царя зверей» - льва. Не раз повествуют сказки о том, что только льстецам и подхалимам удается сохранить свое положение при дворе, а кто не умеет льстить, может и жизни лишиться (сказки «О тигре, волке и лисе», «О льве и его подданных» и другие).

Резко отрицательно изображают сказки торговцев, ростовщиков и других толстосумов. Так, например, в «Сказках попугая» мы читаем о купце, который в минуту меланхолии роздал свое богатство нищим, но потом с радостью снова накинулся на золото и лживыми показаниями на суде погубил брадобрея. В сказках «О купце и его приятеле» и «О мудреце, бадшахе и продавце благовоний» фигурируют купцы, обманувшие доверие своих друзей; в сказках «О купце и носильщике» и «О выжиге и его слуге» - люди, эксплуатирующие бедняков. Но бедняки непокорны. Они возмущаются и наказывают своих обидчиков. Носильщик, поняв, что наниматель его обманул, разбивает свою хрупкую ношу; слуга бьет палкой хозяина-выжигу и отбирает у него свои трудом заработанные деньги.

Интересно отметить, что в индийском фольклоре немало пословиц и поговорок, бичующих торговцев: «Торговец ограбит и друга»; «Поле пахал я, а житницу наполнил купец»; «Верь тигру, змее, скорпиону, но слову торговца не верь»; «Торговец закупает сахар, а если цены упадут, он и жену продаст» и другие.

Велико также количество пословиц и поговорок, высмеивающих брахманов (жрецов). Вот некоторые из них: «Идолы слушают песнопения, а брахманы кушают жертвоприношения»; «Боги фальшивы, брахманы нечисты»; «У людей горе - брахману доход»; «Крестьянин пашет, брахман попрошайничает».

В сказках высмеиваются и брахманы и дервиши (религиозные аскеты - мусульмане). В «Сказках попугая» фигурируют и брахман, обманом добывший жену, и брахман, ослепленный жадностью, и религиозные аскеты, нарушившие обет целомудрия. В сказке «О монахе и четырех жуликах» высмеян монах, суеверный глупец. Сказка «О воробьях и дервише» сопровождается выразительной характеристикой, разоблачающей низость дервишей. Сказка «О набожном коте» рисует, опять-таки в маске животных, ханжу-паломника и его не в меру доверчивых спутников.

Авторы сказок часто относятся скептически и к представителям суда и администрации. Так, в «Сказках попугая» мы видим судью, который, забыв о своих обязанностях, старается заполучить красавицу. Классовую сущность суда рисует сказка, в которой судья выносит обвинительный приговор брадобрею на основании лживых показаний купца. Есть в «Сказках попугая» и котвал - начальник полиции, обманом пытающийся овладеть красивой женщиной, и острая сатира на охранную полицию: кошка, нанятая для истребления мышей, которые тревожат тигра, только пугает их, но не ловит, зная, что если мыши исчезнут, ее уволят за ненадобностью. В сказке «О факире и мышах» староста деревни и сборщик налогов пытаются обмануть нищего факира.

Простые люди играют большую роль в индийских сказках. «Каждый, кто трудится, приносит пользу людям», - говорится в сказке «О коне и воле». Почерневшие от загара рабочие руки бедной крестьянки красивее, чем холеные руки знатных женщин-тунеядиц (сказка «О трех знатных женщинах и нищей старухе»).

Книга составлена из сказок и народных рассказов различных народов Индии, отобранных из книг серии, которая была опубликована индийским издательством «Стерлинг паблишерз» на английском языке. Перевод сопровождается вступительной статьей и примечаниями. Для учителей и учащихся, а также широкого круга любителей индийской культуры.

01. ПЛЕМЯ САНТАЛОВ
Как время разделили на день и ночь | Ветер и Солнце | Зайцы и люди | Сын вора | Как была завоевана невеста | Загадки | Хороший урок | Два брата и панчаят | Невеста, потерпевшая неудачу | Правитель бхуянов
02. МАДХЬЯ-ПРАДЕШ
Земля | Кесар и Качнар | Сакти | Хитрый должник | Мудрый староста деревни | Молния | Мали Гходи
03. БИХАР
История Арраха | Ткач | Вир Кумар | Старик и небесный слон | Черная деревянная кукла | Соратхи
04. УТТАР-ПРАДЕШ
Четыре верных друга | Материнская любовь | Четыре слепца | Мудрый шакал | Горшок гхи | Бдительный джат | Кана Бхаи
05. АССАМ
Рани Камала Куори | Тэджимола | Сказка о четырех ворах | Легенда о богине Камакхье | Вор, раскаявшийся в своем грехе | Как появились на земле павлины | Водопад Ка Ликаи | Отчего происходит затмение солнца | Сием, преданный своей женой | У Лох Рйнди и Ка Лих Дохкха | Легенда холма Сопхет Бенг
06. НАГАЛЕНД
Точильщик ножей и рак | Смена кожи | Почему тигр с кошкой не дружат | Человек и Душа | Два брата
07. ТРИПУРА
Как появилась река Туичонг | Великан и сирота | История близнецов | Как олени потеряли свои хвосты
08. МИЗОРАМ
Девушка и мужчина-тигр | История ленивого лакхера | Пала Типанг | Удовольствие обезьяны | Духи животных
09. МАНИПУР
Река Рупа-Тилли | Потерянная мелодия | Собака и коза | Девочка и ее змей-отец | Лаикхут Шангби
10. ХАРЬЯНА
Почему битва, описанная в «Махабхарате», произошла на поле Курукшетра | Когда раджа Куру владел золотым плугом | Сикандар Лоди и Курукшетра | Да будет соль! | В единении - сила | Руп и Басант | Мастерство Нарады | Калнюга и Сатьяюга | Почему волы перестали говорить? | Почему в Панипате есть мухи? | Кому жениться? | Сарандеи | Находчивый гость | Шакал и узкая полоска бумаги
11. РАДЖАСТХАН
Завещание | Когда улыбается удача | Перст судьбы | Свидетель | Деревенская девушка из Раджастхана
12. ГУДЖАРАТ
История лотоса | Царь и его отважный враг | Жертвоприношение | Осел | Богиня судьбы | Дар бога Шивы | Мать деревни | История оленя | Рупали Ба
13. КАШМИР
Химал и Награи | Что лучше мудрость или богатство? | Месть | Жемчужины | Магическое заклинание | Махараджа Кашмира
14. ХИМАЧАЛ-ПРАДЕШ
Труд и золото | Слепой и горбатый | Смышленый пес | Честный чиновник | Легенда о Гориле | Глупец | Раджа Бана Бхат | Прекрасный сон | Нетерпеливый ростовщик | Откровение стоимостью один лакх рупий | Шейла | Кала Бхандари | Мама | Три брата
15. АНДХРА-ПРАДЕШ
Ход Комати | Неблагодарные и благодарные создания | Палка, которая не росла | Скупец и игла | Логика пастуха | Набожность попугая
16. ТАМИЛНАД
Соманатхан из Курнула | Брахман и тигр | Мудрец и продавец масла | Урок ростовщику | Хитрость слуги | Своровавший быка | Когда вспоминают | Два удара за одну рупию | Зеркало | Муж добрее жены | Жена добрее мужа | Глухой, слепой и осел | Переселение | Горбун
17. КАРНАТАКА
Царица-воин | Обамма | Счастье и Ум | Раджа-попрошайка | Добрый лгун | Аппаджи | Хвастун и его жена
18. КЕРАЛА
Происхождение каст и племен в Керале | Празднество Тхиру-Онам | Великий актер | Рождение великого поэта | Нововведение министра | Кающийся грешник | Человек, который поймал леопарда за хвост | Человек в колодце | Два слуги | Дядя и племянник | Как человек перехитрил слона | Молчание - золото | Трудное положение маленького ребенка | Слуга, который всегда говорил правду | Намбудири, который путешествовал поездом | Великий поэт, родившийся глупцом
19. ОРИССА
Месть рани | Благородная жертва | Четыре правила поведения | Как Касия повстречал Капилу | Сударсан обретает мудрость | Почему английский капитан поклонился вождю повстанцев
20. МАХАРАШТРА
Сати Годавари | Почему птицы не живут в домах? | Дерево, приносящее рупии | Легенда племени бхилов о сотворении мира | Страх смерти | Павандева и его жена | Убийца тысячи


Братец Амбе и братец Рамбе В одном большом доме жил кот, а в доме было много м...

Ведьма
Ведьма Жила-была старая ведьма. Ходила она по свету, искала маленьких детей и...

Верные жёны
Верные жёны Жил в одной деревне брахман, и была у него жена. Жили они долго и...

Волшебное кольцо
Волшебное кольцо Жил на свете купец. Были у него два сына. Как только купец ум...

Волшебный павлин
Волшебный павлин В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Со...

Ворона
Ворона На одном дереве жили две птицы: ворона и воробьиха. Гнезда их были рядо...

Вор, тигр, медведь и шакал
Вор, тигр, медведь и шакал Жил был богач. Было у него много коров и большой-пр...

Ганеша-победитель
Ганеша-победитель У га Шивы и богини Парвати были два сына – Картикейя и Ганеш...

Глупая кошка
Глупая кошка Рассказывают, что в пещере льва завелась однажды мышь. Ночью, ког...

Глупый брахман
Глупый брахман У одного брахмана была сварливая жена. Когда ни глянь, она вечн...

Глупый зять
Глупый зять В давние времена был в одной деревне у одного человека зять. Раз, ...

Глупый крокодил
Глупый крокодил Жил-был в своей норе около речки шакал. Он частенько ходил к р...

Голуби и охотник
Голуби и охотник Жили в лесу голубь с голубкой. Свили они себе на дереве гнезд...

Горшок
Жила-была старуха. Пошла она однажды к горшечнику и купила четыре горшка. Вернулась...

Грошовый слуга
Грошовый слуга Жил-был царь. Были у него три сына. И был у него сад. Какие тол...

Дара и староста
Жил-был в одной деревне староста. Был у него в услужении человек по имени Дара. Дар...

Два брата
Два брата Жил когда-то богатый купец, и был у него сын. Купец в нем души не ча...

Два дерева
Два дерева Однажды, когда мудрец Парада после путешествия на землю вернулся в...

Дер-сайл
Дер-сайл Жил-был царь. Он был мастер на всякие выдумки. Раз пришло ему на ум п...

Дети в барсучьей норе
Дети в барсучьей норе Много лет прожил со своей женой Ангарайн из деревни Коль...

Добрый Дхир Синх
Добрый Дхир Синх Жил-был царь. Звали его Сукхпал, что значит «хранитель счасть...

Добрый Шиви
Добрый Шиви В давние времена правил в Индии царь по имени Шиви. Его подданные...

Животворная мантра
Животворная мантра Правил некогда богатой страной Конаду царь Кота-пати. Жена...

Жил-был воробей
Жил-был воробей Жили да были воробей с воробьихой, и жил-был царь. Построили в...

Заветная тайна
Заветная тайна У одного царя было две жены – две царицы. Давно это было, в те...

Заморыш
Заморыш Один человек до того плохо жил, до того изголодался, что просто заморы...

Золотая рыба
Золотая рыба На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бе...

Испытание ума
Испытание ума Жил-был царь, и был у него сын. Пришла царю пора умирать. Лежит...

Как воробьи кошку перехитрили
Как воробьи кошку перехитрили Жил-был воробей со своей воробьихой. Однажды ей...

Как игла тигра погубила
Как игла тигра погубила Давно это было. Игла и тигр из-за чего-то поссорились...

Как плутов провели
Как плутов провели Жил-был крестьянин, звали его Мохна. Жена у него была краса...

Как шакал перехитрил льва
Как шакал перехитрил льва В одном лесу жил большой, злой лев. Каждое утро, вый...

Коварный шакал
Коварный шакал Жил-был в лесу шакал. Он всем делал пакости. Раз в самом конце...

Коза
Коза А вот еще какая история приключилась с хелемским меламедом. Как-то по око...

Корень добра не сохнет
Корень добра не сохнет Давно это было. Жил-был великий царь по имени Викрамади...

Кошка Тенали Рамакришны
Рассказывают также, что великий царь Кришиадева-райя призвал к себе однажды своих п...

Кто кого боится?
Кто кого боится? Неподалеку от одной деревни рос высокий тамаринд. На этом дер...

Кукла
Кукла Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Зад...

Курумба-попугай
Курумба-попугай В давние времена жил в округе Чигур, близ селенья Тичгар, чело...

К чему приводит жадность
К чему приводит жадность В одной индийской деревне, недалеко от моря, жил крес...

Лакхан-патвари
Лакхан-патвари Заспорил раз Ямараджа, владыка загробного царства, с мудрецом Н...

Лалмаль
Лалмаль Жил в одной деревне бедный пастух. И был у него сын. Звали его Акхун. ...

Лапту и Джапту
Лапту и Джапту В одном городе жили две обезьяны. Они были очень рассеянные. Од...

Лаччхи и вор
Лаччхи и вор Жила-была девушка, звали ее Лаччхи. Однажды отправилась она с под...

Легенда о вине
Легенда о вине Давно это было. Решил как-то один человек наварить вина. Сложил...

Лентяйка
Лентяйка Рассказывают, жил где-то парень. Женили его. Стали молодые жить в мир...

Лиса и шакал
Лиса и шакал Жили в лесу лиса и шакал. Норы их были рядом, и они стали такими...

Майянагари
Майянагари В давние времена к северу от реки Нармады был большой город. Жили в...

Может, царевну в дом приведёшь?
Может, царевну в дом приведёшь? Когда невестка подала поднос с едой, Шьяму едв...

Мотхо и Мунго
Давным-давно в одном селении на севере Индии, в Пенджабе, жили две сестры - Мотхо и...

Мудрый Бирбал
Мудрый Бирбал Наверное, все вы слышали о падишахе Акбаре и его мудром советник...

Мудрый судья
Мудрый судья Жил некогда мальчик по имени Динак. Каждый день ходил он в лес, р...

Мышонок Пик-Пик
В джунглях Индии жил да был один весьма беззаботный мышонок. Домиком ему служило ду...

Находчивый дровосек
Находчивый дровосек Давно это было. В деревне Питхар, возле дремучего леса, жи...

Находчивый заяц
Находчивый заяц В древние времена был в одной стране большой красивый лес. Зве...

Находчивый лис
Находчивый лис Случилось однажды, что повелитель зверей – лев – опасно заболел...

Невеста шакала
Невеста шакала Шел шакал вдоль реки, шел и все в небо глядел. Шел он шел, да и...

Невыгодная сделка
Невыгодная сделка Давным-давно жили на окраине деревни старик со старухой. Ста...

Жил-был царь. Было у него четыре сына. Три сына были женаты, а младшего еще не женили. Той порой царь скончался. Сел на трон старший сын. Больше жизни любил он своих младших братьев. А жена у него была зла и завистлива. До царевичей ей было мало дела, да самый младший был у старшего на попечении - вот она и принялась что ни день над ним насмехаться. Чего он ни попросит, она ему в ответ:
- Иди, приведи себе Анарзади - девушку из граната. Пусть она под твою дудку пляшет.
Не стерпел царевич ее обхождения. Взял и ушел потихоньку куда глаза глядят. «Вот найду Анарзади, тогда с ней домой и вернусь,- думал он.- А без того никто меня здесь не увидит».

Жил в одной деревне крестьянин с женой. Детей у них не было. Крестьянин весь день работал в поле, к вечеру возвращался домой, ужинал и снова шел в поле. Ему некогда было печалиться о том, что не подрастает ему помощник. Зато жена его день и ночь сокрушалась об этом.
Как-то в полдень она собралась идти в поле - нести мужу обед - и подумала: "Ах, будь у нас сынок, не нужно было бы мне ходить в поле! Он отнес бы отцу обед".
Так, горестно размышляя, она направилась было к двери, но вдруг услыхала, как лежащий в углу арбуз тихо сказал:
- Дай-ка мне обед, матушка, я отнесу его отцу! Сначала женщина испугалась, но потом собралась с духом и ответила:
- Ведь ты такой маленький, тебе будет тяжело. Но арбуз настаивал:
- Положи мне на голову узелок с едой, матушка, и скажи, куда надо идти и как мне узнать отца.

В одной деревушке жил ткач. Была у него жена - женщина простая и работящая. Оба они трудились не разгибая спины, а из бедности не вылезали. Вот раз и говорит жена мужу:
- Собирайся-ка в путь, посмотри чужие края. Может, хоть там выпадет тебе удача.
Ткач согласился и стал собираться в дорогу. Жена дала ему с собой большую толстую лепешку. С этой лепешкой ткач и отправился в чужие края. Шел он, шел и зашел далеко. Дело было к вечеру. Ткач утомился. Думает - где бы отдохнуть? Смотрит - у дороги стоит колодец. Он подошел к колодцу, умылся и сел. Ему давно уж хотелось есть. Вынул он свою лепешку, разломил ее на четыре куска и принялся размышлять вслух:
Съем один иль сразу два? Или три, иль все четыре?

Не води дружбы со злым, от него только зло.
У дороги, ведущей в город Уджаини, росло большое дерево, и жили на нём два старых приятеля - Аист и Ворона. Дерево было ветвистое, и путники, проходившие по дороге, всегда останавливались и отдыхали в его тени.
Случилось однажды так, что проходил по дороге охотник. День был жаркий, охотник устал, и ему захотелось отдохнуть. Он прилёг под деревом, положил свой лук и стрелы подле себя и вскоре заснул.

В одном большом доме жил кот, а в доме было много мышей. Кот ловил мышей, ел их и жил привольно. Прошло много времени, кот постарел, и трудно ему стало ловить мышей. Думал он, думал, как быть, и, наконец, придумал. Созвал мышей и говорит:
- Мыши, мыши, вот зачем я позвал вас. Сознаюсь, худо я жил и вас обижал. Стыдно мне, хочу перемениться. Не стану вас трогать. Бегайте себе на воле, а меня не бойтесь. Требую от вас одного: каждый день дважды проходите мимо меня одна за другой и кланяйтесь мне, а я вас не трону.
Обрадовались мыши, что не будет их трогать кот, и на радостях согласились. Уселся кот в углу, и стали мыши одна за другой проходить мимо него: проходят и кланяются ему. А кот сидит смирно.

Никогда не заводи дружбы с тем, о ком не знаешь, кто он и каковы его привычки.
Есть на берегу Бхагиратхи скала, которую зовут Скалой грифов. На вершине этой скалы стоит большое, раскидистое дерево. Когда-то здесь жили грифы, потому и получила скала такое название. Но шло время, умирали птицы, и остался в живых один старый Гриф, по имени Джа-радгав. От старости Гриф давно ослеп, когти его затупились, и он уже не мог добывать себе пищу.
И вот однажды птицы, что жили на том же дереве, сжалившись над Джарадгавом, сказали ему:
- Давай, Джарадгав, сделаем так: ты будешь присматривать за нашими детьми, когда мы куда-нибудь улетаем, а мы будем приносить тебе пищу и кормить тебя. И ты сыт будешь, и наши дети будут под присмотром.

Жила-была старая ведьма. Ходила она по свету, искала маленьких детей и съедала их. Однажды шла она по лесу и у подножия горы на большой поляне увидела пастушка со стадом коз. Пастушок был красивый, здоровый мальчик.
Подошла к нему ведьма и сказала:
- Да будет жизнь твоя долгой, сынок! Достань-ка мне плодов вот с этого дерева.
- Как же я достану, если не умею лазить на деревья? - ответил мальчик.
- А ты ногой встань_на сухую ветку, а рукой хватайся за зеленую,- сказала ведьма.

Жил в одной деревне брахман, и была у него жена. Жили они долго и даже стариться начали, а детей у них все не было - ни сына, ни дочери. Очень они об этом горевали. Вот в конце концов брахманша и говорит мужу:
- Пойди ты к Ганге, окунись в ее святые воды. Может, тогда бог поможет нашему горю.
Брахман выслушал слова жены, подумал и стал собираться в дорогу. Взял с собой денег, еду в узелок завязал и пошел.
А у брахманши этой любовник был, молодой брахман из той же деревни. И вот, как ушел муж к реке Ганге, повадилась брахманша каждый вечер бегать к своему возлюбленному на свидание, и они в укромном уголке целовались и миловались до самого утра.

"Вокруг седобородого сказочника в белоснежной чалме сгрудились дети. В доме духота, а здесь, во дворе, огороженном глухой стеной, под ночным тропическим индийским небом с крупными звездами и светлой луной, дышится легче. Речь дедушки льется плавно и складно. Дед рассказывает сказку. На лицах детей запечатлелись одновременно внимание, восторг, увлеченность, ни с чем не сравнимое чувство радости от встречи с чудесным" - такими сказочными словами начинает Ш том серии "Сказки народов мира" - "Сказки народов Азии". В основном сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
Животные в сказках разговаривают и понимают человеческую речь, они помогают положительному герою. Во многих индийских сказках вы почувствуете насмешливое отношение к обезьянам; они, видимо, напоминали сказочникам суетливых и незадачливых людей. Недаром в Древней Индии о таких говорили, что они "переменчивы, как мысли обезьян".

Индийские сказки

Золотая рыба

На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они и сыты были. Не поймает старик ничего, так и вовсе голодают. А в реке той обитал золотоликий бог Джала...

Волшебное кольцо

Жил на свете купец. Были у него два сына. Как только купец умер, младший сын стал гулять, веселиться, деньги отцовские без удержу тратить. Старшему же это не нравилось. «Того и гляди все, отцом нажитое, по ветру пустит,- думал старший брат. - Ему что: ни жены, ни детей, пере...

Не меньше мы любим и волшебные сказки. Это сказки, в которых обязательно действует сверхъестественная сила. Весь интерес в волшебной сказке сосредоточен на судьбе положительного героя.
Позже появились бытовые сказки. В них нет сверхъестественных сил, волшебных предметов или животных обладающих волшебной силой. В бытовых сказках герою помогают его собственная ловкость, смекалка, а также тупость и недогадливость его противника. Герой индийской сказки, умный и находчивый Тенали Рамакришна искусно обманывает царя - самодура. В бытовых сказках встречается герой, которого А. М. Горький метко назвал "ироническим удачником", классическим образцом которого может быть Иванушка - дурачок из русских сказок. Он глуп, недалек, но ему повсюду сопутствует удача. В индийском фольклоре таким героем является глупый брахман - священнослужитель. Он делает вид, что учен и умен, разбирается в гадальных книгах, а на самом деле трясется от страха каждый раз, когда надо показать свое искусство. Но неизменно на выручку ему всякий раз приходит случайность и слава мудрого прорицателя все прочнее закрепляется за ним. Это, несомненно, забавные сказки.
Литература каждого народа уходит корнями в устное народное творчество. Индийские эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" теснейшим образом связаны с индийским фольклором. Авторы древнеиндийских сборников повествований "Панчатантра" и "Джатаки" черпали из народной сказки мотивы, сюжеты и образы своих произведений. В литературном памятнике Х1 века индийского поэта Сомадевы "Океан сказаний" насчитывается свыше трехсот вставных историй: сказка там переплетается то с мифом, то с анекдотом, то с новеллой. Забавные мотивы индийских сказок вошли и в огромный свод "Стародавние повести", появившийся в Х1 веке в Японии.
Проходят столетия, сменяются поколения, а интерес к сказке не иссякает. Пусть и вашем доме заманчиво зазвучат новость сегодняшнего дня - аудио сказки. Слушайте онлайн, скачивайте и наслаждайтесь народными сказками Индии!