Конспект музыкально театральное занятие в детском саду. Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа). Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Название: Конспект музыкального занятия с элементами драматизации «Кто без призору в колыбели, тот весь век не при деле»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Подготовительная к школе группа

Должность: музыкальный руководитель высшей категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №67»компенсирующего вида
Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
«Кто без призору в колыбели,
тот весь век не при деле»
(с элементами драматизации)

Задачи:

  • Закрепить представление детей о народной традиции – обряд «Рождение младенца», через знакомство с музыкальным фольклором (колыбельные, потягушки, хороводы, народные игры, частушки)
  • Развивать творческие способности через знакомство с народным фольклором
  • Совершенствовать умение играть на народных инструментах
  • Развивать музыкальный слух, ритм, память
  • Совершенствовать речь детей, умение свободно высказываться, обогащать словарный запас
  • Воспитывать умение слушать друг друга
  • Воспитывать любовь и уважение к своему народу через приобщение к народным традициям (праздники, посиделки, игры и т.д.)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Муз. рук. Здравствуйте девицы- красавицы и добры молодцы!

Дети — Здравствуйте!

Муз. рук. — Приятно видеть вас в добром здравии.

У нас сегодня день чудес

У нас радость до небес!

К нам гости пришли,

Дорогие пришли!

Дети- Добрый день, гости званные и желанные!

— Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям.

Муз. рук. — Ребята, вы хотите оказаться в далеком прошлом?

Дети- Хотим

Муз.рук .-Тогда давайте заглянем в далекое прошлое. (Звучит русская народная мелодия). А помогут нам в этом наши музыкальные зеркала. Заглянем в них. Мы очутились в далекой Руси

Посмотрите, какие вы красивые. Девочки в русских сарафанах, мальчики в нарядных рубашках.

Воспитатель — Ребята, смотрите, а здесь все как в старину.

— Я кажется, поняла, мы оказались с вами в русском доме.

Давайте с вами вспомним все, что мы знаем о том, как жили люди раньше на Руси, о русском доме

Какие главные вещи в доме?

Дети - Стол, печь

Воспитатель -Вот и у нас здесь есть стол, печь, лавки. Проходите, присаживайтесь. (дети садятся)

Знаете ли вы, кто хозяин в доме?

Дети -Знаем! Домовой!

Муз. рук. — А какие праздники бывают в доме?

Дети- Праздник урожая-Покров, Новый год, Рождество, Масленица, Сороки,Троица.

Муз. рук. — Молодцы, много праздников назвали.

А самый главный, самый важный праздник в доме — это рождение ребенка. Ребенка ждали, о нем думали, говорили, делали для него одежду, люльку, которую завешивали пологом.

Будущая мама вела себя осторожно, и к ней относились бережно, с любовью, освобождали ее от тяжелых работ. Когда ребенок рождался, вывешивали рубашку на самое видное место во дворе — на плетень, чтобы все знали — новый человек в мир пришел!

А хотите вы узнать, что делали после рождения ребеночка?

Как его нянчили, пестовали, как проходил день малыша? Давайте посмотрим!

Дети- хотим

Дети надевают элементы костюмов бабушки и дедушки

выходят Дед и Бабка, у бабки — запеленутая кукла, у деда — рубашка .

Бабка . Проходите, заходите, в доме радость: у дочки нашей малыш родился.

Дед. Повесь-ка, бабка, рубашку на видное место, чтобы все видели — новый человек родился!

Бабка вешает рубашку, дед кладет дитя в колыбель.

Бабка. Знаете ли вы, ребятушки, в чем лежит наше дитятко?

Д е т и . В колыбели? В люльке?

Воспитатель — Правильно, это люлька. Для чего наша люлька пологом завешена?

Дети чтобы комары, мухи не залетали

Чтоб свет не мешал

Муз. рук. — А я знаю интересную примету.

Чтоб узнать, кто родится, раскладывали на полу вещи и смотрели, что выберет ребенок, который ждет братца или сестрицу.

Мужские — будет мальчик, женские — жди девочку. А вы приметы знаете?

У меня ребята есть музыкальный клубочек .

Пока музыка будет звучать, вы будете передавать клубочек. Как только музыка остановится, тот и говорит свою примету.

Проводится игра «Музыкальный клубочек»

Дети Сын похож на мать, дочь на отца — к счастью.

— Если в день рожденья была в доме прибыль — к счастью.

— Люльку пустой не качали

Волос до года не стригли

— спящим никому не показывали

Воспитатель — Вот и мы не будем смотреть на него, чтоб спал да рос спокойно. Посмотрите-ка ушли наши родители в поле, кто в доме остался?

Дети – дедушка, бабушка, братья, сестры

Воспитатель Правильно Старые да малые. А кто нянька нашему малышу будет?

Дети — старшие дети

Муз. рук. — Да, Старшие братья и сестры, такие как вы. Сможете ли вы малышу колыбельную спеть? Как нужно петь колыбельные песни? Правильно, Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины.

Дети — Нежно, ласково, протяжно, с любовью, напевно

Дети поют колыбельные по желанию

Воспитатель — Как ласково спели колыбельную для нашего малыша, молодцы. Мне кажется, что проснулся наш малыш, потягивается, ему надо спеть потягушеньки? А какие потягушки будем петь, нам помогут музыкальные карточки — символы. Затекли ручки, ножки у нашего младенца, развернем его, будем по животику поглаживать, да потягушки делать.

(Дети вытягивают карточки (2-3 штуки) исполняют Потягушки кто говорком, кто напевом.)

Воспитатель — Заплакал наш малыш. Как же его успокоить?

Давайте скорей успокоим малыша.

Дети — Нужно спеть попевку.

(дети берут куклу в руки и поют попевку, передавая куклу по желанию)

Воспитатель -Понравились малышу наши утешалочки, вот как весело и хорошо ему с нами.

— Когда подрастет малыш, он уже спит меньше, сказки полюбил слушать, играть научился. Давайте и мы с вами поиграем. Сплетем игрушку для нашего малыша.

Проводится русская народная игра «Пряха»

(дети плетут косу из лент)

Воспитатель – Вот и готово! Отнесу ка я ее к нашей малютке. Посмотрите, подрос наш малыш.

Давайте ему сказку расскажем. Мы сейчас его позабавим. Поиграем в игру «Заинька серенький». Выберем ведущего по считалке.

(Дети выбирают ведущего по считалке)

Проводится игра на чувство ритма «Заинька, серенький»

Заинька-серенький в гости пошёл,

Заинька- серенький ложки нашел.

Дети произносят слова по кругу. В центре круга стоит Заинька. Он двигается противоходом )

Ребенок на ложках сочиняет свой ритмический рисунок, другие дети повторяют.Можно придумать любого персонажа, сказочного героя)

Муз.рук . — Молодцы! Какие разные ритмические рисунки вы придумали.

А еще дети очень любили дразнилки. Не для того, чтобы обидеть, а повеселиться, поднять настроение. Проходите, присаживайтесь.(сели)

Вы назовете свою любимую дразнилку, а я вам проиграю ритмический рисунок, затем мы простучим ритм дразнилки.

Какие вы знаете дразнилки?(дети по желанию называют, например Андрей воробей!)

Муз. рук. — Загадаю вам загадку да не простую, а музыкальную. Приготовьте ушки, чтобы были на макушке. (простукиваю ритм знакомой русской народной песни «Ай-чу-чу» дети отгадывают)

Муз. рук.- Умницы, справились с загадкой! А скажите мне, будьте добренькие, какая песня по характеру?

Дети -веселая

— радостная

— озорная

— игривая

Шуточная

Задорная

Заводная

— энергичная

Муз. рук. — значит, как ее нужно исполнять?

Дети- энергично

Радостно

Воспитатель — Давайте разделимся на две деревни. Курочкой у нас будет(называет имя ребенка) , а роль деда исполнит(называет имя ребенка)

Инсценировка шуточной народной песни

«Ай чу-чу»

Муз. рук. – Повеселились на славу! Пришла пора хороводы водить. А помогут нам наши схемы. Будьте внимательны. Я буду менять схему хороводных движений, а вы должны выполнять движения в соответствии со схемой.

Молодцы! А какие хороводные движения вы использовали?

Хоровод по схемам

(дети называют)

Хоровод по «солнцу»

-«Выворачивание рукава»

— «Ручеек»

— «Капустка»

— «Змейка»

-«Выворачивание круга»

Воспитатель — Мы не только хороводы заведем, но и дружно запоем!

Русская народная песня «Перед весной»

Муз. рук. — Вы послушайте ребятки, загадаю вам загадку. Знаю, знаю наперед — вы смекалистый народ. Есть шкатулка у меня, не простая. Отгадаете загадку, вмиг получите отгадку!

(Загадывается загадки о народном инструменте-балалайка, баян, бубен)

Дети по звучанию узнают русские народные инструменты: балалайка, баян, бубен)

Воспитатель — И у нас, в нашей горенке лежат ложки, трещотки, палочки, стиральные доски. На них мы сыграем, гостей позабавим.

Разбираются инструменты по желанию (подгруппа детей)

Воспитатель Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

И вы, парни, не зевайте,

Девчатам тоже помогайте

Муз. рук. — Ох и молодцы, ребятушки, хорошие из вас няньки получились, много вы знаете попевок, прибауток, потешек, дразнилок и на инструментах играете умело, да к то му же, частушки исполнили собственного сочинения!

А плясать то вы умеете?

Дед . Как это не умеют? Ну-ка ребятушки, покажите, как «русского» пляшут, а мы с бабкой вам поможем

Общая свободная пляска под запись «Кадриль».

(сели)

Муз. рук — Вижу, умеете плясать, а какие движения русского народного танца вы использовали в пляске?

(дети называют)

— «ковырялочка»

«самоварчик»

«волчок»

«качалочка»

Бабка. (после пляски ). Ой, Дед, заплясалась я тут и совсем забыла, а у меня в печи, уже и пироги, да пряники поспели.

Воспитатель —. А к пирогам да пряникам споем нашу любимую песню «Самовар»

Исполняется песня «Самовар» муз. Тухманова

Муз. рук. — Ох и интересное путешествие в прошлое мы совершили. А теперь пришла пора вернуться в наше время. Заглянем в наши музыкальные зеркала, и они перенесут нас в наш детский сад, в 2016 год, в наше время.

Воспитатель — Вот мы и оказались снова в нашем музыкальном зале. Понравилось вам путешествие в далекую Русь?

Дети -Понравилось

Муз. рук. — Мы с вами были няньками для малыша. Пели ему колыбельные песни, прибаутки. Простукивали ритм, по схемам водили хороводы, сочинили частушки, т.е. занимались музыкальным творчеством. Все это, чтобы достигнуть его вершины.

Вот у меня есть схема «Пути к вершине творчества».

Кто-то находится в самом начале пути, есть еще над чем поработать.

У некоторых уже многое получается – это середина пути.

Есть и те, которые достигли вершины творчества, но впереди еще много других интересных вершин, к которым нужно стремиться.

Определите, на каком этапе пути к вершине творчества вы находитесь. И объясните – почему.

Дети себя оценивают

Муз. рук. Вам спасибо за уменье, за улыбки и веселье.

На прощанье в этот час

Угостить хотим мы вас

Пряники, коврижки

Кушайте, детишки.

До свидания девицы-красавицы и добры молодцы!

Дети прощаются и уходят

Сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир кукольного театра, узнаем о его артистах - куклах, о том, какие они бывают, при помощи кого или чего они оживают. А на всем пути нас будет сопровождать книга Валентина Берестова «Театр кукол».
СЛАЙД 3: В. Берестов

На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Артисты лежат. СЛАЙД 4

Ребята, расскажите, какие артисты лежат в чемодане? (Ответы детей).
А какие «артисты спешат»? (Ответы детей).
А вы знаете, как они называются? (Ответы детей). Они называются кукольники или кукловоды. А от каких двух слов происходит слово «Кукловоды» и почему они так называются? (Ответы детей).
СЛАЙД 5: Кукловоды.

Счастливей артистов,
Наверное, нет:
Мы в куклы играем
До старости лет.
И нету артистов
Несчастнее нас:
Никто нас не видит,
Мы скрыты от глаз.
Объясните, почему артисты «Скрыты от глаз»? (Ответы детей).
А вы знаете, как называется предмет, который скрывает от глаз зрителей артистов? (Ответы детей). Вы правы, это ширма - перегородка, за которым скрывается кукловод, работающий с куклой, сама кукла действует над перегородкой - кажется, будто она движется без участия человека.
СЛАЙД 6: Ширма.

В начале XVII века ширмой служила остроумная "конструкция", которая выглядела так: "...впереди мужик в женской юбке с обручем на подоле, он поднял ее (юбку) кверху и, закрывшись таким образом, может спокойно двигать руками, поднимать кукол наверх и представлять целые комедии.
СЛАЙД 7: Древняя ширма.

Вот это у нас тоже ширма. (Педагог расставляет ширму) и сейчас за ней появится первые артисты.
СЛАЙД 8: Виды кукол.

(Педагог показывает из-за ширмы три основные вида кукол: тростевую, перчаточную и марионетку, затем выносит их). Давайте попробуем догадаться, чем отличаются эти куклы? (Ответы детей). Правильно, эти куклы отличаются способом управления, способами работы с ней кукловода. А теперь остановимся на каждом способе подробнее.
По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит. Напольные находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей.
Первая наша кукла, с которой мы познакомимся поближе – тростевая.
СЛАЙД 9: Тростевые куклы

Скажите мне пожалуйста, почему она так называется? (Ответы детей).
Свое название эти куклы получили от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы.
На следующем слайде мы посмотрим, как же устроена тростевая кукла. (Педагог с детьми рассматривает устройство тростевой куклы).
СЛАЙД 10: Устройство тростевой куклы.

А теперь давайте посмотрим, как кукловоды работают с тростевой куклой и попробуем сами стать кукловодами. (Просмотр видеофрагмента «Тростевые куклы»)
СЛАЙД 11: Способы работы с тростевой куклой.

Сейчас на примере наших тростевых кукол мы рассмотрим основные способы работы с ними. (Педагог демонстрирует основные приёмы (поднять и опустить руку, согнуть её в локте, повернуть голову), затем дети повторяют, придумывают свои движения).
А вот как Владимир Берестов писал о тростевых куклах: короле и королеве. (Дети читают стихи).
СЛАЙД 12: В. Берестов.

Из бумажного куля
Можно сделать короля.
Уверяю вас, король
Хорошо сыграет роль.
Я – королева на престоле.
Я создана для этой роли!
Прислали бандеролью
Меня из мастерской
Для этой самой роли –
И больше никакой!
А сейчас мы познакомимся с ещё одним видом кукол, с марионетками.
СЛАЙД 13: Марионетки.

Марионетки - это куклы, управляемые сверху с помощью нитей или лески, которые крепятся к ваге (вага - деревянная конструкция). На следующем слайде мы увидим, как же устроена кукла-марионетка. (Педагог с детьми рассматривает устройство куклы-марионетки на слайде и «вживую»).
СЛАЙД 14: Устройство куклы-марионетки.

А теперь давайте посмотрим, как кукловоды работают с куклой-марионеткой (просмотр видеофрагмента «Марионетки») и поработаем с ней сами. Сейчас на примере наших тростевых кукол мы рассмотрим основные способы работы с ними. (Педагог демонстрирует основные, затем дети повторяют, придумывают свои движения).
И про кукол-марионеток у поэта Владимира Берестова есть стихи. Давайте их прочитаем. (Дети читают стихи).
СЛАЙД 15: В. Берестов.

Вот король идёт в поход
За собой войска ведёт:
Сто громадных усачей,
Сто весёлых трубачей
И со связкою мечей
Едет старый казначей.

Воробьишка подлетел
И на эту связку сел,
Увидал картонный меч
И повёл такую речь:
– Меч картонный средь мечей?
Это чей?
И король ответил смело:
– А тебе какое дело?
Последняя кукла, с которой мы сегодня познакомимся – перчаточная.
СЛАЙД 16: Перчаточная кукла.

Перчаточная кукла - театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления. На следующем слайде мы увидим, как же устроена перчаточная кукла.
СЛАЙД 17: Устройство перчаточной куклы.

Ребята, а вы знаете, какую перчаточную куклу знают в разных странах? (Ответы детей).
СЛАЙД 18: Петрушка.

Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я –… (Петрушка!)

Остёр колпачок.
Ещё острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы расхохочетесь сами!
СЛАЙД 19: Кукольное представление.

Родился Петрушка на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым. Кукольники немало натерпелись от властей и церкви, поскольку злободневные шутки приводили в властьимущих. Кукольников сажали в тюрьмы, казнили, и кукол ждала та же участь. Но несмотря на это театр выжил, и его герои тоже.
СЛАЙД 20: Такой разный Петрушка.

В каждой стране Петрушку называют по-разному: у французов - Полишинель, у англичан - Панч, у чехов - Каншарек, у итальянцев - Пульчинелла.
Но ведь вы уже с перчаточной куклой хорошо знакомы. На уроках труда вы делали из носка перчаточную куклу и теперь эти куклы мы будем с вами оживлять.
СЛАЙД 21: Рука артиста.

Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
Ум у нас есть, талант есть, сейчас мы разберём «специальные перчатки» и будем учиться работать с перчаточной куклой.
СЛАЙД 22: Наши куклы

Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. (отработка движений). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.
Чем дальше кукла от верхней части ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»), тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить.
Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.
Мы с вами научились основным движениям перчаточной куклы и сейчас
разыграем стихотворения «Змейки».

1.Змеи бывают разные,
И желтые, и красные,
И белые, зеленые,
Пятнистые, узорами.
Но красоту такую,
Ты трогать не спеши,
Кусачие порою,
Хоть внешне хороши.
Здесь красота опасная,
Природа так решила,
И кожу ей атласную,
Из лоскутков пошила.
2. Говорят, я мудрая.
Люди, вам видней.
Выползаю утром я
К солнцу из корней.
Мне послушать хочется
Лес и тишину.
В гордом одиночестве
Мимо проскользну.
Сами не обидите –
Я не трону вас.
Даже не увидите,
Как исчезну с глаз.
Вот и мы с вами побывали артистами-кукловодами в кукольном театре. А сейчас…
Спектакль окончен.
Видеть странно,
Как из-за ширмы, всей в огнях,
Встают артисты-великаны,
Держа артистов на руках.
СЛАЙД 23: Спектакль окончен.

И книжка Владимира Берестова, которая нам помогала на занятии, тоже подходит к концу. Вот её последняя страница:
Ночь пришла.
Усталых кукол
Сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях,
Оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки,
Как пальто или фуражки,
В темноте и в тишине
Видят публику во сне.
СЛАЙД 24: После спектакля.

Наше занятие, на котором мы познакомились с замечательным миром кукольного театра, подходит к концу. И в заключении я предлагаю вам вспомнить основные понятия, с которыми мы познакомились на занятии, и поиграть в игру «Как называется». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны ответить, как же это называется. (На экране высвечиваются слайды с правильными ответами).
1. Как называются артисты, управляющие куклой? (кукольники или кукловоды).
2. Как называется перегородка, за которым скрывается кукловод, работающий с куклой? (ширма).
3. Как называются куклы, которые поддерживаются и приводятся в движение при помощи тростей (деревянных, металлических, костяных)? (тростевые куклы).
4. Как называются куклы, управляемые сверху с помощью нитей или лески, которые крепятся к ваге (вага - деревянная конструкция)? (марионетки).
5. Как называется театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления? (перчаточная кукла).
6. Как называется самая популярная в мире перчаточная кукла? (Петрушка, Петр Иванович Уксусов).
7. Как называется театр, в котором на сцене играют и люди, и куклы? (кукольный театр).
На этом наше занятие окончено, и мне хочется предложить вам принять участие в создании книжки, посвященной кукольному театру. Пусть каждый из вас нарисует различные тростевые и перчаточные куклы, куклы-марионетки, ширму, кукловодов, Петрушку – всё то, что запомнилось вам сегодня на занятии. Спасибо за внимание!

Дети входят в зал, встают в круг (Музыкальное приветствие: «Здравствуйте») .

«День добрый, день добрый — слова эти мы говорим.

— День добрый, день добрый — слова эти мы повторим.

— Здравствуй (Катя и Маша) — рады видеть мы вас.

— Здравствуй (Саша и Слава) — в добрый день в добрый час.

— Здравствуй (Коля и Света) — с нами пойте сейчас.

Слайд: Гномик. Приходит письмо от гномика.

Музыкальный руководитель: Дети, наш добрый знакомый гномик приглашает нас сегодня в детский театр. А ещё он хочет посмотреть, смогут ли наши дети сегодня стать настоящими артистами театра. Хотите побывать в театре?

На чём же мы поедем в театр? (ответы детей ) Отправиться в театр можно на любом виде транспорта, а я вам предлагаю вспомнить такую песенку, при помощи которой мы быстро доедем до театра.

Дети вспоминают песню «Трамвай муз. А. Варламова.

Музыкальный руководитель: Проходите. Усаживайтесь поудобнее. Ребята, посмотрите,никого мы не оставили в детском саду?

Музыкальная дидактическая игра « Отзовись, кого зовут.» Дети пропевают свои имена по слогам, одновременно прохлопывая.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Я теперь спокойна, что в детском саду мы никого не оставили. А теперь поехали! А чтобы нам было веселей в дороге споём любимую песню «Трамвай».

Слайд: Театр.

Музыкальный руководитель: Мы с вами так дружно и весело пели песню, что даже и не заметили как приехали. Посмотрите, какое красивое здание театра!

Раздаётся звонок.

Музыкальный руководитель : Ой ребята, слышите? Это первый звонок — пора занимать свои места в зрительном зале. Дети садятся на стульчики перед экраном.

Слайд: Сцена.

Музыкальный руководитель: Обратите внимание, какая красивая сцена. А как вы думаете? Кто самый главный в театре? За всем следит орлиным взглядом,
начальник сцены режиссёр. Режиссёр узнав, что мы из детского сада «Гномики», решил вам подарить весёлую песню «Гномики» в исполнении артистов этого театра.

С экрана звучит песня « Гномики», где гномики играют на различных музыкальных инструментах. Вбегает гномик, здоровается с детьми.

Гном: Дети, вам понравилась наша песенка? А какая она по характеру? А на каких музыкальных инструментах играли мои друзья гномы?

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны,

Но всё, же как тут не крути,

А главный человек артист.

Музыкальный руководитель: Чтобы стать такими замечательными артистами, нужно очень много трудиться. (Грозит пальцем ). Ребята, что это я только что показала? Правильно, я показала жест. Для того, чтобы артист выразил характер своего героя ему необходимы жесты.

Гном: А какие жесты вы знаете? Покажите? А мы попробуем отгадать. Ребята, на прошлом занятии мы с вами «ели» яблоки.

Слайд: Дети едят яблоки.

Гном: Они были какие на вкус? (горькие, сладкие, кислые)

Дети показывают мимикой .

Гном: Значит, любые движения частями лица, бровями, глазами — как называются? (Мимика ). Хочу я вас ребята пригласить в театральную мастерскую. Попробуем с вами мимикой передать настроение облаков.

Мимическое упражнение «Облака» Дети стоят перед зеркалами.

Музыкальный руководитель:

По небу плыли облака,

И я на них смотрела.

И два похожих облака найти я захотела.

Вот облачко весёлое смеётся надо мной.

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывёт.

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот.

Гном: Очень хорошо у вас получилось передать настроение облаков. Молодцы, вы настоящие артисты!

Музыкальный руководитель: Гномик, а наши дети хотят для тебя исполнить
песню «Русская изба» Во время пения мы будем пользоваться мимикой и жестами.

Гном: Как здорово у вас получилось мимикой и жестами передать весёлый и задорный характер песни.

Музыкальный руководитель: Дети, актёры чаще всего пользуются и мимикой и жестами одновременно. Получается единое изображение без слов. Как оно называется? Правильно — пантомима. А какие вы игры знаете, где есть пантомима? А хотите поиграть в игру «Звездочёт».

Музыкальная игра «Звездочёт»

В небе звёздочки мигают,

Звёздам хочется играть.

Звездочёт считает звёзды:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Звездочёт, Звездочёт,

Поиграй-ка с нами!

Что покажешь ты нам,

Отгадаем сами.

Звездочёт: Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас? (Пантомима- Ловят рыбу,
лепят и бросают снежки и т. д. )

Гном: Ребята, вы не представляете, что сейчас вы все были артистами театра пантомимы.

А сейчас разминка театральная.

Ах, артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья.

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка или козу?

Или на принца, на ягу?

(Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, причёски. )

Гном выдвигает большую шляпную коробку. Дети поют в кругу. «Песенка о шляпной коробке» сл. и муз. И. Бодраченко

Гном открывает коробку: А ну ка, друзья артисты, разбирайте костюмы и музыкальные инструменты!

Музыкальная игра «Случай в лесу»

Пошла Машенька с подружками в лес за ягодой и заблудилась. Услышав шаги зверей, она прячется за кустик. Дети играя на музыкальных инструментах передают- шелест листвы, шаги зверей (белки. Лисы, волка, медведя, зайки- который помогает Машеньки выйти из леса) В конце весёлая пляска.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно, ритмично передавали движения всех зверей.

Возьмитесь за руки друзья.
И воздух глубоко вдохните
И то, что говорим всегда.
Сейчас всем громко вы скажите.
Клянусь отныне и навеки
Театром свято дорожить.
Быть честным, добрым человеком.
И зрителем достойным быть.

Ребята, вам понравилось сегодня в театре? А что вам больше всего понравилось?
Посмотрите, сколько в мастерской много театральных масок, и грустных и весёлых и смешных. Я предлагаю вам выбрать одну из них и мы увидим, какое сейчас у вас настроение.

Дети напевая песню «Трамвай» уезжают в детский сад.

музыкальный руководитель МБДОУЦРР №17,

г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия.

СЦЕНАРИЙ

музыкального занятия:

«Теремок»

(вокальная студия)

Интеграция образовательных областей:

«Музыка»+ «Социализация»+ «Коммуникация».

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат, четкость дикции, дыхание.

Задачи:

Образовательная область «Музыка»

Развивать вокальные навыки детей: чисто интонировать, используя средства музыкальной выразительности.(исполнение под фонограмму)

Формировать чувство ритма.

Образовательная область «Социализация »

Продолжать развивать творческую активность и индивидуальность ребенка.

Образовательная область «Коммуникация»

Воспитывать коммуникативные качества и умение взаимодействовать друг с другом.

Подготовка:

1. Зонтик.

2.Корзинка с шапочками поросят (3 штуки.)

3.Теремок.

4.Магнитная доска

5. Д\и: «Сложи песенку»

6. Корзинка с «сюрпризом» (Парные картинки)

7. Игрушка дикобраза.

8 Презентация «Теремок».

Дети входят в зал и становятся в круг.

1. Речевая игра: «Утро».

М.Р.(музыкальный руководитель):

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою

И со мною дружно в лад

Подпевают

Дети: 100 ребят! (поднимают руки вверх)

Вместе: Подпевают 100 ежей,

Подпевают 100 ужей,

(ш-ш-ш,сложить ладони)

А в берлоге медвежата,

(рычат, разводят руки)

А в болоте - лягушата

(ква - ква, руки согнуты в локтях)

Очень важный бегемот

С удовольствием поет

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил

(штурбас, показывают пасть крокодила руками)

Промурлыкала нам кошка

Песню, сидя у окошка

(мур - мур, показывают лапки)

Слышишь, как под нашей крышей,

(палец вверх, крышу показывают)

Эту песню поют мыши?

Утром рано мы встаем

Хором песенку поем

А о чем же в ней поется?

Дети: Как нам весело живется!

(Разводят руки в стороны)

А живем мы в теремке, что на крепком на замке!

2.Распевка: «Теремок» Е.Кацер.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

На двери висит замок, да замок,

Кто бы тот замок открыть нам помог?

Слева зайка, справа мишка,

Отодвиньте – ка задвижку,

Слева ежик, справа волк,

Нажимайте на замок

Зайка, мишка, ежик, волк,

Открывайте теремок, теремок!

(Дети поют песню, сопровождая ее движениями.2 раз исполняют

распевку, показывая свои варианты теремка и замка)

3.Ритмическая игра: «Мои руки - ваши ноги». К. Орф.

Отворился теремок, а в теремке том пляс идет!

(М.Р. показывает движения, а дети прохлопывают ритмический рисунок. Затем показывают дети-ведущие, остальные повторяют)

Посмотрите, какой красивый теремок сегодня у нас в зале! Скажу по секрету – он непростой, а сказочно-музыкальный! И дорожка к нему непростая, а вот какая (показывает ритмический рисунок, протопывая который дети проходят на стульчики.)Заглянем в теремок, кто в тереме живет?(находит зонтик) Смотрите, зонтик, да какой красивый! Не понимаю- теремок музыкальный, а что здесь делает зонтик? (ответы детей)

4. Пение: «Разговор с дождиком» М.Поплянова, Л.Старченко.

Эту песенку сегодня мы споем цепочкой. Сначала по секрету, шепотом. (сидя на стульях, при повторе пение цепочкой со звуком, стоя у стульев). На заключение песни танцевальная импровизация.

Посмотрите, ребята, что еще в домике есть? (Слайд: Поросята) Вы, конечно догадались из какой песенки поросята?

5. «Ни кола, ни двора» Гладков С.

Да, все чаще идет дождь, а то и снег. Нелегко приходится лесным жителям в это время года, особенно если у них ни кола, ни двора. Но наши знакомые поросята не отчаиваются! Настроимся на первый звук. (Настраиваются на первый звук, те дети, чьи голоса звучат в унисон - солисты). Одевают шапочки, инсценируют песню.

Припев поют все сидя на стульчиках.

Замечательная песня у нас получилась! Заглянем еще в теремок? Кто самый смелый? (ребенок находит игрушку дикобраза).

6. «Дикобразы» А.Варламов, А.Панина.

Эта песня непростая, а очень хитрая. Давайте разберем ее по частям. (Вызванный ребенок выкладывает песню на магнитной доске).

Правильно? (дети оценивают). Пение по рядам стоя.

Посмотри, Маша, что еще есть в теремке? (находит корзинку с медалями: «Парные картинки») Корзинка с сюрпризом! (дети вытягивают себе медальки) Кажется я догадалась, найдем себе друга, и закончим нашу встречу веселой песней!

7. Песня-танец «Как положено друзьям». Шаинский В.

На заключение песни выходят из зала.

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012