Конспект урока по изо "елочные игрушки". Цвета радуги в новогодних игрушках» (декоративная композиция)

Тема: "Елочные игрушки" Цель: развитие навыка сочетания различных цветов в елочной игрушке; Задачи : предметные: - воспринимать, описывать и эмоционально оценивать предложенные образцы; -создавать простые сочетания цветов по данной теме; Метапредметные: Регулятивные: -понимать и сохранять учебную задачу -осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату Познавательные: -использовать знаково-символические средства для решения задач, -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, -осознанно строить речевое высказывание в устной форме, Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие,что партнёр знает и видит, а что нет, -использовать в общении правила вежливости. Оборудование: непроливайки, краски, кисточки, ножницы.

Ход урока:

Этапы урока

1)Тест -И какой же первый этап?(вспоминаем прошлое) -Каждой группе я раздаю тесты, даю вам 2 минуты вы на них отвечаете. 1.Какая из картин выполнена в жанре пейзаж?(Б) 2.Как называют художника изображающего природу?(Б) 3.Как называют художника изображающего море?(А) 4.Укажите, как называется изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию?(А) 2)Проверка. -Если вы правильно отвечаете, то на свою елочку вешаете 1 шарик, если не правильно, то ничего не вешаете.

Один человек из группы повесит елочку на доску.

-Какой следующий этап?(формулировка темы) 1)Прослушивание аудиозаписи. -Я предлагаю вам послушать отрывок из песни, которую вы наверняка знаете. Эта песня связана с нашей темой урока 2)Беседа. -О чем эта песня?(про новый год) -Что приносит радость в Новый год?(подарки) -А без чего НГ вообще не может быть? -А какую ёлочку мы приносим из леса? Нарядную? -А как вы понимаете слово "нарядная"? -Чем же елочку наряжают? -Кто догадался чем же мы будем заниматься?

Да, мы с вами будем раскрашивать елочные игрушки, которые потом повесим на нашу елочку.

1)Исследование. -Я вам предлагаю побыть исследователями. -У вас на партах лежит текст, внимательно прочтите его и ответьте на вопросы. У каждой группы свой вопрос. 1группа-Какие игрушки любят в Германии? -Действительно в Германии любят игрушки в виде Щелкунчиков. 2группа-Какие игрушки самые популярные в Швеции? -Вы правы в Швеции самыми распространенными считаются соломенные игрушки, для безопасности, если в доме есть малыш, а еще это очень красиво. 3группа-Что можно увидеть на елках Испании? -В Испании самая оригинальная идея украшения новогодних елок- сладости. 4группа-Что чаще всего одевали на макушки ели или сосен в США? -В США украшают верхушку ангелочками и смотрится это не менее красиво как наши звездочки. 2)Рассказ учителя. -Наряжать елку придумали еще в средневековой Европе. Изначально на ней можно было увидеть в основном яблоки и вафли. Первое украшение символизировало запретный плод, сорванной Евой. Второе - хлебцы, которые даются во время причастия. На ветвях укреплялись свечи, как символ ангельской чистоты. Со временем люди стали разнообразнее подходить к украшению Новогоднего или Рождественского дерева. Считается, что первые елочные шары придумали в Европе, а точнее в Германии. В России моду на украшение ели ввел Петр Первый. -Стеклянные елочные игрушки также приходят в Россию из Европы. Сначала елки украшались так, что на них буквально не оставалось свободного места, но потом появилась мода на минимализм. -Мы работаем с вами в группах, поэтому у каждой группы будет своя игрушка, а какая это игрушка поймете из загадки. 1группа:(варежки) Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязанной Сидят. 2группа:(шар) У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает.

3группа: (колокольчик)

Он растет цветочком в поле

Он звенит на колокольне

В школе первый он звоночек

Наш любимый...

4группа:(подарок)

В упаковке новой яркой

В комнате стоит...

1)Правила ТБ -И теперь мы переходим к новому этапу. Какому?(практическая работа) -Но ведь у нас необычный урок рисования, мы с вами будем и вырезать, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с ножницами. 1.Не держи ножницы концами вверх 2.не оставляй ножницы в открытом виде 3.При работе следи за пальцами левой руки 4.Клади ножницы на стол, чтобы они не свешивались за край стола 5.Передавай ножницы в закрытом виде и кольцами в сторону товарища. 6.Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищам во время резания. -А при работе с красками нужна осторожность и внимательность? -Давайте вспомним правила работы с красками. -Но самое главное в нашей сегодняшней работе- поменьше воды, чем меньше воды, тем насыщенней цвет, а нам это и нужно. 2)Самостоятельная работа детей. -У вас на партах лежат шаблоны их вам нужно раскрасить, используйте любые краски, но не забывайте про правило урока- меньше воды.

Приступить к работе.

1)Выставка работ. -1 группа выходит и развешивает свои варежки, 2 группа, 3. -А 4 группа положите ваши подарки под елочку. -Вот какая у нас получилась красивая елочка, как настоящая. 2)Рефлексия. -Кто дарит на новый год нам подарки? -А давайте и мы с вами подарим дедушке морозу подарки- свое настроение. Мы соберем ему вот такой мешочек, а соберем ему снежинки. Голубая снежинка- если вы довольны своей работы, а значит у вас хорошее настроение. Красная снежинка- если вы не очень довольны своей работой, и настроение у вас немого хуже.

Урок окончен.

Автор учебника по программе Т. Я. Шпикаловой
Цели и задачи урока: познакомить с различными праздничными украшениями; развивать творческое воображение, эстетический вкус при работе с гуашью в композиции новогодних игрушек

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Сообщение темы.

Знакомство с планом урока

Сообщение темы урока. Беседа. Стихи

Знакомство детей с темой урока. Объяснение (демонстрация иллюстраций.)

Просмотр и участие в беседе

Практическое выполнение задания

Объяснение практического задания. Индивидуальная помощь обучающимся.

Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока

Подведение итоговзанятия.

Организация показа и анализа работ

Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела«Любуйся узорами красавицы - зимы» «Цвета радуги в новогодних игрушках», даёт возможность познакомить с различными праздничными украшениями; развивать творческое воображение, эстетический вкус при работе с гуашью в композиции новогодних игрушек.

Оборудование урока: для учащихся - гуашь, крупные и мелкие кисти, бумага.

Зрительный ряд: рисунки в учебнике Т. Я. Шпикаловой

Литературный ряд: стихи Музыкальный ряд:

ХОД УРОКА.

Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

Сообщение темы урока. Знакомство с различными праздничными украшениями. Приближается самый любимый праздник детворы и взрослых. Задолго начинается подготовка к нему. Ну и ёлка, просто диво, Как нарядна, как красива Ветви слабо шелестят, Бусы яркие блестят, И качаются игрушки - Флаги, звёздочки, хлопушки.

ПОЛЮБУЙСЯ лаковой миниатюрой мастера из Мстёры. Расскажи какое событие изображено в этом произведении искусства? Какое впечатление произвело на тебя это панно? Как мастер передаёт настроение праздника?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ 1.Как ты готовишься к встрече Нового года в своей семье и в школе?2.Какие герои и предметы всегда участвуют в новогоднем веселье? 3.Какие новогодние украшения названы в стихотворении современного поэта?

РАССМОТРИ таблицу. Проследи, как расположены фигуры: какие из них размещены ближе, а какие - дальше.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (музыка) 1.Нарисуй декоративную композицию из новогодних игрушек. 2.Используй известные тебе художественные приёмы (раздельный мазок разной формы, линия). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 3.Реши, какие новогодние игрушки ты включишь в композицию (шары различной величины и разного цвета, фонарики, сосульки, звёздочки и т.д.

1. (А) - оценка «3», (Размести их на листе так, чтобы равномерно чередовались крупные и мелкие, круглые и вытянутые игрушки.)

2. (Б) - оценка «4», (Заполни изображения ёлочных игрушек любимым цветом).

3. (В) - оценка «5», (Прими во внимание, что рисунки игрушек можно украсить цветной обводкой, окружить цветными точками с помощью тычка, нанести орнамент из линий, полосок, кружочков, звёздочек. Для большей нарядности тычком нанеси вразброс по всему рисунку цветные конфетти (мелкие разноцветные кружки)).

Итог урока.

ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ Как изображает радость праздника народный мастер и живописец. Как разместить шары в декоративной композиции.Обзор ианализ работ.

Домашнее задание: восковые карандаши

В процессе самостоятельной работы проводится индивидуальный анализ работ, сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Гималова Венера Альфировна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
[email protected]

Декоративная композиция (1 ч )

Восприятие произведений народного ма- стера М. Дмитриевой из Мстёры и русско- го художника первой половины XX в. З. Се- ребряковой на тему новогоднего праздника. Основные содержательные линии. Разно- образие форм и предметного мира и пере- дача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия бли- же - больше, дальше - меньше, загора- живание. Способы передачи объёма на пло-

скости. Ритм линий, пятен, цвета.

Диалог об искусстве. Ритм в расположе- нии новогодних игрушек на ёлке и на та- блице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередо- вание цветных пятен, ритм размеров (боль- ших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

Работа по художественно-дидактической таблице «Ближе - дальше».

Творческое задание с использованием из- вестных средств художественной вырази-

Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узна- вать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с по- мощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.

Сопоставлят ь приёмы передачи праздничного новогод- него настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия.

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе- редачи настроения праздника в декоративно-приклад- ном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии.

Работат ь по художественно-дидактической таблице. Определять место игрушек в композиции, расположе- ние их в изображении на плоскости (ближе - дальше), пояснять свой ответ.

Решать , какие предметы войдут в собственную ком- позицию, как их расположить в композиции (ближе -

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

тельности (линии, цветные пятна) и приё- мов (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.).

Материалы: кисть, тычок, гуашь, бумага белая или цветная.

Советы мастера.

дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету. Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цвет- ные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к новогод- нему празднику известными художественными приёма- ми и средствами выразительности.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.

Страница для любознательных. Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре народов России. Изовик- торина.

Задания контрольного характера. Группировать произведения на основе общих призна- ков. Распределять их по классам.

Задания творческого и поискового харак- тера

15. Наши достижения. Я умею. Я мог у . Наш проект (1 ч )

Демонстраци я достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоратив- но-прикладное искусство), жанрам (пейзаж,

Выполнять задания творческого и поискового харак- тера, применяя знания в изменённых условиях

Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им.

Принимать участие в коллективной работе по завер- шению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику».

декоративная композиция), по видам народ-


ного искусства (орнамент, народная глиня-

ная игрушка, кружево), средствам художе-

ственной выразительности (линии, цветные

пятна) и приёмам (раздельный мазок, ки-

стевое письмо, отпечаток тычком и др.);

традиции празднования Нового года и Рож-

дества в семье и в школе.

Творческо е задани е - проект-инсталля- ция «Оформление класса к новогоднему празднику» с использованием работ, создан- ных во второй четверти, результатов изо- эстафеты «Конкурс новогодних фантазий».

Работа в творческих группах. Материалы: кисть, гуашь, бумага белая,

цветная, гофрированная, пергаментная, обёрточная, глянцевая, блестящая и т. д., работы учащихся, выполненные в течение второй четверти

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими

интересами.

Выполнять творческое задание.

Работать в группах: определять задачу работы, рас- пределять виды работ между членами группы, устанав- ливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе:

создать коллективное панно «Я люблю тебя, Рос- сия» с использованием рисунков одноклассников, в ко- торых отражена зимняя природа родной земли, в груп- пе художников-пейзажистов ;

вылепить фигурки сказочных персонажей и укра- сить их по мотивам каргопольских узоров (импровиза- ция) в группе игрушечных дел мастеров ;

создат ь коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков на- тюрморта ;

выполнить украшения (вырезанки-снежинки, ново- годние персонажи, сказочные деревья) для окон в груп- пе художников-дизайнеров.

Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из














Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения (хромолитография от греч. "chroma" - цвет и слова "литография": К плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания. Эта технология начала развиваться в Германии с середины XIXвека...."




90-е годы XIX века г. Такие игрушки делали вручную в Бреслау (Германия) с помощью хромолитографии. К плотной основе приклеивали цветную фольгу, проволоку, вату, бумагу, шелковые и парчовые ленточки.


Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее с начала 1927 года. Совнарком 24 января 1918 года выпускает декрет, по которому вводится новый календарный стиль. 1 января стал рабочим днем. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, из продажи исчезли и елки, и игрушки. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом.




В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов установили большую, 15 –метровую ель и устроили грандиозное празднество. С тех пор новый год, елки и выпуск елочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»…


































В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. Шарики самой разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками. «Шишки», как будто обсыпанные сахаром.


37 В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображениями животных – символов наступающего года. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

39 Использованные ресурсы Владимир Музыченко. Оригинал материала: Казанский ведомости, выпуск 7, 2008Казанский ведомости М.Некрасова. Новогодняя рождественская елка - мифы и символы. Старинный Круговской промысел/Народные мастера. Традиции и школы. - М., С