Кто из героев романа проходит путь исканий. «Война и мир». Пути искания героев. (Школьные сочинения). Любовь к Наташе Ростовой


Жизнь каждого человека построена на достижении больших и малых целей, которые каждый ставит сам. Чтобы чего-то достичь приходится много трудиться, чем-то жертвовать. Из ничего не может вырасти дерево, построиться дом. Таким образом, цели – это ориентиры, по которым человек следует всю свою осознанную жизнь, выполняя при этом большую работу. Легко ли найти своё истинное предназначение? Ради чего живет человек? Что побуждает людей стремиться к своей цели? На какие средства стоит идти ради достижения мечты? Многие писатели пытались ответить на эти вопрос в своих произведениях.

Лев Николаевич Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» описал жизнь общества в девятнадцатом веке.

Автор показал нам, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов ищут ответы на вопросы: как жить, чему посвятить себя в жизни. Смысл своего существования герои находят в счастье жить полнокровной жизнью, исполняя высокое назначение человека, в счастье единение с народом в годину бедствия и в постоянном внутреннем обновлении.

Наташа – аристократка с рождения, но она очень близка к народу. Ей симпатичны народная музыка, песни и танцы. Девушку с детства не волнует мнение окружающих. Это не означает, что она эгоистична, совсем нет, она обладает духовной свободой, которая ограничивается не светскими требованиями, а нравственными законами. Самым сильным чувством для Наташи на протяжении всего романа является любовь. Любовь к Родине, отцу и матери, к Андрею, а позже к Пьеру.

Путь искания Наташи Ростовой проходит через тяжкие испытания. Она была обманута Анатолием Курагиным, неудачно пыталась сбежать с ним из дома, тем самым перечеркнула чистую любовь к князю Андрею. Девушка после всех этих бед продолжила жить. Но она пока еще не нашла свою истинную цель. Наташа во время войны 1812 года решает отложить все свои желания. По настоянию Наташи все подводы семьи Ростовых были отданы не на перевозку имущества, а на вывоз раненых солдат из охваченной огнем и осаждённой противником Москвы. Могла ли Наташа поступить иначе? Нет, эта добрая, патриотичная девушка не способна поставить материальные богатства выше человеческих жизней. Результатом этого поступка, цели, которую поставила перед собой героиня, стали выжившие русские офицеры и солдаты. Это достойный результат!

По мнению автора, счастье девушки, ее конечная цель заключается не в общественной деятельности, а в исполнении высокого назначения быть женой и матерью. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова. Теперь, все действия героини направлены на семейную жизнь. Эта цель имеет огромное значение в жизни всего общества. Силы, потраченные на воспитание ребенка, поддержание семейного очага, стоят того, так как дети – это наше будущее!

Все герои романа находятся в постоянном обновлении, так Андрей Болконский проходит через тяжелые испытания, ошибки, заблуждения, прежде чем находит своё предназначение в этой жизни. В начале романа князь желает вырваться из надоевшей светской жизни. В тот момент он поставил себе цель - совершить подвиг, чтобы прославиться, как его кумир, Наполеон. Слава для него – это не только признание народа, но и желание сделать для других что-то хорошее, испытать себя, как мужчину. Стремясь к этой цели, он выбирает не правильные средства. Герой переоценивает свои возможности и идет на верную гибель под Аустерлицем. В безумной погоне за славой Андрей получает тяжелое ранение. С другой стороны, этот поступок поднял боевой дух наших войск, но стал губительным для самого героя.

В первом же своём сражении герой расстается с двумя своими ошибочными целями: желанием прославиться одним лишь своим подвигом и стать похожим на Наполеона. Долго Андрей не мог найти своё предназначение, свою истинную цель. Последствием такого душевного переворота стала закрытость героя, он уходит в себя.

Пройдя путь пробуждения, князь Андрей приходит к выводу, что нужно жить и любить. События 1812 года стали переломным моментом в жизни всех героев романа, в том числе и Андрея. Все свои личные проблемы, желания он ставит на второй план. Главной целью в эти годы для него становится защита своей Родины. Он уже не мечтает прославиться, его не волнует его жизнь. «Жить, помогая людям, понимать их, слить свою жизнь воедино с жизнью народа» - вот новый идеал, к которому стремится князь Андрей.

Таким образом, можно выделить два пути искания своего истинного предназначения. Первый, совершать ошибки, ставя перед собой ложные и низменные цели, при достижении которых тебе самому будет неприятно смотреть на результат проделанной работы. Второй, идти «в ногу с народом», не переоценивать себя, делая небольшие, но положительно настроенные шаги в сторону своей мечты, своего предназначения. И в итоге, пройдя все трудности и заблуждения, найти ответ на вопрос: «Ради чего я живу и что могу сделать для окружающих меня людей?».

Путь исканий Андрея Болконского Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

«…Перечитываю “Войну и мир”. Как хорошо старик знал эпоху, как изумительно знал подноготную человеческих отношений, чувств, ход душевных движений» . В. Я. Шишков «…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны» . Альфред Бадэн

Пройдем путь Болконского вслед за автором Говоря о себе и своем месте в светском обществе, Андрей восклицает: « Во мне нет… этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого» .

Пройдем путь Болконского вслед за автором Независимость и сухость Первая встреча с поведения контрастирует с Андреем в салоне поведением остальных Шерер. гостей « Гостиные, сплетни, на Непохожестьбалы, тщеславие, ничтожество - вот окружающих: «эта заколдованный круг, из которого я не могу выйти» , - говорит жизнь не по мне!» Болконский Пьеру Безухову Мечты о личной я «Перед Аустерлицким сражением предчувствовал, о своем показать славе, что смогу. Мне все то, что я могу сделать. представилась та счастливая минута, «Тулоне» , тот Тулон, которого я так долго ждал. увлечение известным Я хочу славы, хочу бытьидеями людям, хочу быть любимым ими… я Наполеона. не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу» . «…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей» .

Пройдем путь Болконского вслед за автором Русские проигрывали в Аустерлицкой Русские Аустерлицкой баталии. проигрывали ви торжественно, Аустерлицкое сражение Князь Андрей, «Как тихо, спокойно чувствуя слезы стыда и злобы, не так, как я бежал, - подумал совсем подступившие ему к момент в – переломный горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени. князь Андрей, - не так, как мы бежали, - Ребята, вперед! – крикнул он детски – жизни героя. кричали и дрались; совсем не так, как с пронзительно. озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем сила так “Что это? я падаю? - У менянеон и упал на Очищающая ноги ползут подкашиваются”, высокому, облака по этому подумал спину. Он раскрыл глаза…Но он ничего не природы. бесконечному небу. Как же я не видал. Над ним не было ничего уже, кроме прежде этого высокого неба? И как я неба, - высокого неба, неясного, но все-таки счастлив, что узнал его наконец. Да! по неизмеримо высокого, с тихо ползущими Все пустое, все облаками. нем серыми обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего Разочарование в «Все пустое, все обман, кроме. И нет, кроме тишины, успокоения. этого прежних устремлениях. бесконечного неба» . слава богу!. . . »

Пройдем путь Болконского вслед за автором Вернувшись домой, Андрей Болконский решил больше никогда не служить в войсках и стал уповать на спокойную семейную жизнь. И все же понятия чести и благородства, живущие в душе Болконского, не позволяют ему оставаться равнодушным наблюдателем окружающей жизни. Попытки уйти в спокойную светскую жизнь, философские выводы о том, что человек, подобно дереву, должен доживать свой век несуетливо и терпеливо, снова потерпели крах. Семейная драма героя. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И Духовный кризис. счастье есть только отсутствие этих двух зол» , - говорит Болконский Пьеру. Практическая. Его духовный мир претерпел деятельность в значительные изменения. Изменились его взгляды на жизнь. деревне. и сама жизнь. Изменилась

Пройдем путь Болконского вслед за автором Возвращаясь домой, Болконский Встреча с Наташей заметил, что старый, знакомый ему Ростовой в Отрадном. дуб зазеленел. Князь Андрей воспринял это как знак, как призыв «Никогда не испытывал ничего счастью. - к Возрождение к жизни. действию, жизни, к подобного, признается он Безухову. - Я влюблен, мой друг» . Весь мир разделился теперь для Андрея Болконского на две половины: «одна - она, и Решение «жить для других» там все счастье, надежда, свет; другая и попытка участия в половина - все, где ее нет, там уныние и темнота» . Под влиянием своей влюбленности Андрей делает общественной жизни. Наташе предложение. Однако по настоянию отца он должен отложить свадьбу на год, во время которого вынужден уехать. Уверенный в своих чувствах, Болконский соглашается на такое условие. Но он не учел душевного состояния и молодости Наташи. Узнав о ее измене, об увлечении Анатолем Курагиным, герой переживает тяжелую душевную травму. «Помню… я говорил, что падшую женщину травму. надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу» , - заявляет он Пьеру. Разочарование в жизни.

Пройдем путь Болконского вслед за автором Бородинское сражение. Сближение с народом. Ранение. Путь к счастью через христианское всепрощение и сострадание. Примирение с жизнью Перед смертью прощение Наташи. особенно ярко ощущаются мотивы, и с героем: ему открывается истинный произошедшие смысл христианских учений, он прощает Наташу, Смерть князя Андрея. потому что к нему приходит понимание жизни в ее Он участвует в сражениях, становится свидетелем всенародных бедствий, сближается с солдатами и офицерами. Его душевные порывы сливаются с общенародным героическим порывом. Андрей Болконский по-настоящему почувствовал желание воевать - не ради карьеры и славы, а для защиты своей родины, своей страны. К сожалению, тяжелое ранение обрывает напряженный путь душевных исканий Болконского. На перевязочном пункте он встречает Анатоля, также тяжело раненного. Вспомнив Наташу, Андрей понимает, что вовсе не чувствует ненависти ни к ней, ни к Курагину. Наоборот, в его сердце теперь - любовь и жалость. . простой и вечной основе. Андрей Болконский покидает этот мир в полной гармонии с людьми и с самим собой.

Вывод Перед нами сформировавшийся полностью человек. Таким проводит Толстой князя Андрея через главные события, через любовь и смерть, через жестокие жизненные испытания. Все его испытания – момент истины. Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его героя.

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

В работах великих писателей дорога каждая строчка, так как любая мысль гения несет в себе смысл. То же можно сказать о работах Л. Н. Толстого , написавшего гениальное произведение, ставшее ценным источником информации для последующих поколений. Речь, конечно же, о романе-эпопее «Война и мир». Главные герои этого писателя богаты в духовном и нравственном отношении. Они обязательно проходят путь самосовершенствования и с годами становятся лучше. Одним из таких героев был молодой князь Болконский - человек серьезный, немного мрачный и с трагичной судьбой.

Мы наблюдаем его жизнь с самого начала романа, когда он был увлечен идеей о войне и стратегией Наполеона , и до момента, когда он умирает в доме Ростовых от полученных ран. Андрей был из тех людей, которые не приемлют светских балов, излишней роскоши и лицемерия. Он бежал в армию, чтобы не быть частью общества аристократов. По натуре он был замкнутый скептик. Даже с самыми близкими людьми он не был до конца открыт. При этом он отнюдь не эгоистичен, не лишен чувства патриотизма и не является человеконенавистником. Это, пожалуй, одна из самых странных фигур в романе «Война и мир». Глубоко в душе он всегда одинок и несчастлив. Единственными людьми, умеющими расшевелить его и поднять в нем чувство радости, являются Наташа и Пьер .

Несмотря на его суровый внешний облик, Наташа полюбила его всем сердцем с самой первой их встречи, с первого танца на балу. Жизненный путь Андрея - череда разочарований. В первом браке он не был счастлив. Еще более несчастным он стал, когда его жена Лиза умерла при родах, оставив его и их новорожденного сынишку одних. В плане военной карьеры его также ждало разочарование. Он мечтал о воинской славе и признании со стороны людей, он видел войну как нечто героическое и восторженное, он мечтал о победе, которую принесет своей стране, но со временем понял, как ничтожно пусты были его честолюбивые замыслы.

Раненный под Аустерлицем, он начал видеть истинный смысл вещей. Он понял, что война - это не самое главное в жизни. Гораздо важнее, когда рядом любящая семья, а над головой - мирное небо. Вернувшись домой с поля боя, он узнал, что жена не смогла пережить тяжелые роды. С этого момента он стал мрачнее привычного и напрочь потерял интерес к жизни. Мы видим, как Андрей проходит путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Сам автор о своем герое говорит, что тот «всеми силами души хотел быть вполне хорошим». Но тут же он показывает, что одинокий и самолюбивый человек, пускай даже очень умный, не может принести пользу этому миру.

Духовное возрождение Болконского начинается после разговора с Пьером, а потом после услышанного монолога Наташи в Отрадном. Пьер рассказывает ему об идеалах масонства, о любви,­ о доброте, о Боге, о возможных преобразованиях в обществе. Если поначалу Андрей не хочет даже слушать о реформации, то потом сам решает отпустить всех крестьян на волю, что по тем временам было неслыханным делом. Большую роль в его духовном возрождении играет любовь к Наташе Ростовой. Эту героиню можно назвать его полным антиподом. Она открыта, жива, естественна, благодушна. Она умеет расшевелить в нем радость, разбудить желание жить. Он, в свою очередь, к ней искренне и благородно относится, отчего еще больше мучается их разрывом.

Предсмертные мысли Болконского проникнуты чувством смирения и сострадания. Он начинает видеть все в ином свете. Для него уже не так важна война и военное прошлое. Смысл жизни он видит в любви и всепрощении. Важнейшим эпизодом в его жизни стала битва 1812 года, когда отказавшись от придворной карьеры, он идет в действующую армию. Командуя армией, он сближается с простыми солдатами и начинает уважать этих мужественных ребят в шинелях, этих героев-патриотов. Он понимает, что решающим фактором для исхода сражения является не обмундирование и не вооружение, а боевой дух солдат, их настрой и желание защищать отчизну.

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!

»

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Тест по произведению