Мероприятие по толкиену в библиотеке. Джон толкин. О праве, здоровом образе жизни, выборе профессии, российской государственности и многом другом

Блокада Ленинграда навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны как образец высочайшего человеческого мужества. Под пологими зелеными холмами Пискаревского мемориального кладбища лежат тысячи неизвестных ленинградцев. Напоминая о них молодому поколению, мы выражаем чувство благодарности каждому из защитников города.

26 января в Юношеской библиотеке состоялось мероприятие, посвященное защитникам блокадного Ленинграда. Музыкальным сопровождением встречи стали песня И.Шварца «Ленинградцы» и симфония №7 Д. Шостаковича, которую назвали гимном ленинградской доблести.

26 января в Центральной детской библиотеке прошел слайд-урок «Умные книги» для учащихся 6 «г» класса МОУ СОШ № 19.

Есть хорошее слово «Почему», с которого начинается любое открытие. Прежде, чем узнать что-либо, мы спрашиваем: «Почему?». Не будь этого вопроса, возможно, мы и сейчас пребывали в невежестве, думали, что Земля – плоская и стоит на трёх китах. Быть почемучкой похвально! Гости нашего мероприятия – пока школьники, каждое их «Почему» помогает им развиваться, познавать мир.

25 января в Центральной детской библиотеке состоялось литературное видео-путешествие «Таинственное Среднеземье», посвященное 120-летию Джона Рональда Руэла Толкина.

Мечтал ли кто-нибудь стать творцом своей собственной вселенной? А вот Джон Толкин был им. На мероприятии учащиеся 9 «в» класса МОУ СОШ № 19 узнали о континенте Средиземье и вымышленной вселенной Арда, на котором происходили все события его фэнтэзи - легендариума, включающего в себя повесть «Хоббит или туда и обратно», трилогию «Властелин колец», роман «Сильмариллион», «Дети Хурина» и т.д.

У нас бывает много дней разных, и грустных, и веселых…

А что такое День? Это светлая часть суток. День – светлая полоса в жизни человека. Продолжительность дня, т.е. жизни, зависит от широты и долготы атмосферных условий. Кроме того, продолжительность светлой полосы (дня) увеличивается за счет добрых дел, а также творчества, которое начинается у всех в разное время – у кого с первого класса, у кого с пятого, десятого, а у кого и далее…

А еще бывают Дни – День Независимости, День победы, День восьмое марта и еще есть один День, который мы все любим – День рожденья!

Вот 25 января в Центральной библиотеке отмечалось сразу три Дня рождения – Станислава Кардонского (75 лет), Александра Шевченко (65 лет) и первый номер альманах «Волжский Парнас» уже за этот год:

23 января в ЦГДБ состоялся Научно-познавательный круиз "Зеленое ожерелье планеты", участниками которого стали пятиклассники МОУСОШ № 19. Мероприятие было приурочено ко Всемирному дню национальных парков и заповедников.

На встрече ребята узнали о достопримечательностях национальных парков и заповедников России: "Паанаярви", "Забайкальский государственный национальный парк", "Алтайский государственный заповедник", "Астраханский государственный заповедник".

К 75-летию со дня рождения В.Распутина.

Юбилею замечательного русского писателя было посвящено очередное заседание клуба «Радуга», которое состоялось 20 января в библиотеке им. А.С.Пушкина.

На мероприятие были приглашены учащиеся 11 «б» класса школы №18.

Библиотекарь Е.М. Маштакова рассказала собравшимся о жизни и творчестве Валентина Григорьевича Распутина – достойного продолжателя лучших традиций великой русской литературы. Каждое произведение писателя становилось событием не только литературы, но и общественной жизни страны, так как в них затрагивались самые важные вопросы нравственности, любви к родной земле, верности традициям своих отцов.

Чтобы жить счастливо,

я должен быть в согласии с миром.

Л. Витгенштейн.

После новогодних каникул возобновила свою работу мастерская успеха «Полемист». Занятие, проходившее 19 января в читальном зале Юношеской библиотеки, на этот раз было посвящено развитию коммуникативных навыков, выработке доброжелательного отношения друг к другу, умению красиво говорить с людьми. Участниками мероприятия стали ребята 6-8 класса МОУ СОШ №17.

«Путешествие в Волшебную страну»

(по произведению Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»)

Разработка внеклассного мероприятия

по литературе

для учащихся 6 класса и их родителей.

Подготовила учитель литературы

ГБОУ СОШ с.Чубовка

М.р.Кинельский Самарской обл.

Артамонова Галина Николаевна

Цели мероприятия:

  • Подведение итогов летнего чтения (произведение Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» было в списке книг для прочтения на летних каникулах);
  • Развитие интереса к предмету;
  • Знакомство с образцами мировой художественной литературы для детей; развитие навыка самостоятельного чтения;
  • Воспитание нравственных понятий, доброго отношения друг к другу.

Описание игры:

Игра проводится совместно с родителями, которые становятся членами жюри и одновременно выступают в роли гостей - героев книги Толкиена (каждый из родителей заранее ознакомлен со своей ролью и по возможности готовит себе костюм героя):

Голлум - любитель загадок; Бред – смелый человек, не любящий слов; Беорн – справедливый, но не доверяющий никому; Гендальф – волшебник, проводивший гномов в путь.

Класс делится на 3 команды и выбирает себе название по названиям добрых обитателей Волшебной страны: хоббиты, эльфы, гномы . Команды заранее готовят эмблемы и девизы для своих групп, которые бы выражали сущность каждого сказочного народа:

  • Гномы.

Гору всю перекопаем,

Хоть на грош богаче станем…

  • Эльфы

Раз, два, три, четыре,

Кто добрей и краше в мире?

Это мы, это мы –

Эльфы сказочной страны.

  • Хоббиты

Умеем бесшумно ходить мы в тиши,

Но нас в приключенья втянуть не спеши…

За верные ответы и правильно выполненные задания даются очки, жюри после окончания игры подводит итоги и выбирает команду-победительницу, проводит награждение.

Оформление: портрет писателя; выставка детских рисунков, иллюстрирующих фрагменты произведения; карта сказочной страны; выставка книг Дж.Р.Р.Толкиена. Музыка Э.Грига «Марш гномов».

Оборудование: у каждой команды должны быть на столе чистые листы бумаги, ручки, фломастеры или цветные карандаши; карточки с заданиями; рисунки для конкурса «третий лишний».

Ход игры.

Звучит музыка Эдварда Грига «Марш гномов»

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами попробуем совершить игру-прогулку, небольшое путешествие туда и обратно: в мир Средиземья, созданный Джоном Роналдом Руэлом Толкиеном. Если вам придётся по душе этот мир и его обитатели, вы вернётесь в него снова, перечитывая «Хоббита» и открывая для себя другие произведения английского писателя.

Конкурс 1 « Что вы знаете об авторе произведения?»

Командам нужно ответить на 2 вопроса по домашнему заданию:

1команда

Где и когда родился Толкиен?

Что вы знаете о его детстве?

2команда

Какое образование получил писатель?

Какие интересные факты биографии писателя вам запомнились?

3команда

Как родился замысел книги про хоббита?

Какие ещё произведения принадлежат Дж.Р.Р.Толкиену?

Конкурс 2 « Путешествие по карте сказочной страны» .

Каждая команда получает карточки, на которых написаны названия тех мест, где проходили герои во время своего путешествия. Нужно расположить карточки в той последовательности, в которой проходило путешествие (представители команд располагают карточки на доске с помощью магнитов). Оценивается быстрота и правильность.

Конкурс 3 Телеграмма.

Командам предлагается текст телеграммы, присланной из сказочной страны. Нужно найти в ней ложную информацию и объяснить, почему этого не могло быть.

1команда

«Один тролль подружился с главным гоблином и поселился в орлином гнезде».

2 команда

«Хоббиты решили пойти войной на орлов, которые разоряли их гнёзда на высоких берёзах».

3команда

«Смог – имя короля эльфов, которого Беорн - волк и чудовище - подарил паукам на обед».

Конкурс 4 «Угадай героя» произведения и прокомментируй эпизод, с которым связана цитата. (Задания на карточках каждой команде)

1команда

«И он надел фартук, разжёг плиту, вскипятил воду и быстро перемыл всю посуду. Потом уютненько позавтракал на кухне и тогда только приступил к уборке столовой».

2 команда

«Они поджаривали куски барана на длинных деревянных вертелах и слизывали с пальцев жир. В воздухе разносился дивный аппетитный аромат ».

3команда

«Он спал на боку, сложив крылья, подобно громадной летучей мыши, в его длинный живот вдавились драгоценные камни и золото от долгого лежания на богатом ложе »

Конкурс 5 « Кто это?» И где происходит диалог?

Инсценированное задание (родители инсценируют диалог пауков) Задание для всех команд.

Жаркая была схватка но дело того стоило, - сказал один - Ну и жёсткая у них шкура, зато внутри они наверняка сочные.

Да, да, повисят немножко – ещё вкуснее станут, - подхватил другой.

Убейте их сейчас, говорю вам, - просвистел четвёртый, - а потом пусть повисят дохлые.

Да они и так уже дохлые, поверьте мне, - возразил первый.

Ничего не дохлые. Сейчас один крутился – видно очухался. Идём – покажу.

Конкурс 6 « Загадки Голлума». Инсценированное задание для капитанов команд (один из родителей выступает в роли Голлума и загадывает капитанам команд загадки)

1 команда

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей,

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся, -

И смирными станут

До новых затей.

2 команда

Огромный глаз сияет

В небесной синеве,

А маленький глазок –

Сидит в густой траве.

Большой глядит – и рад:

«Внизу мой младший брат».

2 команда

Её не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встаёт во весь рост

На небе меж звёзд.

Всё начинает –

И всё кончает.

Конкурс 7 «Третий лишний». (На рисунке, который даётся каждой команде, изображены предметы, принадлежащие одному из героев)

Исключите лишний предмет, объясните свой выбор.

1 команда

Колпак гнома, борода, волосатые ноги.

2 команда

Кекс, трубка, сапоги

2 команда

Пчелиный улей, медвежья шкура, кольцо

Конкурс 8 «Бесшумная походка». Всем игрокам одной команды завязывают глаза и выстраивают парами друг против друга так, чтобы между ними было расстояние в две вытянутые руки. Игроки другой команды должны как можно тише между игроками с завязанными глазами, которые могут поймать их. Затем команды меняются местами. Выигрывает тот, кого не поймали.

Конкурс 9 « Вопрос на засыпку». Команды задают соперникам 2 вопроса на знание произведения (по одному каждой команде)

Конкурс 10 « Художник». Нарисуйте портрет представителя вашего народа (по названию команд).

Подведение итогов. Пока жюри подсчитывает баллы, учитель проводит небольшую беседу.

- Ребята, а какова была цель героев, когда они отправлялись в путь?

Только ли сокровища нужны Бильбо? Что оказывается важнее богатства?

Изменился ли Бильбо? Каким он стал?

Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему?

Объявление итогов, награждение.

Использованная методическая литература:

  1. Ерёмина О.А. «Литература.Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
  2. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. «Литература. Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 5-6 кл. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  3. «Уроки литературы в 5 классе» (Серия «Внимание: опыт»)./ Под ред. Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио»,1998.
  4. И.Н. Тореева «КВН на уроках литературы». – Чебоксары: «Клио», 1996.

Литературные параллели: от творческого наследия Дж. Р. Р. Толкиена - к научно-познавательной литературе.

Ковальская Елена Александровна, методист 1 категории организационно-методического отдела ВОДБ.

Анализ периодики и интернет-ресурсов за последние годы показывает постепенное снижение интереса современных детей и подростков к произведениям Толкиена. Эпоха «Толкиеновского бума», который пришелся на вторую половину прошлого века, закончилась. После выхода в свет голливудской трилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя возрос, но и это был лишь «всплеск», который сейчас также стихает.

Но дети все еще с удовольствием посещают библиотечные мероприятия, посвященные творчеству Толкиена. Библиотечные игры, квесты и викторины продолжают создаваться, использоваться в работе, публиковаться в профессиональной прессе. Но они, как правило, однотипны. Это связано с тем, что основная масса нашей целевой аудитории (да и многие библиотекари) знакома лишь с «Хоббитом» и «Властелином колец». А меж тем это только небольшая часть огромного, бесконечного мира, который в течение жизни создавал Профессор Толкиен.

Легенда Средиземья и Бессмертных Земель включает восемь эпох, начиная с сотворения мира и кончая Третьей эпохой Солнца, и представляет собой непрерывную и подробную историю, протяженностью более 37 тысяч лет. Все детали Волшебного мира хорошо разработаны, автор придумал его географию, геологию, климатологию, культуру, политику, религию, языки…

Поэтому в играх и викторинах по Толкиену можно не только спрашивать «Куда отправился Фродо?», «Кто такой Арагорн?», «Сколько колец было выковано?» и пр. Игру, связанную с произведениям Толкиена, можно придумать практически по любому из направлений библиотечной работы.

В качестве примера я вам предлагаю интерактивную викторину по естествознанию для учащихся 7-8 классов.

ИГРА

Кроме богов и полубогов, людей и эльфов, гномов и хоббитов, троллей и орков, населявших Арду (в легендариуме - название Земли), Толкиеном были придуманы различные растения, которые, несмотря на свою фантастичность, имеют аналоги в реальной ботанике.

Ботаника.

ТОЛКИН

Галенас — растение со сладкопахнущими цветами, было привезено в Средиземье нуменорцами во Вторую Эпоху Солнца. Благодаря хоббитам, оно стало широко известным как «лист полуросликов», распространилось среди гномов и Следопытов Севера.

Первым из хоббитов галенас вырастил Тобольд Дудкинс в Долгой Долине, местности в Южной Чети Шира. Популярные сорта, выращивавшиеся хоббитами, включали «Лист Долгой Долины», «Старину Тоби» и «Южную Звезду»; культивация травы стала устоявшейся отраслью сельского хозяйства в Южной Чети.

Маг Гэндальф на совещании Белого Совета говорит Саруману, что галенас прочищает голову от теней, скопившихся внутри, дает терпение и возможность слушать ошибочные мнения и не впадать при этом в гнев.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В 1560 г. французский посланник при португальском дворе в Лиссабоне Жан Нико, познакомившись с новым драгоценным растением, обладающим целебными свойствами, прислал его семена в Париж под названием «священной целебном травы». Доктора начали советовать употреблять «целебную траву» от астмы и других болезней, и вскоре «священная трава» превратилась в «чертово зелье».

Во второй половине XVII в. русских послов в Италии как-то угостили порошком из листьев этого растения. Так как в России это еще не вошло в моду, послы пришли в негодование и сказали: «Бог создал хоть одну часть тела негрешащую — нос, а люди и его умудряются довести до греха». (Табак)

ТОЛКИН

Флора Мордора - низкорослые растения, сумевшие выжить в этой «умирающей, но еще не умершей» стране. Включает низкорослые деревца, пучки жесткой серой травы, сморщенные мхи, заросли ежевики и густо растущие кустарники, которые можно было найти около крохотных ручейков, стекающих с гор. Кустарники имеют шипы, которые достигают в длину 30 см.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Латиноамериканская легенда гласит: жил-был в одном индейском племени юноша. Однажды он отправился на охоту и забрался в такие леса, куда никогда не доходил ни один человек. Вдруг его стали преследовать страшные чудовища. Юноша понял, что не сможет убежать от них. Теряя силы, он обратился к богам за помощью. Тогда они превратили его в оленя, чтобы он смог убежать от преследователей. Но чудовища настигали его. И вдруг олень исчез. Он превратился в маленькое колючее растение, похожее на шишку. Так появился первый… (кактус).

ТОЛКИН

Симбельмейн - белый цветок, росший в Рохане, в основном на погребальных курганах королей. Название также переводится со староанглийского как «вечноцвет».

Существуют и другие цветы, выглядящие так же, как и симбельмейн.

Уйлос - белый цветок в форме звезды, «вечноцвет, не знающий времён года и не засыхающий никогда», росший перед Серебряными воротами Гондолина в Первую Эпоху.

Альфирин - белый цветок на погребальном кургане Элендила в Гондоре.

Названия этих цветов также напоминают «вечноцвет»: «уйлос» на синдарине обозначает «вечные снега», а «альфирин» — «бессмертный».

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ Таинственное растение, с которым связано множество легенд и преданий. Некоторые считают, что название цветка пришло к нам из Франции. По-французски называется «Иммортель». У нас же называли его «неувядкой» или «живучкой». Сорвешь его, а он не вянет…

Было еще такое поверье, что, если цветок вырастает на могиле, то душа умершего получила бессмертие в загробной жизни, и его родные и близкие смогут встретиться с ним на том свете. В настоящее время старым преданиям никто не верит, но цветы продолжают расти на братских могилах и курганах, охраняя покой и сон «спящих» безвременно ушедших воинов. (Бессмертник)

ТОЛКИН

Хи́рилорн — наибольшее из деревьев леса Нелдорет, расположенного в северной части Дориата . У него три ствола, одинаковых в обхвате, гладких и очень высоких; до очень большой высоты от земли на них не было ветвей.

На синдарине «Хирилорн» означает «Дерево владычицы». Предположительно синдаринское слово «нелдор» (Вы помните, лес называется Нелдорет) было изначально названием Хирилорна, происходя от слов «нелд» («три») и «орн» («дерево»).

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Род деревьев, описанный Толкиеном, к которому относится Хирилорн, существует и в реальном мире, разве что ствол у него всего один. В некоторых германских языках название дерева совпадает со словом «книга». Связано это с тем, что первые руны писались на деревянных палочках, вырезанных из этого дерева, или на его коре. (Бук)

ТОЛКИН

Древа Валар - деревья, сотворённые в начале времён. Древа Валар находились на холме и освещали Валинор, Эльдамар и Тол-Эрессеа. Старшим из Древ был Телперион («Серебристый»), второе Древо называлось Лаурелин («Золотая»). Цветы Телпериона давали серебристый свет, листья Лаурелин испускали золотой. Свет Древ усиливался и ослабевал с периодичностью в двенадцать часов - такова была продолжительность дня в то время.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Калифорнии растет гигантское дерево Генерал Шерман. Оно не только самое старое на Земле дерево этой породы, но и самое высокое из своих собратьев. Его высота составляет 84 метра, а обхват у основания - 31 метр. Приблизительный возраст этого гиганта - 2300-2700 лет. Генерал Шерман привлекает множество туристов. Они описывают это дерево, как «огромный красно-оранжевый камень, вершины которого невозможно увидеть». Удивительно, но это дерево до сих пор растет, ежегодно прибавляя в обхвате приблизительно 1,5 сантиметра. Около дерева американцы, любящие все переводить в цифры, на табличке обозначили, что из его древесины можно было бы построить 40 домов, а если бы его положить рядом с пассажирским поездом, то оно оказалось бы гораздо длиннее. Но дело ведь не в большом объеме древесины! Когда туристам говорят, что дерево росло еще до царя Тутанхамона, то у них захватывает дух. (Секвойя)

Ну, а если есть флора, значит, есть и фауна? - спросите вы. Ответ: да! Конечно! Животный мир Средиземья настолько же разнообразен и уникален, как и растительный.

Зоология.

ТОЛКИН

Мумаки. Величиной с башню предки современных слонов, их использовали во время Войны Кольца в качестве своеобразных «ходячих башен»: пока мумаки со свойственной им природной кровожадностью топтали и протыкали бивнями противников, воины, сидевшие в специальных укреплениях на спине слона, обрушивали на врагов град стрел и копий.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Боевые слоны широко использовались в армиях различных государств в античные времена и в средневековье. Они были грозной силой, в т.ч. благодаря устрашающему эффекту, который они производили на противника. Однако слоны плохо поддаются дрессировке, несмотря на приручение, они остаются непредсказуемыми животными. Отсюда - неудачи их боевого применения.

Истории известен факт, когда восемь десятков слонов устроили бунт прямо на поле боя, что послужило причиной поражения легендарного карфагенского полководца в битве с римскими легионами. Назовите полководца. (Ганнибал)

ТОЛКИН

Быки́ О́ромэ - белые быки, жившие у внутреннего моря Рун. Были названы так людьми Гондора. Ворондил Охотник сделал охотничий рог из рога одного из этих быков, и он стал фамильной реликвией рода Правителей-Наместников Гондора. В конце концов, этот рог попал к Боромиру и был разрублен надвое, когда тот пал в битве с орками у Парт Галена.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

350 лет назад бежал по равнине красивый бык. Но натянул охотник тетиву лука, а может быть и взвел курок примитивного ружья, главное, что выстрелил, даже не подозревая, что стал убийцей последнего на земле. И остались от этого животного только кости, несколько рисунков и множество рассказов.

Согласно этим рассказам это было очень красивое и сильное животное, около 2 метров роста в холке с большими крепкими и острыми рогами. Бык был черной масти, а коровы и телята рыжей или гнедой. Быки водились по всей Европе, а также по большей части Азии и Африки. Сегодня же о них напоминают только домашние коровы. (Тур)

ТОЛКИН

Ме́арас - порода диких лошадей, живших на севере Средиземья. Продолжительность их жизни была равна людской, разум и сила были совершенно исключительными. Они превосходили обычных лошадей в той же степени, что эльфы - людей. Во все времена они служили только королю и принцам Рохана. Однако во время Войны Кольца дружба Гэндальфа Серого со Сполохом, владыкой меарас, привела к тому, что Сполох позволил Гэндальфу оседлать себя и ездить на себе верхом в конце Третьей Эпохи.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Все домашние животные, жизнь без которых сейчас мы даже себе не представляем - собаки, кошки, коровы, козы, кролики и т.д., - когда-то были дикими. А вот с этими лошадками случилось все наоборот. Они являются потомками домашних коней, которых еще в XVI веке завезли в Америку испанские колонизаторы. С того времени более 200 лет они росли и размножались на воле, пока их не начали ловить и объезжать индейцы, а затем и белые. Объезженных коней даже использовали на почтовой службе и в кавалерии США. Их также любили и одомашнивали ковбои. (Мустанги)

ТОЛКИН

Короле́ва Беру́тиэль стала известна из-за своих кошек, точнее - из-за их использования в качестве шпионов. «…у нее было девять чёрных кошек и одна белая, её рабыни, с которыми она разговаривала или читала их память, отправляя их для выведывания всех тёмных тайн Гондора… белая же кошка шпионила за чёрными и мучила их. Ни один человек в Гондоре не решался дотронуться до них, все их боялись и проклинали, когда те проходили мимо».

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Таиланде все кошки сиамские. Впрочем, так же как и собаки, слоны, петухи, бабочки, змеи и муравьи. Почему? (До 1939 года Таиланд назывался Сиамом).

ТОЛКИН

Кре́байн - вид больших ворон, населявших Дунланд в Третью Эпоху. Часто использовались как слуги и шпионы сил тьмы, в частности, Саруманом. В ходе Войны Кольца стая кребайн была отправлена на поиски хранителя Кольца.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Многие заключенные этой тюрьмы слышали странное приветствие воронов, перед смертью: королева Джейн Грей в 1553 году, герцог Эссекс в 1601. Со временем возникло суеверие, что если вороны покинут крепость, Британия падет. Один из монархов, Карл II, отнесся к нему достаточно серьезно, чтобы издать специальный указ, защищающий птиц. С тех пор здесь постоянно проживают не менее шести ворон. Они официально включены в реестр, как солдаты. (Тауэр)

ТОЛКИН

Крылатые драконы были выведены Морготом в Первую эпоху. Помимо прочих драконьих особенностей, таких как выдыхание пламени, стальная чешуя и когти, ядовитая кровь, злобный, но острый интеллект, гипнотические и телепатические способности и любовь к сокровищам, обладали парой крыльев, позволявших им передвигаться по воздуху. О драконах с крыльями не было ни слуху, ни духу до Третьей эпохи, когда Смауг Золотой, чуть ли не последний из крупных крылатых драконов, захватил королевство гномов Эребор.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Один из древнейших хищников, останки которого были найдены в отложениях каменного угля времен юрского периода. Это очень опасный и прожорливый монстр. Две пары крыльев позволяют ему летать очень быстро и ловко. Своих жертв он может ловить и поедать прямо на лету, а количество пищи, которую он съедает за день, может вдвое превосходить его собственный вес. Англичане назвали монстра Dragonfly, что переводится как «Драконовая муха». (Стрекоза)

ТОЛКИН

Величественные орлы , служили Манвэ, владыке ветров. Были его глазами, благодаря им валар мог следить за всем Средиземьем. Некоторые орлы, называемые Великими, были гигантскими. Со времён войны за Сильмариллы помогали Свободным народам.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Средние века изображение орла начало появляться на многочисленных фамильных, а затем и государственных гербах. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. В геральдике орёл символизирует силу, мужество, дальновидность и бессмертие. Но просто орлов не бывает. Есть разные орлы, и называются они по-разному. Среди современных государств изображение конкретно этого представителя имеется только на гербе и флаге Мексики. Этот же орёл официально считается национальной птицей данной страны. Это самый крупный, самый знаменитый и самый типичный из орлов. (Беркут)

ТОЛКИН

Глубинный Страж . Таинственное создание, обитающее в озере у западных ворот Мории. Неизвестно, что это и сколько их, но нрав Стража явно не самый лучший - во время похода Балина с целью отвоевать Морию у орков обитатель озера утопил гнома Оина. Когда же в копи попытались сунуться члены Братства Кольца, из воды высунулись бледно-зелёные щупальца и схватили Фродо.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В далекие времена люди так описывали осьминогов: «Множеством гнусных ртов приникает к вам эта тварь; гидра срастается с человеком, человек сливается с гидрой. Вы - одно целое с нею. Вы - пленник этого воплощенного кошмара. Тигр может сожрать вас, осьминог - страшно подумать! - высасывает вас. Он тянет вас к себе, вбирает, и вы, связанный, склеенный этой живой слизью, беспомощный, чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище. Ужасно быть съеденным заживо, но есть нечто ещё более неописуемое - быть заживо выпитым».

Однако с распространением этого изобретения осьминоги были реабилитированы. Жак Ив Кусто, который одним из первых наблюдал за спрутами в их естественной среде обитания, писал, что осьминоги боялись его команду даже больше, чем команда боялась их. Что за изобретение? (Акваланг)

Заключение

Викторины в таком формате можно совершенствовать до бесконечности, используя для этого различные разделы отраслевой литературы. Помимо научно-познавательной функции такой тип игры повышает читательскую культуру школьников, способствует расширению их кругозора и знакомит с творчеством таких классиков британской литературы, как Дж. Р. Р. Толкиен.

После веселых рождественских каникул в январе муниципальные библиотеки предлагают своим читателям разнообразные мероприятия, посвященные юбилеям писателей и художников, вопросам права, экологии, здорового образа жизни, профориентации, чтения. Ждем Вас в наших библиотеках!

Юбилеи

Книжные выставки:

11.01
«Великий реформатор» (к 150-летию со дня рождения П. Столыпина)
21.01
Выставка-очерк «Бунтарь поневоле» (к 180-летию со дня рождения Э. Манэ — французского художника) - библиотека-филиал №4

Массовые мероприятия:

13.01
Беседа «Покорила сердце высота » (к 105-летию со дня рождения С.П. Королева) - библиотека-филиал №8

14.01 Выставка «Мастер лесного пейзажа» - библиотека-филиал № 1
24.01 - 31.01 - Выставка «Профессор пейзажной живописи» (в рамках «Вернисажа») - библиотека-филиал № 5
25.01

  • Выставка-вернисаж «Выдающийся мастер пейзажа » - ЦГБ им. М. Горького
  • Выставка «Художник русского леса» - библиотека-филиал № 6
  • 14-00 - Беседа «Лесной богатырь» - библиотека-филиал № 10

Литературные юбилеи

Книжные выставки:

10.01
Библиопортрет «Сказка – жизнь профессора Толкиена» - библиотека-филиал №4
12.01
«Как слово весело твое, как полет шуток острие » (к 390-летию Ж.Б. Мольера) - библиотека-филиал №1
14.01
«Комедиограф великого века» (к 390-летию Ж.Б. Мольера) - библиотека-филиал №5
17.01
«Писатели-юбиляры 2012» (к юбилеям Дж. Толкиена, Л. Кэрролла, Ж.П. Мольера) - библиотека-филиал №7
26.01
«Страна чудес Л.Кэрролла» (180 лет со дня рождения писателя) - библиотека-филиал №6
27.01
«Алмазный мой венец» (к 115-летию В.П. Катаева) - библиотека-филиал №5

Массовые мероприятия:

  • (120 лет со дня рождения Дж.Толкиена) - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина
  • Поэтический час «Верую в свою звезду» (к 80-летию со дня рождения Риммы Казаковой) - библиотека-филиал №9

25.01
Литературный круиз «Добро пожаловать в Средиземье» - библиотека-филиал №2
26.01

  • Поэтический вечер «Давай поговорим, судьба» (к 80-летию со дня рождения Риммы Казаковой) (Клуб «Общение») - библиотека-филиал №6
  • (клуб «Эрудит») - библиотека-филиал №9

27.01
(видеогостиная «Серпантин сказок и приключений») - библиотека-филиал №2
28.01
Обзор «Я родом из детства» (115 лет со дня рождения В.Катаева) - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина

Краеведение

  • Выставка «Липецкий край – заветный край России» (ко дню образования Липецкой обл.) - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Беседа «С милым краем дышу заодно» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Беседа «Здесь Родины моей начало» - библиотека-филиал№10

18.01
Час краеведения «Сказание о земле Елецкой» - библиотека-филиал №9
20.01
14-00 - - библиотека-филиал №10

Экология

10.01
Выставка «В гостях у природы» (ко дню заповедников и национальных парков) - библиотека-филиал №7
11.01
13-00 - Устный журнал «Заповедное дело» - библиотека-филиал №7
13.01

  • 14-30 - - детская библиотека №2
  • - детская библиотека №3

18.01

  • Обзор литературы «Через книгу в мир природы» - библиотека-филиал №8
  • Беседа «Под зеленым парусом в будущее» - библиотека-филиал №10

20.01
14-30 - Виртуальная экскурсия в лес «И жизнь природы там слышна» - детская библиотека №2

В мире книг

  • Выставка-рекомендация «Галерея книжных новинок: выбери и прочитай! » - библиотека-филиал №2
  • Праздничная программа «Винни-Пух пришел к нам в гости!» - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина

24.01
Литературно-познавательное занятие №5 «Азбука стиха» («Игра. Творчество. Развитие») - детская библиотека №3
25.01
Обзор «Молодежные повести: есть о чем поговорить» - ЦГБ им. М. Горького
26.01
Выставка «Книжная галактика: XXI век» - ЦГБ им. М. Горького
27.01

  • Тематический обзор литературы «В мире фантастики» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Библиотечный урок «Как самому выбрать книгу» («Школа маленького читателя») - детская библиотека №3

О праве, здоровом образе жизни, выборе профессии, российской государственности и многом другом

Книжные выставки:

11.01
«Америка – далекая и близкая» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
16.01
«История юридической мысли России» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
17.01

  • Выставка-обзор «По лабиринтам права» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Выставка-инновация «Техника XXI века» - детская библиотека №2

20.01
«Со спортом дружить – здоровым быть» - библиотека-филиал №8
21.01
«Дороги, которые мы выбираем» (профориентация) - библиотека-филиал №8
24.01
«Ярмарка профессий» - библиотека-филиал №7
26.01
«Слава России не померкнет в веках» (к 1150-летию российской государственности) - библиотека-филиал №2
30.01
Выставка-просмотр «Вокруг света за день» - библиотека-филиал №4

Массовые мероприятия:

13.01
Исторический портрет «Исследователь и путешественник» - библиотека-филиал №4
17.01
- детская библиотека №3
19.01

  • Литературно-историческая игра «Любовь к Отечеству питая…» - ЦГБ им. М. Горького
  • Игра «По ступенькам бизнеса» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • (история русского быта) (клуб «Наследие») - детская библиотека №3
  • 14-00 - Час общения «Кем быть, каким быть?» - библиотека-филиал №7
  • Молодежное рандеву «Студенчества прекрасная пора» (Ко дню студента) - библиотека-филиал №9

27.01
Час общения «Берги себя для жизни» - библиотека-филиал №8
14-30 - - детская библиотека№2
30.01

  • Обзор «Воинский долг на земле неизменен: книги о воинской славе» - библиотека-филиал №2
  • День информации «Вокруг света за день» - библиотека-филиал №4

Полное имя - Джон Рональд Руэл Толкин (англ. John Ronald Reuel Tolkien).

Неправильная, но встречающаяся транскрипция - Толкиен.

Годы жизни: 1892 - 1973.

Английский писатель, лингвист, филолог, наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно» и трилогии «Властелин колец».

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

  1. Толкин Дж. Дружество Кольца. Летопись первая из эпопеи "Властелин Колец" / пер. с англ.: В. Волковского, Д. Афиногенова, В. Воседого; под ред. Т.А. Велимеева. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 2003. - 560 с. : ил.
  2. Толкин Дж.Р.Р. Властелин колец: в 3 т. / пер. с англ.: Н. Григорьевой, В. Грушецкого; ил. Д. Гордеева; под ред. В. Волковой. - Санкт-Петербург: Азбука; ТЕРРА. - (Сага о неведомых землях).
    Т. 1: Братство Кольца . - 1997. - 544 с.
    Т. 2: Две Крепости . - 1997. - 416 с.
    Т. 3: Возвращение Короля . - 1997. - 416 с.
  1. Толкин Дж.Р.Р. Дети Хурина. Нарн и Хин Хурин: повесть о детях Хурина / худож. А. Ли; пер. с англ. С. Лихачевой; под ред. К. Толкина. - Москва: АСТ, 2008. - 320 с.
  2. Толкин Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона : сказка / пер. с англ.: Ю. Нагибина, Е. Гиппиус; предисл. Ю. Нагибина; худож. С. Остров. - Москва: Детская литература, 1988. - 59 с. : ил.
  3. Толкин Дж.Р.Р. Приключения Тома Бомбадила и другие истории : сборник / пер. с англ. С. Степанова. - Санкт-Петербург: Азбука, 2003. - 416 с. - (Волшебная страна).
  4. Толкин Дж.Р.Р. Роверандом; Кузнец из Большого Вуттона : сказки / пер. с англ.: Н. Шантырь, В. Маториной; худож.: В. Челака, П. Бэйнс. - Москва: АСТ; Астрель; Хранитель, 2007. - 224 с. : ил. - (Внеклассное чтение).
  5. Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион / пер. с англ.: Н. Григорьевой, В. Грушецкого; под ред. К. Толкина; худож. Т. Кейн. - Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1993. - 384 с.
  6. Толкин Дж.Р.Р. Хоббит / пер. с англ. К. Королева. - Москва: Астрель, 2013. - 288 с.

О жизни и творчестве:

  1. Абросимова А.А. По следам Бильбо Бэггинса : [по сказке Дж.Р.Р. Толкиена "Хоббит: туда и обратно"] : литературная игра для учащихся 7-9 кл. // Читаем, учимся, играем. - 2005. - № 1. - С. 57-59.
  2. Зайкова Ю.С. Вслед за отважным Бильбо : читательская конференция по книге Дж.Р.Р. Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно" с конкурсами и кроссвордами для учащихся среднего школьного звена // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 3. - С. 48-56.
  3. Зубарева Т.Г. Урок-путешествие по сказочной повести Джона Рональда Руэла Толкиена "Хоббит, или туда и обратно" // Литература в школе. - 2011. - № 1. - С. 40-42.
  4. Копейкин А. Полная история Средиземья // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6. - С. 103-105.
  5. Лу П. Рональд Толкин: хозяин Средиземья // Караван историй. - 2010. - № 12. - С. 142-169.
  6. Мартиянова О.В. Добро пожаловать в Средиземье : литературный вечер, посвященный творчеству Дж. Р.Р. Толкиена // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 11. - С. 21-27.
  7. Муравьев А.В. "Ощущение от перевода первой части было совершенно потрясающее..." : [история первого перевода "Властелина колец" Дж.Р.Р. Толкиена] : беседа с сыном переводчика / А. В. Муравьев; бесед. Е. Калашникова
    // Вылазка в действительность. Антология англоязычной прозы в переводе Владимира Муравьева. - Москва, 2012. - С. 470-477.
  8. Оксфордский профессор англосаксонского языка: [Джон Толкиен] // Геоленок. - 2012. - № 12. - С. 35.
  9. Переслегина М. Великие читатели : [Дж. Р.Р. Толкиен о своем детском чтении] // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 3. - С. 109.
  10. Порядина М.Е. Язык древних легенд: игра-викторина по повести "Хоббит"// Читаем, учимся, играем. - 2002. - № 1. - С. 122-126.
  11. Смирнова О.В. О чем тут говорить?. "Властилин колец" Дж.Р.Р. Толкина на уроке // Литература-Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 23-30.
  12. Соколов А. Все мы немножко хоббиты, или "Маленький человек" и большое зло / А. Соколов, А. Ткаченко // Фома. - 2013. - № 1. - С. 22-23.
  13. Трубникова Н.Н. В гостях у хоббитов : викторина // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 6. - С. 30-32.
  14. Уайт М. Джон Р.Р. Толкиен : биография / пер. с англ. А. Блейз; худож. Е. Савченко. - Москва: Эксмо, 2002. - 320 с. : ил. - (Гений места).
  15. Фролова О.В. Где находится "туда и обратно" : [сценарий литературной игры-путешествие по произведениям Р. Толкиена] // Читаем, учимся, играем. - 1996. - № 10. - С. 99-102.
  16. Эппле Н. Хоббит. Стихи и притчи Средиземья : [биография Р. Толкиена и его дружба с К. Льюисом] / беседовала В. Посашко // Фома. - 2013. - № 1. - С. 14-21.