Народ живущий на таймыре. План-конспект "коренные народы таймыра и их народные промыслы". Бубен в традициях северных народов








как бы нехотя...














































Продолжение следует...

Регистрационный номер 0029159 выдан для произведения:


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОЧИНСКОГО ЛОВЕЛАСА 60-х

Заработки 60-х не отличались щедростью и многие мужчины вынуждены были работать в нескольких местах, чтобы обеспечить сносную жизнь.
Апполон нашёл себе приличную подработку в аэропорту, загрузчиком самолётов... Работа была откровенно тяжёлой: в согнутом положении приходилось перекладывать тяжёлые тюки, чемоданы, негабаритные грузы... Даже спортсмену Апполону такая нагрузка сразу показалась непосильной...
Один из загрузчиков, жилистый парень, видя мучения Апполона, посоветовал лучше полетать сопровождающим грузов и подсказал адрес конторы.
На следующий день Апполон, не долго думая, добрался до конторы Норильторга и... ему повезло..., в ближайший день отправлялся борт с апельсинами, а напарника не оказалось... Так что договор заключили «без проблем»...
Работа оказалась простой: нужны были только глаза, чтобы исключить воровство в пути. И Апполон быстро освоил все премудрости дела, его напарник посвятил во все
тонкости процесса на стоянках самолёта и погрузке-разгрузке.
Ан-12, полностью загруженный апельсинами, ровно гудел в «эшелоне»... Вокруг гуляли облака, вдали ярко светило низкое зимнее солнце..., в разрывах облаков простирались снежные поля февральского Севера...
Амдерма, первая посадка с дозаправкой, оказалась на берегу Ледовитого океана, ледяные торосы которого громоздились почти у самой полосы аэродрома. Прожектора высвечивали отдельные глыбы, несуразно торчащие из ледяных волн...
Следущая посадка уже была в Воркуте и мы сонные, как мухи, отработали свою вахту
как бы нехотя...
Норильск принял нас небольшим ветром с позёмкой и пронизывающим холодом, а работы было много: один у самолёта, а другой с машиной на склад...
После качественной работы у нас осталось около 400 кг «естественки» и мы её тут же на складе реализовали за полцены...
Автобусом добрались до Норильска и остановились на ночлег в гостиннице. Впереди было ещё полдня и Апполон отправился осматривать «Северный Ленинград», как Норильск называли местные жители.
Стояла Полярная ночь, огни горели на проспекте постоянно, дома своей планировкой действительно напоминали Ленинград..., такие же серые, прямоугольные.
Магазины... с Москвой не сравнишь, а вот баня-сауна сразу привлекла внимание и Апполон заказал её на полночь..., вечером он всегда был любителем потанцевать...
Рядом оказался ресторан «Таймыр», просторный классического стиля с оркестром и
Апполон сразу положил на него взгляд... Получилось всё рядышком с гостинницей.
Апполон заказал столик, с удовольствием откушал рыбу..., в это время появился оркестр и стал настраивать инструменты. Народу на удивление было немного, в Москве всегда такие очереди страждующих, а тут..., благодать!
Музыка была популярной и Апполон сразу взялся за дело..., «Танцор Диско» начал
плести свои традиционные сочинские кружева на площадке перед оркестром... Оркестр
быстро завёлся: рок сменялся медленными мелодичными песнями, под которые Апполону хорошо удавались пластичные захватывающие образы... Всё чаще стали
слышаться традиционные в таких случаях аплодисменты и к середине вечера Он стал
самой вожделенной фигурой ресторана.
Но Апполон, как обычно, танцевал один, ни на кого не обращая, казалось бы, внимания..., но перефирическим зрением прочёсывал столики, оценивая женскую половину публики на предмет... те-се-зеть.
Глаза девушек и женщин разгорались всё ярче..., наконец, отдельные парочки отважились танцевать рядом с явной «Звездой»...
Апполон обратил внимание на девушку с бокалом вина за столиком у окна. В отличие от других у неё было грустные серые глаза..., она смотрела, неотрываясь на «Танцора
Диско», но взгляд её был какой-то отрешённый..., она смотрела как бы сквозь него...
Апполон по натуре своей всегда был филантропом и ему сильно захотелось развеять грусть в глазах незнакомки... А желания у Апполона никогда не расходились с делом...
Он исполнил невороятное «Па», которое плавно перешло в элегантный реверанс с намёком на приглашение к танцу...
Девушка вначале не поняла в чём дело, она была слишком далеко... Её муж уехал на юг в санаторий, а она... Эх! Да что там говорить...
Девушка встала, оправилась и шагнула навстречу... судьбе...
Кавалер галантно вёл даму среди столиков, слегка пожимая её руку в такт музыке...
Так начинался их стремительный роман под аккомпанимент популярной песенки «Вернись»...
Вначале, после нескольких выпадов через бедро классического танго, дева почувствовала себя в надёжных мужских руках..., затем она подняла глаза и увидела белокурые кудрявые волосы и небесного цвета глаза, добрые и приветливые...
В её грустных глазах проснулся интерес..., любопытство..., затем кокетство и... откровенная игра... К концу танца в глазах девы появился какой-то блеск и... тайна...
А Апполон очень любил разгадывать тайны и был в этот вечер в ударе!
Он рассыпался в комплиментах..., рассказывал захватывающие истории из жизни Сочи..., декламировал стихи..., невзначай целовал руки Татьяне..., на заказ исполнил ей лихую лезгинку...
И Танечка расцвела..., разрумянилась..., да так лихо пританцовывала, что Апполону пришлось выложить весь свой танцевальный репертуар. Оркестр старался на славу,
публика, не взирая на выпитую водку, не сводила глаз с зажигательной пары...
Как вдруг... оркестранты объявили последний танец /ресторан работал до полуночи/ и
Апполон увидел в глазах Танюши сожаление и разочарование...
«Тише, Танечка, - не плачь..., не утонет в речке мяч!» - произнёс Апполон загадочно...
«Я знаю где(?) можно продолжить наш танцевальный марафон... Идём...
Сауна оказалась очень кстати. «Хозяйка» принесла шампанское и конфеты и отправилась домой до утра. Они остались одни, всё ещё переживающие перепетии вечера...
Паузу прервал Апполон, открыв шампанское..., пенистый фонтан устремился ввысь...
Танечка загадочно улыбнулась..., Апполон внутри торжествовал... ему удалось разметать эту глубокую грусть...
В бокалах уже заискрилась бестия-страсть..., руки потянулись «на брудершафт» и сладкий поцелуй закусили шоколадом... Таня как-то странно посмотрела в глаза Апполона и прижалась к нему, как собачонка... глаза её вдруг стали влажными...
Апполон поспешил наполнить бокалы..., он не выносил женских слёз...
«А знаешь, Танечка, у меня есть тост..., давай выпьем за дорогу..., нет, жизненный путь,
который ведёт нас в неизведанное завтра...! И пусть это завтра будет счастливым...»
Танюша вдруг зарыдала..., видимо, Апполон попал в самую точку... Он обнял её рукой
и произнёс доверительно: «За твой счастливый путь, Танечка!...»
Они выпили шампанское и сидели обнявшись, глядя куда-то в потолок..., думая каждый о своём...
«Нет, Танечка, ты как хочешь, а я пойду попарюсь...» - произнёс Апполон после некоторого раздумья. Он тут же разделся, завернулся в полотенце, замочил дубовый веник в ведре и ринулся в парную..., оставив Татьяне, самой решать создавшуюся ситуацию.
Когда Апполон распарился и уже собирался выходить, появилась Татьяна с полотенцем на голове и он всё понял..., уложил её на самую верхнюю полку и стал охаживать веничком вдоль и поперёк... Танюша вся разомлела, раскраснелась вся кожа
и от предыдущего момента не осталось и следа...
Апполон затем сгрёб её и на руках вынес наружу, чувствуя как трепещет её разрумяневшееся тело, и они вместе плюхнулись в ледяной бассейн...
С криками, фыркая, оба сразу ринулись к лестнице наперегонки..., кое-как взобрались наверх и устремились в душ, отталкивая друг друга и регулируя температуру воды, каждый под себя... Игра увлекла обоих, пока они неожиданно не застыли под струями, будто бы только увидев друг друга...
Она провела пальчиком по плечу Апполона..., он встрепенулся, далее по груди..., он смотрел на неё, не отрываясь..., она опустила руку ниже и нежно погладила Федю..., он тут же вытянулся по стойке смирно... Опустившись на колени, Танечка легко поцеловала Федю... он вытянулся, что было сил..., а Апполон тем временем запустил руки в её разбросанные волосы и стал притягивать к себе...
Татьяна раскрыла губы и Федя осторожно стал протискиваться между зубов, оставляя место для дыхания, а губы её уже страстно целовали Федю взасос...
Апполон уже начал стонать, подёргиваться, внутри у него что-то заломило нещадно...
Федя выплеснулся во всю мощь..., а Татьяна всё целовала и целовала его..., а струи продолжали стекать по её разбросанным волосам..., плечам..., спине..., бёдрам... и было необыкновенно хорошо обоим...
И были ещё парилки... и эротические игры..., и страстные обьятия..., и разнообразные позы... и всё, как в очаровательном тумане, калейдоскопом до утра...
А утром рейсовым самолётом Ил-18 Апполон улетел в столицу... А Танечка с лёгкой грустью сидела у окна, глядя на цепочку с клешнёй краба — подарок Апполона в память о Сочи...
Продолжение следует...

На Таймыре коренные жители в основном трудятся в сельском хозяйстве. Они занимаются оленеводством, пушным промыслом, рыболовством и т.д. У народов Крайнего Севера много традиций, обычаев и обрядов. Люди и народы Севера самобытны и талантливы независимо от того, где и в какое время родились и живут. Самым интересным, торжественным и красивым обрядом у коренного населения Таймыра, как и у других народов по всей планете, является свадьба. Как известно ни одна свадьба не обходится без ювелирных украшений, а в частности обручальных золотых колец (http://spikagold.ru/).

Эвенки - это одна из самых многочисленных народностей Севера, проживающих в нашей стране. Семья у эвенков по своему составу небольшая, в среднем 5-6 человек. Браки не всегда регистрируются, а невесту часто берут из другого народа. Все проходит примерно так: сначала жених и невеста дарят друг другу подарки. Затем девушка обычно шьет своему будущему мужу расшитый бисером кафтан и обувь.

С волнением и трепетом невеста раскладывает по сумочкам свои безделушки, украшения, поминутно вскакивает и выглядывает своего суженого, ведь до этого они ни разу не встречались… И вот она видит: жених ходит в кафтане и унтах, сделанных ее руками.

А это значит, что невеста понравилась жениху! Тогда сваты подводят к чуму красавца-оленя под богатым седлом, украшенным серебряными и золотыми бляшками, и приглашают невесту, чтобы совершить обряд - обвезти её на олене вокруг жилища три раза. Жених в это время обязательно ждет в доме, но потом невеста входит в дом вместе с отцом и топит печь. Это значит, что уже не чужая, а настоящая хозяйка законно пришла в дом.

Не менее интересный обряд существует у ненцев. Богатый, зажиточный ненец может иметь 2-3 и даже 4 жены. Но при сватовстве за каждую из них нужно платить немалый выкуп (калым). Калым обычно выплачивается не отцу невесты, а всему роду. За невесту надо отдать от 100 до 200 оленей, определенное количество песцовых и лисьих шкурок! Невеста, в свою очередь, должна принести равноценное калыму приданое: одежду, постель, различную утварь, посуду и оленей. Что интересно, олени и их приплод составляют собственность жены, и в случае развода или смерти мужа остается у нее, но если жених не может внести за будущую жену выкуп, он обязательно отрабатывает определенное количество лет за нее. У энцев же обряд проводится немного скромнее. За невесту просто платят калым ее отцу. Семьи энцев обычно прочные. У них тоже допускается двоеженство, вторичное замужество или женитьба, но обычно это случается, когда один из супругов умирает. Сам обряд очень похож на нганасанский.

Нганасанские семьи достаточно большие. Категорически запрещается молодым людям заключать браки внутри своего рода, зато возраст особого значения не имеет. Брачный возраст мальчика определяется с началом его охоты, а вот девушку выдают замуж, когда она научится колоть дрова на топку. Среди нгансан часто можно встретить неравные по возрасту браки. Как и у многих коренных жителей Севера, за невесту нужно платить калым, поэтому часто отцы, чтобы получить за дочь богатый выкуп, выдают ее за зрелого жениха. Взрослые мужчины, женясь на молодой еще совсем девушке, должны отрабатывать за невесту в семье тестя до совершеннолетия девочки. Допускается у нганасан и многоженство.

Свадебный обряд совершается небыстро… Сватом выбирается обычно пожилой человек, владеющий хорошим словом, и, главное, не находящийся в родстве с невестой. Далее сват обговаривает размеры калыма, приданого, и спустя три дня после сговора сват с женихом приводят привязанных к аркану гуськом оленей. По обычаю невеста ложится с женихом рядом в постель, но если она не раздевается в течение нескольких недель, это означит, что девушка испытывает отвращение к нареченному. В этом случае родители забирают дочь к себе и отдают калым. А если всё складывается благополучно, утром мать невесты говорит жениху: «Заставь заплести волосы». Жених подставляет голову, и невеста, густо смазав его волосы жиром, заплетает их в две косички около ушей, вплетает бусы или медные подвески. Жених надевает сшитую невестой нарядную одежду и уезжает домой и уже через три дня вместе с матерью и отцом приезжает за невестой. Родственники невесты убивают оленя, мясом которого угощают гостей, после чего поезд с невестой, ее родителями и гостями уезжает на ее новое место жительство. В новый чум девушку вводит отец жениха, бросает кусочек жира в огонь и просит духа хозяина огня оделить молодых счастьем. На другой день родителей невесты одаривают подарками, и те уезжают со спокойной душой к себе в стойбище.

Основное население из коренных народов Таймыра составляют долганы. Это самая молодая коренная народность, проживающая на Таймыре. Среди прочих обыденных обрядов, таких как, обряд при рождении ребенка и обряд при захоронении умершего, самым торжественным и красивым у долган является обряд свадьбы.

Свадьбе предшествует сватовство. Иногда оно проводится до совершеннолетия будущих супругов. Очень часто отец, желая женить своего сына и услышав, что в соседнем стойбище есть в какой-то семье дочь, отправляется вместе с сыном в гости. Под разными предлогами отец с сыном остаются ночевать в этой семье и, если сыну нравится девушка, то они уезжают домой искать сватов. Через непродолжительное время уже втроем, вместе со сватом, они отправляются в семью вести переговоры. Но если отец невесты не хочет отдавать дочь, он молчит, личное же несогласие невесты во внимание не принимается. В случае согласия сват выходит из жилища и радостно сообщает об этом окружающим. После этого отец жениха преподносит отцу невесты подарок, назначается день свадьбы. Убивают оленей, готовят угощения и в течение трех дней продолжаются различные игры, устраиваются спортивные состязания. После напутствия отца невесты и коллективной молитвы жених берет невесту за правую руку и ведет к нартам. Обычно невесту сопровождают мать и пожилая родственница, при этом девушке ни в коем случае не разрешается оборачиваться назад.

Великолепный исследователь-северовед начала ХХ века Лев Яковлевич Штернберг в заповедях этнографа писал: «Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру - не знает ни одной». Не замыкайте себя в узких рамках своей собственной культуры, сколь бы великой она ни казалась, и вам откроется уникальный мир других народов и культур!

Первые люди появились на Таймыре в эпоху неолита. Их древнейшие поселения обнаружены на реках Попигай и Хатанга. В конце I тыс. н. э. на полуостров пришли предки современных энцев, ненцев, долган и нганасан – самодийские народы. Хозяйственный уклад коренных жителей Таймыра сформировался на основе древней культуры охоты на дикого северного оленя как исторический процесс нескольких периодов колонизации (образования колоний-поселений) этой части Арктического циркума.

Первый период колонизации – это формирование нганасан, самого восточного из народов самодийской языковой группы. При раскопках стоянки в междуречье рек Авам и Хета (в районе расселения нынешних нганасан) были обнаружены остатки бескерамической культуры охотников на диких северных оленей периода V-IV тысячелетий до н.э., то есть времени климатического оптимума. По-видимому, к этому времени следует отнести первое широкое освоение Заполярья подвижными группами охотников, этнически и культурно близких поздне-мезолитическим племенам, обитавшим в таёжной зоне Восточной Европы и Сибири. В период последующего ухудшения климата (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) этими охотниками выработались те характерные черты культуры, которые прослеживаются у всех циркумполярных народов, потомков первых насельников Арктики. Во II-I тысячелетиях до н.э. в междуречье Оленька и Хатанги была выявлена культура охотников на дикого северного оленя (буолколлахская культура), уже характеризующаяся керамикой с вафельными узорами и трёхграными наконечниками стрел – по-видимому, аналогичная поздненеолитической культуре, обнаруженной в Якутии. Памятники этой культуры встречены также на реке Хета, выше посёлка Катырык (ручей Амакай). Буолколлахская культура восходит своими истоками к Нижней Лене и, предположительно, может отождествляться с проюкагирами.

Коренные жители Таймыра – нганасаны и донганасанские племена, самодийцы по происхождению, ранние насельники Таймырского края (до прихода с юга самодийских племён), обитавшие здесь. Их часто отождествляют с тау-нганасанами, память о которых сохранилась лишь в мифах; можно также предположить их потомками древних неолитических охотников, носителями элементов буолколлахской культуры. Потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии ̶ неолитических охотников на дикого оленя – самый северный этнос Евразии. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и другие).


Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены. Оттуда они проникли на Таймыр примерно 8 тыс. лет назад, подвергшись впоследствии влиянию пришедших на Таймыр с запада самодийцев. Эти первые обитатели Таймыра продолжили традиции своих предков, положивших начало культуре полярных охотников на дикого северного оленя и освоивших арктические тундры.

Можно предполагать, что в формировании современных нганасан участвовали три группы народов: самодийцы – переселенцы из Южной Сибири, юкагиры и группа древних (палеоазиатских) народов, входившая в состав циркумполярного населения Северной Азии. Окончательная консолидация нганасанов как особого этноса сложились на Таймыре во второй половине XXVII – начале XXVIII веков. В XVII веке, до прихода долган, по-видимому, населяли лесотундру и южную тундру Таймыра в пределах Северо-Сибирской низменности, где ежегодно проходили, а иногда оставались и на зимовку тысячные стада дикого оленя. До XVII века кочевые нганасанские племена населяли лесотундру и южную тундру. Здесь было достаточно леса и дров, бесчисленные озёра, реки и протоки, которые проходили, а иногда оставались здесь и на зимовку тысячные стада дикого оленя. Позднее, когда эту территорию заняли долганы, нганасаны сдвинулись к северу в открытые тундровые ландшафты бассейнов реки Пясина и озера Таймыр. Там располагались основные летние пастбища диких оленей, но условия жизни были гораздо суровее, чем в лесотундре. Здесь они оставались до прихода Советской власти.


Нганасан часто разделяют на две неравные по численности группы: авамские (западные) и вадеевские (восточные). В начале столетия вадеевские нганасаны кочевали на территории современного Хатангского района. Летом они собирались к юго-востоку от озера Таймыр, в частности, у озера Лабаз и других рыбных водоемов. Зимой отходили в покрытую лесом долину реки Хеты. Авамские нганасаны проводили тёплое время года в обширных тундрах между рекой Пясина и озером Таймыр, а зиму – у северной границы леса между озером Пясино и рекой Боганида. Среди них выделялись две группы: собственно авамские (пясинские), занимавшие бассейн реки Пясина, и таймырские, проводившие лето в бассейне реки Верхняя Таймыра, а зиму – в бассейнах рек Дудыпта и Боганида. В настоящее время авамская группа сосредоточилась в двух посёлках (точнее, на территории двух сельских администраций) – Усть-Авам (300 человек) и Волочанка (372 человека) Дудинского района, а вадеевская – в поселке Новая Хатангского района (76 человек). Последняя группа живёт в окружении другого народа (долганов) и, по принятому делению территории, попадает в долганский этнохозяйственный ареал. Численность этой группы, которая в конце прошлого века насчитывала около двухсот человек, постепенно сокращается. Постепенно через браки, устройство на работу и по другим причинам вадеевские нганасаны переселяются в Волочанку. Особенно интенсивно это движение происходило в 60-е годы прошлого века.

Кости северного оленя являются основными остеологическими находками на всех таймырских поселениях первобытного человека, начиная с наиболее древних из известных нам стоянок ̶ Тагенар VI, датированной радиоуглеродным методом как примерно 6 тыс. лет до настоящего времени. Об огромной роли промысла дикого оленя свидетельствуют массовые находки каменных орудий, предназначенных для охоты и обработки добычи. С этим же связано расположение крупных стоянок на традиционных путях дикого оленя. Около стоянки Абылаах I (XII век до нашей эры), расположенной на южном берегу реки Хета (12 км вверх от пос. Катырык), до сих пор происходит переправа одного из основных миграционных потоков оленя.

Дикий олень всегда занимал и до сих пор занимает в их жизни нганасан особое место. Охота на него считалась и считается самым благородным делом. Мясо дикого оленя, в отличие от любого другого, в том числе и мяса домашнего оленя, – единственной настоящей едой. В фольклоре нганасан все другие виды мяса фигурировали только как пища бедняков, стоящих на грани голода. Основными занятиями нганасан были охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство.

Нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. Наличие стад домашних оленей и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.

Оленеводство у занятых промыслом дикого оленя нганасан до конца прошлого века было почти не развито. По рассказам старожил нганасанских семей, в недалёком прошлом семьи нганасан имели лишь по несколько домашних оленей. Но к середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали вглубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности.

Почитание северных оленей как основы жизнеобеспечения и хозяйственного уклада, укоренившееся в сознании на протяжении столетий, сказывалось в отношении домашних оленей. При долгих переходах, особенно в непогоду, люди сами впрягались в нарты вместо животных. Вещей у них было немного, вся поклажа ограничивалась нюками (покрышками) для чума и «махавками» из птичьих перьев для загонной охоты на дикого оленя. Кочевали в лесотундре, поэтому и шесты для чума возить не требовалось. Домашние олени, которые использовались исключительно как средство передвижения, очень ценились и оберегались. Их убивали на мясо лишь в исключительных случаях во время голода.

Бережное отношение к домашним оленям в сочетании с относительно благоприятными условиями для жизни этноса, в целом во второй половине прошлого века способствовало росту домашнего оленеводства. В 1920-1930-е годы нганасаны были уже богатыми оленеводами. Если у их соседей долган хозяйства с пятьюдесятью оленями считались зажиточными, нганасаны рассматривали такое число оленей как минимум, необходимый для бедной семьи. Каждая взрослая девушка-нганасанка возила с собой не меньше чем одну-две нарты приданого. Приполярной переписью было учтено девять нганасанских хозяйств, державших более чем по тысяче оленей.

В таймырской тундре, где из-за застругов нельзя было проехать на лыжах, оленьи упряжки служили основным способом передвижения. Олени нганасан отличались от долганских. Более низкорослые и малосильные, они были значительно выносливее и могли быстро восстанавливать свои силы. Однако они были и более дикими, чем у долган, часто убегали, требовали много сил и труда пастухов. Потери оленей у нганасанов бывали очень велики. Так, в 1926 г. таймырские нганасаны забили для своих нужд 2009 оленей; в этот же год от болезней пало – 1955, 1243 оленей было затравлено волками и 1246 голов потеряно. Общий отход – 4594 оленей – более чем в два раза превысил количество забитых животных.

Техника у нганасан, можно сказать, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке кости, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например, хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов (арканов).

Для пошива меховой одежды и нюков для чумов и балков (домиков на полозьях) семье требуется ежегодно около 30 шкур оленя. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть – без капюшона, мехом к телу – изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть, с капюшоном ̶ из короткошёрстных шкур тёмных и светлых тонов. Чередование частей из тёмных и светлых шкурок на верхней одежде с чётко обозначенным на спине тёмным или светлым прямоугольником и двух-трёх орнаментированных полос ниже его ̶ характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда ̶ того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного чёрного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают ещё одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент, сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент – «моли». Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент от руки, без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание Земли, Солнца, Луны, Огня, Воды, Дерева, важнейших промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность, ̶ характерная черта традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов ̶ обязательный ритуал.

В традиционном обществе нганасан почти в каждой кочевой группе был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман как посредник между миром людей и миром духов был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов.


В результате коллективизации и перевода на оседлость население нганасан оказалось сосредоточенным в посёлках, расположенных вдоль основного пути сообщения. Он проходил по рекам Дудыпта и Хета. При этом колхозы нганасан в ряде случаев были объединены с долганскими, и жители двух национальностей сделались односельчанами. Несмотря на это, оба этноса сохраняли свою самостоятельность и почти не смешивались. В настоящее время нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Численность нганасан составляет около 800 человек. Сейчас нганасаны составляют немного меньше половины всего коренного населения этой территории, но исторически они преобладали на этих землях, и это – две трети всего этноса, потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии ̶ неолитических охотников на дикого оленя.

Более 90 представителей коренных малочисленных народов Таймыра обратились к сенатору от Красноярского края Вячеславу Новикову с просьбой обратить внимание на дискриминационную политику в вопросах трудозанятости. Инфоцентр FINUGOR публикует открытое обращение к сенатору.

Уважаемый Вячеслав Александрович!

В сентябре прошлого года Вы посетили Таймыр, принимали участие во встрече с представителями коренных малочисленных народов Севера, на которой обсуждался вопрос особого статуса Таймыра и Эвенкии. Нам запомнились Ваши слова, в случае острой необходимости обращаться к Вам, как сенатору в Совете Федерации от Красноярского края.

Мы считаем, что такой случай настал. Нас крайне остро беспокоит вопрос трудоустройства. Именно среди коренных малочисленных народов Севера.

Мы считаем, что на Таймыре, нашей исконной родине, существует дискриминационная политика в вопросах трудовой занятости. Мы, как и сотни наших земляков, убеждаемся в этом каждый день. Нас, людей трудоспособного возраста, не так много, всего около шести тысяч человек. Примерно две тысячи, ведут традиционный (кочевой, полукочевой) образ жизни и получают компенсационные выплаты в размере 3300 рублей (на руки) в месяц. Ещё около полутора тысяч человек имеют постоянные рабочие места на различных предприятиях и учреждениях. Остальные две с половиной тысячи человек перебиваются случайными заработками, им трудоустроиться практически не возможно. И причина одна – национальность.

К сожалению, на Таймыре шансы на хорошую работу и соответственно хорошую зарплату имеют только родственники, друзья, приятели и сослуживцы Батурина [глава Таймырского муниципального района. — прим. ред.] и Шереметьева [глава администрации Таймырского муниципального района. – прим. ред.]. Мы в их число не входим. Из нашего числа, людей имеющих высокооплачиваемую работу (от 30 тысяч рублей и выше), не более сотни человек, в основном это работники различных административных структур. Но и они в основной своей массе лишь специалисты. На руководящих должностях в администрациях и бюджетных учреждениях, коренных чуть больше 25 человек. Согласитесь, два с половиной десятка человек из десятитысячного коренного населения, это унизительно мало!

Вы можете возразить, что необходимо иметь опыт работы, соответствующую квалификацию и т.д., но жизнь нас убеждает в обратном. Среди нас достаточно людей с высшим образованием, даже с двумя высшими образованиями, прошедших в 80-е, 90-е, 2000-е годы различные профессиональные этапы, имеющих звания, награды и благодарности. Уверяем Вас, это не имеет никакого значения! Как клеймо на нас национальность – долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков.

Наши мужчины, если и имеют работу, то это самая низкооплачиваемая работа – грузчики, дворники, разнорабочие (от 5 до 9 тысяч рублей в месяц). Если они оленеводы, охотники, рыбаки, то их доход, как уже писали выше, 3300 рублей в месяц, а минимальный прожиточный уровень на Таймыре 11294 руб.

Наши трудоустроенные землячки преимущественно – санитарки, уборщицы, кухонные работники, их зарплата 6-10 тысяч рублей в месяц.

Наши власти радостно рапортуют о средней заработной плате по району в 35 тысяч рублей. Наверно так оно и есть, если директор ОАО «Таймырбыт» получает свыше 300 тысяч рублей в месяц. Заместители руководителя Администрации района получают от 120 тысяч рублей и выше. А доход главы района и руководителя администрации от 250 тысяч и выше. Данные мы взяли из официально опубликованных деклараций о доходах.

Какую бы сферу, отрасль, предприятие, учреждение мы не взяли бы, везде «коренной» получает самую низкую зарплату. Везде «коренной» первый кандидат на увольнение!

О проблемах трудоустройства коренного населения в поселках, расположенных в низовье Енисея, не раз выступала депутат Совета сельского поселения Караул Е. Желтякова.

Из-за подобного дискриминационного подхода многие квалифицированные специалисты с опытом работы были вынуждены уехать с Таймыра в другие регионы страны. Отток усилился в последние 5 лет.

Мы можем бесконечно долго перечислять имена и фамилии своих земляков, но ограничимся лишь некоторыми, кто стал, не востребован у себя на родине.

Из сельского поселения Хатанга уехала Ю. Чуприна, майор МВД. Уехала в Якутию и теперь работает в Министерстве внутренних дел Республики Саха (Якутия) в звании подполковника.
А. Большаков – юрист, уехал в г. Красноярск. Пройдя конкурс, устроился на работу в Министерство образования и науки Красноярского края.
А. Долбня уехал в Москву, и теперь работает оператором на НТВ.
Сын С.Н. Жовницкой, с высшим зоотехническим образованием, не «нашел» себе место работы по специальности и уехал в г. Иркутск.
В. Чуприн, бывший директор артели «Хета», был вынужден уехать в Улан-Удэ.
Ж. Спиридонова, с высшим филологическим образованием, закончила аспирантуру, не имея перспектив на Таймыре, осталась в Санкт-Петербурге.
И. Рудинская (владеет английским, французским, итальянским языками) работает за пределами Таймыра в администрации г. Норильска.

Все эти ребята молодые, до 35 лет, их гораздо больше, чем мы перечислили! Они могли бы отдать силы своей малой Родине – Таймыру, но не найдя себе применения здесь, были вынуждены искать работу в других субъектах РФ.

Власти Таймыра говорят о кадровом голоде, а мы заявляем, что теряем кадры из-за предвзятого отношения к нам, коренным малочисленным народам Севера.

Наши выпускники Таймырского колледжа, в абсолютном большинстве не могут трудоустроиться после окончания обучения. Везде от них отворачиваются, как от прокаженных. Всем поголовно дают отрицательный ответ с формулировкой – отсутствие опыта работы. А где же его взять, если даже шанса не дают?

На работу по специальности не могут устроиться даже люди, чей трудовой вклад оценен Российской Федерацией. Так заслуженный врач РФ Т.М. Слесарчук, обив все пороги, осталась не удел. А ведь она ещё полна сил. На свои деньги прошла курсы повышения квалификации в медицинской академии Санкт-Петербурга. До этого несколько лет возглавляла МСЭК по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Человек во всех смыслах положительный, авторитетный, уважаемый.

Что уж говорить о простых людях, а тем более инвалидах. Так В.Т. Чунанчар, инвалид 3 группы (в этом году инвалидность сняли) на протяжении 5 лет не может найти себе работу. Человек не пьет, не курит, трудолюбив, но он никогда себе работу не найдет, потому что он нганасанин.

Или Ольга Гавриловна Поротова, долганка, и это крест. Имеет два образования – среднее специальное «Бухгалтер» и высшее «Экономист». Её трудовая книжка – пестрит благодарностями. Два года назад она была уволена с последнего места работы в результате реорганизации учреждения, которое в свою очередь стало следствием объединения регионов в единый Красноярский край. Сегодня ей 44 года, но впереди у неё никаких перспектив нет.

Уважаемый Вячеслав Александрович, Вас и других гостей, во время приезда на Таймыр, радушно приветствовали наши земляки. Да, мы – коренные таймырцы, радушный народ. Мы привечаем всех, кто приезжает к нам в гости. Мы рады всем показать свою богатую культуру. Но кроме духовного богатства, у многих из нас за душой ничего нет. Мы не выставляем нашу нищету на показ и может быть, поэтому люди считают, что у нас все хорошо. Только знайте, за нашими улыбками порой скрываются грустные мысли «Как прожить?».

93 подписавшихся граждан из числа коренных малочисленных народов Таймыра:


Образовательные задачи: познакомить учащихся с народами, проживающими на Таймыре, их численностью, укладом жизни, обычаями и традициями;

развивающие задачи: учить детей умению анализировать диаграммы и статистический материал;

воспитательные задачи: воспитывать интерес к культуре и традициям других народов, формировать экологическую культуру.

Оборудование: диаграмма «Народы Таймыра», картины, книги о Таймыре, музыка с записью северного ветра и танец шамана, импровизированный костер, презентация «Народы Таймыра».

Метод урока: объяснительно – иллюстративный с элементами исследовательской работы.

Форма урока : урок – путешествие.

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала:

Слово учителя:

Таймырский полуостров расположен на Крайнем Севере, на самой макушке земли. При слове Таймыр, у людей, проживающих где-нибудь на юге, возникает образ края света, унылой, холодной и неуютной Земли. Таймыр служит родным домом для некоторых народов, который свой край не считают ни унылым, ни слишком холодным.

Таймыр древняя земля, овеянная легендами и приданиями. С незапамятных времен, живущие на этой земле народы, из поколения в поколение передают миф о ее рождение.

Инсценировка сказки.

Собрались два бога.

Ну, что будем делать?

Что будем делать? В сторону Солнца (то есть на юг) есть камень (горы).

Там, среди гор надо поставить лес на дрова. Может, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, - какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:

Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня будто ум короткий. Лес надо было родить, поставить.

Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают, Русские, самоди пусть его топят.

Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь не живем?

Так все в землю положили, в воду рыбу положили, еду. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать. До сих пор ее всякий человек ест.

Это все два бога положили.

Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога и все.

Слово учителя:

Ребята, о каких древних народах Таймыра рассказывает сказка?

Ненецкая писательница Анна Неркаги написала: «Меня иногда все занимает мысль: у реки, у любой реки два течения – верхнее, видимое глазу, и глубинное, у самого дна, и это – то течение, тайное, сильное, самое важное, куда повернет оно, туда и река. Так и в нашей жизни – часть жизни лишь сверху, а есть душа – как и тысячу, миллионы лет назад, есть душа, не подвластная ничему… Есть еще душа народа».

Как вы поняли ее слова?

Подобно реке мы так мало знаем о коренных народах. И сегодня мы совершим путешествие в тундру. Сейчас мы попробуем в рамках одного урока представить картину повседневной жизни коренных народов. Познакомимся с укладом жизни, обычаями и традициями народов Таймыра. Коренные народы Таймыра называют еще малочисленными или малыми.

Ребята, как вы думаете, почему их так называют?

Какие коренные народы живут на Таймыре?

Численность населения по состоянию на 01.01.2003г. составляет в ТАО 44,5тыс. чел.

Из них 9,5 тыс. человек будет коренное население. Сравним численность населения коренных народов Таймыра с русскими и другими народами.

Долганы - около 5400 чел.

Нганасаны – около 800 чел.

Ненцы – около 3.000 чел.

Эвенки – около 300 чел.

Энцы - около 100 чел.

8 тысяч лет назад земля освободилась от ледников и появилась на Таймыре современная растительность. За стадами оленей пришли сюда люди, потомственные охотники, которые относятся к разным языковым семьям: самодийской (энцы, ненцы, нганасаны) и тюркской (долганы). Из этих народов нганасаны – самые древние, а молодые – долганы.

Бескрайние просторы тундры являются для коренных народов родным домом. Живя долгое время в гармонии с природой, эти народы сформировали свой уклад жизни и культуру.

Так как скудная северная природа не обеспечивала средствами к жизни на длительное время, приходилось искать новые пастбища для оленей. Следовательно, каким должно быть жилище жителей тундры?

Рассказ ученика .

Жилище коренных жителей Таймыра называется чумом. Это разборное, конической формы жилище. Жерди – длинные, круглые палки, являются основной деревянной конструкцией чума. А выделанные оленьи шкуры – используются в качестве покрытий. Очаг находился в центре чума. Для обогрева жилища использовали тальник и мох. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Собирали и разбирали чум женщины всего за два часа.

Как вы думаете, ребята, почему коренным народам было удобнее жить в чумах, чем в домах, в которых они живут сейчас?

Рассказ учителя.

Очень важным для Севера является пища. В тундре они собирали коренья, ягоды, охотились на диких оленей, гусей, уток, добывали пушных зверей. В реках и озерах ловили рыбу. Любимым блюдом было национальное кушанье – сагудай, приготовленное из свежей рыбы со специями.

Нганасанский художник Мотюмяки Турдагин рассказывал: «Мы садимся за стол и сразу съедаем несколько чиров, затем жена подает большую жаровню мяса, а потом мы выпиваем четыре чайника. Оленя средних размеров хватает нам на один день, так что охотиться приходится ежедневно. А русская еда в пищу не годится. А в его семье было одиннадцать детей. Вопрос ученикам.

Ребята, а почему русская еда не годится для жителей тундры?

Слово учителя.

Поговорим о одежде северных народов. Одежда народов Севера помогла обжить суровую землю.

Рассказ ученицы.

Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетием. Она лаконична и сложна. За ее простотой – уникальный крой и обработка материала. В процессе выделке оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.

Шьют одежду женщины. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети.

Уже в трехлетнем возрасте каждая девочка имела свою сумочку для рукоделия. Ее шила мать или бабушка. Вначале это был просто мешочек без всяких украшений, где хранились куклы, лоскутки, меха. С возрастом ребенка сумочку меняли на более красивую, большую размером.

Украшали одежду бисером, цветными нитями, меховыми аппликациями и полосками ткани, Орнамент имеет в основном геометрический характер: «оленьи рога», «заячьи уши», «чумы» и т.д. Вместо ниток использовали сухожилия оленя. Потерять иголку было большим горем, так как получали ее у приезжих купцов в обмен за очень большое количество шкур.

Слово учителя :

Ребята, какие особенности одежды помогали коренным народам не замерзнуть в условиях холодной зимы?

Я родилась в суровом крае,

Где сердце леденит мороз,

Где мой народ, лишь горе зная,

Работал, бедствовал и мерз.

Шамана жадного до дна,

Гулял по чумам страшный голод,

И беспросветная нужда,

Жил, слезы лил, и все же

Ждал, верил, шел вперед.


Неполным будет рассказ о малых народах Таймыра, если мы не затронем духовную сторону жизни коренных народов. Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, эта вера позволила их предкам в трудной борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную культуру. В изголовье мужа ставились святые фигурки, к ним обращались с просьбами. Если исполнялась желание, шили новую парку, иногда их было много, в случае не исполнения святых наказывали, ругали.

(Стучат в дверь. Музыка. Танец шамана)

Вопрос учителя.

Кто пожаловал к нам в гости?

Расскажи детям, какую роль играл шаман у народов Таймыра?

Рассказ ученика : шаман выступал посредником между людьми и духами. Шаманом мог быть только тот человек, в роду которого кто – то из предков был шаманом.

Шаманские костюмы и атрибуты – бубен и колотушка, символика украшений – это настоящее театральное представление.

Они были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций и памяти народа. Шаман имел большое влияние на своих сородичей. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти.

Рассказ учителя.

Они не имели своей письменности и использовали рисунок. Образцы такого рисуночного письма – тамги – знаки собственности ставили на домашнюю утварь, орудия промысла, культовые предметы, а позже стали использовать как подписи на документах.


(На фоне музыке ). В долгую полярную ночь собирались вместе, греясь у очага зимними вечерами, развлекали детей, разгадывали загадки, вспоминали меткие пословицы, которые передавались из поколения в поколение.

Дети сидят вокруг очага. Например:

Загадки:


  1. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса. (Комар)

  2. Много людей стоят, кланяются. (Деревья на ветру)

  3. Золотое блюдечко по воде плавает. (Солнце)

  4. Много людей стоят, молчат. (Звезды)

  5. К крепкому дереву иней не пристает. (Рога оленей)
Пословицы:

  1. На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки.

  2. Старикам внучат к делу приучать.

  3. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.

  4. Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах.
Слово учителя.

Много красивых легенд передают из поколения в поколение.

Быль о Куойоке (дух чума)

Рассказ ученика.

Жили в одном стойбище два брата. Один был богатый, другой бедный. Раз поехали

они добывать оленя. Охотились, охотились. Поднялась пурга. Богатый сел в свои нары и уехал в стойбище. А бедный остался в тундре, стал замерзать. Вдруг слышит шум, грохот, и искры сыплются, смотрит – а это коряга впряглась в нарты и помчала бедного брата со скоростью ветра в стойбище. Удивились люди в стойбище, обрадовались, А бедный взял топор, разрубил корягу на много частей и раздал всем людям. С тех пор и повелось в тундре, что счастье в тундре надо делить поровну.

Вопросы учителя.

Скажите. Ребята от чего на Севере зависит человек в наибольшей степени?

Как вы думаете, чему учат людей такие пословицы и легенды?

(Быть сильными, добрыми, справедливыми, любить свою родину )

- Какие черты характера могли сформироваться у малочисленных народов?

(Самостоятельность, наблюдательность, честность, медлительность и обидчивость). Но с обидой они пытаются бороться и говорят: «Умный на обиду не подает виду».

1 ученик :

Так шло из поколенья в поколенье,

И так, наверно, будет до конца

Что искрометный, гулкий бег олений, Извечно жжет и мучает сердца.

Кричит вожак тревожным криком трубным,

Как лебедь, у людей моля,

Ему в ответ тугим шаманским бубном

Гудит и стонет отчая Земля.


2 Ученик

Я виноват перед тобой одною

Моя до боли горькая земля,

За то, что наше небо голубое

Все реже дарит песни журавля.

Мы забываем в суматохе дня…

За это все, за боль родного крова

Простишь ли ты в последний раз меня?

Ребята, почему болит и тоскует сердце у автора этих прекрасных стихотворений?

Слово учителя .

Возникновение города Норильска с его индустрией, по своему воздействию на окружающую среду, на уклад жизни коренного населения, было подобно взрыву: разрушались природные ландшафты, устанавливались новые связи с иными регионами, прибывшие по своему менталитету полностью отличались от редкого коренного населения Севера, которые фактически было изгнано из региона на периферию полуострова.

Пастбища и водоемы полуострова отравляются ежегодно тяжелыми металлами, выпадающими с пылью, а в выбросах в атмосферу содержатся: диоксид серы, сероводород и другие вредные вещества.

Над народами Севера висит угроза исчезновения под воздействием более могучих соседей – пришельцев. Промышленное вторжение принесло с собой помимо хорошего, очень много плохого, так как современные методы управления хозяйственной деятельностью и людьми нарушают экологию, разрушают культуру.

Сокращается на Таймыре оленеводство, многие отошли от традиционного занятия, на западе Таймыра почти не осталось оленей. Опрос населения о знании обрядов показал, показал, что: 63% - не знают; 22% - знают; 15% - участвовали в обрядах. К чему может привести такая статистика?

Среди малых народов есть много известных людей в нашей стране и в мире, например: художники долганин Борис Николаевич Молчанов и нганасанин Мотюмяки Турдагин, поэтесса долганка Огдо Аксенова, она писала не только стихи, но и создала букварь, писательница ненка Любовь Ненянг и многие другие.

Совсем недавно в городе Дудинке прошла научно – практическая конференция, которая была посвящена возрождению культуры малых народов Таймыра. На конференции обсуждались важные вопросы и принимались программы. Подумайте дома и попробуйте предложить на следующем занятии свою программу возрождения коренных народов. Вопросы для закрепления:


  1. Какие коренные жители проживают на полуострове Таймыр?

  2. Какое традиционное занятие было у малых народов Таймыра?

  3. Как народы Таймыра приспособились к суровым условиям Севера?