Осознанность и эмоциональная устойчивость. Осознание собственных эмоций

Осознание эмоций

Способы управления эмоциями и чувствами

Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении речь идет как о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду, что:

1) некоторое состояние зафиксировано у человека настолько отчетливо, что появляется возможность управления и контроля за этим состоянием;

2) человек способен выразить это состояние в знаковой форме.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.



Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Запрос на осознанную жизнь рождается только у развитого человека, который начинает чувствовать свой внутренний мир и обращать внимание на свои переживания, эмоции, мысли, желания и начинает прослеживать необъяснимую взаимосвязь между своим внутренним состоянием и своими результатами во внешнем мире. Это запрос человека, который не просто хочет удовлетворить свои базовые потребности выживания, но и хочет развиваться и получать истинную радость и удовольствие от жизни, от реализации себя, от взаимодействия с другими людьми.

Осознанность позволяет действовать эффективно и при этом получать удовольствие от жизни, реализуя свой потенциал, замечая проблемы на стадии их возникновения и быстро и эффективно разрешая. Управлять можно только тем, что осознаешь. Поэтому осознанность - это ключ к управлению своей жизнью! Осознанность позволяет управлять своим телом, эмоциями, мыслями, своим отношением к людям и своей жизнью.

Что это такое осознанность?

Осознанность - это тотальное и безоценочное погружение внимания в процессы, происходящие в нашей жизни (физические, ментальные и психологические) и их осознание. Осознание - это прожектор внимания, направленный внутрь себя, который освещает проблему или какой-то процесс, делает его ясным, видимым и понятным. В этот момент мы не осуждаем и не даем оценки явлению, человеку, чувству, действию, а просто наблюдаем. Осознанная жизнь - это настоящая жизнь, жизнь вне условностей, навязанных ценностей, желаний и образов поведения. Быть осознанным - это значить видеть себя и окружающий мир такими, какие они есть в действительности.

Что вы получаете, практикуя осознанность в жизни:

  • Оздоровление. Осознанное отношение к телу поможет предотвратить болезни и прийти к оздоровлению, т.к слушая свое тело, мы начинаем давать ему именно то, что для него необходимо.
  • Внутренний баланс и гармония. Осознанное отношение к своим эмоциям позволяет ими управлять.
  • Реализация своего потенциала. Осознавая свои желания, со временем мы учимся различать истинные желания от навязанных. А реализуя истинные желания, мы начинаем раскрывать свою суть и свою уникальность.
  • Свобода быть собой. Осознавая свои мысли, желания, чувства и поступки, со временем мы становимся свободными от вложенных программ, шаблонов, негативных установок и становимся успешнее и счастливее.
  • Улучшение отношений с окружающими. Осознанность позволяет видеть человека таким, какой он есть, а не взаимодействовать с придуманным образом.
  • Открытие интуиции. Осознанное отношение к своему внутреннему миру открывает интуицию. Часто тело и нервная система дают нам сигналы, предупреждая нас о возможных последствиях.
  • Улучшение уровня жизни. Осознанное отношение к своим мыслям поможет сформировать позитивные изменения в жизни, поскольку осознанные мысли рождают осознанные действия.
  • Яркость и интерес к жизни. Осознанность делает жизнь интересной, а не скучной и обыденной. Ведь каждое мгновение уникально и красиво, но не замечая красоты вокруг, мы погружаемся в череду бесконечно тянущихся серых будней с мечтами об отпуске.
  • Повышение уровня энергии. Возвращая свое внимание в настоящий момент, мы возвращаем себе свою энергию, которую раньше растрачивали на прокручивание мыслей, ситуаций и переживаний из прошлого или страхов за будущее.

Таким образом, осознанность позволяет стать человеку живым и настоящим, делать то, что идет из души, а не навязано кем-либо, следовательно, реализовывать себя и испытывать от этого подлинную радость и счастье.

Как же развивать осознанность?

На этом пути можно совершенствоваться постоянно, собирая нити внимания и со временем осознавая все больше и больше. Начать можно с самого простого, но ведь именно из маленьких, но постоянных усилий складывается большой результат.

Самые простые практики повышения осознанности

  1. Практика дыхания. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет.
  2. Осознанное принятие пищи. Принимая пищу, сосредоточьтесь на ее вкусе. Держа в руках кусочек хлеба, попробуйте осознать как он попал к вам, сколько сил и времени ушло, чтобы его приготовить, вырастить пшеницу, собрать, смолоть муку, расфасовать, выпечь, сколько сил и труда вложено в этот маленький кусочек. И какова его ценность.
  3. Сосредоточение на своих чувствах. Чтобы успеть проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать погружение в настоящий момент. Можно поставить таймер на часах. И когда прозвенит звонок, оставить свои дела и погрузиться в настоящий момент, спросив себя “Что я сейчас чувствую?”, пройтись внимание по телу, расслабить напряжение, последить за дыханием 5-10 минут. Эта практика не занимает много времени и отлично восстанавливает силы среди напряженного рабочего дня, освежает.
  4. Шар осознанности. Представьте в районе груди прозрачную сферу и сосредоточьтесь на ней и спросите себя: «Что я сейчас действительно хочу и что меня порадует?». Затем начните заполнять это шар приятными образами. Это открывает доступ к истинным желаниям нашей Души. Эту же практику можно использовать, чтобы определить истинное желание или навязанное. Поместите образ желания в этот шар Души и прислушайтесь к ощущениям. Если они приятные и радостные, то исполнение желания принесет вам радость, если нет, то вероятнее всего, желание навязано кем-либо.
  5. Осознанная работа с негативными эмоциями. Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием.
  6. Осознание своих мыслей. Если вы склонны вовлекаться в негативные мысли и прокручивать их часами, то попробуйте простое, но эффективное упражнение «Резиночка». Оденьте на руку резиночку и как только ловите себя на том, что вовлеклись в негативные мысли, не сильно, но ощутимо оттягиваете резиночку и щелкаете себя по руке. Осознанно переключайте свое внимание с плохих мыслей, как говорила известная Скарлетт О"Хара «Я подумаю об этом завтра», но не сейчас. Помните, что мысли - это вибрации, которые формируют вокруг вас поле и то, о чем думаете, то и притягиваете к себе.
  7. Если вас раздражает какой-либо человек. Любой человек откликается внутри нас каким-то чувством или состоянием. Например, мы читаем или слушаем кого-то и ощущаем, как что-то внутри нас резонирует и находит отклик. Мы испытываем приятные чувства по отношению к человеку. Но бывает и так, что смотришь на человека, а внутри рождается что-то неприятное, раздражающее, что не находит резонанса внтури. Осознанно идя по этому ощущению, найдите и локализуйте место в теле и затем начните расслаблять это напряжение, пока оно не уйдет. В результате практики вы заметите, что отношение изменилось на нейтральное и больше вас никак не задевает. Это работает очень эффективно, а с практикой еще и очень быстро.
  8. Осознание тела. Тело всегда начинает сигналить нам о нарушениях, но мы настолько поглощены своими делами или мыслями, что часто этого не замечаем. Пока не включается самый сильный сигнал - боль, которая говорит о том, что разрушение уже серьезное. Основная причина разрушений и болезней - это сжатие пространств тела, которое чаще всего происходит во время стресса. Сжатие не позволяет энергии течь спокойно и расслабленно. Это то же самое, что постоянно ходить со сжатыми кулаками. Кровь и энергия застаивается и со временем начинаются проблемы. Очень простую практику работы с телом можно выполнять перед сном. Нужно удобно лечь и начать скользить вниманием по своему телу, находить зоны напряжения и осознанно расслаблять их, если напряжение очень сильное, то можно его продышать, представляя, как вы с дыханием наполняете эту зону светом. Это способствует хорошему сну и оздоровлению.

Совершенствуясь в практике осознанности, можно выйти на новый уровень жизни. Когда осознаешь свое тело и его ощущения, понимаешь, что ты не есть тело. Когда ты осознаешь свои мысли, то понимаешь, что ты не есть мысли. Когда осознаешь свои чувства, то понимаешь, что ты не есть чувства. Когда осознанно относишься к желаниям, то начинаешь различать истинные желания Души от навязанных социумом. Когда входишь в состояние наблюдателя и начинаешь жить в настоящем, тогда ты становишься хозяином своей жизни, ума, тела, мыслей и чувств.

Что ты сейчас чувствуешь? — спрашивает Наталия, мой психотерапевт. Иногда я без труда выпаливаю: облегчение, тоску, безысходность. А иногда теряю контакт со своими чувствами, и кажется, не ощущаю ничего, кроме пустоты. Но это не значит, что чувства нет. Просто что-то мешает ему проявиться…

В начале психотерапии я была похожа на овощ. Если точнее — на капусту. Понадобилось больше четырех лет, чтобы, снимая лист за листом, приблизиться к сердцевине. Тогда я поняла — того, что мы знаем, мало. Сколько бы мы ни думали, какими бы умными и начитанными ни были, сколько бы стран ни объездили, мы никто, пока до конца не понимаем своих чувств.

Моя цель на год — развитие эмоциональной осознанности, чтобы научиться управлять собой и собственной жизнью. Хочу корректировать своё поведение, использовать чувства и их энергию для преодоления препятствий и . Все это я буду транслировать в блоге и в своем профиле в Инстаграм .

Перед тем как перейти к проекту, хочу рассказать, почему понимание природы чувств так важно для каждого из нас.

Эмоции = чувства?

В статьях, посвященных проекту, чувства и эмоции будут восприниматься как синонимы. Но между ними есть разница, которую важно понимать.

Эмоции описывают физическое состояние и генерируются подсознанием. Мы их не контролируем. Они имеют проявления, которые можно измерить или увидеть — расширенные зрачки, потоотделение, активность мозга, частота сердечных сокращений, выражение лица, уровень гормонов, изменение дыхания. Пол Экман выделяет 6 базовых эмоций — гнев, удивление, страх, радость, грусть и отвращение.

Чувство — это субъективная реакция на эмоцию, которая генерируется сознанием и зависит от нашего опыта. Два человека могут испытать разные чувства по отношению к одной и той же эмоции. Например, увидев паука, кто-то испугается, кто-то почувствует отвращение, кто-то — любопытство. Но в основе все равно будет лежать страх. Всего человек может распознать около 500 чувств. Но возможно, их гораздо больше.

Мы можем испытывать эмоции, не испытывая чувств, но не можем испытывать чувства, не испытывая эмоций.

Зачем нам эмоции

Когда мы радуемся, то не задумываемся, зачем нам чувствовать. Но переживая сильные негативные эмоции, хочется стать бездушной ящерицей. Психотерапевты говорят, что помимо физического у человека есть «эмоциональное тело», которое формируется с детства и выстраивает мимику, телесные привычки, влияет на способ жизни и отношения с другими людьми. Так зачем же нам все это?

  • Мотивация. Положительные чувства (успех, счастье) заставляют ставить и добиваться цели. Отрицательные чувства защищают от опасности. Страх не даст нам перейти улицу на красный свет, а чувство удовольствия заставляет знакомиться, создавать семьи и продолжать род.
  • Общение. Эмоции помогают общаться с другими людьми, выстраивать отношения и границы. Мы повышаем голос, когда злимся, улыбаемся и киваем, чтобы проявить интерес, прекращаем говорить, если видим, что человеку скучно. Нас привлекают люди, которые управляют своими эмоциями и строят свое поведение, учитывая настроение других.
  • Предпочтения. Эмоции помогают понять, что нам нравится, а что нет. Это влияет на выбор хобби, ценности, круг общения, работу, интересы, предпочтения в литературе, еде и спорте.

Не бывает плохих и хороших эмоций

Гнев не менее важен, чем счастье, а иногда полезнее радости. Не совсем правильно делить чувства на хорошие и плохие. Плохим, а скорее неприемлемым, может быть только способ их выражения.

Все, что мы чувствуем, сообщает ценную информацию о происходящем. Нельзя стремиться только к позитивным эмоциям, избегать и ругать себя за негативные. Вместо того, чтобы думать, что мы не должны испытывать раздражение, лучше сосредоточиться на том, что за ним прячется и почему.

Негативные чувства помогают достичь баланса и оценить переживания. Люди, которые стремятся испытывать исключительно положительные эмоции, со временем просто начинают игнорировать проблемы, которые действительно важны для формирования личности. Чем больше мы игнорируем неприятное, тем сложнее это пережить и оставить в прошлом.

Почему важно осознавать эмоции

До того, как я начала обращать внимание на то, что чувствую от момента к моменту, я не проводила параллель между своими эмоциями и действиями. Из-за этого я иногда неадекватно реагировала на действия других людей и не могла проявить сочувствие, когда это было необходимо.

Эмоции постоянно присутствуют в нашей жизни и влияют на все, что мы делаем.

Способность определять и выражать эмоции, понимать связь между чувствами и действиями и контролировать свое поведение называется эмоциональной осознанностью. Она является неотъемлемой частью .

Эмоциональная осознанность позволяет:

  • принять себя и осознать свои нужды
  • понять, что нравится, а что нет
  • проявить сочувствие к другим людям, когда они в этом нуждаются
  • общаться открыто и эффективно
  • принимать решения, основываясь на важных вещах, а не на импульсах
  • достигать целей
  • строить крепкие, здоровые и взаимные отношения
  • уменьшить силу стресса
  • перестать игнорировать разрушительные эмоции
  • избежать психосоматических заболеваний, которые развиваются как реакции организма на эмоциональные переживания
  • забыть про резкие скачки настроения
  • отдавать отчёт своим действиям и словам
  • запастись внутренней энергией и не растрачивать ее попусту
  • выражать свои потребности приемлемыми способами.

Как развить эмоциональную осознанность

Вот мы и подошли к главному. Перед тем, как продолжить читать, ответьте, пожалуйста, на 2 вопроса:

  1. Что вы сейчас чувствуете?
  2. Какие эмоции испытывали в последние несколько дней?

Возможно, вы ответили — у меня все “хорошо”, “не очень хорошо” или “нормально” и перечислили два-пять чувств. Наш запас эмоций не слишком разнообразный, потому что мы склонны делить жизнь на черное, белое и серое, и многим людям достаточно трудно назвать чувство которое они испытывают, независимо от его сложности.

Чем тяжелее нам понять, что мы чувствуем, тем сложнее контролировать это чувство. Мы думаем, что просто злимся на коллегу из-за того, что он не справился с задачей. Но на самом деле, это может быть тревогой из-за того, что теперь эту проблему нужно решить, ответственность лежит на вас, что скажет начальство, пострадает ваш имидж исполнительного сотрудника. В одном из сценариев мы ругаем коллегу, вызываем чувство вины, портим отношения. Или думаем, что эта ситуация для нас значит, пытаемся решить проблему вместе, понять, почему это произошло, сохраняем нормальные отношения.

Мы каждый день сталкиваемся с людьми, которые не могут выражать свои потребности здоровыми способами. Их легко вычислить по резкому тону, раздражительности, они срываются на близких и подчиненных, скорее всего они часто болеют, не понимая, что просто не могут осознать, что чувствуют, как с этим справиться и как попросить позаботиться о себе.

Несколько простых шагов для понимания и принятия своих эмоций.

  1. Сделайте привычкой включаться несколько раз в день, чтобы почувствовать, что вы ощущаете в разных ситуациях. Например, вы построили планы на выходные, отказали кому-то в просьбе или поговорили по телефону с родителями. Что вы чувствуете после этого? Просто заметьте и назовите. Это займет не больше пяти секунд, но станет отличным упражнением. Попробуйте заметить, как это чувство проходит, уступая место новым ощущениям.
  2. Оцените, насколько сильное чувство испытываете по шкале от 1 до 10.
  3. Делитесь своими чувствами с близкими. Это лучший способ превратить эмоции в слова. Такие разговоры сделают вас еще ближе, а отношения крепче. Можно делиться чем-то очень личным или повседневным. Помните, это не просто пересказ событий, это их чувственная оценка — на меня пролили соус в кафе и я разозлилась , или наоборот, мне стало жаль официанта, которого отчитал администратор.

Не нужно делить чувства на позитивные и негативные, просто замечайте, называйте и делитесь ими.

Проект 365 чувств

Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие.

Чувства — это совершенно особенный слой, освоив который становится гораздо проще стать счастливым и жить жизнью, которую любишь. Поэтому после прошлого года, который меня немного потрепал, у меня огромные надежды на проект 365 чувств.

  • Чтобы расширить свои знания об эмоциях, раз в неделю я буду выбирать одно из чувств и описывать его в блоге. Первым станет чувство стыда.
  • Я начну вести дневник чувств, куда на протяжении дня буду записывать то, что испытываю. Это поможет разобраться, какие эмоции преобладают в моей жизни, изучить те, которые не могу распознать, и понять, какие легко или сложно назвать.
  • Хочу больше обсуждать с близкими чувства, а не только события. Учиться проявлять сочувствие и понимать, что чувствуют другие, чтобы сделать отношения более крепкими, личными и доверительными.

Следите за проектом, а лучше - присоединяйтесь!

ГЛАВА 2.
отрывок из книги К.Штайнера "Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем".
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ

Почти все испытывают эмоциональный дискомфорт, когда к ним подходит бездомный нищий. Некоторые сразу пытаются отключить свои чувства, предпочитая делать вид, что нищего не существует или он по какой-то причине заслуживает такой судьбы. Другие чувствуют вину и, возможно, думают, что должны давать больше денег на благотворительность. Третьи будут возмущены и враждебны по отношению к нищим, рассматривая их как нежелательных нарушителей их жизни. Я реагирую по-разному. Иногда я чувствую страх или смущение, а иногда вину или злость. Если я решаю не помогать, то отворачиваюсь и ускоряю шаг. Если я решаю помочь, то даю несколько монет, не глядя нищему в глаза. Когда он говорит: «Благослови Вас Бог!», я не чувствую себя благословленным. Такая ситуация наводит меня на слишком много неприятных мыслей о том, каково это – быть нищим. Потом я радуюсь, что исключил незнакомца из своих мыслей. Если я не буду этого делать, то некоторое время буду взволнованным и выбитым из колеи. И неудивительно, что изменю свой маршрут, чтобы избежать бездомного, даже если придется перейти на другую сторону улицы.

В такие моменты моя эмоциональная реакция может показаться ненормальной и преувеличенной, но подумайте о своей реакции. Многие ли из чувств, которые я описываю, вы испытываете, когда оказываетесь в похожей ситуации? Что из описанного вы ощущаете, возможно, не осознавая этого? Большинство из нас не знает о той первой реакции, которую мы быстро подавляем в таких ситуациях. У вас бывают эмоциональные последствия после таких встреч? После них вы потрясены или остаетесь равнодушными? А может, испытываете злость, вину или становитесь самодовольными? Они наталкивают вас на мысли о «бессердечных» республиканцах, демократах, чей лозунг «облагай налогом и трать», или о богатых

мошенниках?

Обычно мы не замечаем этого, но большинство из нас каждый день лавирует в таких сложных эмоциональных морях. Водитель подрезает нас на оживленной магистрали, продавец грубит, друг держится холодно и отстраненно, партнер не принимает наши достижения. Нас переполняют эмоции, и мы можем знать или не знать о них. Рассмотрим причины этих переживаний, чтобы увеличить нашу осведомленность о них.

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ

Пятьдесят лет назад психоаналитик Эрик Берн положил начало трансактному анализу, когда разделил поведение людей (в психоаналитической терминологии – Эго) на два вида: архео-психика (он назвал это «Ребенок») и неопсихика («Взрослый»).

Состояние Ребенка связано с нашей эмоциональной природой, а Взрослый рационален и свободен от эмоций.

Берн считал, что эти два эгосостояния, а позже и третье, которое он назвал «Родитель», имеют «особые анатомические отображения» в мозгу: «Взрослый» расположен в коре головного мозга, а «Ребенок» находится в более примитивной его части.

Через какое-то время он допустил, что эго состояния чередуются и обычный человек может легко их выявить.

Теория эгосостояний Берна прочно основывается на двух основных научных направлениях: эволюции и неврологии.

Совсем недавно авторы работ в области эволюционной психологии предположили, что мозг состоит из «модулей», которые развились благодаря своим адаптивным качествам. Эти модули впервые были предложены Ноамом Хомским (Noam Chomsky), когда он предположил, что у всех людей грамматические навыки заложены на генетическом уровне, что порождает весь человеческий язык. Этот языковой модуль был подтвержден дальнейшими исследованиями в неврологии и эволюционной теории. Исследования показали, что подобные модули существуют для многих других способностей, таких как обработка визуальной информации или отношение к биологическому потомству. Стивен Пинкер (Steve Pinker) в своей книге «Как работает разум» представляет прекрасный отчет об умственных модулях эволюционной психологии. Эго-состояния – это три отдельных модуля, которые следует добавить в арсенал адаптивных способностей человека.

ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ

Осознанность о наших эмоциях и их функциях в эго-состоянии Взрослый находится в коре головного мозга –

неокортекс – и является темой этой главы. Но сначала я представлю Шкалу эмоционального осознания. (рис. 1)

Две крайности этой шкалы (нулевая осознанность и абсолютная осознанность) вряд ли встречаются в реальной жизни, но расстояние между ними можно плодотворно изучить.

Если вы хотите узнать, где находитесь на этой шкале пройдите ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ -

Ниже приведены описания каждого уровня шкалы.

ОНЕМЕНИЕ (Оцепенение)

Люди, находящиеся в этом состоянии, не знают ничего о том, что называют чувствами, – даже если они находятся под влиянием сильных эмоций. Как ни странно, другие люди зачастую знают больше о чувствах такого человека, чем он сам. Человек, находящийся в этом состоянии, не чувствует собственных эмоций, тогда как окружающие могут уловить их с помощью сигналов, таких как выражение лица, его покраснение и тон голоса, хотя он, вероятно, скажет о холоде и онемении, если его спросить, как он себя чувствует. Его эмоции находятся в сильной «заморозке», они недоступны для осознания. Его состояние похоже на состояние пациента, которому сделали анестезию и онемение заглушает боль от стоматологической процедуры.

Приведу в пример ситуацию Лукаса, успешного 38 летнего бухгалтера, и его жены Клары, с которыми я познакомился, помогая разрешить их семейные трудности. Клара в кратком рассказе слезливо поведала о своем гневе и обиде по поводу того, что между ними происходило. Я повернулся к Лукасу. Он выглядел напряженным, и ему явно было неловко.

«Как Вы себя чувствуете, Лукас?»

«Ну, я считаю, что она несправедлива».

«Хорошо. Мы можем поговорить о справедливости ее

высказываний позже, когда перейдем к вашей точке зрения.»

«Скажите, что вы чувствуете, когда она так говорит о вас?»

Он колеблется, ерзает в кресле, смотрит на меня недоуменно, задумывается и наконец говорит со смущенным видом:

Думаю, я ничего не чувствую».

Интересно... Давайте посмотрим, есть ли у вас какие-нибудь ощущения в теле? Некоторые люди чувствуют бабочек в животе, кусок в горле, болезненное покалывание или головокружение.

Ну, я чувствую какое-то онемение во всем теле. Сейчас не так сильно, а когда она говорила – да.

Так значит, вы ничего не чувствуете?

Не совсем так. На самом деле я чувствую, что я где-то далеко, как будто в тумане.

Для таких, как Лукас, это состояние незнания эмоций является привычным, оно наступает в ситуациях, которые у других могут вызвать сильную эмоциональную реакцию. Но в некоторых случаях эмоциональный барьер, за которым он живет, рушится и его гнев прорывается. Один или два раза в год Лукас ходит на пивные вечеринки. После них дома он становится отвратительным, эмоционально жестоким, а иногда громит мебель. Потом он трезвеет и наступает период отвращения к себе, он чувствует себя потрясенным и виноватым, эмоции сбивают его с толку и он не может распознать их. В конце концов онемение возвращается, и он снова становится отстраненным трудолюбивым бухгалтером. В психиатрии это состояние эмоционального онемения известно как алекситимия.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

На этом уровне эмоциональной осознанности физические ощущения, которые сопровождают эмоции, ощутимы, но это не сами эмоции. В психиатрии это называется соматизацией. Человек может чувствовать учащенное сердцебиение, но не знать, чего он боится. Он может заметить давление в груди, но не идентифицировать его как печаль и депрессию. Он может испытывать горячие приливы, озноб, тяжесть в животе, звон в ушах, покалывание или даже стреляющие боли. Он может испытывать все физические признаки эмоции, но не знать о самой эмоции. Однако людям можно помочь подняться на более высокий уровень осознанности, на какой бы отметке этой шкалы они не находились.

Например, Лукас обычно пребывает в состоянии онемения, но он может узнать о физических ощущениях, если спросить

его о них. Пока Лукас описывает свое состояние онемения, я продолжаю его расспрашивать:

Хорошо, это четкое описание того, что происходит с вами в эмоциональном плане, когда ваша жена на вас жалуется.

Но давайте рассмотрим вашу дальнейшую реакцию. Есть ли у вас какие-нибудь другие физические ощущения, которые

я описывал раньше? Еще что-нибудь происходит?

Еще у меня такое чувство, что мой лоб плотно обвязан повязкой».

Что-нибудь еще? – Я внимательно изучал его лицо – Чувствуете головную боль?

Не совсем, но такое ощущение, что голова скоро начнет болеть. Обычно у меня довольно сильные головные боли. Мне придется принять двойное обезболивающее, когда мы отсюда уйдем.

Когда люди находятся в таком состоянии эмоциональной неграмотности, они часто принимают лекарства, действие которых направлено на физические ощущения, вызванные эмоциями. Хотя эти лекарства могут иметь вредные побочные эффекты, они действительно на время помогают человеку, который пытается справиться со своими эмоциональными конфликтами. Они устраняют беспокойство, головные боли, боли в животе и другие физические ощущения, которые напомнили бы им об эмоциональных проблемах и на которые стоит обратить внимание. Следовательно, конфликты не исчезают, а эмоциональные проблемы остаются нерешенными. Такие препараты могут на время устранить или облегчить неприятные ощущения, но они нарушают химические процессы в организме и могут привести к вредным кратко- или долгосрочным последствиям.

Лукас, например, пьет алкоголь и кофе и принимает обезболивающие, продающиеся без рецепта, при болях в спине и головных болях. Его врач предупредил, что ибупрофен и парацетамол в сочетании с алкоголем могут навредить печени, поэтому он принимает аспирин, от которого у него начинается расстройство желудка, от которого он принимает антацид. Утром он выпивает две чашки крепкого кофе, чтобы проснуться, а потом весь день пьет диетическую колу с кофеином, чтобы поддерживать бодрость. Он курит, чтобы справиться с напряжением и тревогой. Вечером любит выпить «бокал-другой» вина, чтобы расслабиться и заснуть. Такое самолечение не помогает ему лучше себя чувствовать, но, по крайней мере, делает его дискомфорт сносным. Когда люди регулярно и в больших количествах принимают лекарства и/или алкоголь, то больше не могут точно интерпретировать сигналы своего организма.

Относятся ли эти сигналы к эмоциональному состоянию или химическим процессам, преувеличены они или приуменьшены, остаются ли в пределах нормы или говорят о болезни? Когда человек принимает лекарства часто и в больших количествах, очень трудно точно определить, что происходит на его эмоциональном уровне. Находясь в состоянии эмоциональной неосознанности, люди могут нанести большой эмоциональный вред другим. Сильные эмоции, оставшиеся непознанными, могут перерасти в иррациональное поведение. Люди ведут себя импульсивно, эмоционально или физически оскорбляют друзей и членов семьи, чувствуют себя чрезвычайно виноватыми, потом замыкаются в себе, ограничивая свою эмоциональную осведомленность и создавая уже привычный круг оскорблений, боли, онемения и увеличившейся эмоциональной неграмотности.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАОС (Хаотические переживания)

выразить словами. Именно поэтому я называю это первичным опытом: он похож на эмоциональный опыт младенцев и низших млекопитающих, которые явственно испытывают эмоции, но не могут назвать их. Человек в этом эмоциональном состоянии очень уязвим и поддается эмоциям, но не всегда может понять или контролировать их.

Находясь на уровне первичного опыта, он чаще сталкивается с постоянными неконтролируемыми эмоциональными всплесками и приступами импульсивности или депрессии, чем человек, чьи эмоции заморожены из-за неосведомленности, даже если периодически они выходят наружу. Люди на стадии примитивного опыта – это, как правило, те, кто первым сдается, когда стресс давит на всю группу. Они испугаются, будут плакать, прогуливать работу, много пить.

Лукас, как противоположный пример, работает в условиях крайне высокого давления и стресса. Во время подачи налоговых деклараций его признают как «холодную голову» и доверяют принимать важные решения. Сотрудники и руководители не считают его холодность особо привлекательной чертой, но руководство высоко ценит его за эффективность. Учитывая очевидный риск эмоциональности, некоторые люди считают, что эмоциональная осознанность и восприимчивость только мешают. Тем не менее, если долго работать, достижение высокого уровня эмоциональной грамотности и знание эмоциональной информации приведет к личной эффективности и власти, даже в нашем эмоционально неграмотном мире. Это станет возможным, потому что человек с высоким уровнем эмоциональной грамотности будет знать, как контролировать свои эмоции, когда и как их сдерживать или выражать.

Конечно, бывают ситуации, когда безжалостность, отсутствие сочувствия и эмоциональная холодность необходимы: для такой работы, как наемный убийца, инспектор, ответcтвенный за исполнение сокращения штата, или для службы в войсках специального назначения. В таких ситуациях высокий уровень эмоциональной осознанности сделает невозможным эффективное выполнение заданий. Вполне очевидно, что человеку, стремящемуся к овладению эмоциональной грамотностью, нужно избегать таких видов деятельности.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ или ВЕРБАЛЬНЫЙ БАРЬЕР

Эмоции зарождаются глубоко в примитивных частях нашего мозга, а осознание эмоций требует, чтобы мы использовали наш более развитый мозг – неокортекс, необходимый для речи, абстрактного мышления и рассуждения. Млекопитающие, у которых не развились функции речи, подражания, говорения, письма, планирования и символического рассуждения, не могут преодолеть хаотический или первичный уровень чувств. Человеческое существо, чей неокортекс дает возможность развить эти вербальные навыки, способно достичь более высоких уровней эмоциональной осведомленности.

Антонио Дамасио (Antonio Damasio) в своей замечательной книге«Чувство того, что происходит; Тело, эмоции и формирование сознания» дает отличное описание нейробиологии этого процесса. Осознание эмоций зависит от способности говорить о том, что мы чувствуем и почему. Язык эмоций тонко связан с обменом поглаживаниями, идентификацией эмоций и определением их причин, а также с выражением сожаления и стремлением к прощению. Чтобы преодолеть этот языковой барьер, нужно окружить себя людьми, которые положительно относятся к обсуждению эмоций. Как только человек сможет обсуждать свои эмоции с другим человеком, он сможет повысить осознанность о своих чувствах.

Изучение эмоциональной грамотности похоже на изучение нового языка. На самом деле изучение эмоциональной грамотности похоже на изучение диалектов английского языка, которые отличаются от стандартного разговорного английского, как, скажем, эбоникс (вариант английского языка, на котором говорят люди негроидной расы во всем мире). В эбониксе, афроамериканском диалекте, используются английские слова, однако он резко отличается от стандартного английского: другие синтаксические структуры и словарный состав, многих его слов нет в стандартных словарях. Все это необходимо, чтобы выразить желаемое значение. То же самое и с языком эмоциональной грамотности: используется другой тон голоса, слова объединяются в странно звучащие предложения, а также используется ряд неологизмов для передачи желаемого эмоционального содержания.

Эмоционально грамотное выражение может показаться бессмысленным слушателю, который не знаком с «эмоциональным языком», и он примет произносимое за абсурд. Человеку, говорящему на эбониксе, легче общаться с другим говорящим на эбониксе, они находят друг друга и общаются с удовольствием.

Так же и здесь: в мире, враждебном к эмоциям, умение говорить эмоционально грамотно позволяет чувствовать себя приятно, безопасно и спокойно.

Теперь перейдем к конкретизации того, как мы можем развить навыки эмоционально грамотного общения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. (Различение чувств)

Когда мы обсуждаем свои эмоции с другими, мы начинаем распознавать различные эмоции и их интенсивность, а также учиться говорить о них с другими. На этом этапе мы начинаем видеть различия между такими основными эмоциями, как гнев, любовь, стыд, радость или ненависть. Мы также понимаем, что любое чувство может быть различной интенсивности. Страх может изменяться от опасения до ужаса. Гнев – варьироваться от раздражения до ненависти. Любовь можно чувствовать на многих уровнях – от привязанности до страсти.

Когда мы преодолеваем вербальный барьер (некая виртуальная стена), то начинаем понимать, что зачастую испытываем несколько чувств одновременно. Некоторые из них сильные и очевидные, а некоторые – слабые и скрытые. Одни кратковременные, другие носят долгосрочный характер. Например, когда нас охватывает ревность, мы можем понять, что основным чувством является гнев в сочетании с более слабыми чувствами – чувством безответной любви и оттенком стыда. Некоторые испытывают ревность как сочетание страха и сильной ненависти.

Вернемся к нашему бухгалтеру Лукасу. Когда я спросил его,почему он так резко отреагировал на обвинения жены, он сказал:

Думаю, потому что я был немного раздражен.

Как насчет грусти? – спросил я.

Думаю, да. ... Да, и это тоже, – на этом он сделал акцент. – И еще боялся, что потеряю контроль, отвечу неподобающим

образом и раню ее чувства. Она такая ранимая.

Вы сильно злитесь? – снова спросил я.

Не очень, просто раздражен.

Но если вы не злитесь, почему вы думаете, что потеряете контроль?»

Думаю, все-таки злюсь

Он замолчал на минуту, и я заметил, что он покраснел.

Да, думаю, так и есть.

До бешенства?

Последовало долгое молчание. Теперь лицо Лукаса было очень красным. Обращаясь к жене голосом, полным чувства вины и страха, Лукас наконец выговорил:

Да, поразмыслив над всем этим, я могу сказать, что мне очень тяжело.

Я продолжал расспрашивать Лукаса, следя за тем, чтобы не «вкладывать свои слова в его уста». Когда я помог ему осознать свои эмоции, выяснилось, что Лукас чувствовал сильный, ослепляющий гнев по поводу обвинений его жены и очень боялся «перестать его контролировать» и «выплеснуть его на нее». И когда он об этом думал, то ощущал отчаяние и страх. Совсем неплохо для человека, который изначально утверждал, что ничего не чувствует.

ПРИЧИННОСТЬ.

Как только мы начинаем понимать истинную природу наших чувств, мы начинаем понимать и причины этих чувств: каково событие, которое вызвало эмоциональную реакцию, почему мы чувствуем гордость или ненависть, почему боимся.

Например, Питер начал ревновать свою подругу Дженнифер в тот вечер, когда заметил, что она смеется над шутками их друга Майкла. Сначала он не хотел признаваться, что ревнует, даже самому себе, потому что гордился своей уверенностью и спокойствием. Но он поймал себя на том, что был раздражительным с Дженнифер, и вынужден был признать, что ревнует ее.

Это подчеркивает неизбежность эмоциональной взаимосвязи между людьми. Кто-то может не согласиться, но мы вызываем чувства у других, а они – у нас. Мы начинаем изучать алхимию эмоций: то, как наши эмоциональные склонности (ранимость, агрессия или ревность) сочетаются с эмоциональными склонностями и поведением других людей.

В итоге мы можем исследовать и в большинстве случаев понять причины того, что чувствуем.

В данном случае явный флирт Дженнифер с Майклом заставил Питера ревновать. Питер, смущаясь, сказал Дженнифер о своей ревности. Она ответила, что не хотела вызвать у него такое чувство. Она объяснила, что после тяжелой рабочей недели просто была рада от души посмеяться. Теперь, когда она знала о ревности Питера, она решила уделять ему больше внимания, когда они находились в компании Майкла.

ЭМПАТИЯ. Сопереживание.

По мере того как мы изучаем различные эмоции, которые испытываем, и их интенсивность, а также причины их появления, понимание наших эмоций становится структурным и тонким. И потом мы начинаем воспринимать и интуитивно понимать подобные структуры и тонкость в эмоциях окружающих людей.

Эмпатия является одной из форм интуиции, в частности, в плане эмоций. Развитие эмпатии время от времени может напоминать ясновидение. Когда мы сочувствуем, мы не разгадываем, не видим и не слышим эмоции других людей, не думаем о них. Мы просто точно знаем, что чувствует другой человек. Предполагалось даже, что эмпатия на самом деле – шестое чувство, с помощью которого мы воспринимаем эмоциональную энергию, подобно тому как глаз воспринимает свет. Если это так, то эмпатия находится в интуитивном смысловом канале, отдельно от остальных пяти чувств, и непосредственно связана с нашей осведомленностью. Эмоциональная неграмотность приводит к тому, что в период формирования нашей личности нам не удается развить это шестое чувство. Недостоверная информация о чувствах, обесценивание чувств со стороны родителей или значимых взрослых, которое мы можем получить в детском возрасте, а также систематический отказ признавать интуитивные чувства приводит к ослаблению интуитивного чувства.

Некоторые люди – прирожденные эмпаты с высокой чувствительностью к эмоциям, другие же глухи к эмоциям. Большинство из нас находятся где-то посередине, и все мы можем обучиться или заново научиться эмпатии.

Существует риск, связанный с эмпатией. Эмпатический ответ – это сложное событие. Мы можем реагировать или не реагировать с сочувствием на эмоции других людей, и, можем не всегда знать собственную реакцию. С этой точки зрения идеальные отношения – те, в которых оба являются эмпатами, разбирающимися в своих эмоциях. Самые тяжелые отношения – это отношения между эмпатом и «антиэмпатом», когда один человек реагирует на эмоции, о которых другой даже не знает. Такие отношения могут быть очень неприятными, и, если длятся уже долго, могут стать невыносимыми для эмпата.

Эмпатия, как и все интуитивное, является неточной и имеет небольшую ценность, пока мы не выработаем способы объективно подтверждать достоверность наших ощущений.

Для примера, вернемся к ситуации Питера и Дженнифер. Дженнифер начала подозревать, что Питер чувствует себя все более неловко в присутствии Майкла. Интуиция подсказывала ей, что хотя поначалу Питер и отрицал это, но он ревновал.

Она не могла понять, почему, ведь она была очень нежной и внимательной с ним, когда они были наедине. Она думала, что ревность Питера, возможно, вызвана внешней привлекательностью Майкла, и удивилась: неужели Питер не уверен в своей внешности?

Дженнифер читала об эмоциональной грамотности и изучала некоторые приемы, которые она и описала Питеру. Когда Дженнифер решила спросить Питера, ревнует ли он, его первым импульсом было отрицание. Он считал, что его ревность

глупа, и ему было стыдно признаться в этом.

Говори честно, пожалуйста, – попросила Дженнифер Питера.

Ну, хорошо, я немного ревную, – признался он наконец.

Но Майкл меня не привлекает. Гораздо сильнее меня привлекаешь ты.

Нет, дело не в этом. Ты показала, насколько я тебе нравлюсь, – сказал он, смущенно улыбаясь. – Но ты же знаешь, каким косноязычным я иногда бываю. А Майкл такой непринужденный и веселый. Разве тебя это не привлекает?

Дженнифер задумалась на минуту.

Ну, возможно. Но ты по-своему забавный, когда мы одни. Во всяком случае, гулять с кем-то вроде него, конечно, весело, но ты – тот человек, с которым я хочу иметь отношения. Вокруг нас всегда будут наши знакомые, у которых есть качества, привлекающие нас, но я с тобой, потому что я тебя люблю.

Она обняла его, и они счастливо обнимались некоторое время.

Но теперь появилось нечто, что Питер хотел прояснить.

Могу я задать тебе вопрос по этому поводу?

Дженнифер с готовностью согласилась.

Я чувствую, что ты немного отстранена от меня, когда он рядом. На самом деле я боюсь, что ты теряешь ко мне интерес,

когда мы втроем.

Она была шокирована.

Конечно нет!

Но, поразмыслив над этим, она поняла, почему он себя так чувствует.

Понимаешь, я всегда считала невежливым, что-бы кто-то был нежным со своим спутником в присутствии человека без пары.

Я заметил, – Питер задумчиво кивнул.

Но, возможно, ты и прав, может, я зашла слишком далеко. Я думаю, мы бы могли держаться за руки иногда или сидеть ближе друг к другу, это не вызовет у Майкла неловкости. Я постараюсь делать это чаще. Я просто очень заботилась о том, чтобы быть тактичной.

Догадка Питера насчет того, что Дженнифер привлекало что-то в Майкле, подтвердилась. Подтвердилось также и то, что она избегала контакта с Питером, когда они были втроем. Но его страх по поводу того, что у нее был романтический интерес к Майклу или что Майкл затмил его, оказался ложным. Ему, наоборот, было приятно узнать, как сильно она хотела понравиться его друзьям и как старалась быть внимательной к чувствам других людей. Главные догадки подтвердились, опасения не оправдались, и он открыл нечто новое в Дженнифер – ее внимательность к его друзьям, которую он нашел очень привлекательной.

Иногда Питер считал признания Дженнифер в любви преувеличенными, но, услышав, как она спокойно объясняла, почему выбрала его, он вдруг стал более уверенным в ее любви. Руководствуясь догадкой о ревности Питера и начав

обсуждать это с ним, Дженнифер создала более крепкую, эмоционально грамотную связь между ними. Интуиция не подвела ее, и это позволило ей изменить свое поведение так, чтобы Питер чувствовал себя комфортно.

Это всего лишь один пример из многочисленных плодов эмоционально грамотного диалога. Мы развиваем понимание эмоций других людей, задавая вопросы, и, если человек не хочет раскрываться и честно об этом заявляет, мы не можем добиться прогресса. Честный вопрос и честный ответ является единственным средством усиления своих эмпатических интуитивных способностей. Процесс честного обсуждения и ответной реакции значительно повышает точность наших дальнейших эмпатических ощущений. Осознание собственных эмоций является необходимым условием для эмпатии, и мы учимся понимать интенсивность чувств других людей. Мы также учимся понимать, почему возникают эти чувства, и понимаем их иногда так же ясно, как свои собственные. В итоге, когда уровень нашей эмоциональной грамотности повышается, наше эмпатическое восприятие становится более точным и надежным. Мы учимся доверять своим чувствам и восприятию и быть более честными, говоря о них. Таких изменений можно добиться за счет постоянной коррекции нашего восприятия, анализа ответных реакций и исправления ошибочных истолкований.

Здесь важно различать эмпатию и сочувствие. Сочувствие является интеллектуальным процессом, с помощью которого мы можем судить об эмоциональном состоянии другого человека и даже визуализировать его. Это помогает нам понять и даже предсказать, как он или она может себя чувствовать и как действовать. Тем не менее сочувствие – не эмоциональный, а мыслительный процесс. Оно соотносится с эмпатией как канва, где рисунок закрашен по отмеченным номерам, и работа художника. Мы можем заполнить нужные участки правильным цветом или эмоцией, чтобы получить правдоподобное изображение реальной вещи, фактически не принимая участия в эмоциональном процессе.

Эмпатия же – совсем другое. Она затрагивает наши собственные эмоции: мы понимаем, что другие чувствуют, потому что мы чувствуем это в своих сердцах, а также визуализируем в сознании. Многие люди не могут сопереживать определенным эмоциям других людей. В таких случаях выражение сочувствия будет гораздо лучше, чем полное отсутствие осведомленности о чужих чувствах и эмоциях. Но сочувствие - это наименьшая форма эмоциональной грамотности. Чтобы

перейти на следующий уровень эмоциональной осведомленности, требуется настоящая эмпатия.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. (Интерактивность)

Как я уже говорил, в том, чтобы быть «просто» сочувствующим человеком, «эмпатом», если хотите, есть свои недостатки. Эмпат четко осознает сложную вселенную эмоциональной информации, которую другие в основном не воспринимают; какая-то информация болезненная, возможно, даже очень.

Если мы знаем, как другие себя чувствуют, это не обязательно означает, что мы знаем, что с этим делать. Кажется, что эмоциональное поведение людей требует ответной реакции, но ответ может не быть желанным или возможным. Обладание эмпатическими способностями в эмоционально неграмотном мире может буквально свести человека с ума; человек, обладающий даром эмпатии, должен знать, что делать со своими знаниями.

Эмоциональная интерактивность требует знаний того, как люди будут отвечать на эмоции друг друга и когда это взаимо-

действие может измениться в лучшую или худшую сторону. Это означает, что надо знать эмоции людей достаточно хорошо, чтобы предвидеть, как один человек отреагирует на гнев, страх или печаль и как другой ответит на любовь, проявление сексуальности, радость и оптимизм. Эмоциональная интерактивность основана на самом продвинутом уровне

осознанности, на способности понимать, что вы чувствуете, что чувствуют другие, и предвидеть, как будут взаимодействовать эмоции. В дальнейшем это позволит вам предугадать, как два разных человека, учитывая свойственные им эмоциональные наклонности, будут реагировать в определенной ситуации.

Эмоции сливаются, исчезают, нарастают и уменьшаются в присутствии друг друга и с течением времени. Интерактивная осведомленность помогает понять, как эмоции, подобно химическим веществам, объединяются, чтобы создать новые вещества, таким образом, чтобы никто не смог определить эти конечные вещества, изучая составные части. Эти комбинации могут быть творческими, инертными или взрывными, как в химической лаборатории. Способность предсказывать эти реакции может развиться благодаря накопленному опыту и мудрости. Сложное понимание того, как эмоции сочетаются (друг с другом, в человеке, между людьми), – это самый высокий уровень знаний об эмоциях.

Хотя все это звучит довольно сложно, простой пример применения этой мудрости на практике можно увидеть в ситуации, когда мой друг Дэвид представил свою новую возлюбленную Рамону своей дочери-подростку Робин, которая была застенчивой и возмущалась по поводу пассий своего отца. Дэвид знал, что встреча лицом к лицу за ужином может быть тяжелым испытанием для Робин, и вместо этого он решил, что его новая подруга должна поехать с ним, когда он будет везти свою дочь в другой город навестить ее мать. Это дало Робин возможность наблюдать за ним и его новой подругой, сидя на заднем сиденье и будучи не на виду. Таким образом, Робин могла понаблюдать за своей потенциальной мачехой. В такой ситуации у нее было больше шансов узнать Рамону поближе и начать симпатизировать ей, чем за неловким ужином, когда она нервничала бы из-за того, что находится в центре внимания. Знания Дэвида о том, что заднее сиденье машины – более подходящий вариант, чем ужин, основаны на высоком уровне осведомленности об эмоциональных взаимодействиях.

Другой, более сложный пример – ситуация Джона и Доны, пары, которая конфликтовала уже месяц. Джон злился из-за того, что Дона проводит все больше времени на своей новой работе; это была первая работа в ее жизни, которая действительно нравилась ей и давала возможность проявить себя. Джон привык быть основным кормильцем и чувствовал необъяснимую ревность и зависть. Он всегда был склонен к эмоциональным вспышкам и в последнее время чувствовал себя в опасной близости от потери самообладания. У Джона и Доны были хорошие отношения уже много лет, и Джон знал, что Дона любит его и доверяет ему. Но она боялась его проявлений гнева. После череды непродуктивных эмоциональных разговоров Дона начала эмоционально отдаляться от него. Джон все больше недоумевал. Думая, что же делать, Джон вспомнил, как у них с Доной были горячие разногласия во время обеда с ее сестрой Маршей. Присутствие Марши помогло Джону контролировать свой темперамент; Марша выступала в качестве спокойного адвоката Доны, который, казалось, помогал Доне настаивать на своем. Джон решил, что неплохо было бы пригласить Маршу на поздний завтрак в воскресенье, объяснив это тем, что ему нужна ее помощь в обсуждении работы Доны. Он обсудил идею с Маршей и после ее одобрения позвал Дону. Они втроем договорились хорошо провести время, и после приятной трапезы Джон осторожно предложил, чтобы Марша села рядом с Доной, когда он рассказывал ей, что чувствовал. Джон знал, что если он выпустит эмоции наружу при менее спокойных обстоятельствах, то может рассердиться и Дона будет потрясена. Он мог бы заставить ее проводить меньше времени на работе, но без серьезных эмоциональных последствий. Марша отлично подходила на роль посредника, потому что любила их обоих и не боялась Джона. Ее уверенное успокаивающее влияние дало Джону возможность говорить четко и уверенно и давало Доне силы противостоять его требованиям, не будучи запуганной.

С другой стороны, если бы Дона была другой и не боялась бы выслушать Джона, когда он возбужден и повышает голос, ситуация была бы совсем иной и использовался бы другой, возможно, более прямой подход, который не требует привлечения сестры Доны в качестве посредницы. Джон в равной степени был осведомлен о своих чувствах и склонностях

и о чувствах Доны. Он по опыту знал, как их разные стили поведения будут взаимодействовать, а именно что от волнения

он повысит голос, а она, скорее всего, подчинится, но позже будет несчастной и раздражительной. Он принял меры, чтобы предотвратить проблемы, которые могут возникнуть, если он будет действовать импульсивно. Такой тщательный анализ эмоциональной ситуации в отношениях является отличительной чертой человека, обладающего эмоционально грамотной интерактивностью (взаимодействием).

Интерактивность (взаимодействие) является часто используемым понятием в наш век общения. В этом контексте она относится к интеллектуальному взаимодействию, а не к пассивному восприятию. Интерактивная осознанность позволяет определять эмоции внутри и вокруг нас и видеть, как они могут быть сформированы для творческих целей, вместо того чтобы не замечать их и давать им выходить из-под контроля. Мы можем использовать нашу эмоциональную осознанность для получения более простых, позитивных и продуктивных интеракций. Интерактивность дает эмпатам возможность использовать их осознанность, чтобы ловко ориентироваться в сложных эмоциональных ситуациях. Интерактивность является связующим звеном между эмоциональной осознанностью, которая является предметом данной главы, и более крупной темой эмоциональной грамотности, которая является предметом изучения этой книги.

указать, что более высокий аспект эмоциональной осознанности вполне возможен. Может быть, есть понимание эмоций на

уровне, свойственном животным или другим живым существам, которое недоступно большинству людей. Возможно, вы, уважаемые читатели, обладаете такой осознанностью.

Если это так, я был бы благодарен, если бы вы сообщили мне об этом через мой веб-сайт:

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОСОЗНАНИЯ

Неокортекс (neocortical) взрослого человека, кроме речи и символического мышления, отвечает также за модуляцию и даже изменение более простых функций. Рациональное управление продолжением рода, агрессивными, защитными и аффилиативными процессами являются дополнительными продуктами эволюции коры головного мозга.

Однако, как отмечает Джозеф Леду (Joseph LeDoux) в своей книге «Эмоциональный мозг», существует явная асимметрия в том, как эти две части мозга влияют друг на друга, а именно комплекс рептилий (the reptilian brain) и лимбическая система (the limbic brain) гораздо больше влияют на неокортекс, чем наоборот, «что позволяет эмоциональному возбуждению доминировать и контролировать мышление». «Хотя мысли могут легко вызвать эмоции, нам не удается эффективно отключать эмоции».

Определённые эмоциональные расстройства проявляются в ситуациях, когда эмоции выходят из-под контроля. Расстройства, связанные с тревожностью, такие как фобии и социальная тревожность, связаны с тем, что события, которые обычно вызывают лёгкую тревогу, начинают вызывать неконтролируемый страх. Глубокая депрессия является печалью, которая вышла из-под контроля. Вышедший из под контроля гнев может привести к патологически антисоциальному поведению. В таких случаях эмоциональная грамотность стремится снять доминирование эмоций путем уравнивания влияния некортекса и нижних отделов мозга и включения контроля Взрослого над эмоциями.

Когда проблема заключается в том, что эмоции подавлены, целью является высвобождение чувств из сферы доминирования Взрослого или Родителя. Осознанность является важным аспектом личностной силы, но, как мы видим, она не является достаточной сама по себе, для изменений, которых требует эмоциональная грамотность. Когда эмоциональная осознанность человека увеличивается, он или она получает возможность изучать дополнительные навыки эмоциональной регуляции, необходимые для того, чтобы действовать все более и более эмоционально грамотно. Обучение грамотности и повышение осознанности являются важными уроками этой книги.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ

Эмоциональная осознанность – это неотъемлемая часть эмоциональной грамотности.

Вы можете проверить себя по шкале эмоционального осознания и узнать, на какой позиции находитесь.

Эта шкала снизу вверх выглядит следующим образом:

ОНЕМЕНИЕ.
Вы не осознаете свои чувства.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ.
Вы испытываете хаотические эмоции, но не знаете, какие именно. Вы не можете говорить о них

или понимать их.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАОС ИЛИ ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ

На этом уровне люди осознают эмоции, но воспринимают их как более высокий уровень энергии, который нельзя понять и

выразить словами. он похож на эмоциональный опыт младенцев и низших млекопитающих, которые явственно испытывают эмоции, но не могут назвать их.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.
Преодолевая вербальный барьер и говоря о своих чувствах, вы учитесь различать гнев, любовь, стыд, радость и ненависть.

ПРИЧИННОСТЬ.
Вы не только различаете эмоции, вы также понимаете их причины.