Отто бенга. Ота Бенга: пигмей из Бронкского зоопарка. Путешествие за океан

В первые годы отмены рабства несправедливость и угнетение по-прежнему обрушивались на темнокожих людей. Одно из самых поразительных свидетельств вышесказанному – история Ота Бенга, человека из африканского племени. В 1906 году Бенга стал экспонатом в доме обезьян, в зоопарке Бронкса. Именно экспонатом! Он был представлен посетителям зоопарка в клетке, как и остальные животные.

Жизнь Ота Бенга была трагической с самого начала. Его народ Мбити проживал в области, которая известна, как Бельгийское Конго. Войска под командованием короля Бельгии Леопольда убили жену Бенга и двух их детей, во время резни, которая возникла в результате спорного вопроса о контроле каучуковых деревьев в этом регионе. Бенга выжил случайно, будучи в это время не дома, а на охоте. Позже Бенга был захвачен работорговцами, а позже продан миссионерам за ткань и соль.

Из рук миссионеров Бенга попал на весьма необычную выставку, в которой и был экспонатом, причем одним из популярных: он был представлен, как единственный подлинный африканский людоед. Позже Бенга вернулся в Конго, где вновь женился, однако его жена умерла от укуса ядовитой змеи. После такой трагедии он не смог оставаться на месте и отправился обратно в Америку. Бенга остановился в музее естественной истории и вскоре стал зрелищем для посетителей музея.


От безысходности, в которую Бенга был загнан отсутствием финансов, он в конце концов был передан в зоопарк Бронкса. Он не сразу был помещен в вольер с обезьянами. Изначально этому человеку была предоставлено право передвижения по территории зоопарка. Позже, заметив значительный рост посетителей в зоопарке, которые хотели посмотреть на Бенга, администрация посадила его в вольер с обезьянами. Назвав новый экспонат «Африканская Малютка". Рядом была установлена табличка: «Африканская Малютка", Ота Бенга. "Возраст: 23 года. Высота: 4 фута 11 дюймов. Масса: 103 фунта. Привезен из Касаи, Свободное государство Конго, Южной и Центральной Африке. На выходных число желающих посмотреть на Бенга достигало 40 тысяч.


После долгого пребывания в зоопарке Бенга благодаря священнику Джеймсу Х. Гордону был отправлен в сиротский приют. Чтобы избежать постоянного внимания СМИ Бенга затем переехал в Линчбург, Вирджиния, где он приобрел более американский стиль одежды, улучшил свой английский, и стал работать на табачной фабрике, но мечтал он все же вернуться в родную Африку.


Первая Мировая Война сделала возвращение Бенга на родину невозможным. Со временем он становился все более и более подавленным и разочарованным. 20 марта 1916 года Ота Бенга застрелился из пистолета.

Ота Бенга

Фотография 1904 года.

Библиография

  • Adams Rachel Sideshow U.S.A: Freaks and the American Cultural Imagination. - Chicago: University of Chicago Press, 2001. - ISBN 0-226-00539-9
  • Bradford Phillips Verner Ota Benga: The Pygmy in the Zoo. - New York: St. Martins Press, 1992. - ISBN 0-312-08276-2
  • McCray Carrie Allen Ota Benga under My Mother"s Roof / Kevin Simmonds. - Columbia: University of South Carolina Press, 2012. - ISBN 978-1-61117-085-6
  • Parezo Nancy J. Anthropology Goes to the Fair: The 1904 Louisiana Purchase Exposition. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 2007. - ISBN 0-8032-3759-6
  • Smith Ken Raw Deal: Horrible and Ironic Stories of Forgotten Americans. - New York: Blast Books, Inc., 1998. - ISBN 0-922233-20-9
  • Spiro Jonathan Peter Defending the Master Race: Conservation, Eugenics, and the Legacy of Madison Grant. - Burlington, VT: University of Vermont Press, 2008. - P. 43–51. - ISBN 978-1-58465-715-6
  • Weaver Jace When the Demons Came: (Retro)Spectacle among the Savages // Ishi in Three Centuries / Karl Kroeber; Clifton B. Kroeber. - Lincoln: University of Nebraska Press, 2003. - P. 35–47. - ISBN 0-8032-2757-4

В первые годы отмены рабства несправедливость и угнетение по-прежнему обрушивались на темнокожих людей. Одно из самых поразительных свидетельств вышесказанному - история Ота Бенга, человека из африканского племени. В 1906 году Бенга стал экспонатом в доме обезьян, в зоопарке Бронкса. Именно экспонатом! Он был представлен посетителям зоопарка в клетке, как и остальные животные.

Жизнь Ота Бенга была трагической с самого начала. Его народ Мбити проживал в области, которая известна, как Бельгийское Конго. Войска под командованием короля Бельгии Леопольда убили жену Бенга и двух их детей, во время резни, которая возникла в результате спорного вопроса о контроле каучуковых деревьев в этом регионе. Бенга выжил случайно, будучи в это время не дома, а на охоте. Позже Бенга был захвачен работорговцами, а позже продан миссионерам за ткань и соль


Из рук миссионеров Бенга попал на весьма необычную выставку, в которой и был экспонатом, причем одним из популярных: он был представлен, как единственный подлинный африканский людоед. Позже Бенга вернулся в Конго, где вновь женился, однако его жена умерла от укуса ядовитой змеи. После такой трагедии он не смог оставаться на месте и отправился обратно в Америку. Бенга остановился в музее естественной истории и вскоре стал зрелищем для посетителей музея.


От безысходности, в которую Бенга был загнан отсутствием финансов, он в конце концов был передан в зоопарк Бронкса. Он не сразу был помещен в вольер с обезьянами. Изначально этому человеку была предоставлено право передвижения по территории зоопарка. Позже, заметив значительный рост посетителей в зоопарке, которые хотели посмотреть на Бенга, администрация посадила его в вольер с обезьянами. Назвав новый экспонат «Африканская Малютка". Рядом была установлена табличка: «Африканская Малютка", Ота Бенга. "Возраст: 23 года. Высота: 4 фута 11 дюймов. Масса: 103 фунта. Привезен из Касаи, Свободное государство Конго, Южной и Центральной Африке. На выходных число желающих посмотреть на Бенга достигало 40 тысяч.


После долгого пребывания в зоопарке Бенга благодаря священнику Джеймсу Х. Гордону был отправлен в сиротский приют. Чтобы избежать постоянного внимания СМИ Бенга затем переехал в Линчбург, Вирджиния, где он приобрел более американский стиль одежды, улучшил свой английский, и стал работать на табачной фабрике, но мечтал он все же вернуться в родную Африку.

Его семья была убита, а он стал рабом и жил в обезьяньем вольере в нью-йоркском зоопарке Бронкса. Такова была жизнь и судьба конголезца Ота Бенга.

Ота Бенга в нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году.

Его короткая жизнь – это результат политики колониализма и шарлатанской теории евгеники. Несмотря на то, что он подвергся самому унизительному обращению, Ота Бенга сделал все возможное, чтобы сохранить свое человеческое достоинство. Его трагическая история жизни началась в Конго.

Бельгийское Конго времен Ота Бенга

Многим конголезским подневольным рабочим отрубали руки за неповиновение во время колониальной оккупации Конго бельгийцами.

Король Бельгии Леопольд II положил глаз на огромные каучуковые плантации региона. Хотя новая колония должна была называться Свободным государством Конго – территория, равная по размеру Аляске плюс Техас – в ней не было ничего свободного. Это была личная собственность Леопольда II. Это был регион принудительного труда и массовых убийств. В этом ужасе и родился Ота Бенга.

Детство и юность

Ота Бенга в 1904.

Бенга родился в лесу Итури, на крайнем северо-востоке, в племени пигмеев Мбути. Они жили семейными группами от 15 до 20 человек, переезжающими из одной временной деревни в другую, в зависимости от сезона и возможности охотиться. Он женился и обзавелся двумя детьми. В конце 1890-х годов бельгийские солдаты обнаружили деревню Ота Бенга и убили всю его семью. В то время он был на охоте, поэтому ему удалось выжить.

Фунт соли, рулон ткани

Ота Бенга (второй слева) с соплеменниками

Однако вместо смерти или поиска новой семейной группы судьба дала Ото Бенга третий вариант. Вскоре в лесу его нашли торговцы рабами, которые посадили его на цепь и вывезли из леса, а затем заставили работать на плантациях. В 1904 году Ота Бенга увидел американский бизнесмен и исследователь Сэмюэл Вернер. Он путешествовал по Конго в поисках «полулюдей» для выставки на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе. Его задача заключалась в поиске африканских пигмеев, как «недостающих звеньев» в эволюции человека. Посмотрев на Ота Бенга, худощавого, очень черного, очень маленького человека со спиленными острыми зубами, Вернер решил, что это идеальный образец. Он купил его за фунт соли и рулон ткани.

Путешествие за океан

Группа Вернера привезла Ота Бенга в Сент-Луис, где он стал хитом Всемирной ярмарки 1904 года. Он и другие пленные африканцы быстро поняли, что толпа хотела видеть настоящих африканских «дикарей», поэтому они начали подражать танцам, которые подсмотрели у американских индейцев. Ота Бенга даже стал брать с посетителей по пять центов, чтобы продемонстрировать им свои спиленные зубы. После ярмарки Бенга даже на некоторое время вернулся с Вернером в Африку. В 1905 году он поселился у другого конголезского племени Батва и женился, но его жена вскоре умерла от змеиного укуса. В конце концов, Бенга вернулся с Вернером в США в 1906 году.

Дальнейшая жизнь Ота Бенга

Газета New York Times и анонс о пигмее Ота Бенга, новом «экспонате» зоопарка Бронкса

Вернувшись в Штаты в 1906 году, конголезец оказался в Американском музее естественной истории, где он снова «веселил» посетителей, притворяясь бормочущим получеловеком. В музее к нему относились хорошо, пока директор не отказался выплачивать Вернеру деньги за демонстрацию Ота Бенга, поэтому в итоге Вернер начал «сдавать» конголезца зоопарку Бронкса, где его определили на территорию обезьян. Бенга было разрешено свободное передвижение по зоопарку, но его «спальное место» было именно на участке приматов. Его демонстрировали в рамках выставки Нью-Йоркского антропологического общества по эволюции человека.

Местное черное духовенство было возмущено «экспонатом» и потребовало освобождения Ота Бенга; они даже обратились с этим требованием к губернатору. Бенга была в конечном итоге освобожден и отправлен жить в приют для чернокожих. Его новый опекун Джеймс Гордон вставил ему зубы, определил в школу для чернокожих детей и даже нашел ему работу на табачном заводе.

К 1914 году Бенга решил вернуться в Африку. Жизнь в Америке была не для него. Он накопил денег и стал искать возможность уплыть на родину. К этому времени Леопольд II был мертв, и бельгийский режим в Конго значительно ослабел. Увы, но разразилась Первая мировая война, большинство перевозок остановились, а немецкая оккупация Бельгии существенно осложнила возвращение Ота Бенга на тот момент. У конголезца началась депрессия от мысли о невозможности вернуться домой, и 20 марта 1916 года 32-летний Ота Бенга застрелился.

«Если факты не подтверждают теорию, то от них нужно избавиться».
Закон Майерса
Как мы уже говорили в предыдущих статьях, после появления на свет эволюционной теории о происхождении человека от «обезьяноподобных предков», дарвинисты и иже с ними начали вести активные поиски останков «переходных форм». Как показала история – «чересчур активные поиски». Появилась на редкость живучая теория о том, что в других, «более отсталых частях света, чем Европа», найдутся не только останки, но и живые особи (!) обезьяночеловека. В этих поисках пламенные эволюционисты всех мастей не останавливались ни перед чем. Пока не доигрались до «цивилизованной дикости»!

Впрочем, доигрались ли?

Примером цивилизованного варварства является история с Ота Бенгой. Ота Бенга происходил из африканской народности пигмеев, и к моменту встречи с Семюелом Филипсом Вернером (Samuel Phillips Verner) был женат и имел двоих детей. За несколько кусков ткани и немного соли американский путешественник, а по совместительству «исследователь» Сэмюэл Вернер купил Ото Бенгу в Бельгийском Конго в 1903 году. До этого Ота Бенга был захвачен другим племенем и находился в рабстве. Просвещенный европейский исследователь заковал в цепи «живой экспонат» и доставил в свободную Америку. То была типично американская циничная деловая сделка, не первая, и, увы, не последняя. У Вернера был заключен договор со Всемирной ярмаркой в Сен-Луи, по которому он обязался привезти несколько «живых экспонатов» в Америку, для «наглядной демонстрации» теории Дарвина.

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882). Отец эволюционной теорииДля тысяч посетителей выставки летом 1904 года экспозиция антропологического отдела служила «наглядным доказательством» того, что люди прошли путь от черных дикарей Африки до белых хозяев цивилизации. «Прогрессивные» органы печати наперебой публиковали статьи о «недостающем звене – полуобезьяне-получеловеке».

В музейном заточении Ота Бенга был не один, а в компании с индейцами, филиппинцами, азиатами. Для «живых экспонатов» реконструировали хижины и целые деревни. «Экспонаты», а вернее «гости», как цинично называли выставленных на обозрение голых мужчин, женщин и детей, были в ужасе. Американцы вели себя как всегда цивилизованно: бросали к гостям непотушенные сигареты, всякий мусор. Когда пришла холодная осень, «экспонатам» не разрешили одеться, потому что это «нарушило бы принцип аутентичности выставки».

Ота Бенга. 1904 год. Черное рабство горемыка променял на просвещенное белое рабствоЗатем, было решено отправить «экспонаты» домой, в Африку, но, увы, от хижины Ота Бенги ничего не осталось, а все родственники умерли. После целого ряда историй Вернер решил свою коллекцию (шимпанзе, змеи, жуки, статуэтки из слоновой кости) вместе с Ото Бенгой передать на хранение в Американский музей естественной истории в Нью-Йорке. Ну а потом «живой экспонат» направили в обезьянник зоопарка Бронкса. Ота Бенге было милостиво позволено гулять по территории зоопарка. Вскоре руководству зоопарка в голову пришла, как говорят американцы, блестящая идея: запереть «экспонат» в клетку с орангутангом по имени Дохонг. Для пущей убедительности по клетке были разбросаны кости. Руководство зоопарка не раз заявляло «о чести иметь такую редкую переходную форму в своем зоопарке».

Тысячи посетителей пришли в зоопарк в первый же выходной, и свободолюбивая New York Times отметила в передовице: «Человек и обезьяна, живущие вместе, являются гвоздем сезона в зоопарке Бронкса». И далее (внимание, Читатель!): «…Хорошо, что Бенга не способен на глубокие переживания, иначе вряд ли бы он гордился собой, проснувшись утром и обнаружив, что живет под одной крышей с орангутангами и обезьянами».

Счастливому «экспонату» было милостиво позволено гулять по территории зоопаркаДалее, Уважаемый Читатель, приведу две цитаты. Одна принадлежит Хорнадею, директору упомянутого зоопарка, яростно защищавшему «научную выставку», а вторая знаменитой «Times», и станет ясно, как можно будет всего через 10 лет на глазах всего «цивилизованного мира» безнаказанно вырезать 1,5 миллиона армян в Османской Империи, через 30-40 лет уничтожить 6 миллионов евреев в Европе и стереть с лица земли с помощью «Малыша» японские города.

Хорнадей: «Мы неустанно заботимся о своем маленьком собрате. Ему выделена одна из лучших комнат в помещении для приматов».
Times: «Абсурдно жаловаться на выдуманные унижения, от которых он якобы страдает. Идею о том, что люди в основном одинаковы, только одни имеют возможность учиться по книгам, а другие нет, пора выбросить на свалку» (выделено мной). Зиг хайль, господа демократы!

В марте 1916 года Ота Бенга выкрал револьвер и покончил с собой. Хорнадей в «Lynchburg News» заявил, что самоубийство Ота Бенги его не удивило. «По-видимому, он чувствовал, что скорее умрет, чем будет зарабатывать на жизнь».