П де хох мать описание картины. Неочевидное вероятное: Питер де Хох. голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом

~ Питер де Хох или де Хоох ~ - - голландский живописец дельфтской школы

Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам - после 1684, Амстердам) - голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны, известно очень мало.

Биография

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта.

В разные годы он жил и работал в Лейдене, Гааге и Амстердаме. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме.

В творчестве де Хоха различают три периода:

В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
Наиболее значительные работы - домашние интерьеры, семейные портреты - были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.

Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.

Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов - дерева, стекла, камня, ткани. С особой тщательностью Хоох изображал немногочисленных действующих лиц, поглощённых каким-либо незамысловатым занятием.

По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому. Подобно работам Вермеера, жанровые сцены де Хоха лишены сентиментальности, хотя современники могли при желании видеть в них аллегории на темы кальвинистской морали.

Сельский дом. 1663-1665.

Два пьющих вино мужчины и женщина в беседке. 1658.
Национальная галерея Шотландии. Эдинбург

Кладовая. Ок. 1658.
Государственный музей. Амстердам

Мать у колыбели. 1661-1663.
Картинная галерея. Берлин


Музицирующее семейство. 1663.
Музей Искусств. Кливленд


Игроки в карты. 1663-1665.
Лувр. Париж


Кормящая мать, служанка и ребёнок. 1663-1665.
Музей истории искусств. Вена



Утро молодого человека. 1655-1657.
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва

Женщина, взвешивающая золото. Ок. 1664.

Весёлые бражники. Ок. 1650.
Картинная галерея. Берлин

Задний двор. 1658.
Национальная галерея. Лондон

Хозяйка и служанка. Ок. 1660.
Эрмитаж. Санкт-Петербург

Великие полотна, выполненные кистью этого художника, сегодня считаются одними из самых ценных экспонатов коллекции мирового искусства, но многие факты его биографии до сих пор скрыты от глаз современного поколения.

Голландский живописец Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629-1684) был последователем дельфтской школы и, подобно , в своем творчестве сделал выбор в пользу изображения повседневного быта и экспериментов со светом.

Ему удалось достичь известности в художественном мире, хотя изначально его судьба могла сложиться совершенно иначе.

Родившись в семье каменщика и повитухи, мальчик должен был освоить профессию отца, чтобы в будущем обеспечить куском хлеба себя и своих стареющих родителей. Безусловно, тогда никто не замечал таланта ребенка, и речь не заходила о том, чтобы отправить его учиться изобразительному искусству. Все изменилось, когда подросший и окрепший Питер принял собственное волевое решение.

В 17 лет юноша перебрался из Роттердама в Харлем и поступил в мастерскую известного живописца Николаса Берхема, который был всего на девять лет старше своего ученика. Казалось бы, из-за незначительной разницы в возрасте молодые люди должны были хорошо понимать друг друга. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Да и с тем, что подмастерья не искали собственный стиль, а копировали картины своего учителя, Питер не мог смириться. За два года итальянские ландшафты и пасторальные сценки настолько надоели юному мастеру, что он не возвращался к этим сюжетам на протяжении всего творчества.

В 1648 году Хох ушел из мастерской Берхема и пару лет перебивался с хлеба на квас, отдавая себя совершенствованию мастерства. Несколько позже примером для него стали харлемские жанристы из круга , от которых он перенял любовь к бытовым и военным сценам. Под влиянием этого интереса на свет появились многочисленные картины, которые предваряли появление «двориков» и «интерьеров».

В 1650 году Питер поступил на службу к Юстусу де ла Гранже. При богатом торговце тканями Хох выполнял сразу две работы: отменно справлялся с обязанностями камердинера и писал картины, которые так любил коллекционировать Юстус. Подобная двойная жизнь нравилась Питеру, а отношения с хозяином оставались хорошими на протяжении десяти лет. Поэтому художника не смущало, что днем он чистил костюмы де ла Гранже, а вечером писал для него настоящие произведения искусства.

Питеру не нужно было думать о том, что завтра есть и где жить. Вдобавок к этому художник получил еще один приятный и немаловажный для развития творческого потенциала бонус в виде путешествий по миру. По торговым делам Хох вместе с де ла Гранже посетил Гаагу, Лейден, Амстердам и Делфт, где не только заводил важные деловые знакомства, но и привозил целый «багаж» впечатлений. Хотя последние редко находили сюжетное воплощение в творчестве Питера.

К концу 1650 года Юстус де ла Гранже переехал в Делфт, куда за хозяином последовал и Питер де Хох. Именно здесь мастер написал свои лучшие работы, где заметен его повышенный интерес к перспективе и пространственной организации композиции, которых были лишены его первые полотна.

Отныне палитра художника состояла преимущественно из светлых или коричневых тонов, точная выверенность светотеневых и цветовых соотношений усиливали ощущение пространства и наличия воздушной среды, а излюбленной композицией Питера стал вид из окна или двери на природу или другой дворик.

В Делфте художнику приходилось не так просто, как кажется. Он по-прежнему жил в доме Юстуса де ла Гранже, привел туда свою молодую жену и там же воспитывал многочисленных детей, которые рождались один за одним. Чтобы прокормить семью и окончательно не сесть на шею своему хозяину, Хох рисовал картины не только для себя и Юстуса, но и для сторонних заказчиков, которые предлагали ему неплохую плату за творческий труд.

Когда Юстус де ла Гранже принял решение переехать в Америку, Питер де Хох понял, что больше ему незачем оставаться в Делфте. Дело было не в условиях для жизни, а в условиях для работы, ведь к тому времени творческий Олимп занял один Вермер, ставший единственной звездой делфтской школы. Поэтому Питер вместе с семьей переехал в Амстердам.

За долгие годы службы у де ла Гранже художник накопил достаточно средств, чтобы первое время обеспечивать жену и детей. Но деньги уходили как песок сквозь пальцы, а искушенные амстердамские любители искусства не спешили заказывать картины. Питер решил изменить стилистику, посчитав, что причина его творческих неудач кроется в простоте работ. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Но Хох был прост по своей сути, поэтому плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». К тому же в Амстердаме уже имелись свои живописцы, которые рисовали сценки патрицианского быта. Эти сюжеты были тоже неведомы Питеру, потому что жизнь сильных мира сего он изображал не как сторонний наблюдатель или непосредственный участник, а как слуга, что явно не вызывало интереса у зрителя.

Из-за небольшого спроса художнику приходилось постоянно снижать цены на уже готовые картины и браться за написание новых, совершенно не свойственных ему сюжетов. Но это было необходимо для того, чтобы прокормить постоянно увеличивающуюся семью.

К середине 70 годов у художника вовсе не осталось средств для существования. Старшие дети не нашли достойной работы и не могли обеспечивать пожилого отца. Постоянные волнения пошатнули душевное и физическое здоровье Питера, его рассудок стал мутиться: он ни с кем не разговаривал и никого не узнавал.

Свою жизнь мастер, некогда писавший удивительно светлые, жизнерадостные и целомудренные картины, закончил в одном из сумасшедших домов Амстердама.

голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом

Биография

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме . В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта .

В разные годы он жил и работал в Лейдене , Гааге и Амстердаме. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме.

Периоды

В творчестве де Хоха различают три периода:

  • В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
  • Наиболее значительные работы - домашние интерьеры, семейные портреты - были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.
  • Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.

Стиль

Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов - дерева, стекла, камня, ткани. С особой тщательностью Хоох изображал немногочисленных действующих лиц, поглощённых каким-либо незамысловатым занятием.

По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому. Подобно работам Вермеера, жанровые сцены де Хоха лишены сентиментальности, хотя современники могли при желании видеть в них аллегории на темы кальвинистской морали.

Питер де Хох или де Хоох (20 декабря 1629, Роттердам - 24 марта 1684, Амстердам) - голландский живописец

Биография Питера де Хоха

Питер Де Хох родился 20 декабря 1629 года в Роттердаме, в семье каменщика. В 1645 году он начинает учиться живописи у Николаса Берхема в Харлеме. Изучая работы великих мастеров, Хох особенно восхищается Рембрандтом и Фабрициусом.

После учебы ездит по разным городам, живет в Гааге и Амстердаме, где делает свои первые шаги в самостоятельной живописи.

Самым рьяным поклонником Хоха становится купец Делагранж. В его списках товаров фигурирует более десятка картин художника.

Творчество Питера де Хоха

Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.

Де Хох «изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков («Дворик»; «Пряха», около 1658, Букингемский дворец, Лондон; «Хозяйка и служанка», Эрмитаж; «Мать у колыбели», Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660, и др.). В колорите зрелых произведений де Хох преобладают тёплые золотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета.»

В 1660 году художник переезжает в Амстердам. В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника, он переезжает на окраину Амстердама.

Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов.»

Работы художника

  • Весёлые бражники (около 1650). Картинная галерея, Берлин
  • Женщина с корзиной бобов в огороде (1651). Художественный музей (Базель)
  • Служанка и солдат (1653). Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Утро молодого человека (1655-1657). Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
  • Дворик в Дельфте вечером (1656-1657) Королевская коллекция
  • Солдаты, играющие в карты (1657-1658). Частная коллекция


  • Материнская обязанность (1658-1660). Государственный музей, Амстердам
  • Спальня (1658-1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон
  • Хозяйка и служанка (около 1660). Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Женщина с ребёнком и служанка (1663-1665). Музей истории искусств, Вена
  • Женщина, передающая деньги служанке (1670). Музей искусств. Лос-Анджелес
  • Музыкальный вечер (1677). Национальная галерея, Лондон

В собрании Уоллеса (Wallace Collection) есть картина Питера де Хоха «Женщина чистит яблоки». «Типичная для его тщательно скомпонованных , светлых интерьеров , картина является прекрасным примером инновационного вклада де Хоха в голландское искусство семнадцатого века . Вот мать , показывающая дочери, как чистить яблоки , - образец для подражания, в то время как сопровождающая тема супружеской любви представлена ​​амуром на пилястре камина . » (Из текста, сопровождающего картину на сайте музея)

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, 71х54 см, 1663, Wallace Collection , Лондон, Англия


День клонится к вечеру. Под двусветным окном, через которое в комнату вливается яркое солнце, сидит миловидная женщина лет двадцати пяти. Из-под чепчика на плечи спадают слегка вьющиеся темные волосы. На ее шее – ожерелье из крупных предметов.

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Прическа»


Женщина чистит яблоки. У нее на коленях – полное плетеное блюдо. На низенькой подставочке перед ней – блюдо поменьше, она складывает туда очищенные яблоки. Почистить она успела немного – видно только два. Третье у нее в руках, она только что сняла шкурку. Стоящая рядом девочка забирает у мамы ленточку кожуры.

Девочка в чем-то сомневается, в ее взгляде, устремленном на мать, читается вопрос. Может быть, ей хочется сделать, как мама, и она просит об этом? Может ли мама дать ей нож, чтобы она сама почистила яблоко? Вероятно, мама отвечает ей, что она еще слишком мала, чтобы ей можно было работать ножом, что надо еще подрасти (на девочке платье с поводками, на вид ей не больше 4-5 лет). А может быть, дитя просто хочет съесть кожуру?

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Одежда девочки»


Слева от них – камин. По торфяным брикетам бежит огонь, над которым висит немаленький котел, закрытый крышкой. Наверное, чистка яблок как-то связана с этим котлом. Что они будут варить – компот или варенье? Скорее, варенье – яблок достаточно.

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Камин»


Камин богато отделан: стенки выложены дельфтской плиткой, пилястры камина – изразцами с рельефами, золотого цвета. Сюжеты не очень просматриваются ни на плитках, ни на изразцах, но можно четко различить путти с каким-то подобием виноградной кисти на изразцах и что-то похожее на детские игры на плитках. Над камином – ламбрекен по периметру.

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Пилястра камина»


В простенке между камином и окном висит маленькое зеркало в черной раме. Даже такое маленькое зеркало стоило больших денег в те времена. Видимо, поэтому оно висит настолько высоко, чтобы его нельзя было случайно задеть и уронить.

Есть еще свидетель состоятельности хозяйки – мозаичный пол, в мозаике чередуются охряные и белые плитки. *

На картине де Хоха миловидная женщина вместе с дочкой чистят яблоки...

* Как пишут историки искусства, Питер де Хох (как, впрочем, и его собратья по цеху) с какого-то момента своей жизни начал приукрашивать полотна, рисовать то, что хотелось бы потенциальному покупателю, а не то, что было на самом деле. В этой картине есть какой-то диссонанс: занятие обыденное, а одежда – чуть ли не парадная. Отсюда вопрос (на который нет ответа): это чей-то портрет, заказ, или придумано абсолютно все?