Перечень компонентов музыкально развивающей среды доу. Музыкальная предметно-развивающая среда мбдоу. Для организации музыкальной предметно-развивающей среды, необходимо соблюдать условия, обеспечивающие полноценное развитие и формирование личности ребенк
«Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ»
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт, она стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексности и глубокого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;
Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастные различий детей.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходиться 30 минут, в старшем - 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности.
Самостоятельность является постоянно развивающимся качеством личности. Основы ее закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее ее развитие как личностного качества в период дошкольного детства, связано с основными видами деятельности. Проявлению активности, инициативы у детей способствует не только различные виды детской деятельности, но и предметно-развивающая среда группы, которая должна быть создана согласна перечисленным выше принципам. Необходимо чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность
Детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода воображения творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельной деятельности детей является музыка в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада, она может звучать на прогулках во время утренней гимнастики, на праздниках. Музыка становит одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное
эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет во всех видах деятельности.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности, является предметность.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки;
2. Воспроизведение музыки;
3. Музыкально-творческая деятельность.
Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.
Какие игрушки и пособия понадобятся:
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты), диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны), ударные
Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки
Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Весело-грустно», «Сколько нас поет» и т.д.
Атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы деодемки
Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки
Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д. атрибуты, шапочки маски для игр, деодемки - в физкультурном уголке, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.
Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, использую при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности, художественно- речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы всего ДОУ.
Цель
:
повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной
предметно-развивающей среды в группах, мини-центров, способствующей
гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим
ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи
:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной
предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное
развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом
требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей
эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом
гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на
пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один
вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом
вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на
ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по
возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям,
действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать,
сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по
трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность
определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного
возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей,
имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали,
вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда
сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей
среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают
желание действовать с ними.
Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей среды в группе. Их содержательность имеет интегрированный характер, так как там сосредоточены не только музыкальные инструменты, но и разные виды театров, атрибуты национальной культуры.
Театральные ширмы, музыкальные уголки оборудованы с соблюдением всех мер безопасности; располагаются в доступном месте для детей. Оборудование может легко перемещаться в разные уголки групповой комнаты, образуя при этом музыкально-театральную студию, музыкальный музей. В музыкальных уголках в группах детей старшего дошкольного возраста более широко представлены музыкальные инструменты, технические средства, наглядная информация о жанрах музыки, композиторах: альбомы, папки-раскладушки, DVD- диски с концертами, дидактическими музыкальными играми, слайдами, тематическими презентациями. Для музыкально-театрализованной деятельности изготовлены мобильные декорации, атрибуты костюмов к художественным и музыкальным произведениям, которые используются и в группах, и в музыкальном зале. В каждой возрастной группе используются определённые виды театров. Тематические выставки, экспозиции к знаменательным датам в мире музыки дают возможность детям через иллюстрации, картины, специально подобранные предметы, игрушки глубже понять и воспринять музыкальное произведение. Подобные выставки могут оформляться и в музыкальном зале, и в группе.
При создании
музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для
детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация
оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки,
иллюстрации, бутафор¬ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и
т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания
игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя
музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого
музицирования:
· с
хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино,
металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с
фиксированной мелодией (шарманки, ор¬ганчики);
· с одним
фиксированным звуком (дудки):
· шумовые
(бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначе¬ния частей произведения и др. Эти пособия используются для
развития сенсорных музы¬кальных способностей, знакомства с элемен¬тами
нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный
букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы,
аудио и видео¬кассеты, видеодиски).
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или
чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные,
птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен,
выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального
руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей
звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на
развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха –
«К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического
слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические
кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки,
маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с
разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в
предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о
животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных
инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на
фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие
для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки,
елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в
предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в
исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости,
музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать
задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие
звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто
как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие
динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти –
«Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая
группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и
маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для
фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно
авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для
инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества
(например, к стихам А. Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла
танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные
картинки».
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три
медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха
«Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков
(долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на
различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три
кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь,
флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз.
молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи,
бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными
наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007»)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты
-Ручные знаки (5ст.)
-Портреты композиторов
Подготовительная
группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к
поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к
песенному творчеству.
-Иллюстрации к музыкальным сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей,
индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального
поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и
в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с
усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм.
кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян,
гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.
Музыкально –
обогащенная среда – предметно – развивающая среда группы,
обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет
ребенку накапливать музыкальный опыт. Эта среда стимулирует развитие
самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной
субкультуры. Стратегия и тактика построения среды определяется
особенностями личностно – ориентированной развивающей модели
воспитания, и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при
взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности,
творчества;
Принцип стабильности – динамичности;
Принцип комплексности и гибкого
зонирования;
Принцип эмоциогенности среды,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов и эстетической организации среды;
Самостоятельность является постоянно развивающим качеством
личности.
Основы её закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а
дальнейшее её развитие как личностного качества в период дошкольного
детства связано с основными видами деятельности. Каждый из них
оказывает особое свое влияние на развитие активности, инициативности,
на поиск ими адекватных средств самовыражения. Проявлению активности
способствует и предметно – развивающая среда группы, которая должна
быть создана согласно перечисленным выше принципам.
Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и
корректировал самостоятельную деятельность детей разнообразными
ситуациями, требующими нестандартного подхода, воображения, творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельно деятельности детей является музыка, в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада. Она может звучать на прогулках, во время утренней гимнастики, на праздниках.
Музыка становится одним из эффективных средств, обеспечивающих
положительное эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому
дошкольник успешно проявляет себя во всех видах деятельности.
Обогащаем
при помощи музыки самостоятельную деятельность детей.
Активно используем музыку во время режимных моментов и
самостоятельной детской деятельности. Помимо использования музыки в
организации педагогического процесса, обогащаем музыкой практически всю
ООД.
Обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным
тематическим уголкам для организации самостоятельной работы детей. Это
аудио и видеоматериал, всевозможные альбомы, посвященные песням из
детских мультфильмов и фильмов. Для детей, умеющих читать можно
использовать функцию «караоке». Музыкальный материал обновляется раз в
месяц. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться
от 1 до 5.
Проводим обзорную экскурсию по группе вместе с детьми для
ознакомления и активизации самостоятельного использования среды.
Педагог с помощью игрового персонажа рассказывает детям о содержании
каждого уголка. Затем объясняет принцип работы с музыкальным альбомом,
разыгрывает песню. При этом готовит атрибуты вместе с детьми.
Дети.
Положительная динамика в развитии
интереса к музыке;
Обогащение музыкальной субкультуры;
Развитие желания и стремления
использовать музыку в повседневной деятельности;
Развитие самостоятельной музыкальной
деятельности.
Родители.
Повышение интереса к музыкальной
деятельности детей у родителей;
Интерес к проблеме отбора песенного
репертуара для ребенка.
Стремление к созданию дома музыкально –
обогащенной среды.
Педагоги.
Понимание необходимости сотрудничества
в решении общих задач музыкального развития детей.
Возникновение интереса к проблеме
музыкального воспитания детей у педагога.
Творческий подход к проектированию
музыкально – обогащенной развивающей среды.
Музыкальный
руководитель.
Помощь педагогу в подборе музыкального
репертуара для организации режимных моментов и организации ООД.
Музыкальная предметно-развивающая среда МБДОУ
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководительМесто работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"
Цель:
повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя гру
ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая груп
па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)
Подготовительная гру
ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 38»
Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада
консультация
для
воспитателей
- Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
- Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
- Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
- Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.
ЗАДАЧИ:
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:
- не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
- но и разовьет воображение детей,
- активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:
- Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
- Рациональность расположения, доступность, подвижность.
- Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
- Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
- Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
- Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
- Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
- Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
- Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
- Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
- Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
- Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
Важно, чтобы музыкальный уголок находился:
- в освещенном, легкодоступном для детей месте;
- кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
- При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
- Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
- Для детей более старшего возраста – на дидактической .
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять:
- шкаф,
- полки для музыкальных пособий,
- пару столов,
- стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды должны быть:
- эстетичны,
- привлекательны,
- просты в обращении,
- вызывать желание действовать с ними.
В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:
- барабан,
- дудочка,
- миниатюрное пианино,
- металлофон,
- также музыкальные игрушки.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.
На них закрепляются:
- фотографии детских выступлений,
- портреты композиторов,
- красочные плакаты,
- картинки с музыкальными инструментами.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
для воспитателя и для детей
- На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
- На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
- Ванька – встанька
- Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
- Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
- Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
- Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм
- Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
- Ширма настольная с перчаточными игрушками
- Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить
с младшей группы и добавить:
- Металлофон
- Шумовые инструменты для детского оркестра
- Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
- Фланелеграф или магнитная доска
- Музыкально-дидактические игры: «
- Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
- Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
- «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
- Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
- Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
- Ширма настольная и набор игрушек
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей
СТАРШАЯ ГРУППА
- Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
- Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком
(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
- Иллюстрации по теме: «Времена года»
- Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие
в изготовление инструментов для шумового оркестра)
- Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
- Атрибуты к подвижным играм
- Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
- Настольная ширма и ширма по росту детей
- Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
- Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
- Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,
металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
- Портреты композиторов
- Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они
отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях
и полюбившихся песнях
- Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
- Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
- Самодельные инструменты для шумового оркестра
- Музыкально-дидактические игры
В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:
мягкие игрушки
мягкие музыкальные игрушки;
куклы - неваляшки,
образные музыкальные «поющие» или
«танцующие» игрушки
- Музыкально-дидактические игры:
- Образные пособия
- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
Чайковский П.И.
Чайковский Д.Б.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки
с нарисованными или наклеенными на них картинками
- Всевозможные картинки:
- Книжки-малютки «Мы поем»,
- Музыкальные картинки к песням, которые могут
- быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
- Иллюстрации по теме «Времена года»,
- Иллюстрации музыкальных инструментов,
- Картинки с изображением животных поющих, танцующих
- или играющих на музыкальных инструментах,
- Альбомы «Мы рисуем песенку»
- Альбомы для рассматривания:
- «Симфонический оркестр»,
- «Народные инструменты»,
- «Танцы народов мира»,
- Графическое пособие «Эмоции»
- Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
- Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
- игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
- игрушки-инструменты, издающие только один звук
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
- игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования
- Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром
АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
- Театры
Виды театров:
- Театр картинок (Фланелеграф)
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:
- от компетентности взрослого,
- его доброжелательности,
- заинтересованного отношения к детям,
Ребёнок и взрослый
действуют вместе –
им обоим должно быть
комфортно в музыкальной среде.
алла мавлютова
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 274
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Методическая разработка
«Создание предметно- развивающей среды
по музыкальному развитию в ДОУ »
(дизайн-проект)
пакет документов на районный конкурс
Выполнил : музыкальный руководитель
Мавлютова Алла Владимировна
Актуальность создания предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем , что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной .
Предметно- развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка . Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка . Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.
Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей , на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно- развивающей среды .
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни . Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно- развивающей среды .
Под предметно- развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды . А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность .
Проект позволит обеспечить :
Систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;
Самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
- создание музыкальных
Получение, закрепление знаний о музыке , развитие
Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :
Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.
Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку развивающей среды , позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность развивающей среды , гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию . Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения .
Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;
Принцип открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению , корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я» );
При разработка в ДОУ были использованы нормативные документы, научные и методические источники :
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
В соответствии с федеральными государственными требованиями.
В соответствии в соответствии общеобразовательной программой дошкольного учреждения.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.260-10, письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье»;
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,
Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,
Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» );
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
Музыкальная предметно- развивающая среда в группах была организована по двум основным блокам :
1) музыкальный центр (восприятие и воспроизведение музыки ) ;
2) творческий центр (музыкально -творческая и театрализованная деятельность) .
Музыкальный центр был оборудован техническими средствами , музыкальными инструментами , музыкальными игрушками , самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа, музыкально -дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами , портретами композиторов.
Из технических средств музыкальный уголок оснащен , прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию . Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны , эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
В творческих центрах представлены атрибуты для театрализованных представлений , спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются :
- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;
Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально -дидактические игры и т. д.
В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах . В младших группах в музыкальном уголке находятся ударные инструменты : бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые : флейта, дудочка и др. В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др ., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх .
Для старших дошкольников в музыкальный уголок мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.
Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями : «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета . Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи.
Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр» , «Концерт» и др.
Музыкально -дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений , навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально -дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото » фабричного производства.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки , песен из мультфильмов, музыкальных сказок , а также проводить музыкальную релаксацию , способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель .
Самостоятельная театрально-художественная деятельность в творческом центре позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений . Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.
Используя музыкальную предметную среду , ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе . Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным :
Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье;
Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
Воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.
Планируемые результаты. Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит :
Обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит , станет ли эта среда развивающей .)
Обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
Получить и закрепить знания детей о музыке и театре ;
Обеспечить развитие любознательности , стремления к экспериментированию;
Приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей;
Созданная система условий , средств .
Приложение 1
Тема : «Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ »
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники : (педагоги, родители воспитанников) .
Цель проекта : Создание современной предметно- развивающей среды по музыкальному развитию .
Задачи проекта :
1. систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;
2. самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
3. создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;
4. получение, закрепление знаний о музыке , развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.
Результат : Созданная система условий , средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников .
Этапы проекта.
1 этап нормативно-правовой
Изучение проблем. Постановка цели и задач проекта.
Анализ музыкальной среды в ДОУ
Изучение нормативных документов санитарно-гигиенических норм и требований.
Составление плана и схемы проекта. Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц
Педагогический час «Обзор литературы по организации музыкальной предметно- развивающей среды в ДОУ »
Консультация для педагогов «Современные требования к созданию музыкальной предметно- развивающей среды в разных возрастных группах».
2 этап методический
Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта »
Разработка эскизов, дизайн-проектов оформления группы. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна пространства.
Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»
Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации музыкального уголка средством различных сайтов . Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
3 этап практический
Семинар-практикум «Новый подход к формированию музыкального центра в группе »
Выбор музыкальных инструментов , оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области музыкальной среды для детей дошкольного возраста
Создание музыкальных центров во всех группах МОУ.
Переоборудование и оформление музыкальных центров .
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
4 этап итоговый
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анкетирование педагогов и родителей.
Сбор материала, создание банка данных , методических рекомендаций. Оформление материалов по дизайн-проекту.
Фотоколлаж /фотоматериалы предметно- развивающей среды по музыкальному развитию
Презентация проекта.
РЕЗУЛЬТАТ
Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в МОУ отвечающей современным требованиям.
Участие в районом конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ » среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноармейского района г. Волгограда