Рафаэль портрет элеоноры гонзага описание. Портреты рафаэля. Фреска «Афинская школа»

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 05.12.2016 16:54 Просмотров: 2183

20 портретов не вызывают сомнения в принадлежности кисти Рафаэля (1483-1520). Вопрос о других портретах, принадлежащих художнику, до сих пор является спорным, а ещё несколько рафаэлевских портретов утрачено.

Обычно творчество Рафаэля Санти делят на несколько периодов: ранний (Урбино, Перуджа), флорентийский, римский и поздний. В такой периодизации будем рассматривать и портретное творчество художника.

Ранний период творчества

В этот период (с 1483 по 1504 гг.) Рафаэль жил в Урбино и Перудже. Атрибуция Рафаэлю портретов этого периода (3 портрета) до сих пор остаётся предметом споров. Их приписывают кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и др. художников. Лишь «Портрет юноши» (Пьетро Бембо) не вызывает сомнения в авторстве Рафаэля.

Рафаэль Санти «Портрет юноши» (около 1504). Масло, доска. 54х39. Музей изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия)

Пьетро Бембо (1470-1547) – итальянский гуманист, кардинал и учёный.
Юноша изображён на фоне пейзажа, повернувшись в три четверти, глядя на зрителя справа налево. На его губах – лёгкая улыбка, взгляд ясный и умный, привлекающий внутренней добротой.
Позже Рафаэль изобразит Пьетро Бембо в своей знаменитой фреске «Афинская школа» под №19 в образе Заратустры (смотрите ).

Флорентийские портреты

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где испытывает сильное влияние творчества Леонардо да Винчи. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.

Рафаэль Санти «Юноша с яблоком» (около 1505). Масло, доска. 47х35 см. Уффици (Флоренция)

Из 11 флорентийских портретов атрибуция Рафаэлю только 4-х вызывает споры. Остальные безусловно принадлежат кисти этого художника: «Юноша с яблоком (Франческо Мария делла Ровере) (около 1505), «Дама с единорогом», «Беременная» (около 1505-1506), «Немая», «Аньоло Дони» (около 1506), «Маддалена Строцци» (около 1506), «Автопортрет» (около 1506).

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» (около 1505-1506)
Дерево, масло. 65х61 см. Галерея Боргезе (Рим)

Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы » Леонардо да Винчи (1505-1506). Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели.
Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове – едва заметная небольшая диадема.
В руках дама держит небольшого единорога. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница.
Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.

Рафаэль Санти «Немая» (около 1507)
Холст, масло. 64х48 см. Национальная галерея Марке (Урбино)

Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В XX в. картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
Елизавета Гонзага была одной из образованнейших женщин своего времени. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино.
В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Обе картины написаны примерно в одно и то же время; скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо.

Римские портреты Рафаэля

В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства.
Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом.

Рафаэль Санти «Автопортрет с другом» (около 1518). Масло, холст. 99х83. Лувр (Париж, Франция)

К этому периоду относят 13 портретов, из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.

Рафаэль Санти «Донна Велата» («Дама с покрытой головой») (1515-1516)
Холст, масло. 82х60,5 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти, Флоренция)

Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти.
Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. fornaro – пекарь). Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь.
Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль Санти «Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515)
Масло, доска. 82х67. Лувр (Париж, Франция)

Это самый известный портрет Рафаэля. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Его образ отличался цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил.
Граф Кастильоне изображён в зрелом возрасте. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал совершенного человека эпохи Возрождения.

Поздние портреты Рафаэля

Портреты в период 1518-1520 гг. были созданы Рафаэлем при участии Джулио Романо.

Джулио Романо «Автопортрет»

Джулио Романо (1492-1546) – итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и самобытных представителей искусства маньеризма .
Всего портретов этого периода 5: «Изабелла Рекесенс» (около 1518), «Портрет девушки» (1518), «Форнарина» (около 1518-1519), «Женская головка (1520) и «Портрет юноши» (около1518-1519) – спорное авторство Рафаэля.
Поздние работы отмечены непривычной для Рафаэля холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью колорита, что является признаками наступления эпохи маньеризма.

Рафаэль Санти (Джулио Романо) «Женская головка» (1520). Масло, доска. 35х30. Галерея Эстенсе (Модена, Италия)


Елизавета Гонзага (итал. Elisabetta Gonzaga ; 9 февраля 1471 - 28 января 1526) - герцогиня Урбинская, супруга Гвидобальдо да Монтефельтро, сестра Франческо II Гонзага; двоюродная бабка поэтессы Виттории Колонна.

Биография

Из семьи маркизов Гонзага, дочь Федерико I и Маргариты Баварской. В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Повторно перебралась в Мантую в 1516 из-за конфликта племянника мужа, Франческо Мария делла Ровере, с папой Львом Х. Вернулась в 1521 - после смерти папы Франческо Мария без труда отвоевал себе Урбино.

Близкой подругой Елизаветы Гонзага была супруга её брата - Изабелла д’Эсте.

Значение в истории культуры

Одна из образованнейших женщин своего времени, Елизавета Гонзага превратила урбинский двор в заметный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо. Время от времени приезжал в Урбино Рафаэль, бывший всеобщим любимцем.

Елизавета Гонзага в «Книге о придворном» Кастильоне

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» (Il Cortegiano ) Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню. (Пер. О.Ф. Кудрявцева )

Примечания
  1. Кастильоне Б. О придворном // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М., 1992. С.481

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Новость из мира искусства


Рафаэль Санти. Фрагмент работы "Мадонна Грандука", 1504, Палаццо Питти, Флоренция

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представит в сентябре первую в России выставку нескольких шедевров Рафаэля Санти. Выставка откроется 13 сентября и продлится до 11 декабря 2016 года. Одиннадцать произведений одного из величайших мастеров итальянского Возрождения - восемь картин и три графических листа, из итальянских музейных собраний, в том числе из галереи Уффицы, будут показаны в Москве.
Организаторы, несмотря на небольшое количество произведений на выставке, постарались подобрать их таким образом, чтобы максимально полно отразить разные периоды творчества Рафаэля.

В паре с наброском покажут "Мадонну с младенцем (Мадонну Грандука)" из галереи Уффици, написанную вскоре после переезда Рафаэля во Флоренцию и относящуюся к раннему периоду его творчества. Считается, что в этой картине особенно явственно прочитываются связи с манерой Леонардо да Винчи, а известно о ней стало в конце XVIII века, когда директор галереи Уффици Томмазо Пуччини сообщил правителю Тосканы, великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому, о возможности приобрести работу Рафаэля. Тот был настолько впечатлен картиной, что разместил ее в своей спальне, так она стала "Мадонной великого герцога".


Рафаэль Санти. Мадонна Грандука,1504

Галерею портретов откроет небольшой "Автопортрет" Рафаэля, который он написал в возрасте 23 лет, а продолжат парадные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци, портрет Элизабетты Гонзага (все из галереи Уффици) и женский портрет, известный как "Немая" из Национальной галереи Марке (Урбино).


Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504−1506


Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1506


Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, 1506


Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага, 1505


Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая), 1507

В ГМИИ представят и две алтарные работы художника - картину "Святая Цецилия", которая была выполнена для церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье (ныне находится в Национальной пинакотеке, Болонья) и "Голову ангела" - одну из трех сохранившихся деталей алтаря "Коронация святого Николая", заказанного Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан-Агостиньо в Читта-де-Кастелло. Она датируется 1501 годом и является самой ранней работой Рафаэля на московской выставке, в то время как "Святая Цецилия", напротив, - самой поздней.


Рафаэль Санти. Экстаз Святой Цецилии, 1517


Рафаэль Санти. Святая Мария Магдалена, фрагмент алтаря "Экстаз Святой Цецилии"

"Ангела" привезут из Художественной галереи Тозио Мартиненго в Брешии.


Рафаэль Санти. Ангел,1501

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате. Подготовка выставки Рафаэля проходит под патронажем посольства Италии в РФ и лично посла Чезаре Марии Рагальини.
"Вряд ли что-то подобное этой выставке мы сможем повторить в ближайшие пять лет, некоторые из картин никогда не покидали пределы Италии. Мне кажется, что по научному уровню выставка будет крупнейший и важнейшей выставкой Рафаэля во всем мире. Она станет важным этапом в нашей культурной дипломатии в России", - сказал посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини.

Ранее лишь немногие работы художника экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках различных выставок. В 1989 году в ГМИИ выставлялась "Донна Велата" Рафаэля Санти из собрания Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция). В 2004 году это полотно вновь привозили в Москву в рамках выставки "Италия - Россия".


Рафаэль Санти. Донна Велата (Женщина под покрывалом, портрет Форнарины),1516

В 2011 году Пушкинский показывал "Даму с единорогом" из галереи Боргезе в Риме.


Рафаэль Санти. Дама с единорогом, 1504

В России хранятся две ранние картины Рафаэля, обе - в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502-04


Рафаэль Санти. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом), 1506

По материалам ТАСС и сайта ГМИИ им. Пушкина


Рафаэль.Елизавета Гонзага герцогиня Урбинская. 1504. Галерея Уффици, Флоренция

Елизавета Гонзага (1471 – 1526), дочь Федерико I Гонзага.В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Муж Елизаветы Гонзага герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро известен не только как полководец и политик, но и как меценат. Во время его правления в Урбино был основан университет, существующий до сих пор. Гвидобальдо оказывал покровительство молодому Рафаэлю - уроженцу города Урбино. B 1506 году Рафаэль написал небольшое полотно «Святой Георгий убивает дракона» по заказу Гвидобальдо."Этот человек совмещал в себе таланты полководца и ученого, и во всей Италии не было государя, более любимого своими подданными. Получивший прекрасное образование, покровитель наук и искусств, он собрал редкостную библиотеку и уделял ей все время, свободное от государственных дел.- Р. Сабатини, «Жизнь Чезаре

Супруги увлекались искусством. При их дворе жило много образованнейших людей того времени. Так например писатель Кастильоне Бальдассарре (1478-1529) книгу " О придворном" написал на основе бесед с Елизаветой, во время его жизни при ее дворе. Елизавета Гонзага занималась воспитанием юного Рафаэля, после того, как его мать умерла.

Об осиротевшем мальчике заботились дядя, брат покойной матери и оказавшая огромное влияние на впечатлительного ребенка урбинская герцогиня Елизавета Гонзага. Это была замечательная, добрая и сердечная женщина, редкая даже для своего просвещенного времени интеллектуалка, поэтесса, дипломатический наставник и советник своего мужа. При дворе создался круг людей образованнейших и значительных – писателей, художников, архитекторов, ученых. То, что подросток бывал постоянно в этой среде, явилось для него своего рода университетом, а умница, говорившая практически на всех европейских языках, Елизавета оказалась лучшей воспитательницей.

Наверно, именно отсюда превосходные манеры Рафаэля, его знание истории и литературы, его поэтический дар, так блестяще реализованный в живописи. Интересно, почему Рафаэль, чуткий и дружественный, так и не написал портрет своей благодетельницы, скорее приемной матери. Урбинскую герцогиню писали многие, льстя ей, – она не была красавицей. Рафаэль любил герцогиню искренне. Поэтому на протяжении всей своей, увы, короткой, но невероятно насыщенной творческой жизни он наделял некоторые свои персонажи то ее легкой улыбкой, то добрым, всегда ласковым взглядом, то особенным высоким лбом.

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

"..Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню"

Официальное самоназвание группы было «Союз святого Луки» - в честь небесного покровителя гильдии художников. Прозвище «назарейцы» художники получили, когда жили и работали в заброшенном римском монастыре Сант-Исидоро. Согласно одной из версий, произошло оно от alla nazarena - традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам Дюрера: подобную прическу носили многие художники-назарейцы , которые декларировали возвращение к истокам - к искусству Раннего Возрождения. Назарейцы - живописцы немецкого и австрийского происхождения, недовольные положением дел в художественном мейнстриме того времени, - сделали своей штаб-квартирой заброшенный римский монастырь Сант-Исидоро. Их ориентирами были Дюрер, ранний Рафаэль, Перуджино и другие художники Треченто Треченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи - Джотто и сиенская школа; в литературе - Данте, Петрарка и Боккаччо. и Кватроченто Кватроченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XV век). Основные представители в живописи - Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Фра Анджелико. . Арка, обрамляющая «Женский портрет», - отсылка не столько к конкретным образцам старинной живописи, сколько к самой типологии средневекового и ренессансного , в котором многие панели имели подобное полукруглое завершение. Помимо всего прочего, так задается и ключевая для назарейцев религиозная тема: именно они воскресили в XIX веке искусство большой религиозной фрески. Важные для назарейцев мотивы набожности и благочестия почти неминуемо проникают и в их светские работы (в отличие от прерафаэлитов, они не только вдохновлялись старыми мастерами, но и подражали их образу жизни). Джотто ди Бондоне. Полиптих Барончелли. 1334 год

Basilica di Santa Croce / Wikimedia Commons

«Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», - говорил Христос, обращаясь к ученикам. Символизм винограда обыгрывался в многочисленных картинах и алтарных образах эпохи Возрождения, например в « » (она же «Мадонна в винограднике») Лукаса Кранаха Старшего. Наряду с Дюрером и Гольбейном, Кранах упоминался среди тех художников, которые произвели наибольшее впечатление на старших назарейцев - Фридриха Овербека и Франца Пфорра, когда те посетили в Вене Императорскую картинную галерею во дворце Бельведер. Пфорр писал о присущей этим художникам «благородной простоте и законченности образов», перефразируя знаменитое определение древнегреческого искусства классициста Винкельмана Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии. - «благородная простота и спокойное величие». Виноград встречаем и на работы Овербека - в ряду прочих символов и атрибутов, через которые в лучших традициях немецкого и фламандского искусства эпохи Возрождения раскрывается образ портретируемого (хрестоматийный пример - работы ван Эйка, на котором буквально «нет слова в простоте», то есть, другими словами, не существует случайных, не отягощенных символическим смыслом предметов). Через посредничество старших товарищей, в особенности Овербека (Пфорр рано умер), влияние так называемого Северного Возрождения испытал и Филипп Фейт. Кроме того, искусство Дюрера, Кранаха и нидерландцев всячески пропагандировал отчим Фейта - философ Фридрих Шлегель.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем
(Мадонна в винограднике). 1520 год

ГМИИ им. А. С. Пушкина

Фридрих Овербек. Портрет художника
Франца Пфорра. 1810 год

Nationalgalerie der Staatlichen Museen zu Berlin,
Preußischer Kulturbesitz / Jörg P. Anders

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 год

National Gallery, London

Пейзажный фон в живописи ввел еще , выдающийся мастер периода Треченто Треченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи - Джотто и сиенская школа, в литературе - Данте, Петрарка и Боккаччо. . С тех пор пейзажный фон стал общим местом ренессансных портретов и многофигурных композиций на религиозные или мифологические темы. Их герои, таким образом, обитали не в безвоздушном пространстве, а в реальном мире, зачастую легко узнаваемом зрителями и заказчиками картин: художники Возрождения не стеснялись помещать действие библейских сцен в пространство типичного среднеитальянского пейзажа. Задник «Женского портрета» Фейта - дань именно этой традиции.

Джотто ди Бондоне. Святой Франциск перед султаном (Испытание огнем). Фреска церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1296–1304 годы

Wikimedia Commons

Символический смысл изображения лилии, неизменного атрибута Девы Марии, в искусстве эпохи Возрождения раскрывался следующим образом: стебель - ум Богоматери; белый цвет - чистота и невинность; поникшие цветки - скромность. Вместе с монохромным черным платьем, ассоциирующимся с образами святых и мучениц в ренессансной живописи, ваза с лилиями придает «Женскому портрету» Фейта дополнительный смысловой пласт: изображенная на полотне девушка оказывается уподоблена Богородице, а сам портрет - алтарной картине. Кстати, в этом нет ни малейшего кощунства, в том числе и по меркам эпохи Возрождения: состоятельные заказчики произведений , и нередко просили увековечивать себя на портретах среди святых, демонстрируя тем самым свое благочестие и/или религиозный пыл.


Джованни Беллини. Мадонна и Младенец со святыми
и донатором. 1507 год

© San Francesco della Vigna / Cameraphoto Arte Venezia /
Bridgeman Images / Fotodom

Пьеро делла Франческа. Алтарь Монтефельтро.
Около 1472 года

Pinacoteca di Brera / Wikimedia Commons

Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем
и донатором Лионелло д’Эсте. Около 1440 года

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Сложно сказать наверняка, что это за книга: мы видим лишь переплет с застежкой. В сущности, она вполне может быть, например, бульварным романом первой трети XIX века: назарейцы свободно комбинировали заимствования из ренессансного искусства с приметами их собственной эпохи (к последним в «Женском портрете», очевидно, относится скатерть, покрывающая стол). Однако общая иконография картины настолько явно отсылает к религиозной живописи XIV–XV веков, что и книга автоматически воспринимается как псалтырь или молитвенник, вроде тех, которые обнаруживаются в руках святых на многих полотнах Раннего Возрождения - от до .

Симоне Мартини. Святое семейство. 1342 год

Walker Art Gallery / Google Art Project


Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. 1509 год

Detroit Institute of Arts / Bridgeman Images / Fotodom

В словаре Брокгауза и Ефрона о Филиппе Фейте сказано: «…правильность старательно обработанного рисунка, преобладающее выражение кротости и умиленности…» Все это характерно и для «Женского портрета», который и в деталях, и в трактовке центрального образа вполне отвечает назарейским идеалам, даром что сам кружок, а точнее, братство, как предпочитали говорить его участники, к 1820-м стал потихоньку распадаться. Героиню картины неслучайно так легко уподобить Деве Марии (см. примечание № 4): пусть моделью портрета, по всей видимости, и послужила вполне реальная девушка, ее образ тем не менее трактован идеализированно, с помощью набора «правильных» черт и атрибутов. Про организатора и одного из идеологов братства назарейцев Фридриха Овербека было известно, что он почти не писал с натуры, предпочитая вместо этого работать затворником в монастырской келье, - на холст в результате проецировался не конкретный человеческий портрет, а скорее некий абстрактный, идеальный образ. И хотя прочие назарейцы не были столь же догматичны - стилистически, в том, что касается цвета, контура, фактуры, образы с полотен Овербека определенно оказали на них заметное влияние.