Рассказ осеевой синие листья основная мысль. Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе. Рассказ В. Осеевой «Синие листья. Слушание рассказа В. Осеевой "Синие листья"

На столе у Кати лежали карандаши, из них зелёного было ровно два.

У рядом сидящей Лены не было карандаша зелёного цвета. Вот Лена и попросила Катерину:

Пожалуйста, одолжи мне карандаш зелёного цвета! А, то у меня их нет, а у тебя целых два!
- Надо у мамы спросить. – быстро отвечает ей подруга.

На следующий день, Лена пришла в школу и снова задала вопрос подружке:

Ну, что теперь можно карандашом пользоваться? Мама что сказала?
- Да, моя мама разрешила, а старший брат не знаю? - спокойно ответила одноклассница.

Наступил третий учебный день. Сели девочки за парту и Елена спросила:

Привет! Как дела? Разрешил, твой братик, пользоваться цветным карандашом?
- Да, брат не против того, чтобы ты раскрасила! Но, мне страшно, я думаю, что ты его можешь поломать.
- Я очень аккуратно буду рисовать. – промолвила соседка по парте.
- Только крепко не дави, в рот брать и чинить нельзя! Не рисуй много.
- Хорошо листья рябины и крапиву зелёную раскрашу.

Катя нахмурилась и сделала недовольное выражение лица. « Ты, что! Это очень много!» - высказала она строго.

Тогда школьница не взяла карандаш и ушла. Катя удивлённо постояла и побежала за подругой.

На, возьми! Что случилось?
- Уже не нужно! – промолвила девочка.

Начался урок рисования и преподаватель спрашивает:
- Разве листья на деревьях синие?
- У меня нет карандаша зелёного цвета. - тихо ответила ученица.
- А могла взять у Катерины?

Лена встала и молчит. А Кате стало стыдно, покрылась красными пятнами, и говорит:
- Давала я ей, но она не захотела брать!

На что учитель ответил: «Если что - то даёшь, надо так дать, чтобы хотелось взять!»

Рассказ учит: Жадной быть плохо. Обман всё равно откроется! А, если совершил плохой поступок, признай свои ошибки.

Картинка или рисунок Синие листья

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Шинель

    У главного героя - Акакия Акакиевича порвалось пальто, его уже не восстановить, поэтому приходиться шить новое. Он тратит на это около сорока рублей, при этом экономит на еде, свечах и белье.

  • Краткое содержание Астафьев Весенний остров

    Тема обновления в природе и в самой жизни очень важна для человека. Самая известная сцена в русской литературе, посвященная этой теме, конечно, разговор князя Андрея с возродившимся дубом. Астафьев в своем рассказе, иллюстрирующем ту же тему

  • Краткое содержание Чайка по имени Джонатан Ливингстон Ричарда Баха

    Данная повесть посвящена необычной чайке Джонатан Лингвистон, жаждущего развить небывалые способности. В то время, как другие чайки хитростью пытались добыть себе пропитание из сети рыболовного судна. Джонатан совершенно один отрабатывал свой полёт

  • Краткое содержание Белое облако Чингисхана Айтматова

    В тесной комнатушке, которая освещается лишь тусклой свечой, женщина смотрит в окно. Она ждёт своего мужа и отца двух её сыновей. Мальчики спят. Возможно им тоже снится отец.

  • Краткое содержание Драма на охоте Чехова

    Произведение «Драма на охоте» А.П. Чехова начинается с того, как в редакцию приходит человек и просит напечатать его повесть. Господин представился фамилией Камышев и сказал

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Цели: учить слушать художественное произведение, оценивать поведение его героев; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; совершенствовать танцевальные движения.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Синие листья» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при выполнении танцевальных движений под мелодию «Танец осенних листочков».

Материалы и оборудование : бумажные осенние листья.

1. Организационный момент.

Повторение стихотворения А. Плещеева «Осень».

Воспитатель задает вопросы :

– Когда теплее: в сентябре или октябре?

– Какой первый месяц осени? Какой – второй?

– Какие листья в сентябре? А в октябре?

– Есть зеленые листья в октябре?

– Есть, но их мало. Одна девочка хотела нарисовать зеленые листья, но не смогла. А почему – вы узнаете, когда послушаете рассказ В. Осеевой «Синие листья».

2. Чтение рассказа.

Дети слушают произведение, затем отвечают на вопросы :

Что нужно было Лене раскрасить?

Почему она раскрасила листья синим цветом?

А у подружки Кати был зеленый карандаш?

Лена просила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Катя оказалась хорошей подругой?

Как должны поступать друзья?

3. Составление предложений.

Воспитатель . Составьте предложения, используя слово «потому что»:

а) Лена попросила у Кати карандаш, потому что…

б) Лена раскрасила листья синим цветом, потому что…

в) Катя не давала зеленый карандаш, потому что…

г) Лена не взяла карандаш, потому что…

4. Игра «Какой?».

а) Если карандаш из дерева, он (какой?) – … (деревянный) .

б) Если карандаш только что купили, он – … (новый) .

в) Если карандаш поломали, он – … (поломанный) .

г) Если карандаш не новый, то он – … (старый) .

д) Если карандаш красного, синего цвета, то он – … (цветной) .

5. Этюд-драматизация.

Дети слушают песню «Танец осенних листочков» (муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой) , выполняют танцевальные движения с листочками в руках в соответствии с характером музыки.

6. Физкультминутка.

А в лесу растёт черника, Поднимаясь на носочках,

Земляника, голубика. руки тянуть вверх, затем плавно

Чтобы ягоду сорвать, опустить, встать на всю ступню.

Надо глубже приседать. Приседания .

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу. Ходьба на месте .

7. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям цветные карандаши для рисования листочков.

Тема урока: «В. Осеева. Синие листья»

Тип урока: урок с групповыми заданиями

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, кластер, синквейн, использование вопросов

Цели урока: развитие навыков беглого и выразительного чтения, умение делит текст на логические законные части, развивать внимание, мышление, умение высказывать свои мысли, делать выводы, давать характеристику героям, желание помогать друг другу, научиться советоваться со своими товарищами, развивать командный дух.

Оборудование: рисунки детей, картины различных художников с изображением деревьев, выставка книг В. Осеевой.

Ход урока

1. Стадия вызова

1). Беседа с учащимися

а). По картинам художников:

Какие краски использовали художники для изображения деревьев?

б). По детским рисункам:

Как ребята изобразили деревья, кусты на своих рисунках?

в). Какого цвета бывают листья на деревьях и кустарниках весной и летом в природе?

2).- Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Синие листья».

(Дети делятся на три группы)

Вопросы для групп:

1. Группа - Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

2. Группа - Могут ли быть на рисунке листья синими?

3. Группа - Согласны ли вы с ответами ваших товарищей, если нет, то почему?

(Выслушиваются предложения детей)

Мы прочитаем текст и попытаемся понять, почему у этого рассказа такое название?

2. Стадия осмысления

1. Читаем текст, используя приём технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками».

Фрагмент 1.

1. Группа - Сколько зелёных карандашей было у Кати?

2. Группа - Могла ли Катя дать Лене сразу зелёный карандаш?

3. Группа - У кого она решила спросить разрешение?

Как Лена отнеслась к этому решению?

Фрагмент 2.

Вопросы для групп: (все в группах обсуждают ответ на вопрос, а выбранный группой ученик даёт полный ответ)

1. Группа- Какой девочкой была Лена?

2. Группа- Из каких слов Лены видно, что она девочка воспитанная и аккуратная?

3. Группа- Что говорила Катя, когда собиралась дать Лене карандаш?

Вопрос для всех: (отвечают желающие)

Как выглядело при этом её лицо?

Фрагмент 3.

В каждой группе дети делятся на пары и готовят ответы на заданные вопросы.

1. Группа

1). Почему учительница удивилась, когда увидела Ленин рисунок?

2). В каком случае говорят о человеке, что он «покраснел как «рак»?

3). Почему Катя сильно покраснела?

2. Группа

1). А почему же Лена не взяла карандаш у Кати?

2). Какой девочкой была Катя?

3). А что же такое жадность

3. Группа

1). Какой совет дала учительница в конце рассказа?

2). К чему он относится?

3). Хотели бы вы иметь такую подругу, как Катя, и почему?

Вопросы для всех: (отвечают желающие)

Как вы думаете, а почему нельзя жадничать?

Подумайте, а вы жадный человек или нет? Докажите своё утверждение примером.

2. Дети снова собираются в три группы и получают задание:

1). Составьте кластер на тему - «Качества характера человека» (у детей на столах карточки).

2). Ответьте на вопросы:

Выделите хорошие черты характера?

Выделите плохие черты характера?

Какие черты характера вы бы взяли для себя?

3.Стадия рефлексии

1. Группы получает следующее задание.

Предлагаю детям группу слов:

Жадный, скупой, бережливый, заботливый, добрый щедрый.

Каждая группа выбирает себе два слова одинаковых по смыслу.

ЖадныйБережливыйДобрый

Скупой ЗаботливыйЩедрый

2. Отвечают на вопросы:

Почему слова «жадный» и «бережливый» нельзя поместить в одну группу?

Какая разница между жадным человеком и бережливым?

Почему слова «добрый» и «щедрый» вы поместили в одну группу?

3.Составление характеристик на девочек.

Что вы можете сказать о девочках, какие они?

а). Лена.

б). Катя.

4. - Скажите, так по какой же ещё причине могут быть на рисунке синие листья?

5. Составьте синквейн - своё понимание слова жадность.

Пример:

1). Жадность.

2). Хитрая, плохая.

3). Не даёт, придумывает, прячет.

4). Девочка не дала зелёный карандаш подруге.

5). Плохо.

4. Заключение

На доске пословицы:

- Не дорог обед, а дорог привет.

- О дереве судят по плодам, а о человеке по делам.

- На язык мед, а на сердце лёд.

Прочитайте пословицы.

Как вы их понимаете?

К кому их можно отнести?

Какой совет вы бы дали Кате?

Действительно, ребята. Жадность - это очень плохое качество. Жадный человек всегда одинок, у него не бывает друзей. Если вы поделитесь с человеком чем-нибудь, то он вам ответит также.

Домашнее задание:

Дома нарисуйте рисунки с зелёными листьями, а завтра на уроке подарите их своему соседу по парте.

Главные героини рассказа «Синие листья» — две школьницы, Лена и Катя. Однажды Лене понадобился зеленый карандаш, чтобы раскрасить на рисунке листья и траву. Она знала, что у Кати есть два таких карандаша. Но когда Лена попросила у Кати зеленый карандаш, та сказала, что ей необходимо спросить разрешения у мамы.

Когда на следующий день Лена снова обратилась со своей просьбой к Кате, то получила отказ. Катя сказала, что ей необходимо еще спросить разрешения у брата. На третий день Катя согласилась дать зеленый карандаш Лене, но тут же стала поучать ее, как правильно пользоваться карандашом, чтобы не повредить его. А узнав, что Лена собирается закрашивать им много листьев и травы на своем рисунке, Катя окончательно нахмурилась.

Посмотрев на такую реакцию Кати, Лена решила не брать у нее карандаш и отошла в сторону. Катя предложила ей свой карандаш ещё раз, но Лена отказалась. На уроке учитель обратил внимание, что на рисунке у Лены листья окрашены синим цветом. Он стал выяснять, почему девочка выбрала именно такой цвет? Узнав, что у Лены нет зеленого карандаша, учитель удивился, спросив, почему она не попросила карандаш у подруги. Катя поторопилась сказать учителю, что она предлагала Лене взять карандаш, но та отказалась.

Посмотрев на обеих девочек, учитель сказал, что предлагать помощь следует так, чтобы от нее не пришлось отказываться.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Осеевой «Синие листья» заключается в том, что истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.

В рассказе мне понравилась Лена, которая, поняв, что подруге жалко отдавать ей карандаш, решила, что проще отказаться от помощи Кати и раскрасить листья на рисунке синим цветом, чем потом выслушивать от Лены упреки и нравоучения.

Какие пословицы подходят к рассказу «Синие листья»?

У такого зимой снега не выпросишь.
Скупой запирает крепко, а потчует редко.

1 класс

учитель Чернышева М.А.

Предмет Русская грамота

Тема урока: Внеклассное чтение. Урок доброты… по произведению В. Осеевой «Синие листья»

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе

с текстом.

Задачи

    Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

    Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

    Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Ход урока.

1 Орг. Момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. На уроках русской грамоты мы с вами изучаем буквы, звуки, учимся их писать. Повторяем изученные буквы и звуки.

4. Знакомство с писательницей В. Осеевой.

Сегодня я хочу познакомить вас с одной женщиной, писательницей, которая жила в прошлом веке, работала учителем и писала рассказы для своих учеников. Зовут ее В.А.Осеева. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Вот, сегодня мы будем учиться читать и думать.

На дворе, наконец, пришла зима. А рассказ, который мы будем читать называется «Синие листья»

    Работа над произведением.

Бывают ли в природе синие листья?

Кто, по-вашему, мнению, главные герои?

6. Чтение 1 части рассказа учителем.

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш!
А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

7. Беседа о прочитанном (первичное восприятие текста).

О ком идет речь в рассказе?

Что происходит между детьми?

Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

8. Повторное чтение с пометками. Подчеркиваем слова, которые показывают поведение Кати. Почему Катя так себя ведет? Права ли она? Как бы вы поступили на ее месте. Как надо было поступить? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете возьмет она карандаш?

9. Чтение 2 части рассказа учителем.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
- Ну что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зеленого нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
- Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Почему Лена не взяла карандаш? Почему Катя покраснела?

10. Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение?

Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

11.Рефлексия.

На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик

- синим , если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым , если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным , если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Подведение итога урока.

Я надеюсь, что наш урок не прошел сегодня зря. Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими. В дальнейшем вы будете настоящими друзьями и поступки ваши будут добрыми.

Звучит песня «У друзей нет выходных…»