Самоанализ занятия по ознакомлению с художественной литературой. Самоанализ занятия. и развитию речи

Самоанализ занятия

Самоанализ
занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Мы в течение двух месяцев занимались проектной деятельностью по теме «Сказки А.С.Пушкина»: изучали биографию А.С.Пушкина, знакомились с его сказками, делали поделки, была организована совместная творческая работа родителей и детей по иллюстрированию сказок Пушкина.
Итогом проектной деятельности было это занятие по развивающей программе «Радуга», которое носило триединую цель: обучающую, развивающую, воспитательную.

1. Образовательные задачи:

Развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

4. Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Все части занятия были взаимосвязаны.
Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе опираясь на знания детей вспомнили основные факты и события из жизни А.С.Пушкина и на основе них дала новые.
Большой интерес у детей вызвала драматизация отрывка сказки «О Царе Салтане», в которой играли воспитанники группы. Здесь дети продемонстрировали знание сказки, коммуникативные качества, артистизм, умение держать себя перед публикой.
В следующей части осуществила интеграцию художественной литературы с обучением грамоте. Здесь воспитанники показали знание букв и умение бегло читать текст.
К следующей сказке перешла через загадку о Петушке, которая заставила детей думать.
В течение всего занятия старалась активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес через разнообразные педагогические технологии.
Ставила проблемные вопросы, на которые дети должны были высказывать свои суждения, спорить и делать умозаключения.
Учила слушать и слышать своих товарищей и педагога, как требует развивающая программа «Радуга».
На мой взгляд появление живой говорящей золотой рыбки вызвало удивление. И они с большим желанием и надеждой просим рыбку об исполнении их желаний.
Художественно- продуктивная деятельность детей была интегрирована в занятие по художественной литературе.
На протяжении всего занятия обогащала словарный запас и развивала коммуникативные способности детей, что положительно влияет на их развитие речи в условиях билингвизма.
Все это проходило живо и интересно в непринужденной обстановке.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния помещения, сменой видов детской деятельности, физминуткой в середине занятий, благоприятной психологической атмосферой.
Мне думается, что дети получили много новых знаний в ходе проектной деятельности и эмоциональное удовольствие.
Целью этой двухмесячной проектной деятельности я ставила сплочение членов семье и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и цели.

Образец самоанализа занятия в ДОУ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Задачи: отработать навыки составления программ наблюдения для аспектного анализа занятия; способствовать развитию рефлексивных навыков, умения анализировать, вносить коррективы в собственную деятельность.

Занятие 1. Методика работы с книгой в учреждении дошкольного образования (теоретический семинар).

1. Методы ознакомления с произведениями на занятиях (методический доклад).

2. Приёмы формирования восприятия произведений (практические рекомендации по использованию эффективных приёмов).

3. Методика заучивания стихотворений (памятка).

4. Формы работы с книгой вне занятий (сообщение из опыта работы).

5. Обзор методической литературы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором «Эти книги помогут вам в работе».

6. Выставка-комментарий художественной литературы «Круг детского чтения».

7. Домашнее задание: составление карты анализа занятия по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 2. Анализ и самоанализ современного занятия в учреждении дошкольного образования. Занятия по ознакомлению с художественной литературой как объект анализа (деловая игра).

1. Вводная часть «Анализ, самоанализ, рефлексия - это…» (блиц-анкета). Значение, формы анализа и самоанализа занятий (мотивация темы семинара заместителем заведующего).

2. Основная часть: работа в малых группах:

  • разработка карты анализа занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
  • просмотр занятия с детьми;
  • самоанализ педагога, который проводил занятие;
  • вопросы к педагогу и ответы на вопросы коллег с необходимым пояснением;
  • анализ занятия;
  • презентация выводов групп;
  • оценка работы экспертной группы;
  • выбор оптимального варианта анализа занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

3. Заключительная часть:

  • рефлексия «Продолжи предложение»;
  • подведение итогов работы заместителем заведующего.

4. Домашнее задание: составление конспектов занятий по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 3. Знакомство дошкольников с художественной литературой (круглый стол).

1. Диалог с целью анализа проделанной работы:

  • раскройте цель работы по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в учреждении дошкольного образования;
  • назовите особенности восприятия литературных произведений, характерные для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • в чём заключается подготовка воспитателя дошкольного образования к чтению, рассказыванию художественных произведений;
  • раскройте содержание критериев при выборе книг для чтения и рассказывания дошкольникам;
  • дайте характеристику методов и приёмов ознакомления детей с художественной литературой;
  • докажите необходимость «стихотворного» воспитания детей;
  • выделите основные отличия методики заучивания на память стихотворений в младшем и старшем дошкольном возрасте.

2. Презентация конспектов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

3. Решение тестовых заданий.

Определите, в каком возрасте (младшем, среднем, старшем) используются следующие приёмы заучивания стихотворений, их выразительного чтения:

а) игровые;

б) чтение по ролям;

в) образец выразительного чтения;

г) объяснение и указание;

д) оценка детского чтения;

е) характеристика персонажей;

ж) многоразовое чтение (5-6 раз);

з) установка на запоминание.

ПАМЯТКИ ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Структура занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой

1. Вступительная часть - подготовка детей к восприятию произведения (показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, короткая вступительная беседа, использование малых жанров фольклора, припоминание знакомых произведений данного автора, показ предметной наглядности, элементы инсценирования, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов).

2. Основная часть - чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию, использование различных приёмов, облегчающих его понимание детьми (рассматривание иллюстраций, повторное чтение и т.п.), упражнения в выразительной передаче речи.

Беседа после чтения с использованием вопросов, направленных на:

— понимание основного смысла произведения;

— воспроизведение содержания произведения.

Вопросы:

— связаны с образом героя;

— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;

— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;

— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий;

— побуждают вспомнить, кто написал произведение;

— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.

3. Заключительная часть - возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).

Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой:

1) ознакомление детей с одним литературным произведением;

2) объединение рассказывания произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему;

3) объединение одной темой произведений разных жанров: рассказ, стихотворение, басня, потешка и т.д.;

4) занятие с детской книжкой (старший дошкольный возраст): необходимо её наличие у каждого ребёнка.

Структура занятия по заучиванию стихотворений

1. Кратковременная вводная беседа. Подготовка дошкольников к восприятию стихотворения; обращение к эмоциональной образной памяти детей, показ предметов, игрушек, картинок, близких теме стихотворения.

2. Выразительное чтение стихотворения педагогом и повторение его. В старшей группе перед повторным чтением детей предупреждают, что стихотворение нужно будет заучить.

3. Разъяснительная беседа о самом стихотворении, форме его чтения.

4. Чтение стихотворения воспитателем дошкольного образования.

5. Чтение стихотворения детьми. Стихотворение заучивается целиком. Дети повторяют его индивидуально, а не хором (обычно это поручают тем, кто быстро запоминает). Заканчивается занятие наиболее ярким исполнением.

Литература:

1.Голицына, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2006.

2.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада; под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.

3.Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост.: Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2012.

Т. Доманцевич

План-задание к тематической проверке

Срок проведения: 15.10.2012г. - 18.10.2012г.

Цель контроля: Определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.


Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Сроки

Кто проводит

ЗУН детей

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности.

Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей.

Анализ работы воспитателя с детьми по ознакомлению с художественной литературой в совместной деятельности (ежедневные чтения «для души»); организация НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»; создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Планирование работы с детьми

Анализ программно-методического обеспечения, календарных планов воспитателей.

Система работы по ознакомлению с художественной литературой НОД, взаимосвязь с другими видами деятельности, самостоятельное речевое общение.

Наличие перспективного плана работы по направлению, отражение работы в календарном плане.



15.10.12 - 18.10.12



Создание условий

Анализ предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры: наличие книг в Центре Книги в соответствии с возрастом детей, разнообразие видов книг, соблюдение принципов отбора детских книг, эстетика оформления, витрины для рисунков по литературным произведениям, иллюстрации по литературным произведениям, портреты детских писателей.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

ЗУН воспитателей

Наблюдения. Беседы. Самоанализ мероприятий.

Знание программных задач. Методика проведения НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Руководство самостоятельной деятельностью детей. Особенности организации педагогического процесса.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Работа с родителями

Анализ документации, наглядной пед. пропаганды; наблюдение за процессом общения педагога с родителями.

Работа по данной теме, наличие совместной деятельности.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Справка

по итогам тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
В соответствии с годовым планом работы детского сада компенсирующего вида № 37 «Родничок» на 2012 – 2013 учебный год и на основании Приказа № в период с 15.10.2012 г. по 18.10.10.2012 г. проводился тематический контроль в возрастных группах по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель контроля: определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Программа контроля:


  • планирование работы с детьми;

  • создание условий;

  • ЗУН детей;

  • ЗУН воспитателей;

  • работа с родителями.
Методы контроля

  • наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности;

  • наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей;

  • анализ планирования образовательной работы с дошкольниками;

  • анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;

  • анализ форм педагогического просвещения и взаимодействия с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе.

В ходе контроля было установлено:

Ознакомление дошкольников с художественной литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования. В перспективных планах запланировано ознакомление с художественными произведениями в соответствии с программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Региональной программой дошкольного образования Шаеховой Р.К.

Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Следует обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы.

Изучение предметно-развивающей среды способствующей ознакомлению детей с художественной литературой показало, что во всех группах оборудованы центры Книги, соответствующие «закону возрастных соответствий» и «закону возрастной перспективы». В центрах собран богатый книжный фонд разнообразных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии), имеются произведения одного автора разных издательств. В наличие портреты детских писателей, материалы об их творчестве, но мало материала о художниках-иллюстраторах. Кроме книг, в центрах имеются различные тематические папки и альбомы, иллюстрации к произведениям, дидактические игры, оборудование для «больнички для книг». Но были выявлены небольшие недочёты к оформлению центров Книги. В средней, старшей и татарской группе неудачно выбрано место для организации рассматривания книг. В первой младшей, подготовительной и татарской группах мало разноформатных книг. Однако, после проведения консультации «Книжный центр в детском саду», все нарушения были устранены и пополнены новыми книгами и эстетическим оборудованием. Кроме того, в центрах Книги появились детские рисунки по любимым произведениям, дидактические игры «Герои сказок».

Анализ просмотренной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Чтение художественной литературы» показал, что воспитатели владеют навыками выразительного чтения, организацией беседы по прочитанному произведению, могут донести до детей смысл и идейное содержание произведения. Воспитатели старшей и подготовительной к школе группы (Чупахина О.В., Натальина Л.В.) используют демонстрацию фрагментов мультипликационных фильмов; Салимова Р.Р. – кукольный театр.

В процессе чтения педагоги осуществляли толкование непонятных детям слов, показывали картинки в книгах. Использование демонстрационного материала, рассматривание иллюстраций к произведениям способствовали формированию у детей к самостоятельному рассматриванию книг, а также любви и интереса к художественной литературе.

Просмотренная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (воспитатель Л.В. Натальина) показала, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать и узнать авторов этих произведений, знают и называют различные жанры (сказка, рассказ, стихи).

Стоит также отметить, что дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге.

Речевые умения детей 2 младшей группы тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Многие малыши уже употреблять в речи сложные предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.

С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.

Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.

Вывод: работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.


  1. Планировать индивидуальную работу с детьми в центре Книги.
Срок исполнения: постоянно.

  1. Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

  1. Провести развлечение «Мы дружим с книгой».

  1. Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг.
Срок исполнения: незамедлительно.

  1. Оформить буклеты, рекомендации для родителей по организации семейного чтения.
Срок исполнения: не позднее 01.12.2012 года.
Члены комиссии:

Заведующая детским садом_________ Краснова Р.В.

Старший воспитатель ____________ Бирючевская О.А.

Воспитатель ___________ Чупахина О.В.


Ознакомлены:

Вафина Г.С.

___________

Малыхина В. Н.

___________

Идрисова Ю.Р.

___________

Миннигалеева Н.И.

___________

Кошель Е. В.

___________

Набиуллина Ф.А.

___________

Крупенченко И. В.

___________

Натальина Л. В.

___________

Кургузкина Н.А.

___________

Салимова Р.Р.

___________

Лапшова Н.В.

___________

Чупахина О. В

___________

Карта анализа

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Чтение художественной литературы»


Тема _____________________________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________________________

Возрастная группа ____________________________________

Количество детей ____________________

Ф.И.О. воспитателя ______________________________


Критерии оценки работы воспитателя

Уровень оценки

высокий

допустимый

низкий

Была ли соблюдена структура НОД по ознакомлению с художественной литературой?

Подготовил ли воспитатель детей к восприятию художественного произведения?

Была ли достигнута цель подготовительной работы перед чтением – возбудить интерес к главному персонажу или предмету, явлению, изображенному в произведении?

Выразительно ли был прочитан (рассказан) текст художественного произведения?

Велись ли наблюдения над словом, формировались ли умения видеть яркие художественные детали?

Осуществлялось ли на занятии толкование непонятных детям слов?

Проводилась ли другая работа по развитию речи детей?

Выяснилось ли идейное содержание произведения?

Проводилась ли работа по коллективному рассматриванию книги?

Была ли дана рекомендация к самостоятельной индивидуальной работе с книгой, произведением?

Способствовала ли данная НОД формированию у детей любви и интереса к художественной литературе?

Вывод:

Старший воспитатель ________________

Воспитатель _____________

Карта анализа наглядной информации для родителей в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Критерии анализа

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные письма-памятки, буклеты для родителей

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Планирование непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

Ежедневное «чтение для души»

Творческие виды читательской деятельности (графическое и словесное рисование, сочинительство, изготовление книжек-малышек и т.д.)

Работа с материалами центра Книги

Совместная деятельность с городской детской библиотекой

Досуги, развлечения

Работа с семьёй

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Анкета для родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.)

2. Какие произведекния приобладают в Вашей детской библиотеке? (сказки, стихи, познавательные энциклопедии, прочее.) /нужное подчеркнуть /

3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (Часто, редко.)

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку? (отметьте один из пунктов.)

Просматриваю содержание,

Учитываю возраст ребёнка,

Выбираю книгу по иллюстрациям,

Покупаю случайно.

5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

Ежедневно,

Два-три раза в неделю,

Один раз в месяц,

Вообще не читаю.

6. По чьей инициативе Вы читаете книги?

По просьбе ребёнка,

По своей инициативе.

7. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном? (Да, нет, иногда.)

8. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет, иногда.)

9. Выписываете ли Вы детские журналы? Какие? ______________________________________________

10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (напишите) ____________________________

______________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые студенты.

Позвольте Вашему вниманию представить выпускную квалификационную работу на тему: «Развитие словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой».

Выполнила студентка 5 «А» группы Борисова Е.Г.

Научный руководитель: Фёдорова Татьяна Викторовна

Читаем: Введение - актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость…

В 1 главе мы изучили теоретические аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Сделали психолого-педагогический анализ формирования словаря старших дошкольников, рассмотрели особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста, определили методику формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Во 2 главе мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Целью опытно-экспериментальной работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6-7 лет; разработка и апробирование использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  • 1. Выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет;
  • 2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  • 3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей 6-7 лет.

Цель констатирующего эксперимента: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет.

  • 1. Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
  • 2. Провести диагностическое обследование детей 6-7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6-7 лет.

По результатам диагностики и в соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 5) [Приложение 5]

1 уровень (низкий)

К низкому уровню было отнесено 7 детей (35%). У этих детей не сформирован словарь. Дети редко используют в речи антонимы, глаголы, прилагательные, часто допускают ошибки.

2 уровень (средний)

К среднему уровню было отнесено 10 детей (50%). Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3 уровень (высокий)

К высокому уровню было отнесено 3 детей (15%). Дети данной группы употребляют прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку полученных результатов. Они представлены в диаграмме, где указано количество отнесённых к каждому уровню детей, а также процент от общего числа исследуемых детей.

Высокий уровень - 3 детей; средний уровень- 10 детей, низкий уровень -7 детей.

Как видно, к высокому уровню относится 15% детей, к среднему - 50% детей, к низкому - 35% детей.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития словаря у детей недостаточно высок, и результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:

  • - бедность активного словаря;
  • - неумение детей выражать словами свои мысли.

Результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по развитию словаря детей.

Следующим этапом нашей работы был:

Подбор и апробирование программы использования произведений художественной литературой в разных видах деятельности детей.

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6-7 лет не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

  • 4. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  • 5. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  • 6. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6-7 лет.
  • · Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
  • · Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  • · Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  • · Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Программа использования произведений художественной литературы в разных видах деятельности

У 6 детей уровень развития повысился со среднего на высокий, у 6 детей с низкого уровня поднялся на средний уровень.

Из рисунка видно, что у всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития составил 0%. Соответственно количество детей со средним уровнем повысился на 5% и высоким уровнем развития увеличился на 30%

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх - дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • - в-третьих, активного включения детей;
  • - в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6-7 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.