Современные советские художники. Советская живопись - история современного искусства. Символизм эпохи застоя

В данном разделе представлена живопись советских художников, собраны картины различных жанров: здесь можно найти и пейзаж, и натюрморт, портреты и разнообразные жанровые сцены.

Советская живопись в данный момент пробрела большую популярность, как у профессионалов, так и у любителей искусства: устраиваются многочисленные выставки, аукционы. В нашем разделе советской живописи Вы сможете подобрать картину не только для украшения интерьера, но и для коллекции. Многие произведения эпохи соцреализма имеют историческое значение: например, городские пейзаж сохранили для нас утраченный облик с детства знакомых мест: здесь Вы найдете виды Москвы, Ленинграда и других городов бывшего СССР.

Особый интерес представляют жанровые сцены: подобно документальным кинохроникам они зафиксировали особенности быта советского человека. Портреты этого времени также замечательно передают настроение эпохи, рассказывают о людях различных профессий и судеб: здесь и рабочие, и крестьянки, и военачальники, и, конечно, вожди пролетариата. Детские портреты эпохи соцреализма являются прямым олицетворением понятия «счастливого детства». На сайте также широко представлен характерный для советского искусства жанр индустриального пейзажа.

Наши специалисты помогут Вам подобрать подходящую картину или продать произведения из Вашей коллекции на нашем сайте.

В категории антиквариата «Советское изобразительное искусство» представлено более 2 тысяч различных работ мастеров с периода революции 1917 до 1991 года. Большое влияние на творцов этого периода оказывала официальная идеологическая мысль, что отображено во многих тематических работах, представленных в этом каталоге. Искусство стало ближе к простому человеку, о чем свидетельствуют уникальные портреты обычных рабочих, пионеров, комсомольцев. Именно такие работы представляет магазин антиквариата на своих страницах.

Отдельным направлением советского изобретательного искусства стала военная тематика. Такой антиквариат ценен не только техникой выполнения, но и самой историей, отображенной на холсте. Стоимость каждого полотна определяется индивидуально в зависимости от следующих важных факторов:

  • его сюжетной уникальности;
  • тематического направления;
  • выбранной техники написания и ее качества исполнения.

«Купить картину» дает пользователям уникальную возможность приобретения антиквариата тех времен по доступным ценам. Картины прекрасно передают чувства и переживания советского человека, отображают его будни. Вниманию пользователя представлен антиквариат с изображением великих вождений СССР, плакаты с известными на всю страну лозунгами, натюрморты, иллюстрации из книг, графические работы и, конечно же, прекрасные пейзажи из различных уголков советского государства.

В магазине антиквариата можно найти традиционные полотна того периода. Многие советские художники творили в жанре реализма, а начиная с 60-х годов популярным стало направление «сурового стиля». Большой популярностью также пользовались натюрморты на различные темы. Такой антиквариат также представлен на сайте, и вы можете просмотреть все предложения.

Стоит заметить, что плакаты на политическую тематику стали отдельным видом изобразительного искусства советского периода. Они отыгрывали важную социальную и идеологическую роль. Этот антиквариат сохранился и сегодня, некоторые образцы представлены в соответственной категории «Купить картину». Прекрасные пейзажи именитых советских мастеров представляют огромнейшую художественную ценность украшают сегодня лучшие отечественные галереи. В каталоге вы можете отыскать их репродукции и осуществить покупку.

Советский период в истории России – это отрезок в почти восемьдесят лет, за который страна без тени сомнения изменилась больше, чем за последние двести лет правления династии Романовых. Изменения эти коснулись абсолютно всех сфер жизни, начиная от бытовых моментов, заканчивая прорывами в науке, развитием технологий и, безусловно, искусства.

Нельзя игнорировать тот факт, что население дореволюционной и постреволюционной России – это абсолютно два разных общества, а сама революция 1917 года стала своеобразным водоразделом, навсегда установившим границы эпох.

К историческим событиям можно относиться по-разному, но для коллекционеров старины и искусства история – это декорации, в рамках которых на сцене времени создавался предмет их интереса. Для изучающих артефакты времени история служит объяснением, почему та или иная вещь выглядит именно так, а не иначе. Нельзя отрицать, что советская власть начала свою борьбу с безграмотностью населения и уделяла максимально возможное внимание вопросам образования, отдавая себе отчет в том, что такие граждане будут как минимум чуть более полезны обществу. Не стало исключением и художественное образование, бывшее ранее доступно гораздо меньшему проценту населения. Конечно, у партийной верхушки и руководства СССР был в этом свой интерес. Им нужны были те, кто будет иллюстрировать жизнь новой страны и демонстрировать ее достижения и превосходство над старым миром. Тем не менее, невзирая на огромный отпечаток пропаганды, который не мог не наложить отпечаток на работников искусства и их произведения, именно в Советском Союзе не только рождались и развивались многие, ставшие впоследствии очень знаменитыми, художники. Но и начавшие свой путь еще при царской России творцы развивались во многом быстрее своих западных коллег, советская живопись имела свой узнаваемый почерк и стиль.

Если вы читаете этот текст, значит в той или иной степени интересуетесь таким пластом в изобразительном искусстве как советская живопись. Работа с полотнами художников – приоритетное направление «Русской Антикварной Галереи» и игнорировать интереснейшие работы русских художников, писавших свои картины во времена СССР, мы, конечно же, не могли.

Чтобы желать купить картины времен Советского Союза, необязательно быть искушенным коллекционером. При относительно демократичной стоимости в сравнении с картинами западноевропейских художников девятнадцатого века, картины Советского Союза не менее интересны и написаны в уникальный период времени настоящими мастерами. Нередко российские и не только любители живописи начинают свою коллекцию картин именно с работ художников СССР. Одним из объяснений к интересу русского живописного творчества того периода можно назвать необычайно высокий уровень подготовки художников и художественного образования советской школы в целом, а также большую доступность образования в целом.

Мы не без гордости предлагаем вам, прежде чем купить советскую живопись, ознакомиться с нашим разделом, чтобы оценить уровень мастерства и гений советских художников, выбрать понравившиеся полотна.

У многих советская живопись обязательно вызовет ностальгические чувства, ведь в этих работах во многом отражено и их детство. Полузабытый быт прошлого, старинные здания и улицы, которые сегодня изменились до неузнаваемости, стадионы, демонстрации, труд рабочих, уборка урожая, сцены с производств, демонстрация достижений советских мастеров. Эти мотивы сходят к нам с полотен многих творцов СССР. В нашем собрании представлены работы таких художников как:

· А.А Дейнека

· Е.Е Моисеенко

· А.И Луценко

· Ю.А Волков

Если вы хотите начать коллекционировать живопись СССР, то мы рекомендуем вам для начала определить границы своей коллекции. Ими могут стать временной период, тематика, творческое объединение, способ нанесения картины и многое другое. Конечно, при определении границ своего будущего собрания лучше всего проконсультироваться с погруженными в среду антикварного изобразительного искусства людьми, которые как минимум помогут вам советами, как избежать подстерегающих новичков подводных камней и ошибок. Эксперты «Русской Антикварной Галереи» всегда готовы дать вам консультацию по любым интересующим вопросам.

Также всегда советуем для начала в коллекцию купить советскую живопись малоизвестных на нынешний момент художников. Их картины стоят дешевле, но так же, как и любой антиквариат, последовательно растут в цене, являясь отличной инвестицией, куда более надежной, чем современные банки. Более того, в мире антикварного изобразительного искусства также есть своя мода. Еще вчера известный только узкому кругу профессионалов художник вдруг получает мировое признание, на тему его работ выходит академическая научная статья или научпоп-материал и его полотна моментально становятся нужны всем и каждому, а, следовательно, и серьезно растут в цене. И такие случаи вовсе не исключения.

Купить картину советского художника можно также как и декоративный элемент. И у этого решения также много своих плюсов, которые нельзя сбрасывать со счетов. Заметим, что живопись СССР имеет свои характерные и узнаваемые черты, умелое использование которых позволяют либо создать определенную атмосферу ушедшей эпохи, либо подчеркнуть некоторую «русскость» пространства, в котором расположена картина. Советская живопись очень доступна для ищущих интерьерное решение уже самим фактом своего количества, а, следовательно, этот раздел «Русской Антикварной Галереи» регулярно пополняется. Не менее интересны стилистическое и жанровое разнообразие работ русских художников в СССР. Быстрая смена идеологических парадигм советского общества породила за поразительно короткий срок очень и очень многое. Взрыв авангарда, который породил абсолютно все основные направления искусства двадцатого века: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, футуризм, лучизм, аналитическое искусство, развившееся к социалистическому реализму. Позже благодаря этому поразительно многогранному пути мир изобразительного искусства получил художников-нонконформистов, создававших свои полотна в период 60-х по конец 80-х годов двадцатого века. И все это многообразие существовало

и развивалось параллельно, находясь то в фаворе, то в немилости у правящей элиты. Это невероятный и многогранный период, который просто невозможно не любить и не ценить.

Несмотря на то, что «Русская Антикварная Галерея» занимается раритетами прошлого, все мы живем в мире настоящем и вполне себе современным. Кому как не нам знать, что самое ценное, что есть у человека – это время. И в погоне за его свидетелями можно потерять этот драгоценный ресурс. Создавая этот сайт, команда нашего магазина приложила очень много усилий, чтобы советские картины купить было максимально удобно и просто, чтобы сохранить ваше личное время, которое вы всегда можете потратить на важные для вас вещи.

Купить картины советских художников сегодня легко и просто в нашем онлайн-магазине, потратив всего несколько минут и совершив минимально возможное количество действий. Абсолютно каждый предмет из архивов нашего магазина представлен на нашем сайте, сопровождается подробным описанием, с максимально возможным указанием всех важных для раритета данных, а также с высококачественными фотографиями, на которых вы сможете без труда разглядеть антиквариат в мельчайших деталях. Чтобы купить советскую живопись, се, что вам остается – это найти интересную для вас картину, поместить в корзину и совершить заказ. После этого с вами свяжутся наши менеджеры и обсудят детали.

Если у вас возникают какие-либо вопросы по любой картине или предмету, представленному в нашем онлайн-магазине, вы всегда можете связаться с нами через форму обратной связи или позвонить по указанному в верхнем правом углу телефону. Наши специалисты всегда рады вам помочь.

Для тех, кто привык совершать покупки, только непосредственно осмотрев предмет своими глазами, наш онлайн-магазин, где представлена советская живопись, также не бесполезен. Он показывает актуальное наличие предметов в нашем собрании и позволяет получить все необходимые краткие сведения об интересующем вас антиквариате.

Команда наших экспертов ежедневно работает в направлении поиска новых уникальных предметов для нашего собрания и всегда готова принять индивидуальные заказы по поиску определенных предметов. Лучше всего, чтобы купить советскую живопись, приехать в наш магазин и рассказать нашему консультанту, какая именно картина вас интересует, и мы примем ваш запрос в работу. За плечами работников «Русской Антикварной Галереи» сотни выполненных индивидуальных заказов, и мы уверены, что сможем отыскать интересующий вас предмет на взаимовыгодных условиях.

Предлагает вам выбрать и в нашем салоне

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Оригинал взят у uglich_jj в Антисоветская живопись

Ниже - подборка антисоветской живописи разных лет. Часть этих картин была написана еще в СССР, тайно, "в стол", публика увидела их лишь после падения советского режима. Другая часть картин написана в 1990-е гг. и позднее, когда цензура и Лубянка уже не угрожали авторам. Обе части по-своему интересны, особенно сегодня, когда в РФ вовсю идет реставрация совка и насаждается ностальгия об этих временах. А там есть, что вспомнить.

Начнем, пожалуй, с вот этого:

Юрий Кугач. "Великому Сталину- слава!". 1950 г.

Но кто бы мог подумать, что с 1960-х гг. в тиши своей мастерской Кугач 30 лет работал над вот этим полотном, которое лаконично назвал: "Из недавнего прошлого".

Юрий Кугач. "Из недавнего прошлого". 1960-90 е гг.
Раскулачивание, крестьянин с трудовыми мужицкими руками и чекисты, которые выселяют его семью из деревни. Впереди - еще вереница подвод с другими семьями. Как-то радости нет, никто не танцует.

Юрий Кугач имел звание народного художника СССР, был вполне обласкан Советской властью, хотя и рисовал про неё всякие гадости (тайно). Многие и этого себе позволить не могли. Просто молчали и ждали своего часа.

Эгиль Вейдеманис (1924-2004), советский художник, сын латышского стрелка, который после 1917 г. остался в России. Эгиль Карлович всю жизнь жил в Москве, о которой написал массу неплохих картин. Ну вот например:

Эгиль Вейдеманис. "Зимний вечер в Замоскворечье". 1968 г.

Но пришло время и выяснилось, что помимо Кремля и Замоскворечья в Москве есть еще Бутовский полигон. Место, где в 1937-38 гг. чекисты расстреляли и сбросили во рвы 20 000 человек, в том числе и отца художника. Отец после гражданской войны работал в латышском театре "Скатуве" в Москве, который был расстрелян почти в полном составе.

Эгиль Вейдеманис. "Бутово. Расстрельный полигон НКВД". 1999-2003 гг.

Возраст расстрелянных в Бутово был в диапазоне от 14 до 82 лет, всех национальностей и сословий, в т.ч. около 100 художников и более 900 священнослужителей. Сама техника расстрела на картине, правда, изображена не совсем исторически точно.

В такой манере, "с колес", НКВД расстреливало поляков в Катыни - выгоняли из машин в лес и стреляли. В Бутово все было немного по-другому. Здесь был специальный барак, куда примерно к часу ночи подвозили народ (до 400-500 чел. за ночь). Их заводили туда якобы для "санобработки" (один к одному как нацисты в своих лагерях). Там сверяли личность, раздевали, объявляли приговор. Расстрельная команда в это время сидела в отдельном доме, пила водку. Только потом начинали выгонять на улицу на расстрел, по-одному. По завершении всего дела к утру бульдозерист засыпал яму.

Сергей Никифоров. "Липы на месте расстрелов (Бутовский полигон)". 2002 г.

Санобработка в бутовских бараках - хорошо, но не так эффективно. Поэтому эффективные менеджеры СССР применяли и более массовые методы смертоубийства. Например, голод. В связи с чем хотелось бы познакомить вас с заслуженной художницей Украинской ССР Ниной Марченко. В разгар Советской власти она рисовала вот такие вот оптимистические картины:

Нина Марченко. "Возвращенное детство". 1965 г.
Советский солдат освобождает детей из немецкого концлагеря. Эту картину (дипломную) художница посвятила тогда детям Бухенвальда. Правда, Бухенвальд освободили американцы, но это не важно.

Или вот:

Нина Марченко. "Близнецы". 1972 г.
На картине - украинская деревня, счастливая бабуля, детки, рушники.

Но с середины 1980-х гг. Нина Марченко стала рисовать и то, что творилось в украинской деревне во времена Сталина.

Нина Марченко. "Запись в колхоз". 1985 г.
Озверевший коммунист в будёновке загоняет крестьянина в колхоз.

Когда загнали в колхоз - отобрали хлеб. Хлеб отобрали и продали на Запад, чтоб заработать валюту для индустриализации. В хлебных районах страны начался голод 1932-33 гг., прежде всего на Украине (Голодомор).

Нина Марченко. "Дорога скорби". 1998-2000 гг.

Идея уморить голодом несколько миллионов человек, чтоб продвинуть промышленность - не нова. Впервые её применили британские колонизаторы в Бенгалии, в конце 18 в. Они обложили индусов такими налогами, что отобрали у них всё и вывезли в Англию, где в это время разворачивалась индустриальная революция. Правда, от этого 7 млн. чел. в Бенгалии в 1769-1773 гг. умерли с голоду. Украина, а также российское Поволжье и Кубань стали Внутренней Бенгалией Советского Союза.

Нина Марченко. "Мать 1933-го". 2000 г.

По самым скромным оценкам в 1932-33 гг. от голода в СССР умерло не менее 3 млн. чел. Их обменяли на сборочную линию "Форда" на заводе ГАЗ в Горьком и турбины "Сименс" для Днепрогэса. И это правильно. Какую ценность представляют жизнь среднестатистического бенгальца? А турбины - их крутить можно.

Нина Марченко. "Последний путь". 1998-2000 г.

Примерно в том же стиле, что индустриализация, велась и война с немцами 1941-45 гг. Что и показал на своей картине 1985 года московский художник Сергей Шерстюк (сам сын фронтовика, генерала Советской армии).

Сергей Шерстюк. "Мужчины одной семьи. 1941 год".

Сергей Шерстюк. "Мужчины одной семьи. 1945 год".

А окончательный удар по мужскому населению страны нанесла послевоенная алкоголизация СССР. Ярче всех её запечатлел в 1970-80х гг. художник Василий Колотев. Колотев был нон-конформистом, не сотрудничал с властями, не искал никаких званий, премий, выставок. Работал слесарем на заводе и рисовал "в стол", живя в убогой московской коммуналке.

Василий Колотев. "Красный день календаря". 1985 г.
Пьяные советские пролетарии отмечают 1 мая.

Василий Колотев. "…И корабль плывет. Пивная". 1979 г.
Государствообразующая нация СССР во времена позднего Брежнева...

Василий Колотев. "Листья тополя падают с ясеня". 1984 г.
Она же.

Василий Колотев. "Бульварная сцена". 1984 г.
1984-й. "Андроповка" по 4-70. Ну, за духовность!

Василий Колотев. "Воскресенье". 1984 г.
Русский мiр.

Василий Колотев. "На лестничной клетке". 1983 г.
Третий Рим.

Василий Колотев. "Час пик". 1986 г.
И его римляне.

Василий Колотев. "Утро соседки". 1984 г.
Советская коммуналка. Грязь, нищета, сверхдержавность.

Василий Колотев. "Девятый вал". 1979 г.
Советская семья. Жена, по-моему, вместе с ним накатила. И эти бычки на столе, на полу... Вот зачем при детях курить?

Василий Колотев. "Очередь". 1985 г.
Советские магазины. СССР был страной очередей. За всем. От колбасы до туалетной бумаги.

Знаменитые советские очереди, неотъемлемая часть плановой экономики, нашли свое отражение и в картинах других художников.

Алексей Сундуков. "Очередь". 1986 г.
Очереди за продуктами из однообразно и убого одетых женщин производили действительно гнетущее впечатление. От них веяло безысходностью.

Владимир Коркодым. "Ждут товар". 1989 г.
Очередь в деревенском магазине. Уныние и покорность. Народ, сломленный деспотизмом.

Впрочем, неудивительно. Ломали долго и жестоко. И еще оболванивали. В старшем поколении, жившем при Сталине, страх 1937 г. сидел прочно и навсегда. Страх и привычка верить пропаганде. Избавление от этого заняло годы, не у всех, но зато метаморфозы, которые получались, порой удивительны. Яркий пример - Игорь Обросов, народный художник РСФСР (1983), мастер соцреализма, рисовал в т.н. "суровом стиле", популярном в 1960-80е гг. Был вполне лоялен Советской власти, звания, выставки, в т.ч. числе за рубежом.

Игорь Обросов. "Мальчиш-Кибальчиш". 1963 г.
Картина по мотивам детской сказки Аркадия Гайдара "О Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его Твердом слове". Пропаганда начиналась с пеленок, усилиями в т.ч. таких людей как Гайдар-старший и художник Обросов.


Но тут не только пропаганда. Это аллегорическая картина, с двойным дном. Маленький мальчик в будёновке тянет руки к уходящему прочь суровому красноармейцу. Уходящий мужчина - это на самом деле отец художника, известный хирург (и революционер-коммунист) Павел Обросов, которого расстреляли в 1938. В конце 1980-х гг. при Горбачеве начнется кампания по разоблачению сталинских преступлений. Художник Игорь Обросов напишет серию картин "Посвящение отцу" (1986-88 гг.) и станет понятно, кто есть кто на полотне 1963 г.

Игорь Обросов. "Мать и отец. Ожидание. 1937 г." 1986-88 гг.
Вот он тот самый красноармееец и черный воронок во дворе ждет его.

Игорь Обросов. "Без права переписки". 1986-88 гг.
Чекисты выводят арестованного. Стандартный приговор "10 дет без права переписки" погружал родственников в неизвестность: это могло в самом деле 10 лет, а мог быть расстрел, о котором им просто не сообщали. В случае с отцом Игоря Обросова - второе.

Позднее Игорь Обросов продолжил начатую тему. В 2008 г. вышла его персональная выставка "Трагическое прошлое (Жертвы сталинских репрессий)".

Игорь Обросов. "Жертва Гулага". 2000-е гг.
Группа чекистов насилует женщину-узницу.

Две картины одного художника с разницей в 40 лет.

Еще из позднего Обросова:

Игорь Обросов. "Зомби ГУЛАГа". 2000-е гг.
Сталинский концлагерь. Два чекиста тащат труп изможденного узника.

Последняя картина напоминает графику Давида Олера про Освенцим, только в данном случае концлагерь советский. Олер был узником Освенцима, в обслуге крематория, но сумел выжить. После войны он по памяти сделал серию рисунков из лагерной жизни.

Давид Олер. "Перетаскивание трупов из газовой камеры крематория III к лифту". 1946 г.

Обросов в отличие от Давида Олера сам никогда не сидел в концлагере. Только рисовал про него. Но в СССР было несколько художников, которые ЛИЧНО прошли сталинский ГУЛАГ и изображали по памяти увиденное. Например, Георгий Черкасов (1910-1973), трижды судимый за антисоветскую агитацию и вышедший на свободу только после смерти Сталина.

Георгий Черкасов. "Северное сияние. Ухтпечлаг, конец 1930-х гг." 1960-е.гг.

Георгий Черкасов. "В последний путь. Ухтпечлаг, 1938.". 1960-е гг.
Это воркутинский лагпункт, где в 1938 г. проходили т.н. "кашкетинские расстрелы" (по фамилии чекиста Ефима Кашкетина, который их организовывал). На картине группу з/к ведут на расстрел. Слева - двое "ссученных" заключенных вяжут священника (это реальный персонаж, отец Егор, с которым сидел Черкасов). Вяжут, чтоб перед казнью приговоренные не могли причаститься.

Еще яркий художник-лагерник - Николай Гетман. Уроженец Харькова, попал в 1945 г. в ГУЛАГ за "антисоветскую агитацию и пропаганду". Был в Тайшетлаге (строительство БАМа) и на Колыме. Выйдя на свободу почти полвека (с 1953 по 2004 г.) работал над серией картин "ГУЛАГ глазами художника".

Николай Гетман. "По этапу". 1954 г.

Николай Гетман. "Лагпункт Верхний Дебин. Колыма". 1985 г.
Это прииск, где художник работал на добыче золота. Примерно 400 км от Магадана по Колымской трассе.

"На прииске Дебин (Колыма) в 1951 разрешили как-то группе зэков пособирать ягод. Трое заблудились — и нет их. Начальник лагеря старший лейтенант Пётр Ломага послал истязателей. Те напустили собак на трёх спящих, потом застрелили их, потом прикладами раскололи головы, обратили их в месиво, так что свешивались наружу мозги, — и в таком виде на телеге доставили в лагерь. Здесь заменили лошадь четырьмя арестантами, и те тянули телегу мимо строя. «Вот так будет с каждым!»— объявил Ломага" (А.И.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ).

Николай Гетман. "Обед. Привезли баланду". 1991 г.
Как и в нацистских концлагерях в советском ГУЛАГе зеков постоянно держали в голоде. Так быстрее ломалась воля к сопротивлению.

Николай Гетман. "Фитиль". 1987 г.
Фитиль - это зек, чьи силы на исходе, доходяга.

Николай Гетман. "Пайка хлеба за "дубаря". 1989 г.
В правом нижнем углу на полу валяется умирающий зек. Если соседям по бараку удастся какое-то время скрывать его смерть - будет лишняя пайка хлеба, 800 грамм на день.

Николай Гетман. "Морг узников ГУЛАГа". 1980 г.
На картине - заключенный Иван Павловский, русский инженер, который сидел с Гетманом в одном лагере. Его задача была готовить тела умерших к захоронению. Из консервных банок он делал бирки, которые проволкой прикрепялилсь к трупу.

Николай Гетман. "Комарики". 1990 г.
Пытка, известная еще со времен СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения). Зека привязывали к дереву (в некоторых лагерях - бросали в яму) в сезон комаров (гнуса). Максимум за час он терял столько крови, что наступала мучительная смерть.

Николай Гетман. "В ожидании растрела". 1987 г.

Ну, пожалуй, хватит. Особенно на ночь. А у кого еще осталась ностальгия по совку, тем сюда:

Советские художники в нашем понимании — это обязательно художники революционные или имперские живописцы. Наследников течений, сформировавшихся до Октябрьского переворота, в эту категорию вряд ли включим, равно как и нонконформистов, авангардистов и прочих, существовавших не благодаря СССР, но вопреки ему.

Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее.

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать?


сочинения по картинам известных художников на сайт

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно?


сочинения по картинам известных художников на сайт

Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям.


сочинения по картинам известных художников на сайт


М. Бри-Бейн. Женщины-радистки. 1933 ~ О. Верейский. Три сестры

Е. Самсонов. На новые земли. 1954

С. Каманин. Строительство буксирных судов. 1953

Е. Данилевский. Проба стали. 1952

И. Симонов. Литейщики. 1959 ~ Е. Харитоненко. Электросварщица. 1959

А. Дейнека. Кто кого. 1932

В. Купцов. АНТ-20 ("Максим Горький"). 1934

Б. Яковлев. Транспорт налаживается. 1923

Г. Ряжский. Рудник. Урал. 1925

В. Малагис. Сталевары. 1950

И. Бевзенко. Молодые сталевары. 1961

Н. Базылев. Экскурсия на завод. 1956

Г. Бжозовский. В сталеплавильном цехе. 1964

Я. Ромас. На плотах. 1949

М. Мальцев. На вахте. 1953

В. Цветков. Птицеферма. 1971

М. Мальцев. Крановщик. 1953 ~ З. Попова. Хороший улов. 1970
С. Бальзамов. Передовая работница. 1951

Н. Базылев. Завод им. Орджоникидзе. 1972

А. Петров. "Мосфильм". 1978

А. Петров. Москва. Казанский вокзал. 1981

В. Фирсов. Колонна. 1984

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 ~ Ф. Решетников. Опять двойка. 1951

Т. Яблонская. Утро ~ Ю. Ракша. Маленькие купальщики. 1979

Н. Жуков. Растем и хорошеем. 1953 ~ А. Лактионов. В гостях у внуков

И. Владимиров. В женской школе ~ В. Корнеев. Школьники на концерте. 1952

Ф. Решетников. За мир! 1950 ~ Н. Соломин. Молодые мамы

Е. Гордиец. Освещенные солнцем. 1982 ~ Б. Угаров. Мать

К. Петров-Водкин. Спящий ребенок. 1924

Ю. Кугач. У колыбели

Н. Терпсихоров. Окно в мир. 1928

П. Кривоногов. Девочка с лыжами. 1963 ~ В. Жолток. Зима пришла. 1953

А. Ратников. Нагулялись. 1955

Т. Яблонская. В парке. 1950

Т. Яблонская. Простудилась. 1953

Н. Ульянов. Снегири

Д. Колупаев. Праздник в школе. На елке. 1949

А. Костенко. И. Мичурин с детьми. 1964 ~ П. Драченко. Пионерская песня. 1959

В. Жолток. Девочка с красной шляпкой. 1955
А. Мыльников. Верочка на веранде. 1957

С. Григорьев. Вратарь. 1949

К. Успенская-Кологривова. Не взяли на рыбалку

С. Григорьев. Рыбачок. 1958

И. Шульга. Пионеры в гостях у черноморцев. 1940

П. Крылов. Две Наташи

Р. Галицкий. У финиша

И. Шевандронова. В сельской библиотеке

И. Шевандронова. Идет репетиция. 1959

А. Дейнека. Будущие летчики. 1937

В. Прибыловский. Будущие капитаны. 1963

С. Григорьев. Пионер. 1951 ~ П. Крохоняткин. Дети на балконе. 1954 ~ О. Богаевская. Детский праздник. 1980

Е. Чернышова. Вышневолоцкие невесты. 1984 ~ А. Левитин. Мир внукам. 1985

К. Петров-Водкин. Девочка с куклой. 1937 ~ М. Богатырев. Будущие чемпионы. 1950

Я. Титов. У мавзолея В.И.Ленина. 1953

П. Кривоногов. Похороны И.В. Сталина. 1953

И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация

И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация (фрагмент)

А. Казанцев. И.В. Сталин с матерью

Б. Владимирский. Розы для И.В.Сталина

И. Пензов. Счастливое детство. 1978

Л. Котляров. Хлеб-соль (Л. И. Брежнев с тружениками села)
И. Радоман. Л. И. Брежнев на ЗИЛе

А. Герасимов. И.В. Сталин и А.М. Горький на даче. 1930

А. Герасимов. Семейный портрет. 1934
Народный художник СССР А.М.Герасимов
Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.
В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

В саду. Портрет Нины Гиляровской, 1912

Портрет искусствоведа В.М.Лобанова. 1913
В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской " (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.
Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

Портрет артистки А.К.Тарасовой. 1939 ~ Портрет дочери. 1951

А.М. Герасимов. Портрет К.Е. Ворошилова. 1927
Портрет Клима Петровича Ворошилова, внука К.Е.Ворошилова. 1949
Герасимов Александр Михайлович

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так... больше не хочу, тошнит...».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

После дождя. Мокрая терраса, 1935
На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И.В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.