Творческие работы по литературе. Творческие работы по литературе Их отношения любовь или беззаконная страсть

Вступление

Тема любви в романе «Тихий Дон» Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с Натальей и Аксиньей. Можно сказать, что в произведении возникает классический любовный треугольник, ни один из участников которого не обретает личного счастья.

Григорий Мелехов и Наталья

Григорий сватается к Наталье, тогда ещё Коршуновой, не по личной инициативе, а по настоянию отца. Пантелей Прокофьевич, узнав о связи сына с женой соседа, решат избавить свою семью от позора и всеобщего осуждения. В то же время, соблюдая интересы всё той же семьи, он выбирает сыну в невесты дочь одного из самых зажиточных казаков хутора.

Примечательна сцена сватовства Григория и Натальи. Когда Наталья входит в комнату, Григорий осматривает её «как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой». Ему нравятся «смелые серые глаза» невесты, «неглубокая розовеющая ямка», дрожащая на её щеке, «большие, раздавленные работой руки», «небольшие девичье-каменные груди» под зелёной кофточкой. В тот момент Григорий твёрдо решает для себя, что он «отгулял». И Наталья, которая влюбилась в Григория с первого взгляда, надеется, что будет счастлива в доме Мелеховых.

Но, семейная жизнь продолжается недолго. Красивая, чистая, работящая жена не в силах вызвать в Григории никаких чувств, кроме привязанности. Он вновь сходится с Аксиньей, своей подлинной страстью. Оскорблённая Наталья покидает дом Мелеховых и возвращается к родителям. В порыве гнева, она даже желает смерти Григорию. «Господи, накажи его проклятого!» – восклицает она. Не выдержав душевных мук, Наталья, правда, неудачно, пытается покончить с собой. Только благодаря заботе и вниманию со стороны свекрови и свёкра, Наталья находит в себе силы вернуться в дом Мелеховых и продолжать надеяться на возвращение мужа в семью.

Переступив через гордость, она даже решается идти в Ягодное, чтобы упросить Аксинью вернуть ей Григория. И, казалось бы, судьба вознаграждает женщину за страдания. Узнав об измене Аксиньи, Григорий возвращается к оставленной жене, и у них рождается двое детей. Наталья счастлива. Став матерью, героиня расцветает, её жизнь наполняется новым смыслом. Но даже рождение детей не может заставить Григория полюбить жену. Терпеливая, верная Наталья не способна заменить ему страстной Аксиньи. Герой вновь начинает встречаться с любовницей втайне от жены.

Надо сказать, что любовь в «Тихом Доне» для главных героев оборачивается трагедией. Узнав о неверности мужа, беременная Наталья решает избавиться от ребёнка, не желая больше рожать от человека, который постоянно её предаёт. Это решение оказывается гибельным для героини. Она умирает от потери крови, пред смертью прощая Григория. Гибель Натальи стала для Григория настоящим ударом. По-своему герой любил жену и тяжело переживает её смерть, понимая, что именно он виноват в случившемся.

Григорий и Аксинья Астахова

Любовью в романе «Тихий дон» испытывает автор и другую героиню, Аксинью Астахову. Это женщина, которой в жизни изначально не повезло. Сначала она подверглась насилию со стороны родного отца, в дальнейшем вынуждена терпеть побои и унижения от мужа. Но, Аксинья принимает своё положение, как должное, до того момента, когда на неё обращает внимание молодой сосед, Григорий Мелехов.

Вначале Аксинья боится зародившегося в её душе нового чувства, «с ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню…разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами, замечала за собой, что по праздникам и в будни стала тщательней наряжаться». В конце концов, Григорий, который «упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал», добивается взаимности. Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся ей целиком, уже не обращая внимания на соседей и не задумываясь о том, какая участь ждёт её, неверную жену, когда вернётся из лагерей Степан. Интересно отметить, что Григорий, который, казалось бы, страстно любит Аксинью, оказывается не готов ради возлюбленной бросить дом и уйти с ней на шахты. Кроме того, он не особенно переживает о том, что сделает с Аксиньей муж. Не смеет Григорий и противоречить отцу, который заставляет его женится на Наталье Коршуновой.

Говорят, что настоящие чувства проверяются только в разлуке. Так случается и с героями Шолохова. Аксинья, которая пытается забыть Григория и даже делает для этого отворот с помощью местной знахарки, только внешне смиряется с потерей любимого человека. Недолго способен прожить без Аксиньи и Григорий. Они покидают свои семьи и уходят в Ягодное.

Судьба вновь разлучает героев. После смерти дочери, Аксинья, оставшись одна, принимает ухаживания Листнцкого и Григорий, узнавший об этом, возвращается в семью. Но, видимо, Аксинье на роду было написано быть с Григорием до самой смерти. Она терпеливо ждёт. После смерти Натальи женщина сближается с Ильиничной, старается заменить мать детям возлюбленного. Григорий тоже понимает, что по-настоящему счастлив он может быть только с Аксиньей, которая, несмотря на все перипетии, пронесла любовь к нему через всю жизнь. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Заключение

Итак, тема любви в «Тихом Доне» оказывается одной из ведущих. Она раскрывается на протяжении всего произведения, заставляя читателя сопереживать Аксинье, Наталье и Григорию. Все они обладают большим сердцем и достойны счастья. Тем трагичнее воспринимается их личная драма.

Тест по произведению

Любовь в романах Шолохова предстает сильной и слабой, созидающей и разрушающей одновременно. По Шолохову в любви и мужчина, и женщина равны. В некоторых ситуациях именно женщина оказывается сильнее мужчины. Нежная и ласковая, голубка с Григорием, Аксинья становится коршуном, когда кто-либо пытается разлучить ее с любимым. Жестокая и непреклонная, она не оставляет Наталье ни капли надежды на то, что Григорий вернется домой. Не слышит она и упреков родных Григория, не замечает косых взглядов соседей. И все-таки можно сказать, что не по своей воле становится Аксинья разлучницей. Описывая ее, Шолохов особо подчеркивает ее яркий казацкий , нежелание покориться судьбе. Очень рано ей пришлось выйти замуж. Это для крестьянской жизни не редкость, скорее норма. Не сильно отличается от большинства мужиков и муж Аксиньи - крепкий хозяин, он и на руку был крепок - Аксинья часто скрывала синяки под одеждой. Молчаливый и угрюмый, он и для жены редко находил доброе слово. Но гордая казачка с достоинством несла свою долю. Возможно, и были у нее мысли, что не похож ее муж на того, кто в девках ей мечтался, однако в жизни оказалось все проще и сложнее.

Проще, потому чТо, как ступила бабой на порог мужнего дома, кончились ночные гулянья, веселые девичьи хороводы, песни, смех. Знала Аксинья, что мужа нужно любить, но как любить угрюмого и неласкового? Но улыбнулась ей, и во время всеобщего горя послала ей большую настоящую любовь, но и расплаты потребовала от нее сполна.

Не сразу ответила Аксинья на ухаживания Григория. Какой бы муж не был, а честная жена - всегда его гордость. Однако муж не поверил своей Аксинье.

Заметив однозначные взгляды Григория, муж побил Аксинью, как провинившуюся девку. В душу ей запала обида, и именно она толкнула женщину в объятия уже чужого мужа. Огромная разница между любящим мужчиной и мужем-хозяином еще крепче привязала Аксинью к Григорию. Проводив на войну двоих, Аксинья ждала только одного.

Она не желала зла своему мужу или жене Григория - в природе женщины заложено давать жизнь и делать ее как можно лучше. Но, почувствовав, что и ее жизнь может быть лучше, и о ней можно заботиться, Аксинья уже не могла сама от этого отказаться. Наоборот, практический ум женщины стал искать способ сохранить это для себя одной. И Аксинья решила забрать своего любимого и уйти из деревни, от любопытных соседей и настойчивых родных. В чужом доме расцветает любовь зрелой уже женщины и молодого мужчины. Здесь их не трогает ни зависть соседей, ни ревность отвергнутых супругов. Здесь, не думая о прошлом, не загадывая на будущее, они живут своей любовью, своим счастьем.

Но и желанная любовь не бывает простой. Григорий должен быть в строю в военное время, и он уезжает. Вернувшись, Григорий узнает, что Аксинья потеряла их маленькую дочку и сошлась с хозяином дома. Он не может простить ее и уходит к жене. Женщина, отдавшая ради любви свою честь, достоинство, снова остается одна. Она постоянно вынуждена быть сильной,. Потеряв ребенка, не имея никаких сведений от Григория, она впадает в отчаяние. Ей жизненно необходима поддержка любимого, но его нет рядом. И женщина, как больное животное, прижимается к ласкающей руке. Сейчас она не думает о чести и достоинстве, однако и счастья в этом она не ищет. Ей нужно забыться, пережить горе, набраться сил, чтобы, как легендарная птица феникс, вновь возродиться после пожара. Не поняв ее в этом, отвергнув ту, которая только рядом с ним чувствует себя женщиной, Григорий уходит.

Оскорбив любимую сгоряча, Григорий все равно не может долго без нее, и она прощает его. Жизнь Аксиньи была недлинной, но тяжелой. Нелегкая бабья доля в условиях военного времени стала еще тяжелее. Трудная, запретная, горькая ее любовь сделала ее одинокой и всеми осуждаемой. И именно эта любовь украсила ее жизнь, подняла на необычайную высоту, дала ей сил. Неспокойная Аксинья снова уходит с любимым. Только любовь может дать столько сил, мужества и уверенности в завтрашнем дне в такое смутное время. Аксинья погибает, но эта смерть ставит точку в истории любви именно в тот момент, когда любовь доказывает свою истинность и непобедимость. Аксинья погибает любимой и счастливой.

(374 слова) Любовная линия в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» представлена двумя персонажами: Аксиньей и Натальей. Эти женщины оказывают огромное влияние на Григория Мелехова по мере повествования. Метания главного героя между ними занимают одно из важнейших мест во всём произведении. Две женщины, искренне любящие Григория, выражают собой кардинально противоположные системы взглядов.

Аксинья прожила действительно тяжёлую жизнь. Её изнасиловал родной отец, затиранил муж, а жизнь её была наполнена постоянными трудами и заботами. Она всеми силами пытается обрести своё счастье, и в самом начале романа находит его в Гришке. Героиня всецело отдаётся любви, и в своей страсти она неумолима и эгоистична. Разрушить семью, унизить Наталью, опозорить мужа — она готова пойти на всё, лишь бы Григорий остался с ней. Аксинья символизирует собой страстное начало любви, именно её эмоциональность, чувственность и жажда свободы вопреки патриархальным нравам казаков и привлекли к ней избранника. Но, живя исключительно эмоциями, она, получив ложную информацию о смерти любимого, изменяет ему с молодым дворянином Листницким.

Наталья же представляет собой именно тот самый многовековой казачий жизненный уклад, который так ненавидят Аксинья и Григорий. Она искренне любит своего мужа, хоть и была выдана за него по договору между родителями семейств. К сожалению, Гришка не может ответить ей тем же. Нежная, но холодная и скудная на эмоции Наталья не привлекает его. Героиня пытается стойко пережить побег мужа, но в итоге идёт к Аксинье, умоляя её вернуть мужчину, а потом и вовсе неудачно пытается убить себя.

Казалось бы, Аксинья одержала решительную победу, но после её измены, Григорий, глубоко разочарованный, возвращается к законной жене, которая принимает и прощает его. Именно в этот период Наталья раскрывает свою истинную красоту. Она является воплощением семьи в романе, и пускай она не может сравниться с Аксиньей, Григорий и Наталья образуют крепкую семью, заводят детей и живут по-настоящему счастливой жизнью.

Однако это счастье недолговечно. Империя рушится, начинается гражданская война. В эти трудные времена привычные ценности, вроде семьи или братства, рушатся и забываются. Григорий, ежечасно рискуя жизнью на передовой, снова изменяет жене с Аксиньей. Повторного предательства Наталья не выдерживает, проклинает мужа, делает аборт и вскоре умирает.

Аксинья и Наталья представляют собой две противоположные концепции любви-умопомрачительная непреодолимая страсть и скромное, тихое семейное счастье. Характерно, что Мелехов в итоге теряет как Наталью, так и Аксинью, что напоминает нам о том, через какие испытания проходят люди во время переломных моментов истории.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!






Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что- то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придёт Степан – узелок развяжет».


Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причём отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».




В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Однако буквальное отождествление Любви и революции недопустимо. Речь идёт о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно с истории любви.








Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.


И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».




В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей. Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Любовь-страсть. Григорий и Аксинья

(по роману «Тихий Дон» Шолохова)

Что поражает в трагической любви Григория и Аксиньи?

Через какие испытания проходят оба героя?

Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его ее любовь или нет.

Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

Материал для ответа на вопросы:

«Аксинья привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка. Ребенок умер, не дожив до года. Старая развернулась жизнь. И когда Мелехов Гришка, заигрывая, стал Аксинье поперек пути, с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню. <...> Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно. На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая отчего, вспоминала: „Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий... Гриша..." Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство, и в мыслях шла ощупью, осторожно, как через Дон по мартовскому ноздреватому льду».


«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурно-пьяным придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».


«Срамную по тем понятиям и обычаям старого казачьего быта, по которым всегда объявлялась вне закона вот такая открытая любовь, бросающая всем и всему вызов. Но все-таки счастливую несмотря ни на что. Ни до этого у Аксиньи не было, ни потом уже не будет какой-нибудь другой любви. Потому что по всем задаткам своей натуры однолюбка она, и не вина ее, а беда, что Григорий встретился ей так поздно. Но раз поздно, то заодно и отлюбит она его за все горькое, что до этого выпало на ее долю. Ничего выше и дороже этой любви больше уже не будет у нее. Только она, первая и единственная, вплоть до смертного часа».

Анатолий Калинин. Время «Тихого Дона», 1978

«Отношение к женщине, к любви у Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим - неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи - несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери - Ильиничны - много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка.
Последние эпизоды романа рушит и возвышает трагедия. <...> Когда Григорий Мелехов почувствовал, что Аксинья умирает, он, „мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось". Именно после того, как „схоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете", он, подняв голову, „увидел черный диск Солнца".