Житие святой равноапостольной княгини ольги. Канонизация и общецерковное почитание. Этот день в истории

А также несколько интересных фактов из жизни зачинательницы христианства и первой женщины-правителя в русской истории

24 июля (11 июля – по старому стилю) празднуется день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, первой в русской истории женщины-правителя, зачинательницы христианства. К лику святых княгиню причислили в 1547 году, причем, в христианской истории лишь пять женщин удостоились такой чести: Мария Магдалина , царица Елена Равноапостольная , мученица Апфия , первомученница Фёкла и просветительница Грузии Нина .

Ее восхваляли сыновья русские как начинательницу, ибо и после смерти она молится Богу за Русь», – отметит известный летописец Нестор . И действительно, память о княгине Ольге пережила века.

Чудеса святой Ольги

Нетленные останки святой, которые ее внук князь Владимир перенес в церковь Святой Богородицы в Киеве, долгое время хранились там. Покоились мощи в каменном гробу, и только искренне молящимся и действительно верующим в нем «открывалось окошко», через которое они могли видеть «светящееся яко солнце» тело. Кто видел его – тот

И сегодня огромное количество верующих приходят в храмы, чтобы у иконы святой Ольги попросить небесного покровительства.

Интересно, что в царской России существовал даже «Знак отличия Святой Ольги», правда, вручен он был только один раз – в 1916 году. Получила его Вера Панаева , у которой на первой мировой войне погибло трое сыновей-офицеров.

Загадки биографии княгини Ольги

Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, а история – Мудрою» , –напишет о княгине Николай Карамзин . И будет абсолютно прав, потому как личность княгини Ольги довольно неоднозначная и сохранившиеся летописные сведения о ней вызывают много вопросов.

Так, например, ни в одной летописи не приводится точная дата рождения княгини, вызывает сомнение и время, когда она вышла замуж за князя Игоря , родила сына Святослава и когда приняла крещение. Доподлинно известна только дата ее смерти – 11 июля (по новому стилю – 24 июля) 969 года, причем, сколько на тот момент ей было лет – тоже загадка.

Но, пожалуй, больше всего вопросов вызывает летописное предание о ее мести древлянам, потому многие спорят, а можно ли с учетом этих сведений называть ее святой?

Красивая месть или оправданная жестокость?

Согласно текстам летописей после того, как древляне убили ее мужа князя Игоря, который отправился к ним за очередной данью, они, опасаясь мести за гибель Киевского князя, прислали к его вдове Ольге сватов, приглашая ее стать женой их правителя Мала.

Первые сваты прибыли в ладье, под предлогом оказания им великой чести, повелела княгиня перенести сватов прямо в ладье во двор своего терема, опустить в глубокую яму и засыпать живьем.

После чего княгиня сообщила древлянам, что согласится выйти за их правителя, если они пришлют за ней самых уважаемых людей своей земли. И прислали древляне лучших послов, которых Ольга приказала запереть в жарко натопленной бане и сжечь.

Но и на этом княгиня не успокоилась и, испросив разрешения древлян справить тризну (поминки) на месте гибели мужа, с небольшим отрядом пришла на земли древлян, опоила их и повелела своим дружинникам порубить их на месте.

Однако и эта месть не стала последней: подошла со своим войском к древлянской столице и сказала, что, мол, прощает их, и даже дань большую брать не будет, попросила только дать от каждого двора только по три голубя и три воробья. А когда древляне, удивляясь глупости княгини, принесли ей птиц, она повелела к каждой из них привязать паклю с серой, поджечь ее и выпустить пернатых на волю. Птицы вернулись в свои родные гнезда – и город сгорел дотла.

Чем можно оправдать такую жестокость Ольги? Во-первых, временем, в котором она жила, во-вторых, тем, что и древляне с ее мужем поступили совсем неблагородно – разорвали его на части, привязав к столам двух деревьев.

А христианские верующие напоминают еще и том, что в то время княгиня Ольга еще не была крещенной. Таинство крещения над ней позднее, по летописным преданиям, совершил сам патриарх Константинопольский Феофилакт, а при крещении она получила имя Елена.

Первая правительница Руси, принявшая крещение

Православная церковь прославляет святую как равноапостольную – за проповедь веры христианской. Княгиня Ольга строила храмы, обращала людей в православие, и хоть Русь крестил только ее внук князь Владимир в 988 году, именно Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей крещение.

24 июля, вспоминая святую равноапостольную княгиню Ольгу, священники говорят о том, что она была и есть и людям, символ мудрости, терпения, внутренней чистоты и веры в Бога.

Кому покровительствует святая?

Считается, что святая Ольга защищает весь русский народ, но чаще всего защиты у нее просят:

1. Матери сыновей, особенно тех, кто находятся на воинской службе, моля святую уберечь их от беды.

2. Новообращенные христиане или прося укрепить в вере и помочь жить честно и по справедливости.

3. Вдовы и ли девушки, потерявшие любимого, которые обращаются к святой с просьбой дать силы пережить утрату и снова обрести смысл жизни.

Кроме этого, икона святой Ольге в доме поможет уберечься от злоумышленников, обидчиков и завистников.

Пожалуй, сегодня во многих храмах можно найти икону святой Ольги. Например, в Москве престольная икона и частица мощей святой хранится в Храме святителя Николая в Пыжах.

А вот Божественную литургию памяти равноапостольной великой княгини Ольги Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужит сегодня в столичном храме «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены . Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения - 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга .

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения .

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания .

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа .

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге », - повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос ». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня .

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем .

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет » так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают .

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников ». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности », - так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава , окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими ». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира - Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги - Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

————————

Библиотека Русской веры

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест - символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни - храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

В г. Ульяновске находится единоверческий храм Русской Православной Церкви.

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942, гг.) и другие.

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

Уже на протяжении многих веков Равноапостольная Ольга почитается на Руси православными верующими. И это не случайно, ведь именно ее по праву считают родоначальницей христианской веры на наших просторах.

Она первая из правителей приняла Христианство, и было это еще до крещения Киевской Руси.

Материалы, использованные в вышивке иконы Равноапостольной Ольги : ткань - парча, лики написаны маслом на тонком холсте, бисер, стразы, трунцал, канитель.

А Вы хотите также вышивать?

Мастер - класс: Как вышить уникальную икону

Никогда не вышивали. Очень хотите попробововать, но боитесь у Вас ничего не получится.

"Перекопали" весь интернет, но не нашли схему вышивки нужной иконы.

Заполнили вышивкой уже много однообразных и скучных схем, а душе хочется чего то творческого.

Хотите вышить по настоящему красивый и уникальный образ, который будет существовать в единственном экземпляре.

Заходите на наш мастер - класс по вышивке икон..

Если же нужна готовая икона - можете заказать и мы вышьем её для Вас

Или выбирайте из уже вышитых образов

Равноапостольная Ольга - мудрая правительница

К сожалению, современная историческая наука не располагает точными данными о времени рождения княгини Ольги. Известно только то, что она была родом из Псковских земель и принадлежала к незнатному варяжскому роду.

Уже смолоду ее отличали острый ум и целомудрие, а история знакомства с князем Игорем, впоследствии ставшим ее мужем, лишний раз подтверждает благородство этой женщины.

900-е годы для Киевской Руси ознаменовались большим количеством завоевательных походов. Так, после похода на греков у княжеской четы Игоря и Ольги родился сын Святослав. Однако поход на древлян привел к смерти Игоря и безутешному горю княгини.

Древнерусские летописи полны описаний мести княжны за смерть любимого супруга: она хитростью заманила двух послов в Киев, и по ее указанию один посол был погребено заживо, а другой – сожжен в бане.

Это привело к тому, что она таки усмирила непокорных древлян и начала самостоятельно управлять государством (945-966 гг.) до совершеннолетия сына. Однако и потом она оставалась фактической правительницей, поскольку князь Святослав большую часть времени проводил в походах.

Сама же Св княгиня Ольга была против завоевательных походов и в своих устремлениях больше заботилась об устройстве земель русских. Много путешествуя и повидав на своем веку, она пришла к мысли, что для того чтобы преодолеть разобщенность княжеств, их нужно объединить одной верой.

Именно христианство, знакомство с которым перевернуло всю ее жизнь, показалось ей наиболее приемлемым для нашего непокорного духа. И она отправилась в Византию, где и приняла крещение. Домой она вернулась с иконами, книгами по богослужению и новым христианским именем Елена.

До самых последних своих дней княгиня Ольга не жалея сил пыталась распространять новую веру по Киевской Руси, за что и получила звание Равноапостольной, то есть равной апостолам. Сын Ольги так и не принял христианство, и остался язычником. Втайне от него она проповедовала христианство внукам, но покрестить их она так и не отважилась.

В 969 г. Равноапостольная святая княгиня Ольга скончалась. До 1240 г. Ее нетленные мощи находились в Десятинной церкви, построенной ее внуком Владимиром, крестителем Руси Великой. Над ее гробницей в стене было небольшое окошечко.

Некоторые паломники видели непревзойденное сияние, исходящее от них, а многие получали от них исцеление. После разграбления церкви татарами, храм превратился в развалины. Нынешнее место захоронения Ольги истории не известно и по сей день, но память о ней пережила многие века и в 1547 г. христианская церковь причислила ее к лику святых.

Сегодня в Киеве имеется памятник святой Ольге, который располагается вблизи Михайло-Златоверхого собора. В Пскове в 2003 году было торжественное открытие памятника, который располагается недалеко от Псковского Кремля.

Икона Равноапостольной Ольги

Значение этой иконы для христианской веры трудно переоценить, ведь саму Ольгу и ее духовный образ считают источником христианского духа на Руси. Именно этой иконе принадлежит самое главное из свершившихся чудес – Крещение Руси. Потому и по сей день люди молятся Ей и , как отцу и матери нашей духовной истории.

День, когда христианская церковь вспоминает Равноапостольную княгиню Ольгу – 11/24 июля. Именно в этот день Равноапостольная Ольга перешла из земной жизни в жизнь вечную.

Вышитая бисером и камнями икона Николая Чудотворца

    Вышитые иконы Святых Покровителей

    женские имена

    Вышитые иконы Спасителя и Ангелов

Как купить вышитую бисером икону

Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.

Срок вышивки 1,5 - 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален . В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

Как защищает икона Равноапостольной Ольги и в чем помогает

Икона Равноапостольной княгини Ольги защищает всех и дает возможность укрепиться в вере в минуту сомнения каждому. Особенно она почитаема среди матерей сыновей, которые обращаются к Ней с просьбой уберечь родное дитя от невзгод и болезней, и вдов, которые находят в ней утешение своему горю.

Будучи сама вдовой, святая Ольга и по сей день покровительствует всем женщинам, которые потеряли свою любовь. И это не обязательно смерть любимого человека. Даже если женщину просто покинули, то Образ поможет утешиться и обрести новый смысл жизни.

Защитит Она и дом, в котором находится, от проникновения лихих людей, домочадцам дарует силу и мудрость в принятии решений, а новообращенных укрепит в правильности принятого решения.

Молясь перед иконой Равноапостольной княгини Ольги, следует быть смиренным и, искренне обращаясь к Ее святому лику и Отцу небесному, можно попросить просвещения своему уму и света веры своему сердцу. Также пред иконой святой Ольги можно молиться о защите русского народа от любых вторжений и мире в стране.

Вышивка бисером Равноапостольная Ольга

Alt=">Вышивка бисером иконы Равноапостольная Ольга">

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до...

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до конца узнать не удастся. Существует несколько версий, по одной из них, его пригласили править, чтобы предотвратить бесконечные междоусобицы на земле славян и финов. Славяне и варяги были язычниками, они верили в богов воды и земли, в домовых и леших, поклонялись Перуну (богу грома и молний), Сварогу (хозяину вселенной) и другим богам и богиням. Рюрик построил город Новгород и постепенно стал править единолично, расширяя свои земли. Когда он умер, остался его малолетний сын Игорь.

Игорю Рюриковичу было всего 4 года, и был нужен опекун и новый князь. Эту задачу Рюрик возложил на Олега, происхождение которого неясно, предполагают, что он был дальним родственником Рюрика. Известный нам как князь Вещий Олег, он правил Древней Русью с 879 по 912 год. За это время он захватил Киев и увеличил размеры Древнерусского государства. Поэтому иногда он считается его основателем. Князь Олег присоединил к Руси много племен и ходил воевать Константинополь.

После его внезапной смерти вся власть перешла в руки князя Игоря, сына Рюрика. В летописях его называют Игорь Старый. Это был юноша, воспитанный во дворце в Киеве. Он был жестоким воином, варягом по воспитанию. Почти непрерывно он возглавлял военные действия, совершал набеги на соседей, покорял различные племена и облагал их данью. Князь Олег, регент Игоря, подобрал для него невесту, в которую Игорь влюбился. По некоторым источникам ей было 10 или 13 лет, и звали ее красиво – Прекраса. Однако ее переименовали в Ольгу, предполагается потому, что она была родственницей или даже дочерью Вещего Олега. По другой версии она была из рода Гостомысла, что правил до Рюрика. Есть и другие версии ее происхождения.

В историю эта женщина вошла под именем княгини Ольги. Древние свадьбы были чрезвычайно красочными и оригинальными. Для свадебных нарядов использовали красный цвет. Свадьба совершалась по языческому обряду. У князя Игоря были и другие жены, ведь он был язычником, но Ольга всегда была любимой женой. В браке Ольги и Игоря родился сын Святослав, который позднее станет управлять государством. Ольга любила своего варяга.

Князь Игорь во всем полагался на силу, и постоянно боролся за власть. В 945 году он объезжал захваченные земли и собирал дань, получив дань с древлян, он уехал. В дороге он решил, что получил слишком мало, вернулся к древлянам и потребовал новую дань. Древляне были возмущены таким требованием, они взбунтовались, схватили князя Игоря привязали его к согнутым деревьям и отпустили их. Великая княгиня Ольга тяжело переживала смерть мужа. Но именно она стала править Древней Русью после его смерти. Ранее, когда он был в походах, она также управляла государством в его отсутствие. Судя по летописям, Ольга первая женщина – правитель государства Древняя Русь. Она начала военный поход на древлян, уничтожая их поселения, и осадила столицу древлян. Затем потребовала по голубю с каждого двора. А тогда их употребляли в пищу, и никто не заподозрил ничего плохого, посчитав это данью. К ножке каждого голубя привязали подожженную паклю и голуби полетели в свои дома, и столица древлян сгорела.


Князь Святослав


Крещение Ольги

Дважды княгиня Ольга путешествовала в Константинополь. В 957 году она крестилась и стала христианкой, ее крестным отцом был сам император Константин. Правила Ольга Древней Русью с 945 по 962 год. При крещении она приняла имя Елена. Она первая стала строить христианские храмы и распространять христианство на Руси. Ольга пыталась приобщить к христианской вере своего сына Святослава, но он остался язычником и после смерти матери притеснял христиан. Сын Ольги, внук великого Рюрика трагически погиб в засаде печенегов.

Икона святой равноапостольной княгини Ольги


Княгиня Ольга, крещеная Еленой, умерла 11 июля 969 года. Похоронена она по христианскому обычаю, и сын ее не запретил этого. Первая из русских государей она приняла христианство ещё до крещения Древней Руси, это — первая русская святая. Имя княгини Ольги связано с династией Рюриков, с появлением на Руси христианства, это великая женщина стояла у истоков государства и культуры Древней Руси. Народ почитал ее за мудрость и святость. Время правления княгини Ольги наполнено важными событиями: восстановление единства государства, налоговая реформа, административная реформа, каменное строительство городов, укрепление международного авторитета Руси, укрепление связей с Византией и Германией, укрепление княжеской власти. Похоронили эту незаурядную женщину в Киеве.

Ее внук, Великий князь Владимир приказал перенести ее мощи в Новую церковь. Скорее всего, именно во время княжения Владимира (970-988) княгиню Ольгу стали почитать как святую. В 1547 году княгиня Ольга (Елена) была причислена к лику святой равноапостольной. Таких женщин было всего шесть, за всю историю христианства. Кроме Ольги это — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Память Великой княгини Ольги отмечается праздником, как у католиков, так и у православных христиан.

Житие святой княгини Ольги

В этот раз княжеская охота шла под Псковом. Юный князь Игорь, воспитанник Вещего Олега, вышел к берегу реки. Здесь можно было перебраться на другую сторону, внизу стояла лодка, в которой местный паренек перевозил путников. «Вези нас, да побыстрее!» – велел ему князь и устроился на носу. Что-то заставило Игоря обратить внимание на своего перевозчика. Вдруг юноша понял, что перед ним не мальчик, а девица, одетая в мужскую одежду. Он тут же позабыл про охоту. Но красавица резко осадила его, сказав, что скорее бросится в воду, чем обесчестит себя. Потом добавила: «Тебе – князю должно служить примером для своих подданных, если ты сам будешь совершать злодеяния, то как будешь судить простых людей, как ты сможешь править ими?» Задумался князь. Когда лодка пристала, он ступил на берег и ушел, не сказав больше ни слова.

Невеста

Прошло время. Когда князь Олег решил женить своего воспитанника, Игорь вспомнил девушку, которую встретил на реке. Тогда она поразила его не столько своей красотой, сколько мудростью и твердостью духа. Ему было неважно, из знатного она рода или из простого, из псковских она или из варягов. О других невестах он не хотел ничего слышать. Девушку нашли, ее звали Ольгой.

О ее происхождении действительно нет точных сведений. В «Повести временных лет» говорится, что она родилась в Пскове. Согласно одним источникам, она была родом из Болгарии, другие утверждают, что из Скандинавии. Предполагают даже, что Ольга – дочь Вещего Олега, который и поженил ее с Игорем. Единственное, в чем сходятся все исследователи: святая Ольга была неординарной личностью.

Жена

Княгиня была молода. Тем не менее, готовясь в свадьбе, она понимала, что ждать спокойной жизни, когда князья то и дело воюют друг с другом, не приходится. Позже ее переживания подтвердились. Ее супруг, князь Игорь, большую часть времени проводил в военных походах. Святая Ольга не одобряла его политику, она считала, что князья должны не воевать, а объединяться, чтобы страна была сильной.

После рождения сына Святослава супруги стали видеться реже. Княгиня с сыном правила в Вышгороде, а Игорь – в Киеве. Святая Ольга была и любящей матерью, и строгой, но справедливой правительницей. Люди ее уважали.

Размеренную жизнь княгини нарушило страшное известие: дружина князя Игоря у города стоит, случилась беда. Схватив на руки Святослава, княгиня бросилась бежать. За воротами городской стены на пригорке она остановилась. Напротив нее стояли, опустив головы, воины. На земле перед ними лежало тело князя Игоря. Святая Ольга обняла сына и прижала его к себе. Ей показалось, что время остановилось, мгновение превратилось в вечность. Но в ту же секунду она попросила увести Святослава, и только потом опустилась на колени перед убитым мужем. Это был первый и последний раз, когда она позволила себе заплакать.

Ради любимого сына и людей, за которых она отвечала, княгиня оставалась сильной. Святослав был слишком мал, святая Ольга взяла власть в свои руки, став регентом.

Вдова

Ей пришлось принять жестокие, но «понятные» всем и каждому на бескрайних просторах Руси меры для отмщения гибели князя Игоря, чтобы сохранить объединяющее начало государства, авторитет княжеской власти, не допустить кровавых межплеменных усобиц. Весть о том, что вдовствующая княгиня держит власть «крепкой рукою», прошла по всей земле, и во время правления княгини Ольги междоусобиц не было, а это значит, что власть спокойно могла заниматься насущными делами молодого государства.

И княгиня Ольга самоотверженно занялась созиданием государственной жизни и культуры Киевской Руси, воспитывая при этом малолетнего сына – Святослава. Летописи свидетельствуют о ее неустанных «хождениях» по Русской земле в целях благоустройства и упорядочения гражданского и хозяйственного быта подданных.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы России – на западе с Польшей, на юге с народами Дикого Поля (Причерноморье-Приазовье). В молодой Руси (Гардарике, как ее называли чужеземцы) активно начала развиваться торговля с другими странами. Расширение зарубежных связей Киева способствовало развитию каменного строительства в городе.

В своем правлении княгиня Ольга показала себя как человек с непреклонной волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Обращение в веру

Она была хорошей правительницей. Святая Ольга не хотела больше воевать, да и необходимости в этом не было. Она занялась обустройством страны. Новые законы и порядки она вводила лично, объезжая все подвластные ей земли. Княгиня установила твердые размеры дани, которые другие князья не могли увеличивать по своему желанию, предотвратив тем самым произвол. За это простой народ полюбил свою правительницу. Ее политика способствовала укреплению власти Киева на пути к объединению всей Руси.

Решения княгини были рациональны и дальновидны. В правлении она действовала, как мужчина, но в отношениях со своими людьми была мягкой, понимающей и милосердной женщиной. Она обратила свой взор на Запад, желая, чтобы Византия стала считаться с Русью. Своим умом и сердцем она поняла, какую значительную роль играет христианство для объединения народа. Изначально являясь язычницей, она познакомилась с идеями христианства. Это перевернуло ее жизнь. Она иначе взглянула на свои действия, раскаиваясь за свою жестокость по отношению к древлянам. Так святая Ольга, узнав истинного Бога, захотела креститься.

Решение это она приняла в Византии, куда приехала с большим флотом. Император Константин сначала воспринял ее визит как демонстрацию военной мощи Руси, поэтому несколько дней не давал княгине аудиенции. Святая Ольга терпеливо ждала на корабле. Когда же она наконец вошла во дворец, император был удивлен. Перед ним стояла хотя и немолодая, но удивительно красивая женщина. В шутку ли или всерьез, но правитель стал звать ее замуж. Тогда русская княгиня сказала, что она язычница, пусть император ее крестит, а потом и ответ получит. Тот согласился, и святая Ольга получила благословление Патриарха. Когда же Константин снова повел разговор о женитьбе, женщина ответила: «Я теперь твоя крестная дочь, брак между нами невозможен». Император рассмеялся, сказав, что княгиня его перехитрила.

В русской летописи сохранились рассказы о том, как решительно и на равных разговаривала Ольга с императором, удивляя греков духовной зрелостью и государственной мудростью, показывая, что русскому народу как раз под силу воспринять и умножить лучшие плоды византийской духовности и культуры. Так святой Ольге удалось мирным путем «взять Царьград», чего до нее не смог сделать ни один полководец.

При крещении княгине Ольге было наречено имя Елена в честь святой равноапостольной Елены , матери святого Константина , обретшей Честное Древо Креста Господня. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Домой она вернулась с иконами и богослужебными книгами.

Апостольское служение

Вернувшись, святая Ольга построила на могиле Аскольда церковь Святого Николая. Княгиня обратила в христианство многих киевлян. Потом она поехала на Север Руси. Вместо языческих капищ она ставила кресты.

Однажды, когда она ехала к родному селу под Псковом, на берегу реки Великой ей было видение. На востоке с неба засветились три луча. После этого княгиня сказала, что на этой земле будет стоять храм во имя Пресвятой и Животворящей Троицы, а вокруг него появится большой, богатый город. Так и произошло, там, где она основала церковь, возник Псков, который с давних пор и в наши дни называют «Дом Святой Троицы».

В Киеве княгиня построила еще один храм Святой Софии – Премудрости Божией, заложенный вскоре по ее возвращении из Константинополя и освященный 11 мая 960 года. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал Святой Крест, привезенный великой княгиней Ольгой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского Патриарха.

К сожалению, апостольское служение русской правительницы не поддержали ее сын и многие бояре. Святослав до конца жизни оставался язычником, ссылаясь на то, что, став христианином, потеряет авторитет у дружины. С дружиной он был связан неразрывно, так как проводил большую часть времени в походах и битвах. За его масштабные военные проекты князя Святослава называют «древним Александром Македонским». Тем не менее летопись отмечает терпимость Святослава к вере: креститься он никому не мешал, только насмехался. В ответ на это Ольга отвечала, что на все воля Божия, продолжала всем сердцем любить Святослава и каждый день молилась за него и весь народ.

Ревнители языческой старины, с надеждой взирая на Святослава, все чаще выказывали свое недовольство княгиней Ольгой, возводящей христианские храмы и проповедовавшей новую веру. Апостольская деятельность великой княгини Ольги ширилась, недовольство русских язычников нарастало, и вот настал такой момент, когда в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества. Вопрос о Крещении Руси был закрыт.

Святая Ольга смирилась с происшедшим, ушла в дела личного благочестия. В Киеве она воспитывала внуков: Ярополка, Олега и Владимира. Княгиня старалась привить им веру во Христа, но без согласия сына крестить их не решалась.

В 968 году Святослав с дружиной ушел в военный поход на Болгарию. Киев остался без защиты, и в этот момент на него напали кочевники-печенеги. Жители укрылись за городскими стенами. Враги держали осаду, киевляне страдали от голода и жажды. Одному мальчику удалось пробраться мимо печенегов и вызвать помощь. Киев освободили, Святослав вернулся и разгромил захватчиков.

Волнение за внуков подорвало здоровье святой Ольги. Ей было уже 77 лет, она стала стремительно терять силы. Перед смертью она попросила сына быть с ней до конца. Святая Ольга завещала похоронить ее по христианскому обычаю и не устраивать языческой тризны. Ее просьба была выполнена. Святослав и трое его сыновей горько плакали над могилой княгини. Последующим поколениям княгиня Ольга оставила пророческий завет: «Воля Божия да будет! Аще восхощет Бог помиловати роду моего Земли Руския, да возложит на сердце им обратитися к Богу, якоже и мене Бог сие дарова».

Несмотря на то, что княгиня Ольга в детстве воспитывала Владимира в христианском духе, в молодые годы князь Владимир был усердным поклонником язычества. Как и его бабушка, равноапостольный князь Владимир пришел к выводу, что только вера в одного истинного Бога сможет укрепить и объединить государство, раздираемое на две части духовной войной язычества и христианства.

Церковный писатель второй половины XI века Иаков Мних (монах) пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления своей бабки, вспоминал о том, как уверовала она и крестилась, ибо много слышал об этом и «разгорался Духом Святым в сердце, желая святого крещения».

Он созвал старшин и бояр на совет, на этом совете рассматривались для окончательного выбора веры три образа: ислам, западное христианство и православие. Было решено собрать посольства в эти страны и познакомиться с верой, состоянием торговли, армии и уровнем жизни этих народов. Выслушав вернувшихся из Константинополя послов, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

И вот в 988 году приехавшие на Русь византийские священники крестили жителей Киева и ближних земель прямо в Днепре. В крупных городах возводились величественные храмы, в Киеве на месте гибели первых русских христианских мучеников Федора и Иоанна был заложен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В этот храм были перенесены святые мощи равноапостольной великой княгини Ольги, с ним же связывают начало русского летописания, здесь были составлены Житие равноапостольной великой княгини Ольги и Сказание о варягах-мучениках, а также «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь».

Святой равноапостольный великий князь Владимир, вознося свое благодарение Богу в день Крещения Руси, свидетельствовал от лица своих современников о святой равноапостольной Ольге знаменательными словами: «Благословити тя хотят сынове рустии, и в последний род внук твоих».

Дело святого князя Владимира продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
В 1547 году святая равноапостольная Ольга была канонизирована в лике равноапостольных. Такой чести удостоились еще только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина , первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Когда мощи святой княгини Ольги извлекли, чтобы перенести в храм, оказалось, что они нетленны. Их положили в гробницу, многие люди видели над ней свечение и получали исцеление от тяжелых болезней.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги на Руси было велико. В разные времена было установлено три ордена в ее честь. Императором Николаем II в 1915 году для отличия женщин за общественную и государственную службу был учрежден «Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги». Существует также орден Святой равноапостольной великой княгини Ольги – награда Русской Православной Церкви. Этим орденом награждаются женщины (настоятельницы монастырей, церковные работницы на ниве духовного просвещения) за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних. В 1997 году орден Княгини Ольги был учрежден указом Президента Украины. Это награда для отличия женщин за выдающиеся личные заслуги в государственной, производственной, общественной, научной, образовательной, культурной, благотворительной и других сферах общественной деятельности, а также в воспитании детей в семье.

Какое чудо произошло

Самым главным чудом, которое свершилось благодаря начинанию святой равноапостольной Ольги, было Крещение Руси. Устремления великой княгини воплотились в деяниях ее внука – святого равноапостольного князя Владимира. Значение этого события трудно переоценить, оно обеспечило целостность и процветание России. Поэтому верующие часто вспоминают в молитвах и святую Ольгу, и святого князя Владимира вместе. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Значение иконы

Икона Святой равноапостольной Ольги – это образ духовной матери русского народа. Патриарх, крестивший княгиню, сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении она получила имя Елена в честь святой, которая обрела Животворящий Крест Господень. Апостольская служба святой Ольги имела такое же великое значение. Она способствовала духовному преображению русского народа.