Биография. Лидер "браво" евгений хавтан: "то, как я уживался с агузаровой, - тема моей диссертации" Знаете ли Вы, что

Биография

Евгений Львович Хавтан - советский и российский гитарист, автор песен, певец; лидер группы «Браво» .

Ранние годы

Хавтан родился в Москве 16 октября 1961 года в еврейской семье. Играть а гитаре начал в школьном возрасте, под влиянием общей моды: «В футбол я играл плохо, роста маленького был, в классе стоял последним на уроках физкультуры. Поэтому мне нужно было как-то реализоваться. У меня четкая была цель - научиться играть на гитаре. Тогда это очень модно было. В каждом дворе завывали десятки этих гитаристов. Вот и пошел в музыкальную школу. И как только я выучил аккорды, все эти здоровые лбы вокруг меня стали крутиться. А дальше - пионерский лагерь. Там человек с гитарой тоже большой авторитет». Поклонник западных рок-групп, одевался как стиляга.

В 1979 году, окончив школу, поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). В то время это было место, где во время большого перерыва между парами собирались все самые крутые «фарцовщики» города Москвы. И, соответственно, среди прочего здесь можно было купить или обменять любую самую модную на тот момент пластинку. Так изменились музыкальные пристрастия Евгения. Иногда за ночь он прослушивал до 10-15 пластинок, так как на следующий день их нужно было вернуть.

В институте за короткое время ему удалось поиграть с разными группами. Первой группой, исполняющей авторский материал, в которой он был гитаристом, стала "Редкая птица". Её руководителем был сын известного в СССР композитора Павла Аедоницкого Алексей. На бас-гитаре в ней играл их институтский знакомый Сергей Галанин, с которым они познакомились на "производственной" практике. Евгению не нравилась музыка, которую они играли, но очень нравилось просто быть в группе. До сих пор в Интернете гуляет запись, сделанная тогда. Однажды после отказа купить "фирменный инструмент" (до этого Хавтан играл на самодельной электрогитаре) его вежливо попросили покинуть этот коллектив.

Свою вторую, "фирменную" японскую электрогитару Aria Pro-2 CS 250 Евгений Хавтан купил уже тогда, когда появилась группа "Браво". На неё были потрачены практически все деньги, которые им с женой подарили на свадьбу в обмен на его клятвенное обещание закончить институт. А через несколько месяцев Хавтана отчислили именно за то, что он на этой гитаре играл на «запрещённых» концертах. Решив его утешить, институтский знакомый сказал, что некая группа, базирующаяся в Бескудниково, под названием "Постскриптум", ищет гитариста.

В 1983 году Хавтан, будучи уже опытным гитаристом, присоединился к группе Гарика Сукачёва «Постскриптум». Сильные различия в увлечениях, стиле и профессионализме музыкантов привели к тому, что «Постскриптум» после этого практически распадается, а Хавтан и ударник группы Павел Кузин создают свой коллектив, играющий музыку в стиле 1960-х годов.

Состав новой группы, ещё не имевшей названия, был укомплектован саксофонистом Александром Степаненко, басистом Андреем Конусовым и вокалисткой Ивонной Андерс (настоящее имя Жанна Агузарова), подруга которой придумала название «Браво». Хавтан писал музыку, Жанна через пару дней приносила к ней тексты. Первые 5 лет группы были самыми счастливыми в её истории. Это была одна большая семья. За несколько недель Хавтан сочинил музыку к первому магнитоальбому, и именно эти песни стали золотой классикой 80-х, а группа "Браво" - "бомбой" московской андеграундной сцены. Его отец, побывав на одном из первых концертов, был очень удивлён увиденным и пожал сыну руку.

Группа, не имевшая официальной регистрации, начала выступать подпольно. После одного из таких выступлений участники были задержаны за «нелегальную предпринимательскую деятельность» (так как все доходы от билетов не декларировались), возбуждено уголовное дело, а Хавтан отчислен из института. Агузарову упекли сначала в Бутырку за отсутствие прописки и подделку паспорта, потом направили в институт судебной психиатрии им. Сербского на обследование - никто не мог понять, зачем она подделала паспорт и считали её невменяемой. В Сербского диагноз милиционеров не подтвердился и Жанна-Иванна поехала на исправительные работы в тюменский леспромхоз сроком на 1,5 года.

Благодаря сотрудничеству с Московской Рок-лабораторией, Хавтану удалось избежать закрытия группы. Дальше было много всего, что должно произойти у "настоящей группы" - уход солистов, смена музыкантов, удачные и неудачные альбомы - прочитать об этом можно на официальном сайте Евгения.
Группа «Браво» претерпело многочисленные изменения состава, Хавтан оставался единственным неизменным участником. После многочисленных смен вокалистов, Хавтан начал петь часть песен сам, разделяя обязанности вокалиста с Робертом Ленцем.

Самое главное - несмотря ни на что, сегодня группа продолжает активно выступать и записываться. И самое интересное, что многие их сегодняшние поклонники ещё не родились, когда "Браво" в первый раз вышли на сцену зимой 1983-го. Что, несомненно, вселяет большой оптимизм в её лидера.
Последний альбом "Мода ", вышедший в 2011 году, стал "альбомом года" по версии "Нашего Радио" и получил весьма неплохую критику.

За последние несколько лет Евгению, как музыканту, помимо "Браво", стало интересно сотрудничество с теми, кто играет в других стилях. Например, с панк-группой "Тараканы" или сёрф-командой "Том и Фантомы". И, конечно, он по-прежнему находится в ожидании группы, которая "зацепит" его настолько, что ему захочется им помочь в записи и продюсировании их первого альбома.

Сольная карьера

Евгений также пробовал себя в сольном творчестве. Его песня «36’6», записанная с участниками группы «Тараканы!» и некоторыми другими музыкантами, возглавляла хит-парад «Чартова Дюжина» в 2003 году.

У Евгения Хавтана имеется целая коллекция инструментов, насчитывающая порядка 100 единиц, преимущественно это «винтажные», старые инструменты. Хавтан отдаёт предпочтение именно винтажным электрогитарам и усилителями ранних годов выпуска (его постоянные спутники - это «Fender Twin Reverb» и «VOX AC-30»).

Очень увлекается стилями рокабилли, блюз, джаз, это прослушивается в его партиях. Неравнодушен к стилю сёрф, время от времени играет сёрф с ребятами из группы «Том и Фантомы». По его словам, любит «чистый гитарный звук, или слегка подгруженный». В последние несколько лет активно применяет для записи и концертов гитары марки «Fender», модели «Jazzmaster», «Telecaster» и «Stratocaster».

Выпущена именная модель «Fender E. Havtan Telecaster». Её отличие от стандартных телекастеров - наличие тремоло-системы фирмы «Бигсби» (англ. „Bigsby”), нэковый звукосниматель расположен гораздо ближе к грифу, на корпусе - распечатки газет со статьями о «Браво» 20-летней давности. На своём сайте Хавтан подробно рассказал о своём гитарном оборудовании и собственно о самих инструментах, там же ему можно задать вопрос относительно гитарной тематики.

Личная жизнь.

Евгений Хавтан женат. Жена Марина - инженер-экономист, дочь Полина.
Все трое родились под знаком Весов.

Живёт в собственном доме в Подмосковье. В этом доме есть гараж, в котором он сделал свою студию. Там он репетирует с музыкантами, которые к нему приезжают. Помимо гитар там стоят винтажные клавиши, барабаны, усилители: «Я спускаюсь в гараж из спальни в любой момент, хоть поздно ночью, и никому при этом не мешаю. Очень удобно работать, и значительно продуктивнее».

Немного о себе

Группы, в которых играл - «Редкая птица», «Браво» (по настоящее время).

Любимые персоналии - Юрий Гагарин, Мерилин Монро, Сальвадор Дали, Чарли Чаплин, Джеймс Дин, Чак Берри, Энди Уорхолл, Мальколм Маклорен, Леонард Коэн, Владимир Жириновский.

Любимые фильмы - «Человек - амфибия», «Берегись автомобиля», «Голод», «Однажды в Америке».

Любимые писатели - Сергей Довлатов, Василий Шукшин, Оскар Уайльд.

Любимые исполнители (наши) - “Браво”, “Центр”, “Кино”, “Гитары Стерео”, “Оберманекен”, “Тараканы”.

Любимые исполнители (не наши) - “The Beatles”, “The Police”, “Madness”, “A-HA”, “The Smiths”, “Heroes del Silencio”, Jeff Bacley, The Coral.

Любимые напитки - мамин вишневый компот.

Лучший город на Земле - Москва, Лондон.

Увлечения - коллекционирование гитар.

Что не устраивает в жизни"" - “цинизм” политиков, отсутствие зимой снега, телефонные автоответчики и секретарши, пробки на проспекте Мира.

Знаете ли Вы, что

Оранжевых галстуков у Хавтана нет вообще. Его от них тошнит. В последний раз он надевал этот галстук в период соц-арта, в 90-е, когда они работали с Валерой Сюткиным.

Начинал писать книгу о группе и о жизни: «Но придётся писать про некоторых людей, которые ныне существуют. Это будет правда, которая не очень... приятна. Это известные люди, среди них есть депутаты Госдумы, которые встретились на нашем пути. И написанное будет не очень лицеприятно. Не хочется никого обижать. Может, попозже».

Евгений собирает стильную обувь и гитары - в его коллекции около ста раритетных экземпляров.

Не курит уже много лет.

Хавтан родился в Москве 16 октября 1961 года в еврейской семье. Играть на гитаре начал в школьном возрасте, под влиянием общей моды. Поклонник западных рок-групп, одевался по моде стиляг. Окончив школу, поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В 1983 году Хавтан, будучи уже опытным гитаристом, присоединился к группе Гарика Сукачёва «Постскриптум». Сильные различия в увлечениях, стиле и профессионализме музыкантов привели к тому, что «Постскриптум» после этого практически распадается, а Хавтан и ударник группы Павел Кузин создают свой коллектив, играющий музыку в стиле 60-х.

Состав новой группы, ещё не имевшей названия, был укомплектован саксофонистом Александром Степаненко, басистом Андреем Конусовым и вокалисткой Ивонной Андерс (настоящее имя Жанна Агузарова), подруга которой придумала название «Браво». Группа, не имевшая официальной регистрации, начала выступать подпольно. После одного из таких выступлений участники были задержаны за «нелегальную предпринимательскую деятельность» (так как все доходы от билетов не декларировались), возбуждено уголовное дело, а Хавтан отчислен из института.

Благодаря сотрудничеству с московской рок-лабораторией, Хавтану удалось избежать закрытия группы. В дальнейшем «Браво» претерпело многочисленные изменения состава, Хавтан оставался единственным неизменным участником. После многочисленных смен вокалистов, Хавтан начал петь часть песен сам, разделяя обязанности вокалиста с Робертом Ленцем.

Евгений также пробовал себя в сольном творчестве. Его песня «36’6», записанная с участниками группы «Тараканы!» и некоторыми другими музыкантами, возглавляла хит-парад «Чартова Дюжина» в 2003 году.

У Евгения Хавтана имеется целая коллекция инструментов, насчитывающая порядка 100 единиц, преимущественно это «винтажные», старые инструменты. Хавтан отдаёт предпочтение именно винтажным электрогитарам в сочетании с винтажными усилителями ранних годов выпуска (его постоянные усилители-спутники это Fender Twin Reverb и VOX AC-30). Очень увлекается стилями рокабилли, блюз, джаз, это прослушивается в его партиях. Неравнодушен к стилю «сёрф», время от времени играет сёрф с ребятами из группы «Том и Фантомы». По его словам, любит «чистый гитарный звук, или слегка подгруженный». В последние несколько лет активно применяет для записи и концертов гитары марки Fender, модели Jazzmaster, Telecaster, Stratocaster. Выпущена именная модель Fender E.Havtan Telecaster, особое отличие её от стандартных телекастеров - наличие тремоло-системы фирмы Бигсби («Bigsby»), нэковый звукосниматель расположен гораздо ближе к грифу, на корпусе - распечатки газет со статьями про «Браво» 20-летней давности. На своём сайте Хавтан подробно рассказал о своём гитарном оборудовании и собственно о самих инструментах, там же ему можно задать вопрос относительно гитарной тематики.

Семья

Хавтан женат, жена Марина (инженер-экономист), дочь Полина.

Лучшие дня

Инцидент на съемках триллера «Они ползут за тобой»
Посетило:129
Яркий поэтический и музыкальный талант

«Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом... Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт – все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой – навсегда»

В 1961 году в Москве на XXII съезде КПСС был принят "Моральный кодекс строителя коммунизма", на Байконуре стартовал корабль "Восток-1" с Юрием Гагариным на борту, в Ливерпуле началось восхождение группы Beatles, а попал в тюрьму за "перевоз несовершеннолетней девушки через границу штата в аморальных целях". Так что я появился на свет в нужное и правильное время.

Это произошло 16 октября в роддоме московского района Калошино (Гольяново) в семье учительницы английского языка и инженера. Первые музыкальные воспоминания (мне было года 3-4) связаны со звуковоспроизводящей системой, на которой можно было слушать радио и грампластинки и которую включали во время процесса моего кормления. И если пластинка заканчивалась, я начинал дико орать "не крутится, не крутится!" Пластинку быстро меняли, и я продолжал есть. До 5 лет ел я только таким способом. Соответственно, тогда и произошло моё первое знакомство с миром музыки.

В далёкие 60-е годы, в отличие от сегодняшнего времени, во время дней рождения и юбилеев не было принято напиваться за первые полчаса. Люди умели "правильно отдыхать", в нашем доме было пианино, на котором обязательно кто-то играл. Друзья и родственники, приходящие к нам в дом, пели и веселились. Иногда праздники справляли в кафе или ресторане, где обязательно присутствовал "живой" ансамбль музыкантов (две гитары, орган и ударные). Я ходил на эти банкеты с особой радостью, только для того, чтобы послушать эти группы. И даже несмотря на то, что в конце праздника кто-то из музыкантов обязательно напивался, эти люди казались мне инопланетянами.

В 1966 году наш дом в Калошино расселили, и мы переехали в другой район Москвы, в Кузьминки, где получили новую квартиру. Через некоторое время я пошёл в среднюю школу номер 623. Это был далеко не лучший день в моей жизни, так как один из моих одноклассников слопал мою кашу, которую я поставил на подоконник остывать. Этот парень впоследствии стал моим лучшим другом и соратником по школьной группе. В школе мои успехи были весьма скромными, так как мне нравились лишь несколько предметов: история, литература и музыка (да-да, раньше в школах был такой предмет!) Досуг детей, родившихся в начале 60-х в СССР, не отличался особенным разнообразием. Это были велосипеды, мотоциклы, футбол, духовые самопальные винтовки и плавка свинца на свалке у гаражей.

Где-то классу к седьмому мне это прилично поднадоело, и я стал подумывать о смене приоритетов в моей жизни. Мой отец был радиолюбитель, поэтому дома был виниловый проигрыватель "Вега", бобинный магнитофон "Нота-М", а колонки и усилитель папа сделал сам. Всё это довольно прилично звучало, а коллекция виниловых пластинок и магнитофонных бобин постоянно пополнялась. Там было всё, от органной музыки Баха до популярных на тот момент групп – таких как "Песняры", "Ариэль", "Весёлые ребята" и даже "Beatles". Записей становилось все больше, и я не без удовольствия стал всё прослушивать и выбирать из этого всего ту музыку, которая мне нравится. А еще важную судьбу в моём музыкальном становлении сыграли две моих тети. Одна - по линии отца - неплохо играла на пианино, и когда она приезжала к нам, я всегда просил её что-нибудь сыграть, а позже стал музицировать вместе с ней. Другая - со стороны мамы - на один из моих дней рождения подарила мне "шиховскую" семиструнную гитару, на которой я начал пытаться самостоятельно учиться играть. Парень с гитарой тогда был во дворе настоящим героем, и я решил выучить эти «заветные три аккорда». Правда, спустя много лет после концерта группы "Animals" их гитарист Хилтон Валентайн сильно обиделся на меня за фразу про «те самые три аккорда песни "House Of The Rising Sun"». "Их было пять!" – возмутился он…

В какой-то момент я понял, что самообразования мне недостаточно, и в седьмом классе сам пошёл и поступил в музыкальную школу по классу классической шестиструнной гитары. Улица тут же перестала для меня существовать, а музыкальное образование очень сильно пригодилось потом. Через год занятий я уже неплохо играл как классику, так и многое другое. В восьмой класс я перешёл в другую школу и там познакомился с парнем, которого многие преподаватели считали "не совсем психически здоровым". Он был замкнут и неразговорчив, а его папка для тетрадей и учебников была исписана незнакомыми мне доселе английскими названиями. Однажды он пригласил меня к себе домой, чтобы кое-что поставить послушать. Записью оказался концерт группы "Deep Purple" "Made in Japan". На записи, очень плохого качества, рёв зрителей заглушал саму группу, а энергия группы била через край. Прослушанный концерт произвёл на меня совершенно неизгладимое впечатление. Это была абсолютно другая планета, не имевшая ничего общего с тем, что я видел по телевизору и слушал по радио до этого. Домой я вернулся другим человеком. За месяц-два я проглотил почти все записи рока, которые можно было достать у знакомых и друзей. Я решил во что бы то ни стало научиться играть на гитаре как Ричи Блэкмор и создать свою группу. Магнитофон "Нота-М" позволял прослушивать гитарные соло на замедленной скорости, и я тут же бросился снимать их.

Первая группа, в которой я стал играть, была создана в пионерлагере из моих ровесников. На органе и бас-гитаре играли девушки. Поскольку это было им не очень интересно, группа после двух-трех репетиций распалась, и я напросился в ансамбль, который играл у нас на в пионерлагере на танцах и состоял из студентов музыкальных училищ, в качестве басиста (гитарист у них уже был). Кроме музыкальной практики, я научился у этих ребят всему, что должен знать и уметь начинающий музыкант - то есть тому, от чего меня постоянно предостерегали мои родители. Слово музыкант тогда считалось синонимом слов "пьяница", "дебошир" и так далее. Также считалось, что у музыкантов никогда нет стабильности в жизни, нет денег, а соответственно, и не может быть нормальной семьи. И естественно, родители очень недоверчиво относились к этому моему новому увлечению. Однако я уговорил родителей купить мне первую электрогитару. И этот момент в своей жизни я помню до сих пор. Это было зимой, вечером, после работы мы с отцом поехали в магазин "немецких" товаров "Лейпциг", который находился тогда в конце Ленинского проспекта. Нормальные гитары, естественно, были дефицитом, поэтому пришлось купить то,что оказалось на витрине - полуакустическую ГДРовскую электрогитару "Musima". Гитара стоила 200 рублей, и это была целиком месячная зарплата отца. Я ему за это очень благодарен. К окончанию школы мы организовали группу из трёх человек, в которую входили два моих школьных друга. Выступить нам удалось лишь на выпускном вечере, уговорив музыкантов, играющих на нём, дать нам сыграть пару-тройку песен. Одна из них была "Солнечный остров" "Машины Времени". До сих пор мне не очень понятна фраза одного из музыкантов, давших нам выступить: "Вам не крутовато браться за такие сложные композиции?"

В 1979 году я поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) В то время это было место, где во время большого перерыва между парами собирались все самые крутые «фарцовщики» города Москвы. И, соответственно, среди прочего здесь можно было купить или обменять любую самую модную на тот момент пластинку. Мои музыкальные пристрастия тут же изменились. Среди массы музыки, прошедшей в тот момент времени через меня, я выбрал Madness, Stray Cats и Police - группы, которые обожаю до сих пор и которые в дальнейшем сильно повлияли на звук и внешний вид группы "Браво". Иногда за ночь я прослушивал до 10-15 пластинок, так как на следующий день их нужно было вернуть. В институте короткое время мне удалось поиграть с разными группами. Первой группой, исполняющей авторский материал, в которой я был гитаристом, стала "Редкая птица". Её руководителем был сын известного в СССР композитора Павла Аедоницкого Алексей. На бас-гитаре в ней играл мой институтский знакомый Сергей Галанин, с которым мы познакомились на "производственной" практике. Мне не нравилась музыка, которую мы играли, но очень нравилось просто быть в группе. До сих пор в Интернете гуляет запись, сделанная нами тогда. Однажды после отказа купить "фирменный инструмент" (до этого я играл на самодельной электрогитаре) меня вежливо попросили покинуть этот коллектив. Свою вторую, "фирменную" японскую электрогитару Aria Pro-2 CS 250 я купил уже тогда, когда появилась группа "Браво". На неё были потрачены практически все деньги, которые нам с женой подарили на свадьбу в обмен на мое клятвенное обещание закончить институт. А через несколько месяцев меня отчислили именно за то, что я на этой гитаре играл на «запрещённых» концертах. Решив меня утешить, мой институтский знакомый сказал, что некая группа, базирующаяся в Бескудниково, под названием "Постскриптум", ищет гитариста. Я попросил его взять у них записи послушать. Музыка, которую они играли, была олдскульным хард-роком, но очень неплохо сыгранным.

Особенно мне понравился барабанщик Павел Кузин. Спустя годы выяснилось, что они меня взяли в группу только из-за "классного усилителя и примочек", которые я привёз на прослушивание... Солистом этой группы был Гарик Сукачёв. Мы играли его песни плюс кое-что из Smokie, из Creedence Clearwater Revival и ещё много всякого другого. Выступления проходили на выпускных вечерах школ и на праздниках предприятия "Мосэнерготехпром", в чьём Доме Культуры мы базировались. В 1982 году "новая волна" и панк-рок заявили о себе в полный рост, и в какой-то момент мне показалось полным абсурдом исполнять всё то, что мы играли. В результате я привёл в группу своего бас-гитариста, и мы попытались безуспешно изменить звук всей команды. А чуть позже мы расстались и с Гариком. Группа осталась без фронтмена, и я срочно кинулся на его поиски. Как потом оказалось - не его, а ее... Мои знакомые - арт-группа "Мухоморы", с которыми я общался по поводу написания текстов к моим музыкальным наброскам, сказали, что у них есть потрясающая поющая девушка, которая ищет группу. Собственно, они и дали мой номер телефона Ивонне Андерс (впоследствии оказавшейся Жанной Агузаровой). Эта встреча сильно изменила мою последующую жизнь.

За несколько недель я сочинил музыку к нашему первому магнитоальбому, и именно эти песни стали золотой классикой 80-х, а группа "Браво" – "бомбой" московской андеграундной сцены. Мой отец, побывав на одном из первых наших концертов, был очень удивлён увиденным и пожал мне руку. Дальше было много всего, что должно произойти у "настоящей группы" – уход солистов, смена музыкантов, удачные и неудачные альбомы - прочитать об этом можно Сейчас для меня это уже не имеет значения.

Самое главное - несмотря ни на что, сегодня группа продолжает активно выступать и записываться. И самое интересное, что многие наши сегодняшние поклонники ещё не родились, когда "Браво" в первый раз вышли на сцену зимой 1983-го. Что, несомненно, вселяет большой оптимизм!

Наш альбом "Мода", вышедший в 2011 году, стал "альбомом года" по версии "Нашего Радио" и получил весьма неплохую критику. За последние несколько лет мне как музыканту, помимо "Браво", стали интересны коллаборации с теми, кто играет в других стилях. Например, с панк-группой "Тараканы" или сёрф-командой "Том и Фантомы". А еще я занимаюсь записью своего сольного альбома, часть композиций которого можно найти на этом сайте. И, конечно, я по-прежнему нахожусь в ожидании группы, которая "зацепит" меня настолько, что мне захочется им помочь в записи и продюсировании их первого альбома. Пусть они взорвут сегодняшнюю музыкальную сцену так же, как мы сделали это много лет назад!

Стиляга из Москвы

Лидер "Браво" Евгений ХАВТАН: "То, как я уживался с Агузаровой, - тема моей диссертации"

Группа "Браво" была дико популярна в нашей большой, тогда общей стране, и, как следствие, страшно раздражала верхушку.

Группа "Браво" была дико популярна в нашей большой, тогда общей стране, и, как следствие, страшно раздражала верхушку. Вместе с "Арией", "Кино", "Аквариумом" и "Наутилусами" "Браво" числилась в черном списке неугодных. Правда, несмотря на проблемы с законом и срывы концертов, музыканты все же держались на плаву, сочиняя такие оптимистичные песни, как "Оранжевый галстук" или "Белый день". В этом году "Браво" стукнет 21 год. Возраст вполне половозрелый. За это время ее состав, в котором когда-то начинали никому не известные Валерий Сюткин и Жанна Агузарова, неоднократно менялся - бессменным лидером оставался один лишь Евгений Хавтан.

"МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОКОРЯТЬ СЕРДЦЕ ЖЕНЫ, ЗА ЧТО Я ХОРОШЕНЬКО ПОЛУЧАЛ ПО МОРДЕ ОТ ЕЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ПАРНЯ"

- Евгений, известно, что у вас дома внушительная коллекция гитар. Сколько та м всего?

Более 25-ти. Но самая для меня дорогая и любимая - моя первая классическая гитара, купленная родителями. На ней я учился играть... Сейчас учится дочка.

- А самая дорогая по стоимости?

Они бесценны. (Улыбается) . Есть не очень дорогие гитары, но с ними связаны какие-то интересные истории. К примеру, одну из гитар (1964 года) я купил в Гамбурге во время круиза "Браво" по Европе. Этот город-порт был последним в нашем маршруте. Все деньги, отложенные на покупку инструмента, я уже давно потратил. И вот, гуляя по ночному Гамбургу, в одной из витрин увидел гитару потрясающей красоты. Совершенно случайно рядом оказались русские парни-студенты, которые подрабатывали в этом городе. Они, узнав меня, одолжили нужную сумму. Спустя два месяца мы встретились в Москве, и я вернул им долг. Позже у меня эту гитару украли, но по счастливому стечению обстоятельств она снова вернулась ко мне... Есть, конечно, довольно дорогие экземпляры, по пять тысяч долларов. Безумие! Я знаю, что некоторые артисты любят тратить деньги на бриллианты, камни. Меня же это не интересует.

- Но вашу жену наверняка интересует...

Ну, ей я, конечно, дарю драгоценности.

- Любопытно, где вы храните свою гитарную коллекцию? Для нее есть отдельная комната?

Ой, где придется... Терпеть не могу, когда шарят по моим вещам, что-то перекладывают, трогают гитары, костюмы или компьютер. Я жутко неорганизованный расхлябанный человек. Страшный бардак у меня! Вечно не могу ничего найти. У меня порядка 50 пар обуви, и я даже не знаю, где она лежит.

- Вещи ищете в одиночку?

Нет, мне помогает жена, да и дочка иногда подсказывает. Быт, домашний уют полностью лежит на жене. Для меня очень важно дома комфортно себя чувствовать, так как 80 процентов времени я провожу на гастролях.

- Вы женаты уже более 20 лет...

Во многом потому, что моя супруга не имеет никакого отношения к музыкальной индустрии. Она инженер-экономист по образованию.

- Чем же она покорила ваше музыкантское сердце?

Мне самому пришлось покорять ее сердце, за что я пару раз хорошенько получал по морде от ее предыдущего парня... Мне всегда нравились стильные эффектные женщины. А если они при этом еще и умные, так вообще замечательно. Ум - очень важная и, между прочим, редкая на сегодняшний день составляющая.

- Ну вы тоже "стиляга из Москвы". Всегда стильно одеты. Какой стиль предпочитаете в повседневной жизни?

Футболку и джинсы. А на сцене - английскую моду середины 60-х годов. Да, я люблю хорошо одеваться.

- Для того чтобы нравиться в первую очередь себе или женщинам?

Чтобы быть похожим на музыкантов, которые мне нравились. Мы считали, что если группа хорошо выглядит, то, значит, она клевая. А если плохо - фиговая. Я и сейчас обращаю внимание на то, как выглядят музыканты, когда они выходят на сцену. Многое можно сказать о человеке по тому, как он одет.

- Я помню, вы говорили, что подражать - это плохо...

Так мы подражаем лучшим традициям английской моды! Я часто бываю в Лондоне, где обязательно захожу в магазины новых модных дизайнеров. Еще неизвестных, но интересных, авангардных. Там меня знают и очень рады мне, потому что я всегда пополняю их бюджет. Они с удовольствием делают мне скидки.

В свое время эта самая английская мода (вы выступали в смокингах) доставила вам немалые проблемы. Советская власть даже обвиняла вас в фашизме.

Да, было такое. Зато теперь нас обвиняют в том, что мы выглядим слишком правильно! Сейчас музыкант должен выйти в футболке, в джинсах и кроссовках. Раньше у нас случались неприятности даже с милицией. Все это только еще больше сплотило группу. Благодаря тем трудностям, которые у нас возникают, мы можем правильно оценить успех. Спустя много лет я смотрю на него философски.

А тогда мы вообще не думали, а просто играли. Нам помогала какая-то неведомая сила. В 20 лет мы стали суперзвездами в стране, где ничего не позволялось. При том, что сегодня рок-звездами, как правило, становятся люди после 25-ти. А мы были совсем зелеными... Здорово, когда ты молод и собираешь стадионы! Очень кайфовое ощущение.

"C ТРУДОМ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЯ ИНЖЕНЕРОМ, НО ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ПОЛУЧИЛ КОРОЧКУ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ"

- По профессии вы инженер железнодорожного транспорта, в институте учились 10 лет. Здесь сыграло роль ваше участие в неугодной группе или вам просто учиться не хотелось?

Все опять же из-за проблем, связанных с Петровкой, 38, с государственными органами. Меня неоднократно отчисляли, я восстанавливался... Такая долгая, моторошная история! Но, в конце концов, я окончил институт. И горжусь тем, что имею корочку о высшем образовании.

- Когда-либо работали по специальности?

Чуть-чуть работал, но опыт был негативным. Мне не нравилось! С трудом представляю себя инженером. Профессия хорошая, очень актуальная, востребованная, но... Музыка взяла свое.

- Почему тогда поступали на инженера, а не в музучилище?

Я пошел следом за братом. Он сказал: "Пойдем вместе, чтобы скучно не было". Я не очень хорошо учился, просто мне нравилась студенческая среда, атмосфера, музыка. Я общался с массой интересных людей. Несмотря на все запреты и гонения, у меня остались очень теплые воспоминания о прошлом. Все-таки это было хорошее для нас время, в нем была своя прелесть. Нам, бесшабашным и безголовым, сопутствовала удача.

- Сейчас давления со стороны власти нет, играй что хочешь, пой о чем хочешь...

Тем не менее ситуация приблизительно такая же. Худсоветы остались. Просто теперь они называются форматом, который отрезает все самое интересное и показывает усредненное. Увидеть по телевизору или послушать по радио что-то стоящее можно крайне редко. Так что ситуация не очень изменилась. Она всегда была не самой подходящей для творческих людей, настоящих музыкантов. Но в любом случае талант пробьется.

- "Браво" довольно сложно охарактеризовать, но, по-моему, это больше рок-группа...

Наверное...

- Рок-музыке часто присуща меланхолия, депрессивность. По-вашему, это часть имиджа или состояние души?

Есть артисты, которым я верю. У них все по-настоящему. Шевчук, Земфира, Илья Лагутенко, Слава Бутусов. Из ваших, украинских, "Океан Эльзы" и "ВВ". Из поп-музыки - Леня Агутин. Они имеют отношение прежде всего к музыке. У нас есть бунтари, поэты, художники, но среди них очень мало музыкантов.

- Некоторое время назад вы сравнили российскую рок-сцену с темной ночью. Сейчас мрак понемногу рассеивается?

Нет, приблизительно то же самое. Земфира, "Мумий Тролль"... А кто еще? Остальные каким-то образом похожи на них.

"Я ВСЕГДА ЛЮБИЛ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, А СЮТКИН ХОТЕЛ СПОКОЙНЫЙ АНСАМБЛЬ"

- Валерий Сюткин сказал, что вас нельзя упрекнуть в тяге к шумихе, но ваши с ним пути разошлись, поскольку музыкальное будущее видели по-разному. Как видели вы?

Вместе мы записали три очень успешных альбома, дали массу концертов. Мне захотелось несколько изменить стилистику группы, я всегда любил экспериментировать. Мне нравится в музыке драйв, ощущение рок-н-ролла! А Валера хотел приджазованный, спокойный ансамбль... Сейчас я себя чувствую абсолютно комфортно.

- Когда начинали, вы мечтали о славе или хотели играть для себя?

Об известности я тогда не думал. О какой славе можно было мечтать, если музыка, которую мы играли, была, как нам казалось, никому не нужна? Мы не предполагали, что в дальнейшем станем играть концерты и продавать пластинки. Занимались музыкой исключительно для себя. Поэтому, кстати, что-то получилось.

- Вас не упрекнешь в шумихе, но Жанна Агузарова... Как вы с ней уживались?

Ой, тяжело, но при этом ужасно интересно. Жанна - мастер эпатажного жанра. И в жизни она приблизительно такая же. (Улыбается) . Вместе мы дополняли друг друга. Это, наверное, самый интересный период "Браво".

- Так в чем все-таки было тяжело?

Понимаете, женщина в группе - то же самое, что женщина на корабле. Жанну ни в чем нельзя было переубедить, между нами происходила масса конфликтов. Тем не менее мы все равно находили компромиссы. Путем обмана и подлога. (Смеется) . То, как мне удавалось уживаться с Жанной, - тема моей диссертации.

- Вы мирно расстались?

У нас были какие-то разборки... Но без скандалов. Жанна уже знала, что уйдет, и просто поставила нас перед фактом. Мы доиграли концерты, и каждый пошел своим путем.

- Сейчас не общаетесь?

Год назад мы играли большой концерт "20 лет". Там были и Жанна, и Валера. Вообще, на нем выступало очень много артистов: Земфира, Илья Лагутенко, "Би-2"... Прекрасно отметили юбилей группы!

- Вам не кажется, что агузаровская тяга к эпатажу во многом вызвана ее чисто женскими проблемами?

Мне трудно судить, здесь я не большой специалист. Я думаю, этот вопрос лучше задать Жанне.

- Вы, я вижу, на провокации не поддаетесь!

Совершенно верно. Мы видели всякие виды провокаций, и у нас выработался к ним иммунитет.

Кто такой Евгений Хавтан?

Евгений Львович Хавтан - основатель и лидер группы «Браво», а также ее бессменный гитарист и автор песен. Родился 16 октября 1961 года в рабочем поселке Калошино на востоке Москвы. Без преувеличения, имя Хавтана знакомо каждому россиянину и неизменно ассоциируется с главным детищем музыканта - рок-группой «Браво».

Биография

В 1966 году семья Хавтана переехала из Калошино в Кузьминки, где музыкант и провел свою юность. Учился Евгений в обычной московской школе по соседству. Не самая радужная обстановка этого рабочего района сподвигла 13-летнего мальчика записаться в музыкальную школу по классу классической гитары - достаточно поздно по меркам музыкального мира. Однако, здесь ему несказанно повезло, после прослушивания Евгений попал в класс Светланы Анатольевны Светличной (не путать с известной актрисой из «Бриллиантовой руки») - в то время лучшей преподавательнице по гитаре в стране.

Свой первый музыкальный ансамбль Евгений Хавтан сколотил еще в школьных стенах. Репетировали в школе втихую с разрешения завуча. Открыто группа сыграла лишь на выпускном, завоевав огромную популярность у одноклассников. Однако, после школы Евгений пошел учиться не в музучилише, а поступил в МИИТ (Московский институт инженеров железнодорожного транспорта). В то время профессия инженера-строителя была крайне востребована и сулила хорошие заработки, а музыкальная карьера ассоциировалась лишь с игрой в ресторанах, алкоголизмом и одиночеством.

Правда, душа музыканта совсем не лежала к профессии строителя, поэтому учился он из рук вон плохо и был даже неоднократно отчислен из вуза. Однако, упорство Хавтана позволило ему после 10 лет учебы все-таки получить заветную корочку инженера!


Профессиональная деятельность

В строительном институте началась музыкальная карьера Евгения Хавтана. Сначала он играл в ВИА «Редкая птица» вместе с Сергеем Галаниным, с которым познакомился во время геодезической практики. Однако, исполняемый репертуар - хард и поп-рок - Евгению был не близок. Поэтому после распада ВИА, он принял предложение Гарика Сукачева присоединиться к его группе «Постскриптум».

Как признается сам музыкант, в «Постскриптум» его взяли, скорее, из-за профессиональной гитары и навороченного усилителя. Музыкальные вкусы Хавтана опять не совпали с репертуаром группы, который состоял из песен Гарика Сукачева, британского рока новой волны (Secret Garden и Police) и иногда шлягеров итальянской эстрады. Ведь группа базировалась в ДК Мосэнерготехпрома, и ей приходилась играть на местных вечерах танцев то, что требуют посетители.

Вскоре после распада «Постскриптума» Евгений Хавтан, вместе в барабанщиком Павлом Кузиным, решили организовать собственную группу и играть то, к чему лежит душа. Евгений писал музыку для новых песен, но вот со стихами к ним не складывалось, да и солиста у группы не было. Но здесь Хавтану повезло еще раз - весной 1983 года он познакомился с Жанной Агузаровой.


Группа «Браво»

С самой первой встречи с Жанной Агузаровой молодые люди были очарованы ее ультрамодным и уникальным стилем. Ну а после пробной репетиции поняли - это тот солист, которого они давно искали! К тому же у Жанны оказалось изумительное чутье на хорошую поэзию. Стоило Евгению сыграть ей свою новую мелодию, как девушка находила к ней отличные стихи! Так случилось и с одним из главных хитов группы - «Кошки», текстом к которой стало найденное Агузаровой детское стихотворение Уильяма Джей Смита в переводе Бориса Заходера.

Новая группа «Браво» записывала свои золотые хиты - «Кошки», «Верю я» и «Медицинский институт», подпольно выступала в родном ДК Мосэнерготехпрома и даже дала знаменитый сейшен в Москве, где присутствовали все звезды тогдашней рок-музыки - Кино, Аквариум, Центр. Сейшенами в 80-х называли андеграундные концерты, на которые заранее через знакомых распространяли билеты, а место проведения объявляли по сарафанному радио всего за день до выступления.

Однако 18 марта 1984 года стало переломным для «Браво». Во время очередного концерта в ДК Мосэнерготехпрома в зал ворвалась полиция и арестовала всех участников группы за «незаконную предпринимательскую деятельность». Из-за отсутствия московской регистрации Жанну Агузарову выслали из столицы на родину - в Сибирь, а музыкантов включили в черный список и запретили им играть на долгие два года.

Вернуться на большую сцену и получить огромную популярность группе помогло удачное знакомство с Аллой Пугачевой, которая случайно услышала кассету с их записями и настояла на появлении «Браво» в телепередаче «Музыкальный ринг». Пугачева же пролоббировала выход первой официальной пластинки «Браво» на студии «Мелодия», которая впоследствие разошлась пятимиллионным тиражом. Но белая полоса в судьбе группы длилась не долго - Жанна Агузарова заявила о своем уходе.


На 3 года в «Браво» наступил период турбулентности. Однако несмотря на то, что солисты сменялись один за другим, старые музыканты уходили и приходили новые, группе удалось записать хиты «Король Оранжевое лето» и «Добрый вечер, Москва!». В 1990 году определился окончательный солист группы - Валерий Сюткин. Тогда же с новым хитом «Конечно, Вася!» группа «Браво» взорвала хит-парады страны и началась вторая волна ее популярности. Затем последовали три самых удачных альбома в истории группы - «Дорога в облака», «Московский бит» и «Стиляги из Москвы». А в 1995 году Валерий Сюткин решил начать сольную карьеру и ушел из группы.

В группе «Браво» опять наступает непростое время, но на этот раз солиста находят относительно быстро. Им становится Роберт Ленц, который в 1989 году уже проходил кастинг в команду. Кроме того, часть функций солиста берет на себя и сам Евгений Хавтан. В таком составе «Браво» выступает до сих пор. Главным хитом этой части в истории группы становится песня «Этот город».


Личная жизнь Евгения Хавтана

Со своей женой Мариной Евгений Хавтан живет в браке уже 35 лет. Свадьба состоялась в 1983 году, а предшествовала ей интересная история. В то время уже опытному гитаристу и студенту МИИТ бабушка привезла из США модные вельветовые брюки. К сожалению, брюки не подошли по размеру, и Евгений начал искать для них покупателя. Институтский приятель Хавтана предложил музыканту продать этот модный предмет гардероба своей девушке Марине. Вот только с первого взгляда девушке не понравились ни брюки, ни сам Хавтан. Это уже потом у молодых людей завязались отношения, из-за которых Евгений был побит своим приятелем. Но свадьбу с Мариной все-таки сыграли.

В 1993 году у пары родилась дочь - Полина. Несмотря на успехи в музыке, Полина выбрала своим призванием кино и в 2016 году окончила ВГИК по специальности «Киноведение».

Социальные сети, официальные сайты и блоги

Официальный сайт

Вконтакте