Большие гастроли федеральная программа. Большие гастроли рамта. Финансирование не сократится

Свой 96-й сезон Российский академический молодежный театр открыл гастролями на Дальнем Востоке. Три дня один из лучших отечественных драматических театров, единственный в стране федеральный театр для молодежной аудитории, гостил и работал в Комсомольске-на-Амуре.

Нынешний тур прославленного коллектива проходит в рамках федеральной программы «Большие гастроли-2016», которая реализуется при содействии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.

Идея проекта «Большие гастроли» родилась два года назад, когда был выделен большой объем финансирования на проведение полномасштабных гастролей государственных крупнейших российских театров в регионах страны, — рассказывает генеральный директор Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности Антон Прохоров. — Гуляя по Хабаровску и Комсомольску-на-Амуре, мы обратили внимание на большое количество афиш, зазывающих в антрепризные театры с участием медийных имен. Но качество продукта, которое эти коллективы предоставляют, иной раз оставляет желать лучшего. И регионы настолько привыкли к посещению подобных проектов, сделанных на скорую руку, что зритель уже не верит в гастроли театра в нормальном формате: когда труппа приезжает с декорациями, оборудованием, костюмами.

Понятно, что, учитывая размеры России и удаленность некоторых регионов от центра страны, такая программа может реализовываться только при поддержке федерального бюджета. В рамках проекта «Большие гастроли-2016» федеральный бюджет взял на себя покрытие основных расходов на показ спектаклей. Из госказны компенсируются затраты на транспортировку декораций, доставку коллектива к месту проведения гастролей. В свою очередь, регионы обеспечивают софинансирование гастрольного проекта: оплачивают проживание коллектива, выделяют средства на организацию местного трансфера и рекламной кампании. Все деньги от продажи билетов с гастрольных спектаклей остаются в распоряжении принимающего региона.

Антон Александрович поведал и о географии «Больших гастролей». Помимо РАМТа, в программе участвуют 25 ведущих театральных коллективов, высадившихся десантом на сценические площадки 46-ти регионов России. Более 280 лучших разножанровых работ с апреля по декабрь этого года увидит зритель. Отдельное внимание в рамках гастрольного тура уделено детскому репертуару.

— У нас сейчас один из самых пиковых периодов, — подчеркнул Антон Прохоров. — Одновременно с РАМТом проходят гастроли Театра им. Евг. Вахтангова в Уфе, Театр им. Наталии Сац работает в Тамбовской области. Театр им. Вл. Маяковского сегодня завоевывает сердца зрителей в Мурманске, а театр «Сатирикон» — в Перми. Московский театр им. А. Пушкина разворачивает спектакли на площадках в Чебоксарах и Йошкар-Оле. Одним словом, параллельно семь крупных творческих коллективов в эти дни представляют свои работы в регионах России.

Сцена из спектакля «Чехов-GALA»

Директор РАМТа Софья Апфельбаум напомнила, что академический молодежный навещал город юности тридцать лет назад. Тогда театр назывался ЦДТ (Центральный детский театр). В свои нынешние гастроли коллектив порадовал комсомольчан визитной карточкой – спектаклем «Чехов-GALA», постановкой по трем пьесам современных авторов «Кот стыда». Показал также «Денискины рассказы» по произведению В. Драгунского. И работу «Как кот гулял, где ему вздумается» по мотивам сказки Р.Киплинга, отмеченной, кстати, Национальной театральной премией «Золотая Маска». На перечисленные спектакли, по признанию директора академического молодежного, в Москве невозможно попасть.

Сцена из спектакля «Кот стыда» Сцена из спектакля «кот стыда»

По уверениям команды РАМТа, спектакли в нашем городе шли в том виде, в котором их задумал режиссер и какими их видит московский зритель. Три фуры, преодолев многие тысячи километров, прибыли в Комсомольск-на-Амуре с декорациями, костюмами, звуковой и световой аппаратурой. Более 90 актеров были заняты в постановках! Поистине масштабный проект.

Актеры театра рассказали, как пришлось адаптировать под формат большой сцены камерные спектакли. Например, сложнейший по части эмоций и энергетики «Кот стыда» режиссером был уложен в рамки ограниченного пространства. Задумав разместить зрителей в непосредственной близости к персонажам, постановщик Марина Брусникина тем самым позволяла им быть участниками действа, соавторами жизненных перипетий и коллизий. «Кот стыда» поставлен по современным пьесам молодых драматургов Таи Сапуриной, Ирины Васьковской и Юлии Тупикиной.

— Три разные пьесы совмещены в одном спектакле, объединены общей темой. Был страх, перейдя на большую сцену, потерять общность энергии со зрителем. Ту особую доверительность, которая возникает при искреннем и душевном диалоге, — говорит ведущий актер РАМТа Максим Керин .

Известный большинству зрителей по киноработам, исполнитель главных ролей в академическом молодежном Петр Красилов высказался о той части репертуарной политики РАМТа, что направлена на детскую аудиторию.

— Политика театра заключается в том, чтобы разговор с детьми не сильно отличался от разговора со взрослыми. Многие наши спектакли трудно назвать сказками. Например, «Денискины рассказы». Когда я смотрел постановку со своей дочкой, испытывал ностальгию по своему детству. Меня восхищало искреннее погружение в материал моих коллег. С интересом ждал, что еще придумают, чем удивят.

Сцена из спектакля «Денискины рассказы» Сцена из спектакля «Денискины рассказы»

Генеральный директор Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности заверил, что «Большие гастроли» в Комсомольске-на-Амуре состоятся и в 2017 году.

— Но сложность в том, что драматический театр города юности планируют закрыть на ремонт , — говорит Антон Прохоров. – Тем не менее, мы будем решать, какую сценическую площадку задействовать. Посмотрим технические возможности ваших Дворцов культуры. Если по каким-то причинам не получится провести гастроли в формате спектаклей, то организуем встречи ведущих актеров известных российских театров со зрителями и театральной общественностью. Какой-то формат обязательно подыщем.

Марина КИТАЕВА

Немного истории

В июле этого года РАМТ отметил 95-летие со дня создания. Придумала театр, сотворила и осуществила в 1921 году Наталия Сац. Тогда он назывался Детским театром. Но в 30-е годы муж Сац был признан врагом народа, а сама Наталия оказалась в лагере. Когда вернулась, здесь была уже другая жизнь, другие люди.

В разные годы история этого театра знала имена выдающихся деятелей отечественного искусства: писатель Евгений Шварц, композитор Дмитрий Кабалевский, художник Вадим Рындин. В конце 30-х годов свою первую пьесу «Коньки» принёс сюда Сергей Михалков, а в конце 40-х в историю театра вошёл и Виктор Розов. Десять лет художественным руководителем театра была ученица Михаила Чехова Мария Васильевна Кнебель. Именно она привела сюда молодого актёра Олега Ефремова. Здесь ставил свои первые московские спектакли Анатолий Эфрос.

Сегодня художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин – профессор РАТИ, народный артист РФ.

В начале сентября Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности открывает новое направление – масштабный проект «Большие гастроли для детей и молодежи», который объединит детские театры Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. До конца 2017 года в программе примут участие 100 театров, жители 77 городов увидят детские спектакли из разных регионов России.

«Впервые в истории России состоятся такие масштабные гастроли детских театров - в течение трех месяцев свыше 100 коллективов примут участие в этом проекте. Жители разных городов увидят специально отобранные и ранее не приезжавшие в эти регионы спектакли в исполнении актёров из разных концов страны, - сказал Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. - Очень важно, что театр превращает ребёнка не только в зрителя. Хорошее представление становится для него средством познания, местом встречи с большим миром, развивает столь важный в юном возрасте эмоциональный интеллект. «Большие гастроли» для маленьких зрителей – это пространство счастливого общения всей семьи, увлекательных совместных открытий».

Откроет программу 31 августа «Театриум на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой гастролями в пермском «Театре-Театре». Затем в сентябре Московский областной театр кукол отправится в Кострому, Самарский театр кукол представит свои работы в Йошкар-Оле, Казанский театр юного зрителя сыграет спектакли в Брянске, и еще несколько десятков детских театров отправятся на гастроли в ближайшие три месяца.

По словам директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елены Булуковой, детские спектакли ведущих театров всегда входили в федеральную программу «Большие гастроли». «Благодаря новой программе «Большие гастроли для детей и молодежи», дети по всей стране смогут увидеть замечательные спектакли театров кукол и ТЮЗов из разных регионов России, гастроли которых, в отличие от ведущих театров, обычно малорентабельны и невозможны без государственной поддержки».

Программа «Большие гастроли для детей и молодежи» реализуется за счет государственных средств, выделенных Министерством культуры Российской Федерации по результатам поручения Председателя Правительства Дмитрия Медведева, данного по итогам форума «Единой России» «Культура - национальный приоритет», который прошёл в Омске 25 апреля 2017 года.

Организатор программы - Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, учрежденный Министерством культуры Российской Федерации.

Генеральный партнер - благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Тбилисский русский драматический театр имени А.С.Грибоедова стал вторым театром, представившем своё искусство на сцене Воронежского академического театра драмы им.А.Кольцова в рамках зарубежной программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности МК РФ «Большие гастроли 2016».

Грузию и Россию объединяет очень многое:

На Красной площади находится часовня, названная в честь иконы Иверской Божьей матери. Иверия – это и есть Грузия (так называли ее раньше). Грузия одна из первых стран приняла Христианство. Икона святого Георгия есть в каждом грузинском храме. Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы. У наших стран не только общие святые покровители. Россию и Грузию связывает многовековая дружба. Одна из станций московского метро называется «Багратионовская» - в честь прославленного полководца, героя Отечественной войны 1812 года – Петра Ивановича Багратиона.

И вот из столицы Грузии – города художников и поэтов – из Тбилиси к нам в Воронеж приехал Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова

Это старейший русский театр за пределами России. В 2015 году ему исполнилось 170 лет. В программе «Большие гастроли» коллектив участвует второй раз. В прошлом году артисты совершили большое турне по городам Сибири, в этом – центральной России – Ярославль, Калуга, Тула, Курск и, в завершение, Воронеж

Спектакль «Холстомер. История лошади» по Л.Толстому поставил художественный руководитель театра, лауреат Государственной премии Грузии, премии им.К.Марджанишвили, кавалер Ордена Дружбы (Россия), Ордена Чести (Грузия) Автандил Варсимашвили и посвятил его памяти выдающихся театральных деятелей Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева, чей творческий путь начинался в Тбилиси.

На пресс-конференции, устроенной перед началом спектакля, режиссёр рассказал о том, что был знаком с Георгием Александровичем Товстоноговым, не раз бывал у него в театре, смотрел репетиции. Автандил Варсимашвили создал свою сценическую версию повести Толстого, в которой Холстомера играют несколько актёров. Постановку показали в Петербурге, хотя после легендарного спектакля БДТ с Евгением Лебедевым в главной роли, это было довольно рискованно. Но спектакль был тепло принят и семьёй Георгия Товстоногова, и артистами Большого драматического театра.

В 2013 году спектакль Грибоедовского театра получил Гран-при Международного театрального форума «Золотой Витязь». После чего был показан во многих странах мира. Теперь его смогли увидеть и по достоинству оценить воронежские зрители.

Текст и фото предоставлено театром драмы им. Кольцова.

Спектаклями МХТ им. Чехова, показанными в Саратове, и Музыкального театра им. Б. Покровского в Крыму открылась федеральная программа "Большие гастроли 2016". Продлится она до ноября 2016 года, включает в себя более двухсот показов спектаклей 26 российских театров, которые увидят в 80 городах 48 регионов России, и участие в ней принимают драматические, музыкальные театры и театры кукол Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля.

Сейчас идет время петербургской гастрольной страницы - с 29 апреля до 7 мая в Ульяновске и Димитровграде гостит Александринский театр со спектаклями "Женитьба", "Записки нервного капельдинера", "Охота жить" и "Укрощение строптивой". Далее московский Театр "Et cetera" отправится в Киров, "Школа современной пьесы" - на Камчатку, БДТ им. Товстоногова - в Карелию, и петербургская "Мастерская" Григория Козлова - в Иркутск и Улан-Удэ.

О механизме "Больших гастролей" "РГ" рассказывает руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон Прохоров.

Основная задача программы, судя по афише, - транспортировать театральные достижения двух культурных столиц - Москвы и Петербурга - в дальние уголки нашей страны. Но если московские и питерские театры все на виду и понятно, кого отправлять и на кого какой спрос, то с регионами, конечно, интрига все время сохраняется. Как вы отбираете - куда кто поедет?

Антон Прохоров: На гастроли едут крупные театры Москвы и Санкт-Петербурга, в основном это театры федерального подчинения. То есть такие, как Художественный театр имени Чехова, Малый театр, Театр Вахтангова, Александринка, БДТ… Более 200 показов состоятся в 48 субъектах РФ от Дальнего Востока до Калининграда, от русского Севера до Республики Крым и городов Северного Кавказа. И главная задача в рамках этого направления - охватить дотационные или удаленные регионы, то есть те, которые в силу своего положения практически лишены возможности смотреть спектакли действительно лучших ведущих театральных коллективов России. Хабаровск, Владивосток, Магадан - это те города, сотрудничество с которыми является нашим магистральным направлением.

Еще мы стараемся уделять большое внимание детскому репертуару, потому что коммерчески это совсем не выгодно, и сами театры детский репертуар практически не вывозят на гастроли. Ни антрепризы, ни стационарные театры, которые куда-то ездят. Тем паче, что и у самих театров довольно ограничен круг городов, куда они ездят с коммерческими гастролями. Понятно, что в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Воронеже в этом плане все довольно неплохо - есть коммерческие прокатчики, есть определенный сегмент платежеспособной публики, и на коммерческой основе туда возможно повезти спектакль. Но мы говорим об удаленных регионах или регионах, где нет достаточного количества зрителей, готовых заплатить по коммерческой стоимости за билет. И получается, что туда никто и не ездит. Наша задача в рамках программы - восстановить равновесие.

- Вы сами проводите мониторинг - кто где больше нужен?

Антон Прохоров: Мы и сами изучаем спрос по регионам, и нам помогает Министерство культуры РФ. С администрацией президента сотрудничаем - есть поручение президента по определенным направлениям, мы это тоже учитываем в нашей работе, так и складывается карта регионов на каждый год.

Большая часть показов приходится на полугодие с середины апреля до конца октября - самое "золотое" гастрольное время.

Антон Прохоров: Крупным театрам выгоднее выезжать в этот период, поскольку с ноября по март у них, как правило, активный сезон, - много премьер, много спектаклей. А летом выезжать проще. Но кто-то едет и в апреле, кто-то в октябре. Мы стараемся немного раздвинуть летние рамки, чтобы все не скапливалось только на май - июнь или на август-сентябрь. В прошлом году в программе участвовал 21 театр, в этом году на гастроли поедет 26 коллективов. Значительно увеличивать число участников невозможно хотя бы потому, что у нас и количество федеральных театров ограничено - их всего 20.

Мы пока не можем подступиться к гастролям Большого театра, поскольку, в первую очередь, это колоссальные финансовые затраты. Но к федеральным театрам мы добавляем и ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга, хорошо себя зарекомендовавшие. Например, уже третий год с нашей гастрольной программой сотрудничает "Мастерская" Григория Козлова из Санкт-Петербурга, - один из лучших театров и активно развивающийся, внесший живительный глоток в театральную картину города. И регионы очень активно на это отзываются, несмотря на то, что каких-то звезд, которые бы мелькали каждый день на экране телевизора, в составе труппы нет. Но гастроли "Мастерской" Григория Козлова всегда проходят очень хорошо, они пользуются большой популярностью.

О финансировании программы этого года говорить преждевременно, она только началась, но можно озвучить сумму прошлого года - сколько было выделено средств?

Антон Прохоров: В 2015 году на "Большие гастроли" выделили 169 миллионов рублей.

Вся финансовая нагрузка идет через вас, или вам удается подключать и местных спонсоров? Такая деятельность ведется?

Антон Прохоров: Понятно, что условия сейчас для этого не самые благоприятные. Но это настоятельное требование, в том числе и Министерства культуры, чтобы все гастрольные проекты реализовывались на условиях софинансирования. Поэтому привлекаются средства и местных бюджетов, если регион готов в этом участвовать и вкладывать какие-то деньги. В этом году мы попробовали частично привлечь доходы с продажи билетов. Уже по факту реализации программы первого года стало понятно: когда искусственно сдерживалась цена билета на гастрольные спектакли, это приводило к тому, что очень многие билеты попадали к спекулянтам и не доходили до непосредственно потребителя, до зрителя, на которого это все было ориентировано. Поэтому в этом году мы осторожно, но разрешили театрам немного эту цену повысить. И разницу пустить на частичное покрытие расходов.

- А кто-нибудь, хоть один театр вышел в плюс при гастролях?

Антон Прохоров: Да, многие театры, и это не единичный случай. Особенно, если гастроли готовятся коллективно, и в этом принимают участие и местное министерство, и местный театр.

- Гостиницы, билеты - это ваша головная боль, или этим занимаются гастрольные отделы театров?

Антон Прохоров: Это совместная работа и театров, и сотрудников нашего центра. Естественно, все технические моменты прорабатываются в тройном союзе: принимающий театр, театр выезжающий и центр поддержки гастрольной деятельности. Потому что все равно технические специалисты всегда лучше найдут общий язык напрямую, когда нужно понять, встает тот или иной спектакль по ширине портала, по глубине сцены. Но не скажу, что без третьего лица, потому что мы это тоже контролируем - все процессы, все этапы переговоров проходят при нашем участии.

26 российских театров увидят в 48 субъектах РФ от Дальнего Востока до Калининграда и от русского Севера до Республики Крым.

Мы, естественно, понимаем, кто везет, что везет, куда и почему именно эти спектакли, почему нельзя включить в гастрольную афишу другие спектакли. И вместе с театром мы обсуждаем, они нам подают информацию по количеству машин, которое им нужно, по количеству людей, мы это все обрабатываем, просчитываем вместе с театром, "осмечиваем", проводим эти сметы через Минкультуры и дальше на базе этих смет и происходит реализация программы. Уровень подготовки выезжающих театров очень разный.

Есть театры, с которыми в этом плане работать очень комфортно: у них готовы райдеры, есть точное понимание, с каким спектаклем сколько народу выезжает, как это все можно оптимизировать. Ведь когда на гастроли везут 5-7 названий спектаклей, то по 120 человек - 140 человек выезжают с театром, и здесь возможность сократить 5-10 человек технического персонала, без потери качества спектакля, - это уже серьезное подспорье. Особенно когда мы говорим о дальних выездах, где стоимость авиабилета исчисляется десятками тысяч рублей. Все это тоже приходится отрабатывать.

- Вы руководите процессом из Москвы или выезжаете на места?

Антон Прохоров: Каждый гастрольный проект обязательно сопровождается сотрудником центра. Помимо решения организационных задач, мы также едем смотреть, как это все проходит, как спектакли принимает публика, как организован прием, потому что обязательным условием является, что оплата гостиницы для размещения коллектива должна проводиться за счет принимающей стороны. В разных городах это происходит по-разному: где-то и спонсорские деньги находятся, где-то помогает местное министерство культуры, потому что они тоже понимают, что это знаковое событие для региона. Где-то это частично покрывается с продажи билетов, - но здесь тоже надо понимать, как работает тот или иной регион по этому направлению.

Центр отчитывается перед Министерством культуры РФ. В каких единицах показателей успешности - количестве зрителей, длине очередей за билетами?

Антон Прохоров: Критерии эффективности нашей работы, которые были установлены, - это количество охваченных регионов, количество театров, которые выезжают в рамках программы, и количество показов, которые проходят. И еще один критерий - это стоимость за единицу показа, за один спектакль. Чем этот критерий меньше, тем лучше. Чем меньше федеральных денег мы затрачиваем и больше вкладывают регионы ли, театры ли, коммерческие или какие-то партнеры, тем больше министерство в этом заинтересовано.

- Контракт с вами продлен еще на три года. То есть, как минимум, еще три года программа будет жить.

Антон Прохоров: Мы надеемся, что она будет жить и дольше.

Визитная карточка

Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности учрежден Министерством культуры РФ в 2014 для реализации полномасштабных гастролей российских театров. С января 2015 года его возглавляет Антон Прохоров, ранее работавший заместителем директора Вахтанговского театра. В рамках программы также проводятся мастер-классы ведущих актеров и режиссеров, семинары по театральному менеджменту директоров ведущих театров страны, спецсеминары театральных журналистов "Культурная журналистика" и лаборатории "Театральная педагогика" с преподавателями общеобразовательных школ и школ искусств.

География "Больших гастролей 2016"

12-22 мая Театр кукол им. С. Образцова на сцене театров "Югра-классик" (Ханты-Мансийск), "Волшебной лампы" (Нефтюганск) и Сургутской филармонии;

19-24 мая БДТ им. Г. Товстоногова на сцене Национального тетра Карелии и Музыкального театра Карелии;

2-8 июня Московский ТЮЗ на сцене Оренбургского государственного областного драмтеатра им. М. Горького;

Конец июля Мариинский театр - на сцене Вологодского кремля, на сцене Кирилло-Белозерского музея заповедника (Кириллов), на сцене Усадьбы Галльских;

25 августа - 4 сентября Театр им. Ф. Волкова на сцене Магаданского музыкально-драматического театра;

9-11 сентября Театр имени Вл. Маяковского на сцене Мурманского Дворца культуры имени С. Кирова;

12-26 сентября Пушкинский театральный центр на сцене научно-культурного центра музея-заповедника "Михайловское";

23.09.2016 20:38:44

27 и 28 сентября в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2016» в Тульском академическом театре драмы гастроли Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова

ХОЛСТОМЕР. ИСТОРИЯ ЛОШАДИ (12+)

трагическая исповедь

по мотивам повести Л.Н. Толстого

Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова - старейший русский театр за пределами России, первый профессиональный театральный коллектив на Кавказе. Его репертуарная политика направлена на популяризацию классической русской драматургии. Театр награжден премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом».

Грибоедовский сегодня – это театральный бренд, коллектив с серьезной репутацией и громким именем. Пригласить его на гастроли считают за честь лучшие фестивали и театры мира. Достаточно сказать, что сегодня театр им. Грибоедова является самым посещаемым театром Грузии, а за последний год коллектив выступил в 12-ти странах.

Спектакль «Холстомер. История лошади» завоевал славу одного из лучших в современном театральном мире. Он стал, без преувеличения, легендарным, и его слава давно уже бежит впереди него. Спектакль – лауреат многих престижных международных фестивалей.

Режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили создал современное действо – яркое, зрелищное и при этом – трагическое и пронзительное. Спектакль о жестоком отношении к старости, человеческой беспощадности к «белым воронам», о борьбе нравственного и безнравственного, о выборе, как духовной свободе угнетенного, но не сломленного существа…

В декабре 2013 года спектакль был удостоен Гран-при XI Международного форума театрального искусства «Золотой Витязь» в Москве. Исполнитель главной роли Валерий Харютченко стал обладателем «Золотого диплома» форума.

Спектакль посвящается памяти великих деятелей Российского театра Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева.

Гастроли проходят в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2016» Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности

Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности был учрежден Министерством культуры Российской Федерации для формирования, координации и реализации полномасштабных театральных гастролей. Программа Центра «Большие гастроли» реализуется с 2014 года. За три года более 500 тысяч зрителей в регионах России увидели спектакли ведущих российских театров, география гастролей - от Калининграда до Владивостока, от Севастополя до Петропавловска- Камчатского.

В 2015-м году Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности начата еще одна важнейшая программа – по взаимодействию с русскоязычными театрами за рубежом. Задача зарубежной программы Федерального центра – открыть пути для профессионального сотрудничества, расширить зрительскую аудиторию. Русским театрам, работающим за пределами России, жизненно необходима непосредственная связь с русскими языком и культурой. Именно поэтому зарубежная программа состоит из двух частей: гастроли ведущих российских театров в странах ближнего зарубежья и гастроли русских театров ближнего зарубежья в России.

Гастроли театров в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2015» прошли с большим успехом, не менее интересная зарубежная гастрольная программа ожидает зрителей в 2016 году. Гастроли Малого театра – в Республике Узбекистан, в Казахстане – гастроли МХТ имени А.П. Чехова, Республика Азербайджан принимает Театр Маяковского. В России – гастроли Русского театра имени М. Горького из Астаны, Тбилисского русского театра имени А.С. Грибоедова, Ереванского русского театра имени К.С. Станиславского, Минского драматический театр имени М. Горького, Донбасс оперы, Луганского театра «На Оборонной», Луганской филармонии. Спектакли, представленные в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2016», предназначены для самого широкого круга зрителей.