Что нужно чтобы открыть аптеку с нуля в россии

Аптеки, как и продовольственные магазины, вряд ли когда-то потеряют свою актуальность. Здоровье и проблемы его отсутствия – обстоятельство, которое хоть раз в жизни было знакомо каждому из нас, поэтому потребность в медикаментах существует всегда. На фоне высокого спроса в России наблюдается не менее высокая конкуренция. Но при наличии капитала и грамотной стратегии развития вполне реально открыть аптеку с нуля.

Что нужно, чтобы открыть аптеку?

Еще на старте нужно четко определиться с форматом заведения, в каком направлении планируется развитие. Все аптечные учреждения разделяются на:

  • территориальные – аптека ориентирована на местных жителей района, в котором расположена;
  • больничные – располагаются на территории лечебно-профилактического учреждения или возле него, ориентированы на пациентов;
  • семейные – ассортимент состоит из самых востребованных и часто запрашиваемых лекарств и изделий медицинского назначения для семьи;
  • премиальные – расположены в деловых кварталах, элитных районах, на территории торговых центров, включают в ассортимент медикаменты, товары для семьи, премиальные фармацевтические торговые марки.

Как и любая сфера, типология аптечных организаций постоянно развивается. Кроме традиционных (с закрытой витриной) набирают популярность заведения с открытым доступом, которые дают возможность каждому посетителю выбрать необходимый препарат, ознакомиться с его инструкцией.

Также к новым типам аптечных заведений относятся фарммаркеты (или аптечные супермаркеты), интернет-аптеки с доставкой на дом. По оценке экспертов, именно эти направления будут развиваться в ближайшие десятилетия в России.

Аптечный бизнес: с чего начать?

Следующий важный аспект, который нужно решить еще до момента открытия с нуля – выбор месторасположения. Не секрет, что аптеку, как и любую розничную точку, нужно располагать в оживленных местах – посреди жилых массивов, около транспортных остановок, рынков, магазинов, мест для отдыха.

В момент планирования необходимо провести глубокий анализ, сегментацию рынка и определить тенденции его развития. Изучать местный аптечный рынок и потенциальных покупателей нужно с учетом занятости ниши, поиска выгодных позиций в каком-то определенном направлении.

Обратите внимание на действующие аптечные пункты в интересующем районе с устоявшейся клиентской базой. Нужно принять во внимание поведение клиентов, ассортимент. Это даст возможность выделить целевую аудиторию и понять, чего не хватает на действующем рынке.

При выборе места необходимо найти оптимальное соотношение хорошего оживленного расположения и стоимости арендной платы. Узнайте, сколько стоит арендовать интересующее помещение в разных местах, выберите для себя подходящий вариант. Размер платы за аренду нужно сопоставить с общим объемом расходов на открытие аптеки с нуля.

Совет : часто предприниматели открывают аптеку с нуля на территории больниц и поликлиник. В таком случае можно отталкиваться от специализации – если это, например, дерматологический или стоматологический центр, предложить продукцию именно этого направления.

Какие документы нужны для открытия аптеки?

Открыть аптечный пункт с нуля гораздо сложнее, чем предоставлять . Для ведения деятельности нужен большой пакет разрешительной документации, поэтому его подготовка – трудоемкий процесс. Аптечный бизнес проходит этап обязательного лицензирования. Для того чтобы получить лицензию, нужно:

  1. заявление о предоставлении лицензии, в котором прописывается наименование и выбор организационной формы, адрес будущего заведения, перечисление работ, которыми планируется заниматься;
  2. копии учредительных документов для юридических лиц;
  3. свидетельство о постановке на налоговый учет;
  4. подтверждение уплаты лицензионного сбора;
  5. сертификат специалиста, который указывает на профессиональную подготовку руководителя;
  6. договор аренды или права собственности на помещение, в котором планируется открыть аптеку с нуля;
  7. документы, подтверждающие получение сотрудниками высшего профильного образования;
  8. копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещения установленным требованиям.

Для открытия с нуля нужно получить разрешение пожарной инспекции, которая сделает вывод согласно следующим предоставленным документам:

  • свидетельство о прохождении этапа регистрации компании;
  • документы, которые подтверждают наличие пожарной сигнализации и средств противопожарной защиты;
  • декларация противопожарной безопасности;
  • подтверждение замеров сопротивления изоляции электрических проводов.

Также для открытия аптеки с нуля нужно получить разрешение на ведение деятельности в органах санитарно-эпидемиологической станции. Для этого подготовьте следующие бумаги:

  • заявление на получение разрешения СЭС;
  • паспорт основателя бизнеса;
  • идентификационный код;
  • свидетельство о регистрации в качестве ИП или ООО;
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • договор аренды или права собственности на недвижимость, в которой планируется открыть заведение с нуля;
  • экспликация;
  • планирование БТИ;
  • договор на проведение дезинфекции, утилизации люминесцентных ламп и стирки белья;
  • санитарные книжки сотрудников;
  • результаты измерения микроклимата помещения и уровня его освещенности.

Как видим, пакет документов большой, на его сбор уйдут месяцы. Многие предприниматели доверяют функцию подготовки разрешений специализированным организациям, которые проконсультируют в интересующих вопросах и, например, предоставят информацию о том, .

Как открыть аптеку: пошаговая инструкция

Для открытия аптеки с нуля нужно выполнить ряд организационных процессов. Регистрация бизнеса и реализация данной идеи гораздо сложнее, чем . Поэтому наберитесь терпения. После выбора помещения и оформления документации нужно перейти непосредственно к подготовке.

Автоматизация аптеки

Без автоматизированных устройств сегодня не обойтись в любом бизнесе - от до гипермаркета. Открыть аптеку с нуля – не исключение, более того, в данном бизнесе это особо важно из-за широкой ассортиментной линейки медикаментов, разных производителей и наличия аналогов с различными названиями.

Существуют специальные программы, которые помогают быстро найти необходимый препарат, показывают его стоимость, быстро обновляют ассортимент и помогают выделить позиции, у которых заканчивается срок годности.

Совет : автоматизация рабочего места увеличит скорость и качество обслуживания покупателя, что скажется на товарообороте и имидже организации.

Для автоматизации аптечного бизнеса нужно:

  • купить компьютерное и серверное оборудование, комплектующие;
  • выбрать программу, по которой планируется работа (например, 1С Аптека, Ликис, Морион, Программа АНР Аптека);
  • приобрести расчетные кассовые устройства (кассовый аппарат, сканеры штрих-кодов, терминал);
  • подключить оборудования к сети, приборов к программным продуктам;
  • внедрить программы.

Введение автоматизации необходимо для минимизации человеческого фактора. Даже самый умелый и профессиональный фармацевт не может удержать у себя в голове тысячи названий медикаментов для качественного обслуживания клиентов. Многих интересует, сколько стоят специальные программы для ведения учета. Их цена зависит от степени сложности, функциональности и варьируется в пределах 1,5-4 тысяч рублей в месяц.

Ассортиментная политика и мерчендайзинг

Как открыть аптеку с нуля: сколько стоит?

Аптечный бизнес – прибыльная и рентабельная сфера, но в то же время очень затратная. Сколько нужно иметь средств, чтобы открыть аптеку с нуля? Рассмотрим актуальные на сегодня цены в России:

Название Цена
Оформление лицензии, разрешений 30-50 тыс. руб.
Покупка торгового оборудования, инвентаря 120-250 тыс. руб.
Автоматизация (программное обеспечение + внедрение) 22-30 тыс. руб.
Компьютерные и кассовые технологии, оборудование (компьютер, принтер чека, кассовый аппарат, сканеры штрих-кодов, терминал) 60-80 тыс. руб.
Закупка первой партии товара 500-900 тыс. руб.
Наружная реклама 20-30 тыс. руб.
Маркетинговые мероприятия при открытии аптеки от 6 тыс. руб.
Аренда помещения, если оно не в собственности владетеля от 40 тыс. руб.
Другие расходы (бытовые приборы, связь и т.д.) 10 тыс. руб.

Суммарные затраты на открытие аптеки с нуля составляют 800-1100 тысяч рублей. Выйти на точку безубыточности удается за полтора-три года. В первые 6-8 месяцев рекомендуется вкладывать средства в раскрутку бизнеса.

Сохраните статью в 2 клика:

Аптечный бизнес – один из самых популярных на сегодня. По актуальности он стоит наряду с продажей продовольственной продукции. Спрос на лекарства и сопутствующие товары продолжает расти. Это связано с плохой экологией, большой долей вредных веществ в продуктах питания, отсутствием физической нагрузки из-за повышения деловой активности и более пристальным вниманием к своему здоровью. Как показывает практика, средний чек в аптеке вполне сопоставим со средним чеком из супермаркета.

Вконтакте

Аптечный бизнес сегодня является самым востребованным. Болезни до сих пор не покинули наше общество, а яркие и многообещающие рекламы пробуждают человечество ежедневно употреблять различные препараты в качестве профилактики каких-либо заболеваний. Да и к тому же стоимость зарубежных и отечественных медикаментов увеличивается с каждым годом. Поэтому говорить о том, что аптека – это бизнес с высоким доходом, не имеет смысла, так как это и так понятно каждому.

Но так как аптечных пунктов на рынке больше чем предостаточно, необходимо учитывать некоторые нюансы открытия этого бизнеса, чтобы сделать его конкурентоспособным и приносящим высокий доход.

Нюансы аптечного бизнеса

На рынке не все торговые точки подобного типа имеют право продавать медикаменты рецептурного назначения. Согласно закону делать это могут только аптеки. А различные аптечные пункты и киоски такого права лишены. Поэтому нужно заранее определиться с товаром – будет ли это здоровое питание, детское питание, косметические средства или же медикаменты рецептурного назначения .

Аптечный киоск можно открывать только на базе уже действующей аптеки. Поэтому правильнее было бы открывать сначала аптеку, а затем для увеличения прибыли — киоски и пункты.

С чего начать?

Первое, что необходимо сделать при открытии бизнеса – пройти регистрацию в налоговой службе. Стоит отметить, что здесь требуются определенные знания и погружение в данную сферу. Делать это следует только после того, когда уже будет решено, какого типа услуги будет предоставлять предприятие.

Согласно закону, регистрация аптек проходит под , который относится к группе 24.42.1. Эта группа дает разрешение на производство медикаментов всех типов, в том числе и асептических. Кроме того, коды ОКВЭД дают право на торговлю той или иной продукцией в розницу. Например:

№ кода Тип товара
52.3 косметические, парфюмерные, фармацевтические и медицинские
52.31 фармацевтические
52.32 медицинские и ортопедические
52.33 косметические и парфюмерные

Произвести регистрацию в налоговой службе можно по следующим формам:

При открытии ИП владелец предприятия в обязательном порядке должен иметь медицинское образование (диплом провизора или фармацевта). В остальных случаях подобная формальность не требуется.

Необходимые документы и лицензии

Прежде чем открывать аптеку, потребуется получить:

  • разрешение в СЭС (санитарно-эпидемиологическая станция);
  • разрешение от пожарной службы;
  • лицензию на оказание данного вида услуг на рынке.

В каждом случае потребуется собрать пакет документов. Для разрешения СЭС нужно составить соответствующее заявление и предоставить копию и оригинал паспорта. Получить разрешение СЭС будет невозможным без предоставления Свидетельства о регистрации предприятия. Потребуется и копия, и оригинал.

Также нужно будет обратиться в ЕГРН и получить выписку, которая будет содержать в себе всю необходимую информацию о предприятии:

  • кадастровая стоимость здания;
  • все находящиеся на его земельном участке объекты;
  • обременения объекта;
  • притязания на здание со стороны третьих лиц.

Чтобы получить выписку ЕГРН при регистрации нового здания, нужно сначала поставить его на учет в Кадастровой палате, а после зарегистрировать свои права в УФРС по регистрации прав. Далее для получения разрешения СЭС нужно предоставить документ, утверждающий право собственности на недвижимость или же оригинал договора на аренду, а также план БТИ, свидетельство ИНН и экспликацию, которая будет содержать в себе информацию о количестве комнат в здании и их площади.

Помимо всего этого, владельцу в СЭС нужно будет предоставить следующие договора (копии и оригиналы):

  • на стирку белья;
  • на дезинфекцию;
  • на проведение осмотра в медицинских учреждениях всех сотрудников;
  • об уничтожении люминесцентных ламп.

Заранее нужно будет собрать медицинские книжки всех сотрудников. В них должна присутствовать правдивая информация о состоянии здоровья работников, а также о всех необходимых прививках.

Эта документация позволит получить санитарный паспорт, без которого открытие аптеки станет невозможным.

Для получения разрешения от пожарной службы потребуется собрать меньший пакет документов. Для этого вам потребуется вызвать пожарную инспекцию и получить от них следующие документы:

  • утверждающие наличие и исправное состояние всех составляющих пожарной безопасности;
  • утверждающие получение протокола о проведении замеров сопротивления изоляции электропроводов;
  • утверждающие получение фармацевтической лицензии в Росздравнадзоре.

Также потребуется предоставить копию и оригинал Свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.

Для получения лицензии потребуется большой перечень документов:

  • Это заявление в соответствующей форме и Свидетельство о регистрации предприятия.
  • Еще потребуется копия документа, подтверждающая внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр, а также квитанция об оплате лицензионного сбора.
  • К этим документам нужно будет подкрепить санитарный паспорт и разрешение пожарной службы на открытие аптеки. А также предоставить оригиналы трудовых книжек и дипломов всех сотрудников.
  • Сюда же нужно будет подкрепить договор об аренде помещения или свидетельство о праве собственности, а также план-схему и характеристику здания.

При отсутствии одного из документов или при несоответствии реальности с указанной в них информацией может быть принято решение об отказе выдачи лицензии на открытие помещения аптечного назначения.

Выбор месторасположения аптеки, требования к помещению

Прибыль от аптечного бизнеса напрямую зависит от местоположения аптеки. Именно об этом необходимо в первую очередь задумываться при ее открытии. Конечно же, открывать ее следует в местах массового скопления людей. Это метро, торговые центры, автобусные остановки и т. д.

Открывать аптеку в торговых центрах следует учитывая проходимость. Чем она выше, тем больше прибыль. Однако в уже действующих торговых центрах все свободные места наверняка уже заняты конкурентами. Поэтому подписывать договор об открытии торговой точки следует заранее, то есть до открытия центра.

Если открытие планируется на центральных улицах города, то самыми оптимальными вариантами являются места массового скопления людей – отделения банков, продуктовые рынки, парки и т. д. Ну а если открытие планируется в дворовом участке, то здесь следует запастись терпением и научиться правильно себя рекламировать. Если это старый микрорайон, на котором уже присутствуют конкуренты, необходимо придумать интересную рекламу для своей аптеки, придумать какие-либо акции. Нужно сделать все возможное, чтобы привлечь к себе покупателей.

Но лучше всего открывать аптеку в новых микрорайонах, которые находятся на стадии строительства, так как там конкурентов практически нет. Не стоит бояться того, что микрорайон мало заселен и будет приносить мало прибыли. Первые год-два так и будет. Однако потом ваша аптека будет самой популярной в данном районе и будет иметь своих постоянных клиентов.

Каждая точка подобного типа должна иметь:

  • торговый зал;
  • санузел;
  • гардероб;
  • кабинет;
  • склад;
  • помещение для хозяйственных нужд.

Помещение должно быть отапливаемым, иметь водоснабжение, вентиляцию и вытяжку, быть оснащено всеми средствами пожарной безопасности и регистраторами параметров влажности. При ремонте здания также нужно учитывать некоторые моменты. Стены и потолки должны легко поддаваться влажной уборке, поэтому их нужно отделывать специальным светоотражающим материалом. При отделке пола должны использоваться такие напольные покрытия, как линолиум или керамическая плитка. Они хорошо подвергаются влажной уборке и наиболее устойчивы к воздействию агрессивных моющих средств, которые нужно будет регулярно использовать для поддержания чистоты в помещении.

Что касается внешнего оформления, то здесь в обязательном порядке на улице должна висеть вывеска «Аптека», «Аптечный пункт» или «Аптечный киоск». А крыльцо должно быть оснащено пандусом, чтобы инвалиды и молодые мамочки с колясками могли легко попасть внутрь помещения и приобрести товар. Площадь помещения напрямую зависит от типа аптеки и ее месторасположения. Например, если помещение находится в городе, а владелец имеет право на изготовление лекарственных препаратов, его площадь должна быть не менее 138 м 2 , а за пределами города — не менее 85 м 2 .

Закупка лекарств, приобретение оборудования

Закупка лекарственных средств может осуществляться сразу у нескольких поставщиков. При этом, чем шире ваша сеть, тем больше будет предоставляться вам скидка. Можно договориться с владельцами других аптек и покупать товар непосредственно у них по закупочной цене.

Стоит учитывать, что в аптеках следует продавать не только медикаменты, но и другие товары косметического типа. Например, детскую косметику и средства по уходу за кожей и волосами. Таким образом увеличится поток потребителей и, соответственно, прибыль.

Государство на некоторые медикаменты устанавливает максимальную стоимость, увеличение которой приведет к административной ответственности. Товары из серии косметических средств подобных ограничений не имеют.

Также потребуется приобрести необходимое оборудование. С особой внимательностью нужно подойти к выбору электронной системы, которая позволит вести учет товара, срока его годности, количества проданного и т. д.

Персонал

Подбор персонала является очень важным моментом в аптечном бизнесе, так как его прибыльность на 30% зависит именно от него. Каждый сотрудник должен иметь высшее медицинское образование (фармацевта или провизора) и иметь опыт работы в данной сфере не менее трех лет.

Каждые 5 лет требуется прохождение переквалификации.

На следующем видео подробно рассказано про открытие подобного бизнеса:

Вариант открытия интернет-аптеки

Открытие интернет-аптеки также является очень прибыльным бизнесом, однако он требует большего времени для раскрутки. В отличии от обычной аптеки здесь не требуется покупка отдельного помещения и сбор необходимой информации о нем. Однако получение лицензии также является неотъемлемым в данной сфере.

Здесь нужно в большей степени уделять внимание сайту. Необходимо сделать интересную, привлекающую к себе внимание главную страницу, потребуется потратиться на раскрутку сайта и выведение его в топовые места в Яндексе и Гугле. Сделать это можно и самостоятельно, только потребуется для этого 1-2 года.

Также нужно будет постоянно следить за обновлением товара и найти опытного менеджера с медицинским образованием, который будет принимать звонки и отвечать на все интересующие вопросы клиентов.

Общая стоимость и сроки окупаемости

Окупаемость проекта в среднем составляет 2-3 года . Поэтому, если вы арендуете помещение, то следует заключать договор минимум на 5 лет, так как большая часть вашего дохода будет уходить на оплату аренды.

Средняя ежедневная выручка составляет около 25 тысяч рублей . При успешном развитии сумма оборотных средств составляет минимум один миллион. Для открытия бизнеса вам примерно потребуется около 52 000$. Из них:

  • 5000$ аренда помещения;
  • 20000$ ремонт;
  • 12000$ торговое и кассовое оборудование;
  • 5500$ на оформление необходимой документации;
  • 3000$ наружная реклама;
  • 7000$ дополнительные затраты в виде программного сопровождения и покупка другого оборудования.

Исходя из этого решайте сами, является ли этот бизнес выгодным для вас или нет.

Когда-то аптечный бизнес был семейным, передавался из поколения в поколение, а стать участником аптечного рынка было довольно проблематично. Сегодня этот вид заработка остается одним из самых прибыльных после продажи алкогольной и табачной продукции, а открыть собственное дело в сфере продажи лекарственных препаратов стало гораздо проще. Имея достаточно средств для старта и навыки организации рабочих процессов можно начинать собирать информацию о том, что нужно чтобы открыть аптеку с нуля. Как и любой другой вид бизнеса, аптечный требует разработки определенного алгоритма действий, следование которому позволит рационально организовать бизнес-процессы.

Особенности аптечного бизнеса

С точки зрения универсальности и возможности в будущем расширить бизнес, следует открывать именно аптеку готовых лекарств. Так вы сможете продавать медикаменты по рецептам, а в дальнейшем сделать аптеку главным офисом сети аптечных пунктов и киосков. Для осуществления такой деятельности при регистрации необходимо выбрать код ОКВЭД 52 (52.3, 52.31–33).

Пошаговая инструкция как открыть аптеку обязательно содержит перечень разрешительных документов, на сбор которых может уйти 1–1,5 месяца. Какие документы нужны чтобы открыть аптеку:

  • Лицензия на розничную торговлю медицинскими препаратами;
  • Разрешение санитарно-эпидемиологической службы на использование выбранного помещения;
  • Санитарный паспорт аптеки;
  • Разрешение пожарной службы.
Многих предпринимателей интересует вопрос: «Можно ли открыть аптеку без фармацевтического образования?». Ответ: «Можно», но в этом случае необходимо создавать юридическое лицо. А вот бизнесмены, у которых есть лицензия на осуществление медицинской или ветеринарной практики могут вести бизнес, зарегистрировав индивидуальное предпринимательство.

Еще одной особенностью аптечного бизнеса является то, что цены на товар регулируются государством, а не потребительским спросом, а торговая наценка составляет не более 30%. В связи с этим вхождение на рынок в качестве одиночного игрока весьма затруднительно, ввиду высокой конкуренции, необходимо изначально нацеливаться на сетевой бизнес.

Следует учитывать и некую сезонность аптечного бизнеса. В теплое время года продажи лекарств обычно уменьшаются на 20–25%, а с октября по апрель спрос на медпрепараты увеличивается. В связи с этим подготовку лучше осуществлять летом, а стартовать в сентябре-октябре.

Опытные провизоры советуют перед тем, как открыть аптеку, тщательно подобрать ассортимент продукции, который должен содержать наряду с лекарственными препаратами парафармацевтическую продукцию. Последняя приносит больше дохода, а наценки на нее не регулируются государством. Кроме лекарств и медицинских приборов (градусников, грелок и тонометров) следует предлагать покупателям натуральные косметические средств, средства гигиены, пищевые добавки, детское и диетическое питание.

Продажа некачественной и просроченной продукции в аптечном бизнесе строго запрещена. Поэтому начинающий предприниматель, обдумывающий, как открыть аптеку с нуля, должен ответственно отнестись к построению договорных отношений с поставщиками. На начальном этапе можно объединяться с близлежащими аптеками для коллективного заказа товара у надежных оптовиков с возможностью получения хороших скидок.

Преимущества и недостатки бизнеса по продаже медпрепаратов

К недостаткам открытия своего дела по продаже лекарств можно отнести большое количество сложных организационных моментов. Кроме бюрократических преград при оформлении разрешительных документов, к трудностям относится и выбор подходящего изолированного или отдельно стоящего помещения и приведение его в соответствие требованиям. Площадь помещения должна составлять не менее 80 м. кв, 2/3 из которых займет торговый зал, 12-15 м. кв. – офис, оставшаяся площадь делится на подсобное помещение и хозяйственный блок (не менее 2 м.кв.). Помещение должно быть подключено к водопроводу, проточно-вытяжной вентиляции, оборудовано охранной и противопожарной сигнализацией, а склад медпрепаратов иметь датчики для произведения контроля параметров воздуха. Для выполнения всех требований к помещению понадобится вложить немалые средства, и это без учета стоимости оборудования для аптеки. Еще одним недостатком аптечного бизнеса является довольно низкий показатель рентабельности. Однако этот недостаток нивелируется в случае открытия сети.

Следующим недостатком открытия аптечного бизнеса является невозможность самостоятельно устанавливать цены на товар, ведь они подлежат регулированию со стороны государства.

Несмотря на столь обширный список сложностей организации бизнеса, он имеет существенное преимущество – стабильный спрос на товары медицинского предназначения и, соответственно, стабильный, хоть и не очень высокий доход.

Открыть аптеку по франшизе без вложений не удастся. Для приобретения франшизы необходимо как минимум 1 200 000 руб., Преимуществом открытия бизнеса по франшизе является то, что риски в таком случае уменьшаются в разы. Размер роялти колеблется в зависимости от перспективности региона и составляет 3–6%. Окупаемость аптеки открытой по франшизе — 6 месяцев.

С учетом того, что покупки через интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, стоит задуматься, как открыть интернет аптеку с нуля. Интернет-магазин может быть частью вашего аптечного бизнеса. В случае торговли лекарствами лишь в интернете все равно придется арендовать специально оборудованный склад, чтобы получить лицензию, нанять транспорт для доставки заказов и разработать удобный для покупателей сайт. Недостатком открытия интернет аптеки является не слишком высокий уровень доверия людей к качеству реализуемых, таким образом, лекарств. Для того чтобы продажа лекарств онлайн имела успех, следует предлагать круглосуточную доставку товаров и демократичные, но не заниженные цены.

Бизнес план

Приняв решение заняться аптечным бизнесом, следует в первую очередь заняться разработкой бизнес плана открытия аптеки. Пункты, которые должны в нем присутствовать в обязательном порядке:
  1. Анализ целевой аудитории и конкурентов;
  2. Формат заведения;
  3. Месторасположение;
  4. Выбор и обустройство помещения;
  5. Получение разрешительных документов;
  6. Подбор, мотивация, переквалификация персонала;
  7. Рекламная кампания;
  8. Финансовые вложения;
  9. Анализ рисков и прогнозируемая прибыль.

Тщательное изучение потребностей и покупательной способности потенциальных клиентов позволит правильно выбрать формат заведения и ассортимент. Анализ деятельности ближайших конкурентов подскажет, какие подходы в ведении бизнеса являются удачными.

Для того чтобы открыть аптеку, документы необходимо начинать собирать задолго до предполагаемой даты старта, так как осуществление данной деятельности требует выполнения целого ряда требований и нормативов.

Список документов для получения лицензии:

  • Заявление на открытие аптеки;
  • Свидетельство о регистрации деятельности;
  • Копия документа, подтверждающего внесение записи о регистрации юридического лица в Единый государственный реестр;
  • Оригинал или нотариально заверенная копия документа о регистрации в налоговой службе;
  • Подтверждение оплаты лицензионного сбора;
  • Оригинал или нотариально заверенная копия сертификата специалиста руководителя;
  • Договор аренды или подтверждения права собственности на помещение;
  • Оригиналы или нотариально заверенные копии документов об образовании всех сотрудников аптеки;
  • Оригиналы или нотариально заверенные копии трудовых книжек персонала;
  • Оригиналы или нотариально заверенные копии заключений Госпотребнадзора и пожарной службы;
  • План-схема и характеристика объекта лицензирования.

Требования к сотрудникам аптеки: провизор должен иметь стаж работы от 3 лет, фармацевт – от 5 лет. Наличие санитарной книжки у каждого сотрудника обязательно. Персонал должен в совершенстве знать и неуклонно соблюдать требования при работе с лекарственными препаратами. Каждые 5 лет сотрудники проходят обязательную переквалификацию. Работников следует своевременно мотивировать, что позволит поддерживать высокий уровень продаж. Пункт о переподготовке и поощрении персонала необходимо обязательно включить в бизнес план аптеки в образец с расчетами. В последнее время аптеки, где можно получить небольшую консультацию и померить давление пользуются спросом. Следует использовать это «завлекающий маневр» для привлечения клиентов. Качественное обслуживание и грамотная консультация значительно увеличит шансы превратить случайного посетителя в постоянного покупателя. Еще один важный вопрос, можно ли открыть аптеку без медицинского образования? – Можно, но заведующим аптеки должен быть фармацевт с опытом работы не менее 5 лет.

Довольно затратным пунктом примера бизнес плана аптеки с расчетами 2019 года будет реклама. Хорошо продуманное название, видная вывеска, баннеры, листовки, промоакции – это далеко не полный перечень того, что необходимо использовать на этапе открытия аптеки. Нелишним будет запустить накопительную систему скидок для постоянных покупателей. В целом, расходы на рекламу составят около 100 000 руб., что следует обозначить в примере бизнес плана аптеки с расчетами.

Финансовые вложения будут сильно зависеть от региона, в котором планируется запуск проекта, так как стоимость аренды помещения может сильно варьироваться. Сколько стоит открыть аптеку в Москве? – не менее 2 000 000 руб., а в небольшом городе в некотором отдалении от столицы можно уложиться в 1 400 000 руб.

Для прогнозирования рисков следует проанализировать, насколько свободна ниша и сможет ли новая аптека в ней закрепится. Ориентировочная прибыль согласно готовым примерам бизнес планов аптеки составляет 100 000-150 000 руб.

Формат заведения

Определиться с форматом заведения – это то, что нужно чтобы открыть аптеку. На сегодня в аптечном бизнесе существуют две основные модели: дискаунтер и премиальная аптека. Первый вариант рассчитан на среднестатистического покупателя в спальном районе, второй – продает дорогие медицинские препараты и располагается в центре города.

Также различают несколько форм торговли: закрытая и открытая. Можно комбинировать эти формы. Например, за прилавком расположить лекарственные препараты, а в торговом зале – околомедицинские товары. Специалисты утверждают, что формат аптечного супермаркета повышает продажи на 20–25%, однако, в этом случае необходимо будет выделить больше средств на обеспечение безопасности.

Аптеки бывают следующих видов:

  • Производственные (изготовление лекарств по рецептам);
  • Готовых лекарственных форм (разрешена продажа лекарств по рецептам);
  • Аптечный киоск;
  • Аптечный пункт.

Последние два вида аптек имеют ограниченный набор функций. Открывать их следует как структурные подразделения аптеки готовых лекарственных форм.

Выбор месторасположения

Если вы хотите открыть аптеку и задумываетесь, что для этого нужно, так это удачно ее расположить. Занимаясь поиском подходящего помещения, следует обратить внимание на такой показатель, как трафик – количество людей, проходящих вблизи входа в аптеку, за единицу времени. Чем больше трафик – тем лучше месторасположение. Оптимальный трафик – 200-300 человек в час наблюдается в торговых центрах, возле перекрестков, станций метро.

Можно ли открыть аптеку в спальном районе? Для такого месторасположения используются другие методы подсчета целесообразности размещения заведения. Берется во внимание количество людей, проживающих в радиусе 500 метров. Оптимальным считается показатель 2000 человек.

Сегодня в крупных городах России, а особенно в столице, конкуренция на аптечном рынке очень жесткая, поэтому решая, где открыть аптеку, следует подумать о начале бизнеса в отдаленных регионах страны.

Интерьер

Определенное сочетание световых, цветовых и звуковых впечатлений, которые окружают человека и настраивают его на определенный лад, называется интерьером. Это важный момент, на который следует обратить внимание на этапе ремонта и обустройства помещения. Несмотря на то что в аптеку заходят, как правило, по необходимости купить препараты для устранения проблем со здоровьем, покупатели все же должны почувствовать себя комфортно. Это может заставить клиента сделать больше покупок. Такому поведению как раз способствуют мягкий свет, приятный цвет стен и мебели и комфортная температура в помещении.

Для того чтобы использовать торговую площадь максимально эффективно и привлекать покупателей интересным интерьером и приятной атмосферой, следует доверить дизайн интерьера профессионалам, а мебель сделать на заказ.

  • Синий и белый – прохлада и чистота;
  • Желтый и синевато-зеленый – прохлада и покой;
  • Зеленый и белый – прохлада, сдержанность, чистота.

Оборудование для аптеки

Приобретение необходимого комплекта оборудования, которое нужно чтоб открыть аптеку обойдется предпринимателю ориентировочно в 300 000 руб. Список необходимых позиций:

  • Кассовый аппарат;
  • Витрины;
  • Прилавки;
  • Стеллажи;
  • Закрытые шкафы;
  • Сейфы для хранения наркотических препаратов;
  • Холодильники;
  • Компьютерная и офисная техника;
  • Мебель для зала и офиса.

Финансовые вложения

Уже на этапе составления бизнес плана можно предварительно сказать, сколько денег стоит открыть аптеку с нуля. Размер финансовых вложений зависит от региона, где будет открываться бизнес, и от формата аптеки. Сумма, необходимая для старта бизнеса — 1 400 000–2 000 000 руб. включает расходы на:

  • Аренду (от 300 000 руб.);
  • Оборудование (300 000 руб.);
  • Закупку продукции (600 000 руб.);
  • Ремонт помещения, установку охранной и пожарной сигнализации (120 000 руб.);
  • Рекламу (80 000-100 000 руб.).

Прибыль

Небольшая аптека способна приносить прибыль 120 000–150 000 руб. в месяц, в осенне-зимний период. Летом показатель уменьшается на 20%. Окупаемость бизнеса 1–2 года. Стабильность дохода от продажи лекарственных препаратов делает аптечный бизнес довольно привлекательным.

Рентабельность

В силу ряда особенностей, аптечный бизнес имеет совсем невысокий показатель рентабельности по сравнению с другими видами деятельности - всего 10%. Но опытные предприниматели утвердительно отвечают на вопрос: «Выгодно ли открывать аптеку?». Внедрение советов от тех, кто уже давно занимается аптечным делом, в собственном бизнесе позволит не только успешно развивать бизнес, но и сделать его сетевым.

Если длина перечня нормативных документов для открытия аптеки внушает Вам ужас, и Вы не хотите тратить время и силы на необходимую рутину, обратитесь в службу СЭС-ДОК. Высококвалифицированные специалисты вместе с санитарным врачом подготовят пакет документов для СЭС аптека в быстрые сроки и с учётом всех норм, установленных Роспотребнадзором.

Мы предоставляем услуги подготовки документов для аптеки:

  • подготовка документов: восполнение пробелов, оформление недостающих, анализ документации в целом
  • помощь в получении санитарного паспорта для открытия, разрешения на размещение аптеки
  • сопровождение организации в процессе прохождения плановых и внеплановых проверок СЭС, консультации для персонала и руководителей по прохождению инспекции
  • проведение санитарных мероприятий (дезинсекция и др.) с заключением договора

Открытие аптеки в Москве – интересное и непростое с точки зрения подготовки предприятие. Вы можете зарегистрироваться как ООО, либо как ИП (во втором случае необходимо иметь фармацевтическое образование).

Главные вопросы при открытии аптеки: подбор помещения согласно типу аптеки (есть установленный список комнат, которые должны быть), оборудование, подбор персонала и др.

Но самый первый вопрос – это пакет документов СЭС для аптеки.

Виды аптечных заведений:

  • аптека производственная (с изготовлением лекарств)
  • аптека, где происходит только продажа лекарств
  • аптечный киоск
  • аптечный пункт

Обычно открывают сначала аптеку, потом, возможно, киоски и пункты как подразделения.

Какие документы нужны для открытия аптеки

В любом случае, вначале необходимо подготовить санитарные документы для аптеки . Большая часть нужна сразу, а какие-то документы можно оформлять в процессе работы.

Санитарные документы нужны:

  • открытие аптеки
  • проверки Роспотребнадзора (СЭС) согласно графику
  • внеплановые проверки СЭС

Недочёты в документации аптечного пункта могут послужить причиной наложения штрафных санкций и других препятствий к деятельности. Внимательно изучите нижеприведённый список документов для открытия аптеки и постарайтесь заручиться помощью специалиста при сборе бумаг.

Что нужно, чтобы открыть аптеку с нуля и как это сделать

Лицензия на аптеку, фармацевтическая лицензия

Фармацевтическая лицензия (она же лицензия на аптеку) необходима предпринимателям, которые планируют организовать торговлю препаратами медицинского назначения. Торговля может осуществляться как оптом, так и в розницу. Лицензированию эта сфера деятельности должна подвергаться в обязательном порядке в соответствии с законом Российской Федерации № 416.

Виды аптечных учреждений

Лицензия необходима для работы аптеки, аптечного киоска, аптечного пункта, аптечной базы.

Стоимость аптечной лицензии (фармацевтической лицензии):

Не срочная (60 дней) - от 25000 рублей

Срочная (21 день) - от 120000 рублей

Аптека - целостное учреждение, относящееся к системе здравоохранения, которое обеспечивает население и медицинские учреждения (а также любые другие организации) лекарственными средствами и препаратами.

Аптечный киоск - небольшое подразделение аптеки, в котором реализуются в розницу готовые медицинские препараты, которые могут быть проданы без предъявления рецепта.

Аптечный пункт - небольшое подразделение аптеки, расположенное на базе лечебных или профилактических учреждениях.

Аптека, аптечный киоск или пункт получают лицензии, в которых указывается точный адрес (по которому они будут функционировать), полное название, порядковый номер лицензии и дата внесения соответствующей записи в реестр.

Документы для лицензии на аптеку

Для получения лицензии потребуются учредительные документы и документы, которые подтверждают право использования помещения в целях предпринимателя.

В учредительные документы входит:

— Устав и учредительный договор компании;

— протокол собрания учредителей о назначении генерального директора;

— копия гражданского паспорта гендиректора или владельца компании;

— Свидетельство о государственной регистрации;

— Свидетельство об изменениях (если таковые имели место);

— выписка из ЕГРЮЛ;

— Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— приказ о назначении главного бухгалтера и заведующего аптекой;

Все документы, исключая протокол и копию паспорта, должны быть нотариально заверены.

Документы, которые будут подтверждать право использования помещения под аптеку:

— договор аренды или субаренды;

— акт приема-передачи;

— Свидетельство о госрегистрации права собственности;

— план из БТИ.

Во всех вышеперечисленных документах обязательно указывается количество и назначение комнат, все они должны быть заверены нотариально.

Дополнительно необходимо предоставить полное описание объекта, который получает лицензию: тип освещения, наличие и способ отопления, характеристики пола и потолка, наличие холодильников, специальных шкафов, стеллажей, приборов учета и измерения, плана-схемы аптечной организации.

Потребуется также заключение Госпожнадзора и санитарно-эпидемиологической службы. В некоторых случаях опционально может потребоваться копия договора с охранной фирмой.

Все сотрудники аптеки должны иметь дипломы или сертификаты - эти документы также заверяются нотариально и предоставляются в лицензионный орган вместе с их трудовыми книжками.

Лицензия на аптечный пункт выдается на бессрочный период Росздравнадзором, он же выполняет контроль и надзор за деятельностью аптек и соблюдением установленных правил и требований.

ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Почему выбирают нас:

Конфиденциальность на всех этапах работы

Разбираемся в специфике интернет-бизнеса

Не храним документы клиентов

Круглосуточная поддержка без выходных

Множество способов оплаты


Цены приведены в € эквиваленте, в справочных целях.
Итоговый расчет в российских рублях.

Презентация компании

Как открыть свою аптеку по шагам

Как открыть аптеку с нуля? Пошаговая инструкция

Для того чтобы открыть аптеку не составит большого труда. Сейчас аптеки пользуются большим спросом, каждый следит за своим здоровьем и поэтому спрос на медикаменты велик. Но не стоит сильно расслабляться, открыть аптеку – это полдела, еще нужно суметь удержать этот бизнес. Ни в коем случае не стоит обособляться, здесь главное иметь хороших партнеров, а еще лучше дружить с чиновником. Если этим пренебречь, то ваша аптека не выдержит многочисленных проверок и ее просто закроют. Самый лучший вариант включиться в сеть аптек, поскольку это проверенный опыт работы и даст вам больше уверенности, что ваш бизнес устоит перед всеми трудностями.

Аптечный или фармакологический бизнес – это один из выгоднейших бизнесов. Истоки аптеки идут еще из древних времен. На данный момент существует множество аптек. По подсчетам аптека считается одним из более посещаемых мест. Кроме того люди больше доверяют продукции из аптеки, чем из простого киоска.

Многие бизнесмены при покупке аптеки ссылаются на большую прибыль и это верно. Этот бизнес очень быстро окупается и приносит большие доходы. Многие из них, не имея медицинского образования, покупают аптеки для подстраховки, на тот случай если их основная деятельность прогорит.

Но не стоит расслабляться — при наличии хороших связей ваш успех не гарантирован на 100%. Существует несколько причин: может, снизится ажиотаж на вашу продукцию; погодные условия; не исключено отравление препаратами, купленными у вас; конкуренция; ассортимент не будет востребован и т.д. Но все это можно избежать. Главное применить нужные средства, такие как реклама, накопительная система скидок, правильный ассортимент, рабочий график (он зависит от месторасположения аптеки) и т.д.

Для того чтобы открыть аптеку необходимо иметь при себе около 160 тысяч долларов. Причем если вы хотите купить уже готовый аптечный бизнес, то вы можете заметить, что цена может быть завышена.

Полный перечень документов для открытия и функционирования аптеки

Это происходит лишь по тому, что владельцы лишь хотят окупить все свои вложения в этот бизнес. Но если у вас нет такой суммы, вы можете купить аптечный киоск. Вам для этого понадобится примерно 25 тысяч долларов. Вы, конечно, можете открыть аптеку с нуля. Но здесь вы не можете быть уверенны в успехе на 100%. Допустим, вы выберете неудачное место, и ваш бизнес не окупится, также переоборудованное для аптеки помещение, может не подойти покупателям вашего объекта. Но все может обернуться не так уж плохо, главное, чтобы вы сделали правильный выбор.

Помещение для аптеки выбрать можно любого размера, вся суть выбора помещения заключается в его расположении. Если вашей целью состоит достичь высоких показателей, то вам стоит присмотреть место с выгодным расположением. Одним из хороших вариантов места скопления людей – остановки общественного транспорта, возле рынков, торговых центров, в центре города. Неплохим вариантом для размещения аптеки это в спальном районе. Однако ваш выбор должен быть разумным, аптека должна, находится в удобном для всех людей месте (это может быть квартира, переоборудованная в торговое помещение) – на стороне проезжей части. Если вы выберете место, находящееся в глубине дворов, то вам придется рассчитывать на покупателей только этих домов. Большое преимущество аптек находящихся в спальном районе это низкая стоимость облагаемого налога.

Для того чтобы открыть аптеку нужно приложить немало усилий. Одно дело купить помещение, всевозможное оборудование, закупить препараты и привести все это в порядок, но еще остается один очень важный момент – для открытия аптеки вам понадобиться подготовить некоторые документы, без которых ваша аптека не сможет функционировать:

— предоставить заявление о том, чтобы вам выдали лицензию: с указанием вашего место проживания, место, где будет находиться аптека и указание области вашей деятельности;

— предоставить копию свидетельства, в котором будет указано о постановке вашей лицензии на учет в налоговую;

— документ, который подтверждает факт уплаты лицензионного сбора, который позже рассмотрит лицензирующий орган;

— у вас должен иметься сертификат, который подтверждает вашу профессиональную подготовку (фармацевта);

— документ о том, что вам разрешено пользоваться помещением для фармацевтической деятельности;

— копии документов о получении соответствующего образования у нанятых вами работников;

— документ о санитарно — эпидемиологическом заключении вашего помещения.

В аптеке, как и в любом другом магазине, нужны застекленные стеллажи, для экспозиции лекарств, а для их хранения нужны шкафчики, металлический сейф, холодильник, ЭККА, компьютер, кассовый аппарат и т.д.

Заключение: Подсчитав все расходы, вы можете реально оценить сможете или нет создать и при этом суметь удержаться в этом бизнесе. Конечно, все не так просто как хотелось бы верить. Существует много различных препятствий при оформлении бумаг, необходимых для работы вашей аптеки, поиске помещения, его внутреннем наполнении.

Еще немаловажный фактор — это расположение аптеки, которое тоже очень сильно влияет на прибыль. Не стоит забывать о конкуренции, которая не заставит себя ждать. Даже если возле вашей аптеки нет конкурирующей, это не значит, что ее не появится. Нужно всегда знать наперед. Если рядом, все-таки есть конкурирующие аптеки, вам будет целесообразней продлить рабочий день. Старайтесь, правильно хранит медикаменты – иначе покупатели могут пострадать, что не сделает вас популярнее среди них. Посредствам рекламы вы можете так же сделать свою аптеку популярнее. Поскольку реклама – это наилучший способ сказать о себе. И ни в коем случае не забывайте о санитарных нормах, проверка не заставит ждать.

Продажа лекарств при правильном подходе может стать очень прибыльным бизнесом, поэтому многие начинающие (и не только) бизнесмены интересуются вопросами о том, как открыть аптечный пункт. Какие документы для этого понадобятся? Что выгоднее открывать: аптеку, аптечный пункт или киоск? Какая разница между данными предприятиями?

Чем отличаются аптеки от аптечных пунктов?

В современных городах нередко можно увидеть и аптеки, и киоски, и пункты, и даже магазины. В чем же различия между ними? Если вы интересуетесь, как открыть аптечный пункт, вам стоит сразу же разобраться с такими тонкостями.

Аптеки продают практически все виды лекарственных препаратов. Более того, некоторые средства готовятся здесь же, в фармацевтической лаборатории. Подобные предприятия поставляют и те лекарства, которые выдаются исключительно по рецепту врача. В аптечных пунктах продают готовые препараты, причем как по рецептам, так и без них.

Единственным ограничением в данном случае являются наркотические, ядовитые, психотропные и сильнодействующие средства. А вот в аптечном киоске торгуют исключительно теми медикаментами, которые могут выдаваться без рецепта лечащего специалиста. Сразу же стоит отметить, что рамки между подобными предприятиями нередко размыты.

Как открыть аптечный пункт? Необходимый пакет документов

Конечно же, для того чтобы открыть собственный пункт продажи медикаментов, необходимы соответствующие документы. В первую очередь стоит оформиться в налоговой службе. Если вы планируете открыть всего лишь один киоск и сотрудничать исключительно с физическими лицами, можете оформить индивидуальное

предпринимательство. Но если в будущем вы планируете расширять бизнес, сотрудничать с государственными и частными учреждениями, более подходящим вариантом станет общество с ограниченной ответственностью или открытое акционерное общество.

Кроме того, вам понадобится соответствующая лицензия на продажу фармакологических средств. Если вы дипломированный фармацевт со стажем провизора более трех лет, то проблем у вас не возникнет - вы получите необходимое разрешение в течение 45 дней. Но как открыть аптеку без фармацевтического образования? Это также возможно, нужно лишь предоставить свидетельство того, что в вашем штате есть профессиональные сотрудники с нужным образованием и опытом работы.

Теперь стоит оговорить и коды ОКВЭД. Аптека подпадает под пункты 52.3 (розничная продажа медицинских и фармацевтических товаров), 52.31 (розничная торговля фармацевтическими товарами и изготовление лекарств), 52.32 (розничная торговля медицинских и ортопедических товаров), 52.33 (продажа парфюмерии и косметических товаров).

Кроме того, понадобится разрешение от санэпидемстанции, копия договора со специальными организациями, обеспечивающими регулярную дезинфекцию помещений, вывоз медицинских отходов и т. д. Кстати, копии всех документов необходимо хранить в аптеке на случай внеплановой проверки.

Требования к помещению для аптеки

На самом деле, требования к помещению не так уж велики и зависят от вида деятельности.
Если аптека будет заниматься исключительно продажами, то минимальная площадь должна составлять около 12 м 2 . В том случае, если предприятие будет заниматься изготовлением лекарств, понадобится отдельное помещение для лаборатории и хранения сырья, а это увеличивает минимальную площадь до 22–30 м 2 .

Естественно, здесь должно быть бесперебойное водо- и электроснабжение, а также система вентиляции и кондиционирования воздуха. Необходим небольшой кабинет для заведующего, а также комнатка под гардероб для сотрудников.

Кстати, если вы интересуетесь вопросом о том, что нужно, чтобы открыть свой бизнес и сделать его прибыльным, то должны знать, что выгодное место расположения - один из основных факторов. Арендуйте помещение в оживленных и густонаселенных спальных районах города.

Выгодно располагать аптечный пункт рядом с поликлиникой, больницей, общежитием. Перед открытием стоит провести исследование и определить, какую категорию клиентов вам придется обслуживать - вряд ли человек с минимальной зарплатой будет покупать дорогие, иностранные средства без особой на то нужды.

Особенности дизайна

Если вы интересуетесь, как открыть аптечный пункт, подумайте о необходимом оборудовании и мебели, которые попросту необходимы. Для начала стоит закупить необходимые стеллажи, полки, прилавки и прочую мебель, которая необходима для того, чтобы выставлять и хранить лекарства. Кстати, лучше всего расставить препараты в определенной последовательности (например, анальгетики, диуретики, антибиотики и т. д.).

Если вы собираетесь открыть большую аптеку с огромным ассортиментом товаров, то стоит подумать о том, чтобы поставить в торговом зале несколько лавок, где покупатели смогут подождать очереди и т. д.

Какое оборудование понадобится?

Для начала вам нужно достать и зарегистрировать кассовый аппарат. Некоторые аптечные пункты пользуются компьютерами и специальным программным обеспечением, которое облегчает ведение учета и бухгалтерии.

Не забудьте о том, что некоторые лекарства нужно хранить при определенной температуре - вам наверняка понадобятся специальные холодильные камеры. Если вы собираетесь изготовлять лекарства, то количество оборудования и специальной посуды значительно возрастет.

Определяемся с ассортиментом товаров

Если вы думаете, как открыть аптечный киоск или пункт, то в первую очередь стоит позаботиться об ассортименте продукции. Перед открытием обязательно проведите мониторинг, чтобы определить товары, пользующиеся наибольшим спросом.

Некоторые аптеки тесно сотрудничают с больницами, закупая необходимые им медикаменты и инструменты.

Кроме того, в аптеках (пунктах или киосках) продают и другие товары, в частности, косметическую продукцию (шампуни, кремы, лосьоны на основе лекарственных трав), детские продукты и аксессуары (молочные смеси, бутылочки, кремы, присыпки) и т. д. Можно продавать простые ортопедические товары, некоторые медицинские аппараты (например, тонометры, термометры). Популярностью пользуются и гомеопатические лекарства.