Дюрер интересные факты. Биография альбрехта дюрера. Одна из трех «мастерских гравюр»

ДЮРЕР (Durer ) Альбрехт (1471, Нюрнберг - 1528, там же), немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр "Апокалипсис", 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. н. мастерские гравюры, 1513-14). Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи ("Портрет молодого человека", 1521, диптих "Четыре апостола", 1526), людей из народа (гравюра "Три крестьянина"). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков). Теоретик искусства ("Четыре книги о пропорциях человека", 1528).

Биография

Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Работал в Нюрнберге.

Творчество. Дюрер и Италия

Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он - единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.

Рисунки

Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием . Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками - от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов - крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.

Творческая зрелость. Живопись 1494-1514

Первая значительная работа Дюрера - серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами - первые "чистые" пейзажи в истории европейского искусства. Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 в. - начала 2-го десятилетия 16 в.; таковы небольшой алтарь "Рождество" ("Алтарь Паумгартнеров", ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), "Поклонение волхвов" (ок. 1504, Уффици), где Дюрер объединяет группу, состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно повторяющимся в архитектурной декорации.

Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди "Адам и Ева" (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. 1507, Прадо).

К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции - выполненный для одной из венецианских церквей "Праздник четок" (1506, Национальная галерея, Прага) и "Поклонение св. Троице" (1511, Музей истории искусств, Вена). "Праздник четок" (точнее - "Праздник венков из роз") - одна из самых больших (161,5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера; она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. В небольшой алтарной картине "Поклонение св. Троице" сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в "Диспуте" , ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.

Портреты и автопортреты

Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика ("Автопортрет", 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.12.2016 17:45 Просмотров: 2669

Альбрехт Дюрер – многогранный мастер, настоящий универсальный человек, которого считают «северным Леонардо да Винчи».

Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре , экслибрисе , витраже. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия.
В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии.
А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)

Ранние годы и юность

А. Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 г. в семье ювелира из Венгрии Альбрехта Дюрера. В семье было 18 детей. Альбрехт-младший был третьим ребёнком и вторым сыном в семье.

А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, мать художника. Германский национальный музей (Нюрнберг)

А. Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший, отец художника. Уффици (Флоренция)

Первоначально Дюреры снимали половину дома у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Его сын, Иоганн Виллибальд, стал одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер дружил с ним всю свою жизнь.
Альбрехт посещал латинскую школу. Ювелирное дело его не привлекало, он выбрал живопись. В возрасте 15 лет Альбрехт поступил в мастерскую известного нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там он освоил также и гравирование по дереву.

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было.
В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис» . Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов.
В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе).
В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы , и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини.
Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера.
По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле).
С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Дюрер много работал как живописец. Одна из важнейших картин последних лет – диптих «Четыре апостола», который он преподнёс городскому Совету в 1526 г. Это была последняя его работа. Ещё в Нидерландах Дюрер заболел неизвестной болезнью – возможно, это была малярия. От приступов этой болезни он страдал до конца жизни. До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 г. в родном Нюрнберге.

Художественное творчество Альбрехта Дюрера

Живопись

Живописью Дюрер мечтал заниматься с детства. Его живописные работы отличаются нестандартностью мысли, постоянным поиском средств выражения.
Находясь в Венеции, художник создал картину «Христос среди учителей» (1506).

Доска, масло. 65х80 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

Дюрер на этой картине изобразил сюжет из Евангелия, повествующий о том, как Иосиф, Мария и 12-летний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. Три дня обеспокоенные родители искали его и, наконец, нашли в иерусалимском храме за диспутом с учёными мудрецами: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
Художник отказывается от детализации и, изображая крупным планом лица мудрецов и Христа, заставляет почувствовать «напряжение диспута». В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе, и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении». У этого мудреца яркая карикатурная внешность, что дало повод для множественных интерпретаций. Существует предположение, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах, лежащих в основе человеческих характеров.
Он создал много алтарных образов.

Алтарь Геллера (1507-1511)

«Алтарь Геллера» («Алтарь Вознесения Марии») – алтарный образ в форме триптиха Альбрехт Дюрер создал совместно с Маттиасом Грюневальдом по заказу патриция Якоба Геллера для церкви доминиканского монастыря во Франкфурте-на-Майне. Часть его сохранилась лишь в копии, выполненной в XVI в. художником Иобстом Харрихом.

Альбрехт Дюрер «Четыре апостола» (1526). Масло. 215х76 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композиционно и духовно они едины. Дюрер создаёт художественный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа – это представление мастера о таком человеке, каким он должен быть.
Картину Дюрер подарил родному Нюрнбергу, она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления. Максимилиан I потребовал отправки картины в Мюнхен.
В зрелом возрасте Дюрер много работал над портретом и продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель изображалась в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали были проработаны очень тщательно и реалистично.
С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра.

Рисунки Альбрехта Дюрера

Дюрер как художник наиболее раскрылся именно в рисунке, т.к. его живописные работы в основном зависели от произвола заказчиков, а в рисунке он был свободен.
Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера, в том числе и его ученические работы. На рисунках художника изображены пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Анималистические и ботанические рисунки отмечены наблюдательностью, верностью передачи природных форм объекта изображения.

А. Дюрер «Заяц». Бумага, акварель, гуашь, белила. 25,1х22,6 см. Галерея Альбертина (Вена)

Графика Альбрехта Дюрера

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры.
Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него главным средством заработка. Кроме традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
Шедевром резцовой гравюры на металле читается гравюра Дюрера «Адам и Ева» (1504).

А. Дюрер «Адам и Ева» (1504)

В 1513-1514 гг. Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

А. Дюрер «Меланхолия». Медь, резцовая гравюра. 23,9х18,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

«Меланхолия» считается одной из самых таинственных работ Дюрера, она выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Экслибрисы Альбрехта Дюрера

Эксли́брис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац книги.
Всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них – 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы южнонемецкой геральдики; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера.

Герб Альбрехта Дюрера (1523)

Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), позже у него появилось множество подражателей.

Монограмма Дюрера

Витражи Альбрехта Дюрера

Неизвестно, принимал ли Дюрер личное участие в работах по стеклу, но по его эскизам их создано множество.

«Моисей, получающий десять заповедей». Витраж по рисунку Альбрехта Дюрера для церкви св. Якоба в Штраубинге (1500)

Альбрехт Дюрер был известным математиком (геометром), составил магический квадрат: расположил чи́сла от 1 до 16 так, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.

Магический квадрат Дюрера (фрагмент его гравюры «Меланхолия»)

Альбрехт Дюрер известен многогранностью своей личности. В историю он вошел как величайший немецкий живописец, автор огромного количества полотен в графическом стиле. Его по праву именуют величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. При жизни ему удалось поднять ксилографию до уровня искусства. Альбрехт Дюрер известен благодаря теоретическим работам по прикладному и изобразительному искусству.

Биографические факты из жизни Альбрехта Дюрера

Становления Альбрехта Дюрера как художника

Открыть свою первую мастерскую Альбрехту Дюреру удалось лишь в 1495 году. Именно здесь он создаст большую часть своих работ. Ассистентом во время первых серий гравюр стал Антон Кобергер. Дюреру повезло, что он смог обосноваться в Нюрнберге. Здесь, в отличие от других городов, все было подчинено Городскому совету, который относился к творцам более лояльно, нежели гильдии. У юного таланта была возможность пуститься на поиски своего стиля.

В 1495 году он опробовал новую технику гравировки на меде. В начале своего пути он сотрудничал с известными современными мастерами – Хансом Шойфелин, Хансом фон Кульмбах, Хансом Бельдунгом Грин. В 1489 году ему поступает интересное предложение на издание книги из ксилографий. На тот момент он еще не догадывается, что это принесет ему мировую известность.

Имя Альбрехта Дюрера в живописи XV XVI века

Стремление к живописи прослеживалось в нем с юных лет. Альбрехту удалось настоять на том, чтобы попасть на обучение к художнику. Позже он посетил итальянские выставки, воспринял их и перенял опыт. Однако даже после изучения их мастерства он вносил в невиданный, своеобразный штрих, который выигрышно отличал его картины. Чтобы стать мастером ему пришлось приложить немало усилий. Контрольной работой, разделив его жизнь между простым художником и метром, стала роспись на греческий манер в доме одного почитаемого горожанина З. Шрейнера. После этой масштабной работы на Дюрерха обратил внимание Фридрих Мудрый, поручив молодому дарованию написать собственный портрет. После этого заказа к Альбрехту стали обращаться многочисленные чиновники, что повысило его авторитет в глазах общественности.

Культурное наследие получило от Альбрехта Дюрера чуть менее тысячи рисунков. Они отличались многообразием тематик. Тут можно встретить и пейзажи, и портреты, и изображения животных и растений. Все работы возводились Дюрером в ранг высокого искусства, поэтому он тщательно складывал свои работы, даже те, которые проходились на ученическую пору.

Популярные художники

Содержание грозной бушующей эпохи, ее идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого художника-мыслителя Германии. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому, смелость больших начинаний, интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают его творчество.

Взволнованно воспринимая бурные события современности, Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнений, волевой энергии и раздумья. Наблюдая действительность, Дюрер убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер родился в Нюрнберге. С ранних лет в мастерской отца, золотых дел мастера, затем у художника Вольгемута и в годы странствий по немецким землям Дюрер впитал наследие немецкого искусства 15 века, но главным его учителем стала природа. Для Дюрера, как и для Леонардо, искусство представлялось одной из форм познания. Отсюда его необычайный интерес к природе, ко всему, с чем встречался художник во время путешествий. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Он создавал пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Его безупречно точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, интересовался естествознанием и гуманитарными науками. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. По возвращении в Нюрнберг, где Дюрер основал свою мастерскую, развернулась его многогранная деятельность. Он писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации видений Апокалипсиса.

Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор каллиграфических линий. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.

В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала. Используя привычную для тех времен технику ксилографии, Дюрер усиливал ее выразительность, вводя некоторые приемы гравюры на меди. Господствовавший ранее резкий контур рисунка, слабо заполненный параллельной штриховкой, он заменил более гибким рисунком, исполненным то утолщающейся, то утончающейся линией, вводил штрихи, ложащиеся по форме, применял перекрестные линии, дающие глубокие тени.

В 1500 году в творчестве Дюрера произошел перелом. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»). Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Объемность округлой, почти скульптурной формы подчеркнута как бы скользящими по поверхности поперек строения формы круглящимися штрихами. В живописно трактованный лесной пейзаж органически включены фигуры людей и животных, воплощающих различные символы.

Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции. Вместе с тем он ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства – черт проповедника, призывающего к самопознанию. Свободная композиция ранних автопортретов сменилась фронтальной, статичной, строго размеренными пропорциями, яркая красочность – приглушенно-коричневатым колоритом. Индивидуальные черты несколько идеализированы. Но напряженный взгляд, волны беспокойно извивающихся волос, нервный жест руки обнаруживают тревожность настроения. Ренессансная ясность представлений о людях этой эпохи уживалась с взволнованным восприятием мира. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506–1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок по подмалевку, исполненному в гризайли.

В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий, изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, богатства нюансов цвета, впечатления воздушности среды. В «Женском портрете» (1506, Берлин, Государственные музеи) Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков.

Изучение произведений итальянских мастеров привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, полным драматизма. Возникли три мастерские гравюры на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества. В традиционных сюжетах, исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. В гравюре «Святой Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг,– средоточие композиционных линий, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, ограждающих ученого от волнений и суеты мира. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки – дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике – напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания.

Меланхолия – это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь – предвестник сумерек и одиночества – усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. «Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).
Художественный язык Дюрера в гравюрах на меди тонкий и разнообразный. Дюрер применял параллельные и перекрестные штрихи, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы (гравюра «Святой Иероним») добивался поразительной прозрачности теней, богатства вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. К 1515– 1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта.

Большое место в творчестве Дюрера принадлежит портретам, исполненным в рисунке, гравюре и живописи. Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. В исполненном углем «Портрете матери» (1514, Берлин, Государственные музеи, Гравюрный кабинет) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.

В 20-х годах 16 века в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной эпохи крестьянских войн и Реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение вопи, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Таковы волевой, исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Хольцшуэр (1526, Берлин – Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка – остроиндивидуальны, исполнены внутреннего горения. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Это гражданственные образы поборников правды. Звучные цветовые контрасты одежд – светло-зеленого, ярко-красного, светло-синего, белого – усиливают экспрессию образов. Замыкая могучие, изображенные в рост фигуры, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, художник достигает духовной напряженности, выражения сдержанного величия. Это позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи.

Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттпас Грюневальд (1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Творчество Дюрера проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Биография Альбрехта Дюрера

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Творчество Альтдорфера

Живопись

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции - на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507-1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.

Автопортреты

С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера - средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

Рисунки

Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.

Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы.

Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию.

Библиография

  • Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2010. - 96 с. - (Из собрания Британского музея). - 3000 экз. - ISBN 978-5-366-00421-3.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. - Т. 1. - С. 297-314. - 544 с. - ISBN 5-7654-1889-9.
  • Бергер Я. Дюрер. - М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-88896-097-4.
  • Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. - М.: ООО «Магма», 2008. - 560 с. - 2000 экз. - ISBN 978-593428-054-4.
  • Брион М. Дюрер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - (Жизнь замечательных людей).
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 106-107. - ISBN 5-224-03922-3.
  • Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство: журнал. - 1937. - № 1.
  • Зарницкий С. Дюрер. - М.: Молодая гвардия, 1984. - (Жизнь замечательных людей).
  • Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. - М.: Книга, 1986. - 50 000 экз.
  • Львов С. Альбрехт Дюрер. - М.: Искусство, 1984. - (Жизнь в искусстве).
  • Либман М. Дюрер и его эпоха. - М.: Искусство, 1972.
  • Королёва А. Дюрер. - М.: Олма Пресс, 2007. - 128 с. - (Галерея гениев). - ISBN 5-373-00880-X.
  • Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер - учёный. 1471-1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
  • Розенфельд; Академия наук СССР. - М.: Наука, 1987. - 240, с. - (Научно-биографическая литература). - 34 000 экз. (в пер.)
  • Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. - М., 1929.
  • Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. - М.: Искусство, 1957. - Т. 1.
  • Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. - М.: Искусство, 1966. - 160 с. - 12 000 экз.
  • Нессельштраус Ц. Дюрер. - М.: Искусство, 1961.
  • Норберт В. Дюрер. - М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9794-0107-2.
  • Сидоров А. Дюрер. - Изогиз, 1937.
  • Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. - Пермь, 2004.